Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИТ"-"ТУР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИТ"-"ТУР")

ТИТЧЕНЕР ЭДУАРД БРЭДФОРД

ТИТЧЕНЕР ЭДУАРД БРЭДФОРД (11.1.1867, Чичестер, Великобритания, - 3.8.1927, Итака, шт. Нью-Йорк, США), амер. психолог, представитель интроспективной психологии. Психол. подготовку получил в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С 1892 проф. Корнелльского ун-та, где создал крупный центр эксперим. психологии. В 1904 основал Об-во эксперим. психологии. С 1921 гл. ред. «Амер. журнала психологии» («American Journal of Psychology»).

T. свёл объект психологии, отличающий её от др. наук, к «явлениям сознания» (переживаниям субъекта), содержание к-рых образует собственную психол. «материю». От обычного самонаблюдения это содержание ускользает из-за «ошибки стимула», в силу к-рой человек смешивает внеш. раздражители (объекты). с психи ч. явлениями как таковыми. Сознание, по Т., должно исследоваться методом специально натренированного самонаблюдения, протекающего при особой психол. установке («аналитич. интроспекция»). При этом описанию подлежат состояния, не имеющие отношения к внеш. миру. Т. о., Т. довёл субъективный метод до крайних рубежей. Задачей психологии он считал изучение структуры сознания, неразложимыми компонентами к-рой являются ощущения, образы и простейшие аффекты. Автор ряда эксперим. исследований в области психологии ощущений, внимания, мышления.

ТИФЛОГРАФИКА

ТИФЛОГРАФИКА (от греч. typhlos - слепой и графика), отрасль техники, связанная с проектированием и изготовлением пособий для обучения слепых рельефному рисованию, рельефному черчению и др. уч. предметам. Такие пособия (рисунки, чертежи, схемы, диаграммы и т. д.). выполняются рельефным способом и доступны для осязательного восприятия учащихся; они помогают овладевать основами наук, участвовать в разл. видах творчества, расширять общеадаптационные проф.-трудовые возможности.

В школах для слепых в уч. работе применяются неск. видов рельефных изображений. Контурные рисунки передают только наружные очертания предмета; воспринимая его, слепой может составить себе представление о внеш. контурах изображённого предмета. Для усвоения принципа такого рисунка часто пользуются демонстрацией разреза предмета или слепка с него. Аппликационные (силуэтные). рисунки передают не только контур, но и заполненность поверхности предмета; изготовляются наклеиванием на бумажный лист вырезанного из плотной бумаги силуэта. Барельефные рисунки передают форму предмета с помощью скульптурного изображения на плоскости; выполняются из гипса, пластмассы и металла прессованием, штамповкой и др. способами.

Рельефные чертежи строятся по методу ортогональных проекций. Овладевая элементами техн. рельефного черчения, учащиеся обследуют изображённые на рельефных чертежах детали, лепят из пластилина эти детали. Рельефные чертежи, по сравнению с обычными плоскими, разгружаются от многих вспо-могат. линий, в них вводятся нек-рые условные обозначения и сокращается число типов применяемых линий. Для большей наглядности рельефные чертежи строятся также с помощью аксонометрии. При обучении применяют последовательности рельефных чертежей с постепенным увеличением нагрузки.

Схематические изображения - планы, геогр. карты, элект-рич., кянематич. и др. схемы - выполняются с применением всех изобразит, элементов рельефной графики. Напр., на геогр. картах реки изображаются сплошными линиями, города - точками, суша - выпуклыми по отношению к уровню океанов, морей и т. п. поверхностями.

Дифференциров. подход к учащимся с учётом их общих и специфич. особенностей развития и индивидуально-типоло-гич. различий позволяет расширять и углублять содержание уч. предметов по изобразит, иск-ву и черчению, вводить факультативные и кружковые занятия по технике, архитектуре, дизайну, декоративно-прикладным видам иск-в.

Значит. внимание уделяется иллюстративно-графич. оформлению учебников и дидактич. материала с выделением важных информативных признаков. Для лиц с остаточным зрением используются комбиниров. изображения, сочетающие в себе рельеф и цвет. Широко применяются тифлотехн. средства для выполнения изображений, представления и преобразования графич. информации для слепых (спец. приборы для рисования и черчения, множительная техника, наборно-штифтовые планшеты, вибротактильные устройства).

