Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХИН"-"ХЮС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 2, "ХИН"-"ХЮС")

ХИНЕР ДЕ ЛОС РИОС

ХИНЕР ДЕ ЛОС РИОС (Giner de los Rios). Франсиско (10.10 1839, Ронда, Малага, - 18 2 1915, Мадрид), исп педагог и философ. В 1852-53 прослушал университетские курсы в Барселоне и Гранаде В 1863 переехал в Мадрид, где стал активным участником кружка Сане дель Рио Идеи нравств. совершенствования личности нем философа Г Краузе, изучавшиеся здесь, оказали существенное влияние на формирование мировоззрения и дальнейшую деятельность X де лос P С 1866 проф. кафедры философии и права Мадридского ун-та. В 1876 для обеспечения независимости науч. исследований и преподавательской работы организовал и возглавил Свободный ин-т воспитания (Institucion Libre de Ensenanza), ставший позднее базовой эксперим. школой и органом подготовки реформы системы нар. образования в стране В основу пед. практики ин-та легли идеи X, разработанные в многочисленных статьях в «Бюллетене Института» (регулярно издавался с 1877). и отд. трудах: «Этюдах по философии и религии» («Estudios filo-soficos у religioses», 1876), «Лит. этюдах» («Estudios de hteranos», 18762), «Этюдах по образованию» («Estudios sobre Educa-сюп», 1886), «Воспитании и образовании» («Educacion у Enseflanza», 1889). и др.

Цель воспитания для X - формирование «нового человека» («hombre nuevo»), осн. качествами к-рого становились оригинальность мышления, интеллектуальная свобода, духовная близость к природе, правовая и гражд. культура, тонкий эстетич. вкус, «артистизм» поведения, физич. красота. Задача ин-та - раскрыть разностороннюю творческую индивидуальность детей, содействовать их самоопределению. Программа совм. обучения носила универсальный, «энци-клопедич» характер, помимо традиц. дисциплин изучались технология, антропология, экономика, история иск-ва, обществ, науки и труд. Образование в ин-те представляло единый непрерывный процесс от дет. сада до ун-та. Предлагалось концентрич. построение курса, содержание одних и тех же предметов постепенно углублялось и усложнялось. Вместо учебников использовались конспекты учащихся, обобщавшие услышанное и прочитанное Методика преподавания ориентировалась на активность и исследоват. инициативу учеников, умение «практически и теоретически созидать предметы». Особенно широко внедрялись разл формы сократич беседы. Классы имели мастерские. Неотъемлемой частью системы обучения были многочисленные экскурсии определенного предметного профиля: посещение музеев, архит. памятников, индустр предприятий. По воскресеньям проводились спорт состязания и игры Летом ин-т открывал дет. лагеря на берегу моря, организовывал путешествия по всей Испании и за границу (Францию, Португалию, Великобританию). Дисциплина поддерживалась без принуждения и насилия, на чувстве личной ответственности Принципам распространенной в Испании иезуитской педагогики противопоставлялись атмосфера дружеских отношений, личностный подход к ребенку, взаимная поддержка и доверие между учителями и их подопечными, тесный контакт с семьей.

Пед. и просветительское подвижничество X де лос Р. способствовало возрождению нац. культуры, где его идеи оказали влияние на творчество M де Уна-муно и Ортеги-и-Гассета

ХИНЧИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ

ХИНЧИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ - [7(19).7.1894, Кондрово Калужской обл., - 18 11 1959, Москва], математик, ч.-к. АН СССР. (1939), д. ч. АПН РСФСР. (1944), дер физ.-мат. наук (1935), проф. (1922). Окончил физ.-мат. ф-т Моск. унта (1916). Пед. деятельность начал в 1919: преподавал в Иваново-Вознесенском политехн. ин-те, Моек пед. ин-те им К Либкнехта, МГУ Одновременно с 1939 вел н.-и работу в Матем. ин-те АН СССР. Исследования X. по теории вероятностей (1923). положили начало Моек школе теории вероятностей Автор науч. трудов по матем. анализу, теории чисел и в др. областях математики, мн. науч.-популярных книг по математике и ее истории. Один из инициаторов и ред «Энциклопедии элементарной математики».

X. внес значит. вклад в развитие отеч. педагогики математики. Его трудами в большой степени было подготовлено движение кон. 60-х гг. за реформу шк. матем. образования. Он настаивал на исключении из программы материала, не имеющего ни идейно-мировоззренческого, ни практич. значения, выступал за специализацию уч. деятельности учащихся (в наст, время это требование реализовано в факультативных занятиях). Обосновал необходимость введения в шк. курс математики элементов высш математики («Осн.понятия математики и матем. определения в ср. школе», 1940), разрабатывал проблемы повышения идейно-науч. уровня курса, борьбы с формализмом в преподавании, воспитания учащихся в процессе обучения («О воспитат. эффекте уроков математики», 1961). Не ограничиваясь общепед. проблемами, X. занимался и частными вопросами методики преподавания математики Гос. пр. СССР. (1941).

С о ч Великая теорема Ферма, M, 1932, Случай и как наука с ним справляется, M -Л, 1934, Матем. основания статистич механики, M -Л, 1943, Три жемчужины теории чисел, M, 1947, Восемь лекций по матем. анализу, M -Л, 19483, Пед. статьи, M, 1963

Лит ГнеденкоБ В,А Я Хинчин К шестидесятилетию со дня рождения, «Успехи матем. наук», 1955, т 10, в 3, Маргулис А Я, Нагибин Ф Ф, Крупнейший вклад в сов педагогику математики, МШ, 1968, № 3 С Г Степанов

ХЛУП ОТОКАР

ХЛУП ОТОКАР (30.8.1875, Боско-вице, Юж. Моравия, -14.5.1965, Прага), чеш. педагог, акад. Чехосл. АН (1952). Окончил Пражский ун-т (1899). Преподавал в средних школах. Посетил неск. зап. стран для ознакомления с пед. течениями и шк. практикой. С 1921 преподавал в Высш. пед. школе в Праге; в 1923-38 проф. ун-та в Брно. В 1946-53 первый избранный декан учрежденного в 1945 пед. ф-та Карлова ун-та в Праге; в 1955- 57 читал лекции на фил ос ф-те. Основатель (1957). и директор Ин-та пед. наук им. Я. А. Коменского Чехосл. АН.

Ранние работы посвящены гл. обр. проблемам нравств. воспитания («Об этике и педагогике», 1905; «О воспитании воли», 1910, и др.). и психологии («Память», 1918).

В Чехосл. республике (1918-38). выступил одним из активных сторонников шк. преобразований. Автор трудов по проблемам обучения («Дидактика средней школы», 1935, и др.), пед. образования («О подготовке учителей в высш. школе», 1937), истории педагогики. Основал Об-во нового воспитания (Брно), был редактором (с 1927). его журнала. В 20-х гг. разрабатывал вопросы эксперим. педагогики. При филос. ф-те в Брно создал пед. класс, в к-ром осуществил длит, эксперимент по изучению способностей учащихся. В трудах 30-х гг рассматривал педагогику как науку по преимуществу общественную и полемизировал с прагматистскими и бихевиористскими концепциями. Признавая важным изучение иностр. пед. опыта, считал необходимым использовать прежде всего нац. пед. наследие, стремился широко представить его в своем учебнике «Педагогика» (19362; 19483). и «Педагогической энциклопедии» (т. 1-3, 1938-40; соред. с Я. Угером и И. Кубалеком).

В Чехосл нар. республике (после 1945). представитель офиц. пед. теории. Наиболее значимы для чехосл. пед. науки того времени его сб. «Несколько статей к проблеме содержания общего образования в школе» (1958). и «Хрестоматия по истории педагогики» (т 1-2, 1948-50). Как директор Ин-та педагогики Чехосл АН содействовал науч. публикации наследия Коменского Автор «Воспоминаний» (1955). С о ч в рус пер Избр пед. соч, M, 1966

ХОДАКОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

ХОДАКОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - [10(23). 3 1901, с Лашма, ныне Пензенской обл, - 2 10 1976, Москва], педагог, химик, ч -к АПН СССР. (1968, ч -к АПН РСФСР. с 1947), дер хим наук (1944), проф. (1935), заел деятель науки РСФСР. (1963). Окончил хим ф-т МГУ (1930). Пед. деятельность начал в 1921 преподавателем проф. школы С 1930 вел и -и и преподавательскую работу в Моек авиац ин-те им С Орджоникидзе и в НИИ методов обучения АПН РСФСР. (1944-60). Осн. работы по химии и методике преподавания химии Исследовал проблемы содержания и структуры общеобразоват. курса химии, шк. учебника, совершенствования логич. мышления учащихся Впервые в методике преподавания химии показал, что теоретич знание в шк. уч предмете может служить не только для систематизации и обобщения уже известных сведений, но и инструментом познания новых фактов Это положение X позволило постепенно перенести изучение теории в кон. ца уч курса ближе к его началу, что существенно повысило развивающий и воспи-тат потенциал уч предмета X изучал возможности логич. мышления учащихся средствами уч предмета - химии задолго до того, как эта проблема стала развиваться в дидактике комплексно, раскрыл взаимосвязь между развитием школьников и теоретич уровнем содержания уч курса Автор (совм. с Д А Эпштейном и II А Глориозовым). стабильных учебников по химии для ср. школы («Неорганич химия», учебник для 7-8-го кл, 19835, выдержал 15 изданий, «Неорганич химия», учебник для 9-го кл. школы, 1984, выдержал 14 изданий), программ для высш. и ср. школы, науч. -популярных произведений для детей - рассказов-задач по химии, способствующих развитию интереса школьников к предмету, а также пособий и статей для учителей

ХОЛЛ ГРЕНВИЛЛ СТЭНЛИ

ХОЛЛ ГРЕНВИЛЛ СТЭНЛИ (1 2 1846, Ашфилд, шт Массачусетс, - 24 4 1924, Вустер, там же), амер психолог, сторонник эксперим. педагогики В 1878-80 учился в Германии, в т.ч. у Г Т Фехнера и В Вундта В 1881-88 проф. ун-та Дж Хопкинса (г Балтимор), где им в 1883 основана одна из первых в США лабораторий эксперим. психологии В 1889- 1920 проф. психологии и през ун-та Кларка, где организовал первый в США Ин-т дет. психологии В 1887 основал первый амер психол журн «Амер журнал психологии» («Amencan Journal of Psychology»), в 1891 - «Пед. семинар и журнал генетач психологии» («Pedagogi-cal Semmary and Journal of Genetic Psychology»), в 1917 - «Журнал прикладной психологии» («Journal of Applied Psychology»). Один из организаторов и первый през (1892). Амер психол ассоциации

Осн. работы X относятся к области дет. и пед. психологии (он называл ее генетической). Для исследования дет. психики он широко распространял вопросники Дети, отвечая на них, должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), об отношении к др людям, о ранних воспоминаниях и др. На этой основе X написал ряд работ, среди к-рых наиб. известна «Юность» («Adolescence», 1904) - первая монография по психологии ранней юности, встретила критику, т к строилась на признании полной достоверности высказываний детей о самих себе Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов.

В объяснении психического развития ребенка X опирался на биогенетич закон, на основе к-рого в дет. и пед. психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения осн.этапов развития человеческого рода). Формирование дет. психики трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой Характер дет. игр, напр., объяснялся как проявление и «изживание» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведением образа жизни воинств племен Из этого следовали выводы о том, что детям нужно предоставить возможность проходить анимистич, религ. и др. стадии своего развития Воспитание должно провести ребенка через все эти периоды Одним из первых X стал изучать проблемы психологии старческого возраста

Соч The contents of childrens mmd on entenng school, № V -Chi, 1893, Educational Problems, v 1-2, № V -L, 1911, Recteations of a psychologist, № V -L, 1920, Aspects of child hfe and education, № V -L, 1921, Life and confes-sions of a psychologist, № V -L, 1923, в рус пер Собр. статей по педологии и педагогике, [М, 1912], Инстинкты и чувства в юношеском возрасте, II, 19202, Очерки по изучению ребен ка,M, 1925

