Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕР")

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА

ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ СЕМИЛЕТКА (ФЗС), общеобразоват. школа в городах, рабочих посёлках и пром. р-нах СССР. (1926-34), имевшая целью дать учащимся общее образование и политехн. подготовку, ознакомить с произ-вом. ФЗС состояла из двух концентров: первый - нач. школа с 4-годичным и второй - с 3-годичным сроком обучения. ФЗС рассматривалась как база для дальнейшего проф. обучения в системе ФЗУ. Окончившие ФЗС могли также поступить в 8-й кл. ср. школы или в ср. проф. уч. заведение. Сеть ФЗС (в сел. местности - ШКМ). стала быстро развиваться после введения всеобщего обязательного 7-летнего образования (пост. ЦИК и СНК СССР. «О всеобщем обязательном начальном обучении», 1930). Однако недостаточно высокий уровень общеобразоват. подготовки в ср. школах и нек-рая изолированность отд. типов школ (ФЗС, ШКМ, 7-летняя, 9-летняя, 10-летняя и др.). потребовали унификации гор. и сел. школ. В 1934 были установлены общие для всей страны типы общеобразоват. школ: начальная, неполная средняя (7-летняя). и средняя. ФЗС были преобразованы в неполные ср. школы [пост. СНК СССР. и ЦК ВКП(б). «О структуре начальной и средней школы в СССР», 1934].

ФАЗЛУЛЛИН МУХАМЕТХАН АШРАФЗЯНОВИЧ

ФАЗЛУЛЛИН МУХАМЕТХАН АШРАФЗЯНОВИЧ - [2(14). 12.1883, дер. Тугаево, ныне в Зеленодольском р-не Татарстана, - 16.2.1964, Казань], тат. языковед, педагог и методист, ч.-к. АПН РСФСР. (1950), проф. (1930), засл. деятель науки Тат. АССР. (1940). Окончил высш. медресе (1903). и Казанскую тат. учительскую школу (1908). На пед. работе с 1908. С 1919 преподавал и вёл науч. работу в уч. заведениях Казани; с 1930 - в Казанском пед. ин-те (с 1934 зав. кафедрой). Участник реформ тат. письменности, автор первого букваря на основе лат. графики (1929), неск. книг для чтения. Осн. науч. труды по тат. филологии, истории тат. письменности и др. Кн. «Методика преподавания тат. языка» (1954, на тат. яз.) - первый вузовский учебник по предмету. Автор первых пособий по педагогике и психологии для учителей татарских школ.

Лит.: Сагитов М. А., М. А. Фазлул-лин, «Сов. тюркология», 1983, № 6. М. А. Сагитов.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ - один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразоват. школе Рос. Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профориентации.

На Ф. з. в учебном плане общеобразоват. школы выделяются спец. часы в классах средней и старшей ступени школы. В группы для изучения факультативных курсов учащиеся зачисляются по желанию, из одного или неск. параллельных классов. Возможно комплектование групп, состоящих из учащихся разных параллелей. Программы факультативных курсов носят ориентировочный характер. Учитель может по своему усмотрению исключить из программы или вынести на самостоят. изучение нек-рые темы, может уделить большее внимание вопросам, вызывающим у школьников особый интерес Учителя могут также составлять ориг. программы, к-рые утверждаются пед. советом школы

В 80-е гг наибольшее распространение в школе получили факультативы по предметам, входящим в у ч план Среди них факультативы типа «Курс повышенного уровня», на к-рых углубленно изучается содержание уч предмета, систематизируются и обобщаются полученные знания,сочетается теоретич и прак-тич подготовка учащихся Факультативы этого типа имеют также целью подготовку учащихся к продолжению образования, знакомство с системой обучения в вузах и программами вступит экзаменов «Курсы повышенного уровня» задают нек-рый стандарт углубленного изучения каждого уч предмета, способствуют повышению уровня подготовки учащихся по избранным предметам, отражению в школьном обучении достижений науки, техники и культуры

Цель прикладных факультативов - знакомство с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к совр. технике, производству К факультативам этого типа относятся, напр., «Вычислит математика», «Физ. -техн. моделирование», «Физ. основы автоматики», «Химия в сел х-ве», «Химия в пром-сти», «Основы хим. анализа», «Физиология с -х животных и зоотехника», «Основы биотехнологии».

