Поэтический словарь
Статьи на букву "Ц"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ЦЕЗУРА

ЦЕЗУ́РА (лат. caesura - рассечение) - в метрическом стопном стихе - словораздел на определенном месте, расчленяющий стих на два полустишия или (реже) на три части. Если стих делится Ц. на две равные или приблизительно равные половины, то такая Ц. называется большой (по терминологии Г. Шенгели - медиана). Ц. может быть только в метрическом стихе, имеющем не менее четырех стоп (или двух диподий); в трехстопном стихе она невозможна. В четырехстопном и пятистопном стихе Ц. стоит после второй стопы, в шестистопном - после третьей, в семистопном и восьмистопном - после четвертой стопы. Совпадая со словоразделом (но не всегда со стопоразделом), Ц. выполняет функцию интонационно-фразовой паузы. В соответствии с расположением словесных ударений Ц. называют мужской (когда ударение стоит на последнем слоге предцезурного слова), женской (ударение на втором от конца слоге) и дактилической (на третьем от конца слоге). Если же после Ц. в стихе стоит структурная ритмическая пауза, то такая Ц. принимает на себя ритмическую функцию и будет уже не цезурой-словоразделом, а паузной цезурой. Сказанное видно на примерах:

Ц. - словораздел, совпадающий со стопоразделом:

На старости | я сызнова живу,

Минувшее | проходит предо мною -

Давно ль оно | неслось, событий полно,

Волнуяся, | как море-окиян?

Теперь оно | безмолвно и спокойно.

(А. Пушкин)

Паузная Ц.:

Сидят герои Бреста /\\ в Краснознаменном зале -

Политруки, комбаты, /\\ медсестры и стрелки,

Их павшими считали, /\\ пропавшими считали,

Но вот они живые, /\\ всем бедам вопреки.

(Я. Хелемский)

Если поэт не соблюдает постоянной канонической Ц. в стихе и она не занимает в строке определенного места, то такая Ц. называется свободной; свободная Ц. часто применяется в стихах советских поэтов, стремящихся к интонационно-ритмической раскованности стиха. Например:

Я говорю, | держа на сердце руку.

Так на присяге, | может быть, стоят.

Я говорю с тобой | перед разлукой,

Страна моя, | прекрасная моя.

Прозрачное | правдивейшее слово

Ложится | на безмолвные листы.

Как в юности, | молюсь тебе сурово

И знаю: | свет и радость - это ты.

(О. Берггольц)

ЦЕНТОН

ЦЕНТО́Н (от лат. cento - одежда или покрывало, сшитое из разнородных материалов) - род литературной игры, стихотворение, составленное из известных читателю стихов какого-либо одного или нескольких поэтов; строки должны быть подобраны таким образом, чтобы все «лоскутное» стихотворение было объединено каким-то общим смыслом или, по крайней мере, стройностью синтаксического построения, придающего ему вид законченного произведения. Составление Ц. было известно в древности (например, центон Авзония, составленный из отдельных стихов Вергилия). Греческие или латинские Ц. составлять было не так уж трудно, поскольку античные стихи не рифмовались. Гораздо труднее подобрать для Ц. стихи рифмованные. Известны Ц., составленные испанским поэтом Лопе де Вега. Являясь стихотворной шуткой, Ц. всегда бывают тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых взяты нужные строки. В дореволюционное время, когда эстрадный репертуар был чрезвычайно скуден, большим успехом у публики пользовался анонимный Ц., составленный из стихов разных басен Крылова; вот начало этого Ц.:

В июне, в самый зной, в полуденную пору,

Сыпучими песками в гору, («Обоз»)

Из дальних странствий возвратясь, («Лжец»)

По улицам слона водили,

Как видно, напоказ, -

Известно, что слоны в диковинку у нас, -

Так за слоном толпы зевак ходили; («Слон и Моська»)

Какой-то повар-грамотей

С поварни побежал своей, («Кот и повар»)

Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,

Как вдруг из подворотни («Прохожие и собаки»)

Проказница мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет. («Квартет»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды лебедь, рак да щука («Лебедь, рак и щука»)

Литературовед и пушкинист Н. Лернер составил удачный Ц. - четверостишие, стихи которого принадлежат четырем поэтам:

Лысый с белой бородою (И. Никитин)

Старый русский великан (М. Лермонтов)

С догарессой молодою (А. Пушкин)

Упадает на диван. (Н. Некрасов)

Предыдущая страница Следующая страница