Наши партнеры

светодиодные блоки

Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАК"-"ХИМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 1, "ХАК"-"ХИМ")

ХАКАСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАЛЛ КЛАРКИ ЛЕОНАРД

ХАЛЛ КЛАРКИ ЛЕОНАРД (24 5 1884, Акрон, шт Нью-Йорк, - 10 5 1952, Нью-Хейвен, шт Коннектикут), амер психолог, представитель необихевиоризма Окончил Мичиганский ун-т Преподавал в Висконсинском ун-те В 1929-50 возглавлял исследоват группу в Ин-те исследований человеческих отношений Йельского ун-та. Ранние работы относились к изучению мышления и умственных способностей («Тестирование способностей» - «Aptitude testmg», 1928), гипноза («Гипноз и внушаемость» - «Hypnosis and suggestibihty», 1933), меха-нич памяти («Матем. -дедуктивная теория механич научения» - «Mathema-tico-deductive theory of rote learnmg», 1940), в этих работах пытался применить объективные методы и создать формали-зов аппарат для объяснения изучаемых процессов Стремясь преобразовать психологию в точную науку, X ввел в исследование обучения (первоначально - заучивания бессмысленных слогов). ги-потетико-дедуктивный метод из логических положений, представленных в математических терминах, выводились гипотезы, к-рые проверялись экспериментально

Наибольшую известность приобрел как автор матем. гипотетико-дедуктив-ной теории обучения, в к-рой давалась своеобразная интерпретация учения И II Павлова об условных рефлексах, в частности понятия о подкреплении Гл. принципом научения X считал редукцию потребности (уменьшение потребности в результате ее удовлетворения) - чем чаще и интенсивнее редуцируется (удовлетворяется). потребность, тем больше числа навыка X отстаивал необходимость ввести в объяснение поведения «промежуточные переменные» (предложенные Э Ч Толменом), т с факторы, опосредствующие двигательную реакцию (зависимая переменная). на раздражитель (независимая переменная). Стремление X к математически точному и строго причинному анализу поведения осталось, по существу, нереализованным из-за того, что в его концепции не придавалось существ значения ни познават факторам, ни нейрофизиол. механизмам Концепция X развита его последователями применительно к анализу социального поведения,к психотерапии

ХАНГАЛОВ МАТВЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ХАНГАЛОВ МАТВЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1858, улус Закулей, ныне в Нукутском р-не Иркутской обл, - 17 2 1918, улус Биль-чир, ныне в Осинском р-не, там же), бурят просветитель, педагог, обществ. деятель Окончил учительскую семинарию в Иркутске (1876). Преподавал в бурят уч-щах Добивался расширения охвата бурят детей нач обучением В 1902-17 по его инициативе открыто 7 нач бурят уч-щ Преобразовал Биль-чирское 2-классное уч-ще в 4-классное Пропагандировал создание передвижных школ для детей скотоводов-кочевников Был сторонником обучения бурят детей на родном языке и систематич. изучения ими рус яз Разработал методику после-доват обучения бурятскому (на 1-м году). и русскому (на 2-м). языкам Составил

неск. уч пособий с метод пояснениями для учителей (остались в рукописях). В уч. практике широко использовал дидак-тич принципы рус педагогов, привлекая в качестве уч материала бурят фольклор Практиковал предметные беседы по естествознанию, уч экскурсии Стремился вести просветит работу и среди взрослого населения, выступал за расширение жен образования

