Наши партнеры

Recircular-office.ru - Купить рециркуляторы и облучатели.

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕК"-"РОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕК"-"РОЛ")

РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА

РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА - проф.-тех. учебные заведения для подготовки квалифициров. рабочих в СССР. Созданы в 1940 вместо школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). одновременно со школами фабрично-заводского обучения. Р. у. готовили металлургов, химиков, горняков, нефтяников, работников морского и речного транспорта, предприятий связи и т. д. Близкими Р. у. по характеру были железнодорожные уч-ща (в них учились преим. дети из семей работников ж.-д. транспорта), готовившие помощников машинистов, слесарей по ремонту подвижного состава, бригадиров по ремонту путей и др. Срок обучения в училищах - 2 года. Принимались юноши и девушки в возрасте 14-15 лет с 7-летним образованием, в основном из гор. молодёжи. Первый набор (1940). проводился добровольно, затем - в порядке мобилизац. призывов. Уч.-метод. документация базировалась на уч. планах и программах быв. школ ФЗУ. В 1940 открыто 600 Р. у. и 120 ж.-д. уч-щ.

Подростки находились на гос. обеспечении. В Вел. Отеч. войну мн. уч-ща эвакуировались на Восток. С 1943 действовали спец. Р. у. для детей партизан, воинов, погибших на фронте. В них учащиеся получали проф. подготовку и законченное 7-летнее образование. В Р. у. был накоплен значит. метод, опыт совмещённого с производств, деятельностью проф. обучения. На средства от воскресников, в к-рых участвовали учащиеся Р. у., построены танковая колонна, звено истребителей, 3 торпедных катера. В 1941-45 ремесленные и ж.-д. уч-ща подготовили 87,4 тыс. рабочих.

В 1941 было св. 1,5 тыс. уч-щ (602 тыс. учащихся), в 1946 - св. 2,4 тыс. (603 тыс.), в 1955 - св. 3,1 тыс. (753 тыс.). В 1958 Р. у. преобразованы в профессионально-технические училища. За 1940- 1958 Р. у. подготовили ок. 11 млн. рабочих.

Лит.: Очерки истории проф.-тех. образования в СССР, М., 1981 Э. С. Котляр.

РЕПКИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

РЕПКИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 25.12.1927, Николаев), психолог, педагог, лингвист, канд. психол. наук (1966). Окончил филос. отделение Майкопского пед. ин-та (1949). и психол. отделение филос. ф-та МГУ (1957). В 1949-52 работал учителем рус. языка в Майкопе, в 1957-62 - на Сахалине. В 1963-83 возглавлял лабораторию уч. деятельности в школе № 17 (г. Харьков), затем до 1987 заведовал кафедрой рус. языка в Харьковском ин-те коммунального х-ва. С 1989 руководитель науч.-метод, центра «Развивающее обучение».

Психол. воззрения Р. сформировались под влиянием науч. школы Л. С. Выготского. Созданная Р. лаборатория включилась в эксперим. работу науч. коллектива Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, проводившего исследования в моек, школе № 91. Р. внёс значит. вклад в разработку теории уч. деятельности, выступил одним из создателей психолого-дидактич. системы развивающего обучения. В теории уч. деятельности разрабатывал проблему личной мотивации ребенка, проблему учебного целепола-гания и др.

В рамках этого подхода создал уч курс рус яз и соответствующие книги для нач и ср. школы, в т.ч. «Букварь», «Букваренок», учебники для 1-3-х, 5-6-х и 8-го классов (1988-94). Осуществил перевод системы развивающего обучения из эксперим. условий в практику массовой школы, разработал ориг. способы переподготовки учителей и методистов, способных использовать систему развивающего обучения

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (от франц reproducuon - воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий P м называют также инструктивно-репродуктивным, т к непременная черта этого метода - организация деятельности учащихся по воспроизведению действий с помощью инструктажа и предъявления заданий Путем P м формируются у учащихся навыки и умения пользоваться приобретенными знаниями От трудности задания и от способностей ученика зависит необходимость повторения этой уч работы.

