Российская педагогическая энциклопедия
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница

Статьи на букву "Я"

ЯБЛОНСКИС ЙОНАС

ЯБЛОНСКИС ЙОНАС - [18(30). 12.1860, Кубилеляй, ныне в Ша-кяйском р-не Литвы, - 23.2.1930, Каунас], литов. языковед, просветитель, педагог. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та по специальности «классич. филология». Ученик Ф. Е. Корша (канд. унта, 1888). С 1890 преподавал в гимназиях в Митаве (Елгава), Ревеле (Таллин) и др., в учительской семинарии в Паневе-жисе и в Воронежском учительском ин-те. В 1902-03 за причастность к литов. заграничной печати был выслан в Псков. Проф. в Каунасском ун-те (1922-26). Своими лингвистич. трудами, написанными под влиянием рус. филол. школы (Ф. Ф. Фортунатов и др.), способствовал становлению норм литов. лит. языка. «Грамматика литов. языка» Я. (1901) была обобщением этого процесса и после офиц. разрешения преподавать родной язык (1905) стала первым руководством для обучения по этому предмету в литов. школах. Автор первой программы (1906) и ряда уч. пособий по литов. языку. Упорядочил орфографию литов. яз., принятую в 20-х гг. Составил одну из первых шк. хрестоматий литов. лит-ры (ч. 1-2, 1916-35). Был автором метод. пособий для учителей. Содействовал разработке уч. терминологии по ряду предметов шк. курса: химии, математике, географии и др., а также по лингвистике. Перевёл на литов. яз. нек-рые худож. произведения И. А. Крылова и др. рус. авторов, книги Ж. Санд и др.; уч. пособия по арифметике А. П. Киселёва, по географии С. П. Меча и др. Впервые издал под своей редакцией соч. Жемайте.

Соч. на литов. яз.: Собр. соч., т. 1-5, Каунас, 1932-36; Избр. соч., т. 1-2, Вильнюс, 1957-59; Письма, Вильнюс, 1985; Статьи и письма, Вильнюс, 1990.

Лит. на литов. яз.: Пирочкинас А. М., У истоков лит. языка, Вильнюс, 1977; его же, И. Яблонские и литов. лит. язык, Вильнюс, 1978. А. М. Пирочкинас.

ЯВОРСКИЙ БОЛЕСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ

ЯВОРСКИЙ БОЛЕСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ - [10(22).6.1877, Харьков, - 26.11.1942, Саратов], музыковед, композитор, пианист, педагог, обществ. деятель; дер искусствоведения (1941), проф. Киевской (1916) и Моск. (1938) консерваторий. Окончил Моск. консерваторию (1903) по классу композиции. Ученик С. И. Танеева. С 1906 принимал участие в организации и преподавал в первой в России Моск. нар. консерватории, готовил для неё уч. планы, программы, метод. материалы. Организатор «Муз. выставок». Рассматривал нар. консерваторию как школу, к-рая способна приобщить к муз. культуре широкие слои населения. С 1917 директор Киевской нар. консерватории (КНК). Организатор и руководитель курсов по подготовке муз. педагогов из учащихся и выпускников КНК. Составил программу для групп муз. воспитания - детей и взрослых. Способствовал открытию в Киеве 35 дет. муз. школ и классов в образоват. учреждениях для больных детей, в т. ч., напр., в «Доме слепых».

С 1921 по приглашению A. B. Луначарского заведовал муз. отделом Нарком-проса. Под руководством Я. проведена реорганизация муз. образования и соответствующих заведений, пересмотрены программы и создан единый уч. план. В 1921-31 преподавал в 1-м Моск. муз. техникуме. В 1922 открыта первая дет. муз школа, работавшая по системе Я. как первая ступень проф. муз. образования.

Способствовал созданию основ массового муз. воспитания в стране. Целью муз. воспитания считал развитие интеллектуальных и творческих качеств ребёнка, способствующих формированию худож. и муз. мышления. Я. считал, что внутр. худож. потенции ребёнка пробуждает «вслушивание в звуки природы, в звучание человеческого голоса, в непосредственные интонации человечества - нар. песню во всём её объёме». Придавая значение воспитывающей среде как изначальному стимулу творчества, Я. уже в ранних работах указывал, что приобретение знаний и навыков не является тормозом в интенсивности воспитат. работы. Согласно Я., муз. иск-во выступает в триединстве: композитор - исполнитель - слушатель. Восприятие, или, по Я., слушание музыки, наиб. активная форма муз. деятельности.

Соединяя становление эстетически подготовленного слушателя с развитием качеств личности, Я. на первый план выдвигал формирование творческих способностей. Использовал движение, хоровое пение, исполнительскую деятельность, рисование, рассказ и др. Муз. образы рождали литературные, изобразительные и наоборот. Развивая ассоциативное мышление, навыки разл. видов худож. деятельности, Я. стремился че-оез них стимулировать муз. творчество. Процесс его формирования охватывал, но мнению Я., накопление впечатлений, их спонтанное, сенсорно-моторное, зрительное и речевое проявления, импровизирование, создание ориг. композиций.

