Поэтический словарь
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ХАЙКУ

ХА́ЙКУ - см. хокку.

ХАФИЗ

ХАФИ́З (перс.) - название народного поэта-певца в Таджикистане.

ХИАЗМ

ХИА́ЗМ [греч. χιασμός - крестообразное расположение в виде греческой буквы χ (хи)] - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях (или словосочетаниях), построенных на синтаксическом параллелизме, второе предложение (или сочетание) строится в обратной последовательности членов. Иначе говоря, X. - это перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных предложениях одинаковой синтаксической формы.

Примеры X.:

Автомедоны наши бойки,

Неутомимы наши тройки.

(А. Пушкин)

... Испанский гранд, как вор,

Ждет ночи и луны боится.

(А. Пушкин)

Ужель меня несчастней нету

И нет виновнее его.

(М. Лермонтов)

Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

(А. Грибоедов)

Упразднен ум и мысль осиротела.

(Ф. Тютчев)

Чтоб жить

не в жертву дома дырам.

Чтоб мог

в родне

отныне

стать

Отец,

по крайней мере, миром,

Землей, по крайней мере, - мать.

(В. Маяковский)

Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье.

(А. Ахматова)

Еще не все отысканы могилы

И мертвецы оплаканы не все.

(Г. Николаева)

ХОККУ

ХО́ККУ, хайку, - трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, наряду с танка является национальной формой направления «Дэнтосси» («поэтические традиции»). Исторически X. рассматривают как первую строфу танка, от которой X. отделилась еще в глубокой древности. В X. изображаются природа и человек в их вечной неразрывности. В каждом X. соблюдается определенная мера стихов - в первом и третьем стихах по пяти слогов, во втором стихе - семь, а всего в X. 17 слогов. Рифм в X. нет. При крайней сжатости эти миниатюры обладают исключительной смысловой емкостью, требующей порой комментариев. Самый знаменитый в Японии автор X. - национальный поэт Мацуо Басё (17 в.). Вот его X. в переводе В. Марковой:

Старый пруд.

Прыгнула в воду лягушка.

Всплеск в тишине.

С ветки на ветку

Тихо сбегают капли...

Дождик весенний.

Откуда вдруг такая лень?

Едва меня сегодня добудились...

Шумит весенний дождь.

Такой у воробышка вид,

Будто и он любуется

Полем сурепки в цвету.

Жаворонок поет.

Звонким ударом в чаще

Вторит ему фазан.

Холод пробрал в пути.

У птичьего пугала, что ли,

В долг попросить рукава?

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Я в руки возьму, о мать,

Слезами горячими растоплю

Белый иней твоих волос.

ХОЛИЯМБ

ХОЛИЯ́МБ (греч. χωλίαμβος, от χωλός - хромой) - «хромой ямб», размер античного стиха, введенный в практику древнегреческим поэтом Гиппонактом Эфесским (‛Ιππωνάξ; 6 в. до н. э.), который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Вот силлаботоническая имитация X. - двустишие Гиппонакта (‛Ιππωνάκτειος):

Богатства бог, чье имя Плутос, - зна́ть, сле́п он!

Под кров певца ни разу не заше́л в го́сти.

(Пер. Вяч. Иванова)

Или маленькая басня греческого поэта 2 в. н. э. Бабрия (Βαβριας) «Лев и Олень»:

Рехнулся лев. Из чащи на него́ гля́дя,

Олень в тоске промолвил: «Горе на́м, бе́дным!

Ах, как ужасен сумасшедший ца́рь бу́дет,

Который и в своем уме едва́ сно́сен!»

(Пер. М. Гаспарова)

Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов:

В огромном городе моем - ночь.

Из дома сонного иду - прочь.

И люди думают: жена, дочь, -

А я запомнила одно: ночь.

(М. Цветаева)

ХОЛОСТОЙ СТИХ

ХОЛОСТО́Й СТИХ - термин старой русской поэтики, бытующий и в настоящее время: незарифмованная строка среди рифмованных стихов. В четырехстишной строфе X. с. чаще встречаются в первой и третьей строках, например:

Сидел рыбак веселый

На берегу реки;

А перед ним по ветру

Качались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважину проткнул;

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

(М. Лермонтов)

Чрезвычайно редко встречается в русской поэзии обратный прием рифмовки, когда холостыми остаются вторая и четвертая строки:

Как ясность безоблачной ночи,

Как юно-нетленные звезды,

Твои загораются очи

Всесильным таинственным счастьем.

И все, что лучом их случайным

Далеко иль близко объято,

Блаженством овеяно тайным -

И люди, и звери, и скалы.

Лишь мне, молодая царица,

Ни счастия нет, ни покоя,

И в сердце, как пленная птица,

Томится бескрылая песня.

(А. Фет)

В следующей миниатюре первый стих каждой пятистишной строфы - холостой:

Обеих вас я видел вместе,

И всю тебя узнал я в ней!

Та ж тихость взора, нежность гласа,

Та ж прелесть утреннего часа,

Что веяла с главы твоей!

И все, как в зеркале волшебном,

Все обозначилося вновь:

Минувших дней печаль и радость,

Твоя утраченная младость,

Моя погибшая любовь!

(Ф. Тютчев)

Иногда холостым остается последний стих каждой строфы стихотворения. В стихотворении К. Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» каждая восьмистрочная строфа, выдержанная в четырехстопном амфибрахии, заканчивается шестистопным ямбическим X. с.:

А дева русская Гаральда презирает.

В балладе А. К. Толстого «Волки», написанной семистопными строфами, последняя строка каждой строфы также является X. с. (пример см. в статье септима).

Однако чаще X. с. называется одинокая незарифмованная строка среди взаиморифмующихся стихов. Таков, например, первый стих четырехстопного ямба в стихотворении «Сцена из Фауста» Пушкина:

Фауст

Мне скучно, бес.

Мефистофель

Что делать, Фауст?

Таков нам положен предел,

Его ж никто не преступает.

Вся тварь разумная скучает.

Иной от лени, тот от дел...

Или в «Медном Всаднике»:

...Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало. Все вокруг

Вдруг опустело - волны вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон

По пояс в воду погружен...

В некоторых формах восточной поэзии наличие X. с. обязательно. Так, в газели X. с. является первый стих каждого двустишия (бейта), исключая начальное двустишие; в четырехстишном рубаи третий стих - холостой.

ХОР

ХОР (греч. χορός - хор, многоголосое пение) - в древнегреческой трагедии совместное выступление исполнителей стиха, музыки (пения) и пляски. Стихи для античного X. состоят из трех частей - строфы, антистрофы и эпода.

ХОРЕЙ

ХОРЕ́Й (греч. χορεῖος, букв. - плясовой, от χορεῖα - хор, пляска, хоровод) - 1) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый - долгий ⌣̅⌣̅⌣. 2) В силлаботоническом стихе X. называется двусложная стопа с ударением на первом слоге ⌣́⌣, заменяемая безударным пиррихием ⌣⌣. С точки зрения ритмологии, хореический стих - это четырехдольник ⌣́⌣⌣⌣ или шестидольник ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣. Ниже приведен ряд примеров X. параллельно в силлаботонической и ритмологической трактовках.

Трехстопный хорей:

| В дымке- | неви | димке |

| Выплыл | месяц | вешний, |

| Цвет са | довый | дышит |

| Яблонь | ю, че | решней. |

Шестидольник 1-й:

| В ды́мке-неви | ди́мке |

| Вы́плыл месяц | ве́шний, |

| Цве́т садовый | ды́шит |

| Яблонью, че | ре́шней. |

(А. Фет)

Запись тех же стихов в соответствии с их тактометрическим периодом:

| В ды́мке-неви | ди́мке || вы́плыл месяц | ве́шний, |

| Цве́т садовый | ды́шит || я́блонью, че | ре́шней. |

Четырехстопный хорей:

Сквозь вол | нисты | е ту | маны

Проби | рает | ся лу | на,

На пе | чальны | е по | ляны

Льет пе | чально | свет о | на.

Четырехкратный четырехдольник 3-й:

╔ Сквозь вол | ни́стые ту | ма́ны

╚ Проби | ра́ется лу | на́, /\\

╔ На пе | ча́льные по | ля́ны

╚ Льет пе | ча́льно свет о | на́. /\\

(А. Пушкин)

Те же стихи, записанные в соответствии с их тактометрическим периодом:

Сквозь вол | ни́стые ту | ма́ны проби | ра́ется лу | на́. /\\

На пе | ча́льные по | ля́ны льет пе | ча́льно свет о | на. /\\

Пятистопный хорей:

Фини | ша ле | тяща | я ми | нута,

Моло | дость лег | ка и | горя | ча -

Сило | ю на | дута, | как на | дута

Каме | ра фут | больно | го мя | ча.

(Б. Корнилов)

Трехкратный четырехдольник 1-й:

| Фи́ниша ле | тя́щая ми | ну́та, /\\ /\\ |

| Мо́лодость лег | ка́ и горя | ча́ - /\\ /\\ /\\ |

| Си́лою на | ду́та, как на | ду́та /\\ /\\ |

| Ка́мера фут | бо́льного мя | ча́. /\\ /\\ /\\ |

Шестистопный хорей:

Долго | не сда | валась | Любуш | ка со | седка.

Нако | нец шеп | нула: | «Есть в са | ду бе | седка,

Как тем | нее | станет - | пони | маешь | ты?..»

Ждал я, | исстра | дался, | ночки- | темно | ты!

(Н. Некрасов)

Двухкратный шестидольник 1-й:

| До́лго не сдава́лась || Лю́бушка со | се́дка. |

| Наконе́ц, шеп | ну́ла: || «Е́сть в саду бе | се́дка, |

| Как темне́е | ста́нет - || понима́ешь | ты́?..» /\\ |

| Жда́л я, исстра | да́лся, || но́чки-темно | ты́! /\\ |

Семистопный хорей:

Ули | ца бы | ла - как | буря. Толпы | прохо | дили,

Словно | их пре | следо | вал не | отвра | тимый | рок.

Мчались | о́мни | бусы, | кебы | и ав | томо | били,

Был не | исчер | паем | ярост | ный люд | скойпо | ток.

(В. Брюсов)

Четырехкратный четырехдольник 1-й:

| У́лица бы | ла́ как буря. - | То́лпы прохо | ди́ли, /\\ /\\ |

| Сло́вно их пре | сле́довал не | отврати́мый | ро́к. /\\ /\\ /\\ |

| Мча́лись о́мни | бусы, ке́бы | и автомо | би́ли, /\\ /\\ |

| Бы́л неисчер | па́ем ярост | ный людско́й по | то́к. /\\ /\\ /\\ |

Восьмистопный хорей (удвоенный четырехстопный):

Парня | выбра | ли по | росту | между | сотен | низко | лобых,

На год | запер | ли в ка | зарму, | сны про | вери | ли в моз | гу,

Ровно | год ску | чал и | ждал он | с разной | сволочь | ю бок | о бок.

Напи | сал до | мой от | крыток, | и от | туда | ни гу- | гу.

(П. Антокольский)

Четырехкратный четырехдольник 3-й:

Парня | вы́брали по | ро́сту между | со́тен низко | ло́бых,

На год | за́перли в ка | за́рму, сны про | ве́рили в моз | гу́, /\\

Ровно | го́д скучал и | жда́л он с разной | сво́лочью бок | о́ бок.

Напи | са́л домой от | кры́ток, и от | ту́да ни гу- | гу́. /\\

После ямбических стихов (особенно четырехстопного ямба) хореические размеры - самые популярные в русской поэзии.

ХОРИЯМБ

ХОРИЯ́МБ (греч. χορίαμβος) - в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба, о четырех слогах ⌣̅⌣̅⌣⌣⌣̅⌣̅. B силлаботонической же системе X. называется случай, когда в ямбическом стихе (преимущественно в четырехстопном ямбе) в первой стопе из двух смежных стоп словесное ударение падает на первый слог, а в следующей стопе - на второй слог ⌣́⌣⌣⌣́. Замечено, что X. в ямбе чаще бывает тогда, когда первое слово стиха односложное, и реже, когда первое слово двусложное.

Примеры:

В ча́с не | забве́н | ный, в час | печальный

Я долго плакал пред тобой.

(А. Пушкин)

Ко́нь спо | тыка́ | ется | под ним.

(М. Лермонтов)

Ве́к де | вятна́д | цатый | желез | ный...

(А. Блок)

Ко́ни | изму́ | чились, | и ку | чер как | ни бил | ся,

Пришлось хоть стать. Слезает с козел он.

(И. Крылов)

Кро́ме | любви́, | она | не зна | ла,

Она не знала ничего.

(М. Лермонтов)

О, если б знали вы, друзья,

Хо́лод | и мра́к | гряду | щих дней!

(А. Блок)

Ма́стер | заво́ | да но | мерно | го,

Потомок русских пушкарей...

(С. Кирсанов)

ХРОМОЙ ЯМБ

ХРОМО́Й ЯМБ - см. холиямб.

ХРОНИКА

ХРО́НИКА (греч. χρονικός - относящийся ко времени, от χρόνος - время) - 1) в древних литературах летописные произведения, краткая запись исторических событий, происходивших в стране или в данной местности. 2) Жанр мемуарно-повествовательной литературы, изображающей последовательное течение событий общественно-политических, военно-исторических, семейно-бытовых и пр. (например, «Семейная хроника» С. Аксакова). По своему характеру и стилю хроникальный жанр бытует только в прозе, но есть редкие случаи, когда поэт обращается к форме X., например «Революция (поэтохроника)» В. Маяковского.

ХРОНОС КЕНОС

ХРО́НОС КЕНО́С (греч. χρονος κενός, букв. - пустое время) - название структурной ритмической паузы в античных стихах. См. пауза.

ХРОНОС ПРОТОС

ХРО́НОС ПРО́ТОС (греч. χρόνος πρῶτος, букв. - первое время) - термин греческой античной метрики, обозначающий минимальное время, необходимое для произнесения в стихе краткого слога, состоящего из гласного звука или согласного с гласной. В латинской поэтике это явление ритмики называется морой (mora). В русской поэтике ему соответствует доля.

Предыдущая страница Следующая страница