P м предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя Дидакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся Помимо устных объяснений и показа приемов работы используются письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов, а на уроках труда - тренажеры, позволяющие быстро овладеть действиями

По мере увеличения объема знаний возрастает частота применения P м в сочетании с информационно-рецептивным Но при любом варианте сочетания этих методов информац -рецептивный принципиально предшествует P м

Определенную роль при осуществлении P м может играть алгоритмизация обучения Одно из средств реализации P м - программированное обучение. P.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн.мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т.д. ), но не гарантирует творческого развития способностей Эта цель достигается др методами обучения, напр. исследовательским методом

Лит Махмутов М И, Проблемное обучение, М, 1975, Лернер И Я Дидактические основы методов обучения, М, 1981, Дидактика средней школы, M, 19822

И Я Лернер

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ

РЕФЛЕКСОЛОГИЯ - направление в рус психологии нач 20 в Создателем и признанным лидером ее был В М Бехтерев («Основы рефлексологии», 1920). Становление рефлексологич. учения происходило под влиянием идей И М Сеченова о рефлекторной природе психики, а также развития физиологии P отразила эволюцию воззрений Бехтерева от попыток найти способы точного, строго науч. исследования психики к отказу от изучения ее как, якобы, неподдающейся объективному рассмотрению, и замене психики как предмета психологии ее внеш. проявлениями. Такое изменение было своеобразной реакцией на господствовавшие в мировой психол. науке кон 19 - нач 20 вв интроспекционистские взгляды на природу психического и способы ее изучения. Бехтерев был одним из наиб. последовательных их критиков. Стремясь преодолеть дуализм в соотношении психич. и физиол. явлений с позиций последоват материалистич монизма, он пришел к выводу о существовании единого нервно-психич. процесса. Соответственно осн. единицей анализа нервно-психич. деятельности становился рефлекс, определяемый как «жизненный атом», элементарный акт поведения, универсальный динамич механизм, лежащий в основе всех реакций человека Деятельность человека, сколько бы сложной она ни была, для Бехтерева выступала совокупностью рефлексов, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации Исходя из этого, задачи P он видел в изучении актов поведения личности (т с всех ее рефлексов). в их опосредованности внеш. раздражителями и внутр. нервно-психич. процессами в организме Психология как наука заменялась P. Расчистив путь для развития объективного подхода к изучению психич. явлений, Б в то же время не сумел противопоставить интроспекцио-нистским идеям новый взгляд на природу психики. Отказавшись от субъективного ее понимания, он одновременно отказался от изучения психики и сознания вообще и обратился к исследованию поведения.

P задумывалась и создавалась как комплексное учение, включающее в себя систему дисциплин (генетич P, коллективная P, индивидуальная P и т.д. ), связанное с естествознанием и обществоведением Комплексная стратегия исследования поведения отразилась в структуре созданных Бехтеревым науч. учреждений - Психоневрологич. ин-та, Ин-та мозга и психич. деятельности P оказала существенное воздействие на смежные с ней области знания, в т.ч. педагогику и пед. психологию Центром генетич P был первый в России Педологич. ин-т (осн. Бехтеревым в 1922), ставящий задачу всестороннего систематич. изучения ребенка как регистрации всех его рефлексов В ин-те был собран разнообразный материал об особенностях психич. развития ребенка, разработаны методы его объективного изучения В рамках коллективной Р. впервые в отеч науке исследованы предпосылки и условия возникновения социальных общно-стей, особенности и закономерности группового взаимодействия, влияния группы на индивида

Как науч. направление P прекратила свое существование в нач 30-х гг В ходе развернувшейся после смерти Бехтерева рефлексологич. дискуссии критич оценке была подвергнута механистич трактовка психики и заложены основы ее интерпретации с позиций диалектич материализма В А Кольцова РЕФЛЕКСЫ, см Высшая нервная деятельность

РЕФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЧЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИБО ТЕОДЮЛЬ АРМАН

РИБО ТЕОДЮЛЬ АРМАН (18 12 1839, Генган, - 9 12 1916, Париж), франц. психолог и философ. Окончил мед. ф-т Сорбонны. С 1885 проф. там же, с 1888 проф. Коллеж де Франс, где был директором (1889). первой франц. психол. лаборатории. Основатель (1876). и редактор первого во Франции психол. жури. «Философское обозрение» («Revue philosophique»). Пред. 1-го Меж-дунар. психол. конгресса (Париж, 1889).

