Наши партнеры

И советы блог о Дизайне интерьера.

Поэтический словарь
Статьи на букву "Т"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ТАВТОГРАММА

ТАВТОГРА́ММА (от греч. ταὐτός - тот же самый и γράμμα - буква; письмо, запись) - игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы, например:

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк,

Мятежны марева морские,

Мой милый маг, моя Мария,

Молчаньем манит мутный мрак...

(В. Брюсов)

Как стилистический прием аллитерирования, Т. надоедлива и поэтому вряд ли может служить эффективным средством звуковой выразительности в поэзии.

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА

ТАВТОЛОГИ́ЧЕСКАЯ РИ́ФМА (греч. ταὐτός - тот же самый и λόγος - слово; речь) - повторение в конце стихотворных строк в известном порядке одного и того же слова или нескольких одинаковых слов, заменяющих собой рифмы и тем самым определяющих строфическое строение стиха. В староиспанской поэзии Т. р. была в большом употреблении; вот сонет испанского лирика 16 в. Фернандо де Эррера, прозванного божественным, построенный на Т. р.:

Горю, от пламени не тает лед,

И льдом я погасить не в силах пламень.

Льду мертвому живой враждебен пламень,

Весь пламень я живой, и мертвый лед.

На полюсе не столь холоден лед,

Не столь в небесной сфере жарок пламень.

Так я скорблю, что сердце больше пламень,

Не опалит, не заморозит лед.

Я в жизни мертв и жив в духовной смерти,

И длится бесконечно смерть и жизнь,

Затем что жизни есть росток и в смерти.

Ты, в мертвый дух вселяющая жизнь!

Зачем, живой, сражен стрелой я смерти

И мертвому зачем сулишь ты жизнь?

(Пер. М. Талова)

Примеры Т. р. в русской поэзии:

Все мое, сказало злато;

Все мое, сказал булат.

Все куплю, сказало злато;

Все возьму, сказал булат.

(А. Пушкин)

Воротился ночью мельник...

Жонка! Что за сапоги?

- Ах ты, пьяница, бездельник!

Где ты видишь сапоги?

(Он же)

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне мира в тихом доме

Возле мирного огня.

(А. Блок)

Ощупай радостно свои мужские мышцы,

Возьми ружье, пращу, удилище и стэк, -

Ведь больше не на что, как на сухие мышцы,

Надеяться тебе, румяный человек.

(С. Нельдихен)

К разряду Т. р. относится и редиф.

ТАКТОВИК

ТАКТОВИ́К - своеобразная форма русского стиха; структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей гармоничное сочетание в стихе любых ритмических модификаций краты: полносложных и неполносложных (паузных); ритмической разнодлительности слогов (долгие, краткие и кратчайшие); разноакцентных ритмов - константных и инверсированных. Эти Т. резко отличается от стихов силлаботонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой Т., как и силлаботонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; Т. скандируется четким речитативом. Практически основы Т. заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлаботонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.

Вот ряд Т. трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:

| Наш /\\ о | тец - /\\ за | вод. /\\ /\\ |

| Красная | ке-епка - | флаг. /\\ /\\ |

| Только за | вод позо | вет, /\\ /\\ |

| Руку /\\ | прочь, /\\ /\\ | враг! /\\ /\\ |

(В. Маяковский)

| Если /\\ | день /\\ /\\ | смерк, /\\ /\\ |

| Если /\\ | звук /\\ /\\ | смолк, /\\ /\\ |

| Все же бе | гут /\\ /\\ | вверх /\\ /\\ |

| Соки сос | но-овых | смол. /\\ /\\ |

(Н. Асеев)

| В небе ржа | вее /\\ | жести /\\ |

| Перст /\\ стол | ба /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |

| Встал на на | значенном | месте, /\\ |

| Как /\\ судь | ба. /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |

(М. Цветаева)

Четырехкратные трехдольники:

Би | лет - /\\ /\\ | щелк. /\\ Ще | ка - /\\ /\\ | чмок. /\\

Сви | сток, -и рва | нулись ту | да мы, /\\ | /\\ /\\

Ку | да, /\\ как | се-ельди | в сети чу | лок, /\\

Плы | вут круго | светные | дамы. /\\ | /\\ /\\

(В. Маяковский)

| Время ве | лит /\\ за | песню при | ня-аться, |

| Вбей /\\ /\\ | в шаг /\\ /\\ | марш! /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |

| Взглянем, как | вырос за | эти три | на-адцать |

| Лет /\\ /\\ | рост /\\ /\\ | наш. /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |

(С. Кирсанов)

Форма четырехдольных Т. целиком обусловлена традицией русской народной поэзии. Уже в стихотворении, приписываемом М. Ломоносову, можно найти опыт применения четырехкратного четырехдольника первого вида паузной формы в духе народных Т. (сатира на Тредиаковского):

Что за дым

По глухим

Деревням курится?

Там раскол,

Дно крамол

В грубости крутится.

Или в тактометрической записи по периодам:

| Что за дым /\\ | по глухим /\\ | деревням ку | рится? /\\ /\\ |

| Там раскол, /\\ | дно крамол /\\ | в грубости кру | тится. /\\ /\\ |

Среди сатир, написанных А. Бестужевым и К. Рылеевым, мы встречаем Т., четырехдольник третьего вида (запись по периодам):

Ах, /\\ | то-ошно /\\ | мне /\\ и в род | ной /\\ сторо | не: /\\

Все в не | воле, в тяжкой | доле, видно, | век /\\ веко | вать. /\\

Долго ль | ру-усский на | род /\\ будет | рухлядью гос | под, /\\

И лю | дями, как ско | тами, долго ль | будут торго | вать? /\\

Изобретательно использовал старинную форму русского стиха, т. н. «камаринскую», Я. Полонский в стихотворении «Беглый»; поэт обогатил ритм стиха (трехкратный четырехдольник третий) интересными модификациями:

Ты ку | да, /\\ уда | лая ты баш | ка? /\\

Ухо | ди ты к лесу | темному по | ка: /\\

Не се | годня-завтра | свяжут молод | ца. /\\

Не у | шел ли ты от | матери-от | ца? /\\

Не гу | лял ли ты за | Во-олгой в сте | пи? /\\

Не си | дел ли ты в ост | роге на це | пи? /\\

... «Ты не | спрашивай, в ли | цо мне не гля | ди. /\\

От ме | ня, жена, гос | тинничка не | жди. /\\

Много | всяких я по | дарков тебе | нёс. /\\

Да, вишь, | как-то по до | роге все рас | трёс: /\\

Я ви | на не пил - с во | ды /\\ был /\\ | пьян, /\\

Были | деньги - не за | шил /\\ ка-ар | ман.» /\\

Чрезвычайно оригинально по ритмическому строю стихотворение А. Блока «Из газет», написанное Т. (четырехкратный четырехдольник). Огромная эмоциональная сила, несмотря на внешне спокойный паузированный ритм, пронизывает эти стихи. Поэт рассказывает о трагедии женщины, покончившей самоубийством, о чем не подозревают ее веселые маленькие дети, оставленные в запертой квартире. Обращает на себя внимание такая выразительная деталь: глубокая пауза (семидольная!) в конце четвертого стиха, после прощания матери со спящими детьми; анакрузы в стихах разносложные:

| Вста-ала в си | я-аньи. Крес | ти-ила де | тей. /\\ /\\

И | де-ети у | ви-идели | ра-адостный | сон. /\\ /\\ /\\ |

| Положила | до́ полу кло | нясь /\\ голо | вой, /\\ /\\

По | сле-едний зем | ной /\\ по-о | клон. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Коля /\\ про | сну-улся. /\\ | Радостно вздох | нул, /\\

