Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СЫТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 6, "СТА"-"СЫТ")

СТАЖИРОВКА

СТАЖИРОВКА - выполнение выпускником проф. уч. заведения производств, должностных обязанностей на определённом рабочем месте и с ограниченной ответственностью. Проводится с целью адаптации к конкретным условиям проф. деятельности. С. - одна из традиционных форм проф. подготовки кадров. В СССР. была введена как обязательная для выпускников всех вузов и техникумов в 1973. Проводится по индивидуальным планам в соответствии с программами тех орг-ций, на предприятия к-рых распределяются выпускники или по тематике к-рых предполагается выполнение ими н.-и, работ. Индивидуальные планы утверждает ректор (проректор). вуза. В течение года выпускники вузов выполняют на предприятии (в учреждении). производств, обязанности под руководством опытных специалистов. В необходимых случаях может быть организовано дополнительное обучение.

Выпускники мед. ин-тов и мед. ф-тов ун-тов перед направлением на самостоят. работу проходят одногодичную специализацию (интернатуру). в крупных лечебно-профилактич. учреждениях.

Молодые специалисты, зачисленные на должности стажёров-исследователей в н.-и, ин-ты и вузы в течение 2 лет проходят С. с целью дополнит, науч. специализации. Как форма подготовки науч. кадров занимает промежуточное положение между высш. образованием и аспирантурой.

Выпускники вуза, зачисленные на должности стажёров-преподавателей, в течение года проходят С. под руководством ведущих профессоров.

Др. видами С. являются языковая С. и научная С. Языковая С. - изучение неродного языка специалистами-филологами непосредственно в сфере его распространения. Будущие преподаватели рус. языка в нац. школах проходят языковую С. в т. ч. в школах в рус. посёлках. Для будущих специалистов по иностр. языкам С. часто проводится за рубежом. Научная С. - работа специалиста-учёного в ведущих науч. центрах страны и за рубежом. С. используется также как форма подготовки специалистов по программам научного обмена.

Лит.: Пантелеймонов А. Е., Рыжков В. М., Производственная практика студентов и стажировка молодых специалистов, М., 1987. В. U. Рыжков.

СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТЕРНБЕРГ РОБЕРТ

СТЕРНБЕРГ РОБЕРТ (р. 8. 12.1949, Нью-Джерси), амер. психолог и теоретик образования. Окончил ф-т психологии Йельского ун-та (1972). Д-? пси-хол. наук (1975). С 1975 работает в Йель-ском ун-те (с 1992 декан ф-та психологии). През. пед. отделения (1983-84). и отделения общей психологии (с 1994). Амер. психол. ассоциации.

Круг исследовательских интересов С. охватывает проблемы пед. психологии, а также интеллектуального развития и закономерностей мыслительной деятельности. Выступил противником широко практикуемого в США тестирования, утверждая, что интеллект человека - значит. ельно более широкое явление, чем то, что измеряется тестами. По С., интеллект - это способность адаптироваться к окружающей социальной среде, тогда как традиц. тесты измеряют лишь нек-рые аспекты этой способности. Согласно тройственной теории интеллекта, разработанной С., интеллект есть целое, имеющее три аспекта - аналитический, творческий и практический. У конкретного человека определённый аспект может играть доминирующую роль. С. разработал практич. психодиаг-ностич. методы, позволяющие измерять каждый из аспектов интеллекта и на этом основании предсказывать академич. успеваемость и успешность проф. карьеры. Создал систему обучения, в рамках к-рой каждый уч. предмет может преподаваться определённым способом, соответствующим доминирующему типу интеллекта. Т. о., создаются наиб. благоприятные условия обучения каждого учащегося за счёт обеспечения особого пути реализации его индивидуальных способностей, его стиля мышления. Система взглядов С. и его активная популяризаторская позиция, направленная на внедрение психол. знаний в практику школы, способствуют развитию пед. мысли в США. С. - руководитель ряда исследовательских проектов в области пед. психологии и теории интеллекта. Лауреат неск. науч. премий и почётных званий.

СТОЙ КАРЛ ФОЛЬКМАР

СТОЙ КАРЛ ФОЛЬКМАР (22.1.1815, Пегау, близ Лейпцига, - 23.1.1885, Йена), нем. педагог. Окончил княжескую школу в Мейсене и Лейпцигский ун-т. Увлекшись философией и педагогикой И. Ф. Гербарта, слушал лекции последнего в Гёттингене. В 1839-43 преподавал в частной школе-интернате в Вейнхейме (Баден). В 1843-66 и с 1874 был доцентом, а позже проф. педагогики в Йенском ун-те; в 1866-73 проф. педагогики в Гейдельбергском ун-те. В 40-х гг. на собств. средства основал первый в Германии университетский пед. семинар с опытной школой и воспитат. ин-том для подростков и преподавал в них. В 1867 во время отпуска основал в Билитце первую в Австрии протестантскую учительскую семинарию.

С. различал три относительно самостоятельные части педагогики - философскую, историческую и практическую. Первую он делил на телеологию - учение о целях воспитания, вытекающих из религии и этики, и методологию - учение о средствах воспитания, к-рое опирается у С. на психол. воззрения Гербарта. В методологии С. выделял дидактику и годегетику - теорию собственно воспитания. В системе педагогики С. очень высоко ценил значение ист. педагогики, к-рая, по его мнению, позволяет, с одной стороны, правильнее понимать существующие пед. теории и шк. практику, а с другой - предвидеть возможные пути развития теории и практики воспитания и обучения в будущем.

Предметом практич. педагогики, по С., является воспитание детей в семье и школе. Особое внимание он уделял школоведению. Свои теоретич. воззрения пытался реализовать в «воспитат. ин-те», к-рый по организации приближался к возникшим позднее «новым школам» (см. Новое воспитание). Разработка С. методики и дидактики способствовала развитию теории педагогики и шк. практики. С. значит. ельно развил принцип наглядности обучения, фактически впервые стал систематически преподавать родиноведение как пропедевтич. курс географии; стремился на уроках к активизации каждого учащегося. С. выступал в защиту школы, развивающей личность ученика: с этой целью организовывал и подготовку учителей через систему специально разработанных «психол.-пед. упражнений». В школе С. в Йене для первых трёх классов существовал общий уч. план для всех детей, а для 4-6-х годов обучения было установлено разделение на гимназич. (классические). и реальные классы. Деятельность школы С. и его дидактич. идеи получили положит. алгебры, основанный на постепенном обобщении арифметич задач», 1868). Значит. вклад С внес в методику преподавания тригонометрии.

В кон. 60-х гг С принимал участие в организации жен гимназий, разработке проекта создания Высших жен курсов В 1878 С - один из учредителей Об-ва для доставления средств Высшим жен курсам (в течение 12 лет его секретарь). С преподавал также в частных гимназиях А А Оболенской, M H Стоюниной, читал лекции по математике в кружках, занимавшихся подготовкой женщин к прохождению курса высш. образования С. отстаивал необходимость проф. образования женщин, создал план организации коммерч курсов для женщин, окончивших гимназию, и возглавлял уч часть курсов, учрежденных Ивашинцовой.

СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ

СТРАНСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ - Наиб. яркими примерами С у служили софисты в др. Греции - наемные учителя, передвигавшиеся из города в город, а также буддийские и раннехрист. миссионеры и проповедники, совмещавшие в своей деятельности задачи просвещения народа и обращения в свою веру В средние века появились С у из среды т.н. бродячих школяров, к-рые переходили от одного наставника к другому и по мере постижения доступных дисциплин сами становились учителями (чаще всего - нач школы). Такие школяры странствовали по всей Западной, Центральной и частично Юго-Вост Европе (напр., на терр совр. Украины были известны под назв мандрованные, т с бродячие, дьяки). Другую многочисл. группу С у в средневековье составляли странствующие проповедники, применявшие различные в зависимости от аудитории приемы и методы духовно-нравств. воспитания Нередко С у передвигались вместе с группой пост учеников и помощников, воспринимая свою деятельность как род духовного паломничества

В период новой и новейшей истории высшей ступенью развития института С у можно считать передвижную школу, восполнявшую недостаточное развитие стационарной шк. сети Передвижные школы отличала ориентация на определенные программы обучения, пост метод контроль со стороны шк. системы, относительная стабильность аудитории (напр., в Великобритании 18 в преподаватель передвижной школы периодически через неск. месяцев возвращался проверить исполнение задания и обучить тех же детей следующей части шк. курса). В дорев России с 70-80-х гг 19 в такие школы существовали у кочевых и полуоседлых народов, в р-нах казачьих поселений и регионах с малой плотностью населения