В объяснении психич. явлений Р. в основном примыкал к ассоциативной психологии. Решительный противник метафиз. и интроспективной психологии и сторонник естеств.-науч. методов (в т. ч. психопатологических), Р. стремился строить психологию как эксперим. науку на сравнительном и эволюционном принципах. Психология, по Р., в своей основе - биол. наука. Тем не менее Р. признавал, что высш. проявления психики обусловлены социально. Большое значение Р. придавал двигательным компонентам в психич. развитии и показал их роль в процессах внимания, мышления и творческого воображения. Р. считал искусственным традиционное деление психич. процессов на познавательные, эмоциональные и волевые и стремился показать их неразрывную связь.

Труды Р. охватили, по существу, все области психологии того времени (эмоции, воля, познават. процессы, характер, психология творчества, взаимоотношения общей и патологич. психологии, философии и психологии, психофиз. проблема, история психологии). В области дет. психологии был сторонником биогенетического закона как осн. концепции дет. развития. Однако господствовавший в нач. 20 в. эволюционно-биол. способ объяснения психич. развития Р. стремился дополнить культурно-историческим. Критикуя предложенный Г. С. Холлом метод вопросников, Р. противопоставлял ему метод тестов, позволяющий выносить суждение об умственном развитии детей не на основании того, что они сами о себе говорят, а исходя из реального выполнения ими специально подобранных заданий. Ряд работ Р., особенно в области внимания, памяти и эмоций, не утратил своего значения до сих пор. Его труды оказали влияние на целое поколение франц. психологов - А. Бине, П. Жане, А. Пеерона и др., предопределили осн. особенности франц. психологии, её тесную связь с физиологией и психопатологией.

Соч.: La vie inconsciente et les mouvements, P., 1914; в рус. пер. - Совр. англ. психология. (Опытная школа), М., 1881; Наследственность душевных свойств, СПБ, 1884; Болезни личности, М., 1887; Совр. германская психология. (Опытная школа), СПБ, 1895; Психология внимания, СПБ, 18973; Эволюция общих идей, М., 1898; Характер, СПБ, 1899; Аффективная память, СПБ, 18992; Опыт исследования творческого воображения, СПБ, 1901; Логика чувств, СПБ, [1905]; Психология чувств, К. - X., [1912]; Память в ее нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 19123; О страстях, Од., 1912; Воля в ее нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 1916.

Лит.: Рахманов В. В., Психология как наука о личности, СПБ, [б. г.]; Т у т у и дж я и О. М., Теодюль Рибо, ВП, 1961, № 2; Эксперим. психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 1-2, М., 1966; D u g a s L., Le philosophe Th. Ribot, P., 1924; Boring E. G., A history of experimental psychology, N. Y., [19502]. M. С. Роговин.

РИВЕС СОЛОМОН МАРКОВИЧ

РИВЕС СОЛОМОН МАРКОВИЧ - [6(18).6.1892, Умань Киевской губ., ныне Черкасской обл. Украины, - 6.7.1953, Москва], педагог, ч.-к. АПН РСФСР. (1945), проф. (1934), д-р пед. наук (1952). Окончил Высш. науч.-пед. курсы (1924). В первые годы после Окт. революции был одним из руководителей школы-коммуны и дет. городка в Одессе - дет. учреждений для беспризорных детей. С 1924 преподавал в АКВ им. Н. К. Крупской, др. пед. вузах; с 1938 в МГПИ им. В. И. Ленина; одновременно вёл н.-и, работу в н.-и, ин-тах Наркомпроса РСФСР. и АПН РСФСР. В последние годы жизни руководил лабораторией по изучению пед. наследия А. С. Макаренко в Ин-те теории и истории педагогики АПН РСФСР.

В одесской школе-коммуне создал на основе принципов гуманной педагогики ориг. воспитат. систему для детей, лишённых попечения родителей. Гл. звеном этой системы являлся дет. коллектив, к-рый строился на основе трудового воспитания, самообслуживания, творческой культурной жизни воспитанников. Р. - один из инициаторов введения отрядов - формы объединения в группы детей с одинаковым уровнем развития и интересами. Пед. выводы Р. обобщены в кн. «Опыт коммунистич. воспитания. От школы-коммуны к детскому городку им. Октябрьской революции» (1924, совм. с Н. М. Шульманом).