Самостоят. выполнение рельефных рисунков, чертежей, ориентац. планов, схем и др. слепыми осуществляется на спец. тифлотехн. приборах, к-рые дают возможность получить рельефные изображения на бумаге, целлофане, пластич. плёнках, а также на планшетах, покрытых спец. мастикой. Рельефные изображения в массовом произ-ве печатаются (штампуются). с помощью спец. матриц на перфокарточной бумаге или пластмассе. В индивидуальном изготовлении применяется способ хим. рельефа, при к-ром на листе бумаги выкладывается из спец. массы необходимый рельеф, образующий после застывания прочный рисунок или чертёж.

Лит.: Гибор С. М., Особенности обучения слепых графике, М., 1935; P о г. а и о в Г. Н., Методика обучения слепых чтению машиностроительных чертежей, кинематич. схем и техн. рисунков, М., 1940; С с м с в-с к и и Н. А., Обучение графике в школе слепых, М., 1952; его же, Обучение рисованию в школе слепых, М., 1960; Ермаков В. П., Егорова О. И., Обучение слепых специальной графике. М., 1978.

В. П. Ермаков

ТИФЛОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИФЛОТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИХЕЕВА ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА

ТИХЕЕВА ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА - [12(24).4.1867, Ковно, ныне Каунас, Литва, - 1943], педагог, деятельница в области дошк. воспитания. Сестра Л. И. Чулицкой. В 1880-90-х гг. работала учительницей нач. школы на Кавказе, затем в С.-Петербурге. Вице-през. Об-ва содействия дошк. воспитанию (1913-17); пред. шк. комиссии об-ва, изучавшей вопросы дидактики и методики нач. обучения. В 1913-28 руководила созданным при об-ве дет. садом. В 1920-24 проф. Петроградского пед. ин-та дошк. образования, затем ЛГПИ, где руководила опытным дет. садом.

Обществ, дошк. воспитание рассматривала в перспективе подготовки к шк. обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, выработки первонач. трудовых и поведенч. навыков, формирования культуры языка («Современный дет. сад, его значение и оборудование», СПБ, 1914). Считала необходимым иметь программу воспи-тат. и образоват. работы в дет. саду, в рамках к-рой предусматривала возможность гибкого планирования, учитывающего направленность и интересы детей. Большое значение придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязат. посильного труда, чёткого распорядка и режима. Отталкиваясь от методики сенсорного воспитания М. Монтессори, создала ориг. систему дидактич. материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности: в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Разрабатывала методику развития речи и мышления детей на система-тич. занятиях с использованием живого слова, произведений нар. словесности, поэзии, произв. иск-ва («Родная речь и пути к ее развитию», СПБ, 1913). Наиб. эффективными считала формы развития речи, связанные с рассказыванием: уроки наблюдения над природой, экскурсии, прогулки. Важнейшую роль отводила речевым образцам, в первую очередь - речи воспитательницы. Возражала против обучения в дошк. возрасте иностр. языкам, отдавая предпочтение совершенствованию в родном языке.

Итоги исследований Т. и её сотрудниц обобщены в кн. «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленингр. гос. пед. ин-те им. Герцена» (1928). Соч.: Развитие речи дошкольника, Л.- М., 1937. Лит.: Чувашев И. В., Очерки по истории дошк. воспитания в России (до Великой Окт. социалистич. революции), М., 1955. А. О. Толстихина.

ТИХОМИРОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТКАЧЕНКО ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ

ТКАЧЕНКО ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ (р. 21.3. 1935, Омск), деятель образования, педагог, учёный-химик, акад. РАО (1993), дер хим. наук (1983), проф. (1984). Окончил (1958). Уральский политехн. ин-т в Свердловске; впоследствии вёл пед. и н.-и, работу там же и (с 1964). в Уральском ун-те. Автор трудов и изобретений в области направленного твер-дофазного синтеза неорганич. материалов.

В 1985-92 ректор Свердловского инж.-пед. ин-та. Под руководством Т. разработана и внедрена модель непрерывного инженерно-педагогического образования с сопряжёнными уч. планами нач. и ср. ПТУ, индустриально-педагогических учебных заведений, проф. лицеев, колледжей, а также вузов. Модель предусматривает систематич. повышение квалификации, возможность науч. подготовки в аспирантуре и др. Автор исследований по педагогике и технологиям инж.-пед. образования.