Голу | бо-ому /\\ | сну /\\ еще | рад /\\ ная | ву. /\\

Прока | ти-ился и | за-амер стек | ля-анный /\\ | гул: /\\ /\\

Зве | ня-ащая | дверь /\\ /\\ /\\ | хлопнула вни | зу. /\\ /\\

Про | шли /\\ /\\ ча | сы. /\\ Прихо | дил /\\ чело | век. /\\

С оло | вя-анно-ой | бля-ахой на | тё-оплой /\\ | шапке. /\\

Сту | чал и дожи | да-ался у | двери чело | век. /\\ /\\

Ни | кто /\\ не от | крыл. /\\ Иг | ра-али /\\ | в прятки, /\\ /\\ |

| Бы-ыли ве | селые мо | ро-озные | святки... /\\ /\\ |

После Блока интересные опыты Т. обнаружены у М. Кузмина и К. Бальмонта. Вот начало одного лирического стихотворения М. Кузмина, его структура выдержана в духе спокойного паузного четырехдольника первого:

| «Ле-ето гос | по-однее - | благопри | я-атно.» /\\ |

| Всхо-одит /\\ | гость /\\ на вы | сокое крыль | цо, /\\ /\\ /\\ |

| Всё /\\ /\\ от | кроется, что | было непо | ня-атно. /\\ |

| Ви-идишь в чер | тах его зна | комое ли | цо? /\\ /\\ /\\ |

| Нам /\\ этот | год /\\ /\\ пусть | будет высо | ко-осным, /\\ |

| Бе-елым /\\ | ка-амнем от | мечен этот | день. /\\ /\\ /\\ |

| Всё /\\ /\\ прой | дет, /\\ что о | кажется на | но-осным, /\\ |

| Ся-адет /\\ | пу-утник под | сладостную | сень. /\\ /\\ /\\ |

Тактовик К. Бальмонта написан в форме четырехдольника третьего:

Я меч | то-ою ло | вил /\\ ухо | дя-ащие | тени,

Ухо | дя-ащие | тени пога | са-авшего | дня; /\\

Я на | ба-ашню всхо | дил /\\ и дро | жа-али сту | пени,

И дро | жа-али сту | пени под но | гой /\\ у ме | ня. /\\

В отличие от лирических тактовиков Блока, Кузмина и Бальмонта, Маяковский дал ряд Т. четкой маршевой формы. Как у всех маршей, структура тактовиков Маяковского выдержана в нормах четырехкратных четырехдольников. Вот примеры:

| Бе-ейте /\\ | в пло-ощади | бу-унтов /\\ | то-опот! /\\ |

| Вы-ыше /\\ | го-ордых го | лов /\\ гря-а | да! /\\ /\\ /\\ |

| Мы /\\ /\\ раз | ли-ивом вто | ро-ого по | топа

Пере | мо-оем ми | ров /\\ горо | да. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Дней /\\ /\\ /\\ | бык /\\ /\\ /\\ | пег. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Ме-едленна | лет /\\ а-ар | ба. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Наш /\\ /\\ /\\ | бог /\\ /\\ /\\ | бег. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Се-ердце /\\ | наш /\\ бара | бан /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

(«Наш марш»)

| Ра-азво-о | ра-а-ачи | ва-айтесь /\\ | в ма-арше!

Сло | ве-есной не | ме-есто /\\ | кляузе, /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Ти-ише, о | ра-аторы! | Ва-аше /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Сло-ово, то | ва-арищ /\\ | маузер, /\\ | /\\ /\\ /\\

До | во-ольно /\\ | жить /\\ /\\ за | ко-оном, /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Да-анным А | да-амом и | Е-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Кля-ачу ис | тории за | го-оним. /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

| Ле-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | Ле-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

Ле-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |

(«Левый марш»)

Вслед за В. Маяковским интересное стихотворение написал С. Третьяков, применив в своем Т. ритм барабанного боя:

| Скоро пере | то-опчут, /\\ | ско-оро, /\\ | ско-оро, /\\ |

| Быстро пере | ре-ежут /\\ | ви-изги /\\ | пуль. /\\ /\\ /\\ |

| Топот и ко | пы-ыта /\\ | в го-ору, /\\ | в го-ору, /\\ |

| Первая ше | ре-енга /\\ | и /\\ па-ат | руль. /\\ /\\ /\\ |

Формы четырехдольных Т. разрабатывались группой поэтов-конструктивистов. Вот примеры:

| День, /\\ голу | бой /\\ день, /\\ | пей /\\ /\\ /\\ | даль! /\\ /\\ /\\ |

| День, /\\ золо | той /\\ день, /\\ | хлынь /\\ /\\ /\\ | в боль! /\\ /\\ /\\ |

| Тихие по | ляны золо | ти, /\\ мой /\\ | день! /\\ /\\ /\\ |

| Спелым аро | матом, вете | рок, /\\ дай /\\ | дань! /\\ /\\ /\\ |

(А. Квятковский)

| Вдруг /\\ загу | де-ели /\\ | со-онные | шпа-алы,

Дзы | зыкнул /\\ по | ре-ельсам /\\ | гул /\\ хоро | вой. /\\ /\\ /\\ |

| Поршнями и | шатунами | вышипая | шпа-арит, /\\ |

| Стрельчато бук | су-уя, /\\ | сиплый паро | воз. /\\ /\\ /\\ |

(И. Сельвинский)

| Вороны и | гра-ают /\\ | в «мо-оре вол | нуется.» /\\ |

| Не-ебо от | о-осени | се-ерый кар | тон. /\\ /\\ /\\ |

| Бьет /\\ бара | бан. /\\ По Го | ро-оховой | улице

Ре | бята-пио | ня-ата бе | гут /\\ в дет- /\\ | дом. /\\ /\\ /\\ |

(Б. Агапов)

Та | кая была | ночь, /\\ что ни | ветер гуле | вой, /\\ /\\

Ни | русская ста | ру-уха зем | ля /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\

Не | знали, что по | де-елать с тя | желой голо | вой, /\\

Золо | той /\\ голо | вой /\\ Кре-ем | ля. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\

(В. Луговской)

Пятидольные Т. не разработаны, хотя пятидольники целиком вышли из народной поэзии; у некоторых поэтов намечается тенденция отойти от стандартного полносложия, внести в пятидольники паузные модификации, ритмическую инверсию и даже полудольные слоги. См. пятидольники.