Разрабатывал вопросы дидактики, школоведения, истории отеч. педагогики после 1917. Его работы по вопросам новых методов и организац. форм обучения в кон. 20-х гг., в т. ч. кн. «Метод целевых заданий и Дальтон-план в школе I ступени» (1927), пользовались большой популярностью среди учительства. В последние годы жизни занимался исследованием проблемы воспитания учащихся в процессе обучения. Результаты этой работы, осуществлённой при участии ряда учителей, опубликованы посмертно в труде «Воспитание воли учащихся в процессе обучения» (1958). и представляют большой вклад в теорию воспитания и методику исследований пед. проблем.

Пропагандист идей Макаренко, способствовал их теоретич. развитию и претворению в практику школы.

РИСУНОК ДЕТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РИТОРИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОВЕН ПОЛЬ

РОВЕН ПОЛЬ (3.4.1837, Тулон, - 1.9. 1912, Швейцария), франц. педагог и обществ, деятель. После окончания нормальной школы _ (1861). преподавал в лицеях Рош-сюр-Йона и Бреста. В 1866 в Бельгии вступил в I Интернационал, для к-рого представил «Доклад об интегральном образовании», призывая «искать новую систему воспитания, при к-рой одновременно будут развиваться мыслящий ум и работающая рука». В содержание интегрального воспитания Р. включал знание науч. законов, способов их исследования, общее понятие о пром-сти и её совр. приёмах, теоретич. и практич. изучение орудий, развитие худож. чувства и т. д. В 1869 был выслан из Бельгии во Францию. С 1871 жил в Лондоне, участвовал в работе Ген. совета Интернационала. С 1879 инспектор нач. образования в Блуа, где через год создал Пед. об-во своих единомышленников. С 1880 возглавлял дет. приют Прево близ Кампюи в Уазе, откуда в 1894 из-за травли со стороны реакционеров ушёл в отставку.

Р. выступил с демокр. пед. программой. Подчёркивая «неоспоримое право» каждого на полное развитие всех своих творческих наклонностей, он утверждал, что в капиталистич. обществе личность лишена такого права, поскольку школа не даёт систематич. и разностороннего образования. Р. стоял за соединение теоретич. и практич. знаний, поощрение самодеятельности детей. Универсальным средством воспитания считал физич. труд. Обучение предлагал строить в общении с природой, на конкретном практич. уч. материале.

Свои пед. идеи Р. пытался реализовать в интернате Прево, к-рым руководил вместе с Ш. Делоном. До прихода Р. приют напоминал казарму. Благодаря Р. дети узнали заботу и дружеское участие. Он стремился воспитывать у учеников любовь к родине, мужество, доброту, честь, волю, уважение к труду. В интернате зародились отношения взаимного уважения и помощи. У малышей появились старшие опекуны. Здесь внимательно относились к здоровью и физич. развитию детей: рациональный режим питания, сна, закаливания, спорт, занятий. Был существенно активизирован уч. процесс по сравнению с обычной школой. На трудовое обучение отводилось ежедневно 5 ч. Ребята старше 10 лет поочерёдно знакомились почти с 20 ремёслами, специализируясь затем в одном из них. В интернате действовали с.-х. ферма, столярная, слесарная, кузнечная мастерские. 7 ч в день шли уроки по программе нач. школы, на к-рых систематически использовались различные уч. пособия (телескоп, барометр и пр.). Занятия проводились в поле, лесу, саду.

Практическая пед. деятельность Р. явилась одним из первых опытов демокр. воспитания.

Соч. в рус. пер.: Интегральное воспитание, в сб.: Свободное трудовое воспитание, под ред. Н. К. Лебедева, П.-М., 1921, с. 124-37.