ХАНЖЕСТВО

ХАНЖЕСТВО - отрицат. моральное качество личности, выражающееся в склонности к обману, сознат маскировке собств. неблаговидных желаний и поступков под заботу о нравств. чистоте и порядочности Классич пример X - образ Тартюфа в одноименной пьесе Ж Б Мольера Ханжа выставляет себя образцом добродетели, благонравия и благочестия, чтобы скрыть своекорыстные и низменные побуждения Выступая в роли сурового судьи в вопросах нравственности, он предъявляет к др людям непомерно высокие требования, но не распространяет их на себя Особенностью X является резкий контраст между видимостью и сущностью, словом и делом (напр., показная идейная убежденность сочетается с беспринципностью, пропаганда трезвости - с тайным пьянством и т и). X как нравств. зло можно распознать по постоянному подчеркиванию человеком собств. бескорыстия и злоупотреблению моральными нравоучениями Распространение ханжеских оценок выступает показателем кризиса системы обществ. нравств. ценностей X процветает при разл формах подавления личности, порождающих в людях пассивность, безразличие X превращает нравственность, с одной стороны, в показное благообразие, в формальное исполнение ритуала, а с другой - во взаимное соглядатайство и наушничество, в оправдание грубого вмешательства в личную жизнь Атмосфера X, как в семье, так и в уч. -воспитат. коллективе, неформальной группе, действует угнетающе на дет. психику, заведомо культивируя низменные человеческие черты Только открытость

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - образован в 1930 как национальный, совр. назв с 1940, входит в Тюменскую обл Рос Федерации Пл 523 тыс. км2 Нас 1282,4 тыс. чел (1989, перепись), в т.ч. ханты - 11,9 тыс, манси - ев 6,5 тыс, ненцы - ев 1,1 тыс. Центр - г. Ханты-Мансийск.

Первая школа была открыта в 1702 в Тобольске В 1844 начали работать Кандинская, в 1850 - Обдорская рус -туземные школы Школы были смешанными Обучение велось на рус яз В 1908 грамотность коренного населения составляла ок 1%

К 1917 на терр округа функционировали 2 двухкомплектные и 5 одноком-плектных школ, обучалось ок 600 учащихся, в т.ч. 15 детей коренного населения В кон 90-х гг 19 в в Тобольске была создана переводч комиссия для подготовки учебников на хантыйском и мансийском языках Были изданы «Книга для обучения остяцких детей читать и писать» И Егорова (Тобольск, 1898). и «Азбука для вогул приуральских» (составитель епископ Никанор, M, 1903).

В 1921 в Собской юрте Обдорского р-на открыта хантыйская школа Ее организатором был один из первых учителей коренных народов Обского Севера II E Хатанзеев.

В 1927 в округе работало 60 общеобра-зоват школ (56 начальных, 4 школы II ступени), в т.ч. 20 национальных В кон 30-х гг грамотность населения составляла ев 80%.

Большую роль в организации и развитии нар. образования на терр округа сыграли рус учителя А В Голобухин, И Д Непомнящих, H С Трусов, А Н Лоскутов и др. В нач 30-х гт созданы первые культбазы Сосьвинская для манси и Казымская для хантов С нач 30-х гг развивалась сеть дошк. учреждений (к 1940 - 27 дошк. учреждений, 780 воспитанников).

В 20-х гг в обучении использовались книги, составленные В Г Богоразом и С Н Стебницким На основе Единого сев алфавита впервые была разработана (1931). письменность для хантыйского и мансийского языков (с 1937 на рус графике). В 1933 издан букварь для хантыйской школы (составитель Н К Каргер), в 1932 - для мансийской (соста витель В Н Чернецов). Начало вводиться всеобщее нач обучение Подготовку учителей осуществляли Ханты-Мансийское пед. уч-ще (с 1932), а также вузы Ленинграда

К 1939 в округе работало 154 школы (118 нач, 32 неполные средние, 4 средние), обучалось ев 13,6 тыс. учащихся, работало ок 480 учителей. Осуществление нач всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в нач 50-х гг Последовательно вводился 7-летний (50-е гг). и 8-летний (60-е гг). Всеобуч В 70-80-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи С нач 60-х гг преподавание в школах ведется на рус языке.

В 1995 в 216 дошк. учреждениях воспитывалось ев 21,5 тыс. чел (в т.ч. в 5 частных - 390 детей). В 383 общеобразо-ват школах (в т.ч. ев 30 хантыйских и мансийских). обучалось ев 248 тыс. учащихся (в т.ч. ев 4 тыс. детей коренного населения). В общеобразоват. школах занято ев 16,2 тыс. педагогов Функционировало 6 гимназий (ев 8 тыс. учащихся), 6 лицеев (ев 5 тыс. учащихся). Подготовка преподавателей ведется в Ханты-Мансийском пед. уч-ще, в пед. вузах Тюмени и С -Петербурга

Имеется 10 домов дет. творчества, 5 станций юных техников, 7 спорт школ, 22 муз. и муз. -худож. школы, школа иск-в, пед, мед, муз. уч-ща, 4 ПТУ Работают филиал Тюменского индустр ин-та (с 1967), окружной ИУУ в Ханты-Мансийске (осн. в 1974).

ХАРАКТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАРРИС УИЛЬЯМ ТОРРИ

ХАРРИС УИЛЬЯМ ТОРРИ (10 9 1835, Сев Киллингли, шт Коннектикут, - 511 1909, Провиденс, шт Род-Айленд), амер философ, педагог, деятель нар. образования Учился в Академии Вудстука (шт Коннектикут). и Академии Филлипса в Андовере (шт Массачусетс), в Йелльском колледже (1854-57). В 1857 переехал в Сент-Луис, где работал домашним учителем, директором грамматич. школы, помощником суперинтенданта (1866-67), суперинтендантом (1867-80). школ Сент-Луиса В 1889-1906 комиссар просвещения США

Участвовал в подготовке и реализации реформ, в ходе к-рых рационализована структура шк. образования в США в соответствии с психол возможностями детей соответствующих возрастных групп вместо 8-летней начальной и 4-летней средней школы введены 2 цикла обучения по 6 лет каждый Эти нововведения положили начало оформлению единой всеохватывающей школы в США В нач школе предусматри вались курсы естествознания и ручного труда Под руководством X началась организация гор школьных систем, активизирована подготовка учителей Инициатор открытия дошк. отделений при общеобразоват. уч заведениях

Рассматривал образование как процесс сознательной эволюции человека, единственно правильный путь к достижению его гармонии с окружающим миром Разделяя идеи Г В Ф Гегеля, считал, что в процессе образования ребенок преодолевает свою субъективность и приобщается к общезначимым нравств. и социальным ценностям Автор мн трудов по проблемам образования В фундам кн. «Психол основы обучения» («The psychologic foundation of education», 1898). одним из первых в США дал психол интерпретацию осн.пед. явлений Считал психоло-гизацию обучения действенным средством повышения эффективности школы, укрепления ее связи с потребностями общества В образовании школьников на первое место выдвигал овладение знаниями по гуманитарным наукам Был ред «Междунар. пед. серии» («The international educational series»), гл. ред «Нового междунар. словаря Вебстера» («Websters new international dictionary», 19392). Представлял Бюро образования США на Междунар. конгрессе педагогов в Брюсселе в 1880 и в Париже в 1889

ХАРТЛИБ СЭМЮЭЛ

ХАРТЛИБ СЭМЮЭЛ (ок 1599, Эльбинг, ныне Эль-блонг, Польша, - ок 1670), англ. просветитель, социальный реформатор, ученый В Англии с 1625, учился в Кембриджском ун-те Известен как создатель кружка реформаторов, ученых и изобретателей (Дж Дьюри, Г Плэтт, P Бойль, У Петти и др.), послужившего прообразом Королевского об-ва К кружку были близки Дж Милтон, С Пипе и др. Членов кружка, разрабатывавших проекты социальных реформ, в т.ч. в области образования, сближали общая приверженность философии Ф Бэкона, стремление приспособить ее к практич. потребностям развития естеств. наук и техники.

X. и его единомышленники гл. задачей образования считали улучшение материальных условий жизни Отдавали предпочтение многопредметному (энциклопедическому). курсу обучения Предлагали создать в Лондоне ун-т с кафедрами матем. экспериментов для развития навигации, с кафедрами оптики, пром химии изобретений, где применялись бы новые прогрессивные методы обучения Большое внимание X уделял изучению языков, особенно латинского как средства междунар. общения содружества ученых (трактат «Верный и скорый путь к изучению лат языка», 1654).

Воспитание христианина, строго соблюдающего нравств. нормы и тем спасающего душу, сочеталось в воззрениях X с воспитанием гражданина, все силы отдающего обществ. пользе В требованиях учитывать психологию дет. возраста, совершенствовать методику обучения, повысить роль педагога в уч. процессе X следовал за Я А Каменским X ратовал за всеобщее обучение детей, как мальчиков, так и девочек Для детей бедняков предлагал создать колледжи, где, в отличие от существовавших работных домов, дети не только содержали бы себя своим трудом, но и обучались бы грамоте, основам наук и ремеслам за счет гос-ва или на пожертвования предпринимателей (трактаты «Дальнейшее развертывание организации публичных обращений по поводу приютов», 1648, «Лондонское милосердие, унимающее вопли бедных сирот», 1649, «Опыт о совершенствовании земледелия, или Предложения о создании земледельч колледжа», 1651, и др.). Детям имущих классов предполагалось давать высш. образование, готовить их к обществ. деятельности Взгляды X не исключали допуска к высш. образованию наиб. способных детей из низшего сословия В 1628-29 X выдвинул план создания академии для обучения сыновей дворян основам наук и вскоре организовал такую академию в Чичестере, она просуществовала всего год Впоследствии идеи Хартлиба оказали влияние на постановку обучения в нонконфор-мистских академиях (открывались после 1662).

Развитию пед. мысли способствовала организаторская деятельность X Он добился в парламенте приглашений в Англию Коменского (1641). для создания ученого содружества и проведения обра-зоват реформ X публиковал трактаты своих соратников (Дж Дьюри, Г Плэт-та), труды Коменского (1637 и 1639, на лат яз, в 1642 - в переводе на англ. яз). Убедил Милтона написать трактат «Об образовании» (1644). В предисловиях к публикациям излагал собств. пед. взгляды Среди др. трудов, издателем к-рых был X, особенно известна долгое время приписываемая ему утопия «Описание знаменитого королевства Макарии» (1641).

Идеи X нашли отражение в проекте Дж Беллерса, их отзвуки обнаруживаются в педагогических теориях просветителей

ХВАТЦЕВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ

ХВАТЦЕВ МИХАИЛ ЕФИМОВИЧ (28 12 1883, Дотнува, ныне Литва, - 11 1 1977, Ленинград), дефектолог, один из основоположников логопедии в СССР, д-р пед. наук (1965), проф. (1954). Окончил Петерб учительский ин-т (1908). и ист.- филол отделение Петерб ун-та (1918). Пед. деятельность начал в 1903, в 1935-64 зав кафедрой сурдопедагогики и логопедии Ленингр гос. пед. ин-та им А И Герцена Труды по логопедии и сурдопедагогике, гл. обр. по обучению глухих детей произношению Автор первых уч пособий по логопедии для студентов.

ХВОСТОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

ХВОСТОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ - [11(24). 6 1905, Казань, - 93 1972, Москва], историк и обществ. деятель, акад АН СССР. (1964), один из членов-учредителей (1967). и первый през АПН СССР. (1967-71), д-р ист. наук (1938), проф. (1939). Окончил Казанский пед. ин-т (1926). Пед. деятельность начал в 1925 учителем ср. школы и рабфака в Казани С 1927 преподавал в вузах Смоленска и Москвы (с 1934 в МГУ). В 1945-57 работал в МИД СССР. нач Архивного управления, чл Коллегии (1948-53). Чрезвычайный и полномочный посланник 1-го класса В 1945-46 директор Высш. дишюматич школы МИД СССР, в 1946-54 руководитель кафедры междунар. отношений АОН при ЦК КПСС, в 1959-67 директор Ин-та истории АН СССР. В 1944-45 и 1957-59 - в аппарате ЦК КПСС.