Шестидольный Т. представлен в русской поэзии единственным примером - стихотворением автора этих строк «Санная луната», напечатанным в сб. «Бизнес» (М., 1929). Вот первые строфы:

| Белые по | ляны, || белые по | ля. /\\ |

| Лунные бе | ляны, || дымная зем | ля. /\\ |

| Санное со | санье. || Сонная сос | на. /\\ |

| Втягивают | коне́й || мутные сне | га. /\\ |

| Тихая ме | тель, /\\ || путая рес | ницы. |

| Луна́тая | ночь /\\ || поит небылицы... |

| Сунь /\\ сонь /\\ | в сани - || запах сено | коса. |

| Бледные под | ковы - || отсветами | кос. /\\ |

| Гей, /\\ кони, | гей! /\\ || Гони́ коне́й | в кон! /\\ |

| Канули ка | нику || лы /\\ в сон... /\\ | /\\ /\\ |

| Пей, /\\ ночь, /\\ | пей /\\ || снеговой /\\ | хмель, /\\ |

| Снеговой /\\ | вой, /\\ || голубой /\\ | бой!.. /\\ |

| Ночь... /\\ /\\ /\\ | Ночь? /\\ || Белые по | ля. /\\ |

| Лечь... /\\ /\\ /\\ | Лечь? /\\ || Длинная зем | ля. /\\ |

| Метла́ /\\ ме | тели || замела по | ля, /\\ |

| Матовая | мгла /\\ || пухом зацвела... /\\ |

См. пауза в стихе, паузник трехдольный, былины, народный стих, тактометрический период, четырехдольник, частушка.

ТАКТОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ТАКТОМЕТРИ́ЧЕСКИЙ ПЕРИ́ОД - объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание. Вопрос о границах метрического стиха был поставлен в 19 в. русским теоретиком стиха А. Кубаревым, который в книге «Теория русского стихосложения» (1837) писал: «Пока из оснований рифмики (т. е. ритмики - А. К.) не будет положительно выведено, чем должно определять пространство стиха, до тех пор пределы его произвольны». О «пределах стопности стиха» и о пределах большой ритмической единицы говорил в своем «Трактате о русском стихе» Г. Шенгели (1923). Такой мерой «пространства стиха» является Т. п., он охватывает собой весь стих - от анакрузы до эпикрузы включительно. В классе трехдольников существует 12 видовых тактометрических периодов, в классе четырехдольников - 16, в классе пятидольников - 20 и в классе шестидольников - 24 периода. Теоретически в ритмических процессах формирования правильного метрического стиха могут участвовать 72 видовых Т. п. и, значит, 72 видовых контрольных ряда, а в пределах каждого ряда - множество типовых формообразований. Это - «динамические стереотипы» (И. П. Павлов), метрические эталоны стиховых размеров, в рамках которых формируется речевой процесс. Как большая мера ритмического процесса, Т. п. слагается из кратного повторения в нем первичной, малой метрической меры одного нз многодольников, которая называется кратой, отсюда - трехдольная крата, или трехдольник, четырехдольная крата, или четырехдольник, и т. д. Пределы кратности повторов определяются теми же количествами, что и при установлении классов многодольников, - трехкратный, четырехкратный, пятикратный и шестикратный повторы. Периоды объединяются в метрическом цикле (строфа). Из практики поэтов видно, что стих (поэтическая строка) не всегда совпадает с Т. п. Вот примеры.

Стих и период совпадают. Четырехкратный четырехдольник второй:

Без | отдыха пи | рует /\\ с дру | жиной уда | лой /\\ /\\

И | ван Васильич | Грозный /\\ под | матушкой Мос | квой. /\\ /\\

(А. К. Толстой)

Размер тот же; стих и период не совпадают:

╔ Лю | безный име | нинник, /\\

╚ О, | Пущин доро | гой! /\\ /\\

╔ При | брел к тебе пус | тынник, /\\

╚ С от | крытою ду | шой. /\\ /\\

(А. Пушкин)

Четырехкратный четырехдольник первый; стих и период совпадают:

| Осень! Обсы | пается /\\ | весь наш бедный | сад. /\\ /\\ /\\ |

| Листья пожел | телые /\\ | по ветру ле | тят. /\\ /\\ /\\ |

(А. К. Толстой)

Размер тот же; стих и период не совпадают:

╔ | В сумерки ве | сенние /\\ |

╚ | За листвой бе | рез /\\ /\\ /\\ |

╔ | Гулко в отда | лении /\\ |

╚ | Свистнул паро | воз. /\\ /\\ /\\ |

(С. Маршак)

Четырехкратный трехдольник второй; стих и период совпадают:

Гля | жу как бе | зумный на | черную | шаль /\\

И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /\\

(А. Пушкин)

Размер тот же; стих и период не совпадают:

╔ Гус | тая кра | пива

╚ Шу | мит под ок | ном, /\\

╔ Зе | леная | ива

╚ По | висла шат | ром. /\\

(А. Фет)

И, наконец, последний пример сличения двух одноразмерных периодов (четырехкратный четырехдольник четвертый), в первом случае стих совпадает с периодом:

Ходила | по́ лесу, по | ве́ресу, а | ве́рес не тра | ва́.

Любила | ма́льчика три | го́дика, как | ро́занчик цве | ла́.

(Народная частушка)

Во втором случае период разбит на пять стиховых строк по принципу рифмы:

╔ Ночной зе | фи́р

‖ Струит э | фи́р.

‖ Шумит,

‖ Бе | жи́т

╚ Гвадалкви | ви́р.

(А. Пушкин)

То же без разбивки на строчки:

Ночной зе | фи́р струит э | фи́р. Шумит, бе | жи́т Гвадалкви | ви́р.

Запись Пушкина с разбивкой периода на пять строк объясняется строфической структурой стиха.

См. тактовик, народный стих, исторические песни, частушка.

ТАКТОМЕТР, ТАКТОМЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТАКТОМЕ́ТР, ТАКТОМЕТРИ́ЧЕСКАЯ СИСТЕ́МА - учение о ритмических структурах стиха, обусловленных максимальным использованием выразительных средств тактовой метрики. В отличие от силлаботонической теории стиха, сложившейся в России в 18 в. на первоначально крайне ограниченном материале отечественной поэзии, в условиях влияния западных образцов и скромного имитирования античных форм, тактометрическая система стиха базируется на огромном опыте народной поэзии и на богатстве стиховых форм, разработанных русскими поэтами на протяжении двух столетий. В русской поэзии различаются две категории стиха - метрический стих и дисметрический стих. В метрическом стихе речевой поток проходит в нормах ритмического процесса, образуемого кратным повторением в периоде элементной меры движения. Объективной мерой всякого правильного ритмического процесса является тактометрический период с его контрольным рядом, это - большая мера стиха. Период содержит в себе кратное количество малых мер, повторяющихся из периода в период; такая малая мера называется кратой.

