ХА́ЙКУ - см. хокку.
|
ХАФИ́З (перс.) - название народного поэта-певца в Таджикистане.
|
ХИА́ЗМ [греч. χιασμός - крестообразное расположение в виде греческой буквы χ (хи)] - стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях (или словосочетаниях), построенных на синтаксическом параллелизме, второе предложение (или сочетание) строится в обратной последовательности членов. Иначе говоря, X. - это перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных предложениях одинаковой синтаксической формы. Примеры X.: Автомедоны наши бойки, Неутомимы наши тройки. (А. Пушкин) ... Испанский гранд, как вор, Ждет ночи и луны боится. (А. Пушкин) Ужель меня несчастней нету И нет виновнее его. (М. Лермонтов) Рассудку вопреки, наперекор стихиям. (А. Грибоедов) Упразднен ум и мысль осиротела. (Ф. Тютчев) Чтоб жить не в жертву дома дырам. Чтоб мог в родне отныне стать Отец, по крайней мере, миром, Землей, по крайней мере, - мать. (В. Маяковский)
Здесь Пушкина изгнанье началось И Лермонтова кончилось изгнанье. (А. Ахматова) Еще не все отысканы могилы И мертвецы оплаканы не все. (Г. Николаева)
|
ХО́ККУ, хайку, - трехстишное лирическое стихотворение в японской поэзии, наряду с танка является национальной формой направления «Дэнтосси» («поэтические традиции»). Исторически X. рассматривают как первую строфу танка, от которой X. отделилась еще в глубокой древности. В X. изображаются природа и человек в их вечной неразрывности. В каждом X. соблюдается определенная мера стихов - в первом и третьем стихах по пяти слогов, во втором стихе - семь, а всего в X. 17 слогов. Рифм в X. нет. При крайней сжатости эти миниатюры обладают исключительной смысловой емкостью, требующей порой комментариев. Самый знаменитый в Японии автор X. - национальный поэт Мацуо Басё (17 в.). Вот его X. в переводе В. Марковой: Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине. С ветки на ветку Тихо сбегают капли... Дождик весенний. Откуда вдруг такая лень? Едва меня сегодня добудились... Шумит весенний дождь. Такой у воробышка вид, Будто и он любуется Полем сурепки в цвету. Жаворонок поет. Звонким ударом в чаще Вторит ему фазан. Холод пробрал в пути. У птичьего пугала, что ли, В долг попросить рукава? На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер. Я в руки возьму, о мать, Слезами горячими растоплю Белый иней твоих волос.
|
ХОЛИЯ́МБ (греч. χωλίαμβος, от χωλός - хромой) - «хромой ямб», размер античного стиха, введенный в практику древнегреческим поэтом Гиппонактом Эфесским (‛Ιππωνάξ; 6 в. до н. э.), который последнюю стопу шестистопного ямба заменил хореем. Вот силлаботоническая имитация X. - двустишие Гиппонакта (‛Ιππωνάκτειος): Богатства бог, чье имя Плутос, - зна́ть, сле́п он! Под кров певца ни разу не заше́л в го́сти. (Пер. Вяч. Иванова)
Или маленькая басня греческого поэта 2 в. н. э. Бабрия (Βαβριας) «Лев и Олень»: Рехнулся лев. Из чащи на него́ гля́дя, Олень в тоске промолвил: «Горе на́м, бе́дным! Ах, как ужасен сумасшедший ца́рь бу́дет, Который и в своем уме едва́ сно́сен!» (Пер. М. Гаспарова) Холиямбическим можно назвать размер следующих стихов: В огромном городе моем - ночь. Из дома сонного иду - прочь. И люди думают: жена, дочь, - А я запомнила одно: ночь. (М. Цветаева)
|
ХОЛОСТО́Й СТИХ - термин старой русской поэтики, бытующий и в настоящее время: незарифмованная строка среди рифмованных стихов. В четырехстишной строфе X. с. чаще встречаются в первой и третьей строках, например: Сидел рыбак веселый На берегу реки; А перед ним по ветру Качались тростники. Сухой тростник он срезал И скважину проткнул; Один конец зажал он, В другой конец подул. (М. Лермонтов) Чрезвычайно редко встречается в русской поэзии обратный прием рифмовки, когда холостыми остаются вторая и четвертая строки: Как ясность безоблачной ночи, Как юно-нетленные звезды, Твои загораются очи Всесильным таинственным счастьем. И все, что лучом их случайным Далеко иль близко объято, Блаженством овеяно тайным - И люди, и звери, и скалы. Лишь мне, молодая царица, Ни счастия нет, ни покоя, И в сердце, как пленная птица, Томится бескрылая песня. (А. Фет) В следующей миниатюре первый стих каждой пятистишной строфы - холостой: Обеих вас я видел вместе, И всю тебя узнал я в ней! Та ж тихость взора, нежность гласа, Та ж прелесть утреннего часа, Что веяла с главы твоей!