Лит.: Кайданова О., Сиротский дом Прево и его создатель - Поль Робэн, «Свободное воспитание», 1907-08, № 10; III и л и и -к о в а М. Е., Из опыта работы Поля Робена в интернате Прево, СП, 1956, № 12; Ф p у м о в С. А., Пед. взгляды П. Робэна, в его кн.: Франц. школа и борьба за ее демократиза-цию.1850-1870, М., 1960, с. 518-33; Джу-ринскийА. Н., «Школьный вопрос» в рабочем и социалистич. движении Франции на рубеже XIX-XX вв., СП, 1984, № 9; О i г. о u d G., Cempuis. Education integrale, P., 1900; H u s s o n J., P. Robin, educateur, Cannes, 1949; Dommanget M., P. Robin, в его кн.: Les grands sociaiistes et leducation: de Platon a Lenine, P., 1970, p. 328-56.

РОВИД ХЕНРИК

РОВИД ХЕНРИК (12.11.1877, Жешув, - 1944), польск. педагог. В 1898 окончил учительскую семинарию в Жешуве и работал в нар. школах. В 1913-14 изучал педагогику и психологию в ун-те в Лейпциге, работал под руководством В. Вундта. В это же время в Кракове сотрудничал с Я. В. Давидом, к-рый оказал на него большое влияние. Был гл. редактором пед. журналов «Ruch Pedagogiczny» («Педагогическое движение», 1912-33). и «Chowanna» («Хован-на», 1933-39). Организатор и руководитель (с 1920). Гос. учительских курсов в Кракове, Варшаве и др. городах, к-рые стали первой в Польше формой высш. образования учителей нач. школ. Преподавал (с 1922). пед. психологию в Пед. студии Яге л донского ун-та и в Пед. ин-те в Катовице. Погиб в годы фаш. оккупации, вероятно, в Освенциме.

В области пед. теории занимался разработкой гл. обр. проблем пед. психологии (написал в Польше учебник пед. психологии, 1937-38), образования учителей. Пед. взгляды Р. наиболее полно отражены в написанной в 1926 книге «Творческая школа». Созданный им термин «творческая школа» был принят в польск. педагогике для обозначения польск. разновидности трудовой школы. Творчество Р. рассматривал как цель и средство воспитания. Творческая школа должна формировать общественную активность ребёнка, развивать его способности к участию в создании общественных благ и воспитывать гражданина. Для этого необходимы хорошо подготовленные учителя. Поэтому Р. предлагал создать пед. ин-ты, связанные с унтами, для них разработал программу теоретич. и практич. подготовки. Труды Р. оказали большое влияние на польск. педагогику 20-30-х гг.

Соч.: System daltonski w szkole powszech-nej, Warsz., 19333; Psychologie pedagogiczna, cz. l-2, Krakow, 19384; Nowa organizacia studiow nauczycielskich w Polsce i za granica, Warsz., 1931; Mfodziez wspolczesna w swiette wtosnej opinii, Krakow, 1935; Podstawy i zasady wychowa-nia, Warsz., 19582; Szkola rworcza. Podstawy teo-retyczne i drogi urzeczywistnienia nowej szkoly, [Warsz.], 1958 [Wstep. D. Suchodolski].

РОДЖЕРС КАРЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ - [1.12.1892 (20.11.1891), д. Юдино Венёвского р-на Тульской обл., - 30.7.1981, Москва], методист в области обучения рус. (родному). языку, д-р пед. наук (1961), проф. (1962), засл. деятель науки РСФСР. (1977). По окончании отделения рус. языка и словесности Петрогр. ист.-филол. ин-та (1917). преподавал в школе в Пятигорске; с 1932 - в вузах Москвы; с 1943 в системе АПН СССР. (ст. науч. сотрудник, проф.-консультант). Р. разрабатывал проблемы методики рус. языка, связанные с обоснованием принципов отбора содержания обучения, определением оптимальных методов, приёмов, средств обучения. На основе взаимосвязи работы по грамматике и орфографии с развитием мышления и речи школьников им были сформулированы осн. направления совершенствования системы обучения мл. школьников рус. языку, реализованные в учебниках для нач. школы и метод, руководствах к ним. Соч.: Обучение орфографии в нач. школе, М., I9602; Свойства рус. правописания как основа методики его преподавания, М., 1960, Очерки по истории методики нач. обучения правописанию, М., 1961; Методика рус. языка для школьных пед. уч-щ, М., 1969 (ред., соавт.); Речевое развитие мл. школьников, М., 1970 (ред., соавт.); Актуальные проблемы методики обучения рус. языку в нач. классах, М., 1977 (соред., соавт.); Методика грамматики и орфографии в нач. классах, M., 19792 (ред., соавт.).