В 1992-96 министр образования Рос. Федерации. Руководил разработкой базисного уч. плана, на основе к-рого с 1993/94 у ч. г. начался переход массовой рос. школы на образование по выбору и на развивающее обучение по вариа-тивным программам в соответствии с образоват. стандартами. Расширил практику сотрудничества в сфере образования федерального мин-ва с субъектами Федерации на договорной основе. Инициатор двусторонних соглашений между Рос. Федерацией и странами ЕС в области образования, к-рые стали этапом интеграции России в европ. образоват. пространство.

Соч.: Содержание и перспективы развития инж.-пед. образования, Свердловск, 1990 (соавт., ред.); Профориентация и проблемы занятости молодежи, Омск, 1994 (соавт., ред.); Образование в России: осн. проблемы, направление реформ, перспективы, в сб.: Год планеты, М., 1994; Рос. образование. Дороги реформ, Махачкала, 1994; Реформирование образования в России. Нек-рые итоги, проблемы, задачи, М., 1995.

ТОВАРИЩЕСТВО

ТОВАРИЩЕСТВО - форма межличностных отношений, выражающаяся во взаимной симпатии, доверии, поддержке и солидарности. В основе Т. лежит общность интересов. Т. отличается от партнёрства, в к-рое люди вступают

для решения отд. практич. задач, и от сотрудничества, проявляющегося в основном в совм. деятельности. Т. близко по значению с др. формами межличностного общения - приятельством и дружбой и трудно отличимо от них. Существует точка зрения, что Т. не предполагает внутр. душевной близости, как приятельство, и для него не обязательны высокая степень откровенности и чувство взаимной привязанности, как для дружбы.

Как форма общения Т. складывается в разл. сферах жизнедеятельности человека (трудовой, учебной, досуго-вой).

Потребность в Т. возникает в раннем дет. возрасте. Ребёнок уже в 2 года стремится общаться со сверстниками. Наиб. сильно чувство Т. проявляется в шк. годы, когда учащиеся усваивают правила совм. деятельности. Т. отличается постоянством и привязанностью. Оно требует от людей внимат. отношения друг к другу, принципиальности и самокритичности. Стремление детей к взаимной честности, справедливости, взаимопомощи, т.е. к социально ценным элементам отношений, часто связываемых с понятием Т., заслуживает поддержки взрослых и педагогов. Р. Г. Апресян.

ТОЛЛЬ ФЕЛИКС ЭММАНУИЛ ГУСТАВОВИЧ

ТОЛЛЬ ФЕЛИКС ЭММАНУИЛ ГУСТАВОВИЧ - рус. писатель, педагог и библиограф. Окончил Гл. пед. ин-т в Петербурге (1844). Преподавал рус. яз., словесность и историю в Астраханской гимназии, затем в Финляндском кадетском корпусе (Фридрихсгам), Гл. инж. уч-ще и Петерб. школе кантонистов. В 1849 по делу петрашевцев был сослан на каторжные работы (в Томскую губ.), где пробыл св. 2 лет. По возвращении из ссылки (1857). занимался лит. трудом, печатая беллетристич. произведения в журн. «Отеч. записки» и «Рус. слово», библио-графич. статьи в «Журнале для воспитания», «Книжном вестнике», журн. «Учитель». Участвовал в деятельности Петерб. пед. собрания (об-ва). и предложил «Проект устава низших и ср. училищ, состоящих в ведомстве Мин-ва нар. просвещения» («Современник», 1860, № 8-9), был инициатором создания спец. комиссии экспертов при Петерб. к-те грамотности для отбора книг в нар. б-ки и т. п. Один из инициаторов создания Василеостровского бесплатного уч-ща, возглавленного Ф. Ф. Резенером.

В ст. «О первоначальном (элементарном). обучении..» («Рус. слово», 1859, № 7). изложил свои взгляды на вопросы воспитания и обучения детей мл. возраста (4-9 лет). Он полагал, что множественность типов нач. школ - лучшее средство для распространения просвещения в стране. Рассматривал первонач. обучение как приобщение к науке. Первый цикл нач. обучения должен, по мнению Т., начинаться с естествознания. Во 2-м цикле ребёнок в доступной для него форме будет знакомиться с отд. сторонами обществ, быта («мир цивилизации») и окружающим его миром (родной город, архитектурные памятники, музеи, б-ки и т. д.). Вместо преподавания истории предложил изучение т. н. «Детского Плутарха» - свода сведений об ист. лицах и фактах, к-рые останутся в памяти ребёнка и помогут впоследствии при подробном изучении истории; а вместо уроков географии в классе - ознакомление с местностью, в к-рой живёт ребёнок. Рассматривал вопросы обучения в тесной связи с воспитанием нравств. понятий. Подчёркивал, что кроме развития умственного необходимо воспитание сердца и, главное, воли. К методам нравств. воспитания относил упражнения чувств ребёнка, а не проповеди и рассуждения.