ХОЛМС БРАЙАН

ХОЛМС БРАЙАН (р 25 4 1920, г. Шинли, Великобритания), англ. педагог, специалист в области сравнит педагогики Образование получил в Лондонском ун-те (1941, физик), затем в Ин-те педагогики этого же ун-та (1946). В 1946-51 преподавал физику в ср. школах, в 1951- 1953 читал педагогику в Даремском ун-те С 1953 работает в Ин-те педагогики Лондонского ун-та (с 1975 проф. сравнит педагогики, с 1985 консультант). В 1973-77 през Европ об-ва сравнит педагогики, в 1975-77 пред Междунар. совета об-в сравнит педагогики, с 1982 през Лондонской ассоциации компарати-стов (специалистов в области сравнит педагогики).

Осн. тема науч. трудов - методология сравнит педагогики и разработка методов исследований Характерен взгляд на сравнит педагогику как на междисциплинарную науку методологию сравнит педагогики строит на данных психологии, этнологии, социологии и др. обществ. наук Среди методов исследования уделяет особое внимание проблемному анализу Занимается вопросами сравнит дидактики, в частности концепцией общего образования в совр. педагогике развитых стран Составитель справочников ЮНЕСКО по образованию

ХОМСКИЙ НОАМ

ХОМСКИЙ НОАМ (p 7 12 1928, Филадельфия), амер языковед Учился в Пенсильванском (1949). и Гарвардском (1955). ун-тах Проф. Массачусетского технол ин-та Заложил основы теории порождающих грамматик и теории формальных языков как раздела матем. логики («Трансформационный анализ», 1955, «Синтаксич структуры», 1957). Опираясь на идею универсальности осн.структур в языках мира, выдвинул программу изучения языка как средства исследования мышления («Язык и мышление», 1968). Широкое распространение получили идеи X о врожденных предпосылках развития языка По мнению X, у ребенка существует «врожденное предрасположение - выучить язык определенного типа» Развивая эту идею, X пришел к утверждению о существовании глубинных синтак-сич структур, выступающих основой усвоения языка Языковая способность обусловлена генетически и определяет класс грамматик, доступных человеку У ребенка, начинающего осваивать язык, X усматривает такое когнитивное (познавательное). состояние, для к-рого характерны врожденные универсалии, т с общие принципы фонологии, синтаксиса и семантики X рассматривает язык как орган, аналогичный органам тела, и описывает усвоение языка в терминах созревания, т с, по X, развитие речи должно быть исследовано так же, как в анатомии изучаются рост.н. функционирование печени, сердца и т.н. Взаимодействие со средой необходимо, чтобы стимулировать развитие X отрицает возможность усвоения подлинно новых структур и операций, возникающих в результате взаимодействия с окружающей средой На этой основе им была подвергнута критике работа Б Ф Скиннера «Вербальное поведение» X удалось убедительно продемонстрировать ограниченность бихевиористской (см Бихевиоризм). концепции, в к-рой развитие речи рассматривается как меха-нич научение речевым навыкам Однако и собственная концепция X вызвала дискуссию и была подвергнута критике, в т.ч. в отеч лингвистике и психологии, за недооценку социальных механизмов развития речи Идеи X нашли отклик в ряде стран в связи с разработкой теории компьютеризации обучения и искусственного интеллекта.

ХОХРЯКОВ ВЛАДИМИР ХАРЛАМПИЕВИЧ

ХОХРЯКОВ ВЛАДИМИР ХАРЛАМПИЕВИЧ - [1828, Вятка, ныне Киров, - 29 4(11 5). 1916, Пенза], педагог, историк, деятель нар. образования По окончании Казанского ун-та (1851). учитель Нижегородской гимназии С 1854 в Пензе, преподавал рус словесность и историю в дворянском ин-те, затем в муж гимназии Сблизившись с кругом деятелей нар. образования (В А Ауновским, В И Захаровым, И H Ульяновым), участвовал в обществ. -пед. движении был в числе организаторов первой воскресной школы в Пензе, членом молодежного лит кружка.

В 1870-74 инспектор нар. уч-щ Пензенской губ, способствовал открытию 28 новых школ, становлению системы пед. образования в губернии Инициатор создания и первый директор (1874-85). Пензенской учительской семинарии, где начал подготовку учителей для морд школ, привлекая к обучению и местных уроженцев Опирался на идеи К Д Ушинского и H И Ильминского, опыт к-рого по подготовке преподавателей инородч школ X изучал в Казанской учительской семинарии, а также в чуваш учительской школе И Я Яковлева Поставил вопрос об открытии при семинарии морд нач уч-ща, ввел преподавание мокша-мордовского языка В 1879 под его руководством H II Барсовым и Ф Кечиным были составлены «Азбука для морд учителей Пензенской губернии», «Указания учителю, как учить по азбуке», «Первоначальные уроки рус яз для мордвы» В семинарии были введены практич. занятия по с х-ву, необходимые учителю для работы с сел населением С 1874 на базе семинарии проводились летние пед. курсы.

X вел активную просветит деятельность в губернии был председателем ученой арх комиссии, членом статистич к-та, организатором нар. чтений и др. Известен как первый собиратель материалов для биографии M Ю Лермонтова и рукописей поэта.

ХРИПКОВА АНТОНИНА ГЕОРГИЕВНА

ХРИПКОВА АНТОНИНА ГЕОРГИЕВНА (р 19 2 1920, с Б Кривец, ныне в Орловской обл), педагог, акад РАО (1993, акад АПН СССР. с 1971), д-р биол. наук (1962), проф. (1963). После окончания Ростовского пед. ин-та (1941). была учительницей в ср. школах С 1948 на преподавательской работе в Ростовском пед. ин-те (ст преподаватель, декан, зав кафедрой). С 1968 вице-през АПН СССР. и одновременно (1974-81). директор НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. В 1969-86 пред Совета по координации пед. исследований в СССР. Осн.труды в области физиологии детей и подростков, рациональной организации уч процесса, повышения работоспособности и укрепления здоровья учащихся.

Автор учебников по физиологии для студентов пед. вузов, соответствующих пособий для учителей и учащихся Под руководством X разработаны интегра-тивный пропедевтич курс «Естествознание» для учащихся 5-7-х кл общеобра-зоват школы, учебники (изд в 1991-94). и уч -метод комплект по этому курсу Гл. редактор серии книг для родителей «Мир детства» (1979-88).

ХРИСТИАНОВИЧ ПЕТР ИВАНОВИЧ

ХРИСТИАНОВИЧ ПЕТР ИВАНОВИЧ (р 1851 - г. смерти неизв), деятель в области трудового обучения, один из основателей рус мануализма Служил начальником ж -д мастерских ст Екатерино-слав (ныне Днепропетровск, Украина). Сторонник естественного воспитания в духе Л H Толстого Разрабатывал программы для ученичества на рабочих местах В 1889 организовал (совм. с II И Буланже). первую в России «трудовую» школу - 2-классное уч-ще для детей рабочих и служащих с приготовит классом и 5-летним сроком обучения Уч-ще давало общеобразоват. и допроф. подготовку для последующего обучения в ж -д, ремесл, ср. техн. уч-щах МНП

Осн.целью уч заведения X считал подготовку учащихся к жизни через систему трудовых практич. занятий воспитательного, развивающего характера В обучении и воспитании самодисциплины важнейшую роль отводил созданию в школе трудовой атмосферы, развитию деловых способностей (постановка цели, осуществление целостного и промежуточного планирования, предвидение результатов труда), выработке умения «работать вообще» При этом X указывал на опасность использования ручного труда только как физического В трудовой школе наряду с общеобразоват. предметами изучались садоводство, огородничество, ручной труд для мальчиков включал изготовление изделий из картона, металла, дерева, для девочек - рукоделие, кулинарию, физиологию питания, стирку, уход за больными и т.н. В 1897-1902 уч-щем заведовал H В Чехов, развивавший концепцию школы X К 1902 в нем насчитывалось 40 классов, 1100 учащихся, работало 50 учителей Нек-рые современники (M H Николаевский и др.). рассматривали школу X как проф. -трудовую Уч-ще было представлено на Торг -пром выставке в Нижнем Новгороде (1896), на Всемирной выставке в Париже (1900).

ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХУДОЖЕСТВЕННО - РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА

ХУДОЖЕСТВЕННО - РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА - проф. уч заведения, готовившие квалифициров рабочих для худож. и отделочных работ Одним из первых уч заведений этого типа в России была Рисовальная школа при Петерб типографии, основанная в нач 18 в В 1816 организована фабрично-ремесл школа при Прохоровской трехгорной мануфактуре, дававшая профессии рисовальщиков, резчиков, набойщиков, красильщиков и др, в 1825 - Строгановская школа рисования в Москве, преобразованная в 1860 в уч-ще техн. рисования, в 1879 - центр уч-ще техн. рисования в Петербурге и др. С нач 20 в по Положению о худож. -пром образовании (1902). создавались худож. -пром уч-ща и школы, худож. -ремесл мастерские и рисовальные классы

После 1917 большинство худож. -пром уч заведений продолжало свою деятельность В 20-х гг получили распространение худож. -техн. школы Загорская школа техн. игрушки, Палехская и Мстерская школы живописи, Холмогорская худож. -косторезная школа, Елецкая школа кружевниц и др. Многие худож. -пром и худож. -техн. школы были впоследствии преобразованы в ср. спец. уч заведения В 1945 X -р у были созданы в системе Гос. трудовых резервов в связи с ростом потребности в кадрах рабочих худож. произ-ва Расширилась сеть худож. школ промысловой кооперации В этих уч заведениях (срок обучения 3- 4 года). готовили мастеров формовки, чеканки, худож. литья, резчиков по дереву и камню, живописцев по фарфору и фаянсу, ювелиров и граверов и т.н. Уч планы включали производств обучение (ок 70% уч времени), спец, общетехн. и общеобразоват. предметы Учащиеся проходили практику на крупнейших предприятиях страны В X -р у принимались юноши и девушки в возрасте 14- 17 лет, проявившие способности к худож. ремеслам, имеющие общее образование не менее 7 кл Обучение было бесплатным, учащиеся находились на полном гос. обеспечении В 1958 большая часть X -р у преобразована в профессионально-технические училища Э С Котляр

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ - уч заведения для детей, проявивших склонности и интересы к художественному творчеству Дет. X III - нач звено в системе спец. образования, осуществляющее худож. и эстетич. воспитание и допроф. подготовку в области изобразит иск-ва Осн. задачи дет. X III - воспитание эстетич. вкуса детей и подростков, формирование художественно и духовно развитой личности X III стремятся приобщить детей к иск-ву, развить их творческие способности и выявить степень одаренности учащихся, придать определенную проф. направленность дет. талантам.

При Всерос АХ в 1933 осн. первая дет. X III (с 1936 Ленингр средняя худож. школа). В 1942 открыта дет. худож. школа им С Д Тавасиева в Орджоникидзе В нач 90-х гг в Рос Федерации насчитывалось ев 100 дет. X III, в к-рых обучалось ев 131 тыс. учащихся и было занято ев 6,3 тыс. преподавателей

В дет. X III принимаются, как правило, дети после окончания нач классов общеобразоват. школы (10-И лет). Поступающие сдают вступит экзамены по рисунку, живописи (скульптуре). и композиции.

В процессе обучения учащиеся овладевают знаниями основ изобразит иск-ва, приобретают навыки рисования с натуры, по памяти и по представлению, получают систематич. навыки по истории и теории изобразит иск-ва Педагоги помогают учащимся развивать чувство прекрасного, умение фиксировать в зри-тельно-пластич образах результаты наблюдений, расширяют эстетич. кругозор.

Наряду с занятиями по рисунку, живописи, скульптуре, композиции и истории изобразит иск-ва учащиеся совершенствуют свое умение в области декоративно-прикладного иск-ва Программа, усваиваемая в дет. X III, предполагает овладение худож. -техн. навыками умением пользоваться осн. материалами - бумагой, карандашом, акварельными и масляными красками, углем, гипсом, глиной и т.д. Кроме того, учащиеся обучаются гл. принципам работы с натуры умению расположить изображаемое на листе, холсте (у скульпторов - в пространстве), установить размеры - пропорциональность частей и пр.

Дет. X. III. участвуют в просветит работе среди населения, учащихся общеобразоват. школ, служат центрами сохранения и продолжения нар. традиций в изобразит иск-ве

Создаются также ср. спец. X III, к-рые относятся к системе ср. образования Их воспитанники получают общее ср. образование одновременно с художественным В них принимаются особо одаренные дети, выдерживающие при поступлении конкурсные экзамены по спец. (худож). предметам Я Я Иванова ХУН ЖЭНЬГАНЬ (1821-23 11 1864), кит полит. деятель и педагог Работал учителем в частной школе В 1859 был назначен на пост гл. министра тайпин-ского гос-ва, где ведал вопросами культуры и просвещения В том же году написал «Новое сочинение в помощь управлению», в к-ром изложил план реформ, в т.ч. и системы образования (по образцу зап стран), имевших целью покончить с техн. и экон отсталостью Китая В своей пед. деятельности критически использовал традиционное пед. наследие Китая, упростил систему гос. экзаменов Выступал за создание широкой сети уч заведений, где главным у ч предметом должна быть религия, на 2-м месте - естеств. науки, математика, география, механика и др, на 3-м - изучение лучших образцов кит культуры и иск-ва Поддерживал идею создания в Китае уч-ща для подготовки офицерских кадров, воен. -морской школы, а также сети уч заведений для подготовки специалистов в области пром-сти и торговли

Лит Тайнинское восстание 1850-64 Сб-к док-тов, M, 1960, Чэнь Цзинпань Просвещение в Тайнинском гос-ве, Ухань, 1958 (на кит яз). В 3 Клепиков

ХЮСEH, XУССИ ТОРСТЕН

ХЮСEH, XУССИ ТОРСТЕН (р 1 3 1916, Лунд), швед педагог, психолог, иностр. чл РАО(иностр. чл АПНСССР. с 1990), проф. Стокгольмского ун-та (1953). В 1938 окончил Стокгольмский ун-т, с 1953 директор Ин-та заруб педагогики Стокгольмского ун-та Чл гос. к-товиразл междунар. науч. об-в,вт ч пред Швед объединения психологов (1955-59), пред Междунар. ассоциации по развитию образования (1962-78), директор Междунар. ин-та планирования образования ЮНЕСКО (1970-80), руководитель ряда междунар. науч. -пед. проектов, в т.ч. исследования уровня подготовки учащихся ср. общеобразоват. школ разных стран (1970-е гг). Гл. ред Междунар. пед. энциклопедии (12 тт, 1985, 19942).

Науч. труды X посвящены разл аспектам воспитания и обучения, взаимодействия между образованием и обществом X - один из ведущих теоретиков шк. реформ в Швеции и др. европ странах, нацеленных на массовое ср. образование как объективно необходимое в условиях совр. науч. и технологич. прогресса и развития средств массовой информации Одним из первых стал рассматривать дифференциацию обучения в ср. школе как его индивидуализацию («Образование в 2000 году», 1971, рус пер 1977). Идеи X. стимулировали пересмотр мн пед. технологий, разработку вариативной организации уч процесса в перспективе непрерывного образования Важными качествами личности совр. человека X считает образоват. и проф. мобильность, владение навыками установления информац и эмоц контактов, что необходимо учитывать и в шк. обучении Одной из фундаментальных пед. проблем предстала в соч X гуманитаризация шк. образования и развитие у учащихся навыков творч деятельности Вместе с тем X считает важными целенаправленные меры по приспособлению сферы производит труда к возможностям молодежи 15-17 лет («Школа общества гонки за успехом», 1981). Автор трудов по общей педагогике и учебных курсов по пед. психологии

Соч.: Пед. исследования Опыт самокритики, «Перспективы», 1990, № 3 Abihty and environment, Stockh., 1948, Talent, opportunity and career Stockh, 1969, The school in question, Stockh., 1979.

Лит Соколов E M, Пед. концеп ции Торстена Хюсена, СП, 1970, № 7, его ж е, Школа общества гонки за успехом, СП, 1983. Е.М. Соколов, Л. Г. Можаева.

Предыдущая страница Следующая страница