Наши партнеры
Статьи на букву "У" (часть 2, "УСТ"-"УШИ")
УСТАНОВКА В ПСИХОЛОГИИ - неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развёртывание любых форм психич. деятельности; состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями её удовлетворения. У. - механизм регуляции деятельности; её регулирующая функция проявляется в форме направленности на решение определённых задач. Понятие У. первоначально было введено в эксперим. психологии для обозначения обусловленного прошлым опытом фактора, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию (Л. Ланге). и нек-рые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман), а также для описания возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность раз л. психич. процессов (Н. Ах). В 20 в. понятие социальной У. вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентации индивидов как членов (группы (общества). на те или иные обществ, ценности и социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Зна-нецкий). Теория У. широко разработана Д. Н. Узнадзе и его школой. Узнадзе развил представление об У. как «целостной модификации субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и совершению в определённом направлении действий, что является основой его целесообразной избират. активности. Для эксперим. исследования У. предложен т. н. метод фиксации, разл. варианты к-рого применяются при анализе развития психики в филогенезе и онтогенезе, познават. процессов, личности и общения. Выявлены разл. свойства (возбудимость, динамичность - статичность, лабильность - стабильность, иррадиация - генерализация). и виды У. (диффузная, дифференцированная, фиксированная). Сочетания отд. свойств У. образуют разл. типы У. Теория У. выступает в качестве конкретно-науч. методологии для разл. отраслей психологии, в т. ч. возрастной психологии. У. обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством её стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет.н. негативную сторону - У. может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в дет. возрасте в соответствии с законами формирования и изменения У. у человека возникает определённое отношение к осн. жизненным ценностям, разл. видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования У., становится возможным охарактеризовать мн. психич.и личностные особенности человека. Управление У. является важной практич. проблемой и составляет одну из задач воспитания. Лит.: Узнадзе Д. Н., Эксперим. основы психологии установки, в его кн.: Психол. иссл., М., 1966; Прангишвили А. С., Проблема установки на совр. уровне ее разработки груз, психол. школой, в кн.: Психол. иссл., поев. 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе, Тб., 1973; его же, Учение и установка, в его кн.: Психол. очерки, Тб., 1975; Асмолов А. Г., Деятельность и установка, М., 1979; Надирашвили Ш. А., Установка и деятельность, Тб., 1987. Ш. А. Надирашвили. |
УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - входит в Иркутскую обл. Рос. Федерации. Пл. 22,4 тыс. км2. Население 142 тыс. чел., в т. ч. 36% - буряты (1994). Центр - пос. Усть-Ордынский. Первые уч. заведения (Балаганское, Идинское и др. уч-ща). созданы по уставу 1804. В 40-х гг. 19 в. для усть-ордынских бурят действовали 4 приходских уч-ща. Сеть сельских нач. уч. заведений не была стабильной, тем не менее в 60-х гг. 19 в. буряты могли учиться почти в 20 школах. Значит. роль в привлечении бурят, детей к шк. обучению сыграли выпускник Петерб. ун-та И. И. Пирожков, питомцы Балаганского уч-ща Ф. Жербаков, Н. Алексеев и др. В 1875 стали открываться миссионерские школы (10 в 1880), появились частные уч. заведения. В большинстве уч. заведений преподавание шло на рус. языке. В нач. 20 в. работали 5 двухклассных, 20 инородческих уч-щ. После установления сов. власти (1920). началось создание регулярной сети уч. заведений; развернулась ликвидация неграмотности. В Усть-Ордынском районе Бурят-Монг. АССР. (с 1923). действовало св. 140 школ I ступени, 5 школ II ступени (всего ок. 6 тыс. уч-ся). В Иркутске и Улан-Удэ началось издание сов. учебников для бурят, школ, в разработке к-рых участвовали Г. Цыбиков, В. Барадин и др. В нач. 30-х гг. введено всеобщее нач. обучение. Его распространение осложнялось нерешённостью вопроса о родном языке усть-ордынских бурят.