Г. А. Фомичева.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - [25.8(6.9). 1868, Петербург, - 17.6.1934], педагог, историк образования, ч.-к. Рос. АН (1920). Чл. Археографич. комиссии (1922), ряда рус. ист. об-в. По окончании ист.-филол. ф-та Петерб. унта (1891). приват-доцент (1897), проф. (1913). там же. После реорганизации унта в 1919 читал лекции на ф-те языкознания и материальной культуры. Преподавал рус. историю в ср. уч. заведениях: 1-м Кадетском корпусе, Екатерининском и Николаевском ин-тах, Александровском лицее (с 1912 ординарный проф. и инспектор классов). С 1896 преподавал на жен. пед. курсах ВУИМ (с 1916 директор созданного на основе курсов Жен. пед. ин-та). После 1917 нек-рое время был ректором 1-го Пед. ин-та. В 1920 пом. директора б-ки АН. Репрессирован по «академич. делу» в 1929 и сослан в Томск.

Р. принадлежал к науч. школе С. Ф. Платонова, для к-рой характерно стремление положить в основу исследований детальную разработку ист. источников. Первоначально занимался полит. и социально-экон. историей России 16- 17 вв. Один из инициаторов издания журн. «Русский ист. журнал» и «Дела и дни». Гл. труд Р. по истории образования, составленный им по поручению МНП, - «Ист. обзор деятельности Мин-ва нар. просвещения. 1802-1902» (1902), в к-ром впервые было вовлечено в науч. оборот значит. число документов из архива этого учреждения. Книга представляет собой систематич. изложение фактов, характеризующих развитие взаимосвязанных сфер рос. нач., ср. и высш. школы в русле нек-рой единой образоват. политики. Текст разбит на главы, посвящённые деятельности министров нар. просвещения и вопросам центр, и местного управления образованием в рассматриваемый период, отд. типам уч. заведений и др.

Вероятно, за создание «Ист. обзора» в 1903 Р. был назначен чл. Учёного к-та МНП (уволен в 1913). В 1904-05 чиновник особых поручений при министре просвещения. Выступал в «Журнале Мин-ва нар. просвещения» с рецензиями на науч.-популярные, уч. и дет. книги, посвящённые вопросам рус. истории.

В 1912 опубликовал 1-й том «Очерков по истории систем нар. просвещения в России в XVIII-XIX вв.», защищённый предварительно в качестве докторской диссертации (Большая Уваровская пр., 1913). В книге рассматривались эволюция уч. заведений от профессиональных (петровской эпохи). к общеобразовательным, формирование идеи и разл. проекты создания системы нар. просвещения. Особо освещена деятельность имп. Екатерины II в этой области. Во 2-м томе «Очерков» (не окончены). Р. предполагал представить историю нар. просвещения как часть социальной политики в целом. Этой теме посвящены отд. публикации Р. в 1907-20-х гг.

Важное место в деятельности Р. занимала публикация источников по истории нар. образования. В 1906-07 издал проект организации лицея для подготовки чиновников высш. администрации - «Первоначальное начертание особенного Лицея» M. M. Сперанского. В 1910 в сотрудничестве с В. Г. Соломиным и П. П. Тодорским выпустил «Материалы для истории уч. реформ в России в XVIII- XIX вв.». С 1915 в составе Комиссии по науч. описанию Архива МНП, изданному при участии Р. (т. 1-2, 1917-21). Под ред. Р. вышел 1-й том (за период 1819- 35). материалов по истории Петерб. унта: «Санкт-Петербургский ун-т в первое столетие его деятельности» (1919).

К. Я. Боленко.