Один из основоположников библиографии дет. лит-ры, отеч. пед. библиографии, обширный ист. обзор к-рой под назв. «Пед. обозрение» поместил в журн. «Учитель» (1862, № 1,3,5,7,14,19). Исключительно важное значение в вос-питаниии и обучении Т. придавал книге, влияние к-рой он считал почти равнозначащим живому слову. Создал систему отбора лучших книг для дет. чтения. Свои требования к дет. книгам, их содержанию изложил в кн. «Наша дет. лит-ра. Опыт библиографии совр. отеч. дет. литры, преимущественно в воспитат. отношении» (1862). Определил также принципы деления книг по возрастным категориям юных читателей.

Соч.: Нечто о воспитании воображения у детей, ЖМНП, 1860, № 9, отд. 1, с. 191-250; Настольный словарь для справок по всем отраслям знания., т. 1-3, СПБ, 1863-64; Необходимое дополнит, приложение к «Настольному словарю», СПБ, 1866.

Лит.: 3 и и с в и ч Н. А., Ф. Г. Толль. Очерк жизни и деятельности, М., 1964. Н. А. Зиневич.

ТОЛМЕН ЭДУАРД ЧЕЙС

ТОЛМЕН ЭДУАРД ЧЕЙС (14.4.1886, Уэст-Ньютон, шт. Массачусетс, - 19.11.1959, Беркли, шт. Калифорния), амер. психолог, представитель необихевиоризма. Окончил Массачусетсский технол. ин-т (1911), в 1915 получил степень дера философии и психологии в Гарвардском ун-те. В 1915-18 преподавал в Сев.-Зап. ун-те (шт. Иллинойс). В 1918-54 проф. Калифорнийского ун-та (Беркли). Разработал систему психол. наук, соединившую идеи бихевиоризма, гешталетпсихологии и глубинной психологии. Её созданию предшествовало эксперим. изучение Т. процессов выработки навыков у крыс в лабиринте. В противовес «радикальному» бихевиоризму Дж. Уотсона доказывал, что поведение как животных, так и человека построено не из единиц типа «стимул - реакция», а из целостных актов, к-рые включают мотив и цель, различение свойств вещей и их отношений, построение и проверку гипотез и т. п. Поэтому сущность обучения определяют познавательные «экспектации» (ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутр. моменты объединялись в понятие «промежуточные переменные», т.е. факторы, действующие между непосредственными стимулами (внешними и внутренними). и итоговой реакцией. Эти переменные, хотя и ненаблюдаемы непосредственно, но являются объективными регуляторами поведения. Свой вариант бихевиоризма Т. назвал «молярным» с целью противопоставить взгляд на поведение как на целостный процесс «молекулярному» бихевиоризму, трактующему поведение как совокупность изолиров. актов. Т. показал, что упражнение предполагает образование познават. структур, а роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и подтверждение ожидания. Процесс научения происходит.н. тогда, когда подкрепление отсутствует, напр., при исследовании ситуации возможного действия («латентное научение»). Несмотря на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, концепция Т. страдала общими недостатками: закономерности поведения животных и человека отождествлялись, нейро-механизмы игнорировались как «ненаблюдаемые», целенаправленность действия не получала причинного объяснения.

Соч.: Purposive behavior in aniinalf and men, N. Y. - L., [1932]; Collected papers ir, psy-chology, Berk. - Los Ang., 1951; в рус. пер.- Поведение как молярный феномен, в кн.: Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан, [М.], 1980; Когнитивные карты у крыс и у человека, там же.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Необихевиоризм Толмена, в его кн.: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Я p о III с в-с к и и М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.

ТОЛСТОЙ ДМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ

ТОЛСТОЙ ДМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ - граф [1(13).3.1823, Москва, - 25.4(7.5). 1889, Петербург], гос. деятель, историк. Окончил Александровский лицей (1842). Служил в канцелярии императрицы по управлению уч. и благотворит, заведениями. С 1847 чиновник особых поручений при Деп. духовных дел иностр. исповеданий, с 1851 вице-директор департамента в Мин-ве внутр. дел. В 1853-60 директор канцелярии мор. министра (в 1853 статский советник). В сент. 1860 - дек. 1861 - чл. Гл. правления уч-щ и управляющий департаментом МНП. В 1861-65 сенатор. С 1864 принимал участие в работе советов жен. воспитательных об-в. За работу по истории римской католич. церкви в России (1864). удостоен докторской степени в Лейпциг-ском ун-те. В 1865-80 обер-прокурор Святейшего Синода, одновременно в 1866-80 мин. нар. просвещения.

Увлекаясь в молодости либеральными идеями (был другом А. Н. Плещеева до ссылки последнего, товарищем M. Е. Салтыкова-Щедрина, одним из ближайших сотрудников мор. министра - либерально настроенного великого кн. Константина Николаевича), по-видимому, уже к кон. 1850-х гг. перешёл на консервативные позиции: выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранять в обществе свои полит. позиции и культурно-нравств. влияние.

При участии Т. проведена реформа православных уч. заведений (1866-69), выпускники получили право поступать в уч. заведения гражд. и др. ведомств, были обновлены уч. программы, гл. обр. за счёт расширения курсов общеобразо-ват. предметов, введения педагогики, увеличения кол-ва уч. часов на древние языки. При Святейшем Синоде учреждён Училищный к-т. Признавая роль духовенства в нравств. воспитании народа, Т. считал невозможной передачу в его руки всего нач. образования. Вместе с тем правильно поставленную систему образования считал важнейшим инструментом для предотвращения распространения рев. идей. i

В годы министерства Т. проведены образоват. реформы, определявшие облик рос. шк. системы почти до нач. 20 в. Приняты Устав гимназий и прогимназий (1871), преследовавший цель повысить уровень подготовки поступающих в ун-ты, но на деле укрепивший позиции т. н. классицизма в ср. образовании и привилегии дворянства (см. Гимназии, Классическое образование, Пансионы), Положение о гор. уч-щах и учительских ин-тах (1872), упорядочившее систему обучения детей из разл. слоев гор. населения (см. Городские училища), Положение о нач. нар. уч-щах (1874), давшее основу для расширения сети гос. школ в сел. местности; получили правовую базу деятельности реальные уч. заведения; учреждены высшие жен. курсы, жен. гимназии и прогимназии. Были также введены Правила о мерах к образованию инородцев (1870), распространившие систему Н. И. Ильминского, Положения о т. н. казённых евр. уч-щах и др. Активно велась подготовка нового университетского устава. Т. считал необходимым гос. контроль за содержанием и процессом обучения и воспитания, был сторонником жёсткой дисциплины в уч. заведении. Добивался унификации уч. программ, укрепления единоначалия в уч. заведениях, усиления роли губернского дворянства в надзоре за ср. и нач. образованием. Устойчивого интереса к пед. проблемам Т. не имел, назначение на посты обер-прокурора Святейшего Синода и министра нар. просвещения рассматривал гл. обр. как ступени адм. карьеры. При разработке правительств, политики в области образования испытывал сильное влияние М. Н. Каткова и К. М. Леонтьева.

Стремление сохранить гос. контроль за нар. просвещением объясняет нек-рую противоречивость политики Т. в конкретных вопросах. Так, относясь отрицательно к высшему жен. образованию, участию гос-ва в организации нач. обучения, он в условиях пореформенной России был вынужден выделять субсидии высшим жен. курсам, пойти на создание образцовых сел. «министерских» уч-щ и учительских семинарий.

Автор исследований по истории образования: «Взгляд на уч. часть в России в XVIII столетии до 1782 г.» и др. (опубл. в сб. ОРЯС Петерб. АН). В них использовал мн. архивные источники, нек-рые полностью опубликовал. С 1882 мин. внутр. дел и одновременно през. Петерб. АН.

Лит.: Рождественский С. В., Ист. обзор Мин-ва нар. просвещения за 100 лет. 1802-1902, СПБ, 1902; Феоктистов Е., За кулисами политики и лит-ры, М., 1991. К. Г. Боленко.

ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - старейший вуз в азиат, части России. Осн. в 1880, открыт в 1888 в составе мед. ф-та; позже созданы юрид. (1898), ист.-филол. и физ.-мат. (1917). ф-ты (5 тыс. студентов). В 1919 - нач. 30-х гг. пережил ряд реорганизаций; из состава ун-та выделились вузы - медицинский (1930; ныне Сиб. мед. ун-т). и педагогический (1931). С унтом связана деятельность физиков В. Д. Кузнецова, В. Е. Зуева, Н. Н. Яненко, М. В. Кабанова, ботаника П. Н. Крылова, химика В. В. Бондарева и др. Совр. профиль ун-та определился гл. обр. в 40-60-х гг. Науч. школы и подразделения ун-та способствовали формированию в Томске крупного ядра н.-и, учреждений (Томский науч. центр РАН и др.), часть к-рых сохранила науч.-организац. связи с ун-том.

В 1995 ун-т объединял ф-ты: механико-матем., физич., физико-техн., радио-физ., прикладной математики и кибернетики, геол.-геогр., хим., биол., почвенный, экон., ист., филол., филос., юрид., информатики (всего св. 8 тыс. студентов, в т. ч. св. 6 тыс. - на дневном обучении); св. 90 кафедр, аспирантура (с 1926), ф-т повышения квалификации преподавателей вузов. В составе ун-та н.-и, ин-ты: Сиб. физико-техн. (с 1929), прикладной математики и механики, биологии и биофизики, социально-экон. проблем Сибири; Сиб. ботан. сад, ряд музеев. В б-ке ун-та св. 3 млн. учётных единиц, в т. ч. кн. собрания В. А. Жуковского, семьи Строгановых и др. Науч.-пед. работу ведут св. 900 проф. и преподавателей. Ун-т готовит учителей общеобразоват. школ. Среди выпускников ун-та - педагог А. И. Данилов (мин. просвещения РСФСР. в 1967-80, один из учредителей АПН СССР).

ТОРНДАЙК ЭДУАРД ЛИ

ТОРНДАЙК ЭДУАРД ЛИ (31.8.1874, Уильямсберг, шт. Массачусетс, - 9.8.1949, Монтроз, шт. Нью-Йорк), амер. психолог и педагог. С 1904 проф. Колумбийского ун-та и пед. колледжа в Нью-Йорке. С 1924 один из редакторов «Журнала генетич. психологии» («Journal of Genetic Psychology»), с 1926 - «Монографий генетич. психологии» («Genetic Psychology Monographs»). Член Нац. АН США.

Первая работа Т. - «Ум животных» («Animal intelligence», 1898). явилась важной вехой на пути внедрения объективного метода в исследования процесса научения. Помещая в т. н. проблемные клетки - эксперим. устройства разл. степени сложности - подопытных животных, Т. фиксировал их двигат. реакции, направленные на выход из клетки и подкрепление завершающего действия. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Процесс научения трактовался как простое установление связи между ситуациями и движениями. Тем самым Т., по существу, разработал осн. схему бихевиоризма (хотя сам себя бихе-виористом не считал). Впоследствии в работах Ж. Пиаже, Т. С. Холла, Э. Ч. Толмена и др. была показана ограниченность закона проб и ошибок, его применимость лишь в узкой сфере искусственно построенных ситуаций.

Работа Т. «Пед. психология» («Educa-tional psychology», 1903). оказала большое влияние на развитие теории обучения в США, в т. ч. на концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т.е. с биол. позиций; центральным был для него «закон эффекта» - зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения. Др. закон, названный Т. «законом упражнения», гласил, что для закрепления связи между стимулом и реакцией необходимо повторение этой связи, в противном случае она исчезает. Экспериментально изучая проблему формального обучения, доказал, что с одного материала на другой, вновь изучаемый, могут быть перенесены только общие принципы или идентичные элементы. Т. принадлежит серия работ по психологии обучения арифметике, алгебре, языку, чтению. Для количественного измерения уровня психич. развития им разработана собственная система тестов. Т. опубликовал 507 работ по разл. проблемам психологии.

Соч.: The measurement of intelligence, N. Y., [1927] (соавт.); Human nature and social order, N. Y., 1940; в рус. пер. - Принципы обучения, основанные на психологии, M., 19033; Психология обучения взрослых, М. - Л., 1931 (соавт.); Психология арифметики, М. - Л., 1932; Вопросы преподавания алгебры, М., 1934; Процесс учения у человека, М., 1935. Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853. М. Г. Ярошевский.

ТРАМПА-ПЛАН

ТРАМПА-ПЛАН (по имени автора - проф. Л. Трампа), система организации обучения, в к-рой сочетаются занятия в больших аудиториях (40% уч. времени), малых группах (20%). и индивидуальные (40%). Получил распространение в кон. 70-х гг. 20 в. в США. В рамках Т.-п. в крупных аудиториях высококвалифици-ров. преподаватели, учёные читают лекции для двух или более параллельных классов, применяются новейшие техн. средства обучения, наглядные пособия. Затем проводятся занятия в небольших группах (15-20 чел.). с обсуждением прочитанной лекции, ведутся дискуссии и т. п. Занятиями группы руководят не только учителя, но и стабильно успевающие учащиеся. Индивидуальная работа проводится, как правило, по заданиям учителя, отчасти по выбору самих учащихся в соответствии с их склонностями. Т.-п. в его полном виде применяется лишь в неск. эксперим. школах США. Отдельные его элементы (обучение бригадой учителей, использование помощников и пр.). используются в массовой школе.

Лит.: Малькова 3. А., Совр. школа США, М., 1971,с.258-61.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ, ТPАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАПП ЭРНСТ ХРИСТИАН

ТРАПП ЭРНСТ ХРИСТИАН (8.11.1745, Драге, близ Итцехо в Шлез-виг-Гольштинии, - 18.4.1818, Зальцда-лум, близ Вольфенбюттеля), нем. педа-гог-филантропист. Окончил Гёттинген-ский ун-т. Преподавал в разл. уч. заведениях, в т. ч. в 1777-79 в филантропине И. Б. Базедова в Дессау, в 1779-83 - в Ун-те Галле (первый герм, профессор педагогики). В 1786-90 вместе с И. Г. Камне принял активное участие в реформе шк. дела в Брауншвейге.

Гл. труд Т. «Опыт педагогики» (1780) - попытка дать систематич. изложение теории и практики филантропизма. Т. последовательно выступал за независимость школы от церкви и от гос-ва. Последнее должно только финансировать шк. дело, но свободная конкуренция в его организации, с точки зрения Т., - стимул для совершенствования системы образования. Т. был противником клас-сицистич. ориентации ср. образования в гимназии; он считал, что осн. внимание надо уделять не древним языкам, а знаниям, полезным в практич. деятельности. Изучать древние языки могут те, кто готовится к науч. деятельности, и не ранее чем в 15-летнем возрасте.

Теорию и методику воспитания Т. стремился обосновать с помощью данных психологии и физиологии. Полагал, что стремление людей к благополучию, личному счастью, побуждает их и к активным действиям в учении и в общении Этим же объяснял и подвижность детей, к-рых привлекают предметы и явления окружающего мира Активность детей - опора для учителя в организации преподавания, но трудность заданий необходимо соразмерять с умственными и физич. возможностями детей Одним из первых Т разработал теоретич основы создания уч планов Он рекомендовал делить уч процесс на определенные периоды, ставить для каждого из них ближайшие достижимые цели, рационально чередовать труд и отдых Путь исправления дурных привычек детей видел в развитии противоположных положит. наклонностей

Лит Fritzsch Th, E Chr Trapp, sein Leben und seine Lehre, Dresden, 19132. А И Пискунов

ТРЕВОЖНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРОТЦЕНДОРФ ВАЛЕНТИН

ТРОТЦЕНДОРФ ВАЛЕНТИН (14 2 1490, Тротцендорф, Лау-зиц, - 26 4 1556, Лигниц, ныне Легница, Польша), нем педагог, ученик и последователь Ф Меланхтона Учился в Лейпцигском и Виттенбергском ун-тах В 1523-27 был руководителем лат школы в Гольдберге (Силезия), преподавание в к-рой стремился построить в точном соответствии с идеями Меланхтона Был признанным мастером катехизации уч материала Одним из первых внедрил в интересах воспитания шк. самоуправление Школа управлялась по образцу Рим республики ежемесячно избирался сенат, возглавляемый самим Т, сенат рассматривал и решал возникавшие в школе конфликты Обвиняемый и обвинитель произносили речи на латыни (употребление родного языка в школе запрещалось). От подготовки и изящества речи нередко зависела мера наказания за проступок Ученики сами следили за порядком в уч. помещениях и спальнях, за посещением уроков и выполнением заданий и т.д. Школа Т привлекала учеников из разл городов Германии и из др. стран Требования к учащимся были зафиксированы в уставе, составленном Т. Строгое соблюдение устава рассматривалось как важное средство воспитания Нарушения карались, иногда применялись телесные наказания. После 1527 преподавал в школе в Лигнице и в Виттенбергском ун-те Мн ученики Т стали учителями в разл странах Центр и Юго-Вост Европы.

ТРУДНЫЕ ДЕТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУДОВАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ СССР

ТРУДОВЫЕ РЕЗЕРВЫ СССР - система организованной подготовки квалифици-ров рабочих из гор и сел молодежи в 40-50-х гг Осн.в 1940 Было создано 3 типа уч проф. заведений ремесл уч-ща (срок обучения 2 года), готовили металлистов, металлургов, химиков, связистов и др, ж -д уч-ща (2 года), готовили специалистов для работы на ж -д транспорте, школы фабрично-заводского обучения (ФЗО, 6 мес обучения), готовили рабочих массовых профессий для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной пром-сти, стр-ва и др. Гос-во полностью обеспечивало учащихся

В 1946 горнопром школы перешли на 10-месячный срок обучения В 1949 ремесл уч-ща и школы ФЗО для угольной и горнорудной пром-сти преобразованы в уч-ща и школы с тем же сроком обучения В 1953 организованы уч-ща механизации с х-ва (срок обучения 6 мес - 2 года). В 1954 образованы техн. уч-ща (ТУ). для окончивших ср. обще-образоват. школы (срок обучения 1-2 года), выпускающие квалифициров рабочих и мл техн. персонал В 1957 на базе школ ФЗО созданы строит уч-ща (2 года обучения). В целом уч заведения Т p готовили рабочих 700 профессий Уч-ща и школы прикреплялись к предприятиям, для к-рых обучали работников Начиная с 1959 все проф. уч заведения Т p преобразованы в проф. -тех уч-ща (см Профессионально-техническое образование).

ТУВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУКАЙ ГАБДУЛЛА

ТУКАЙ ГАБДУЛЛА (наст. фам. и имя - Т у к а с в Габдулла Мухаметгарифович). [14(26).4.1886, дер. Кушлауч, ныне в Арском р-не Татарии, - 11(24).4.1913, Казань], тат. поэт, публицист, обществ, деятель. Окончил медресе и рус. классы при нём в г. Уральск (1907). Работал учителем (1903-04), наборщиком в типографии, был одним из организаторов тат. газ. «Фикер» («Мысль»), журналов «Эль-гасрель-джедит» («Новый век»). и «Уклар» («Стрелы»). в Уральске. С 1907 жил в Казани; занимался лит. деятельно-тью, переводил произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. В. Кольцова и др. Развивал идеи народности и гуманизма в воспитании, воспринятые им у В. Г. Белинского и К. Д. Ушинского, выступал за расширение роли родного языка в нач. обучении тат. детей. Опираясь на метод, материал учебников Ушинского, Л. Н. Толстого и А. Я. Острогорского, Т. написал ориг. учебники для тат. школ: «Новое чтение» («Яна кыйраэт», 1909). и «Уроки нац. лит-ры в школе» («Мэктэптэ миллий эдэбият дэреслэре», 1911), прививавшие любовь к родной речи. Содействовал открытию рус.-тат. уч-щ и рус. классов при медресе. Одним из первых среди тат. деятелей культуры решительно выступил за обучение девочек в светских школах, за участие женщин в обществ, жизни, за распространение среди них науч. и мед. знаний, высоко ставил обществ, призвание учителя как человека, близкого народу; он особо подчёркивал значение личного примера и авторитета учителя как в воспитании детей, так и в просвещении взрослых.

Выпустил 6 сб-ков своих произведений для детей и юношества: «Радость» («Юаныч», 1908), «Жемчужные зерна» («Энже бертеклэре», 1909). и др. Стихотворения, басни Т. многократно переиздавались и входят в совр. учебники для тат. школ.

Соч. в рус. пер.: Избр. т. 1-2, Каз., 1960-61.

Лит.: Туишев Ю. А., Обществ.-пед. деятельность Г. Тукая, Каз., 1963; Нурул-л и и И., Тукай, М., 1977. Я. И. Ханбиков.

ТУРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУРКМЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТУРЦИЯ, ТУРЕЦКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница