Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮНЕСКО

ЮНЕСКО - учебно-воспитат. учреждения, сотрудничающие в рамках соответствующих нац. программ с ЮНЕСКО в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей среди учащихся и молодёжи, преподавателей и педагогов. Возникли в нач. 50-х гг. как одна из форм развития междунар. контактов в сфере образования и воспитания (в 1953 в 15 государствах - членах ЮНЕСКО было ок. 100 А. ш., гл. обр. средних школ, колледжей, вузов). СССР включился в движение А. ш. в 1966.

Эволюция движения А. ш. была тесно связана с политич. положением в мире и ситуацией в молодёжной среде. Подъём движения А. ш. в Зап. Европе б 50-е гг. был вызван окончанием - «холодной войны», расширением гуманитарных контактов между странами Востока и Запада. В 60-е гг. осн. активность А. ш. переместилась в развивающиеся страны. В СССР и гос-вах Вост. Европы деятельность А. ш. до сер. 80-х гг. отличалась высокой степенью политизации. Принадлежность к системе А. ш. удостоверяется спец. дипломом, выдаваемым Секретариатом ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО поощряет и координирует через нац. комиссии деятельность А. ш. в соответствии с приоритетными глобальными и междунар. темами и проблемами (мир и взаимопонимание, уважение прав человека, сохранение окружающей среды, взаимообогащение культур, роль и возможности ООН, ЮНЕСКО и др. междунар. opr-ций в решении этих проблем и т. п.). А. ш. участвовали в проведении междунар. кампаний, инициированных ООН, ЮНЕСКО, а также обществ. орг-циями (международные годы: ребёнка, инвалидов, женщин, молодёжи; Всемирное десятилетие развития культуры, Десятилетие женщины ООН и др.).

А. ш. полностью самостоятельны в выборе форм и содержания уч. и внешк. занятий и мероприятий, связанных с программами ЮНЕСКО. Наряду с лекциями широко практикуют тематич. «круглые столы», коллоквиумы, ситуац. семинары, деловые игры и т. п., к-рые проходят с участием политич. и обществ. деятелей, представителей творч. интеллигенции. Тематика занятий выбирается, как правило, совместно преподавателями и учащимися, мероприятия разрабатываются и организуются с привлечением родителей и общественности. А. ш. устанавливают контакты между собой, проводят совм. мероприятия с клубами и ассоциациями доузей ЮНЕСКО.

Секретариат ЮНЕСКО имеет подразделение, отвечающее за взаимосвязь А. ш. друг с другом и с организацией, обменивается с А. ш. информац. письмами, печатными изданиями, аудиовизуальными и др. материалами. Информация о деятельности А. ш. в мире регулярно обобщается Секретариатом ЮНЕСКО и докладывается Генеральным директором государствам-членам.

Численность А. ш. постепенно увеличивается, однако их активность в разл. странах неравномерна. К нач. 90-х гг. в мире в почти 100 гос-вах насчитывалось св. 2 тыс. А. ш., в т. ч. в России - св. 60 (среди них школы, ПТУ, техникумы, пед. институты и др.).

И. В. Китаев.

ЮНИСЕФ

ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) (UNICEF, United Nations Childrens Fund), специализиров учреждение ООН по координации программ помощи для детей Создан в 1946 как междунар. орг-ция чрезвычайной помощи детям в разоренных 2-й мировой войной странах Европы Совр. назв. с 1953. Основное внимание орг-ция стала уделять улучшению положения детей в развивающихся странах. Источник финансирования программ ЮНИСЕФ - добровольные взносы пр-в, пожертвования орг-ций и частных лиц.

Штаб-квартира - в Нью-Йорке (США) Руководящий орган - Исполнит Совет (ев 40 членов) На его заседаниях (обычно проводятся 1 раз в год) рассматривается политика фонда, обсуждаются программы и утверждается бюджет Отделения фонда действуют во мн странах и регионах. В первую очередь помощь предоставляется гос-вам, где высок уровень дет смертности и заболеваемости, низок уровень душевого дохода Во мн странах созданы нац советы содействия ЮНИСЕФ.

В 1994 общие расходы на программы ЮНИСЕФ составили ев 800 млн долларов США. Этими программами охвачены св. 140 гос-в (в т. ч. Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан). С янв. 1995 ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь детям и женщинам, пострадавшим в результате чеченского конфликта.

ЮНИСЕФ готовит ежегодные доклады (в т. ч. на рус. яз.) о положении детей в мире (распространяются через информац. центры ООН). ЮНИСЕФ участвовал в разработке проекта Конвенции ООН о правах ребёнка (принята Ген. ассамблеей ООН 20 нояб. 1989), в подготовке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, сент. 1990; на ней приняты Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению до 2000 г.). ЮНИСЕФ удостоен Нобелевской пр. мира (1965).

Рос. Федерацию представляет в ЮНИСЕФ Мин-во социальной защиты населения. E. M. Рыбинский.

«ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО»

«ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО» (полное назв. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов»), памятник пед. мысли России 18 в., руководство в правилах поведения светского юношества. Издание подготовлено по указанию Петра I, представляет собой компиляцию из зап.-европ. памятников подобного типа. Их Значит. переработка на рус. яз. не позволяет точно указать оригинал перевода. Вероятно, в числе прочих было использовано соч. Эразма Роттердамского «De civilitate morum puerilium», известное в России под назв. «Гражданство обычаев детских». Автор-составитель памятника неизвестен, предполагают участие в переводе И. В. Пауса; курировал издание Я. В. Брюс, возможно, также работавший над текстом; принял участие в издании Гавриил Бужинский. Первый тираж вышел в 1717, впоследствии неоднократно переиздавалось и пользовалось большой популярностью у читателей.

В большинстве изданий руководство предварялось традиц. материалом для нач. обучения, включавшим в себя алфавит, сведения по грамматике, числу и счету. Содержание памятника составили не только правила приличного поведения в обществе, но обращалось особое внимание на то, как должен поступать молодой человек на царской и гос. службе, чтобы добиться успеха («кто служит, так тому и платят, по тому и счастие себе получает»). Эта тематика появилась здесь впервые в связи с новыми поведенческими и этич. установками петровского времени.

«Юности честное зерцало» не имеет чёткой внутр. структуры, одни и те же сюжеты варьируются в неск. местах, графически выделены 2 темы: нормы этикета в разговоре (с начальством, с духовником, с родителями, со слугами и т. д.) и стиль поведения в разл. ситуациях. Юноша должен надеяться на себя и уважать других, почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным. Ему следует избегать пьянства, мотовства, злословия, грубости и т. д. Особое значение придавалось знанию языков: отроки должны говорить между собой на иностр. языке, «дабы тем навыкнуть могли». Наряду с общежитейскими наставлениями даются и конкретные этикетные нормы поведения за столом и в присутственных местах, нек-рые нормы гигиены.

Заключит. часть посвящена нормам поведения девушек, к-рые, в отличие от предыдущей части, строго определяются церк. моралью, здесь наставления близки традиц. др.-рус. поучениям. Девические добродетели состоят в следующем: любовь к слову Божию, смирение, молитва, исповедание веры, почтение к родителям, трудолюбие, приветливость, милосердие, стыдливость, чистота телесная, воздержание и трезвость, бережливость, щедрость, верность и правдивость. На людях девушка должна держать себя скромно и смиренно, избегать смеха, болтовни, кокетства.

В целом в памятнике нашли отражение как общеэтич. нормы поведения, так и специфич. черты воспитания, относящиеся к периоду восприятия рус. традиц. культурой элементов образа жизни стран Зап. Европы.

Изд.: Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению Собранное от разных авторов. Факсимильное издание, М., 1976.

Лит.: Пекарский П., Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 2, 1862; Перетц В. Н., Историко-лит. исследования и материалы, т. 3, ч 1, СПБ, 1902; Описание изданий,напечатанных кириллицей,1689 - янв. 1725. Сост. Т. А Быкова и М. М. Гуревич, М.-Л, 1958. О. Е. Кошелева

ЮНОСТЬ ШКОЛЬНАЯ, РАННЯЯ ЮНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРКЕВИЧ ПАМФИЛ ДАНИЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРТОВ АВКСЕНТИЙ ФИЛИППОВИЧ

ЮРТОВ АВКСЕНТИЙ ФИЛИППОВИЧ - [8(20).2.1854, дер. Калейкино Мензелин-ского у. Уфимской губ., ныне в Татарии, - 20.4.1916, с. Андреевка Уфимского у. Уфимской губ., ныне в Башкирии], морд, просветитель, педагог, этнограф. По окончании Казанской рус.-инородч. учительской семинарии (1872) оставлен учителем приготовит, класса, затем преподавал в морд, уч-ще при семинарии. С 1883 учитель нач. нар. уч-щ в морд, сёлах Самарской и Уфимской губерний. В 1891 оставил пед. деятельность и принял сан священника в одном из морд, приходов Уфимской губ.

Ю. был привлечён Н. И. Ильминским для внедрения системы инородч. образования в практику обучения мордвы. В этих целях изучал язык мокши и эрзи, быт и религ. верования, собирал фольклор. Выпустил «Образцы морд, народной словесности» (1882-83). Под руководством Ильминского создал первый морд, букварь для мордвы-эрзи (1884), отразивший опыт составления букварей для народов Поволжья (И. Я. Яковлева и др.), в к-ром новаторски подошёл к использованию рус. графики, введя ориг. диакритич. знаки. Просветит. значение имела переводч. деятельность Ю., переложившего на эрзя-морд, язык ряд вероучительных книг. В комплексе созданной им лит-ры начал унификацию правописания и введения новых принципов и единых орфографич. норм морд, письменности, к-рые завершил его ученик и последователь M. E. Евсевъев.

Деятельность Ю., способствуя становлению письменных морд, языков и методики обучения в рус.-морд. нач. уч-щах, имела важное значение для пробуждения нац. самосознания нерус. народов Поволжья.

Соч.: Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и рус. азбуки, Каз., 1884; Погребальные обряды и поверья крещеной мордвы Уфимской губ., «Известия по Казанской епархии», 1887, № 8, с. 227-29.

Лит.: Ильминский Н. И., Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородч. языки в начале текущего столетия, Каз., 1883; Феоктистов А. П., Очерки по истории формирования морд, письменно-лит, языков, М., 1976; О со век ий Е. Г., А. Ф. Юртов - предтеча морд, просветительства, Саранск, 1995. Е. Г. Осовский.

ЮСЬКОВИЧ ВАСИЛИЙ ФОМИЧ

ЮСЬКОВИЧ ВАСИЛИЙ ФОМИЧ - [15(28).2.1903, дер. Щербово Камене-цкого р-на Брестской обл., - 2.4.1980, Москва], физик-методист, д-р пед. наук (1971), проф. (1972). Окончив 2-й МГУ (1930), работал учителем физики в ср. школе на Д. Востоке. В 1936-41 преподавал в Благовещенском пед. ин-те и др. вузах. С 1946 в Москве: в НИИ методов обучения АПН СССР (1946-58), МГПИ (1959-65). В 1966-70 в ГДР занимался подготовкой педагогов в области методики физики. С 1970 в МОПИ им. Н. К. Крупской. Гл. место в трудах Ю. занимали проблемы структуры и содержания курса физики ср. школы, воспитания учащихся в процессе обучения, развития мышления учащихся, а также проблемы методики физики как науки. Им разработана ориг. методика преподавания вопросов динамики, аэро- и гидродинамики, газовых законов, строения атома и др. разделов шк. курса физики.

Соч.: Методика преподавания физики в ср. школе, т. 1-2, М., 1958-<Ю (соавт.); Строение атома в шк. курсе физики, M., 19562 (соавт.); Политехн. обучение в преподавании физики, M., 19573 (соавт.); Обучение и воспитание учащихся на основе курса физики ср. школы, М., 1963; О теоретич. основах методики физики, СП, 1964, № 3; Основы методики преподавания физики, М., 1965 (соавт.).

Лит.: Шестидесятилетие В. Ф. Юськовича, ФШ, 1963, № 4; В. Ф. Юськович, ФШ, 1973, № 3. И. К. Турышев.

Предыдущая страница Следующая страница