РОЗЕНТАЛЬ ДИТМАР ЭЛЬЯШЕВИЧ

РОЗЕНТАЛЬ ДИТМАР ЭЛЬЯШЕВИЧ (24.2.1900, г. Лодзь, Польша, - 29.7.1994, Москва), языковед, методист рус. и иностр. языков, канд. пед. наук (1952), проф. (1961). Окончил ист.-филол. ф-т МГУ (1923), экон. ф-т Ин-та нар. х-ва им. Г. В. Плеханова (1924). В 1924-26 как аспирант Ин-та языка и литры проходил стажировку в Италии, изучал диалекты итал. языка. Преподавал рус. язык в школе II ступени (1922-23), на рабфаке (1923-26), в МГУ (1927-31), МОПИ (1940-^2). и др. вузах. С 1936 на кафедре рус. языка и стилистики Моск. полиграф, ин-та, с 1962 проф. и зав. кафедрой стилистики рус. языка ф-та журналистики МГУ (с 1986 проф.-консультант). Владел польским, нем., франц., итал., испанским и др. языками; преподавал рус. язык и выступал на конференциях в Италии, Германии, Румынии, Болгарии и др. странах. Лекции Р. привлекали слушателей глубиной, логичностью, простотой изложения, чёткостью композиции и фактографичностью.

Чл. Орфографии, комиссии Ин-та рус. языка АН СССР. Зам. гл. редактора журн. «Рус. язык в школе» (1938-62), редактор и чл. редколлегий научно-метод. сборников. Труды Р. отличает нормативно- и функционально-стилистич. подход к анализу языковых явлений. Разрабатывал вопросы орфографии и пунктуации, грамматики, практич. стилистики, проблемы методики преподавания рус. языка, принципы составления учебников по рус. языку для рус. и нац. школ и иностранцев. Автор программ, уч.-метод, пособий и учебников по рус. языку для ср. и высшей школы. Под ред. и при участии Р. вышел учебник «Совр. рус. язык» для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» (19844). Автор учебника итал. языка (19572), рус.-итал. и итал.-рус. словарей (19902, соавт.). Выступал как популяризатор культуры речи и науки о языке: «Стилистика на каждый день» (1976); «Секреты хорошей речи» (1993, соавт.); «А как лучше сказать? Книга для учащихся ст. классов ср. школы» (19882); «Занимат. стилистика. Книга для учащихся 8-10-х классов ср. школы» (1988, соавт.); «Рус. язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов» (1995, соавт.). Науч. редактор «Словаря ударений для работников радио и телевидения» (19945), «Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника» (19762). Проводил консультации для учителей в журн. «Рус. язык в школе».

Соч.: Свод орфография, и пунктуационных правил, М., 1939; Таблицы по грамматич. стилистике, М., 1939; Лит. редактирование, М., 19612 (соавт.); Культура речи, M., 19643; Язык рекламных текстов. Уч. пособие, М., 1981 (соавт.); Вопросы рус. правописания, M., 19824; Справочник по пунктуации, М., 1984; Словарь-справочник лингвистич. терминов, M., 19853 (соавт.); Управление в рус. языке. Словарь-справочник для работников печати, M., 19862; Практич. стилистика рус. языка, M., 19875; Словарь трудностей рус. языка, М., 1987 (соавт.); Популярная стилистика рус. языка, М., 19882 (соавт.); Прописная или строчная? Опыт словаря-справочника, M., 19884; Пунктуация и управление в рус. языке, М., 1988; Сборник упражнений по рус. языку, M., 19892; Справочник по правописанию и лит. правке. Для работников печати, M, 19895; Рус фразеология, М.,19902 (соавт.); Рус.-итал. уч. словарь, M., 19903; Рус. язык. Пособие для поступающих в вузы, M., 19923. Я. Н. Кохтев.

РОЗОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ

РОЗОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ - [р. 8(21).8.1913, Ярославль], драматург, прозаик, обществ, деятель. Получил актёрское образование в уч-ще при Моск. театре революции (1934-38). и был принят в его труппу. В 1941 добровольцем ушёл на фронт. После тяжёлого ранения (1942). вернулся к практике театра как драматург. Окончил Лит. ин-т им. Горького (1962); впоследствии преподавал там же (проф. с 1979).

Первая ориг. пьеса Р. - «Вечно живые» написана в 1943. Сценич. история драматургии Р. открылась спектаклями моек. Центр, дет. театра: «Её друзья» (1949; здесь и далее год первой постановки), «Страница жизни» (1953), «В добрый час!» (1954), «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960). Гл. действующие лица этих пьес («розовские мальчики»). с их бескомпромиссностью и юношеским идеализмом стали героями времени в период «оттепели» (сер. 50-х гг.), когда открылась перспектива демокр. обновления жизни. Первые пьесы выявили ориентацию творчества Р. на проверенные веками нравств. ценности, к-рые воспитываются и укрепляются в юности. Для Р. молодость - это и неповторимая пора жизни, и критерий того, «состоялся» ли человек как личность, верен ли он своим идеалам и, т. о., самому себе. В последующих пьесах герои Р., взрослея, мужая, порой изменяясь, отходя на второй план, остаются в центре худож. интересов автора. Пьесы 60-80-х гг. «Перед ужином» (1962), «В дороге» (1963), «Традиционный сбор» (1967), «С вечера до полудня» (1970), «Кабанчик» («У моря», 1986). отличались более суровыми тонами, обострённо-критичным взглядом на явления, наносящие ущерб формирующейся личности. Умение видеть мир глазами молодого героя, соотносить с ним мир реальный, а также нравств. потенциал, наследуемый от рус. классич. лит-ры, придают драматургии Р. единство. Чуткость к изменениям времени, воплощающаяся в сценич. колорите, сообщает драматургии динамику перемен. Мн. пьесы Р. становились не только театральным, но и обществ, событием.

Автор сценич. композиции по произведениям рус. прозы: «Обыкновенная история» по И. А. Гончарову (сер. 30-х гг., пост, в 1966; Гос. пр. СССР, 1967), «Мальчики» («Брат Алёша»). по Ф. М. Достоевскому (1973). В сценич. редакции Р. на рос. сцене шли мн. произведения драматургов Украины, Эстонии, Армении. Пьесы Р. ставили ведущие театры Москвы: «Современник» (открылся в 1956 пост. «Вечно живые»), Малый театр, С.-Петерб. Большой драматический и др., а также большинство ТЮЗов страны. При авторском участии созданы телеспектакли и киноверсии пьес, наиб. известны «Летят журавли» (1957; по «Вечно живым»), «Шумный день» (1961; по «В поисках радости»). и др. Значит. резонанс получили мн. публицистич. выступления Р. по актуальным проблемам жизни страны.

Соч.: Мои шестидесятые.. Пьесы и статьи, Ми969; В добрый час. Пьесы, М., 1973; Избранное, М., 1983; Путешествие в разные стороны. Автобиогр. проза, М., 1987.

Лит.: Анастасьев А., В. Розов. Очерк творчества, М., 1966; Соловьева И. Н., Герои и темы В. Розова, «Новый мир», 1960, №8; Крымова Н., Несуетный человек, «Театр, жизнь», 1988, № 16. Т. К. Шах-Азизова.

РОЛЛЕН ШАРЛЬ ЛУИ

РОЛЛЕН ШАРЛЬ ЛУИ (1661, Париж, - 1741, там же), франц. историк и педагог. Преподавал в коллежах Парижа, был проф. риторики и красноречия и ректором Парижского ун-та. Заведовал коллежем в Бове, откуда за связи с янсенистами был уволен (1702). В «Трактате об образовании» («Traite des etudes», t. l-4, 1726-28, t. 1-3, 1845; рус. пер. 1908). излагал способы изучения гуманитарных наук и давал руководящие начала для устройства отд. классов и коллежей. Осн. предметом обучения считал отеч. язык, отеч. истории отводил большое место за счёт сокращения древней истории; шк. руководства должны излагаться на отеч. языке (вместо лат.). Р. допускал совместное воспитание до 6-7-летнего возраста, затем предлагал для девочек особую программу знаний: франц. яз., 4 правила арифметики, домоводство, уроки религии, светских манер и краткий курс истории Франции. Р. также издал со своими примечаниями «Начала..» Квинтилиана (1715). По оценке Ж. Ж. Руссо, пед. идеи «доброго Ролле-на» оказали влияние на франц. школу 18 в. и энциклопедистов.

Лит.: Pedagogie de Charles-Louis Rollin (1661-1741), «Dossiers documentaires», 1962, № 5, fevrier, p. l-7. A. H. Джуринский.

Предыдущая страница Следующая страница