Лит Герасимовы А К вопросу об организации подвижных школ в России, СПБ, 1881, Григорьеве В, Ист очерк рус школы, M, 1900 Даниелян P С Просвещение в Турции 1923-1960, Ер, 1971, Попов P Ф, Основная характеристика шк. образования в Англии накануне пром революции, в кн. Борьба прогрессивных и реак ционных тенденций в педагогике Запада эпохи домонополистич капитализма (конец XVIII - конец XIX вв), M, 1983, W a d d с 11 H, The wandermg scholars, L, 19497 В Г Безрогое

СТРАХИ У ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРЕСС

СТРЕСС (англ. stress - напряжение), состояние психофизиол. напряжения, возникающее у человека под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики Понятие С. ввел в 1936 канад физиолог Г Селье Он различает эустресс - нормальный С, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и дистресс - патологич. С, проявляющийся в болезненных симптомах Селье считал С. неотъемлемым атрибутом жизнедеятельности Человек не может полноценно функционировать, если на его органы чувств не действует достаточное число раздражителей. В частности, если на мозг ребенка с детства не будет действовать определ кол-во сенсорных, эмоциональных и социальных раздражителей, то психич. процессы не смогут гармонич. но развиваться и социализации личности не произойдет, особенно отчетливо это видно на примерах полной психич. депривации. На обилие раздражителей организм реагирует состоянием С, к-рое играет мобилизующую и потому положительную роль Раздражители повышенной интенсивности или возникающие в чрезмерном кол-ве могут вызвать дистресс и затем повлечь соматич заболевания, деформации психики и даже гибель человека Один и тот же раздражитель (стрессор). для одного человека может оказаться мобилизующим, полезным, а для другого может иметь негативные последствия. Способность реагировать на интенсивные внеш. раздражители определяется индивидуально-психол особенностями конкретной личности психофизиол. конституцией, чувствительностью к воздействиям (сенситивностью), особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Чтобы внеш. воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д. Поэтому в целях воспитания развитой личности не следует ограждать ребенка от абсолютно всех нежелательных воздействий. Поскольку на протяжении всей его жизни родители и воспитатели все равно не смогут поддерживать вокруг него «тепличные» условия, то чрезмерная опека впоследствии может сформировать личность, не способную противостоять жизненным проблемам и по любому незначит. поводу впадающую в дистресс.

Лит Левитов H Д О психич. состояниях человека, M, 1964, Эмоциональный стресс, [пер с англ] Л, 1970 Селье Г, Стресс без дистресса, [пер с англ], M, 1979

M И Буянов

СТРУМИЛИН, СТРУМИЛО-ПЕТРАШКЕВИЧ, СТАНИСЛАВ ГУСТАВОВИЧ

СТРУМИЛИН, СТРУМИЛО-ПЕТРАШКЕВИЧ, СТАНИСЛАВ ГУСТАВОВИЧ - [17(29). 1 1877, с Дашковцы, ныне Литинского р-на Винницкой обл, - 25 1 1974, Москва], экономист, акад АН СССР. (1931). Окончил Петерб поли-техн. ин-т (1914). С 1897 активно участвовал в рев движении В 1921-37 и 1943- 51 на руководящей работе в Госплане СССР. Одновременно преподавал в вузах, в 1948-74 вел науч. -пед. деятельность в АОН Разрабатывал проблемы экон эффективности нар. образования Исследовал зависимость между степенью квалифицированности работников и сроками их обучения Им установлены науч. методы определения оптимального периода шк. обучения и размеров расходов на образование каждого рабочего с учетом роста нац. дохода гос-ва По данным С, введение всеобщего нач образования в СССР. дало экон эффект, в 43 раза превышающий затраты на его организацию, рентабельность нач обучения для лиц физич. труда в 28 раз превысила себестоимость обучения, а капитальные затраты на него окупились через 1,5 года.

Показал сравнительную экон выгоду образования для работников умственного труда - 7-летняя школа обеспечила служащему повышение квалификации в 2,5 раза больше, чем рабочему Для рабочего обучение в школе 2-й ступени лишь на 14% окупало гос. затраты, а высш. школа с 3-го курса становилась убыточной. Сформулировал закон «убывающей продуктивности шк. обучения», согласно к-рому с возрастанием кол-ва ступеней обучения снижается его экон. рентабельность для государства, а квалификация рабочих повышается медленнее, чем число лет, затраченных на его обучение.

Выводы С. о высокой рентабельности обучения в вузах преимущественно малоимущих выходцев из рабочих и крестьян подтверждали окупаемость бесплатного высш. образования и содержания студентов за гос. счёт, а также давали возможность обосновать обязательную 3-летнюю работу выпускников вузов по распределению, установление им заработной платы на уровне не ниже квалифициров. рабочих. По подсчётам С., такой подход гарантировал гос-ву прибыль от работы каждого специалиста в течение его работоспособного периода жизни не менее 40 тыс. руб. (масштаб цен 1929).

С 60-х гг. нек-рые подходы С. к экономике образования подвергались критике в спец. лит-ре.

Соч.: Избр. произв., т. 1-8, М., 1963-68.

Лит.: С. Г. Струмилин, М. 1968; Проблемы экон. науки и практики. Сб. статей, поев. 95-летию С. Г. Струмилина, М., 1972; Мар-цинкевич В. И., Образование в США: экон. значение и эффективность, М., 1967.

М. В. Богуславский.

СТРУМИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

СТРУМИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ - [1(13).1.1880, с. Кошаринцы, ныне в Винницкой обл. Украины, - 18.7.1967, Москва], теоретик и историк педагогики, ч.-к. АПН РСФСР. (1945), д-р пед. наук (1961), проф. (1926). По окончании ист. отделения Моск. духовной академии (1903). преподавал в Перми - в духовной семинарии и жен. гимназии; в Оренбурге (с 1907) - в духовной семинарии, Учительском ин-те, Ин-те нар. образования (в 1919-26 ректор), в Казани (с 1926) - в Вост. пед. ин-те. Затем был на науч. работе в Программно-метод. ин-те (1932-37), Центр. НИИ педагогики при ВКИПе (1933-37), НИИ школ НКП РСФСР. (1938-44), Ин-те теории и истории педагогики АПН РСФСР. (1944-67). В 20-х гг. разрабатывал проблемы теории и практики единой трудовой школы II ступени, в т. ч. вопросы содержания образования в рамках комплексной системы обучения, а также политехнизма, дифференциации образования и др.

В 30-х гг. обратился к проблематике истории педагогики. Предложил классификацию пед. течений, основанную на взаимосвязи их социальных и пед. характеристик. Сформулировал положение о социальном значении и общественно-преобразующей роли педагогики; при этом считал социально-классовые факторы в её развитии доминирующими. По С., пед. процесс должен быть активным, основанным на «взаимодействии между воспитателями и воспитанниками», к-рое направлялось бы на развитие личности учащегося.

С сер. 30-х гг. занимался историей рус. школы и пед. мысли. Изучая период Киевской Руси, пришёл к выводу, что отеч. пед. знание формировалось не только под византийским и зап.-европ. влиянием (как было принято считать), но и на основе нар. педагогики.

Важнейшая науч. заслуга С. - публикация пед. наследия В. Ф. Одоевского, П. Г. Редкина, Н. X. Весселя и др. В цикле статей о педагогах-гуманистах, а также по истории нач. образования в России в 19 - нач. 20 вв. показал развитие демокр. идей в отеч. педагогике, противопоставленных офиц. школе (обществ.-пед. движение 70-80-х гг. 19 в., деятельность земских учреждений, обществ. нар. образования и др.). Исследовал жизненный путь и пед. творчество К. Д. Ушин-ского. Провёл большую текстологич. работу над его произведениями, открыл ряд неизвестных рукописей. С. подготовил к печати наиб. полное и систематичное собр. соч. Ушинского в 11 тт. (1948- 52), ввёл в науч. обращение архив Ушинского в 4 тт. (195?-62). Показал вклад Ушинского в разработку психол. и теоре-тико-познават. основ обучения, в особенности вопросов построения содержания образования.

Особое внимание в науч. работе уделял источниковедч. и историографич. аспектам, публикации материалов с развёрнутыми комментариями.

Соч.: Настольная книга для работника просвещения трудовой школы, Оренбург, 1922-23; Психология. Опыт систематич. изложения осн. вопросов науч. психологии с точки зрения диалектич. материализма, Оренбург, 1923; Теоретич. дискуссия в сов. педагогике. Критич. очерки, М., 1930; Педагогика Киевской Руси как предмет ист. изучения (Обзор основных направлений и работ дорев. эпохи), «УЗ НИИ школ НКП РСФСР», 1940, т. 3, в. 1; Очерки по истории нач. образования в России, M., 19532 (соавт.); Основы и система дидактики К. Д. Ушинского, М., 1957; Очерки жизни и пед. деятельности К. Д. Ушинского. (Биография)^., 1960.

Лит.: В. Я. Струминский. Биобиблиография, М., 1980. М. В. Богуславский.

СТЫД

СТЫД - чувство, выражающее осознание человеком несоответствия своих (а также близких и причастных к нему людей). поведения, поступков, мотивов и моральных качеств принятым в данной среде нормам. С. переживается как в случае действительного несоответствия, так и мнимого. Переживание С. тем сильнее, чем важнее и значимее для человека мнение лиц, к-рые могут выразить своё осуждение по поводу нарушения норм, принятых в данном обществе. В истории философии высказывалось мнение (напр., B. C. Соловьёвым), что С. является специфич. чувством, указывающим на недостойность природных влечений человека. Способность стыдиться позволяет человеку отделять в своём сознании себя от естественных физиол. потребностей; этим объясняется, напр., стыдливость в половых вопросах. Вместе с тем культурно-ист, опыт свидетельствует, что предмет С. шире; в частности, С. выражает осознанное или неосознанное беспокойство личности о своей репутации. Роль С. как универсального контрольно-императивного механизма самосознания особенно велика в обществах и общностях, где соблюдение обычаев и традиций - обязательное условие жизни каждого человека, а крайне незначит. ельное отступление от принятых стандартов поведения резко порицается. О людях с подорванной репутацией говорится, что они «потеряли лицо». Развитое на этой основе чувство С. имеет чётко выраженные внеш. проявления: «покраснеть от стеснения», «потупить взор» и т. д. В этом плане С. включается в др. механизмы самоконтроля личности, отражаемые в понятиях чести, вины, совести, к-рые вносят в чувство С. соответствующее им содержание.

Р. Г. Апресян, А. Ю. Согомонов.

СУБКУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБКУЛЬТУРА АНТИСОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА

СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА (СВУ), в Рос. Федерации общеобразовательные (полные средние). уч. заведения с дополнительными программами воен. подготовки.

Получили наименование в честь рус. полководца А. В. Суворова. Прообразом СВУ были кадетские корпуса. СВУ имели целью дать воспитанникам ср. образование и подготовить их к воен. службе в офицерском звании. Принимались мальчики 10-летнего возраста, окончившие 3 класса нач. школы, на срок обучения 7 лет. Среди суворовцев первых наборов св. 80% составляли дети погибших в годы Вел. Отеч. войны защитников Родины, в т. ч. «сыны полков», подростки, успевшие побывать в боях и даже заслужившие награды.

Первые СВУ - Краснодарское, Новочеркасское, Сталинградское, Воронежское, Харьковское, Курское, Орловское, Калининское, Ставропольское - учреждены в СССР. в 1943. Для детей пограничников созданы Ташкентское и Кутаисское уч-ща.

В 1944 дополнительно открыты Казанское, Куйбышевское, Горьковское, Саратовское, Тамбовское, Тульское, в 1953 - Минское, в 1955 - Ленинградское уч-ща.

С 1956 СВУ комплектовались здоровыми, наиболее способными для воен. службы мальчиками, достигшими 11-летнего возраста и окончившими 4-летнюю нач. школу. Срок обучения был сохранён прежним. С 1963 в СВУ принимались юноши в возрасте 15-16 лет, выпускники 8-летки, на 3 года обучения. В связи с переходом ср. школы в СССР. на 10-летний срок обучения в 1969 установлено 2-летнее обучение

Начиная с 1961 число уч-щ постепенно сокращалось (к 1968 расформировано 9), часть их передислоцирована. В Рос Федерации (1995). действуют 7 СВУ Екатеринбургское (быв Орловское, осн.в г. Ельце), Казанское, Московское (до 1965 Горьковское), Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское (с 1991, переформированное в Гвардейское высшее танковое), Уссурийское (до 1956 Курское).

В уч-ща принимаются мальчики в возрасте 14-15 лет, окончившие 8 кл общеобразоват. школы, успешно сдавшие конкурсные вступит экзамены, годные по состоянию здоровья к обучению (с 1992 - 3 года). и дальнейшей воинской службе.

Учащиеся СВУ получают общеобразоват, физич. и психол подготовку, а также умения и навыки, позволяющие исполнять обязанности командиров курсантских отделений в воен. уч-щах По окончании СВУ выпускники поступают в высшие уч заведения Вооруженных Сил Рос Федерации без проверки знаний по общеобразоват. предметам (кроме воен. академий и университета).

В H Бондаренко

СУГГЕСТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУДАРУШКИН ВИКТОР БОРИСОВИЧ

СУДАРУШКИН ВИКТОР БОРИСОВИЧ (2 3 1936, Ленинград, - 8 4 1986, там же), режиссер театра кукол, нар. арт РСФСР. (1981), заел деятель иск-в РСФСР. (1970). Окончил Ленингр ин-т театра, музыки и кинематографии (1959). Работал в ленингр Большом т-ре кукол, с 1965 гл. режиссер

Первая постановка - спектакль «Жар-птица летит на Марс» (1960), сочетавший жанр сказки с актуальной темой освоения космоса Наиб. успешны работы С в жанре кукольного мюзикла, одним из создателей к-рого он стал Среди таких спектаклей «Слоненок» (1964), «Поросенок Чок» (1969), «Маяковский и Маршак - детям» (1970), «Волк и козлята» (1975). Соавтор (с Б А Сударушкиным). пьесы «Сказка про Емелю» (пост в 1971). Постановки С «Осторожно1 Волшебники рядом» и «Мистер Твистер» удостоены Гос. пр РСФСР. им К С Станиславского (1984).

Пед. роль кукольного театра С понимал как влияние на детей без морализаторства собственными театр средствами худож. словом, музыкой, живописностью и пластикой сценич решения Спектакли С отличали зре-лищность, музыкальность, емкость характеров и образов, пробуждавшие в юных зрителях доброе отношение к окружающему миру

С о ч Все куклы в гости к нам, «Театр жизнь», 1976, № 17

Лит Кулиш А II, Ленинградскому государств Большому театру кукол 50 лет, Л, 1982, Калмановский E С, Дела кукольные, «Театр», 1965, №8, Голдовский Б II, Прикосновение Пигмалиона, «Театр жизнь», 1981, №13 Б II Голдовский.

СУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН (в кит лит произношении- СуньИсянь, др имена - СуньЧжун-шань, СуньВэнь). [12 11 1866, у Сяншань (ныне Чжуншань). пров Гуандун, - 12 3 1925, Пекин, похоронен в Нанкине], кит полит. и обществ. деятель В 1892 окончил мед ин-т в Сянгане (Гонконг), однако оставил мед практику и посвятил себя полит. деятельности В либеральной «Программе четырех условий» (1893). для борьбы с отсталостью страны, разработанной С Я, первое условие требовало реформировать систему образования так, чтобы «люди могли полностью проявлять свои способности» Убедившись в нереальности реформистских планов, он пришел к выводу, что только победа революции обеспечит развитие просвещения После революции 1911 и установления в Китае республики С Я был избран временным президентом Он неоднократно выступал за развитие образования и практически содействовал этому В работе «Принципы народного благоденствия и социальная революция» (апр 1912). писал о том, что в Китае должен быть принят закон о всеобщем бесплатном обучении Считал необходимым, чтобы школа готовила полноценных граждан, способных участвовать в управлении страной В речи «Задачи педагогов республики» (сент 1912). С Я призвал кит педагогов всемерно способствовать развитию образования, к-рое он тесно связывал с пропагандой рев идей и строительством демокр Китая, неоднократно высказывался в поддержку жен образования С Я приветствовал революцию 1917 в России В 1923 им была послана в Сов Союз спец. делегация, к-рая ознакомилась с жизнью сов страны, в т.ч. с постановкой нар. образования В 1924 по его инициативе в Гуанчжоу (Кантоне). был создан Нац. ун-т, к-рому впоследствии было присвоено его имя.

С о ч в рус пер Избр произв, M, 1964 Лит КлепиковВ, Сунь Ят Сен К 100-летию со дня рождения, НО, 1966, № 11, Тихвинский С Л, Завещание кит рево люционера, Сунь Ятсен жизнь, борьба и эволюция полит. взглядов, M, 1986, Сунь Ятсен 1866-1986 К 120-летию со дня рождения Сб ст, M, 1987 Чжунго цзиньдай цзяоюй ши цзи-ляо, т 3, Пекин, 1962, с 1014-25

В 3 Клепиков

СУРДОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУРДОТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУХОДОЛЬСКИЙ БОГДАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУХОМЛИНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СХОЛАСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЪЕЗДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЫТИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

СЫТИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ - [24.1(5.2). 1851, с. Гнездниково Костромской губ., - 24.11.1934, Москва], издатель-просветитель. Свою деятельность начал в книжной лавке П. Н. Шарапова. В 1876 открыл литографию для печатания лубочных картинок. В 1883 организовал издательскую фирму, начал работать с В. Г. Чертковым и Л. Н. Толстым для изд-ва «Посредник», выпускавшего доступные для народа книги. В 90-х гг. стал крупнейшим книгоиздателем, выпускал худож., науч.-популярные и прикладные книги, к-рые отличались высоким уровнем полиграф, исполнения и были предельно дёшевы.

Важнейшим направлением деятельности С. было издание лит-ры для детей. В его изд-ве большими тиражами вышли рус. народные и лит. сказки (X. К. Андерсена, братьев Гримм, Р. Киплинга, С. Лагерлёф, И. К. А. Музеуса, Ш. Пер-ро, И. Эвальда), классич. произведения дет. литеры. Среди произведений отеч. дет. беллетристики в изданиях С. преобладало народническое направление (А. Алтаев, П. В. Засодимский, К. В. Лукашевич и др. авторы). Для подготовки науч.-популярных изданий для детей С. привлёк видных учёных: А. Н. Бекетова, А. А. Кизеветтера, Д. Н. Кайгородова, М. Н. Богданова, П. Н. Сакулина. Особое внимание С. уделял оформлению дет. книги, при типографии была организована спец. школа рисования под руководством Н. А. Касаткина, в изданиях участвовали мастера иллюстрации Г. Д. Алексеев, Н. Д. Бартрам, Н. И. Живаго, С. В. Малютин, А. В. Неручев, С. И. Ягужинский. Изд-вом С. были подготовлены и выпущены рекомендат. каталоги дет. лит-ры, предназначенные для учителей и родителей: «Книги для детей и юношества», «Новости дет. литературы», «Что нам читать?», к-рые включали как сытинские издания, так и др. книги. С 1891 С. выпускал журн. «Вокруг света», ставший одним из самых популярных изданий для юношества.

С 1904 в изд-ве С. велась коллективная работа педагогов (В. П. Вахтеров, Е. А. Звягинцев, Н. В. Тулупов, Н. В. Чехов и др.), обществ, деятелей и разл. орг-ций по подготовке учебников и пособий для нар. школ.-Издавались уч. книги по рус. языку (ок. 34% всех уч. изданий С.), математике, естествознанию, буквари и хрестоматии для чтения, пособия для обучения взрослых (в т. ч. «Книга взрослых» X. Д. Алчевской), разнообразный материал по рисованию и ручному труду, внешк. работе. Важная роль отводилась изданию новейшей лит-ры по педагогике и нар. образованию (работы М. И. Дем-кова, Э. Кей, В. А. Лая, В. П. Острогорского, И. И. Трояновского и др.). Всего с 1901 по 1916 МНП было одобрено 1110 книг, выпущенных изд-вом С. (ок. 60% сытинских уч. изданий). Многие уч. книги, изданные С., не получили офиц. одобрения, но использовались для частного обучения, в семьях, кружках и др.

Важное просветит, значение имели предпринятые С. массовые издания рус. классиков, уч. и справочной лит-ры (серия «Б-ка для самообразования», нар. календари), популярных энциклопедий («Нар. энциклопедия науч. и прикладных знаний», т. 1-14, 1910-12, «Дет. энциклопедия», т. 1-10, 1913-14).

После 1917 типографии С. были национализированы. С. работал консультантом Госиздата. Соч.: Жизнь для книги, M., 19852. Лит.: Полвека для книги, М., 1916; КоничевК. И, Рус. самородок, Ярославль, 19692: P у у д Ч., Рус. предприниматель моек, издатель Иван Сытин, пер. с англ., М., 1993. К Г. Бронников.

Предыдущая страница Следующая страница