Высшая мера стиха - метрический цикл (строфа), объединяющий ряд периодов. Существует четыре класса видовых групп, участвующих в формировании ритмических процессов: трехдольники, четырехдольники, пятидольники и шестидольники. Из этих элементных групп и состоят тактометрические периоды. В каждом классе многодольников имеется своя структура видовых анакруз и эпикруз. Ритмология различает в метрическом стихе полносложные и паузные формы, константные и инверсированные ритмы. Элементная группа заключает в себе определенное множество ритмических модификаций.

См. исторические песни, крата, народный стих, модификации ритмические, тактометрический период, частушка.

ТАНКА

ТА́НКА (япон.) - древняя национальная форма пятистрочного стихотворения в японской поэзии, без рифм и без ясно ощутимого метра; в первой и третьей строках Т. по пяти слогов, в остальных - по семи, всего, таким образом, в Т. 31 слог, т. е. почти столько, сколько бывает и в русской частушке, долевой объем которой не превышает 32 слогов. Главная мысль Т. сосредоточена в первых трех строках, заключение - в двух последних. Пятистишие танка и трехстишие хокку (или хайку) представляют два направления в поэтических традициях японской поэзии («Дэнтоси»). Третье направление - «Гэндайси» - современные стихи. Поэт, пишущий танка, называется кадзин, пишущий хокку - хайдзин и пишущий современные стихи - сидзин. Японские Т. известны во всем мире как стихи необыкновенного поэтического изящества и предельно лаконичной формы. Вот древние Т. из японской антологии «Песни ста поэтов» (1905):

С тех пор, как утром

Расстались мы при свете

Луны холодной,

Что может быть грустнее

Туманной мглы рассвета!

(Мибу-на-Тадамине, 10 в.)

Когда бы в жизни

Ни с кем мы не сходились.

Тогда бы верно

Мы ненависти к людям,

Как и к себе, не знали.

(Асатада, 10 в.)

Увы! Как часто

Я рукава поила

Слезами горя!

Всего грустней, что имя

Мне эта страсть марает!

(Сагами, 11 в.)

Несколько Т. японского поэта-демократа Исикава Такубоку (1885-1912):

Я в шутку

Мать на спину посадил,

Но так была она легка,

Что я не мог без слез

И трех шагов пройти.

О, не забудь,

Как в моем саду

Ты сломала ветку азалии белой...

Чуть-чуть светил

Тонкий серп луны.

Осеннее небо,

Пустое от края до края...

Ни тени не видно на нем.

Как ты одиноко, небо!

Хоть ворон бы пролетел!

(Пер. В. Марковой)

Интересны Т. современной японской поэтессы демократического направления Асида Такако (род. в 1907 г.):

Пеленки пестрят

На бамбуковом поле,

Тонущем в знойном мареве.

Это работают рядом

Крестьянские женщины-матери.

(Пер. А. Мамонова)

Унылый берег

Стынущего моря,

За ветки дерева, прибитого волнами,

Аэростатом

Зацепилось солнце.

(Пер. Л. Громковской и Касида Ясумаси)

Лишь стоит мне чуть

Тронуть кисточкой бровь,

Как я сразу становлюсь немного сильней,

Поэтому утром - прежде всего! -

Я трогаю кисточкой бровь.

(Пер. Е. Винокурова)

ТАХ

ТАХ (арм.) - в армянской поэзии старинная светская или духовная песня (в отличие от современной песни, называемой «эрг»). Тахаран - песенник, сборник Т. В древней Армении поэт, сочинявший и записывавший свои Т., назывался тахасац.

ТВЁРДЫЕ ФОРМЫ СТИХА

ТВЁРДЫЕ ФО́РМЫ СТИХА́ - условный термин, установившийся за такими стихотворениями строфической формы, как сонет, рондо, триолет, секстина большая и пр.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ СТИХ

ТЕАТРА́ЛЬНЫЙ СТИХ - стих драматического произведения, в котором лексика, синтаксис, интонация и поэтические качества должны прежде всего ориентироваться на естественный разговорный, бытовой язык. В Т. с. редко употребляются строфическая форма стиха и сугубо метафорическая речь. В Т. с. обычно применяется белый пятисложный ямб или вольный неравносложный ямб. Классические образцы Т. с. дали А. Пушкин («Борис Годунов» и «маленькие трагедии»), А. К. Толстой (исторические пьесы), А. Грибоедов («Горе от ума»), М. Лермонтов («Маскарад»), А. Островский («Снегурочка»). Из советских драматургов пьесы в стихах писали В. Соловьев («Великий государь»), С. Маршак («12 месяцев»), В. Гусев, А. Безыменский, И. Сельвинский и др.

ТЕЗИС

ТЕ́ЗИС (греч. θέσις - положение) - в античной метрике сильная часть стопы, на которую приходится метрический акцент; словесное ударение в античном стихе не всегда совпадает с Т. В метрике Т. противостоит арсису.

ТЕНСОНА

ТЕНСО́НА, или тенцо´на (прованс. tenso, от лат. tensio - прение, спор), - своеобразный жанр провансальской поэзии, спор двух поэтов на определенную тему (политическую, философскую, морально-бытовую); поэтому стихотворный размер и строфика Т. были заранее установлены и стихи имели форму диалога. Общее строение Т. близко к амебейной композиции.

ТЕРНАРНАЯ РИФМА

ТЕРНА́РНАЯ РИ́ФМА (от лат. ternarius - состоящий из троек) - система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb, например:

Нет, не жди ты песни страстной,

Эти звуки - бред неясный,

Томный звук струны;

Но, полны тоскливой муки,

Навевают эти звуки

Ласковые сны.

(А. Фет)

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся

И па́хнет весной.

(А. Блок)

ТЕРЦЕТ

ТЕРЦЕ́Т (итал. terzetto) - строфа, состоящая из трех стихов, обычно употребляется в соединении с другим Т., связанным с первым системой рифм. Два Т. составляют вторую часть сонета.

Ср. тернарная рифма.

ТЕРЦИНЫ

ТЕРЦИ́НЫ (итал. ед. ч. terzina, от terza - третья) - староитальянская строфическая форма трехстиший, в которых рифмы идут в порядке aba, bcb, cdc, ded и т. д., т. е. средняя рифма Т. рифмуется с крайними строками следующей строфы. Стихотворение (или глава поэмы), написанное Т., заканчивается отдельно стоящей заключительной строкой, рифмующейся со средней строкой последнего трехстишия. Стихотворный размер Т. - обычно пятистопный ямб. Нечетная трехстишная строфа Т. придает всему стихотворению (или поэме в Т.) своеобразный сдержанный характер. Т. написана поэма Данте «Божественная комедия». В русской поэзии Т. встречаются редко (обычно носят характер стилизации). Т. писали А. Пушкин, А. Блок, В. Брюсов. Вот начало блоковских Т. «Песнь Ада»:

День догорел на сфере той земли,

Где я искал путей и дней короче.

Там сумерки лиловые легли.

Меня там нет. Тропой подземной ночи

Схожу, скользя, уступом скользких скал.

Знакомый Ад глядит в пустые очи.

Я на земле был брошен в яркий бал,

И в диком танце масок и обличий

Забыл любовь и дружбу потерял...

Конец:

Я обречен в далеком мраке спальной,

Где спит она и дышит горячо,

Склонясь над ней влюбленно и печально,

Вонзить свой перстень в белое плечо.

Любопытны Т. у В. Брюсова, написанные амфибрахием:

Как ясно, как ласково небо!

Как радостно реют стрижи

Вкруг церкви Бориса и Глеба!

По горбику тесной межи

Иду, и дышу ароматом

И мяты и зреющей ржи.

За полем усатым, несжатым,

Косами стучат косари.

День медлит пред ярким закатом...

ТЕТРАМЕТР

ТЕТРА́МЕТР (греч. τετράμετρον, от τέτρα - в сложн. словах - четыре и μέτρον - мера) - в античной метрике стихотворный размер, состоящий из четырех диподий, обычно хореических или ямбических. Схема хореического Т. такая:

| ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ | ,

т. е. 4 хореических диподии равнялись восьми простым хореическим стопам, а весь объем Т. равнялся 24 морам, или долям. Расстояние Т. равно античному дактилическому гекзаметру. Античный гекзаметр содержит в себе шесть четырехдольных дактилей (дактиль замещается четырехдольным же спондеем ⌣̅⌣̅⌣⌣=⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅), следовательно, в гекзаметре 4×6=24 доли. В Т. тоже 24 доли. Пространство стиха в 24 доли разделено в гекзаметре и в тетраметре по-разному:

Гекзаметр: | ⌣̅⌣̅ ⌣⌣ | ⌣̅⌣̅ ⌣⌣ | ⌣̅⌣̅ ⌣⌣ | ⌣̅⌣̅ ⌣⌣ | ⌣̅⌣̅ ⌣⌣ | ⌣̅⌣̅ ⌣⌣ |

Тетраметр: | ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ | ⌣̅⌣̅⌣ ⌣̅⌣̅⌣ |

Поскольку в Т. четыре хореических диподии, или восемь хореических трехдольных стоп, в переводах с греческого на русский язык Т. обычно имитируется восьмистопным хореем, являющимся по существу четырехкратным четырехдольником (т. е. 2×8=16 долей); русская имитация Т. короче античного Т. на 8 долей (24-16=8 долей). Вот «Призыв к мужеству» древнегреческого поэта Архилоха, написанный Т., в переводе В. Вересаева:

Сердце, сердце! Грозным строем встали беды пред тобой.

Ободрись и встреть их грудью, и ударом на врагов!

Пусть везде кругом засады, - твердо стой, не трепещи!

Победишь - своей победы на показ не выставляй.

Победят - не огорчайся, запершись в дому не плачь!

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй!

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

ТЕТРАПОДИЯ

ТЕТРАПОДИ́Я (греч. τετραποδία, от τέτρα - в сложных словах - четыре и πούς - стопа) - в античной метрике имеет то же значение, что и четырехстопность в русской метрике.

ТИРАДА

ТИРА́ДА [франц. tirade, от итал. tirata (tirate - тянуть)] - 1) длинная речь в литературно-художественном произведении - повести, романе, пьесе, - произносимая в приподнятом, пафосном тоне. Т. является как бы импровизацией, возникающей неожиданно для самого говорящего. 2) Строфа в старофранцузском эпосе, состоящая из неопределенного числа (от 7 до 35) десятисложных стихов с ассонансами; такими Т. написана «Песнь о Роланде». В староиспанской поэзии Т. - строфа с одной рифмой на 7-17 стихов, называемая иногда лэссой.

ТОЛГАУ

ТОЛГА́У (казах.) - в казахской литературе народная форма поэтического бессюжетного произведения, философские рассуждения или размышления по определенному поводу. В прошлом Т. писали казахские поэты Ахан-сэри и Абай Кунанбаев. В советскую эпоху Т. создавал Джамбул Джабаев (например, «Моя Родина»).

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ

ТОНИ́ЧЕСКИЙ СТИХ (от греч. τόνος - ударение) - 1) в первоначальном значении у В. Тредиаковского, который ввел этот термин в русскую поэтику (то́нический стих), - стих, основанный на правильном чередовании словесных ударений в определенных местах стопы (константный ритм), в отличие от предшествующей (в России) системы стихосложения, где в основу стиха было положено равносложие строк, но без соблюдения правильного чередования ударных слогов; эта система стихосложения названа была после Тредиаковского силлабической.

2) Т. с., или чисто тонический, как называет его В. Жирмунский, - стих, организованный не равносложием строк, а определенным количеством ударных слов в стихе, причем количество слогов от ударения до ударения остается произвольным.

3) Некоторые русские теоретики называют Т. с. вообще русский стих, различая в нем формы - силлаботоническую, чисто тоническую и т. д.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ - название системы стихосложения, принятой в русской поэзии со времен реформы В. Тредиаковского. В основе Т. с. лежит принцип равносложия строк и совпадения словесных ударений с сильными, опорными долями стопы. М. Ломоносов назвал эту систему метрико-тонической, его поддержал в начале 20 в. акад. В. Перетц, назвав ее метро-тонической системой; критик 30-40-х гг. 19 в. Н. Надеждин назвал Т. с. силлабически-тоническим, этот термин (в несколько видоизмененной форме: силлаботонический стих) получил в наше время наибольшее распространение. Размерами Т. с. написаны почти все произведения русских поэтов-классиков и многих советских поэтов.

См. реформа Тредиаковского.

ТРАВЕСТИ

ТРАВЕСТИ́, травести´рование (франц. travesti, от travestir - переодевать) - своеобразный жанр комической поэзии, близкий к пародии. Подробно см. бурлеска.

ТРАГЕДИЯ

ТРАГЕ́ДИЯ (греч. τραγῳδία, букв.- козлиная песнь, от τραγος - козел и ᾠδή - песнь) - сценическое произведение, в котором изображается резкое столкновение героической личности с противостоящими ей силами общества, государства или со стихиями природы, в результате чего герой погибает. Т. возникла в Древней Греции из дифирамба, на основе культа Диониса, бога растительности, покровителя виноградарства и виноделия. Первоначально Дионис рисовался воображению греков в облике козла, затем он был наделен человеческими чертами наподобие сатира с рожками надо лбом и бородой (у римлян - Вакх). Празднества в честь Диониса совершались весной, актеры изображали его страдания и гибель; потрясенные зрители испытывали чувство страха и сострадания (катарсис). Так, постепенно из дионисийского дифирамба формировалась структура тех сценических произведений, которые получили затем название Т. Античная Эллада дала миру трех величайших драматургов, авторов Т. - Софокла, Еврипида и Эсхила. От Софокла дошло до нас семь Т. из 120: «Эдип-царь», «Эдип в Колоне», «Антигона» и др.; от Еврипида - восемнадцать Т., лучшие из них - «Медея», «Электра», «Ифигения в Тавриде», «Ипполит»; от Эсхила - семь Т.: «Прикованный Прометей», «Персы», трилогия «Орестея» и др.

В Западной Европе жанр Т. развился в эпоху Возрождения. Величайшим автором Т. в Англии является В. Шекспир (16-17 вв.), он написал Т. в стихах «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Король Лир» и др. Предшественником Шекспира был англичанин К. Марло (16 в.), он создал Т. «Тамерлан Великий» и «Трагическая история доктора Фауста». Во Франции авторами Т. были крупнейшие представители классицизма 17 в. - П. Корнель («Сид», «Гораций», «Смерть Помпея») и Ж. Расин («Андромаха», «Федра», «Британник», «Митридат» и др.); в 18 в. Т. писал Вольтер («Заира» и др.). Трагическое начало присутствует в драматургии немецких авторов И. Гете («Фауст») и Ф. Шиллера («Коварство и любовь», «Дон Карлос»).

В 18 в. Т. в стихах писали русские драматурги: А. Сумароков, создавший Т. «Димитрий Самозванец», «Хорев», «Синав и Трувор»; В. Озеров, автор Т. «Димитрий Донской», «Эдип в Афинах», «Фингал» и др.; Я. Княжнин, автор Т. «Вадим Новгородский».

В 19 в. русская Т. получила наивысшее выражение, главным образом у А. Пушкина («Борис Годунов» и «маленькие трагедии»). В дальнейшем русские авторы выработали своеобразный вид Т., который можно назвать трагедийной драмой, в основе ее лежит столкновение двух личностей, из них одна погибает. Таковы, например, драма в стихах М. Лермонтова «Маскарад» и драма в прозе А. Островского «Гроза».

Интересна недооцененная до сих пор драматургическая деятельность Ин. Анненского; он первым в России 20 в. написал стихотворные Т. (на античные темы): «Фамира-кифарэд», «Мелантиппа-философ», «Царь Иксион» и «Лаодамия». Своеобразна по стилю небольшая Т. в стихах М. Цветаевой «Ариадна», в которой также переосмыслены античные мотивы. Первая крупная вещь В. Маяковского, ознаменовавшая начало его литературной деятельности, - Т. «Владимир Маяковский». В советской литературе известны стихотворные трагедии И. Сельвинского («Командарм 2» и др.), «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского.

ТРЕДИАКОВСКОГО РЕФОРМА

ТРЕДИАКО́ВСКОГО РЕФО́РМА - см. реформа Тредиаковского.

ТРЕХДОЛЬНИК

ТРЕХДО́ЛЬНИК - одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании правильных ритмических процессов стиха; он является малой метрической мерой стиха. В зависимости от объема анакрузы и эпикрузы Т. имеет три вида:

Трехдольник 1-й | ⌣́⌣⌣ |

Трехдольник 2-й ⌣ | ⌣́⌣

Трехдольник 3-й ⌣⌣ | ⌣́

Первый Т. - это безанакрузная базисная форма; второй Т. - с однодольной анакрузой и двудольной эпикрузой; третий Т. - с двудольной анакрузой и однодольной эпикрузой. Все три вида хорошо разработаны в русской поэзии, образуя собой класс трехдольников; они известны под названиями: дактиль, амфибрахий, анапест. В Т. 36 ритмических модификаций, определяемых положением в группе слогов разной долготы и пауз; модификации выведены из базисной формы Т. первого: ⌣́⌣⌣, ⌣́⌣ ^ , ⌣́ ^ ^ , ⌣́ ^ ⌣; ⌣⌣⌣, ⌣⌣ ^ , ⌣ ^ ^ ; ⌣̅́⌣̅⌣, ⌣̅⌣̅⌣̅, ⌣́⌣̅⌣̅; ⌣⌣́⌣, ⌣⌣̅́⌣̅, ⌣⌣⌣́; ^ ^ ⌣, ^ ^ ^ и т. д. Большой мерой правильного ритмического процесса является тактометрический период, он объединяет в себе кратное количество элементных групп - не менее трех и не более шести трехдольников. Отсюда - трехкратный трехдольник, четырехкратный трехдольник, пятикратный трехдольник и шестикратный трехдольник соответствующих видов - первого, второго и третьего. Различаются полносложные формы Т. и паузные. В античной метрике метрическому объему Т. соответствуют однофигурные стопы хорея ⌣̅⌣̅⌣, ямба ⌣⌣̅⌣̅ и трибрахия ⌣⌣⌣. В русской народной поэзии Т. встречаются редко. Примеры Т. см. в статьях амфибрахий, анапест, гекзаметр, дактиль, молосс, трибрахий, тримакр.

ТРИБРАХИЙ

ТРИБРА́ХИЙ (греч. τρίβραχυς, от τρι - в сложн. словах - три и βραχύς - короткий) - античная трехдольная стопа о трех кратких слогах ⌣⌣⌣. В русской метрике Т. называется безударная стопа в трехдольных размерах, например:

| Слезы люд | ские, /\\ | слезы люд | ские, |

| Льетесь вы | ранней и | поздней по | рой, /\\ /\\ |

| Льетесь без | вестные, | льетесь не | зримые, |

| Неисто | щимые, | неисчи | слимые. |

(Ф. Тютчев)

Тревол | ненья мир | ского да | лекая, | /\\

С незем | ным выра | женьем в о | чах /\\ /\\ | /\\

Русо | кудрая, | голубо | окая, | /\\

С тихой | грустью на | бледных ус | тах. /\\ /\\ | /\\

(Н. Некрасов)

После | угомо | нившейся | вьюги /\\ | /\\

Насту | пает в о | круге по | кой. /\\ /\\ | /\\

Я при | слушива | юсь на до | суге /\\ | /\\

К голо | сам детво | ры за ре | кой. /\\ /\\ | /\\

(Б. Пастернак)

Ср. тримакр.

ТРИМАКР

ТРИМА́КР (греч. τρίμακρος, от τρι - в сложн. словах - три и μακρός - длинный, долгий) - в античной метрике шестидольная стопа о трех долгих слогах ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅. В применении к силлаботонической системе стихосложения Т. называется иногда такой ритмический ход, когда в трехдольном размере встречается стопа, состоящая из трех односложных ударяемых слов, например:

| Со́н мо́й бы́л | в руку род | ная! /\\ |

| Сон перед | спасовым | днем. /\\ /\\ |

| В поле за | снула о | дна я /\\ |

| После по | лудня с сер | пом. /\\ /\\ |

(Н. Некрасов)

Ср. молосс.

ТРИМЕТР

ТРИ́МЕТР (греч. τρίμετρον, от τρι - в сложн. словах - три и μέτρον - мера) - в античной метрике стихотворный размер, состоящий из трех диподий.

ТРИНАДЦАТИСЛОЖНИК

ТРИНАДЦАТИСЛО́ЖНИК - общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков (силлабистов) 16-18 вв. (до реформы В. Тредиаковского). Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. Структура Т. станет понятной из сравнения однородных стихов.

Эти стихи - четырехкратный четырехдольник первый, с точки зрения силлаботоники их структура - хореической каденции. Метрическая модель Т. имеет два варианта: при наличии мужской цезуры | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣⌣⌣́ ^ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ ^ ^ | и при трехсложной («дактилической») цезуре | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ ^ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ ^ ^ | . В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю - однодольная цезурная пауза; во втором полустишии - тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Виршевики пользовались Т. с женской рифмой, соблюдая в конце первой половины стиха «пресечение», т. е. цезурную однодольную паузу, равную по длительности одному слогу. Стихи виршевиков нужно читать речитативом. Т. облегченного типа звучит так (подчеркнуты слова с инверсированным ритмом):

| Свечерело. | Дрожь в конях, /\\ | стужа злее | на ночь; /\\ /\\ |

| Заворочал | ся в санях /\\ | Михайло И | ваныч. /\\ /\\ |

(Н. Некрасов)

| Гой ты, ветер, | не шуми /\\ | в зелёной ра | ките! /\\ /\\ |

| Колокольчи | ки мои, /\\ | звените, зве | ните! /\\ /\\ |

(А. К. Толстой)

| Под одной пят | кой мороз, /\\ | под другою | ветер, /\\ /\\ |

| Ко мне милень | кий ходил, /\\ | никто не за | метил. /\\ /\\ |

(Народная частушка)

Вот по такой модели четырехдольника поэты-виршевики и строили свои Т.:

| Уме недо | зрелый, плод /\\ | недолгой на | уки! /\\ /\\ |

| Покойся, не | понуждай /\\ | к перу мои | руки: /\\ /\\ |

| He писав, ле | тящи дни, /\\ | века прово | дити /\\ /\\ |

| Можно и сла | ву достать, /\\ | хоть творцом не | слыти. /\\ /\\ |

| Ведут к ней нетрудные /\\ | в наш век пути | многи. /\\ /\\ |

| На которых | смелые /\\ | не запнутся | ноги. /\\ /\\ |

(А. Кантемир)

Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих Т. тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка):

| Чин купецкий | без греха /\\ | едва может | быти, /\\ /\\ |

| На многи бо | я злобы /\\ | враг обыче | лстити. /\\ /\\ |

Помимо женской цезуры, Симеон Полоцкий, видимо, ошибочно допускал трехсложные и мужские рифмы, явно нарушавшие ритм данной модели стиха:

| Во граде пре | вели́це /\\ | некто ца́рство | ваше, /\\ /\\ |

| Многими зе́м | ли, стра́ны /\\ | славно обла | да́ше. /\\ /\\ |

| ...Царица у | дивлшися /\\ | безстудствию | его́, /\\ /\\ |

| Не яви ли | ца ему /\\ | весело сво | его́. /\\ /\\ |

| ...Тем художе | ством и́мать /\\ | бог тя просла́ | вити. /\\ /\\ |

| И пред лицем | мужа ти /\\ | здраву поста́ | вити. /\\ /\\ |

(«Клевета»)

Тредиаковский был прав, когда протестовал против мужских рифм в реформированном Т., этого не понял М. Ломоносов, полагавший, что Тредиаковский выступает вообще против мужских рифм, а не против мужской рифмы в Т., где такие рифмы ритмически неуместны.

Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом:

| Паче нетер | пимую /\\ | смерть себе из | брати, /\\ /\\ |

| Неже осквер | ненную /\\ | плоть свою пре | дати. /\\ /\\ |

В стихотворном предисловии к «Псалтыри рифмотворной» Симеон Полоцкий писал:

| И помощи | ю бога /\\ | дело совер | шися, /\\ /\\ |

| Се бо Псалтыр | метрами /\\ | ново прело | жися. /\\ /\\ |

Метрическое начало в своих стихах подчеркивал и А. Кантемир, который перевел Т. письма Горация без рифм: «Ведаю, что такие стихи иным стихами, за тем недостатком рифм, не покажутся; но ежели они изволят прилежно примечать, найдут в них мерное согласие и некой приятный звон (разрядка моя. - А. К.), который, надеюся, докажет, что в сочинении стихов наших можно и без рифм обойтися». Несомненно, что такие структурные признаки стиха, как «мерное согласие» (т. е. метр) и «некий приятный звон» (ритм) были известны наиболее одаренным поэтам-виршевикам. Вот начало письма 1 «К меценату», переведенного Кантемиром без рифм (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):

| Меценате, | петый мне /\\ | первыми сти | хами /\\ /\\ |

| И которо | го еще /\\ | в последних петь | стану, /\\ /\\ |

| Довольно уж | вызванна /\\ | меня отстав | наго, /\\ /\\ |

| В прежнее по | зорище /\\ | вновь ты включить | ищешь. /\\ /\\ |

Белым же Т. написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало:

| Тебе ж, само | держице, /\\ | посвятить труд | новый /\\ /\\ |

| И должность со | ветует /\\ | и самое | дело. /\\ /\\ |

| Извинят о | ни ж мою /\\ | смелость пред то | бою. /\\ /\\ |

Очень интересна ритмика стихов Кантемира в сатире IX «К солнцу», написанной 13-сложным стихом. Кантемир ввел в стих примечательные новшества, в результате чего в отдельных строках число слогов увеличилось до 14 и даже 15, а в других случаях снизилось до 12, зато увеличивается на одну долю паузность стиха. Это можно проследить на примерах:

13 | Солнце! Хотя | существо /\\ | твое столь есть | чудно, /\\ /\\ |

14 | Что ему во | век довольно | удивиться | трудно, /\\ /\\ |

14 | ...А таки ска | зуют, что то́ | не противно | богу, /\\ /\\ |

13 | Ох! Как страшно | и слышать /\\ | таку хулу | многу! /\\ /\\ |

13 | ...Высших же рас | суждений /\\ | чрезмерну при | мету /\\

15 | О | боге суе | верий списать | силы столько | нету, /\\ /\\ |

13 | ...Не судило б | нас сребро, /\\ | но правда свя | тая, /\\ /\\ |

12 | Винным казнь, /\\ | а правым /\\ | милость пода | вая. /\\ /\\ |

В первом полустишии 14-сложного стиха каноническую цезурную паузу занимает слог, и все первое полустишие состоит из 8 слогов. В 15-сложном стихе первый слог («О боге...») ритмологически относится к концу предыдущего стиха («... при | мету о...»). Что касается 12-сложного стиха среди тринадцатисложников, то он образовался вследствие паузированной модификации в первой четырехдольной крате (⌣́⌣⌣́ ^ ). Эти ритмологические новшества Кантемира свидетельствуют о тонком ритмическом чувстве поэта, причем подобные новации возможны в пределах именно метрического стиха. «Выпрямленный» Тредиаковским Т. с константным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты:

| Раз в крещенский | вечерок /\\ | девушки га | дали: /\\ /\\ |

| За ворота | башмачок, /\\ | сняв с ноги, бро | сали. /\\ /\\ |

(В. Жуковский)

| Дайте в руки | мне гармонь, /\\ | золотые | планки. /\\ /\\ |

| Парень девуш | ку домой /\\ | провожал с гу | лянки. /\\ /\\ |

(М. Исаковский)

Таким образом, можно сказать, что Т. виршевиков, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия.

Ср. одиннадцатисложник, реформа Тредиаковского, инверсия ритмическая, силлабическое стихосложение.

ТРИОЛЕТ

ТРИОЛЕ́Т (франц. triolet, от итал. trio - трое) - строфическая восьмистишная форма поэзии, где первое двустишие повторяется в конце строфы и, кроме того, четвертый стих есть точное воспроизведение первого стиха; таким образом, текст первой строки трижды фигурирует в стихотворении. Принято считать, что Т. - самая ограниченная форма стиха среди всех других твердых форм (сонет, рондо, ритурнель и др.) и что он является преимущественно развлекательной, игровой формой поэзии. В России первые Т. появились у А. Буниной (писательница начала 19 в.) и Н. Карамзина; затем в течение почти столетия Т. не фигурировал в русской литературе. И только в XX в. в России стали появляться Т. среди стихотворений К. Фофанова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, В. Брюсова, И. Северянина и особенно И. Рукавишникова.

Пример Т.:

Твой лик загадочный и нежный

Как отраженье в глубине,

Склонился медленно ко мне.

Твой лик загадочный и нежный

Возник в моем тревожном сне.

Встречаю призрак неизбежный:

Твой лик, загадочный и нежный,

Как отраженье в глубине.

(В. Брюсов)

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность быстрая моя,

Одно сплошное заблужденье!

Ты промелькнула, как виденье,

И мне осталось сожаленье,

И поздней мудрости змея.

Ты промелькнула, как виденье,

О, юность быстрая моя.

(К. Бальмонт)

В советское время армянский поэт Наири Зарьян написал стихотворение «Двадцати шести комиссарам», выдержанное в триолетах, и эта старая форма поэзии ожила под влиянием нового содержания; вот отрывок из этого стихотворения:

Они в пустыне полегли,

Вдали от гор и сел родных,

За Каспием в песках глухих.

Они в пустыне полегли,

Без друга, средь чужой земли.

Палач не слышал стонов их!

Они в пустыне полегли,

Вдали от гор и сел родных.

Возмездия настанет миг,

И наша пуля цель найдет -

Палач, настигнутый, падет.

Возмездия настанет миг!

Тот спор суровый не утих,

В нас гнев негаснущий живет.

Возмездия настанет миг,

И наша пуля цель найдет.

(Пер. Музы Павловой)

ТРИПОДИЯ

ТРИПОДИ́Я [греч. τριποδία, от τρι - в сложных словах - три и πούς (корень ποδ) - стопа] - в античной метрике трехстопие, ритмическая группа из трех стоп в стихе.

ТРОП

ТРОП (греч. τρόπος - осн. значение - поворот; переносн. - оборот, образ) - поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. К Т. относятся: метафора, метонимия, синекдоха, симфора, гипербола, ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.

ТРОХЕЙ

ТРОХЕ́Й (греч. τροχαῖος, букв. - беглый, скорый) - название античной трехдольной стопы, в которой не допускается замена долгого слога двумя короткими, т. е. Т. ⌣̅⌣̅⌣ не мог перейти в трибрахий ⌣⌣⌣; при замене Т. трибрахием трохеическая стопа иногда называлась хореем.

ТРУБАДУРЫ

ТРУБАДУ́РЫ (франц. troubadour, от прованс. trobar - находить, изобретать) - провансальские поэты раннего Средневековья во Франции, создатели т. н. куртуазной лирики. Они прославляли радости жизни, в особенности любовь; отсюда культ «прекрасной дамы» у Т. Придавая большое значение форме и технике стиха, Т. на протяжении нескольких столетий выработали до 900 различных стихотворных размеров и изощренных форм стиха. Свои стихи Т. исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов. Возникнув в 11 в., провансальская поэзия Т. достигла высшего развития в 12 в., когда среди Т. выявились два поэтических течения - защитники «темного стиля» и последователи «ясного стиля». «Темный стиль» быль характерен для наиболее изощренной в формах стиха группы Т., сторонников аристократизма в жизни и в искусстве; «ясный стиль» был стилевой особенностью сторонников демократических тенденций и традиционалистов формы. Историей провансальской лирики установлено около 500 имен поэто в Т., среди них около 30 женщин, 5 королей, несколько десятков крупных феодалов, ряд духовных лиц, мастеровых, купцов и пр. Многие Т. были странствующими поэтами. Среди многоразличных форм поэзии Т. особенно были распространены канцона, пасторелла, сирвента, тенцона, партимена (партима), альба, серена (серенада) и пр. Многие из этих форм имеют корни в народной поэзии Франции, но они были переработаны и усложнены Т. Наиболее выдающиеся Т. - Гильем, Рюдель, Бернарт де Винтадорн, де Борнель, Даниель, Бертран де Борн.

Провансальская поэзия французских Т. оказала огромное влияние на судьбы поэзии Италии (Данте и особенно Петрарка), Испании, Португалии, Германии (миннезингеры), Англии (прерафаэлиты). Ф. Энгельс писал: «Южнофранцузская, проще говоря, провансальская нация не только проделала во времена Средневековья „ценное развитие", но даже стала во главе европейского развития. Она выработала первая из всех новейших наций литературный язык. Ее поэзия для всех романских народов, и даже для немцев и англичан, служила тогда недостижимым образцом» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. VI, стр. 406-407). В 17 и 18 вв. наблюдается ослабление интереса к поэзии Т. и даже почти полное ее забвение. Но в начале 19 в. во Франции и Германии возрождается интерес к провансальской лирике. В России поэзия Т., естественно, не могла иметь влияния. Можно упомянуть драму А. Блока «Роза и крест», написанную под впечатлением провансальской поэзии и стоящую особняком в русской драматургии; но в его цикле «Стихи о Прекрасной Даме» явственно ощутима романтическая символика русской темы.

ТРУВЕРЫ

ТРУВЕ́РЫ (франц., ед. ч. trouvère, от trouver - находить, придумывать) - лирические поэты раннего Средневековья (11-15 вв.) в северной Франции (Нормандия). Странствуя по городам, селениям и замкам феодалов, они, подобно трубадурам южной Франции, исполняли свои песни, стихи под аккомпанемент музыкальных инструментов.

ТУЙУК

ТУЙУ́К (узб.) - название четверостишия в узбекской поэзии с омонимическими рифмами и редифом.

Предыдущая страница Следующая страница