н. сменой графим, основ письменности. В 1932 открылось Боханское пед. уч-ще. В Усть-Ордынском нац. округе (с 1937). после перевода письменности (1939). на рус., графич. основу сложились условия для постулат, развития школы с преподаванием на бурят, языке: действовало св. 160 нач., 16 семилетних и 4 средние школы (ок. 20 тыс. уч-ся). Стали развиваться дошк. учреждения. В кон. 50-х гг. введено всеобщее семилетнее обучение, в нач. 60-х гг. - всеобщее восьмилетнее. Всего работало ок. 300 общеобразоват. школ (св. 26 тыс. уч-ся). В 70-80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Преподавание на бурят, языке осуществлялось в более чем 100 школах авт. округа (с 1978), но охватывало практически только период нач. обучения. В 70-х гг. начался постепенный перевод обучения на рус. язык; бурятский считался самостоят. предметом. Изучение истории, культуры, нар. творчества бурят стало носить эпизодич. характер. Сократился выпуск уч. лит-ры. С 1988 все учащиеся-буряты получили возможность изучения родного яз. и лит-ры в течение всего курса ср. школы. Началась разработка обновлённых уч. планов и программ, новых учебников. В нач. 90-х гг. введён факультативный интегрированный курс «История и иск-во Бурятии». В 1996 в 163 дошк. учреждениях (в т. ч. 136 дет. садах). насчитывалось св. 8 тыс. воспитанников (38% детей соответствующего возраста). В 1995/96 уч. г. в 248 общеобразоват. школах (79 средних, 19 базовых, 150 нач.). обучалось 29 тыс. чел. Преподавание на бурят, языке ведётся в 102 школах, всего на бурят, языке обучалось св. 7 тыс. чел. По вечерней форме учится св. 500 чел. В школах занято 2,7 тыс. учителей (св. 62% с высш. образованием). Среди внешкольных учреждений округа 5 Домов дет. творчества, 7 муз. школ, 3 худож. школы, 7 ДЮСШ; имеются станции юных техников, юных туристов, юных экологов, дет. конно-спорт. школа. Действуют 3 СПТУ, 2 филиала СПТУ. Учителей высш. квалификации готовят пед. ин-ты Иркутска, Улан-Удэ и Иркутский ун-т (бурят, отделение); средней квалификации - Боханское педучилище. В округе работают выпускники др. вузов и ср. спец. уч. заведений Рос. Федерации. Для учителей с 1990 работает окружной ин-т повышения квалификации. Л. Ф. Мантраков. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза), 1). этич. учение, согласно к-рому основой нравственности и критерием человеческих поступков является польза, понимаемая как средство достижения «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». 2). Система взглядов, образ жизни, в основе к-рого лежит идея о том, что польза, понимаемая как удовлетворение к.-л. интересов, является осн. критерием нравств. оценки, а достижение успеха составляет основу человеческого счастья. |
УТОМЛЕНИЕ - состояние организма, возникающее при длительном воздействии физич. и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности. Выражается в рассогласовании работы психофизиол. систем организма, обеспечивающих деятельность. Это проявляется в неадекватных изменениях кровообращения, дыхания, терморегуляции и др., а при умственном У. также в ослаблении внимания, замедленном протекании мыслит, процессов, ошибках памяти (воспроизведения). Субъективно У. ощущается как усталость - переживание трудности и невозможности продолжать работу. Однако усталость не всегда совпадает с изменениями в организме, к-рые характерны для У.; она может быть обусловлена недостаточной мотивацией, потерей интереса к работе и т. п. И наоборот, объективно утомлённый человек может не чувствовать усталости вследствие увлечения работой. Взрослый человек может в течение нек-рого времени продолжать работу при появлении У. за счёт использования компенсаторных возможностей организма. Но при этом обычно снижаются количеств, и качеств, показатели выполняемой работы, если для противодействия этому не делается спец. усилий. При прочих равных условиях У. зависит от длительности и интенсивности работы. У дошкольников наблюдаются лишь нач. формы У.: при появлении первых признаков его ребёнок прекращает выполняемую деятельность. Наступлению У. способствуют: однообразная, скучная, неинтересная работа; выполнение работы в неблагоприятных условиях (шум, низкая освещённость и т. п.); отсутствие двигат. активности и статич. напряжение мышц (в т. ч. длит, поддержание неподвижной позы при сидении). Появление У. также зависит от состояния организма ребёнка. Оно наступает быстрее после перенесённого заболевания, при хронической интоксикации и т. п. Признаки наступающего У. школьника: двигательное беспокойство, ослабление внимания, раздражительность, снижение точности и скорости работы, скорости реакций,сонливость, низкое усвоение материала, головные боли. Профилактика быстрого наступления У. может вестись путём установления объёма работы в соответствии с физиол. возможностями организма ребёнка, уровнем развития психич. процессов, а также создания благоприятных условий её выполнения. Большое значение имеет чередование уроков, требующих разной степени умственного напряжения учащихся. Лит.: Ухтомский А. А., Возбуждение, утомление, торможение, Собр. соч., т. 2, Л., 1951; Пратусевич Ю. М., Умств. утомление школьника, М., 1964; см. также лит. при ст. Работоспособность. С. С. Степанов. |
УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - [13(25).6.1875, с. Вослома, ныне Ярославской обл., - 31.8.1942, Ленинград], физиолог, акад. АН СССР. (1935; ч.-к. 1932). После окончания Петерб. ун-та (1906). работал там же на кафедре физиологии человека и животных (зав. в 1922-42). С 1937 директор электрофи-зиол. лаборатории АН СССР. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, H. E. Введенского и др., У. открыл один из осн. принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой («Доминанта как рабочий принцип нервных центров», 1923). Понятие о доминанте - стойком очаге возбуждения, определяющем поведение организма в течение нек-рого времени, - использовано в теории высш. нервной деятельности и нашло широкое применение в медицине, психологии, педагогике. Оно наряду с учением У. об усвоении ритма, согласно к-рому режим работы органа соответствует ритму внешних раздражений, позволило У. по-новому осветить природу утомления. У. известен также как педагог, автор курсов лекций «Физиология двигательного аппарата» (1927). и «Очерк физиологии нервной системы» (опубл. посмертно, 1945). Соч.: Собр. соч., т. 1-6, Л., 1945-62. Лит.: Меркулов В. Л., А. А. Ухтомский. Очерк жизни и науч. деятельности, М. - Л., 1960; Айрапетьянц Э. Ш., А. А. Ухтомский, Л., 1969. С. С. Степанов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ - в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч.-воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система У. п., между к-рыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отд. видов У. п. Различают 3 осн. группы У. п.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира словами и фразами естеств. и искусств, языков. В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты произ-ва, препараты растений и животных и т. д.); натуральные предметы и техн. средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т. д.); материальные и техн. средства для трудовой, изобразит, и др. деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т. п.; измерит., контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, техн. устройства и др.). Вторая группа: объёмные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т. д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с достижениями совр. науки, техники, произ-ва и культуры, с явлениями, недоступными непосредств. наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), во внутр. движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и обществ, жизни. Третья группа: уч.-метод, лит-ра - программно-методическая (программы и метод, указания к ним, метод, письма и руководства); обучающая (буквари, учебники, текстовые пособия, лекции, конспекты и пр.); вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сб-ки практич. заданий, задач и упражнений, атласы, сб-ки чертежей, рабочие тетради; издания для чтения на иностр. языках и др. материалы). Особую группу У. п. составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие. К У. п. предъявляются разносторонние функционально-пед., эргономич., эсте-тич., экон. требования, а также требования техники безопасности и гигиены. Разработку У. п. осуществляют н.