В основе системы обучения Я. - «метод расширения», преследовавший цели раскрытия и развития худож.-муз. дарований ребёнка; важное значение имела инициатива детей. Решение этой задачи Я. связывал с отбором для изучения и исполнения произведений, отмеченных яркими образами, передающих глубокие чувства, вызывающих у детей эмоциональный отклик.

Соч.: Избр. труды, т. 2, ч. 1, под ред. Д. Д. Шостаковича, M, 1987.

Лит. Б. Яворский. Статьи, воспоминания, переписка, т. l, M; Морозова С., Из истории массового муз. воспитания. Б. Л. Яворский, «Муз. воспитание в школе», 1977, в. 12; с е ж е, Далекое-близкое. (Б. Л. Яворский о муз. воспитании детей), там же, 1985, в. 16.

С. Н Морозова.

ЯГАВА ТОКУМИЦУ

ЯГАВА ТОКУМИЦУ (1900, Нагасаки, - 14.7.1983, Токио), япон. педагог. Окончил ун-т Киото. Проф. ряда ун-тов Японии. В 30-х гг. публиковал в журн. «Новая педагогика» статьи о сов. школе и педагогике. После 2-й мировой войны в работах «Критика нового воспитания» (1950), «Кризис япон. образования» (1953), «Нар. педагогика» (1957) противопоставил идеи нар. педагогики новому воспитанию. В кн. «Развитие сов. педагогики» (1950), «Совр. сов. педагогика» (1955) Я. Т. осветил осн. идеи сов. педагогики, теорию и практику А. С. Макаренко, дал трактовку политехн. обучения в сов. школе. Я. Т. был членом Об-ва за демократизацию нар. образования, с 1960 пред. Об-ва по изучению сов. педагогики, созданного по его инициативе. Перевёл на япон. яз. пед. соч. Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, ряд учебников и монографий сов. педагогов.

В работах «О методологич. значении детерминизма в сов. педагогике» (1961), «Поиски нар. образования» (1962), «Что такое воспитание» (1970) и др. Я. Т. сформулировал собственную концепцию личности, рассматривая ребёнка как «объект-субъект» воспитания.

M Л Родионов.

ЯГОДИН ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЯГОДИН ГЕННАДИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 3.6.1927, с. Большой Вьяс, ныне в Пензенской обл.), деятель образования, учёный-химик, педагог, ч.-к. РАН (ч.-к. АН СССР с 1976), акад. РАО (1992), дер хим. наук (1967), проф. (1967). Окончил Моск. хим.-технол. ин-т им. Д. И. Менделеева (МХТИ, 1950), впоследствии преподавал там же (с 1966 декан ф-та; в 1974-86 ректор). Автор трудов и изобретений по химии и технологии неорганич. материалов ядерной техники. Гос. пр. СССР (1985). В 1963- 1965 зам. ген. директора МАГАТЭ (Вена).

С 1985 мин. высшего и ср. спец. образования СССР, в 1987-91 пред. Гос. к-та СССР по нар. образованию. Один из инициаторов первого в СССР съезда работников образования (1988), на к-ром получил обществ. поддержку курс на гуманизацию уч.-воспитат. процесса и демократизацию управления уч. заведениями. Гл. путями реформ считал выдвижение личности учащегося в центр пед. работы образоват. учреждения, превращение школы из учреждения сугубо государственного в управляемое при широком участии общественности, родителей и самих учащихся, восстановление принципов внутр. автономии и экон. самостоятельности вузов (кн. «Через гуманизацию и демократизацию к новому качеству образования», 1988). С 1991 ректор Между нар. ун-та (Москва), одного из первых в Рос. Федерации негос. ун-тов.

В сфере науч. интересов Я. - проблемы экологич. образования. В МХТИ организовал кафедру пром. экологии (1966), впервые начавшую выпускать инженеров этого профиля. Руководитель (с 1988) Центра экологич. образования в Москве. Автор и соавтор мн. книг по этой проблематике, в т. ч. обращённых к шк. учителям («Проблемы экологич. образования», Каз., 1990). Под ред. Я. опубликован рус. перевод учебника Т. Миллера «Жизнь в окружающей среде» (1993-95).

Соч.: Непрерывная экологич. подготовка студентов, М., 1984 (соавт.); Об экологич. подготовке инженеров-технологов, М., 1985 (соавт.); Нар. образование в СССР на пороге XXI в.: курсом перестройки и обновления, М., 1988; Нек-рые рекомендации по созданию системы непрерывного экологич. образования, М., 1995.

ЯГОДОВСКИЙ КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ

ЯГОДОВСКИЙ КОНСТАНТИН ПАВЛОВИЧ - [23.5(4.6). 1877, с. Комаровка, ныне в Харьковской обл. Украины, - 23.12.1943, Москва], методист-естественник. Окончил Петерб. ун-т (1901), преподавал естествознание в школах Оренбурга, Петербурга. С 1916 возглавлял учительский ин-т в Глухове (ныне в Сумской обл. Украины). После 1919 Я. открыл в Глухове уч. заведение нового типа, в к-ром проводил на практике идеи трудовой школы. В 1923-43 работал в пед. вузах и Н.-и. учреждениях Ленинграда, Москвы, Свердловска. Труды по методике естествознания в нач. школе, в к-рых осн. внимание уделялось руководству процессом формирования и развития понятий. Разрабатывал содержание и методику практич. и лабораторных работ по естествознанию, ботанике, анатомии и физиологии, стремился придать им исследовательский характер, учитывая интересы и возможности учащихся. Автор мн. наглядных пособий.

Соч.: Уроки по естествознанию в нач. школе, ч. 1-2, П., 1916; то же, ч. 1-2, [М.], 1921; Живой уголок в школе и дома. Растения, М.-Л., 1927; Вопросы общей методики естествознания. Вступ. статья М. Н. Скаткина, М.,1936;М.,.

Лит. Райков Б. Е., Пути и методы натуралистич. просвещения, М., I960.

3. А. Клепинина.

ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯКОБСОН КАРЛ РОБЕРТ

ЯКОБСОН КАРЛ РОБЕРТ - [14(26).7.1841, Тарту, - 7(19).3.1882, пос. Вяндра, ныне в Пярнуском р-не Эстонии], эст. педагог, писатель, обществ. деятель. Окончил Валгаскую учительскую семинарию (1859). Работал учителем нар. школы в Торма (1859-62) и Ямбурге (1862-63), домашним учителем и преподавателем гимназии в Петербурге (1864-71). С 1878 редактор газ. «Сакала» («Sakala»), к-рая стала ведущим органом эст. нац. движения 70-80-х гг. 19 в. Один из инициаторов создания и с 1881 през. Об-ва эст. литераторов, развернувшего активную деятельность по изданию учебников для школ. В публицистике выступал против сословных привилегий при-балт.-нем. помещиков в области образования, за создание системы нар. школ, подведомственных гос. органам, а не приходам и церк. властям, за перевод обучения на родной язык эст. крестьян.

Автор шк. учебников для эст. нар. школы. Его «Новая азбука» («Uus Aabit-saraamat», 1867) утвердила звуковой метод обучения грамоте и новую орфографию. В «Книге для шк. чтения» («Ко-oli lugemise raamat», ч. 1-3; 1867-76) наряду с произведениями эст. лит-ры широко использовал сведения по естествознанию и истории; применил поурочное планирование, материал излагался систематично, с выделением фрагментов для повторения; в приложении ко 2-й части дал краткую грамматику эст. языка. «Книга» Я. за 40 лет выдержала 15 изданий и была самой популярной эст. книгой своего времени. Составил и издал шк. учебники географии (1868; впервые разработал эст. уч. терминологию этого курса) и нем. языка (1878), шк. геогр. атлас (1873), хрестоматию для обучения девочек «Бусы» («Helmed», 1880), неск. науч.-популярных книг. Деятельность Я. способствовала созданию организац.-пед. основ массовой эст. нар. школы.

Как писатель Я. известен стихотворениями и пьесой «Артур и Анна» (1872).

Соч.: Valitud teosed, kd. 1-2, Tallinn, 1959.

Лит.: Jansen E., Poldmae R., C. R. Jakobson, Tallinn, 1968. А. Ю. Эланго.

ЯКОВЛЕВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

ЯКОВЛЕВ ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ - [13(25).4.1848, дер. Кошки-Новотимбае-во, ныне в Тетюшском р-не Татарии, - 23.10.1930, Москва], чуваш. просветитель, педагог-демократ, писатель. Род. в крестьянской семье. Получил проф. образование. В 1867 поступил в гимназию и организовал в Симбирске (1868) школу для чувашей, к-рая при поддержке И. Н. Ульянова была принята на гос. содержание. Св. 50 лет преподавал в этой школе, ставшей центром нац. чуваш. культуры. После окончания Казанско-о ун-та (1875) возглавлял организован-1 ую им школу, был одновременно инспектором чуваш. школ Казанского уч. округа (до 1903). Содействовал распространению просвещения среди нерус. народов Поволжья: при его участии открыто св. 1200 школ. Расширил подготовку учителей из чуваш. юношей и девушек.

Под руководством Н. И. Илеминского усовершенствовал (совм. со студентом-филологом И. И. Белилиным) чуваш. алфавит на рус. графич. основе, к-рый стал использоваться для издания разл. книг на чуваш. яз. Подготовил и издал

первый двуязычный «Букварь для чуваш» (1872). При участии Я. были составлены книги для чтения в нач. школе, содержавшие его ориг. рассказы из нар. быта, творчески переработанные образцы фольклора. В этих уч. пособиях Я. применил дидактич. идеи К. Д. Ушинского. Для уч. целей перевёл на чуваш. яз. книги для чтения и «Новую азбуку» Л. Н. Толстого. Перевёл произв. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и др. Книги Я. способствовали формированию совр. чуваш. яз. и становлению самобытной чуваш. лит-ры. Написал «Первоначальный учебник рус. яз. для чуваш» (1892). Добился Значит. успехов в распространении рус. яз. среди нерус. учащихся. В методике нач. обучения особое внимание уделял формированию активного двуязычия. Содействовал внедрению шк. обучения чуваш. девочек, создавал приюты для сирот. Оказывал метод. помощь учителям, организовывал учительские съезды и курсы.

С о ч: Дет. рассказы, [Чебоксары, 1968]; Воспоминания, Чебоксары; Письма, Чебоксары, 1985.

Лит.: Спиридонов С. С., Мировоззрение И. Я. Яковлева, М., 1965; И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников, [Чебоксары, 1968]; Волков Г. Н., Идеи межнационального содружества в обществ.-пед. деятельности И. Я. Яковлева, СП, 1973, № 6; Краснов Н. Г., И. Я. Яковлев. Жизнь. Деятельность. Пед. идеи. Очерки, Чебоксары, 1976; Чернова Г. М., Гольцман Ю. П. [сост.], И. Я. Яковлев - выдающийся просветитель чуваш. народа (1848-1930). Указатель лит-ры, ЧебЭксары, 1960. Г. Я. Волков

ЯКУТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - входит в Рос. Федерацию.

Пл. 750,3 тыс. км2. Нас. 488 тыс. чел. (1996), в т. ч. ненцы (18 тыс.), ханты (6,6 тыс.), селькупы (1,8 тыс.), манси (0,1 тыс.). Центр - Салехард.

Первая рус. туземная школа осн. в 1850 в Обдорске (ныне Салехард). В кон. 19 в. открыта школа с интернатом. В 60-х гг. в Обдорске действовали 2 частные школы, 2-классное училище и начальные школа: церк.-приходская и миссионерская с пансионом для детей ненцев, хантов и селькупов. Обучением было охвачено св. 150 учащихся, в т. ч. ок. 20 представителей коренного населения. Грамотность коренного населения в нач. 20 в. составляла ок. 1%.

Первую нац. школу на Ямале открыл в 1921 П. Е. Хатанзеев. В 1928-31 начали работать культбазы в Яр-Сале и Хаммер-Сэдэ для ненцев и селькупов.

На основе Единого сев. алфавита впервые была разработана (1931) ненецкая и хантыйская письменность (с 1937 на рус. графике). В 20-х гг. в обучении использовались книги, составленные В. Г. Бого-разом и С. Н. Стебницким. Были изданы буквари для обдорских хантов - «Ханты-книга» Хатанзеева (1931) и для ненцев - «Новое слово» П. Г. Прокофьева (ч. 1-2, 1932-33, в его составлении принял участие первый ненецкий учёный А. П. Пырерка).

С 30-х гг. вводилось всеобщее нач. обучение. К 1940 действовало 46 школ (св. 4,4 тыс. учащихся, в т. ч. св. 1,8 тыс. - представители коренного населения). В 28 интернатах воспитывалось 950 детей северян. В кон. 30-х гг. грамотность населения составила св. 60%.

Осуществление нач. всеобуча и ликвидация неграмотности продолжались в 50-х гг. Вводился 7-летний (1956) и 8-летний (1962) всеобуч. Со 2-й пол. 70-х гг. поддерживался курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Одна из осн. трудностей в организации обучения - многонац. состав учащихся.

В 1996 в 265 дошк. учреждениях насчитывалось 38 тыс. воспитанников (св. 62% детей соответствующего возраста). Действовало 136 общеобразоват. школ (св. 86 тыс. учащихся), в т. ч. 112 средних (ок. 85 тыс. учащихся). В 35 школах обучаются гл. обр. представители коренных народов Севера (св. 6,5 тыс. учащихся). С 1-го по 7-й кл. ими изучаются ненецкий, селькупский, хантыйский (на 2 диалектах) языки. Изданы соотв. буквари (авт. С. И. Ириков, В. Е. Анофриев и др.). Изучение родного яз. организовано и для живущих на терр. округа детей татар, украинцев, молдаван и др. В школах занято 5,8 тыс. учителей. Педагогов готовят Салехардский пед. колледж (1994; осн. в 1933 как пед. уч-ще), вузы С.-Петербурга, Новосибирска, Омска, Тюмени и др.

Лит.: БазановА. Г., Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север), Л., 1936; Б а з а и о в А. Г., Казанский Н. Г., Школа на Крайнем Севере, Л., 1939; Народы Сибири, М. - Л., 1956; Хомич Л. В., Ненцы, М. - Л., 1966; Новая жизнь народов Севера, М., 1967; Возрожденный Ямал, Тюмень, 1970; Омельчук А. К., Салехард, Свердловск, 1978. Н. И. Меляков.

ЯНЖУЛ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА

ЯНЖУЛ ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - [7(19).9.1855 - не ранее 1927, Ленинград (?)], деятель образования, журналистка, переводчица пед. лит-ры. Жена и сотрудник И. И. Янжула. Образование получила в Дрездене. Чл. Учёного к-та МНП по отделению техн. и проф. образования (1900). Работала в Пост, комиссии по техн. образованию Русского технического общества (занималась вопросами жен. проф. образования). Известность получила публикацией статей (в т. ч. в журн. «Образование», «Рус. школа», «Техн. образование», «Вестник Европы», «Дет. помощь» и др.) и книг по истории, совр. состоянию, проблемам и тенденциям развития школы и педагогики в Зап. Европе и Америке, к-рые она изучала во время совместных с Янжулом поездок в заруб. страны. В 1896 в «Вестнике воспитания» выступила с серией статей «Чем отличается амер. школа от русской» и издала на их основе дополненную новыми материалами кн. «Амер. школа. Очерки методов амер. педагогики» (1902; ). Работы Я. посвящены актуальным вопросам значения школы, образования, грамотности для обществ. развития, культуры, повышения производительности труда; проблемам организации и управления шк. делом; самодеятельности учащихся; дошк. воспитанию и др. Изучала методы преподавания в нач. школе, и в особенности физич. и ручного труда школьников. Считала необходимым введение рукоделия как предмета в курс общеобразоват. школы. Знакомя пед. общественность с новыми тенденциями мирового пед. процесса, предостерегала от немедленного и бездумного копирования заруб. опыта и призывала к осмыслению и обсуждению общих проблем.

В 1920-23 вела науч. и преподавательскую деятельность в Петрогр. ун-те и Педологич. ин-те дошк. воспитания. Привлекалась Наркомпросом как эксперт по вопросам заруб. образования. Продолжала науч. публикации в журн. «Работник просвещения» и др. Участвовала в пед. дискуссиях о методике обучения грамоте. Издала материалы по использованию за рубежом метода целых слов. Перевела труды У. Килпатрика, К. Уошберна и др.

Соч.: Часы досуга. Очерки и картинки по лит. и экон. вопросам, СПБ, 1896 (совм. с И. И. Янжулом); Влияние грамотности на производительность труда, в кн.: Экон. оценка нар. образования, СПБ, 1896; Ручной труд в амер. школе, М., 1900; Рукоделие как предмет обучения в общеобразоват. школе, СПБ. Дет сады в системе Монтессори, К., 1912; Сравнит, очерк систем шк. управления во Франции, Германии, Англии и Соединенных Штатах, ЖМНП, 1917, № 11-12; Трудовое начало в школах Европы, M.; Амер. дет. сад как примиряющий системы дошк. воспитания Фребеля и Монтессори, «Пед. мысль», 1923, № 2; Практика метода проектов в амер. школах, Л., 1925; НОТ в применении к шк. делу. Науч. организация труда в педагогике США, М., 1926; Амер. школа нашего времени, М. - Л. 1926; Новейшие течения в организации шк. дела в США, Л., 1927.

Лит.: Малинин В, Судьба одной книги, НО, 1975, № 12.

Е. Г Осовский, Н. И Еналеева.

ЯНЖУЛ ИВАН ИВАНОВИЧ

ЯНЖУЛ ИВАН ИВАНОВИЧ - [2(14).6.1846, с. Янжуловка, ныне в Васильковском районе Киевской обл. Украины, - 18(31).10.1914, Висбаден, Германия], экономист. и статистик, деятель образования, д. ч. Петерб. АН (1895), дер права (1876). Образование получил в Московском (1862-69), Лейпцигском, Гейдель-бергском, Цюрихском (1872-73) ун-тах. С 1874 доцент, в 1876-98 проф. Моск. ун-та (кафедра финанс. права) Одновременно в 1882-87 первый фабричный инспектор Моск. округа. В своих отчётах отразил факты эксплуатации дет. труда и несовершенство системы ученичества; способствовал принятию фабричного законодательства (1884), ограничившего рабочий день детей 12-15 лет 8 часами и обязавшего предпринимателей создавать школы для детей рабочих. Член РТО.

Я. - сторонник идей «гос. социализма», придавал большое значение участию гос-ва в развитии культуры и образования. Подчёркивал роль образования, особенно технического, и распространения грамотности в повышении благосостояния общества, эффективности промети и торговли. К важнейшим задачам гос-ва относил подготовку трудоспособного населения России к условиям индустр. произ-ва, ставил вопрос. о всеобщности и общедоступности образования. Деятельность Я. способствовала зарождению в стране экономики нар. образования. Под его руководством были проведены исследования (совм. с А. И. Чупровым, Е. Н. Янжул, Л. Л. Гав-ришевым и др.) взаимосвязи грамотности, образования, проф. подготовки и качества труда, их влияния на отношение рабочих к произ-ву. Результаты были заслушаны на 2-м съезде рус. деятелей по техн. и проф. образованию (1895-96) и опубликованы отд. изд. «Экон. оценка нар. образования» (1896). Занимался также вопросами пед. социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешк. образования. Автор многочисл. науч. и публицистич. статей в периодич. изданиях (в т. ч. в «Отечественных записках», «Вестнике воспитания», «Русской школе» и др.). Его учебник для ун-тов «Основные начала финансовой политики. Учение о государственных доходах» (1893) АН удостоила премии Грейга. Редактор ряда статей Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона (с 1898).

Соч.: В поисках лучшего будущего Социальные этюды, СПБ, 1893; Значение образования для успехов пром-сти и торговли, «Техн. образование», 1896, № 3; Статистич. оценка добрых и дурных учительских влияний в стенах школы, Хар., 1901; Между делом. Очерки по вопросам нар. образования, экон. политики и обществ. жизни, СПБ, 1904; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого созыва, СПБ, 1907; Воспоминания о пережитом и виденном в 1864-1809, в. 1, СПБ, 1910.

Лит.: Неболсин А. Г., Организация курсов для взрослых рабочих, СПБ, 1897; Дьяконов М. А., И. И. Янжул, П., 1914; Бергман Е., Памяти И. И. Янжула, П., 1914; Судейкин В. Г., И. И. Янжул, ЖМНП, 1915, янв.

Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО

ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО - [Мириевский (Jankovio Mirijevski)] Фёдор Иванович [1741, по др. данным, ок. 1740, Сремска-Каменица, Сербия, - 22.5(3.6).1814, Петербург], педагог, чл. Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юрид. ф-те Венского ун-та. Принимал деятельное участие в реформе нар. образования в Австрии в 1774; в соответствии с пед. идеями И. И. Фельбигера распространял новые методы обучения в сербских школах. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об учреждении нар. уч-щ (1782- 1801), составил план шк. системы, закреплённой Уставом 1786. Гл. вопросами реформы считал устройство системы нар. уч-щ, подготовку учителей и издание хороших учебников. Первонач. план Я. де М. предполагал устройство 3 типов нар. школ (малых, средних и главных) по австр. образцу. Но после эксперимента, проведённого в 1782-86 в Петербурге и губернии, средние были упразднены. Закон. 1786 утвердил шк. систему в виде главных (в каждом губернском городе) и малых нар. уч-щ. До введения реформы Я. де М. руководил подготовкой учителей в Петерб. главном нар. уч-ще (1783- 1785). Его питомцы стали педагогами в первых реформиров. школах. Для них Я. де М. совм. с рус. педагогами составил «Руководство учителям первого и второго классов нар. уч-щ Рос. империи» (1783). В организации шк. жизни придавал важное значение рациональному методу обучения, доброжелательным отношениям между педагогом и учениками. Под наблюдением и при участии Я. де М. был издан комплект учебников для нар. уч-щ; ему принадлежат «Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Правила для учащихся» (все - 1782), «Всемирная история» (ч. 1-3, 1787-98) и др. уч. пособия, в т. ч. переработка кн. «Мир чувственных вещей в картинках» Я. А. Коменского - «Зрелище Вселен-ныя» (1788). По инициативе Я. де М. для нар. уч-щ были подготовлены геогр. и ист. карты, атласы и др. наглядные пособия; ввёл в рус. школе использование классной доски и мела.

Я. де М. руководил разработкой уч. планов сухопутного, морского, артиллерийского и ишк. кадетских корпусов и др. уч. заведений. Переиздал, значительно дополнив, «Сравнит, словарь всех языков и наречий» (ч. 1-4, 1790-91), составленный П. С. Палласом. В 1802-04 чл. Комиссии об уч-щах Мин-ва нар. просвещения (с 1803 Гл. правление уч-щ).

Лит.: Воронов А., Федор Иванович Янкович де Мириево, СПБ, 1858; Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII- XIX вв., СПБ, 1912; Додон Л. Л., Уч. лит-ра рус. нар. школы 2-й пол. XVIII в. и роль Ф. И. Янковича в ее создании, УЗ ЛГПИ им. Герцена, 1955, т. 118; Поварова Е. В., Содружество слав. народов в развитии педагогики в XVIII в. Пед. деятельность Ф. И. Янковича, в сб.: Нек-рые вопросы истории педагогики, в 13, М, 1971 И. С. Владимиров.

ЯНОВСКИЙ КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ

ЯНОВСКИЙ КИРИЛЛ ПЕТРОВИЧ - [18(30).3.1822 - 12(25).7.1902], учёный и педагог, поч. ч. Петерб. АН (1891) и Академии художеств России, чл. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Пед. деятельность начал ещё в студенч. годы в частном пансионе Гедуэна. После окончания физ.-мат. ф-та Киевского ун-та преподавал математику в ровенской гимназии (1843-51). С 1851 учитель математики 2-й одесской гимназии, а затем учитель математики и физики в кишинёвской гимназии, с 1856 инспектор, с 1862 директор этой гимназии и директор нар. уч-щ Бессарабской обл. С 1871 помощник попечителя С.-Петерб. уч. округа. В 1878-1900 попечитель Кавказского уч. округа. Под руководством Я. подготовлен «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (в. 1-21, 1884-96) - науч. исследование по географии, естествознанию, этнографии, археологии и лингвистике. Способствовал расширению сети школ в Кавказском уч. округе и правильной организации уч.-воспитат. процесса. Был противником классич. образования. Основным в уч.-воспитат. работе считал разностороннее развитие личности и связь школы с семьёй. Большое внимание уделял улучшению методов преподавания, организации примерных уроков, оснащению школ наглядными пособиями. Активно сотрудничал в журн. «Русская школа».

Соч.: Мысли о воспитании и обучении, СПБ, 1900; Обмен и постоянное движение материи, как условие мировой жизни вообще, в частности - жизни органической, СПБ, 1900.

Лит.: Р. С. Т., К. П. Яновский, попечитель Кавказского уч. округа, «Вестник воспитания», 1895, № 1; К. П. Яновский [Некролог], там же, 1902, №6; ПасхаловЯ., Попечитель-педагог, «Рус. школа», 1901, № 9; Гуревич Я., К. П. Яновский [Некролог], там же, 1902, № 7-8; Джемарджидзе Н., Воспоминания о К. П. Яновском, там же, 1904, № 7-8. 3. Г. Полуяктова.

ЯПОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЯРОШЕВСКИЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

ЯРОШЕВСКИЙ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 22.8.1915, Херсон), психолог, поч. ч. РАО (1993), д-р психол. наук (1961), проф. (1961). Окончил ЛГПИ (1937). Работал в Ин-те философии АН СССР (1945-51), в пед. ин-тах Куляба, Ленин-абада, Душанбе (1951-65), в Тадж. ун-те (1963-65), где создал и возглавил кафедры психологии и эксперим.-психол. лаборатории. С 1965 в Ин-те истории естествознания и техники АН СССР. Репрессирован в 1937-38.

Осн. труды в области истории и методологии психологии и наук о человеке, психологии науч. творчества, науковеде-ния. Исследуя закономерности развития психол. знаний от античности до наших дней, разработал концепцию категориального анализа науч. деятельности, согласно к-рой помимо эмпирико-теоретич. знания выделяется категориальный строй науки как система предельно обобщённых конкретно-науч. понятий, организующая науч. знание и определяющая логику развития науки. На основании этого подхода выдвинул концепцию науч. деятельности (рассматриваемой в единстве её предметно-логического, социального и личностного аспектов), единицей анализа к-рой выступает исследовательская программа. Представление об исследовательской программе как консолидирующем начале коллективной деятельности учёных, реализуемой путём распределения науч. функций (ролей), послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию науч. коллектива, давшему начало новому направлению - социальной психологии науки. Интеграция дальнейшей работы в этом направлении с историко-науч. подходом привела к разработке ориг. системы понятий, раскрывающей психол. специфику науч. творчества. Тем самым было заложено основание ещё одного направления - ист. психологии науки. Исследования в этой области позволили выявить специфику особой науки о поведении, возникшей в России. Под ред. Я. опубл. исследование «Репрессированная наука» (2 тт., 1991- 1993).

Соч.: Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; И. М. Сеченов, Л., 1968; Развитие и совр. состояние заруб. психологии, М., 1974 (совм. с Л. И. Анцыферо-вой); Психология в XX столетии, M.; Школы в науке, М., 1977 (ред. и соавт.); История науки и шк. обучение, М., 1978 (совм. с Л. Я. Зориной); Сеченов и мировая психол. мысль, М., 1981; История психологии, М.; Психология. Словарь (ред. совм. с А. В. Петровским), М., 1990; Л. С. Выготский: в поисках новой психологии, СПБ, 1993; Введение в историю психологии, М., 1994; История психологии, М., 1994 (совм. с A. А. Петровским), М., 1994; Ист. психология науки, СПБ, 1995; Теория и история психологии, 2 тт., М., 1996. В. В. Умрихин.

ЯСТРЕБЦОВ ИВАН МАКСИМОВИЧ

ЯСТРЕБЦОВ ИВАН МАКСИМОВИЧ - [1797, Москва, - 5(17).1.1869, Динабург, ныне Даугавпилс, Латвия], философ и педагог, деятель нар. просвещения. Получил ср. духовное образование, однако в 1816 отказался от карьеры священнослужителя и поступил на мед. ф-т Моск. ун-та (окончил в 1820). В 1825 защитил докторскую дисс. по физиологии человека. Последующие 10 лет посвятил науч.-лит. деятельности. С 1834 служил по ведомству нар. просвещения: директор муж. гимназий в Гродно (1834-42) и Дина-бурге (с 1842). Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место занимают статьи и книги Я. по вопросам педагогики и нар. образования.

Рассматривая просвещение как общечеловеческое явление, Я. считал, что оно может привноситься одним народом другому, но не иначе как изменяясь «сообразно свойству народов». Положение России оценивал в отношении к разл. классам и разным её народам; оба отношения связывал с неодинаковыми подходами к системам обучения. Идеал просвещения видел в общедоступном образовании.

Важную роль в просвещении отводил изучению «натуральной истории» (истории человека в мире), к существовавшим в России учебникам по истории относился критически. В журн. «Московский телеграф» опубликовал в кон. 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. цикл статей, к-рые должны были составить «особенный род ист. учебника» (в виде отд. книги учебник не был издан из-за противодействия цензуры). Согласно Я., изучение истории способствует познанию законов природы и общества. К числу таких законов Я. прежде всего относил закон изменяемости. В природе всё соединено в общее целое. Всякое существо «частию в плену, частию на свободе, частию повинуется общей природе, частию ею повелевает. Чем оно совершеннее, тем слабее его дань общему и тем более сие общее служит в его индивидуальную пользу». И сам человек «не может избегнуть от внешних влияний, к-рые действуют на него и изменяют его не только физически, но и душевно». В жизни отд. человека и всего общества решающая роль принадлежит разуму и просвещению: разум - самая могущественная сила на Земле, его орудие - просвещение, к-рое состоит в «приобретении способов управления силами природы». Я. рассматривал также особый вид просвещения, к-рый называл гражданственным, - овладение способностью не только «управлять природою, но и управляться с подобными себе». С этих позиций детально рассмотрел задачи шк. образования и роль отд. уч. предметов в становлении гражданина. К уч. материалу Я. предъявлял след, требования: преподаваемые детям сведения не должны превосходить пределов их понимания; обучение должно способствовать гармоничному умственному и физич. развитию и готовить почву для дальнейшего образования и самообразования; преподавать следует в первую очередь те дисциплины, к-рые соответствуют духу времени и освоение к-рых способно принести наиб. пользу человечеству, родине и самому человеку. Особое значение в этой связи придавал естеств. наукам.

Соч.: Об умственном воспитании дет. возраста, М., 1831; Об органах души, М., 1832; О системе наук, приличных в наше время детям, M. (новое сокр. изд., в кн.: Антология пед. мысли России первой пол. XIX в., М., 1987); Исповедь, СПБ, 1841.

Лит.: Лебедев П. А., И. М. Ястреб-цов и его исследования по дидактике, СП, 1987, № 4. П. А. Лебедев.

ЯХОНТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЯХОНТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - [8(20).12.1879, Москва, - 17.11.1973, там же], энтомолог, методист. по естествознанию, ч.-к. АПН РСФСР (1946). После окончания Моск. ун-та (1904) преподавал естествознание в школе. В 1919-25 работал в Наркомпросе, в 1920-29 - в НИИ методов шк. работы. Участвовал в составлении уч. программ, разработке методов обучения, создании уч. и метод. лит-ры, подготовке учительских кадров. В 1925-32, работая в Учпедгизе, организовал серию книг «В помощь школьнику». С 1932 Я. на преподавательской работе в Центр. ин-те повышения квалификации кадров нар. образования (до 1935) и в МГПИ (до 1949); в 1944-60 на науч. пед. работе в НИИ методов обучения АПН. Исследования Я. в области энтомологии (св. 30 работ) нашли отражение в метод. и уч. лит-ре; в частности, на их основе составлен определитель для юннатов «Наши дневные бабочки» (1935). Автор учебников, уч.-метод. и наглядных пособий, науч.-популярных книг, в к-рых последовательно проводил идею активизации методов обучения, обосновал значение исследовательского метода и экскурсий в преподавании естеств. дисциплин.

Соч.: Биол. экскурсии в городе по гор. саду, М.-Л., 1926; Мир животных. Уч. книга по зоологии, ч. 1, М.-Л.; ч. 2, М.-Л.; Происхождение домашних животных, М., 1937; Альбом картин по зоологии, М., 1938; Основы дарвинизма, M. (соавт.); Методика преподавания зоологии, М., 1955 (ред. и соавт.); Практич. занятия на шк. уч.-опытном участке, М., 1956 (ред.); Картины «Мир животных», М., 1966; Зоология для учителя. Беспозвоночные, M.; Зоология для учителя. Хордовые, M.

Лит.: Райков Б. Е., Пути и методы натуралистич. просвещения, М., 1960.

З. А. Клепинина.

Предыдущая страница