На факультативных спецкурсах углубленно рассматриваются отд вопросы осн.курса и проблемы, выходящие за рамки уч программы «За страницами школьных учебников математики», «Основы термодинамики и молекулярной физики», «Химия высокомолекулярных соединений», «Основы генетики», «Основы экон знаний», «Тайны рус языка» и др.

Важное место среди факультативных курсов отводится факультативам по предметам, не входящим в уч. план «Мировая худож. культура», «Общая психология», «Психология учения и НОТ школьника», «Основы пед. знаний», «Основы киноискусства», «Основы театральной культуры», «Основы муз. культуры», «Худож. культура и мы»

Межпредметные факультативы имеют целью интеграцию знаний учащихся о природе и обществе Примерами таких факультативов являются курсы «Физика космоса», «Биосфера и человек», «Эволюция естеств. -науч. картины мира», «Науч. -техн. революция Общество Человек»

Выбор факультативных курсов учащимися осуществляется каждый год Ф з дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, повысить степень их самостоятельности на основе выполнения творч, исследоват или конструкторских заданий, подготовки рефератов, докладов, выполнения библиографич работ. Задания выбираются таким образом, чтобы они имели ценность не только для данного ученика, но и для всей группы Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся, расчленение сложного задания на ряд простых с последующим обсуждением результатов их выполнения, взаимная заинтересованность в результатах труда, ответственность перед товарищами позволяют решать мн пед. задачи

Лит Кашин M II Кабардин О Ф, Факультативы - итоги и проблемы, СП, 1977, № 7, их же, Развитие системы факультативных занятий, СП, 1981, № б, Прокофьев M А, Факультативные занятия перспективы развития, СП, 1986, N» 9, Монахов В М, Орлов В А, Углубленное изучение отдельных предметов, СП, 1986, № 9 О Ф Кабардин, В А Орлов

ФАРБЕР ДЕБОРА АРОНОВНА

ФАРБЕР ДЕБОРА АРОНОВНА (р 24 5 1924, Киев), физиолог, акад РАО (1992), д-р биол. наук (1967), проф. (1971). Окончила биол. ф-т МГУ (1947). С 1949 работала в Ин-те нейрохирургии им H H Бурденко, с 1964 - в НИИ физиологии детей и подростков (ныне Ин-т возрастной физиологии РАО), с 1993 гл. науч. сотрудник С 1993 чл Президиума РАО Ведет науч. исследования в области возрастной физиологии, посвященные гл. обр. проблемам развития мозга ребенка, выявлению функциональных нейрофи-зиол механизмов познават деятельности

Соч: Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе, M, 1969, Электроэнцефалограмма детей и подростков, M, 1972 (соавт), Сенсорные механизмы развивающегося мозга, M, 1977 Физиология развития ребенка, M, 1983 (ред и соавт), Физиология подростка, M, 1988, Структурно-функциональная организация развивающегося мозга, Л, 1990, Developmg bram and cognition, Amst, 1993.

ФАРМАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВИЧ

ФАРМАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВИЧ (1842, Вятка, ныне Киров, - 1922, Петроград), педагог, деятель образования Пед. деятельность начал в 1865 преподавателем истории и рус словесности Вятской жен гимназии, 8 лет был мировым судьей В 1877-81 инспектор нач нар. уч-щ Симбирской губ (по приглашению И H Ульянова), директор нач нар. уч-щ Оренбургской (1881-85), Херсонской (1885-95), Псковской (1895-96). губ В 1896-1904 служил в Департаменте нач обучения МНП Способствовал просвещению народов Поволжья, При-уралья, Юга России Занимался проблемами организации системы нач образования, всеобщего обучения, единой школы, регионализации образования, охраны здоровья детей, шк. питания, дисциплины учащихся, а также подготовки нар. учителей и обучения грамоте Разработал проект о введении всеобщего нач обучения в России (1903), предлагавший поэтапное его осуществление с учетом различия экон и культурных условий в отд регионах Положение проекта о приоритете уч заведений МНП вызвало критич замечания у представителей земств и просветит об-в (Н В Чехов и др.). Характеризуя систему нач образования в России, Ф подчеркивал разнотипность нач уч заведений и отсутствие единого стандарта образования (его выводы подтверждали данные аналитич обзоров развития нач школы в России за 1901 и 1910).