-и, ин-ты, конструкторские и технол. бюро разл. мин-в (в т. ч. промышленных), педагоги-специалисты по уч. оборудованию, а также отд. учителя. Создание новых и модернизация существующих У. п. происходит на основе исследований, ведущихся в ин-тах РАО и др. У. п. производятся на фабриках уч.-наглядных пособий, в изд-вах. Комплектование школ У. п. осуществляется в соответствии с типовыми перечнями уч.-наглядных пособий и уч. оборудования для общеобразоват. школ, разрабатываемыми н.-и, ин-тами РАО. В перечни включены комплекты средств обучения и воспитания, обязательные для оборудования уч. кабинетов, классов, мастерских. Кол-во оборудования и раздаточного материала для самостоят. лабораторных и практич. работ определено в соответствии с наполняемостью классов. Снабжение школ У. п. осуществляется через отраслевую систему снабжения. Лит.: Шаповаленко С. Г., Методологии, вопросы исследований и разработок в области шк. оборудования, СП, 1982, № 6; Шахмаев H. М., Средства обучения, в кн.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скат-кина, M., 19822, гл. 7; Анциферов Л. И., Самодельные приборы для физ. практикума в ср. школе, М., 1985; Д p и г. а И. И., P а х Г. И., Техн. средства обучения в общеобразоват. школе, М., 1985; Иванов Б. С., Электронные самоделки, М., 1985; Каталог уч. оборудования по географии, М., 1985; III м а р-гун Н. И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике, М., 1985; Якушина Л. С., Кино и звукозапись на уроках лит-ры, М., 1985; см. также лит. при ст. Технические средства обучения, Обучающие машины. Учебное кино и др. Т. С. Назарова. |
УЧЕБНЫЙ ПАКЕТ - в заруб. пед. практике комплект дидактич. материалов, рассчитанный на самостоятельную, как правило индивидуальную, работу учащихся по отд. разделам курса. В У. п. входят: уч. пособия, руководство (или набор указаний). по организации самостоят. уч. деятельности; средства стандарти-зов. контроля, доп. и вспомогат. обучения, предусматривающие достижение запланированных уч. результатов. Деятельность учителя имеет, как правило, организац.-консультативный характер. У. п. последовательно ориентирует учащихся на заранее поставленные и чётко выраженные уч. цели. Создание и использование У. п. связаны с развитием программированного обучения и педагогической технологии в разл. странах в 60-х гг. 20 в. При применении У. п. предусматривается планирование работы учащихся, в т. ч. типичные элементы дидактич. программирования: постановка цели, предъявление информации, тестирование, коррекция обучения в соответствии с достигнутыми промежуточными результатами. У. п. воспроизводит в себе обучающий цикл и рассчитан на практически полное программирование уч. деятельности. У. п. изготавливаются фирмами или же создаются учителем в ходе дидактич. проработки предстоящего уч. процесса. Материалы, входящие в У. п., несмотря на достаточно жёсткую общую упорядоченность всей его конструкции, могут быть живыми, яркими и привлекательными для учащихся. Инструкции для ученика предусматривают опыты, наблюдения, разл. манипуляции с дидактич. материалом. У. п. охватывают, как правило, небольшие фрагменты предметного содержания и делают возможным включение их как в традиционные, так и в нетрадиционные организац. формы обучения и индивидуализацию обучения. Особую роль играют У. п. в работе учреждений дистантного образования и заочного обучения. У. п., применяемые в этом случае, отличаются значит. объёмом уч. материала и подразделяются на целостные разделы - «модули», каждый из к-рых рассчитан на определённое уч. время, как правило, от 4 до 12 ч. В ряде случаев У. п. включают модули, в содержании к-рых выделен материал разл. уровня сложности и предусмотрена возможность дифференциров. обучения или альтернативные способы достижения дидактич. целей, проработки материала в соответствии с индивидуальными предпочтениями, стилями уч. работы. Лит.: Gronlund N. E., Individualizing classioom instruction, N. Y., [1974]; L e w i s R., Paine N., How to communicate with the learner: making the package easy touse, L., 1985. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ - осн. структурная единица уч.-воспитат. процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общих образоват. и проф. уч. заведений. Перечень и взаимосвязи У. п., их распределение по годам обучения или отд. периодам уч. года определяются учебным планом соответствующего уч. заведения. Закономерности обучения конкретному У. п., а также цели, содержание, методы, организац. формы и средства обучения раскрывает методика учебного предмета. Все предметы, включённые в уч. план, реализуют цели обучения и воспитания в конкретном уч. заведении. Однако каждый У. п. имеет гл. функцию, выделяющую его ведущий компонент. Это могут быть предметные науч. знания (физика, химия, биология и др.), способы деятельности (иностр. яз., черчение), способности к определённому восприятию действительности (изобразит, иск-во, музыка). Содержание У. п. обусловлено спецификой объекта изучения. Предмет шк. изучения нельзя идентифицировать с соответствующей областью науки, т. к., во-первых, он специфично отражает её содержание (обращая внимание учащихся лишь на основы науки), во-вторых, в У. п. включаются системы общеразвивающих умений и навыков, в принципе не свойственных собственно содержанию науки. У. п. не сводится к простой совокупности законов, понятий и методов науки, а включает.н. др. компоненты, такие, как умение воспринимать и анализировать информацию, принимать решение, планировать и контролировать свою деятельность и др. Осн. цель общего образования - разностороннее развитие учащихся, к-рое предполагает помимо физич. и психич. становления человека формирование социального опыта личности, её мировоззрения, развитие социально ценных способностей, интересов, склонностей. Изучение каждого У. п. вносит свой вклад в воспитание учащихся, формирование мотивационно-волевых качеств личности. Этим сторонам развития личности соответствуют определённые базисные компоненты содержания образования, каждый из к-рых может быть представлен самостоят. У. п. (или циклом уч. дисциплин), поскольку имеет своё особое содержание, «не растворимое» в др. предметах. С др. стороны, каждый из этих компонентов включается в качестве составного элемента в содержание всех др. У. п., т. к. инвариантные виды деятельности характеризуются взаимовключённостью. См. также Межпредметные связи. Содержание общего образования реализуется чаще всего в группах У. п., к-рые соответствуют каждому из компонентов опыта личности: умственному образованию - основы наук; нравств. воспитанию (формированию направленности личности) - предметы социального цикла; эстетич. воспитанию - предметы эстетич. цикла; воспитанию коммуникативности - предметы языкового цикла и т. д. В содержание У. п. включаются науч. теории, имеющие мировоззренч. и позна-ват. значение, а также наиб. важный в пед. отношении фактологич. материал. Устанавливается рациональное соотношение между фактами и обобщениями, практич. и теоретич. работами учащихся, закладываются необходимые внутри-предметные связи, обеспечивается применение полученных знаний, умений и навыков в уч. и трудовой деятельности школьников. Соотношение знаний, умений и навыков, составляющих содержание отд. уч. дисциплины, различно. Наиб. велик удельный вес умений и навыков в предметах языкового цикла, в курсах математики, физики, черчения, физич. воспитания. При определении глубины освещения тех или иных законов, теорий на каждой ступени обучения, а также степени детализации изучаемого материала используются результаты логич. и ист. анализа, материала науки, изучения опыта работы школ, экспериментов. Оптимальный (по трудности). вариант содержания, доступный учащимся для сознат. усвоения, является основой уч. программ и реализуется в учебниках с учётом осн. принципов обучения. Лит.: Сох о p A. M., Логич. структура уч. материала, М., 1974; Журавлев И. К., Зорина Л. Я., Дидактич. модель уч. предмета, «Новые иссл. в пед. науках», 1979, № 1(33); их же, Представление об уч. предмете, в кн.: Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983; Л с д и с в В. С., Содержание общего ср. образования, М., 1980, гл. 3,4. В. С. Леднев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |