Поэтический словарь
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ДАЙНИ

ДА́ЙНИ (ед. ч. да´йня) - древнейшая форма латышских народных песен, получившая свое наибольшее развитие в 13-18 вв., в эпоху владычества немецких захватчиков в Латвии. Систематические записи, сбор и классификация Д. произведены в 19 в. Кришьянисом Бароном. В Д. отражена жизнь простого латышского крестьянина - труд в поле, в огороде, труд рыбаков, их семейная жизнь. Большое место в Д. занимает тема борьбы латышского народа с германскими рыцарями, позднее - с немецкими колонистами и, наконец, с гитлеровскими захватчиками. До форме Д. представляют собой обычно четверостишие преимущественно хореического размера с рифмами или без рифм. Пример латышских Д.:

Если б золото мне дали,

Что на дне морском лежит,

Я дворец купил бы в Риге,

Вместе с немцами, как есть.

Я бы сделал немцу то же,

Что от немца сам терплю:

Днем велел бы в лес поехать,

Ночью в риге попотеть.

Тощ - пускай он месит глину,

Толст - пускай корчует пни.

Вот тогда узнаешь, дьявол,

Как мужицкий горек хлеб.

(Пер. А. Глобы)

ДАЙНЫ

ДАЙНЫ́ (ед. ч. дайна´) - литовские народные лирические песни обрядового, бытового и общественно-политического характера. Происхождение Д. очень древнее. Они отражают многие стороны жизни литовского народа, в особенности крестьянства, в разные исторические периоды.

По своему строению каждая дайна - строфа, без рифм или с женскими рифмами. Вот образец старинных литовских Д.:

Голубки из лужи пили,

Призадумались немного:

Будем пить, иль пить не будем,

Или крыльями помашем?

Будем пить, дружочек милый,

А попьем, тогда помашем.

Братья ехали дорогой,

Призадумались немного:

Ехать нам или не ехать

Иль коней мы расседлаем?

Нет, поедем, брат, поедем,

Как доедем - расседлаем.

Шили в горнице сестрицы,

Призадумались немного:

Будем шить мы, иль не будем,

Иль несшитое подарим?

Будем, будем шить, сестрица,

Как сошьем, тогда подарим.

В три угла шелка вплетали,

А в четвертый - свое имя.

(Пер. А. Прокофьева и А. Чепурова)

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА

ДАКТИЛИ́ЧЕСКАЯ РИ́ФМА - рифма с ударением на третьем от конца слоге, например:

Тучки небесные, вечные стра́нники!

Степью лазурною, цепью жемчу́жною

Мчитесь вы, будто как я же, изгна́нники,

С милого севера в сторону ю́жную.

(М. Лермонтов)

Чаще других русских поэтов Д. р. пользовался Н. Некрасов; его творчество близко к народной поэзии, произведения которой в большинстве своем построены на трехсложной клаузуле:

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Немудрено, что ты вянешь до времени,

Все выносящего русского племени

Многострадальная мать!

(Н. Некрасов)

ДАКТИЛО-ХОРЕИЧЕСКИЙ СТИХ

ДА́КТИЛО-ХОРЕИ́ЧЕСКИЙ СТИХ - в старой поэтике название русского гекзаметра. Помимо женской клаузулы, здесь встречается женская цезура с однодольной паузой после цезурного слога или стопа с протяжением слога ⌣̅́⌣̅⌣, а также стопы с однодольной паузой ⌣́⌣ ^ или ⌣́ ^ ⌣. Наличие двух слогов в трехдольной стопе дало В. Тредиаковскому основание назвать эти неполносложные стопы хореическими, а весь гекзаметр в целом - Д.-х. с. Так, в «Учебной книге русской словесности» Н. Греча (СПБ, 1830), в главе о российском стихосложении сказано: «Экзаметры, или шестистопные дактило-хореические стихи. Они состоят из шести стоп, из коих четыре первые дактили или хореи, пятая обыкновенно дактиль, а шестая непременно хорей... Он есть подражание экзаметру греческому и латинскому и отличается от него только тем, что вместо спондеев, в русском языке не существующих, употребляются хореи». Паузные ритмические ходы допускали в трехдольных гекзаметрах В. Тредиаковский, В. Жуковский и Н. Гнедич; в особенности мастерски делал это Тредиаковский, ритмика гекзаметров которого, несмотря на тяжелый местами язык, гораздо выразительнее однообразных трехсложий Жуковского и Гнедича. Вот, например, двухстрочие из «Телемахиды», которым восхищался А. Пушкин и в котором все три вышеуказанные неполносложные стопы дактиля:

| И непре | станно смот | ря /\\ ту | да, где ко | рабль Одис | сеев, /\\ |

| Бе-егом | волны де | ля, из о | чей /\\ у | шел и со | крылся. /\\ |

А. Радищев написал большую специальную работу «Памятник дактило-хореическому витязю», где проводится тонкий технологический анализ строения стиха в «Телемахиде» Тредиаковского.

ДАКТИЛЬ

ДА́КТИЛЬ (греч. δάκτυλος, букв. - палец) - 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых первый - долгий (двудольный), а остальные два - короткие, однодольные ⌣̅⌣̅⌣⌣. Свое название эта стопа получила именно потому, что строением она напоминает фигуру пальца, у которого три фаланги (три слога), из них большая фаланга (долгая) равна по длине двум коротким. Ритмическое великолепие Д. настолько поразило слух древних греков, что их неистощимая фантазия приписывала изобретение этой стопы богу Дионису, беседовавшему с людьми стихами («язык богов»), сложенными в дактилическом метре. История присваивает этому стиху еще другое название - политикос. В стихах, составленных Д., допускалась замена дактилической стопы изометричной стопой - спондеем ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅. Из Д. и спондеев составляется гекзаметр.

2) В европейской поэтике Д. называется трехдольная стопа о трех же слогах с словесным ударением на первом слоге. Попытка М. Смотрицкого ввести в России античный дактиль не получила практической поддержки (см. гекзаметр). Трехдольным Д. писал В. Тредиаковский свои примечательные гекзаметры. Большую роль в разработке Д. в русской поэзии сыграл А. Сумароков, а за ним Г. Державин, А. Пушкин, Н. Щербина, А. Фет, А. Майков и др. В русской народной поэзии силлабо-тонические дактили не встречаются, хотя примеры трехдольных размеров там имеются. Вот примеры силлабо-тонического Д. в русской поэзии.

Трехкратный Д.:

| Буря на | небе ве | чернем, /\\ |

| Моря сер | дитого | шум, /\\ /\\ |

| Буря на | море и | думы, /\\ |

| Много му | чительных | дум. /\\ /\\ |

(А. Фет)

Четырехкратный Д.:

| Славная | осень! Здо | ровый, я | дреный /\\ |

| Воздух у | ста лые | силы бо | дрит; /\\ /\\ |

| Лед нео | крепший на | речке сту | деной /\\ |

| Словно как | тающий | сахар ле | жит. /\\ /\\ |

(Н. Некрасов)

Пятикратный Д.:

| Страстно про | сил я бес | смертных бо | гов олим | пийских /\\ |

| Дать мне ми | нуту, од | ну лишь ми | нуту сви | даться /\\ |

| С чудно-пре | красною | смертною | девой. На | стало /\\ |

| Это мгно | венье. У | видев е | е у бес | смертных /\\ |

| Начал про | сить я, чтоб | миг вожде | ленный сви | данья /\\ |

| В вечность про | длили о | ни...

(Н. Щербина)

Шестикратный Д. с одной цезурой:

| Слышишь ли | ты, как шу | ми́т /\\ ввер | ху угло | ватое | ста́до? /\\ |

| С криком ле | тят через | до́м /\\ /\\ | к теплым по | лям журав | ли́, /\\ /\\ |

| Желтые | листья шу | мя́т, /\\ в бе | резнике | свищет си | ни́ца, /\\ |

| Ты гово | ришь, что о | пя́ть /\\ /\\ | теплой дож | демся вес | ны́. /\\ /\\ |

(А. Фет)

Шестикратный Д. с двумя цезурами:

| В желтой гос | ти́ной, из | серого | кле́на, с о | бивкою | ше́лковой, |

| Ваше Си | я́тельство | любит по | вто́рникам | томный жур | фи́кс. /\\ /\\ |

| В желтой вен | ге́рке ко | мичного | цве́та, ко | ричнево- | бе́лковой, |

| Вы предла | га́ете | тонкому | о́бществу | ирисный | ке́кс, /\\ /\\ |

| Нежно вды | ха́я си | гары эрц | ге́рцога | абрис фи | а́лковый. |

(И. Северянин)

ДАСТАН

ДАСТА́Н (фарси) - эпический жанр в литературах и фольклоре Ближнего и Среднего Востока и юго-восточной Азии; обычно - литературная обработка сказочных сюжетов, легенд и преданий. Д. бывают прозаические, стихотворные и смешанные (последовательное чередование прозы и стихов). Стих Д. двух типов: 11-сложный и 7-8-сложный. В классических тюркоязычных литературах Д. называются отдельные романтические поэмы (например, «Лейли и Меджнун», «Хосров и Ширин», «Искандер-наме» Низами) или главы из больших эпических поэм (например, из «Шахнаме» Фирдоуси). В советскую эпоху произведена огромная работа по записям Д. Особенно важные записи сделаны в Узбекистане, где выявлены огромные фольклорные богатства. Среди узбекских Д. имеются народные варианты поэм Алишера Навои и других поэтов и новые советские Д. на темы о падении ханской власти в Бухаре в 1920 г., о борьбе с басмачами, о земельно-водной реформе 1927 г., о гражданской войне, о Ленине. Собиратель и исполнитель Д. называется дастанчи.

ДВУДОЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ \(ДВУСЛОЖНЫЕ\)

ДВУДО́ЛЬНЫЕ РАЗМЕ́РЫ (ДВУСЛО́ЖНЫЕ) - в русском силлабо-тоническом стихе обычно относят к ямбам и хореям. Но фактически двудольная (двусложная) стопа не может служить количественной мерой ритмического процесса в силу крайней ограниченности своего объема. Двудольных размеров нет и в античной метрике. В русской метрике двудольная стопа несамостоятельна, она фигурирует как меньшая часть в пятидольнике и шестидольнике. Двусложие было мерой стиха в силлабической поэзии. Этим и объясняется тяжесть виршевых строк. В основе ритмики ямбов и хореев лежит четырехдольная мера (а иногда и шестидольная).

См. вольный стих, дипиррихий, диподия, четырехдольники, шестидольники, хорей, ямб.

ДВУСТИШИЕ

ДВУСТИ́ШИЕ - простейшая форма строфы, популярная у всех народов мира. В русской народной поэзии любимым Д. является частушка, хотя ее принято записывать в четыре строки. Русские поэты-силлабисты также писали преимущественно Д.:

| Муза! не по | ра ли слог /\\ | отменить твой | грубый, /\\ /\\ |

| И сатир уж | не писать? /\\ | Многим те не | любы, /\\ /\\ |

| И ворчит уж | не один, /\\ | что где нет мне | дела, /\\ /\\ |

| Там мешаюсь | и кажу /\\ | себя чрезчур | смела. /\\ /\\ |

(А. Кантемир)

В поэзии народов Ближнего и Среднего Востока Д. носит название бейт.

Д. является основой александрийского стиха, самого популярного в русской поэзии 18 в. и начала 19 в. Многие русские поэты пользовались формой Д., например Пушкин:

Гляжу, как безумный, на черную шаль,

И хладную душу терзает печаль.

Эту форму строфы применяли М. Лермонтов («Три пальмы») и особенно Н. Некрасов, у которого ряд произведений написан Д. - поэма «Саша», «Псовая охота», «Родина», «Дедушка Мазай и зайцы», «Свобода». На Д. построены такие известные стихотворения, как «Она веселой невестой была» А. Блока и «Баллада о гвоздях» Н. Тихонова.

Д. как строфу, нужно отличать от двустрочия, являющегося произвольным отрывком из стихотворения. См. также дистих.

ДЕСТРУКТИВНЫЕ СТИХИ

ДЕСТРУКТИ́ВНЫЕ СТИХИ́ (от лат. destractio - разрушение) - стихи, в которых нарушена метрическая структура, вследствие чего ритмические очертания стиха становятся смутными, неясными. В русской поэзии наиболее последовательно проводилась деструкция в некоторых стихотворениях А. Блока, а затем В. Маяковского, С. Есенина, В. Хлебникова, Н. Брауна и других поэтов вплоть до Е. Евтушенко и А. Вознесенского. Чаще деструкция распространяется на трехдольники. От нечетких Д. с. следует отличать четкие в своей метрической структуре паузники и тактовики. Д. с. близко подходят к некоторым видам свободного стиха. Примеры:

И я затянут

Лентой млечной!

Тобой обманут,

О, Вечность!

Подо мной растянут

В дали бесконечной

Твой узор, Бесконечность,

Темница мира!

Узкая лира,

Звезда богини,

Снежно стонет

Мне.

И корабль закатный

Тонет

В нежно-синей

Глубине.

(А. Блок)

Несутся энтузиасты

на горе мальтузианству,

человечество увеличивается

в прогрессии лирической!

(А Сигулда вся в сирени,

как в зеркала уроненная,

зеленая на серебряном,

серебряная на зеленом).

(А. Вознесенский)

ДЕЦИМА

ДЕ́ЦИМА (от лат. decem - десять) - десятистрочная строфа в испанской поэзии, чаще всего хореического размера. Мужские и женские рифмы в Д. идут по порядку AbbAAccDDc. Известны ямбические Д. в поэзии Г. Державина с системой рифмовки aBaBccDeeD («Фелица» и «Бог») и aa BcBc DeeD («На счастие»).

ДЖИР

ДЖИР, или жир, - форма 7-8-сложного силлабического стиха в казахской и киргизской народной эпической поэзии; рифма в Д. - однозвучная (монорим), некоторые строчки остаются незарифмованными (холостой стих). Строфика в Д. нечеткая, она определяется законченностью фразово-смыслового периода. Этой формой стиха пользовались и пользуются казахские акыны. Джирши, или жирши, - исполнитель казахских народных песен и песен, сочиненных акынами. Джирши выступают на торжественных народных собраниях и празднествах.

ДИАЛЕКТИЗМЫ

ДИАЛЕКТИ́ЗМЫ (от греч. διάλεκτος - речь, наречие, говор) - народные элементы речи, принадлежащие местному говору (край, область, район) и включенные в литературный язык, как couleur locale. Например, в стихах Н. Некрасова можно найти Д., характерные для говора крестьян Ярославской области, где жил поэт:

Вот уж который теперича век

Беден, несчастлив и зол человек.

Мы-ста тебя взбутетеним дубьем,

Вместе с горластым твоим холуем.

Спускали родимого в пролубь

Под куричий клали насест.

Слышу, нечистая сила

Залотошила, завыла,

Заголосила в лесу.

Встречаются Д. и у А. К. Толстого, пользовавшегося простонародным говором:

Мы скрозь из Новограда

Сюда с припевом шли.

У А. Твардовского в поэме «Страна Муравия» имеются Д. Смоленской области:

Поет старик об орешке,

Играет оберучь...

Висит на ветхом пояске

Мужицкий медный ключ.

У людей - людей - ребятки

День гуляют на площадке,

За столом, за общим, в ряд,

Как горлачики стоят.

Для С. Есенина обычны Д. Рязанской области:

Поднялись прихожане у чащи,

Лихоманную грусть затая.

Загузынил дьячишка ледащий:

Спаси, господи, люди твоя.

Или:

Тихих вод пара´гуш квелый

Курит люльку на излуке.

ДИАЛОГ

ДИАЛО́Г (греч. διάλογος - разговор) - 1) разговор двух или нескольких лиц в литературно-повествовательном произведении или в поэме, например Д. цыгана и Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»; диалоги Марии, Мазепы, Орлика и др. в «Полтаве». 2) Форма литературного произведения, построенного исключительно на разговоре персонажей, что является органическим признаком драматических произведений, а иногда и других (например, философские диалоги Платона). В русской поэзии известны недраматические произведения, построенные на Д.: «Разговор книгопродавца с поэтом» А. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Лермонтова, «Поэт и гражданин» Н. Некрасова; они содержат литературно-общественное кредо этих поэтов.

ДИАСТОЛА

ДИА́СТОЛА (греч. διαστολή - расширение) - в античном стихе замена долгого слога кратким в сильной части стопы (в тезисе); прием, противоположный систоле. Некоторые теоретики русского стиха (В. Брюсов) называли Д. такой ход в стопном, метрическом стихе, когда ритмически сильный по своему положению в стопе слог не имеет на себе словесного ударения. В этом значении термин «Д.» не привился в русской поэтике.

ДИВАН

ДИВА́Н (перс. - запись, книга) - в литературах Ближнего и Среднего Востока сборник стихотворений одного или нескольких поэтов в строго обусловленном порядке: касыды, газели, кит’а (фрагменты), рубаи и, наконец, стихотворения иных строфических форм; при этом стихи располагаются в Д. в алфавитном порядке последних букв рифмуемых слов. В европейской литературе известен лишь один случай, когда поэт назвал сборник своих стихов Д.: это «Западно-восточный диван» И. Гете, написавшего цикл стихотворений под влиянием восточных поэтов - Гафиза, Саади и др.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ДИДАКТИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́ЗИЯ (от греч. διδακτικός - поучительный) - поэтические жанры поучительного содержания: некоторые оды, басни, стихотворения, популяризирующие научные дисциплины (т. н. научная поэзия), а также стихотворения и поэмы, написанные на общественно-политические темы. В беллетристике к категории дидактических произведений можно отнести романы и повести на научные и философско-социальные темы.

ДИЕРЕЗА

ДИЕРЕ́ЗА (греч. διαίρεσις - разделённость) - в античном стихе замена в стопе долгого (двудольного) слога двумя краткими (однодольными), например сто́пы хорея⌣̅⌣̅⌣ и ямба ⌣⌣̅⌣̅ могли быть заменены равноценной по своему долевому объему стопой трибрахия ⌣⌣⌣, где долгий слог как бы «распускается» на два коротких (ср. синереза). В русской метрике Д. принято называть особый стилистический прием фонетического характера: 1) раздельное произнесение односложного дифтонга (с «й»), как двусложного сочетания (обычно Д. допускается поэтом в целях соблюдения слогового принципа силлаботонического стиха), например:

Не открою дружбе нежной

Таин сердца моего (вместо тайн).

(Е. Баратынский)

Все на палубе сидели,

Вдоль по Реину неслись (вместо по Рейну).

(Ф. Тютчев)

Сударыня, барыня!

Прикажь вора поимать (вместо поймать),

Руки ноги обломать.

(Русская народная песня)

В своем бурлескном отрывке «И дале мы пошли», написанном на дантовскую тему и дантовскими терцинами, А. Пушкин употребил явно пародийную Д., которая внешне кажется уступкой требованиям соблюсти стихотворный ритм:

Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,

Как будто тухлое разбилось яицо (вместо яйцо),

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

2) Обращение мягкого неслогового согласного звука (с «ь») в слоговой:

Едва заметною струею

Виется пар (вместо вьётся).

(А. Пушкин)

Когда ты злобен, или болен,

Тоской иль страстию томим,

Поверь: тогда еще ты волен

Гордиться счастием твоим.