Внес значит. вклад в теорию трудового обучения Будучи последователем К Ю Цируля, рассматривал ручной труд учащихся как самостоят.уч предмет, служащий их нравственному, умственному и эстетич. развитию, и одновременно как метод обучения, обеспечивающий взаимосвязь теории и практики и воспитывающий творческую личность Считал необходимым создание трудовой школы, формирующей образованного самостоятельного работника Автор пособий для учителей и ряда статей в пед. периодике

ФАУСЕК ЮЛИЯ ИВАНОВНА

ФАУСЕК ЮЛИЯ ИВАНОВНА - [3(15). 6 1863, Керчь, - 1943, Ленинград], педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. образования. Окончила Бестужев-ские курсы (1884). Преподавала естеств. историю в ср. уч. заведениях, в 20-е гг. одновременно преподавала в Ин-те дошк. воспитания, ЛГПИ им. А. И. Герцена. Наиб. видный пропагандист метода М. Монтессори в России. Была организатором Об-ва свободного воспитания и курсов по подготовке руководительниц дет. садов. В 1917-29 заведовала дет. садом, работавшим по методу Монтессори. Подготовила дидактич. материалы по обучению дошкольников, построенные «на пошаговом разделении сложного акта» на отд. операции (каждому элементу соответствовали спец. упражнения для самостоят. деятельности учащихся, стимулирующие познават. интерес). Дополнила систему Монтессори т. н. обыденными, житейскими упражнениями, помогавшими воспитанникам ориентироваться в окружающем мире. Обобщив свои психол. наблюдения, предложила методику работы с 3-летними детьми в дошк. учреждении. Выступала против политизации воспитат. работы с дошкольниками, отстаивала приоритет в воспитании общечеловеческих ценностей. В 1930 по идеологич. причинам закрылась последняя в СССР. дет. группа, в к-рой Ф. работала по методике Монтессори.

В 30-е гг. занималась адаптацией идей Монтессори к нач. школе, спецификой изучения мл. учащимися рус. языка. Разработала ориг. дидактич. систему обучения школьников биологии, географии, иск-ву, включавшую три уровня: повторение и закрепление знаний и умений, приобретённых на фронтальных уроках; пропедевтич. материал, подготавливающий учащихся к более успешному усвоению программных знаний; расширение кругозора, стимулирующее интерес к самостоят. чтению лит-ры. В последней работе «О морали у детей» (1941-42). сформулировала психол. положения о природе детства, предвосхитившие идеи совр. гуманистич. психологии. Пед. наследие Ф. представляет интерес для педагогов, возобновивших в нач. 90-х гг. разработку идей Монтессори в условиях совр. образоват. учреждений России.

ФАХРЕТДИНОВ ФАХРЕТДИН, РИЗАЭТДИН

ФАХРЕТДИНОВ ФАХРЕТДИН, РИЗАЭТДИН (Риза). [22.12.1858 (4.1.1859), с. Кичучато-во, ныне в Альметьевском р-не Татарстана, - 12.4.1936, Уфа], деятель мусульм. культуры в России, историк, публицист, педагог. Писал на тат. языке. Окончил медресе в с. Чершила (1888). В ученич. годы (с 1867). собрал собств. рукописную библиотеку из сочинений мыслителей Др. Востока; в 80-х гг. начал преподавать мл. учащимся медресе, составил учебники тат. яз. и математики (изд. в 1886- 1887). С 1889 имам в с. Ильдэк (ныне в Азнакаевском р-не Татарстана). На гонорар от одной из своих книг построил здание, в к-ром открыл новометодную школу и преподавал в ней. В 1890 избран кадием (шариатским судьёй). уфимской мусульм. общины. В 1908-17 редактор лит. и обществ, пед. журн. «Шура» в Оренбурге. Одновременно директор медресе «Хусаиния», одного из самых известных новометодных мусульм. уч. заведений России; возглавлял его пед. и попечит. советы. В февр. 1918, подчинившись решению Всерос. съезда мусульман (Москва), вновь принял должность кадия в Уфе. В 1922 назначен муфтием (высш. духовное лицо мусульман) в Уфе.

Под руководством Ф. журн. «Шура» способствовал распространению идей джадидизма среди мусульман европ. России. Здесь публиковались целые курсы предметов новометодных уч. заведений, их программы и планы, статьи по пед. и метод, проблемам.

Значит. популярностью среди мусульман России пользовались книги Ф. по воспитанию. Неоднократно переиздавались в 1903-16 в Казани, Уфе, Оренбурге серия в традиц. жанре «Насихат» («Наставление»), в к-рой отд. выпуски обращены к мальчику, девочке, к взрослым членам семьи («Воспитанный отец», «Воспитанная мать», «Воспитанная женщина»), популярные изложения проблем семейной и школьной педагогики: «Воспитание ребёнка», «Новометод-ная школа», «Убеждение» и др. Судьбе женщины в исламе, теме жен. образования посвящены повести Ф. «Сэлимэ» (1899). и «Эсма» (1903). Итоговым произведением Ф. стал фундам. труд по этике ислама «Жэуамигель кэлим шэрхе» («Комментарии к изречениям пророка», Оренбург, 1917; репринтное изд., 1989).

Ф. был известен как историк, мастер биографич. жанра. В журнале он вел рубрику, в к-рой опубликовал св. 170 очерков-портретов: Аристотеля, Платона, Ф. Бэкона, И. В. Гёте, Г. Спенсера, И. И. Мечникова и др. Гл. ист. произв. Ф. -многотомный ист.-биографич. труд «Асар» («Сочинения»). Изданные в Оренбурге первые 2 тома (1900-08). содержали ок. 1 тыс. жизнеописаний деятелей мусульм. культуры, в т. ч. связанных с Россией. Многие из этих очерков опубликованы также отд. книгами. Рукопись последующих томов изъята полицией при обыске в доме Ф. в 1911 и исчезла. Ф. выпустил также отд. книги о деятелях мусульм. культуры в России («Знаменитые мужчины» и «Знаменитые женщины»).

ФЁДОРОВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ

ФЁДОРОВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ - [17(29).11.1848, дер. Итяково, ныне в Чувашии, - 21.4(4.5). 1904, Царевокок-шайск, ныне Йошкар-Ола], чуваш, педагог, деятель просвещения, поэт. Окончил Самарскую учительскую семинарию (1879). и Казанский учительский ун-т (вольнослушатель). Пед. деятельность начал в 1873 в сел. нар. уч-ще, где обучал и нерусских учащихся. С 1879 преподавал в Чебоксарском гор. 3-классном уч-ще; был членом уездного училищного совета. В 1891 переехал в Царёвококшайск, где стал заведующим гор. 2-классным уч-щем. Укомплектовал его педагогами, добился спец. выделения финанс. средств для пополнения фонда учебников и наглядных пособий. Открыл в уч-ще ремесленный класс; ввёл уроки с.-х. труда и гимнастики, к-рую сам и преподавал. По должности инспектировал школы в марийских селах уезда; был попечителем нар. уч-ща в марийском селе Б. Ошурга, многие выпускники к-рого впоследствии стали воспитанниками Казанской учительской семинарии. Публиковал этногр. и др. работы, в к-рых выступил поборником просвещения нерусских народов России. Способствовал организации подготовки учителей для школ с марийскими учащимися.

Был последователем К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Я. Водовозова. В организации обучения и воспитания детей разных национальностей и вероисповеданий испытал значит. влияние пед. практики И. Я. Яковлева. Основой шк. преподавания считал родной язык; стремился привить учащимся осознание значимости рус. языка и навыки активного владения им. Уч. занятия строил с перспективой на творческое развитие личности ученика.

Автор первого лит.-худ. произведения на чуваш, языке - баллады «Арсюри» («Леший», опубл. посмертно в 1908), к-рая способствовала становлению норм чуваш, языка и формированию чуваш, худож. лит-ры. С 1919 баллада входит в учебники родного языка и лит-ры для школ с чуваш, языком обучения.

ФЁДОРОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЛЛЕНБЕРГ ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ

ФЕЛЛЕНБЕРГ ФИЛИПП ЭМАНУЭЛЬ (15 6 1771, Берн, - 21 И 1844, Хофвиль, около Берна), швейц педагог Изучал право и философию в Тюбинген-ском ун-те Был близко знаком с И Г Песталоцци, пед. идеи к-рого оказали на него большое влияние Гл. цель воспитания Ф усматривал в достижении всем человечеством материального благосостояния и счастливой жизни В 1804 в своем имении Хофвиль Ф организовал воспитат. заведение для детей бедняков, где дети до 10 ч в день были заняты с -х трудом и ок 2 ч обучались чтению, письму, счету Нек-рое время это учреждение было объединено со школой Песталоцци в Нейгофе, находившейся по соседству Однако этот альянс распался из-за принципиального несогласия Песталоцци с перегрузкой детей трудом В 1807 Ф. открыл с -х уч-ще для подготовки образцовых сел хозяев, в 1808 - гимназию для детей дворян, готовящихся к поступлению в ун-т, в 1830 - реальную школу, дававшую воспитанникам в первую очередь практически полезные знания и умения, а также воспитат. учреждение для девочек, в 1841 - школу типа дет. сада для маленьких детей В 1806-35 в Хоф-виле функционировали курсы для подготовки учителей Все эти воспитат. учреждения, по мнению Ф, должны были представлять собой как бы гос-во в миниатюре Дети крестьян и ремесленников овладевали трудовыми умениями и навыками для непосредственного их использования, а дети дворян - для рационального управления имениями, поэтому главными пед. средствами у Ф были труд, преим с -х, и воспитание ответственности за общее дело Нек-рое время Ф использовал в своих учреждениях самоуправление учащихся По образцу школ Ф создавались уч -воспитат. учреждения в разл странах Европы и Америки

ФЕЛЬБИГЕР ИОГАНН ИГНАЦ

ФЕЛЬБИГЕР ИОГАНН ИГНАЦ - [6 l 1724, Глогау, - 17 5 1778, Пресбург (Братислава)], австр педагог Окончил теологич. ф-т ун-та в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). В 1746 поступил в монастырь ордена августинцев в Загане (Силезия), с 1758 аббат этого монастыря и попечитель местных школ Открыл неск. семинарий для подготовки учителей, способствовал расширению и упорядочению сети католич. нар. школ, улучшению уч работы в них Предложенная Ф система школ была закреплена в школьном уставе для Силезии (1765). В 1773 возглавил проведение шк. реформы в Австрии, а в 1774 подготовил «Всеобщий школьный устав для нем нормальных, главных и тривиальных школ во всех имперских наследственных землях», к-рый регламентировал типы школ и организацию обучения в них В каждом населенном пункте должна была открываться тривиальная школа для обучения детей 6-12 лет грамоте, счету, религии и морали Кроме того, им сообщались нек-рые практич. сведения о с х-ве и домоводстве В городах и при монастырях создавались главные школы со сроком обучения 3-4 года Их уч план включал все предметы тривиальных школ, а также нач курсы истории, географии, естествознания, геометрии, строит.н. землемерного дела, лат языка В каждой области или провинции открывались нормальные школы, где в большем объеме изучались те же уч предметы, что и в главных школах Обучение в тривиальных школах велось на родном языке, в главных - частично на немецком, в нормальных - только на нем яз Разработанная Ф система школ известна в истории педагогики как саганская (от назв Заган), или австрийская

В уставе и рекомендациях закрепились классно-урочная система обучения, совместное обучение мальчиков и девочек, использование одинаковых учебников, прописей и т.д. Большое внимание придавалось катехизации уч материала - устной его проработке и закреплению в процессе беседы Для облегчения запоминания уч материала детьми Ф предложил т.н. буквенный или табличный метод все, подлежащее запоминанию, сводилось в таблицы, где главные факты, понятия и определения обозначались с помощью первых букв соответствующих слов Методика Ф страдала формализмом и сдерживала инициативу учителей Однако она способствовала организации нач обучения на обширных терр австр империи и распространению грамотности Опыт Ф был использован Ф И Янковичем де Мириево в России

ФЕЛЬДБЕРГ ДАВИД ВЛАДИМИРОВИЧ

ФЕЛЬДБЕРГ ДАВИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1873-1942, Ленинград), логопед. и сурдопедагог, проф. (1908). Получив мед образование, первоначально занимался врачебно-пед. деятельностью в 1905-15 был директором Коммерческого уч-ща в Петербурге и преподавателем гигиены, читал лекции на Высш. жен курсах и вел практич. занятия в Клинич ин-те усовершенствования врачей С 1908 работал в Психоневрологич. ин-те В 1915 призван на воен. службу, руководил госпиталем и был врачом-консультантом Выступал с лекциями по вопросам организации дет. здравоохранения, социальной гигиены и логопедии В 1918 в Дошк. пед. ин-те (в 1925 влился в ЛГПИ). при его участии была организована кафедра логопедии и сурдопедагогики, эту кафедру Ф возглавлял до 1938 В 1919 в Психоневрологич. ин-те (с 1921 Гос. психоневрологич. академия). Ф организовал и возглавил Отофонетич ин-т, к-рый вел мед -пед. работу с глухими учащимися, а впослед ствии стал крупным центром по исследованию проблем сурдопедагогики и логопедии Ф работал также в патолого-реф-лексологич. ин-те под руководством В M Бехтерева и др. науч. учреждениях Ленинграда По инициативе Ф в Ленинграде были созданы спец. классы для глухих детей, а также организованы логопедич пункты при массовых школах для коррекции легких речевых расстройств Особое внимание Ф уделял использованию и развитию т.н. остаточного слуха у глухих детей, с этой целью под его руководством предпринимались опыты применения спец. сурдотехн. устройств в процессе обучения речи, грамоте и др. Ф был участником съездов и конференций по вопросам изучения и коррекции речи и слуха Он стремился творчески использовать принципы и методы массовой общеобразоват. школы при решении специфич задач дифференциров обучения разл категорий детей со слухоречевыми дефектами

ФЕНЕЛОН ФРАНСУА ДЕ САЛИНЬЯК ДЕ ЛА МОТ

ФЕНЕЛОН ФРАНСУА ДЕ САЛИНЬЯК ДЕ ЛА МОТ (681651, замок Фенелон, Перигор, -71 1715, Камбре), франц писатель, ре лиг деятель и педагог Чл Франц академии (1693), архиепископ Камбре (1695). Окончил духовную семинарию в Париже (1675). В 1678-88 был одним из руководителей пансиона для девочек-протестанток, обращаемых в католичество, с 1689 воспитатель герцога Бургундского В 1695 за критику правления Людовика XIV сослан в свою епархию Камбре В сочинениях «Трактат о воспитании девиц» (1687, рус пер 1763), «Басни» (1718, рус пер 1768), «Диалоги мертвых» (1712, рус пер 1768), «Приключения Телемака» (1699, рус пер 1747). Ф коснулся ряда общих пед. вопросов и традиц. представлений о жен образовании Критикуя мрачный режим монастырских пансионов, оторванное от жизни воспитание, высказался за гуманное обращение с детьми Ф предполагал наличие у детей «природных инстинктов» и советовал лучшие из них поощрять в процессе воспитания и обучения Делать это рекомендовал, во-первых, не перегружая память ребенка зубрежкой, во-вторых, посредством привлекательного, с элементом игры обучения, в-третьих, используя затрагивающие воображение и чувства детей назидательные рассказы и занимательные истории из жизни великих ученых, писателей, полит. деятелей и т.д. , в-четвертых, путем доходчивого религ. воспитания Ф выступил поборником обществ. шк. системы как наиболее эффективной формы подготовки подрастающих поколений к жизни.

Пед. идеи Ф оказали влияние на развитие обществ. и пед. мысли Франции 18 в, в частности на взгляды Вольтера, Ж Ж Руссо и др, и получили значит. отклик в России

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ (Элеазар). [8(18). 6 1681, Киев, - 8(19). 2 1736, Петербург], церковный и обществ. деятель, ученый, писатель, педагог Образование получил в Киево-Могилянской академии, учился в Польше, Италии, с образоват. целью посетил др страны Зап Европы С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии В 1716 по настоянию Петра I переехал в Петербург С 1718 епископ Псковский, с 1725 архиепископ Новгородский С 1721 вице-през Синода Сподвижник Петра I, идейный вдохновитель его преобразований, глава «ученой дружины» (А Д Кантемир, В H Татищев и др.), отстаивавшей начинания Петра I после его смерти

Развитие просвещения в России рассматривал как осн.условие процветания гос-ва, благосостояния граждан. Гл. роль в распространении образования отводил гос. власти Выступал за широкое распространение грамотности среди населения, в т.ч. среди крестьян, за право женщин на образование Ф II содействовал развитию шк. дела, распространению науч. знаний (был почитателем Ф Бэкона и Р.Д. екарта), печатанию светских книг. При Александро-Невском монастыре в Петербурге основал типографию (1720), в к-рой кроме богослужебной печаталась уч лит-ра, учредил (1721). «словенскую» школу (чтение, письмо, арифметика, грамматика, псалтырь, толкование Евангелия). Открыл в своем доме частную школу (1721), предназначенную для сирот.н. детей бедных родителей В ней преподавались церк. -славянский, лат.н. греч. языки, риторика, логика, «римские древности», арифметика, геометрия, география, история, рисование, музыка. Содействовал распространению школьного театра (еще в Киево-Могилянской академии в 1705 он написал пьесу «Владимир», положившую начало «просветительной» трагедии в России). В инструкции, разработанной Ф II для школы, был определен порядок у ч занятий и отдыха, давались наставления о поведении учеников в школе, общежитии и церкви и т.д. За 15 лет школу Ф II окончило 160 чел (в т.ч. будущие акад С К Котельников, А II Протасов, Г H Теплов).

В «Духовном регламенте» (1721). Ф II обосновал систему духовного образования - высшего (академии), среднего (семинарии), низшего (архиерейские школы), дал метод рекомендации по организации занятий и досуга учащихся Возражая против поспешности в деле учреждения Академии наук, Ф II предлагал предварительно открыть уч заведение («Петер-гартен»). для воспитания будущих академиков, но в период организации академии уже был в числе ее покровителей, участвовал в наборе учеников в Академическую гимназию.

Придавал большое значение мотивации обучения, указывал на необходимость разъяснять ученикам результаты изучения шк. дисциплин, чтобы они «видели берег, к к-рому плывут» Ф II - автор многочисленных пособий для школ Курсы поэтики, риторики, философии, математики, разработанные им в Киево-Могилянской академии, стали науч. вкладом Ф II в развитие этих дисциплин В 1720 написал «Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом», в предисловии к к-рому обосновал важность раннего воспитания детей Новшеством стали изложение материала «просторечием», замена текстов псалмов и молитв их толкованием В 1720-24 вышло 12 изд букваря, он использовался не только в церковных, но и в светских школах, переиздавался до сер 19 в.

ФЕОФАН, ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

ФЕОФАН, ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (в миру - Говоров Георгий Васильевич). [10(22). 1 1815, с Чернава Орловской губ, - 6(18). 1 1884, Вышен-ская Успенская Пустынь в Тамбовской губ], деятель Рус православной церкви, духовный писатель, публицист, переводчик, педагог По окончании Орловской семинарии (1837). учился в Киевской духовной академии, на последнем курсе (1841). принял постриг В 1841 назначен ректором Киево-Софийского духовного уч-ща, где преподавал также лат язык В 1842 переведен в Новгородскую семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики

С 1844 преподавал в Петерб духовной академии (до 1847 бакалавр кафедры нравств. и пастырского богословия). Читал лекции о духовном воспитании, в т.ч. детей и юношества (легли в основу кн. «Путь ко спасению», в 1-3, 1868- 69). В 1847-55, находясь в составе духовной миссии в Иерусалиме, к-рую возглавлял археолог архимандрит Порфирий Успенский, совершенствовался в древних и новых языках, изучал греч. рукописи в монастырских библиотеках В 1857 назначен ректором академии С этого времени началась деятельность Ф как публициста-проповедника, поднимавшего широко обсуждавшиеся на рубеже 50- 60-х гг вопросы обществ. жизни В ряде выступлений (вошли в кн. «Предостережение от увлечения духом настоящего времени», 1858). отмечал, что в совр. ему эпоху преобладает «дух вражды на Бога», происходит охлаждение отношений между людьми Признавая необходимость социальных и экон преобразований, утверждал, что истинный прогресс предусматривает прежде всего духовно-нравств. совершенствование общества, основанное на православном вероучении («Слова архимандрита Феофана », 1859).

В 1858 Ф поставлен епископом в Тамбов, в 1863 переведен во Владимир В 1866 удалился в Вышенскую пустынь, где с 1872 жил уединенно, занимался литературой и переводами, вел обширную переписку, став для многих людей заочным духовником («Собрание писем», в 1-8, 1898-1901). Из его писем сложились кн. «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» (1878, составлена из писем к княжне Лукомской с дополнениями), «Письма о христианской жизни» (1880). Эти произв были посвящены поиску путей искупления, самосовершенствованию человека Ф принадлежит ряд переводов патристич и учительной лит-ры, среди к-рых особое место занял свод наставлений «Добротолюбие» (т 1-5, 1877-89, выдержал многократные переиздания), содержащий соч Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лест-вичника, Максима Исповедника и др.

Разносторонняя душепопечительная деятельность Ф способствовала формированию своеобразной пед. системы, универсальный характер к-рой отмечали его современники Ф подчеркивал, что пед. творчество имеет духовно-нравств. основу «Полюбите детей, и они Вас полюбят» По мысли Ф, плодотворно лишь такое образование, к-рое «развивает не только ум, но и сердце», истины, воспринятые сознанием, утвердятся, если будут глубоко прочувствованы В этой связи Ф предъявлял высочайшие этич требования к людям, занимающимся воспитанием молодежи «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых»

Ф постоянно поднимал вопросы, связанные с осуществлением церковью ее пастырского назначения, настаивал на создании новых переводов богослужебных книг, язык к-рых устарел и сделался непонятным. В 1988 Рус православной церковью причислен к лику святых.

ФЕРРЕР ГУАРДИА ФРАНСИСКО

ФЕРРЕР ГУАРДИА ФРАНСИСКО (10 l 1859, Алелья, Каталония, - окт 1909, Барселона), исп педагог, деятель рев движения На самообразование Ф Г существенное воздействие оказали популярные в Испании полит. теории от крайне «левых» идей «прямого действия» (action directe). до ортодоксальных интерпретаций марксистского учения В начале своей полит. карьеры - анархист В 1886 принял участие в мятеже ген Виллакампе После его поражения эмигрировал во Францию, где стал секретарем Руиса Зорильи, одного из лидеров анархистской партии Испании С 1895 преподавал исп язык в лицее Кондорсе и на курсах Тампль В 1896 получил диплом преподавателя Свой преподават.н. метод опыт обобщил в пособии «Практический курс исп языка» («Espagnol Pratique», Париж, 1895). По Ф Г, успешное обучение зависит от заинтересованности ученика, для ее развития предложил систему упражнений и дидактич материал, в к-рых обратился к оригинальным худож. и публицистич текстам, в т.ч. по совр. вопросам политики, религии, нравственности Необычность построения и стилистич. яркость учебника обусловили его популярность на протяжении 1-й пол 20 в (во многих ун-тах США использовался до 70-х гг).

В кон. 19 в перешел на либерально-демокр позиции Отвергнув насильственные пути преобразования социальных отношении, он считал главным совершенствование человека с помощью просвещения, целенаправленной образо-ват политики В 1901 открыл в Барселоне «Современную школу» («La escuella Moderna»). с совм. обучением мальчиков и девочек из разл сословий «Школа» стала эксперим. уч заведением, в к-ром определялись направления предполагаемой реформы нар. образования Центр место в программе занимало изучение есгеств -науч. дисциплин При школе работали мастерские и физ. лаборатория, было открыто издательство В еже месячном «Бюллетене» (с 1901). Ф Г помещал сочинения учащихся, их отзывы о преподавании, а также статьи педагогов об опыте школ Великобритании и Герма нии, популярные очерки по разл отраслям науки, собств. труды.

Ф Г проводил идею «рационалистич воспитания», т с умственного развития ребенка с максимальным учетом его интересов и индивидуальных особенностей Считал необходимым для становления личности формирование способностей к саморазвитию, критич мышления, терпимости к иной точке зрения В качестве универс метода преподавания выдвигал диалог в разл формах и разновидностях В работе «Принципы научной морали» («Los prmcipos de Moral Scientifi-ca»). выделены наиб. существенные положения «рационалистич воспитания» полнота сведений, знакомство учащихся с фактами из газет.н. журналов, отражающими реальное состояние общества, критика «аморальных основ» совр. гос-ва и офиц патриотизма, особое дружеское взаимопонимание между воспитателями и их подопечными С 1908 Ф Г продолжил пед. деятельность во Франции Издавал ж «Обновленная школа» («LEcole Renou-vee»), где поместил программу между-нар. сотрудничества в области «рационалистического воспитания» по направлениям В 1908 при участии Ф Г была учреждена «Междунар. лига за разумное воспитание с детства» («La hgue internationale pour leducation rationnelle de len-fance»), объединившая педагогов Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии и др. стран В 1909 во время восстания в Барселоне Ф Г верну лея на родину, был арестован и воен. судом приговорен к расстрелу

Предыдущая страница Следующая страница