Наши партнеры

Ксеноновые лампы д1с

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЬЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 7, "ПРО"-"ПЬЕ")

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЁЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА (ПТУ) - в Рос. Федерации тип проф. школы. Созданы в 1958 в соответствии с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар. образования в СССР» путём преобразования ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) в гор. и сел. ПТУ. По реформе общеобразоват. и профшколы (1984) ПТУ были реорганизованы вместе с техническими училищами в единый тип уч. заведения - ср. проф.-тех. уч-ще (СПТУ). СПТУ готовили квалифициров. рабочих со ср. образованием (срок обучения для окончивших неполную ср. школу - 3 года, для выпускников ср. общеобразоват. школы - до 1 года). Они находились в непосредственном ведении местных органов проф.-тех. образования и создавались, как правило, на базе предприятий (в сел. местности - в каждом адм. р-не). В СПТУ на дневное обучение принимались граждане в возрасте до 30 лет, на вечернее обучение и в отд. группы по переподготовке - без ограничения возраста. В России с нач. 90-х гг. в условиях перехода к рыночной экономике осуществляется пересмотр орг. основ системы профессионально-технического образования. Возникли новые типы ПТУ: техн. лицеи, фермерские школы, коммерч. уч-ща, муниципальные колледжи и высш. проф. уч-ща, в к-рых уч. курсы строятся с учётом принципов непрерывного образования и регион, ситуации на рынке труда.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ - см. Противоэпидемические мероприятия.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ - один из принципов обучения. Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания.

В практике обучения еще нередко средством П.у.з. и формирования умений и навыков служит изложение преподавателем большого по объему материала и многократное повторение его учащимися. Однако перегрузка памяти различными теоретич. и практич.знаниями и длительные упражнения по их запоминанию не всегда ведут к прочным знаниям Опора преимущественно на механич. запоминание, без глубокого осознания внутр закономерностей и логич.последовательности в системе усваиваемых знаний - одна из причин формализма в обучении.

Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему На это отношение влияют, в частности, заинтересованность ученика и значение, к-рое имеет для него изучаемый материал В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться более продуктивным, чем произвольное

Уч. процесс должен быть организован так, чтобы у школьников возникла потребность длительно сохранять усваиваемые знания и формируемые умения и навыки, а также приёмы их применения на практике. Потребность в приобретении знаний, осознание их важности и жизненной необходимости достигается в результате глубокого проникновения в систему понятий и закономерностей каждой уч. дисциплины, понимания логики науки и путей использования знаний.

Основой прочных знаний является их систематичность и последовательность. В системе той или иной науки всегда имеются знания более общего и более частного характера. Это соотношение определяет структуру учебного предмета. В его содержании выделяются осн. понятия и закономерности, последоват. овладение к-рыми формирует систему знаний данной науки. Однако необходимо изучение и более частных закономерностей и фактов, т. к. оперирование ими (на стадии усвоения) помогает формированию осн. знаний, уточняет, дифференцирует, обобщает их. Если частные понятия и факты, а также спец. умения впоследствии будут утрачены учащимися, они могут быть восстановлены в том случае, когда учащиеся прочно овладели системой обобщённых знаний и умений.

Важным условием П. у. з. является правильная организация запоминания и повторения. В одних случаях внимание обращается на закономерную последовательность в изложении материала, в других - акцент делается на осн. выводах и подборе примеров, их иллюстрирующих, и т. д.

Аналогично используется и система упражнений по закреплению знаний и умения: решение задач с применением одной и той же формулы, но с разными числовыми значениями, проблемные ситуации, задания, требующие переноса усвоенных знаний в новые условия, и т. д. Прочно усваиваются знания и умения, добытые учащимися самостоятельно, при выполнении исследоват., поисковых, творческих заданий.

Лит.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M; Куписевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986.

ПСИХИАТРИЯ ДЕТСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОГЕНЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОГИГИЕНА

ПСИХОГИГИЕНА (от греч. psyche - душа и hygieinos - целебный), наука о сохранении и укреплении нервно-психич. здоровья человека; занимает пограничное положение между общей гигиеной и психологией. Изучает социальные, бытовые, производств., психол. и др. условия, способные оказать положит. или отри-цат. влияние на психич, развитие и состояние человека, работоспособность и продолжительность жизни. П. - науч. основа создания условий для гармоничного формирования личности, раскрытия возможностей и способностей, осуществления здорового образа жизни, оказания ранней психол. и психотерапевтич. помощи в кризисные периоды жизни. Возрастная П. на основе данных дет. психологии изучает условия нормального психич. развития детей, анализирует роль возрастных особенностей и средовых факторов в возникновении отклонений. Так, установлены механизмы возникновения негативизма в кризисных возрастах, причины склонности подростков к истерич. и шизоидным реакциям в неблагоприятных условиях воспитания и т. п. Значит. внимание уделяется воспитанию детей, отличающихся нервно-психич., физич. и соматич. ослабленностью, профилактике неврозов и предотвращению психич. травм у детей. В зрелом возрасте особую важность приобретают вопросы адаптации к действию стрессовых факторов, упрочения здоровья и предупреждения угрожающих жизни и психич. здоровью заболеваний. П. семьи изучает условия её сохранения, психол. совместимости супругов, предупреждения конфликтов и разводов. С ней тесно связана П. половой ж и з-н и. Осн. задача П. обучения - разработка способов рационализации процесса обучения в ср. и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психич. перегрузок). Гл. внимание уделяется рациональному использованию имеющихся сил и возможностей, нахождению индивидуального предела усвоения информации, способам снятия умственного утомления. Аналогичные задачи стоят и перед П. труда, если он носит умственный характер. Как для умственного, так и для физич. труда актуально изучение соответствия труда возможностям человека, нахождение оптимального ритма труда и отдыха (психофизиол. аспект), удовлетворённости трудом, рабочим местом, окружающей обстановкой (психол. аспект), микроклиматом в коллективе (социально-психол. аспект).

Обширной является область специальной П.: военной, авиационной, спорта и т. д. Всё большее распространение получает интегративная область П. - т. н. психология человеческих взаимоотношений. Она привлекает внимание к конфликтам и разобщённости между людьми как источникам стресса, необходимости гуманизации отношений, культуре общения, дружбе, сотрудничеству в противовес авторитарности, нетерпимости, вражде и др. проявлениям агрессивных чувств.

Реализация идей П. одновременно служит и целям психопрофилактики - предупреждения нервно-психич. заболеваний. Система психогигиенич. и психопро-филактич. мероприятий включает науч. анализ причин и механизмов развития нервно-психич. заболеваний; выявление групп повышенного риска в нервно-психич. отношении; диспансеризацию лиц с нервно-психич. отклонениями; организацию (помимо психиатрической) психол. и психотерапевтич. помощи населению, в т. ч. «телефонов доверия», кабинетов П. и психопрофилактики в рамках шк. психол. службы, центров психол. разгрузки на предприятиях, семейных консультаций и т. п. Важной задачей П. в школе является последовательное формирование у детей и подростков активных социально ценных установок, проф. ориентация, способствующая реализации этих установок, а также психогигиенич. просвещение и обучение спец. методам управления собств. психич. состоянием и самочувствием.

Распространение психогигиенич. идей и навыков зависит от социально-экон., социально-психол. и культурного уровня развития общества. Претворение в жизнь принципов П. и психопрофилактики позволит не только создать практич. условия для всестороннего формирования личности человека, но и уменьшить заболеваемость неврозами - наиб. распространённым и социально прогрессирующим видом нервно-психич. патологии.

Лит.: О психогигиенич. работе в школе. Метод. письмо, М., 1961; Г с х т К., Психогигиена, пер. с нем., М., 1979; Психогигиена и психопрофилактика. Сб. тр., Л., 1983; Исаев Д. Н., Психопрофилактика в практике педиатра, Л., 1984; Психогигиена детей и подростков, М., 1985; Совр. формы и методы организации психогигиенич. и психопрофилак-тич. работы. Сб. тр., Л., 1985; Захаров А. И., Неврозы у детей, Л., 1988, гл. 5-6.

А. И. Захаров.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОТЕХНИКА

ПСИХОТЕХНИКА - направление в психологии, разрабатывавшее вопросы применения знаний о психике человека к решению практич. задач, преим. связанных с трудовой деятельностью; по своему содержанию и методам в Значит. части совпадала с психологией труда. П. возникла в нач. 20 в. Термин «П.» был предложен В. Штерном в 1903. В 1908 Г. Мюн-стербергом предпринята попытка оформить П. как науку, определив её содержание и методы. В задачи П. включалось решение таких вопросов, как проф. отбор и проф. консультация, рационализация трудовых приёмов, борьба с проф. утомлением, аварийностью и травматизмом, создание психологически обоснованных конструкций машин и инструментов, психогигиена, психология воздействия (в частности, средствами рекламы), совершенствование методов производств. обучения. Теоретич. основой П. стала дифференциальная психология.

В СССР П. получила широкое распространение в 20-х - 1-й пол. 30-х гг. В 1920 создана лаборатория пром. П. Центр. ин-та труда, издавался журн. «Психофизиология труда и психотехника» (1928-34, с 1932 «Сов. психотехника»), в 1927 осн. Всерос. психотехн. об-во (с 1931 Всес. психотехн. об-во). Проводились исследования разл. видов труда с профессиогра-фич. целью, т.е. с целью выявления тех психич. процессов, к-рые участвуют в выполнении нек-рой трудовой деятельности, выяснения их роли, а следовательно, тех требований, к-рые в этом отношении должны предъявляться к людям, занятым или же собирающимся заняться этим видом труда. Одним из методов получения таких психол. характеристик - психограмм - стал т. н. трудовой метод. заключавшийся в предварит. овладении изучаемой трудовой деятельности самим психологом. Нек-рые исследования, выполненные в русле П., имели важное прикладное значение. Ряд исследователей исходили из одностороннего понимания психол. фактора как совокупности индивидуальных особенностей, проявляющихся только в труде; проводимый с этих позиций проф. отбор на деле оказывался иногда не только несостоятельным, но и вредным для развития личности. В психотехн. практике широко применялся метод тестов, однако тестовые испытания проводились в отрыве от анализа конкретно-ист. условий формирования личности, что порождало расхождение между результатами испытаний и фактич. пригодностью тестируемых к определённой профессии. Это повлекло широкую критику П., завершившуюся свёртыванием психотехн. исследований и ликвидацией психотехн. учреждений. В дальнейшем содержание П., её проблемы и методы вошли в сферу психологии труда, инж. психологии. В совр. отеч. психологии термин «П.» употребляется в основном в ист. контексте, за рубежом идентичен понятию «прикладная психология».

Лит.: МюнстербергГ., Основы психотехники, пер. с нем., ч. 1-2, М., 1924-252; Трудовой метод изучения профессий, под ред. И. Н. Шпильрейна, М., 1925; Баумгар-тен Ф., Психотехника, M.; Гел-лерштейн С. Г., Психотехника, [М.], 1926; Левитов Н. Д., Психотехника и проф. пригодность, М., 1928; Руководство по психотехн. проф. подбору, под ред. И. Н. Шпильрейна, М.-Л.,1929; Выготский Л. С., Проблема высших интеллектуальных функций в системе психотехн. исследования, в кн.: История сов. психологии труда, М., 1983; История сов. психологии труда. Тексты, под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой, М., 1983; Giese F., Theorie der Psychotechnik, Braunschweig, 1925. А. В. Петровский.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ - область психологии, изучающая нервные механизмы психич. деятельности. Занимает пограничное положение между нейрофизиологией и общей психологией.

Термин «П.» был предложен ок. 1830 франц. философом Н. Массиасом; первоначально использовался наряду с понятием «физиол. психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиол. методы (И. Мюллер, Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.). Гл. задачей П. является причинное объяснение психич. явлений путём раскрытия лежащих в их основе нейрофизиол. механизмов. В совр. П. наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и искусственной стимуляции мозга) в исследоват. практике распространены электрофизиол. методы (электроэнцефалография и др.), а также ма-тем. способы обработки эксперим. данных.

В рамках П. выделяются отд. направления: П. органов чувств, П. организации движений, П. памяти и обучения, П. речи, П. мотивации и эмоций и др. Особое направление представляет дифференциальная П., изучающая физиол. основы индивидуально-психол. различий. Исследования в этой области способствуют развитию психодиагностики интеллектуальных способностей, темперамента и др. Достижения П. используются в клинич. практике, в построении кибернетич. моделей психич. процессов, а также в прикладных областях психологии (психогигиене, эргономике, психологии спорта и др.).

Лит.: НебылицынВ. Д., Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии, ВП, 1971, № 6; с г. о ж е, Психофизиол. исследования индивидуальных различий, М., 1976; Бехтерева Н. П., Нейрофизиол. аспекты психич. деятельности человека, Л.; Гуревич К. М., Проблема социального и биологич. в дифференциальной психофизиологии, в кн.: Соотношение биологич. и социального в человеке, под ред. В. М. Банщи-кова, Б. Ф. Ломова, М., 1975; ЛурияА. Р., К проблеме психол. ориентированной физиологии, в кн.: Проблемы нейропсихологии. Психофизиол. исследования, под ред. Е. Д. Хом-ской и А. Р. Лурии, М., 1977; А. Р. Лурия и совр. психофизиология, в кн.: А. Р. Лурия и совр. психология, под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник, [М.], 1982, разд. III.

ПУНИ АВКСЕНТИЙ ЦЕЗАРЕВИЧ

ПУНИ АВКСЕНТИЙ ЦЕЗАРЕВИЧ - [1(13).12.1898, Вятка, - 21.4.1985, Ленинград], психолог, основоположник отеч. психологии спорта. Внук итал. композитора Ц. Пуни (1802-1870). Д-р пед. наук (1952), проф. (1953). Спортом увлёкся в годы обучения в гимназии; в 1914 организовал об-во «Спорт» для учащейся молодёжи; в 1917 возглавил «Об-во любителей спорта» в Вятке. В 1917- 23 служил в Красной Армии. После окончания Ленингр. ин-та физич. культуры им. П. Ф. Лесгафта (1932) работал там же. В 1946/47 уч. г. ввёл лекционный курс «Психология физич. воспитания и спорта», ставший впоследствии обязательным предметом в подготовке спортивных педагогов, тренеров, преподавателей физкультуры.

П. впервые в отеч. науке представлена психол. характеристика спортивной деятельности, установлена единая закономерность общего и специализированного развития свойств личности и психомоторных качеств в процессе занятий физич. культурой и разл. видами спорта. На основе эксперим. исследований П. разработана теория навыка, его природы, особенностей и закономерностей формирования. Изучал психол. основы технической, а также волевой подготовки спортсменов, в частности вопросы психол. готовности к соревнованиям.

Соч.: Роль представлений в формировании двигательных навыков, Л., 1957; Очерки психологии спорта, М., 1959; Волевая подготовка юных спортсменов, М., 1961; Психология физич. воспитания и спорта, ч. 1-2, М., 1973; Психология, М., 1984. В. Б. Помелев.

ПУНКТУАЦИЯ

ПУНКТУАЦИЯ (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка), 1) часть грамматики, совокупность правил постановки знаков препинания в письменной речи; 2) расстановка знаков препинания в соответствии с этими правилами. Система совр. рус. П. складывалась с 18 в. на основе достижений в разработке теоретич. вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса. Система П. обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистич. особенностями.

В рус. П. выделились 3 осн. направления: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф. И. Буслаев, к-рый считал, что « знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». В отеч. русистике смысловое понимание основ рус. П. нашло выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Синтаксич. направление в теории П., получившее широкое распространение в практике её преподавания, исходит из того, что знаки препинания в первую очередь делают наглядным синтаксич. строй речи, выделяют отд. предложения и их части. Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психол. расчленение речи (А. М. Пешковский). Несмотря на расхождение во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции П. как важного средства оформления письменной речи: знаки препинания указывают на её смысловое членение. Вместе с тем в Значит. степени рус. П. строится на синтаксич. основе, а в ряде случаев связана также с интонацией (особенно при чтении диктуемого текста).

Обучение П. в школах Рос. Федерации начинается уже в 1-м классе, когда учащиеся знакомятся с предложением. Затем они овладевают логич. ударением, интонацией не только повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, но и интонацией прямой речи; знакомятся с правилами употребления точки, вопросит, знака и запятой и пр. На заключит. стадии нач. обучения знания учащихся по синтаксису и П. приводятся в нек-рую систему. При изучении П. в нач. классах обращается внимание на выразительность чтения, на соответствие между интонацией и П. и пр. На уроках русского языка при изучении морфологии и орфографии работа над П. продолжается в практич. плане; сисТематич. курс П. изучается параллельно.

Для выработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изучении морфологии и орфографии систематически повторять (с нек-рым углублением) сведения по П., полученные учащимися ранее. При изучении синтаксиса учитель должен связывать изучение П. с наблюдением над паузами и интонацией. Знаки П. - это не только показатели грамматич. структуры предложения, но и знаки выразительности речи. Необходимо научить детей правильно ставить знаки и «читать» их. Выработке навыков «чтения» знаков препинания способствует интонационно-смысловой анализ текста. Выбор нужного знака требует одновременно знания пунктуационного правила и умения производить логико-синтаксич. анализ предложений. Эти умения вырабатываются при систематич. использовании пунктуационных знаков в процессе письма.

Для развития пунктуационных навыков применяются: пунктуационный разбор - объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрывках или отд. предложениях, сопровождаемое синтаксич. анализом; установление смысловых отношений между отд. членами и составом простых и сложных предложений; письмо заученного наизусть с предварит. разбором П.; расстановка знаков препинания в специально подготовленном тексте и т. д. Изложения, диктанты разных типов, сочинения помогают учащимся глубже осмыслить необходимость употребления тех или иных синтаксич. конструкций и пунктуационных знаков.

Лит.: Ломизов А. Ф., Обучение пунктуации в ср. школе, М., 1975; Блинов Г. И., Методика пунктуации в школе, М., 1978; Рамзаева Т. Г., Львов М. Р., Методика обучения рус. языку в нач. классах, М., 1979; Совершенствование методов обучения рус. языку, М., 1981.

ПУРИШЕВ БОРИС ИВАНОВИЧ

ПУРИШЕВ БОРИС ИВАНОВИЧ - [28.3(10.4). 1903, Москва, - 2.4.1989, там же], литературовед, педагог, дер филол. наук (1951), проф. (1955). Окончил Высшие лит.-худож. курсы им. В. Я. Брю-сова (1925). Был аспирантом В. М. Фриче в Ин-те языка и лит-ры РАНИОН (1926-29). С 1926 преподавал зарубежную лит-ру в вузах Москвы, в т. ч. ок. 60 лет - в МГПИ им. В. И. Ленина. Был на науч.-пед. работе в Ин-те красной профессуры (1934-38), в МИФЛИ (с 1935; с 1938 филол. ф-т МГУ). С началом Вел. Отеч. войны вступил в Моск. , ополчение. В окт. 1941 попал в окружение под Вязьмой и оказался в нем. плену. В июне 1943 бежал из плена и примкнул к киевскому антифаш. подполью. После освобождения Киева (нояб. 1943) и, о. профессора в Киевском ун-те. В 1945 продолжил пед. деятельность в МГПИ, МГУ (до 1949) и научную - в ИМЛИ АН СССР (до 1956). Был членом уч.-метод. комиссий по лит-ре Мин- в просвещения РСФСР и СССР. Чл. редколлегии серии «Литературные памятники». Участник подготовки энциклопедий: Большой Советской (2 и 3 изд.), Литературной (1928-39), Краткой литературной (1962-78).

Первая книга П. - «Гёте» опубл. в 1931. Монография «Очерки истории древ-нерус. монументальной живописи со 2-й пол. XIV в. до нач. XVIII в.» (1941, совм. с Б. М. Михайловским) - одна из фундаментальных отеч. работ по европ. ср.-век. эстетике. Гл. труд П. - «Очерки нем. лит-ры XV - XVII вв.», в к-рых он раскрыл специфику лит. процесса в Германии в связи с явлениями культуры, полит. и воен. конфликтами, нар. движениями. Автор крупных глав в науч. издании «История нем. лит-ры» (т. 1-2, 1962-63), монографич. разделов в «Истории всемирной лит-ры» (т. 3-4, 1985-87).

П. - создатель первых хрестоматий для ун-тов и пед. вузов по заруб. лит-ре ср. веков (1953), эпохи Возрождения (1940), 17 в. (1940), 18 в. (1970), выдержавших по неск. переизданий, а также хрестоматии по всемирной лит-ре 20 в. (1981; совм. с Н. П. Михальской). Благодаря тщательно разработанному науч.-справочному аппарату эти книги целостно воссоздавали ист.-лит. контекст эпохи и для неск. поколений студентов-филологов оставались осн. пособиями по заруб. лит-ре, заменяя редко издававшиеся соответствующие учебники. Автор вузовской программы по зап.-европ. лит-ре от средних веков до 17 в. (1952), отличавшейся широким культуро-логич. подходом к анализу худож. произведений и связи лит. творчества с др. видами иск-ва.

Лит. III т с и и А., Хрестоматия по зап.-европ. лит-ре XVII в., «Литературное обозрение», 1940, № 23; В с p ц м а и И. Е., Ценное исследование, «Иностр. лит-ра», 1956, № 6; Борис Иванович Пуришев. [Некролог], «Науч. доклады высшей школы», Филол. науки, 1989, № 7. Н. П. Михальская, С. Н. Травников.

«ПЧЕЛА»

«ПЧЕЛА» - греко-византийский сборник изречений и кратких ист. анекдотов. В Византии использовался в процессе обучения детей. Переведён на Руси не позднее 12-13 вв. Пространная редакция, восходящая к одной из версий «фло-рилегия» («Пчелы») Максима Исповедника, состоит из 71 главы и содержит более 2500 изречений. Каждая глава включает 2 части: цитаты из книг Священного Писания и из изречений отцов церкви, антич. философов и писателей («внеш. философов»). Авторство многих изречений вымышленно или приписывается др. лицам.

Ряд глав в сборнике затрагивает пед. тематику: «О мудрости», «О учении и беседе», «О наказании» (т.е. о воспитании, поучении), «О любомудрии и учении детей», «О чести (почитании) родителей», «О старости и юности», «О памяти» и др. В главе «О жизненной добродетели и злобе» подобраны изречения, рисующие воспитательный идеал христианина. Изречения «П.» в сжатой форме выражают суть многих пед. заповедей и понятий, свойственных европ. культуре античности и средневековья и в то же время носящих общечеловеческий, вневременной характер.

Многие изречения посвящены прославлению мудрости. Но истинная мудрость непременно сочетается с добродетелью; поэтому к учителю в первую очередь предъявляются нравств. требования: «Не тако можеши словом учити и привлеши к себе слушающих, аки нравом благим». Для достижения мудрости необходимо учение. В учении помогают книги, их значение в жизни человека неоднократно подчёркивается.

Изречения «П.» с разных сторон освещают учительский труд: акцентируется значение личного примера и таланта учителя, а также способностей ученика. Встречаются замечания о методах обучения: «Насильно учение не может твердо быти, с радостью же и веселием входя, твердо прилежит к душам внимающих».

«П.» пользовалась популярностью на Руси вплоть до 18 в., её тексты часто встречаются в сборниках в соседстве с др. сочинениями на пед. темы. Содержащиеся в сборнике изречения использовались в ориг. произведениях древне-рус, лит-ры, превращались в пословицы.

Публ.: Семенов В. С., Др. рус. «Пчела» по пергаменному списку, СПБ, 1893; Сперанский M. H., Переводные сборники изречений в славянорусской письменности. Исследования и тексты, М., 1904; «Пчела», в кн.: Памятники лит-ры Др. Руси. XIII век, М., 1981, с. 486-519.

Лит.: Адрианова-Перетц В. П., Человек в учительной лит-ре Др. Руси, ТОДРЛ, 1972, т. 27, с. 3-68; Словарь книжников и книжности Др. Руси, в. 1 (XI - первая пол. XIV в.), Л., 1987, с. 382-87; Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до кон. XVII в., М., 1989, с. 135-40. О. Е. Кошелева.

ПШИХОДА ВАЦЛАВ

ПШИХОДА ВАЦЛАВ (7.9.1889, Сани, близ Подебради, - 18.11.1979, Прага), чеш. педагог, психолог, проф. (1945). Окончил Пражский ун-т (1914). Преподавал иностр. языки в ср. школах Чехии. Под влиянием О. Хлупа и Я. Крей-чи заинтересовался теоретич. проблемами педагогики. В 1922-26 стажировался за границей, в т. ч. у Э. Торндайка и Дж. Дьюи (США), Э. Мёймана (Германия). С 1928 организовывал в Чехословакии эксперим. школы, где провёл масштабные обследования освоения грамоты, нач. уч. умений школьниками. В кн. «Рационализация шк. дела» (1930) обосновал необходимость и осн. пути реформ чехосл. системы образования. Гл. их целью считал внедрение единой школы, противодействующей, по убеждению П., социальной несправедливости. Обучение детей в возрасте 5-18 лет предусматривал на последоват. ступенях: вводной школе (5 лет по программам дошк. и нач. подготовки), «комениуме» (4 года), «атенеуме» (4 года, с широкой внутр. дифференциацией уч. курсов и предметами по выбору). Предложил комплекс мер по рационализации нач. обучения (кн. «Глобальный метод», 1934), повышению мотивации учения и других, близких идеям трудовой школы, метода проектов, индивидуализации обучения. Многие его предложения получили признание учительства, но полномасштабная реформа не была осуществлена. П. стал известен также как методист. по изучению иностр. языков: по его идеям были составлены программы, методики и учебники. В области пед. теории разрабатывал проблемы пед. психологии. Рассматривал педагогику как естеств.-эмпи-рич. науку, оперирующую количеств, и инструментальными методами. Учителей считал науч. работниками, к-рым профессионально необходимо высшее образование.

После 1945 преподавал в Карловом унте в Праге. В нач. 50-х гг. идеи П. по преобразованию чехосл. школы 30-х гг. стали рассматриваться как пед. реформизм, за к-рым скрывается реформизм политический, и были официально осуждены. П. сосредоточил свои исследования на проблемах психологии. «Онтогенез человеческой психики» (т. 1-4, 1963-74) остаётся крупнейшим чеш. трудом в этой области.

Соч.: Teorie skolskogo mefeni, Praha, 1936; Praxe skolskego mefeni, Praha; 1936; Narodni filosofie vychovy, Praha, 1948; Uvod do pedago-gicke Psychologie, Praha, 1954.

Лит.: С ach J., Nekolik pffpravnych pohledu na hodnoceni odkazu Vaclava Phhody, Pedagogika, 1985, №2;Vanova R., Skolska reforma v CSR ve 30. letech, Praha, 1994.

P. Ванёва.

ПЫШКАЛО АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

ПЫШКАЛО АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 23.5.1919, Москва), педагог, ч.-к. РАО (1993; ч.-к. АПН СССР с 1985), д-р пед. наук (1976), проф. (1977). Окончил физ.-мат. ф-т МГЗПИ (1952). Преподавал математику в Моск. , школе-интернате № 30, одновременно работал методистом по математике в МП РСФСР (1955-57), в Моск. . гор. ИУУ (1958-59). С 1960 в НИИ содержания и методов обучения АПН (с 1992 - НИИ общеобразоват. школы РАО); с 1968 зав. лабораторией, с 1991 гл. науч. сотрудник. Исследовал структуру и закономерности функционирования метод. системы обучения, особое внимание уделив дидактике и методике нач. образования, в т. ч. обучения математике. Рассматривая эти вопросы как широкие и перспективные психол. и дидактич. проблемы, содействовал преодолению традиц. изолированности нач. обучения от систематического на ср. и старшей ступени школы. Участник разработки совр. концепции нач. обучения, в т. ч. построения школы с началом обучения с 6-летнего возраста. Автор работ по актуальным вопросам теории и практики обучения: монографий, учебников для школы, учебных и метод. пособий для учителей и студентов пед. уч. заведений, уч.-наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов по математике. Редактор и составитель сб. статей «Учебно-наглядные пособия по математике» (в. 1-6,1962-81). Среди трудов П. -монография «Геометрия в 1-4 классах», пособие «Методика обучения элементам геометрии в нач. классах», учебник «Математика в нач. классах» (ч. 1-3, 1968-71, соавт.), кн. «Теоретич. основы нач. курса математики» (1974, соавт.). Разрабатывал также проблемы проф. подготовки учителей.

Соч.: Математика, 4 кл., ч. 1-2, М., 1977 (соавт.); Актуальные проблемы методики обучения математике в нач. классах, М., 1977 (соавт.), Методика обучения математике в I-III классах, M. (соавт.); Дидактика нач. обучения, М. 1977 (ред.); Преемственность в обучении математике, М., 1978 (сост.); Нач. обучение, М., 1982; Совершенствование обучения мл. школьников, М., 1984 (соавт.); Обучение и воспитание детей с шестилетнего возраста в школе, М., 1987 (соавт.); Основы нач. курса математики, М., 1988 (соавт.); Концепция нач. образования, М., 1990-91.

ПЬЕРОН АНРИ

ПЬЕРОН АНРИ (18.7.1881, Париж, - 6.11.1964, там же), франц. психолог. Учился в Сорбонне у Т. Рибо и П. Жане. В 1912-52 директор психол. лаб. Сорбонны (сменил на этом посту А. Бине). С 1923 проф. в Коллеж де Франс. Основатель Ин-та психологии (1921) и Нац. ин-та труда и профориентации (1928). В годы фаш. оккупации участвовал в Движении Сопротивления.

В нач. период своей деятельности рассматривал психологию как биол. науку о поведении человека и животных; все психич. явления оценивал как элементы приспособит, поведения в определённой среде. Стержень психич. жизни - индивидуальный «опыт», механизмы приобретения, переработки и использования к-рого, а также законы функционирования мышления, восприятия и т. д. основаны на рефлексе, нервной ассоциации. Эти представления П. обусловили защиту им объективного метода в психол. исследовании - выявление закономерностей психич. деятельности через изучение реакций организма в варьируемых условиях. В дальнейшем уделял внимание роли социальных воздействий на психич. функции, формированию психики под влиянием социальной среды. Принцип обусловленности психики человека его взаимоотношениями с др. людьми П. положил в основу критики расистских теорий, доказывая равенство способностей всех людей к усвоению достижений цивилизации. Вёл исследования по широкому кругу проблем психологии. Осн. труды по психофизиологии ощущений.

Соч.: Technique de psychologie experimen-tale, Р., 1904; Le cerveau et la pensee, Р.; Le developpement mental et lintelligence, P., 1929; Revolution de la memoire, P., 1929; Voca-bulaire de la psychologie, Р.; Psychologie experimentale, P., I960; The Sensation, L., I9603; Lhomme, rien que lhomme, P., 1967.

Предыдущая страница Следующая страница