И все, как в зеркале волшебном, Все обозначилося вновь: Минувших дней печаль и радость, Твоя утраченная младость, Моя погибшая любовь! (Ф. Тютчев) Иногда холостым остается последний стих каждой строфы стихотворения. В стихотворении К. Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» каждая восьмистрочная строфа, выдержанная в четырехстопном амфибрахии, заканчивается шестистопным ямбическим X. с.: А дева русская Гаральда презирает. В балладе А. К. Толстого «Волки», написанной семистопными строфами, последняя строка каждой строфы также является X. с. (пример см. в статье септима). Однако чаще X. с. называется одинокая незарифмованная строка среди взаиморифмующихся стихов. Таков, например, первый стих четырехстопного ямба в стихотворении «Сцена из Фауста» Пушкина: Фауст Мне скучно, бес. Мефистофель Что делать, Фауст? Таков нам положен предел, Его ж никто не преступает. Вся тварь разумная скучает. Иной от лени, тот от дел... Или в «Медном Всаднике»: ...Погода пуще свирепела, Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, На город кинулась. Пред нею Все побежало. Все вокруг Вдруг опустело - волны вдруг Втекли в подземные подвалы, К решеткам хлынули каналы, И всплыл Петрополь как тритон По пояс в воду погружен... В некоторых формах восточной поэзии наличие X. с. обязательно. Так, в газели X. с. является первый стих каждого двустишия (бейта), исключая начальное двустишие; в четырехстишном рубаи третий стих - холостой.
|
ХОР (греч. χορός - хор, многоголосое пение) - в древнегреческой трагедии совместное выступление исполнителей стиха, музыки (пения) и пляски. Стихи для античного X. состоят из трех частей - строфы, антистрофы и эпода.
|
ХОРЕ́Й (греч. χορεῖος, букв. - плясовой, от χορεῖα - хор, пляска, хоровод) - 1) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый - долгий ⌣̅⌣̅⌣. 2) В силлаботоническом стихе X. называется двусложная стопа с ударением на первом слоге ⌣́⌣, заменяемая безударным пиррихием ⌣⌣. С точки зрения ритмологии, хореический стих - это четырехдольник ⌣́⌣⌣⌣ или шестидольник ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣. Ниже приведен ряд примеров X. параллельно в силлаботонической и ритмологической трактовках. Трехстопный хорей: | В дымке- | неви | димке | | Выплыл | месяц | вешний, | | Цвет са | довый | дышит | | Яблонь | ю, че | решней. | Шестидольник 1-й: | В ды́мке-неви | ди́мке | | Вы́плыл месяц | ве́шний, | | Цве́т садовый | ды́шит | | Яблонью, че | ре́шней. | (А. Фет) Запись тех же стихов в соответствии с их тактометрическим периодом: | В ды́мке-неви | ди́мке || вы́плыл месяц | ве́шний, | | Цве́т садовый | ды́шит || я́блонью, че | ре́шней. | Четырехстопный хорей: Сквозь вол | нисты | е ту | маны Проби | рает | ся лу | на, На пе | чальны | е по | ляны Льет пе | чально | свет о | на. Четырехкратный четырехдольник 3-й: ╔ Сквозь вол | ни́стые ту | ма́ны ╚ Проби | ра́ется лу | на́, /\\ ╔ На пе | ча́льные по | ля́ны ╚ Льет пе | ча́льно свет о | на́. /\\ (А. Пушкин) Те же стихи, записанные в соответствии с их тактометрическим периодом: Сквозь вол | ни́стые ту | ма́ны проби | ра́ется лу | на́. /\\ На пе | ча́льные по | ля́ны льет пе | ча́льно свет о | на. /\\ Пятистопный хорей: Фини | ша ле | тяща | я ми | нута, Моло | дость лег | ка и | горя | ча - Сило | ю на | дута, | как на | дута Каме | ра фут | больно | го мя | ча. (Б. Корнилов) Трехкратный четырехдольник 1-й: | Фи́ниша ле | тя́щая ми | ну́та, /\\ /\\ | | Мо́лодость лег | ка́ и горя | ча́ - /\\ /\\ /\\ | | Си́лою на | ду́та, как на | ду́та /\\ /\\ | | Ка́мера фут | бо́льного мя | ча́. /\\ /\\ /\\ | Шестистопный хорей: Долго | не сда | валась | Любуш | ка со | седка. Нако | нец шеп | нула: | «Есть в са | ду бе | седка, Как тем | нее | станет - | пони | маешь | ты?..» Ждал я, | исстра | дался, | ночки- | темно | ты! (Н. Некрасов) Двухкратный шестидольник 1-й: | До́лго не сдава́лась || Лю́бушка со | се́дка. | | Наконе́ц, шеп | ну́ла: || «Е́сть в саду бе | се́дка, | | Как темне́е | ста́нет - || понима́ешь | ты́?..» /\\ | | Жда́л я, исстра | да́лся, || но́чки-темно | ты́! /\\ |
Семистопный хорей: Ули | ца бы | ла - как | буря. Толпы | прохо | дили, Словно | их пре | следо | вал не | отвра | тимый | рок. Мчались | о́мни | бусы, | кебы | и ав | томо | били, Был не | исчер | паем | ярост | ный люд | скойпо | ток. (В. Брюсов) Четырехкратный четырехдольник 1-й: | У́лица бы | ла́ как буря. - | То́лпы прохо | ди́ли, /\\ /\\ | | Сло́вно их пре | сле́довал не | отврати́мый | ро́к. /\\ /\\ /\\ | | Мча́лись о́мни | бусы, ке́бы | и автомо | би́ли, /\\ /\\ | | Бы́л неисчер | па́ем ярост | ный людско́й по | то́к. /\\ /\\ /\\ | Восьмистопный хорей (удвоенный четырехстопный): Парня | выбра | ли по | росту | между | сотен | низко | лобых, На год | запер | ли в ка | зарму, | сны про | вери | ли в моз | гу, Ровно | год ску | чал и | ждал он | с разной | сволочь | ю бок | о бок. Напи | сал до | мой от | крыток, | и от | туда | ни гу- | гу. (П. Антокольский) Четырехкратный четырехдольник 3-й: Парня | вы́брали по | ро́сту между | со́тен низко | ло́бых, На год | за́перли в ка | за́рму, сны про | ве́рили в моз | гу́, /\\ Ровно | го́д скучал и | жда́л он с разной | сво́лочью бок | о́ бок. Напи | са́л домой от | кры́ток, и от | ту́да ни гу- | гу́. /\\ После ямбических стихов (особенно четырехстопного ямба) хореические размеры - самые популярные в русской поэзии.
|
ХОРИЯ́МБ (греч. χορίαμβος) - в античной метрике сложная шестидольная стопа, составленная из хорея и ямба, о четырех слогах ⌣̅⌣̅⌣⌣⌣̅⌣̅. B силлаботонической же системе X. называется случай, когда в ямбическом стихе (преимущественно в четырехстопном ямбе) в первой стопе из двух смежных стоп словесное ударение падает на первый слог, а в следующей стопе - на второй слог ⌣́⌣⌣⌣́. Замечено, что X. в ямбе чаще бывает тогда, когда первое слово стиха односложное, и реже, когда первое слово двусложное. Примеры: В ча́с не | забве́н | ный, в час | печальный Я долго плакал пред тобой. (А. Пушкин) Ко́нь спо | тыка́ | ется | под ним. (М. Лермонтов) Ве́к де | вятна́д | цатый | желез | ный... (А. Блок) Ко́ни | изму́ | чились, | и ку | чер как | ни бил | ся, Пришлось хоть стать. Слезает с козел он. (И. Крылов) Кро́ме | любви́, | она | не зна | ла, Она не знала ничего. (М. Лермонтов) О, если б знали вы, друзья, Хо́лод | и мра́к | гряду | щих дней! (А. Блок)
Ма́стер | заво́ | да но | мерно | го, Потомок русских пушкарей... (С. Кирсанов)
|
ХРОМО́Й ЯМБ - см. холиямб.
|
ХРО́НИКА (греч. χρονικός - относящийся ко времени, от χρόνος - время) - 1) в древних литературах летописные произведения, краткая запись исторических событий, происходивших в стране или в данной местности. 2) Жанр мемуарно-повествовательной литературы, изображающей последовательное течение событий общественно-политических, военно-исторических, семейно-бытовых и пр. (например, «Семейная хроника» С. Аксакова). По своему характеру и стилю хроникальный жанр бытует только в прозе, но есть редкие случаи, когда поэт обращается к форме X., например «Революция (поэтохроника)» В. Маяковского.
|
ХРО́НОС КЕНО́С (греч. χρονος κενός, букв. - пустое время) - название структурной ритмической паузы в античных стихах. См. пауза.
|
ХРО́НОС ПРО́ТОС (греч. χρόνος πρῶτος, букв. - первое время) - термин греческой античной метрики, обозначающий минимальное время, необходимое для произнесения в стихе краткого слога, состоящего из гласного звука или согласного с гласной. В латинской поэтике это явление ритмики называется морой (mora). В русской поэтике ему соответствует доля.
|