Исследовал проблемы истории нового времени и междунар. отношений Участвовал в подготовке многотомных изданий «История дипломатии», т 1-2 (Гос. пр СССР, 1942 и 1946, 2-й том переиздан в 1963), «История внеш. политики СССР» (ч 1-2, 1966-71, соред), а также учебников и уч пособий для вузов по новой истории (1939, 1960), учебника «Новая история» для 9-го кл. ср. школы (1945), выдержавшего 17 изд, в 1962 и 1969 переработанного и игравшего роль стабильного, и др.

Был избран членом АН ряда стран Лит Поспелов II Н, Сказ кин С Д, Осто я-О веяный И Д Академик В M Хвостов, «Новая и новейшая история», 1970 .№ 5, В M Хвостов [Некролог], СП, 1972, № 5, Памяти первого през АПН СССР. В M Хвостова, там же, 1975, № 9

ХЕДЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ХЕД СТАРТ»

«ХЕД СТАРТ» (англ. Head Start - успешный старт), программа компенсаторного обучения в США, направленная на повышение академии успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и нац. Меньшинств.

Необходимость разработки и внедрения соответствующей программы была продиктована тем, что многолетняя практика исследования умственных способностей амер школьников с помощью тестов продемонстрировала более низкие результаты выполнения тестов детьми из малообеспеченных семей, а также детьми негритянского, латиноамер, индейского происхождения Напр., коэффициент интеллекта (Intelhgence Quotient - IQ). у чернокожих учащихся был в среднем на 15 единиц ниже, чем у их белых сверстников Эти данные нередко использовались как «доказательство» интеллектуальной неполноценности социальных низов.

Теоретич предпосылки создания программы «X С» - концепция Б С Блума и результаты эксперимента Л Якобсона и P Розенталя Блум выдвинул концепцию о стабильности и изменчивости человеческих признаков, акцентируя значение первых 8 лет жизни ребенка для развития его способностей Якобсон и Розенталь исследовали т.н. эффект Пигмалиона Протестировав учащихся одного класса, они выбрали наугад неск. детей со ср. результатами, но учителю сообщили, что именно эти дети по данным исследования обладают наиб. высоким интеллектом Повторив исследование через год, они обнаружили, что у выбранных ими учащихся не только значит. ельно повысилась успеваемость, но и реально возросли показатели IQ Было показано, что соответствующая установка педагога способна оказать чрезвычайно положит. воздействие на интеллектуальный рост среднего и, вероятно, даже слабого ученика Т о, низкий IQ и отставание в учебе обусловлены не врожденными особенностями детей, а неблагоприятными условиями воспитания и обучения.

В сер. 60-х гг в русле борьбы за гражд права было выдвинуто требование предоставить всем детям равные возможности получения полноценного образования В 1965 по инициативе президента США Л Джонсона был принят закон о нач и ср. школе, послуживший основанием для многочисленных развивающих программ В том же году была начата наиб. масштабная из них - «X С » В 2500 округах было создано 13 400 центров, охвативших 500 тыс. детей (хотя первоначально планировался охват 100 тыс. детей). Курс развивающего обучения длился 8 нед Занятия были направлены на устранение пробелов в знаниях детей и формирование у них интеллектуальных навыков Уже в 1965 по окончании курса занятий были достигнуты положит. сдвиги в выполнении детьми тестов интеллекта

Через неск. лет амер психолог А Дженсен опубликовал в журн «Наrward Educational Review» (1969, № 3). статью, в к-рой выдвинул утверждение о крахе программы «X. С.», т. к. достигнутое повышение IQ в большинстве случаев носило временный характер. Это, по мнению Дженсена, подтверждает теорию С. Л. Берта о том, что интеллект преим. (на 80%). определяется врождёнными факторами и влияние на него обучения весьма незначит. ельно. Далее следовал вывод о том, что генетич. предпосылки интеллекта, напр., у негров, довольно слабы. Однако приведённые Дженсеном данные показывают лишь то, что существующие тесты интеллекта выявляют не сам интеллект, а знания и умения, соответствующие структуре этих тестов. Поэтому занятия по программе «X. С.», направленные на усвоение детьми именно этих знаний и умений, способствовали росту показателей IQ. Впоследствии, когда занятия были окончены и дети вернулись в привычную неблагоприятную социальную среду, новых стимулов для роста IQ больше не возникало.

Опыт программы «X. С.» свидетельствует о значит. возможностях пед. воздействия на интеллектуальное развитие. Вопреки мнению сторонников теории врождённых способностей программа «X. С.» убедительно показала зависимость успеваемости и психич. развития от социальных условий.

ХЕРCT ПОЛ ХЕЙВУД

ХЕРCT ПОЛ ХЕЙВУД (р. 10.11.1927, Хаддерсфилд), англ. педагог, один из ведущих представителей аналитич. направления в англ. педагогике и философии образования. Окончил Кембриджский ун-т (1948). С 1965 проф. педагогики в Лондонском ун-те, с 1971 - в Кембриджском. Вице-през. Об-ва философии образования в Великобритании.

Гл. область исследований X. - разработка филос.-пед. основ содержания образования. Формирование структуры общего образования, по мнению X., связано с функциями семи областей знания (форм опыта): математики, естеств. наук, обществ, наук, лит-ры и иск-ва, морали, религии, философии. Считая необходимым усвоение всех указанных форм опыта, X. защищает широкое общее образование школьников. Влияние взглядов X. нашло отражение в гос. док-те «Шк. уч. план и программы» (1981). Обращаясь к проблеме отбора материала для уч. курсов, он утверждает, что учащимся должна передаваться гл. обр. осн. структура понятий изучаемой науки. Отстаивает предметный принцип построения уч. планов, допуская тематический («проектный»). принцип только в качестве дополнительного. Выступает за твердые шк. программы, опирающиеся на определение конечных целей и задач. Выше других ставит цели и задачи позна-ват. характера, недооценивая эмоциональные и социальные факторы обучения, что придает его концепции однобокий характер. Важную роль в пед. процессе отводит учителю, разрабатывает теорию пед. образования. Выступает за перестройку пед. подготовки, центр, ядром к-рой должна стать практика.

ХЕТАГУРОВ КОСТА (КОНСТАНТИН) ЛЕВАНОВИЧ

ХЕТАГУРОВ КОСТА (КОНСТАНТИН) ЛЕВАНОВИЧ (псевд. - Коста). [3(15). 10.1859, с. Нар, ныне в Сев-Осетии, - 19.3(1.4). 1906, с. Георгиевско-Осетинское, ныне с. имени Коста Хета-гурова в Карачаево-Черкесии; похоронен во Владикавказе], осет. просветитель, поэт, основоположник осет. лит-ры. Окончил гимназию в Ставрополе. Учился в АХ в Петербурге (1881-85). Испытал влияние общерос демокра-тич. движения. В периодич. изд., гл. обр. в газ. «Северный Кавказ» (Ставрополь), поднимал мн. острые вопросы жизни горского населения Кавказа. За обществ, деятельность подвергался ссылкам и др. преследованиям властей. Неоднократно обращался к проблемам нар. просвещения: осуждал ограничение доступа в сел. нач. и гор. уч-ща детей из бедных горских семей. Выступал против закрытия школ, находившихся в кризисном состоянии, настаивал на улучшении уч. и воспитат. работы в них, совершенствовании программ и учебников, на заботе об учителе. Пропагандировал жен. образование, видел в нем не только путь к подъему культурного уровня народа, но и важное средство устранения нехватки учительских кадров. По мнению X., учительская работа горянок в наибольшей степени могла учитывать особенности расселения и быта горского населения. X. подчёркивал важность широкой общеобразоват. подготовки будущих учителей. Указывая на связь улучшения экон. положения нек-рых кавк. сёл с развитием в них школ, предлагал создать на Кавказе высш. уч. заведение, выпускники к-рого могли бы активно содействовать хоз. развитию края. Участвовал в создании единого осет. алфавита на рус. графич. основе. В становлении норм осет. языка значит. роль сыграл поэтич. сб. «Осетинская лира» (1899). В нём были опубликованы и первые осет. стихи для детей.

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница