Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭМО"-"ЭФЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭМО"-"ЭФЕ")

ЭМОЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СЛОВАРИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПШТЕЙН ДАВИД АРКАДЬЕВИЧ

ЭПШТЕЙН ДАВИД АРКАДЬЕВИЧ - [28.3(9.4). 1898, г. Белосток, ныне в Польше, - 2.2.1985, Москва], педагог, химик-методист, акад. АПН СССР (1968; акад. АПН РСФСР с 1959), проф. (1933), дер техн. наук (1942). Окончил хим. ф-т МВТУ (1922). Пед. деятельность начал в 1920 преподавателем рабфака им. Покровского при 1-м МГУ; в 1925-27 работал в Главпрофобре Наркомпроса РСФСР; с 1930 преподавал в МВТУ, с 1932 - в Воен. академии хим. защиты; с 1951 в системе АПН РСФСР (с 1966 АПН СССР): чл. През. (с 1957), сотрудник Ин-та методов обучения (1951-59), НИИ производств. обучения (1965-66), НИИ СиМО (с 1967, с 1975 зав. лабораторией политехн. образования при изучении основ наук).

В 30-х - нач. 50-х гг. разрабатывал теоретич. основы хим. технологии, химии и технологии связанного азота. Автор уч. пособий для студентов технол. вузов и ун-тов (в соавторстве): «Химия и технология связанного азота» (1934), «Общая хим. технология» (1952). Начиная с 50-х гг. исследовал проблемы политехн. образования, трудового обучения, дифференциации обучения в ср. общеобразоват. школе, совершенствования содержания и методики преподавания шк. курса химии. Автор стабильных учебников для ср. школы (совм. с Ю. В. Ходаковым и П. А. Глориозовым): «Не-органич. химия. Учебник для 7-8 кл.», 1983; то же для 9-х кл., 1984), а также книг для учителей, наглядных и метод. пособий, программ трудовых практикумов по химии и др. Чл. редакц.-издат. советов гл. редакций «Детской энциклопедии», «Химической энциклопедии» и др.

Соч.: Основы хим. технологии. Книга для учителей, М., 1957; Наглядные пособия по хим. произ-вам, M.; Связь обучения с трудом в ср. школе с дифференциров. обучением, М., 1962 (соавт.); Пед. основы трудового обучения в общеобразоват. школе, М., 1968 (соавт.); Преподавание неорганич. химии в ср. школе, M. (соавт.); Химия в пром-сти. Уч. пособие, M.; Справочник по химии. Пособие для учащихся, M. (соавт.).

Лит.: Неймарк А., Юбилейное чествование проф. Д. А. Эпштейна, XIII, 1968, № 4; Юбилей Д. А. Эпштейна, там же, 1978, № 2; Юбилей ученого, СП, 1978, № 3.

А. А. Каверина.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРДНИЕВ

ЭРДНИЕВ - Пюрвя Мучкаевич (р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1989), дер пед. наук (1973), проф. (1972). Засл. деятель науки РСФСР (1981). На пед. работе с 1939. Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Барнаульский пед. ин-т (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. ин-те. С 1964 зав. кафедрой в Калм. пед. ин-те (ныне Калм. гос. ун-т) в Элисте.

В 50-70-х гг. на материале шк. математики разработал систему укрупнения дидактич. единиц (УДЕ) как технологию изучения взаимосвязанных понятий (уравнения и неравенства; обыкновенные и десятичные дроби; пропорции и проценты; координаты и векторы), в традиционных уч. курсах попадающих в отдаленные разделы. Психол. обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И. П. Павлов), «обратной афферентации» в циклически замкнутых мыслит, процессах (П. К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и т. п. Переход от традиц. схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать уч. процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия уч. предмета и мн. явлений действительности. Э. составил учебники по математике для 1-6-х кл. (1973-89); их апробирование в школах (1977-80) дало основание автору поставить вопрос о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов шк. курса (учебники разрабатываются) и в подготовке педагогов. Составил «Книгу для чтения по математике» для 1-го класса (на рус. и калм. яз.). В 1992 в Калмыкии учреждена Гос. премия им. П. Эрдниева.

Соч.; Очерки по методике преподавания математики в ср. школе, Элиста, 1968; Аналогия в математике, М., 1970; Азбука рассуждения, Элиста, 1971 (соавт.); Укрупнение дидактич. единиц как технология обучения, ч. 1, М., 1992; УДЕ. Материалы пятой Всерос. научно-практич. конференции, Элиста, 1992 (есть список трудов и лит-ры; соавт.).

ЭРДНИЕВ ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ

ЭРДНИЕВ ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ (р. 15.10.1921, урочище Хуцун Толга, ныне на терр. Красносельского р-на Калмыкии), педагог, математик-методист, акад. РАО (1993; акад. АПН СССР с 1989), д-р пед. наук (1973), проф. (1972). Засл. деятель науки РСФСР (1981). На пед. работе с 1939. Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Барнаульский пед. ин-т (1949), работал учителем в Алтайском крае. После отмены спецпоселения калмыков (1957) преподавал в Ставропольском пед. ин-те. С 1964 зав. кафедрой в Калм. пед. ин-те (ныне Калм. гос. ун-т) в Элисте.

В 50-70-х гг. на материале шк. математики разработал систему укрупнения дидактич. единиц (УДЕ) как технологию изучения взаимосвязанных понятий (уравнения и неравенства; обыкновенные и десятичные дроби; пропорции и проценты; координаты и векторы), в традиционных уч. курсах попадающих в отдаленные разделы. Психол. обоснованием УДЕ стали идеи контрастных раздражителей (И. П. Павлов), «обратной афферентации» в циклически замкнутых мыслит, процессах (П. К. Анохин), а также идея роли прототипа в умозаключении по аналогии (И. Пригожий). Технология УДЕ предполагает также изучение взаимообратных действий, задач, функций и т. п., обращение упражнений, матричные задания и т. п. Переход от традиц. схем к УДЕ позволяет рационально интенсифицировать уч. процесс, повысить у учащихся качество владения осваиваемым материалом. Они приобретают знания и навыки, важные для целостного восприятия уч. предмета и мн. явлений действительности. Э. составил учебники по математике для 1-6-х кл. (1973-89); их апробирование в школах (1977-80) дало основание автору поставить вопрос. о расширении сферы использования УДЕ в преподавании предметов шк. курса (учебники разрабатываются) и в подготовке педагогов. Составил «Книгу для чтения по математике» для 1-го класса (на рус. и калм. яз.). В 1992 в Калмыкии учреждена Гос. премия им. П. Эрдниева.

Соч.; Очерки по методике преподавания математики в ср. школе, Элиста, 1968; Аналогия в математике, М., 1970; Азбука рассуждения, Элиста, 1971 (соавт.); Укрупнение дидактич. единиц как технология обучения, ч. 1, М., 1992; УДЕ. Материалы пятой Всерос. научно-практич. конференции, Элиста, 1992 (есть список трудов и лит-ры; соавт.).

ЭРИКСОН ЭРИК ХОМБУРГЕР

ЭРИКСОН ЭРИК ХОМБУРГЕР (15.6.1902, Франкфурт-на-Майне, - 12.5.1994, Харвич, шт. Массачусетс), амер. психолог. Психол. образование получил под руководством 3. Фрейда в Венском психоаналитич. ин-те (1927- 1933). В 1933 эмигрировал в США, работал в ун-тах Беркли (1939-51), Питсбургском (1951-60), Гарвардском (1960-70; с 1970 почётный проф.).

Отказавшись от биологизма классич. психоанализа, Э. создал теорию становления личности в условиях социального окружения. Анализ дет. игр, сравнение воспитания детей в разл. социокультур-ных условиях привели Э. к выводу, что в каждой культуре имеется особый стиль воспитания (он всегда принимается воспитателем как единственно правильный). Этот стиль определяется тем, что ожидает от ребёнка на каждом возрастном этапе общество, в к-ром он живёт. Детство человека от рождения до юности - длит. период формирования т. н. психосоциальной идентичности, в результате к-рого человек приобретает, с одной стороны, чувство принадлежности к своей социальной группе, с другой - понимание неповторимости своего индивидуального бытия. Согласно Э., личность в своём развитии последовательно проходит 8 стадий, к-рые могут быть приурочены к отд. аспектам биол. созревания. Каждая стадия определена той проблемой, к-рая должна быть разрешена для дальнейшего благоприятного течения процесса развития. В младенчестве такая проблема - установление доверия к окружающему миру, в шк. возрасте - разрешение противоречия между трудолюбием и чувством собств. неполноценности и т. д. Каждая стадия имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, инициативы и др. Зрелая личность, по Э., - это синхронная организация всех стадий; их качеств, преобразование Э. не учитывает. Развитие понимается им как прибавление одного психол. новообразования к другому. Пед. аспект концепции Э. заключается в рассмотрении микросоциальной обстановки, необходимой для становления полноценной личности. Гл. задача воспитания, по Э., - формирование социально одобряемого поведения ребёнка без ущерба для его «автономии».

Идеи Э. интенсивно разрабатываются в совр. амер. педагогике психоаналитич. направления (Л. Тайлер, М. Лоуренс и др.).

Соч.: Childhood and society, N. Y., [1963J2; Insight and responsibility, N. Y., [1964]; Identity: youth and crisis, N. Y., 1968; Dimensions of a new identity, N. Y., [1974]; Life history and the histori-cal moment, N. Y., 1975; Toys and reasons: stages in the ritualization of experience, N. Y., 1977; Identity and the life cycle, N. Y., 1980; Vital invol-vement in old age, N. Y., 1986.

Лит.: Анциферова Л. И., Эпиге-нетич. концепция развития личности Эрика Г. Эриксона, в кн.: Принцип развития в психологии, М., 1978; Зейгарник Б. В., Теории личности в заруб. психологии, М., 1982; Пилиповский В. Я., Критика совр. бурж. теорий формирования личности, М., 1985; Evans R. L, Dialogue with Erik Erikson, N. Y., 1969; С o l e s R., Erik Erikson. The growth of his work, Boston-Toronto, 1970.

B. M. Слуцкий.

ЭРИСМАН ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ

ЭРИСМАН ФЁДОР ФЁДОРОВИЧ (наст. имя и фам. - Фридрих Гульдрейх) (24.11.1842, Гонтеншвиль, - 13.11.1915, Цюрих), врач, один из основоположников общей и шк. гигиены в России; основатель науч. школы гигиенистов. По происхождению швейцарец. В 1865 окончил мед. ф-т Цюрихского ун-та, специализировался по глазным болезням. С 1869 в Петербурге. В 1872-77 работал за границей, в т. ч. в Германии, где совершенствовал свои знания в области гигиены у М. Петтенкофера. В эти годы опубликовал первое в России «Руководство к гигиене» (т. 1-3). Во время рус.-тур. войны (1877-78) руководил дезинфекционной службой в рус. армии. В 1879-85 под руководством Э. впервые проведены обследования фабрик и заводов Моск. губернии; вместе с др. исследованиями они положили начало фабрично-заводской гигиене в России. В 1882-96 проф. кафедры гигиены Моск. ун-та, на базе к-рой в 1890 создан Гигиенич. ин-т (с 1927 Моск. НИИ гигиены им. Э.). В 1896 в связи с ходатайством о смягчении участи студентов мед. ф-та, арестованных за участие в беспорядках, был уволен из ун-та и переехал в Цюрих. С 1901 зав. сан. частью гор. управления. Важное место в науч. трудах Э. по гигиене занимают проблемы шк. гигиены. Систематизировав имеющиеся данные, Э. в 1870 написал первое отеч. руководство «Училищная гигиена». Разрабатывал гигиенич. требования к уч. занятиям, их продолжительности, чередованию труда и отдыха в процессе занятий. В борьбе с переутомлением учащихся большое значение придавал физич. воспитанию, причём не только урокам гимнастики, но и подвижным играм на свежем воздухе. В тр. «Проф. гигиена или гигиена умственного и физич. труда» (1877) уделил большое внимание гигиене детей и подростков. Показал, что состояние здоровья и физич. развитие детей зависят от условий труда и быта. Причиной близорукости считал неблагоприятные условия занятий в школе. Разрабатывал гигиенич. требования к планировке уч. помещений, их освещению, уч. мебели. Ана-

лизируя данные массовых антропометрии, обследований детей, Э. выявил закономерную зависимость роста детей от пола и бытовых условий, ввёл оценочный показатель физич. развития - т. н. индекс Э. Изучая (1878-86) физич. развитие детей и подростков глуховской мануфактуры, Э. получил уникальные результаты, к-рые являются отправными во всех аналогичных исследованиях учащихся 7-17 лет в этом населённом пункте, ведущихся в течение 100 лет. Э. - один из учредителей Пироговского об-ва, участник пироговских и Моск. , съездов земских врачей.

Лит.: M о л к о в А. В., Ф. Ф. Эрисман - основоположник шк. гигиены в России, в кн.: Труды науч. конференции, посвященной памяти Ф. Ф. Эрисмана, М., 1947; Советов С. Е., Краткие сведения из истории шк. гигиены, в кн.: Школьная гигиена, М., 1950, с. 15-37; Базанов В. А., Ф. Ф. Эрисман, Л., 1966; Гигиена детей и подростков, под ред. В. Н. Кардашенко, М., 1980.

М. В. Антропова.

ЭССЕНЦИАЛИЗМ

ЭССЕНЦИАЛИЗМ (англ. essentialism, от лат. essentialis - сущностный, существенный, необходимый), течение в пед. теории США. Возникло в 30-х гг. 20 в. как попытка преодоления конфликта между прогрессивизмом (см. Прагма-тистская педагогика) и ставшими к этому времени традиционными утилитаристскими подходами к организации шк. образования.

В отличие от последователей Дж. Дьюи, критиковавших предметное обучение с позиций педоцентризма, эссенциа-листы выступали за структурное построение программ шк. образования на основе оправдавших себя в практике дисциплин. Центр. место среди них должно занять отражение «сущностных вещей». Эта концепция противоречила конъюнктурным попыткам организовать обучение в русле непосредственных и утилитарных интересов учащихся. Осн. лозунгом Э. стало развитие шк. образования на устойчивой предметной базе, исключающей снижение академич. стандартов обучения как следствие чрезмерного увлечения свободой выбора уч. предметов.

Концепция Э., первоначально сформулированная У. Бэгли, отличалась острой критикой педагогики «приспособления к жизни»; негативным результатом её внедрения стало в нач. 20 в. оттеснение на второй план передачи систематич. знаний и напряжённой уч. работы в угоду принципам педоцентризма.

По мнению теоретиков Э. (Ф. Бэббит, Т. Бриггс, Г. Моррисон, И. Кэндел и др.), императивом шк. образования всегда остаётся приобщение возможно большего числа учащихся к таким знаниям, к-рые отражают наиб. важные достижения науки и культуры, а также осн. нравств. и гражд. ценности, провозглашаемые амер. обществом. Такие «сущности» имеют значение для формирования личности и для расширения духовных горизонтов всей молодёжи, что способствует объединению общества. Т. о., школа играет роль социально-стабилизирующего фактора и вносит свой вклад в сохранение и продолжение культурного наследия.

Др. лейтмотивом Э. было неприятие количеств, расширения массового шк. образования за счёт снижения качества стандартов обучения. В этой связи они критиковали «неправильное понимание» требований демократии и равенства шансов на образование, в результате чего шк. программы и уровень преподавания искусственно опускались до наименьшего, а наиб. способные учащиеся оказывались в стенах школы без достаточной пищи для ума. Тем самым эссенциалисты выступили против периферийных образоват. и социальных ориентиров в образовании, заслоняющих подлинные его цели и перспективы.

Идеи Э. развивал влиятельный Совет по базисному образованию (The Gouncil for Basic Education; СБО), основанный в 1956 А. Бестером и Г. Фуллером в целях обеспечения «высоких академич. стандартов» в школах США. СБО настаивал на «адекватном преподавании» базовых интеллектуальных дисциплин, особенно англ. языка, математики, естеств. наук, истории и иностр. языков всем учащимся за исключением умственно отсталых. Программной декларацией СБО предусматривались чёткие критерии успеваемости учащихся, их перевода из класса в класс, а также представление наиб. способным из них возможности самостоят. прохождения уч. курсов. Пед. образование должно ориентировать будущих учителей на глубокое проф. знание конкретных дисциплин и новейших их достижений.

По мнению специалистов из СБО, нек-рые уч. дисциплины обладают «генерирующей силой». К ним относятся предметы, к-рые «имеют дело с языком, будь то родной язык или иностранный; с формами, геометрическими фигурами и числами; с законами природы и прошлым цивилизации, а также с состоянием нашего общего дома Земли» (К. Фэди-мен), тогда как др. дисциплины лишены подобной «силы».

В 80-90-х гг. развитие идей Э. связано гл. обр. с предложениями и концепциями М. Адлера и группы его сторонников (Д. Равич, Ч. Е. Финн, А. Блум, Е. Хирш и др.) по реформе образования, включающими рекомендации относительно создания общенац. прототипов интеллектуально насыщенных шк. программ на основе фундаментальных дисциплин в противовес идеологии узкопрофильной предпроф. подготовки учащихся.

Лит.: В с s t o v A., The restovation of learning, N. Y., 1955; Council for basic education. The case for basic education: a program of aims for public schools, Boston, 1958; Postman N., Teaching as a conserving activity, N. Y., 1979.

В, Я. Пилиповский.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА, ЭТНОЛОГИЯ ДЕТСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОПЕДАГОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФЕНДИЕВ РАШИДБЕК ИСМАИЛ-ОГЛЫ

ЭФЕНДИЕВ РАШИДБЕК ИСМАИЛ-ОГЛЫ (1863, Нуха, ныне Шеки, Азербайджан, - 31.8.1942, там же), азерб. педагог, просветитель, писатель. Окончил Закавказскую учительскую семинарию (ЗУС) в Гори (1882; ученик А. О. Черняевского и Д. Д. Семёнова) и Александрийский учительский ин-т в Тифлисе (1900). На пед. работе с 1882. С 1900 преподавал на азерб. отделении ЗУС. В 1916-17 инспектор азерб. школ Эриванской губ., организатор пед. курсов в Нахичевани, Кара-чае и др. С 1918 - в Баку: директор учительской семинарии, в 1920-33 директор и преподаватель рус. яз. пед. курсов (с 1926 пед. техникума). Один из первых последователей К. Д. Ушинского в Азербайджане. Автор первых учебников на родном языке для нач. обучения: «Ушаг бахчасы» («Детский сад», 1898) и «Баси-рат-ул-Эфтал» («Детский мир», 1901), где творчески использовал пед. и метод. идеи Ушинского, Н. А. Корфа, В. П. Вахтерова. Разрабатывал вопросы дидактики нач. обучения: вступит, ст. к кн. «Ушаг бахчасы», кн. «Руководство для учителей, как обучать детей грамоте по новому, звуковому методу» (1901) и др. Цель воспитания видел в формировании у детей трудолюбия, чувства патриотизма, уважения к др. народам. Выступал за распространение жен. образования (кн. «Арвад масаласи» - «Жен. вопрос», 1914) и организацию жен. школ. Просветит. характер носят многие худож. произв. Э., критикующие невежество, корыстолюбие.

Соч.: Избр. произведения, Б., 1979 (на азерб. яз.)

Лит.- Б а и III с в а Х.А., Р. Эфендиев - азерб. педагог и просветитель, СП, 1957, № 8; Абдуллаев А, Глашатай просвещения, Б., 1982 (на азерб. яз.). Г Ахмедов.

Предыдущая страница Следующая страница