Поэтический словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

УДАРЕНИЕ

УДАРЕ́НИЕ - как лингвистический термин употребляется в двух значениях: 1) словесное У., выделяющее в слове определенный ударный слог; 2) фразовое, или логическое У., подчеркивающее в фразе какое-либо слово или группу слов (словосочетание) наибольшей смысловой значимости.

В формировании ритмической структуры русского стиха оба У. играют исключительную роль. Особенно важным, определяющим фактором ритмостроения стиха являются словесные У. (ударные слоги) в их взаимосвязи с метрическими акцентами контрольного стихового ряда. Метрически сильные акценты, расчленяющие ритмический процесс на равновеликие части (стопы, краты), служат опорными узлами гармонического движения стиха. Они точно локализованы и независимы от изменчивого речевого потока. Ударные слоги в словах образуют собой систему ритмических У. метрического стиха. Если ударный слог совмещается с сильным метрическим акцентом (главным или побочным), то в стихе образуется константный ритм; таково русское классическое стихосложение. Если же ударные слоги не совпадают с метрическими акцентами и приходятся на слабые доли стопы (краты), то получается ритмическая инверсия на фоне константного ритма; это наблюдается в античном стихе (особенно в гекзаметре), в русской народной метрике и (в грубом виде) в стихах русских виршевиков. Безударная стопа (крата) не содержит в себе ударного слога, она ритмически нейтральна.

Неправильное словесное У. легко обнаруживается в метрическом стихе, например:

И вот ему несет рука моя

Зародыши еле´й, дубов и сосен.

(Е. Баратынский)

Молчу, потерянный, на дальний путь глядя´

Из-за темнеющего сада...

(А. Фет)

Тебя весною намертво

Срубили для прясла´,

Похоронили на лето,

А ты опять росла.

(В. Боков)

И снег соперничал в усердьи

С суме´рничающею смертью.

(Б. Пастернак)

УДАРНИК

УДА́РНИК, или акцентный стих, - один из основных видов дисметрического свободного стиха (верлибра), пластическая структура которого опирается не на количество стоп, как в метрическом стихе, а на равное количество логически сильных ударных слов. В зависимости от этого определяются и стиховые ряды равноударников: двухударник, трехударник, четырехударник, пятиударник, шестиударник. Акцентный стих очень распространен в русской народной поэзии. В 20 в. он стал достоянием поэзии А. Блока, М. Кузмина и особенно В. Маяковского, который канонизировал ударник и фразовик как формы стиха, наиболее подходящие для его публицистической поэзии. Различаются рифмованные и нерифмованные равноударники, среди последних имеется значительная группа произведений, где, помимо равного количества ударных слов, соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды.

Пример народного двухударника:

Во гра́де было Ки́еве,

Жила́-была молода́ вдова;

У не́й было де́вять сыновей,

Деся́тая - дочь люби́мая,

Ее бра́тья возлеле́яли,

Возлеле́яв, замуж вы́дали,

За младо́го за моря́нина,

За хоро́шего боя́рина.

(«Сестра и братья-разбойники»)

В древнейшем памятнике русской литературы - в «Слове о полку Игореве», написанном в сложной полиритмической системе, встречаются отдельные куски текста, выдержанные в манере трехударника:

Длъго. Ночь мръкнет,

Заря свет запала,

мъгла поля покрыла,

щекот славий успе,

говор галичь убуди.

Русичи великая поля

чрълеными щиты прегородиша,

ищучи себе чти,

а князю славы, ( /\\ ́)

Народный трехударник с трехсложной клаузулой:

Пое́хал Миха́йло Доро́дович,

Пое́хал гуля́ть во чисто́ поле,

И вы́ехал на го́ру высо́кую,

Разве́ртывал тру́бку подзо́рную,

Гляде́л-смотре́л во чисто́ поле.

(Былина «Братья Дородовичи»)

Трехударник с двусложной клаузулой:

Полюби́л короле́вич Я́ныш

Молоду́ю краса́вицу Ели́цу,

Любит о́н ее два кра́сные ле́та,

В третье ле́то взду́мал он жени́ться

На Любу́се, че́шской короле́вне.

(А. Пушкин)

Четырехударник с двусложной клаузулой (в последнем стихе - односложная клаузула):

Когда́ мне́ говоря́т: «Александри́я»,

я ви́жу бе́лые сте́ны до́ма,

небольшо́й са́д с гря́дкой левко́ев,

бле́дное со́лнце осе́ннего ве́чера

и слы́шу зву́ки дале́ких фле́йт.

(М. Кузмин)

Рифмованный четырехударник:

Вашу мы́сль, мечта́ющую на размягче́нном мозгу́,

Как вы́жиревший лаке́й на заса́ленной куше́тке,

Буду дразни́ть об окрова́вленный се́рдца лоску́т:

Досы́та изыздева́юсь, наха́льный и е́дкий.

(В. Маяковский)

Шестиударник с двусложной клаузулой:

Нас бы́ло четы́ре сестры́, четы́ре сестры́ нас бы́ло,

Все мы четы́ре люби́ли, но все́ име́ли ра́зные «потому́ что»:

Одна́ люби́ла, потому́ что так оте́ц с ма́терью ей веле́ли,

Друга́я люби́ла, потому́ что бога́т был ее́ любо́вник,

Тре́тья люби́ла, потому́ что он бы́л знамени́тый худо́жник,

А я́ люби́ла, потому́ что полюби́ла. ( /\\ ́) ( /\\ ́)

(М. Кузмин)

У. весьма перспективная форма русского верлибра.

УКРАШАЮЩИЕ ЭПИТЕТЫ

УКРАША́ЮЩИЕ ЭПИ́ТЕТЫ - термин старых русских поэтик, прилагательные, часто нейтральные по значению, которыми обычно сопровождалась стихотворная речь в целях придания ей особой условной «поэтичности». У. э. были одним из любимых стилистических приемов в русской поэзии 18 в. Пример У. э. у Г. Державина:

Кого роскошными пирами,

На влажных невских островах,

Между тенистыми древами,

На мураве и на цветах,

В шатрах персидских златошвейных,

Из глин китайских драгоценных,

Из венских чистых хрусталей,

Кого толь славно угощаешь...

По унаследованной от Державина традиции молодой Пушкин допускал в своих стихотворениях У. э., но в зрелом возрасте он отказался от этих стилистических излишеств, делающих стих пышным и несколько пустоватым, и перешел к точному поэтическому языку.

УЛИГЕР

УЛИГЕ́Р (монг.) - бурят-монгольские народные сказания по мотивам героико-исторического эпоса. Стихотворная форма У. строится на системе аллитерационных повторов в начале стихов. Улигершин - сказитель бурят-монгольского эпоса. Из современных улигершин известен А. Тороев, исполнитель народного эпоса, автор новых У. о Ленине («Ленин-багша»), о Советской Армии, об Отечественной войне, о Москве, о новой жизни в колхозах.

УМОЛЧАНИЕ

УМОЛЧА́НИЕ - термин русской поэтики, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Стилистический эффект У. заключается иногда в том, что прерванная в волнении речь дополняется подразумеваемым выразительным жестом.

Пример У. у Пушкина в «Скупом рыцаре»:

А этот? Этот мне принес Тибо -

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно, или, может быть,

Там на большой дороге, ночью, в роще...

подразумевается: «убил и ограбил». Или в «Бахчисарайском фонтане»:

Но слушай: если я должна

Тебе... кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена.

Соответствующим жестом заканчивается басня Крылова «Гуси»:

Баснь эту можно бы и боле пояснить -

Да чтоб гусей не раздразнить...

подразумевается: «лучше помолчим».

Но иногда У. бывает настолько сложно, что читателю трудно догадаться о действительном продолжении фразы, например:

Хотя страшился он сказать,

Нетрудно было б отгадать,

Когда б... но сердце, чем моложе,

Тем боязливее, тем строже,

Хранит причину от людей

Своих надежд, своих страстей.

(М. Лермонтов)

Нет, вам красного детства не знать,

Не прожить вам спокойно и честно.

Жребий ваш... но к чему повторять

То, что даже ребенку известно.

(Н. Некрасов)

На У. основан редчайший в практике поэтов стилистический оборот у В. Маяковского: фраза прервана на полуслове, на рифме, состоящей из трех кратких слов, которые вне контекста были бы совершенно бессмысленны:

И эту секунду

бенгальскую,

громкую

Я ни на что б не выменял, -

я ни на...

Из сигарного дыма

ликерной рюмкою

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

(«Облако в штанах»)

Близка к фигуре У. прерванная на рифмующемся полуслове фраза в стихотворении М. Светлова «Гренада»:

Я видел: над трупом

Склонилась луна

И мертвые губы

Шепнули: - Грена...

Или в поэме П. Антокольского «Сын»:

Какой итог, какой душевный опыт

Здесь выражен, какой мечты глоток?

Итог не подведен, глоток не допит.

Оборвалась и подпись: «В. Анток...»

Еще более разительный пример У. в сочетании с ретардацией у Маяковского в «Стихах о советском паспорте»: начав в конце первой строфы фразу «Но эту...», поэт оборвал ее и повел на протяжении девяти строф повествование о паспортах других, несоветских государств, затем - о советском паспорте, и лишь в конце десятой строфы он повторил оборванную фразу, закончив ее великолепным в своей выразительности агитационным восклицанием. Здесь Маяковский повторил и развил прием, примененный А. Пушкиным в поэме «Граф Нулин»:

Он входит, медлит, отступает,

И вдруг упал к ее ногам,

Она... Теперь, с их позволенья,

Прошу я петербургских дам

Представить ужас пробужденья

Натальи Павловны моей

И разрешить, что делать ей?

Она, открыв глаза большие,

Глядит на графа - наш герой

Ей сыплет чувства выписные...

УПОДОБЛЕНИЕ

УПОДОБЛЕ́НИЕ - стилистический оборот на основе развернутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отмечается их частичная близость друг другу, то У. раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями. Параллельный поэтический образ усиливает художественную выразительность основного образа. Великолепный пример У. имеется в конце поэмы Пушкина «Цыганы», после обращения старика к Алеко, убившему Земфиру:

Сказал, и шумною толпою

Подался табор кочевой

С долины страшного ночлега,

И скоро всё в дали степной

Сокрылось. Лишь одна телега,

Убогим крытая ковром,

Стояла в поле роковом.

Так иногда перед зимою,

Туманной утренней порою,

Когда подъемлется с полей

Станица поздних журавлей

И с криком вдаль на юг несется,

Пронзенный гибельным свинцом

Один печально остается,

Повиснув раненым крылом.

Настала ночь; в телеге темной

Огня никто не разложил,

Никто под крышею подъемной

До утра сном не опочил.

Ряд маленьких лирических стихотворений Ф. Тютчева целиком построены на У., например стихотворение «Как над горячею золой», где трагическое угасание человека уподобляется тлеющей рукописи. Или У. в стихотворении И. Бунина «Родине»:

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, что сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Любопытно, что с конца 19 в. У., как стилистическая фигура, постепенно выходит из употребления. Тем интересней возрождение У. в стихах советского поэта Н. Заболоцкого («Я не ищу гармонии в природе», «Засуха», «Начало зимы» и др.). Вот отрывок из стихотворения «Засуха»:

В смертельном обмороке бледная река

Чуть шевелит засохшими устами.

Украсив дно большими бороздами,

Ползут улитки, высунув рога.

Подводные кибиточки, повозки,

Коробочки из перла и известки,

Остановитесь! В этот страшный день

Ничто не движется, пока не пала тень.

Лишь вечером, как только за дубравы

Опустится багровый солнца круг,

Заплакав жалобно, придут в сознанье травы,

Вздохнут дубы, подняв остатки рук.

Но жизнь моя печальней во сто крат,

Когда болеет разум одинокий

И вымыслы, как чудища, сидят,

Поднявши морды над гнилой осокой.

И в обмороке смутная душа,

И, как улитки, движутся сомненья,

И на песках, колеблясь и дрожа,

Встают как уголь черные растенья.

И чтобы снова исцелился разум,

И дождь и вихрь пускай ударят разом!

Ср. символ, сравнение.

УСЕЧЁННАЯ РИФМА

УСЕЧЁННАЯ РИ́ФМА - прием рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова. В русском классическом стихе У. р. считается рифма с усечением звука «й» (краткого «и»):

И что ж? Поверил бог унылый.

Амур от радости прыгнул,

И на глаза со всей он силы

Обнову брату затянул.

(А. Пушкин)

Светильник дня прекрасный,

Ложись и ты; - почий;

С зарею новой ясны

Ты вновь прострешь лучи.

(В. Капнист)

В поэзии 20 в. У. р. называют иногда неравносложную рифмовку:

Свищет вполголоса арии,

Блеском и шумом пьяна, -

Здесь на ночном тротуаре,

Вольная птица она!

Детски балуется с локоном,

Вьющимся дерзко к глазам,

То вдруг наклонится к окнам,

Смотрит на радужный хлам.

(В. Брюсов)

УСКОРЕНИЯ

УСКОРЕ́НИЯ - термин, предложенный А. Белым для обозначения в силлаботоническом ямбе и хорее наличия пиррихиев. По наблюдениям А. Белого безударная группа слогов произносится быстрее, чем группы слогов с ударением, и ритм всей строки поэтому убыстряется, образуя собой диподии, т. е. двустопия. С ритмологической точки зрения здесь идет вопрос о четырехдольной структуре ямбов и хореев, в основе которых лежит четырехдольная ритмическая группа с одним сильным ударным слогом. Подробно об этом см. четырехдольники, хорей, ямб.

Пример У. в ямбе (с разбивкой на стопы по А. Белому):

И на | чина́ | ет по | немно́ | гу

Моя | Татья́ | на по | нима́ть.

(А. Пушкин)

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий,

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не | поко | леба́л | ни на | микро́н,

Не при | оста | нови́л ни на | мгнове́ | нье

Он серд | ца ле | нингра́д | ского | бие́ | нье.

(В. Инбер)

Пример У. в хорее с той же разбивкой на стопы:

Коло | ко́льчик | одно | зву́чный

Уто | мите́ль | но гре | ми́т.

(А. Пушкин)

Детство дует в дудочки

Скачет | в дого | ня́лочки,

Выре | за́ет | у́дочки,

Выжи | га́ет | па́лочки.

(В. Боков)

Предыдущая страница Следующая страница