(А. Блок)

А ты, де´вичия волька,

Воротись еще на столько!

(Русская частушка)

3) Произнесение неслоговой группы звуков (без гласного), как слог:

Царь Александр первый

Настал ему взамен,

В нем слабы были нервы,

Но был он джентльмен.

(А. К. Толстой)

У Пулковской горы усатый генерал

Бинокль наводил на Витебский вокзал.

(Вс. Рождественский)

Здесь мрамор - свой. Край мрамором богат.

Театр будет круглый и высокий.

(В. Инбер)

Но -

Здоров ли он? Вы ездите в театор?

(А. К. Толстой)

Термин «Д.» часто употребляется еще в ином значении - словораздел, совпадающий со стопоразделом; например, в хорее:

Буря | мглою | небо | кроет... |

(А. Пушкин)

Или в анапесте:

Но в железной броне | он сидит | на коне; |

Наточил | он свой меч | боевой; |

И покрыт | он щитом, | и топор | за седлом |

Укреплен | двадцатифунтовой.

(В. Жуковский)

ДИМЕТР

ДИМЕ́ТР (греч. δί - в сложных словах: дважды - и μέτρον - метр, двумерность) - название античного стиха, состоящего из двух диподий, т. е. из двух пар стоп.

ДИПИРРИХИЙ

ДИПИРРИ́ХИЙ (греч. δί - в сложных словах: дважды - и πυρρίχιος) - двойной пиррихий ⌣⌣⌣⌣. В античном стихе Д. не был самостоятельной стопой, на основе которой строилось бы цельное стихотворение, но он мог иногда заменять собой четырехдольные стопы - дактиль ⌣̅⌣̅⌣⌣, спондей ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ и анапест ⌣⌣⌣̅⌣̅. В силлаботонической системе стихосложения Д. называют две смежные безударные стопы в ямбической или хореической строке:

Поки | нув скром | ную | столи | цу

Для по | луго | родски́х | полей | ,

Шлю из | Соколь | ников | я в Ниц | цу

Дань бла | годар | ности | своей. |

(К. Павлова)

| И по | кори | до́рной | пыли, |

| По глу | хому | Дону... |

(Э. Багрицкий)

ДИПОДИЯ

ДИПОДИ́Я (греч. διποδία - двустопие) - двойная стопа с ритмическим ударением на второй стопе в античных ямбических и хореических метрах. При измерении стиха диподиями двустопный ямб или хорей назывался монометром, четырехстопный - диметром, шестистопный - триметром и восьмистопный - тетраметром. Дактилические Д. назывались киклическими (круговыми) дактилями; вместе с тем за шестистопным дактилем сохранилось наименование гекзаметра.

В русской стиховедческой литературе понятие Д. в четырехстопном ямбе и хорее отстаивал вслед за А. Кубаревым (первая треть 19 в.) А. Белый, считавший, что в основе этих метров русского стиха лежит не двусложная стопа, а четырехсложная Д. с одним ударением (пэон). Отсюда - широкое ритмическое звучание стихов, построенных на одноударной Д. типа:

Под голубы́ми небеса́ми

Великоле́пными ковра́ми...

(А. Пушкин)

На возду́шном океа́не

Без руля́ и без ветри́л...

(М. Лермонтов)

По справедливому мнению А. Белого, Д. свойственна природе русского языка: стихи, в которых на каждое двусложие приходится словесное ударение, звучат тяжело, их ритм заторможен:

Гла | го́л вре | ме́н! ме | та́лла | зво́н!

Твой | стра́шный | гла́с ме | ня́ сму | ща́ет.

(Г. Державин)

Бе́рег. | По́лночь. | Дре́млет | во́здух.

Спи́т вни | зу́ ко | за́цкий | шля́х.

(А. Безыменский)

Правильность наблюдений А. Кубарева и А. Белого над Д. подтверждается всей практикой русских поэтов и строением русского народного стиха.

См. двудольные размеры, крата.

ДИСПОНДЕЙ

ДИСПОНДЕ́Й (греч. δισπόνδειος - двойной спондей) - античная сдвоенная (восьмидольная) стопа о четырех долгих слогах ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅. В античном стихе Д. встречается редко, только в дактилических размерах. Аналогия Д. в русском стихе, имитирующем диспондеические ходы, где место долгих слогов занимают слоги с ударением, может быть проиллюстрирована стихом, составленным исключительно из односложных слов (см. брахиколон).

ДИССОНАНС

ДИССОНА́НС (франц. dissonance, от лат. dissono - нестройно звучу) - один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают. Как рифмоиды, идущие от флективной основы, Д. известны в древней русской поэзии, например в «Слове о полку Игореве»:

Седлай, брате, свои бръзыи комони,

а мои ти готови, оседлани...

У Герасима Смотрицкого:

Меч бо обнажен в деснице имея острый обоюду,

Им же крепции на врага приемлют победу.

Отстекни, Константине, мрак идольския лести.

Хощет бо бог всем человеком ся спасти.

И отгонял еретиков полки умовредные:

Приидоша бо в мир волки нещадные.

Или у Симеона Полоцкого:

Царь локренский Салевский егда ца́рствоваше,

Закон во своем царстве сей наро́дствоваше.

Д. встречается в народной поэзии:

Ты удайся, удайся, мой лен,

Ты удайся, мой беленький,

Полюбился дружок миленький.

В более развитом виде Д. как поэтический прием закрепился в русской поэзии 20 в. в результате применения новых выразительных средств. Примеры Д.:

Крут

буржуев

озверевший норов.

Тьерами растерзанные,

воя и стеная,

тени прадедов -

парижских коммунаров -

и сейчас

вопят

парижскою стеною.

(В. Маяковский)

Было:

социализм -

восторженное слово!

С флагом,

с песней

становились слева,

и сама

на головы

спускалась слава.

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула.

Вместо гор восторга

горе дола.

Стало:

коммунизм -

обычнейшее дело.

(В. Маяковский)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр

Любоваться оттуда на маневры эскадр.

Солнце, утро и море! Как я весело-бодр,

Точно воздух - бездумен, точно мумия - мудр.

Кто прославлен орлами - ах, тому не до выдр.

(И. Северянин)

И лошади

усталый пар

И пот

из грязных пор -

Он облекал,

под град фанфар,

То в пурпур,

то в фарфор.

(С. Кирсанов)

Последний пример - случай взаимодвойной рифмовки: смежные Д. (пар - пор, фанфар - фарфор) и перекрестные классические рифмы (пар - фанфар, пор - фарфор).

ДИСТИХ

ДИ́СТИХ (греч. δίστιχος - двустишие) - в античной поэзии самостоятельное, законченное двустишие, выражающее оригинальную глубокую мысль. Чаще - это так называемый элегический дистих, состоящий из гекзаметра и пентаметра:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущенной душой.

(А. Пушкин)

ДИФИРАМБ

ДИФИРА́МБ (греч. διθύραμβος) - жанр античной торжественной лирики, развился из культа Диониса (Вакха). Первоначально Д. были народными песнями, позже они стали литературной формой, близкой к оде или гимну. В истории античной литературы известны дифирамбы Пиндара и Ариона (6-5 вв. до н. э.). Впоследствии из Д., исполнявшихся в театре хорами, возникла античная трагедия.

В европейской поэзии Д. носят стилизованный, подражательный характер. То же можно сказать и о Д. в русской поэзии, где этот жанр не получил развития. Среди сатир А. Сумарокова известен «Дифирамб Пегасу»; это своеобразная форма астеизма, в которой автор иронизирует по поводу ложнопышных од ученика Ломоносова - В. Петрова.

ДИФТОНГ

ДИФТО́НГ (греч. δίφθογγος - двугласный) - сочетание в одном слоге двух гласных звуков, один из них неслоговой. Наиболее часто неслоговыми звуками Д. являются гласные «и» и «у». Различаются восходящие Д., в которых неслоговым будет первый звук («уа» во французских словах moi, trois, «йо» в итальянском языке - viola) и нисходящие Д. с неслоговым вторым звуком. В русском языке дифтонгов нет, существуют лишь подобия нисходящих Д. с неслоговым «й». Но в стихах русские поэты пользуются иногда и восходящим Д., воспроизводя в иностранных словах произношение соответствующего языка.

Примеры восходящих Д.:

Со страху ты бы рот разинул

И сел бы прямо на тротуар.

(А. Блок)

Томится День пережитой,

Как серафим у Ботичелли,

Рассыпав локон золотой

На гриф умолкшей виолончели.

(И. Анненский)

Примеры нисходящих Д.:

Померкни, солнце Аустерлица!

(А. Пушкин)

По элеваторам вдали,

В пакгаузах, очумив крысят...

(Б. Пастернак)

Крест-на-крест маузеры, рубахи из холстин.

Да здравствуют работники пустынь!

(В. Луговской)

В поэме А. Майкова «Княжна» дважды употребленное слово «куафер» произносится по-разному: в первом случае - с нисходящим Д.:

На месте я из первых был. Успели

Едва лишь подхватить ее - куафер,

Модистка и сложили на постели.

Во втором случае оба гласных Д. произносятся раздельно:

Так подошел и бал. И как все было,

Мне куафер рассказывал потом.

ДИХОРЕЙ

ДИХОРЕ́Й (греч. διχόρειος) - в античной метрике двойной хорей, шестидольная диподия о четырех слогах: ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣. В применении к русской метрике см. пример в статье диподия.

ДИЯМБ

ДИЯ́МБ (греч. διΐαμβος) - в античной метрике двойной ямб, шестидольная диподия о четырех слогах: ⌣⌣̅⌣̅ ⌣⌣̅⌣̅. В применении к русской метрике см. пример в статье диподия.

ДОГГЕРЕЛЬ

ДОГГЕРЕ́ЛЬ (англ. doggerel, происхожд. неизвестно) - форма неравносложного «вольного» стиха в старой английской поэзии, похожего на русский раешный стих; употреблялся обычно в сатирических или шутливых произведениях. Позже и, по-видимому, в настоящее время Д. называют плохие стихи (вроде русского слова «вирши» в ироническом значении).

ДОЙНА

ДО́ЙНА - лирическая народная песня румын и молдаван; часто носит характер импровизации.

ДОЛГИЙ СЛОГ

ДО́ЛГИЙ СЛОГ - в античной метрике чаще всего двудольный (двуморный) слог, двойной длительности по сравнению с кратким однодольным (одноморным) слогом. Долгота слога в античном стихе определяется двумя фонетическими условиями: 1) если данный гласный звук слова долог по природе, т. е. по долготе, которая обусловлена внутренними законами греческого языка; 2) если за кратким гласным стоят два или три согласных звука (долгота по положению). В подавляющем большинстве случаев растяжение слога в античном стихе происходит при втором условии за счет согласной группы звуков, требующей для своего произнесения больше времени, чем один согласный. Этот фонетико-акустический принцип строения античного стиха определяется свойствами артикуляции. Произнесение и внимательное рассмотрение первого стиха из «Одиссеи» Гомера подтверждает сказанное:

А́-андра ми | э́-эннепе, | му́-уза по | ли́-итропон, | о-ос мала́ | по-олла́...

Силлаботоническая теория стиха не признает наличия Д. с. в стихе, вопреки практике русского народного стиха. Объясняется это тем, что протяжение Д. с. в живой рецитации обычно не обозначается в печатном тексте никакими условными знаками (хотя бы удвоением букв гласного звука, как это сделано выше). Фактически протяжение гласного звука в стопе, метрически учитываемое, - явление большой давности. В авторском стихе явление Д. с. можно наблюдать у многих поэтов, писавших трехдольные паузники. Несметное количество примеров употребления Д. с. имеется в русских народных метрических стихах, построенных на совершенно самобытных началах ритма, далеких от школьных правил (иллюстрации и объяснения см. в статьях: былины, доля, исторические песни, напевный стих, народный стих, пауза в стихе, паузник, ритм, стопа, тактовик, частушки).

Ниже приведен отрывок из известной песни К. Рылеева, написанной в обычной для русского народного стиха метрической манере, - внутристиховые рифмы и паузы, двудольное растяжение слогов (долгие слоги); все стихотворение выдержано в духе типичного народного четырехкратного четырехдольника (двустишие Рылеев записал пятистрочной строфой по признакам внутренней рифмы):

Ах, тошно мне

И в родной стороне;

Все в неволе,

В тяжкой доле,

Видно, век вековать?

Долго ль русский народ

Будет рухлядью господ

И людями,

Как скотами,

Долго ль будут торговать?..

Записывая же пятистрочие двустишием в соответствии с тактометрическим периодом, форма которого определяется ясно ощутимой инерцией четырехдольника третьего, и отметив структурные паузы и растяжение слогов, мы имеем:

Ах, /\\ | то-ошно | мне /\\ и в род | ной /\\ сторо | не; /\\

Все в не | воле, в тяжкой | доле, видно, | век /\\ веко | вать? /\\

Долго ль | ру-усский на | род /\\ будет | рухлядью гос | под, /\\

И лю | дями, как ско | тами, долго ль | будут торго | вать? /\\

Подобных образцов стиха немало у поэтов, имеющих тесную связь с русским народным творчеством, например у А. Прокофьева:

╔ Я на | почте нако | пила

╚ Две при | горошни медя | ков, /\\

╔ Я ко | сы-ынку ку | пила

╚ Цвета | легких обла | ков! /\\

Или:

╔ То ли | то-опнуть /\\ | вдруг, /\\

╚ То ль не | то-опнуть /\\ | вдруг. /\\

╔ На до | роге

╚ Мои | ноги -

Лучше | то-опну, /\\ | друг! /\\

Редчайший пример Д. с. мы находим у В. Маяковского, который в трехдольнике сам обозначил протяжение слога:

| Вон /\\ сре | ди золо | тистых плантаций

За | сеченный | вымычал | негр: /\\ /\\ |

| У́-у-у | , у-у-у! | Нил, /\\ мой | Нил!

Припле | щи /\\ и | выплещи | черные | дни! /\\ /\\ |

(« В. И. Ленин»)

Подобное обозначение долгого слога встречается в стихах Н. Клюева (шестидольник второй):

В пред | смертном ы-ы- | ы́ та | ится полу | звук,

Он | каплет и цве | тет и | ловится, как | стук.

ДОЛЬНИК

ДО́ЛЬНИК - крайне условный термин, введен В. Брюсовым, который в своей «Науке о стихе» так назвал форму акцентного стиха, или ударника. Впоследствии дольником начали называть то паузный трехдольник, то «чисто тонический» стих народного типа (фразовик), то опять акцентный стих. Ввиду отсутствия однозначности, необходимой для научного термина, и возникающей отсюда путаницы Д. неприемлем к употреблению, хотя он еще и фигурирует в стиховедческих работах. Подыскивание содержания к Д. происходит потому, что он не имеет собственного значения, как, например, и бессмысленное слово «сложник». Но если, говоря о стихосложении, употребить слово «трехсложник» или «четырехсложник», то эти слова сразу получают конкретный смысл; подобно этому становятся конкретными термины «трехдольник», «четырехдольник», «пятидольник», «шестидольник», где понятию дольности придается определенно-количественная ритмическая характеристика.

ДОЛЬНОСТЬ В СТИХЕ

ДО́ЛЬНОСТЬ В СТИХЕ́ - см. равнодольность.

ДОЛЯ

ДО́ЛЯ (в др.-греч. метрике χρόνος πρῶτος - простое время, в латинской - mora с тем же значением) - простейшая клетка метрического ритма, равная по длительности краткому слогу, состоящему из гласного звука (у, о, а, и) или из согласного и гласного (да, то, мы, су). Такой слог (без протяжения) будет однодольным, равно как однодольной будет и структурная пауза, занимающая собой эту метрическую клетку. Доля - это структурная ячейка элементной метрической группы (краты). Словесно-слоговой материал стиха и структурные паузы размещаются по долевым клеткам метрического периода с его контрольным рядом. Ср. равнодольность.

ДОСИЛЛАБИЧЕСКИЕ ВИРШИ

ДОСИЛЛАБИ́ЧЕСКИЕ ВИ́РШИ - дисметрические стихи в древней Руси, преимущественно 16-17 вв., с неравносложными строками и смешанными рифмами (односложными, двусложными, трехсложными). Форма Д. в. похожа на форму народного раешника, к которому приближаются своим строением многие духовные стихи и некоторые акафисты.

ДОХМИЙ

ДО́ХМИЙ (греч. δόχμιος, букв. - кривой) - в античной метрике восьмидольная стопа о пяти слогах ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅.

ДУМЫ

ДУ́МЫ - 1) украинские народные исторические песни или поэмы лиро-эпического характера, наподобие русских былин; исполняются речитативом, часто в сопровождении народного музыкального инструмента - бандуры. 2) Поэтический жанр в русской литературе, не получивший, однако, большого развития, - размышления поэта на философско-социальные темы; таковы, например, «Думы» К. Рылеева - цикл философско-патриотических поэм и стихотворений: «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака», «Петр Великий в Острогожске», «Богдан Хмельницкий» и др.; таковы философско-лирические «Думы» А. Кольцова и «Дума» М. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье». Один из разделов книги лирических стихов А. Фета «Вечерние огни» (1883 г.) назван автором «Элегии и думы»; у К. Случевского есть цикл стихов «Думы». В духе украинских народных Д. и поэм Т. Шевченко написана поэма Э. Багрицкого «Дума про Опанаса». Одна из книг лирики С. Щипачева носит название «Думы».

ДУХОВНЫЕ СТИХИ

ДУХО́ВНЫЕ СТИХИ́словеса золотые») - нравоучительный жанр древнерусской народной поэзии, поэмы и стихотворения на темы о благочестивой жизни, о раскаянии в прегрешениях, о страшном суде и т. д. К категории Д. с. относятся такие народные произведения, как «Голубиная книга», «Алексей божий человек», «Хождение Павла по мукам», «О Егории сверххрабром», «О Марко богатом», «Об Иосифе прекрасном», «Об Анике-воине» и др. Форма Д. с. - народный дисметрический стих, преимущественно акцентный. Распевались Д. с. каликами перехожими, бродячими сказителями, иногда под аккомпанемент бандуры или скрипицы. Примеры Д. с.:

С трехсложной клаузулой:

Из под то́й страны́, из под восто́чныя

Выстава́ла туча те́мная, гро́зная,

Да из той ту́чи, гро́зной, те́мныя

Выпада́ла кни́га голуби́ная,

На сла́вную она выпада́ла на Фаво́р-гору,

Ко чу́дну кресту́ к животворя́щему,

Ко тому́ ко ка́мню ко бела́тырю,

Ко честно́й главы́ ко ада́мовой...

(«Голубиная книга»)

С четырехсложной и даже пятисложной клаузулой:

Жи́л себе на земле́ сла́вен-богат:

Пи́л-ел бога́тый - саха́р воскушал,

Дороги́ оде́жды бога́т надевал.

По двору́ бога́тый поха́живает;

За ни́м выходи́ла свы́шняя раба,

В ру́цех выноси́ла ме́д и вино:

- «Испе́й, мой бога́тый, зелена́ вина!

- Заку́шай, бога́тый, сла́дкие меды»...

(«Лазарь убогий»)

Предыдущая страница Следующая страница