Политическая наука: Словарь-справочник.
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИП"-"ДЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИП"-"ДЮР")

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - постоянный орган внешних сношений государства (посольство или миссия), находящийся на территории другого государства.

ДИПЛОМАТИЯ

ДИПЛОМАТИЯ - одно из основных средств внешней политики государства. Наиболее важная задача - это создание системы средств ведения переговоров и обеспечения мирных условий взаимодействия государств;

официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Слово «дипломатия» происходит от греч. dipl + oma (в Др. Греции - сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия).

ДИПЛОМАТИЯ ВТОРОГО УРОВНЯ

ДИПЛОМАТИЯ ВТОРОГО УРОВНЯ - неофициальная деятельность акторов гражданского общества (НПО, представляющих различные слои гражданского общества) для достижения прогресса на мирных переговорах. Дипломатия второго уровня обычно сопутствует правительственным миротворческим усилиям.

ДИПЛОМАТИЯ ДОЛЛАРА

ДИПЛОМАТИЯ ДОЛЛАРА - dollar diplomacy

американская внешнеполитическая практика государственного содействия проникновению американского капитала на рынки других стран, особенно стран Латинской Америки. Обычно дипломатию доллара связывают с годами правления президента Уильяма Тафта (1909-1913). В обмен на льготы американским предпринимателям США брали на себя обязательства обеспечивать финансовую стабильность того или иного региона в мире. Впервые дипломатия доллара была применена еще президентом Теодором Рузвельтом, который в обмен на предоставленные займы добился от властей Доминиканской республики право назначать начальника таможенной службы, приносившей основную часть доходов в казну страны. Государственный секретарь Филандер Нокс (при президенте Тафте) активно использовал дипломатию доллара в Центральной Америке и в Китае. В 1913 президент Вудро Вильсон официально отказался от дипломатии доллара. Этот термин получил негативный оттенок, применяется для характеристики недобросовестной политики в международной сфере ради получения экономических выгод.

ДИПЛОМАТИЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ

ДИПЛОМАТИЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ - термин обозначает совместные действия нескольких акторов в области миротворчества, каждый из которых действует на своем уровне.

ДИПЛОМАТИЯ ПЕРВОГО УРОВНЯ

ДИПЛОМАТИЯ ПЕРВОГО УРОВНЯ - официальные действия правительства, направленные на урегулирование спора или конфликта на международном уровне.

ДИПЛОМАТИЯ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

ДИПЛОМАТИЯ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ - деятельность, направленная на трансформацию конфликта и построение мира на низовом уровне. Цель дипломатии третьего уровня - содействовать взаимодействию и взаимопониманию между враждовавшими ранее местными общинами, повышать их информированность и оказывать им поддержку, содействуя сотрудничеству и постконфликтной реабилитации сторон.

ДИРЕКТОРИЯ

ДИРЕКТОРИЯ -

1) («Совет пяти»)

орган государственного управления, коллегия из 5 министров Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским, 1(14) сентября - 25 сентября (8 октября) 1917. 1(14) сентября объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3-го коалиционного правительства.

2) (Исполнительная Директория)

правительство Французской республики с ноября 1795 по ноябрь 1799. Результаты термидорианского переворота 1794 были закреплены конституцией III года, выработанной и принятой Конвентом осенью 1795. Сам Конвент распускался (26 октября 1795). Законодательная власть сосредоточивалась в двух палатах - Совете пятисот и Совете старейшин; исполнительная вручалась Директории. Последняя состояла из пятерых человек и ежегодно обновлялась на одну пятую своего состава; в течение первых четырех лет порядок выходящих членов определялся жребием. В Директорию первого состава вошли Л. М. Ла Ревельер-Лепо, Ж. Ф. Ребель, Ф. Л. О. Летурнер, П. Баррас, Л. Н. Карно. Для каждого вакантного места Совет пятисот составлял список десяти кандидатов, из которых Совет старейшин выбирал нового члена Директории. Еще до принятия новой конституции термидорианцы успешно расправились с восстаниями парижской бедноты в жерминале и прериале (апреле и мае 1795). Социальная природа Директории ярко проявилась при разгроме «Заговора равных» Бабефа, составленного в 1795-96, и вместе с тем при подавлении роялистского мятежа в Париже 13 вандемьера (5 октября 1795). Тем не менее результаты выборов в Совет пятисот и Совет старейшин в жерминале V года (1797) показали серьезный рост влияния роялистов. Монархисты, пополнившие обе палаты, приступили к ликвидации революционного законодательства. Так, 7 фрюктидора (20 мая 1797) были отменены законы 1792-93 против неприсягнувших священников, а 30 прериаля (18 июня 1797) Совет пятисот проголосовал за передачу права распоряжения финансами от Директории к Казначейству, контролировавшемуся ультраконсерваторами. 18 фрюктидора V года (4 сентября 1797) верные Директории республиканские войска заняли Париж, наиболее активные депутаты-монархисты были арестованы, результаты выборов в обе палаты по 49 департаментам аннулированы, приняты новые законы против эмигрантов и неприсягнувших священников, разрешена деятельность патриотических клубов. Ликвидация парламентской оппозиции позволила Директории упорядочить налоговую систему (ноябрь 1797 - декабрь 1798), однако в целом финансовое положение оставалось тяжелым. Экономическому оживлению и дальнейшей стабилизации внутриполитической жизни Франции способствовала широкомасштабная внешняя экспансия наполеоновские войны в Италии, Египте, грабеж соседних стран. Эта агрессия защищала термидорианскую Францию и от угрозы реставрации «старого порядка», и от нового подъема революционного движения. Неизбежный в этих условиях рост влияния армии привел к перевороту 18 брюмера (9 ноября) 1799, установлению «твердой власти» диктатуры Наполеона, покончившей с существованием Директории.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ - лишение или ограничение права заниматься профессиональной деятельностью.

ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА

ДИСКОНТНАЯ ПОЛИТИКА - политика повышения или понижения учетных ставок, проводимая центральными эмиссионными банками в целях воздействия на спрос и предложение ссудных капиталов, состояние платежного баланса и валютные курсы.

ДИСКРЕДИТИРОВАНИЕ ВЛАСТИ

ДИСКРЕДИТИРОВАНИЕ ВЛАСТИ (от франц. discrediter подрывать доверие) - совершение должностным лицом действий, явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет органов власти. По российскому праву дискредитирование власти при определенных условиях квалифицируется как злоупотребление властью или служебным положением.

ДИСКРЕЦИОННАЯ ВЛАСТЬ

ДИСКРЕЦИОННАЯ ВЛАСТЬ (от фр. discretionnaire зависящий от личного усмотрения) - предоставление государственному органу или должностному лицу полномочий действовать по собственному усмотрению в рамках закона. Например, глава государства в парламентарной республике в обычных условиях не может издавать нормативные акты без согласия премьер-министра или соответствующего министра (контрасигнатуры), а при чрезвычайных обстоятельствах - может. Чаще всего дискреционные полномочия получают административные и судебные органы. Дискреционная власть требует внимательности и осторожности, поскольку в процессе ее осуществления возможны процедурно-процессуальные нарушения, выход за пределы закона, что нередко приводит к отказу от демократических принципов неприкосновенности личности, презумпции невиновности. Дискреционная власть характерна для тоталитарных политических режимов, ее следствием является нарушение законности, прав и свобод человека. Тем не менее, больший или меньший объем дискреционных полномочий необходим и в демократическом обществе, так как законодательство не может детально и полно регулировать все общественные отношения, которые отличаются многообразием содержания, форм и методов правового закрепления. Высокий профессионализм, компетентность и правовая культура обладателей дискреционной власти позволяет избежать негативных последствий ее применения.

ДИСКРИМИНАЦИЯ

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio различение) - умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений - предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.

ДИСКУРСИВНЫЙ

ДИСКУРСИВНЫЙ (от позднелат. discursus рассуждение, довод) - рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного).

ДИСКУССИЯ

ДИСКУССИЯ (от лат. discussio рассмотрение, исследование) - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.

ДИСПОЗИТИВНОСТЬ

ДИСПОЗИТИВНОСТЬ (от лат. dispono располагаю, устраиваю) - один из основных демократических принципов гражданского процесса, означающий возможность для участвующих в деле лиц свободно, при активной помощи суда, распоряжаться своими материальными и процессуальными правами.

ДИСПУТ

ДИСПУТ (от лат. disputo рассуждаю, спорю) - публичный спор на политические, научные, литературные и т. п. темы.

ДИССЕРТАЦИЯ

ДИССЕРТАЦИЯ (от лат. dissertatio исследование) - научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты на соискание ученой степени.

ДИССИДЕНТЫ

ДИССИДЕНТЫ (от лат. dissidens несогласный) - 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие;

2) название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979);

3) в СССР, термин, применявшийся по отношению к советским гражданам, открыто противостоявшим действиям властей или проявлявшим иную общественную активность, не санкционированную властью. Историю диссидентской активности принято вести от «дела» А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля.

ДИСТРИБЬЮТОР

ДИСТРИБЬЮТОР (от англ. distribute распределять) - в маркетинге (особенно международном) фирма, осуществляющая функции торгового посредника в организации товародвижения для производителя товара. Дистрибьютор может быть либо дочерним предприятием продуцента, либо самостоятельной фирмой, действующей на договорной основе (особенно на внешних рынках).

ДИСТРИКТ

ДИСТРИКТ (англ. district) - 1) в США, Великобритании и ряде других зарубежных государств администрация, судебный или избирательный округ;

2) в России 18 в. низшая административно-территориальная единица в составе доли.

ДИСЦИПЛИНА

ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina) - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Дисциплинарный проступок является противоправным нарушением трудовой или служебной дисциплины работником (военнослужащим), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке. Дисциплиной также называют отрасль научного знания или учебный предмет.

ДИФФАМАЦИЯ

ДИФФАМАЦИЯ (от лат. diffamo порочу) - распространение порочащих сведений.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ РЕНТА - форма земельной ренты, порождается монополией на землю как объект хозяйства. Представляет собой добавочную прибыль, возникающую как разница в производительности труда при равновеликих затратах на средних и лучших (по местоположению или плодородию) землях (дифференциальная рента I) или при добавочных вложениях капитала на одном и том же земельном участке (дифференциальная рента II). Источник дифференциальной ренты - прибавочная стоимость, создаваемая в сельском хозяйстве.

ДИФФУЗИИ ВЛАСТИ ТЕОРИЯ

ДИФФУЗИИ ВЛАСТИ ТЕОРИЯ - одна из государственно-правовых концепций 20 в. Наличие в обществе политических и общественных организаций различных классов (партии, профсоюзы и т. п.) представители этой теории (Л. Дюги и др.) рассматривают как «распыление» (диффузию) политической власти, ведущее к изменению характера государства как органа, выражающего интересы одного класса.

ДМИТРИЕВ, АНАТОЛИЙ

ДМИТРИЕВ, АНАТОЛИЙ - Васильевич

(р. 1934)

российский социолог, член-корреспондент РАН (1994). Главный редактор журнала «Социологические исследования» (с 1987). Работы по социологии города, молодежи, проблемам социальных конфликтов.

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ АРМИЯ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ АРМИЯ - белогвардейское воинское формирование на Юге России в Гражданскую войну. Создана в ноябре-декабре 1917 в Новочеркасске. Первоначально комплектовалась на добровольческой основе, затем путем мобилизации. Возглавлялась генералами М. В. Алексеевым, Л. Г. Корниловым, генерал-лейтенантами А. И. Деникиным, П. Н. Врангелем, В. З. Май-Маевским. С 1919 в составе «Вооруженных сил Юга России». Численность от 2 тыс. человек (январь 1918) до 50 тыс. человек (сентябрь 1919). В октябре 1919 - марте 1920 разбита Красной Армией. Остатки Добровольческой армии вошли в состав армии Врангеля.

ДОБРЫЕ УСЛУГИ

ДОБРЫЕ УСЛУГИ - в международном праве - одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Заключается в содействии какого-либо не участвующего в споре государства или международного органа установлению контакта и началу непосредственных переговоров между спорящими сторонами (инициатор «Добрых услуг» в переговорах не участвует, условий решения спора не предлагает).

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО

ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО - в период избирательной кампании лицо, определенное кандидатом в депутаты для ознакомления избирателей с его биографией, программой, представления его в различных органах и т. п. Число доверенных лиц каждого кандидата определяется законами о выборах.

ДОГМА

ДОГМА (от греч. dogma мнение, учение, постановление) - положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.

ДОГМА ПРАВА

ДОГМА ПРАВА - одно из направлений юридической науки. Заключается в изучении, комментировании, систематизации и толковании норм действующего права.

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ

ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ - соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности в политических, экономических или иных отношениях; основной источник международного права. Договоры международные делятся на двусторонние и многосторонние. Многосторонние могут быть открытыми (к ним вправе присоединиться другие государства) и закрытыми (присоединение возможно лишь с согласия участников договора международного). Наименования договоров международных различны: договор, соглашение, конвенция, пакт, декларация, статут, устав, коммюнике и др. Действие договора международного прекращается по истечении срока, в связи с выполнением установленных им обязательств, по взаимному согласию сторон и путем денонсации.

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР

ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР - юридически закрепил объединение 4 республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР - в одно союзное государство (Союз ССР). Принят 29.12.1922 конференцией полномочных делегаций республик, а 30 декабря того же года утвержден вместе с Декларацией об образовании СССР 1-м съездом Советов СССР. Включен как составная часть в Конституцию СССР 1924. Денонсирован в декабре 1991 республиками, ранее входившими в состав бывшего СССР.

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ

ДОГОВОР ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ - ПРО

между СССР и США подписан в Москве 26.5.1972, вступил в силу 3.10.1972 (Протокол к Договору от 3.7.1974); бессрочный, но подлежит рассмотрению через каждые 5 лет. Предусматривает обязательство не развертывать системы ПРО на территории своей страны и не создавать основу для такой обороны, ограничение числа районов размещения системы ПРО для каждой стороны, количество пусковых установок в районе размещения и противоракет на стартовых позициях. Стороны обязались не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Контроль за соблюдением положений Договора - с помощью национальных технических средств.

ДОГОВОР ОБ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ГЕРМАНИИ

ДОГОВОР ОБ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ УРЕГУЛИРОВАНИИ В ОТНОШЕНИИ ГЕРМАНИИ - подписан в Москве 12 сентябре 1990 министрами иностранных дел СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР, и ФРГ. Договор определил границы объединенной Германии, которая включает территории ГДР, ФРГ и всего Берлина; регулирует военно-политические вопросы (установил верхний предел вооруженных сил объединенной Германии в 370 тыс. человек, определил сроки вывода советских войск с территории бывшей ГДР и Берлина к кон. 1994 и др.). Договор прекратил действие прав и ответственности СССР, США, Великобритании и Франции в отношении Берлина и Германии и связанных с ними четырехсторонних соглашений и решений.

ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

ДОГОВОР О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ - в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Московский договор), многосторонний международный договор. Подписан в Москве 5.8.1963 СССР, США и Великобританией. Число участников - 117 государств (1990). Договор запрещает любые ядерные взрывы в атмосфере, за ее пределами, включая космическое пространство, под водой, включая территориальные воды и открытое море, а также в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого производится взрыв.

ДОГОВОР О ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ ДАЛЬНОСТИ

ДОГОВОР О ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТ СРЕДНЕЙ И МЕНЬШЕЙ ДАЛЬНОСТИ - между СССР и США подписан в Вашингтоне 8.12.1987, бессрочный. Неотъемлемые части Договора: Меморандум о договоренности об установлении исходных данных в связи с Договором; Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора; Протокол об инспекциях. Договор предусматривает ликвидацию в течение 3 лет ракет средней (РСД) и меньшей (РМД) дальности. Стороны обязались не производить и не испытывать никаких РСД и РМД, обмениваться графиками по выполнению условий Договора через Центры по уменьшению ядерной опасности (соглашение от 15.9.1987). Система инспекции и контроля разносторонняя; предусмотрена Специальная контрольная комиссия. Ликвидация ракет, предусмотренных Договором, завершена в мае 1991.

ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

ДОГОВОР О НЕРАСПРОСТРАНЕНИИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ - международный договор. Подписан 1.7.1968 СССР, США, Великобританией и другими государствами. Его участники - 158 государств (1989). Обязывает ядерные державы не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и контроль над ним, не помогать какому-либо государству, не обладающему ядерным оружием, в его производстве или приобретении. Неядерные государства обязаны не принимать ядерного оружия, а также контроля над ним, не производить и не приобретать его каким-либо иным способом и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи, а также заключить с МАГАТЭ соглашения о гарантиях, предусматривающие установление его контроля за всей их ядерной деятельностью. Договор не препятствует любому государству развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях.

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ

ДОГОВОР О СОКРАЩЕНИИ И ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ - СНВ

между СССР и США подписан в Москве 31.7.1991. Предусматривает сокращение каждой стороной общего количества носителей - межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и стратегических бомбардировщиков (СБ) до 1600 единиц; предельное количество ядерных зарядов не должно превышать 6000 единиц. Система контроля за выполнением Договора включает проведение взаимных проверок на местах базирования, уведомление о производстве, испытаниях, передвижении, развертывании и уничтожении СНВ. В мае 1992 представители России, Белоруссии, Казахстана, Украины и США подписали в Лиссабоне протокол к Договору об СНВ, по которому Белоруссия, Казахстан и Украина обязались в кратчайшие сроки присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 в качестве неядерных государств. Договор СНВ-2 между Россией и США подписан в Москве 3.1.1993. Стороны обязались к 2003 сократить арсеналы своих стратегических вооружений на 2/3 от уровня января 1993. К 2003 количество ядерных боеголовок каждой стороны не должно превышать 3000-3500 единиц.

ДОКТРИНА

ДОКТРИНА (лат. doctrina) - учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.

ДОКТРИНА МОНРО

ДОКТРИНА МОНРО - Monroe Doctrine

декларация принципов внешней политики США, провозглашенная в ежегодном послании президента США Джеймса Монро Конгрессу 2 декабря 1823 года. Доктрина провозглашала принцип взаимного невмешательства стран Американского и Европейского континентов во внутренние дела друг друга, препятствовала приобретению европейскими державами колониальных владений на Американском континенте и их вмешательству во внутренние дела независимых американских государств.

ДОКТРИНА "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ"

ДОКТРИНА "ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" - Open Door policy

принципы американской политики по отношению к Китаю в конце 19 - первой половине 20 века, выдвинутые в нотах (1899) государственного секретаря США Джона Хея (John M Hay) правительствам ряда европейских государств и Японии. Суть доктрины состояла в стремлении обеспечить в Китае равенство возможностей - «открытых дверей» - для всех заинтересованных сторон. В сентябре 1899 года Хей направил ноты правительствам Великобритании, Германии, России, а в ноябре - Италии, Франции и Японии. В нотах говорилось о стремлении «коммерческих организаций» США сохранить «открытые двери» в Китае, в том числе в сферах влияния великих держав. Признавая раздел Китая на сферы влияния, правительство США попыталось обеспечить американским предпринимателям те права, льготы и тарифы, которыми пользовалась в своих сферах влияния та или иная держава. Ответные ноты носили уклончивый характер. Не возражая прямо против доктрины «открытых дверей», державы, особенно Великобритания и Россия, сделали различные оговорки в отношении возможности ее применения в своих сферах влияния. Тем не менее, в марте 1900 года Государственный департамент США объявил, что запрошенные им государства присоединились к доктрине «открытых дверей» и что США считают их согласие «окончательным и бесповоротным». Это заявление не было опровергнуто великими державами, однако раздел Китая на сферы влияния продолжался и американцам приходилось с этим считаться. В 1917 году при заключении соглашения Лансинга-Исии (Lansing-Ishii Agreement) США признали «особые интересы» Японии в Китае. Лишь на Вашингтонской конференции (1921-1922) США в договоре девяти держав (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Китай) добились официального признания доктрины «открытых дверей», что в условиях лидерства США в мировой экономике привело к экспансии американских корпораций в Китае. В годы гоминдановской диктатуры в Китае (1927-1949), особенно с конца Второй мировой войны и до 1949 года, США установили фактический контроль над политикой, экономикой и вооруженными силами гоминдановского Китая. Нарушение Японией принципов политики «открытых дверей» в 1937 году привело к введению США против нее нефтяного эмбарго. После прихода коммунистов к власти в Китае (1949) доктрина «открытых дверей» прекратила свое существование. Первоначально провозглашенная по отношению к Китаю, доктрина «открытых дверей» применялась США и в других странах, в частности, как средство вытеснения конкурентов.

ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ

ДОЛГИЙ ПАРЛАМЕНТ - Long parliament

в Англии, созван королем Карлом I Стюартом 3 ноября 1640 года; фактически стал законодательным органом Английской революции 17 века. Просуществовав свыше 12 лет (отсюда название) Долгий парламент был разогнан Оливером Кромвелем 20 апреля 1653 года.

ДОЛЯ

ДОЛЯ - административно-территориальная единица в России в 1710-75 в составе губернии, делилась на дистрикты.

ДОМЕН

ДОМЕН (франц. domain, от лат. dominium владение) - 1) совокупность наследственных земельных владений короля (королевский домен);

2) в Зап. Европе в средние века часть поместья (вотчины), на которой феодал вел собственное хозяйство.

ДОМИНАНТА

ДОМИНАНТА (от лат. dominans, родительный падеж dominantis господствующий) - главенствующая идея, основной признак или важнейшая составная часть чего-нибудь.

ДОМИНАТ

ДОМИНАТ (лат. dominatus, от dominus господин, владыка) - политическая система поздней Римской империи (4-5 вв.), установленная императором Диоклетианом в конце 3 века. Основы домината были заложены реформами императоров Диоклетиана и Константина I, вызванными социально-политическим кризисом третьего века. Их цель - создание сильной абсолютной монархии для укрепления социальной и политической стабильности.

ДОМИНИОН

ДОМИНИОН (англ. dominion владение, власть) - государство в составе Британской империи, признававшее главой английского короля. Первые доминионы - Канада (с 1867), Австралийский Союз (с 1901), Нов. Зеландия (с 1907) и др. После образования в 1947 Содружества многие входящие в него государства - бывшие доминионы - считают главой государства английского короля (королеву). Форму доминиона имела часть бывших английских колоний (Цейлон и др.), ставших затем республиками в т. ч. и в составе Содружества.

ДОН

ДОН (исп. и итал. don, от лат. dominus господин) - почтительное обращение к мужчине в Испании и других странах с испанским языком; ставится перед именем. Женская форма - донья (испанский) и донна (итальянский и португальский) В Италии дон - почетный титул духовенства и дворян.

ДОНИ, АНТОН ФРАНЧЕСКО

ДОНИ, АНТОН ФРАНЧЕСКО (Doni) (1513-74) - итальянский социалист-утопист. В произведении «Миры» изобразил идеальное общество, основанное на коллективной собственности, всеобщем равенстве и обязательном для всех труде.

ДОРОГА

ДОРОГА - административно-территориальная единица в Русском государстве в конце 16 - конце 18 веков на землях башкир, татар и других нерусских народов (в основном в Казанской и Уфимской губерниях). Делились на волости и тюбы. Дороги были организованы на землях бывшего Казанского ханства после его присоединения к России и упразднены в ходе кантонной реформы 1798.

ДОСЬЕ

ДОСЬЕ (от франц. dossier дело) - совокупность документов, записей по какому-либо вопросу, делу.

ДОТАЦИЯ

ДОТАЦИЯ (от средневекового лат. dotatio дар) - ассигнования из государственного бюджета на покрытие убытков предприятий, фирм, финансовые поддержки военной промышленности, отраслей инфраструктуры и др.

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ - доходы государства, используемые для осуществления его функций. Формируются главным образом за счет налогов, в т. ч. подоходного налога, займов государственных, поступлений от кредита государственного, таможенных пошлин и др.

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО - Киевская Русь

государство 9 - начала 12 вв. в Восточной Европе, возникшее в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Старой Ладоги, Гнездова), расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В период своего расцвета Древнерусское государство охватывало территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Образованию государства предшествовал длительный период (с 6 в.) созревания его предпосылок в недрах военной демократии. За время существования Древнерусского государства восточнославянские племена сложились в древнерусскую народность.

ДРУГАЯ РОССИЯ

ДРУГАЯ РОССИЯ - с 2006 года оппозиционное общественное объединение в России, ставящее своей целью добиться смены существующего политического режима, используя легальные методы политической борьбы. Коалиция «Другая Россия» объединяет представителей самых различных политических и правозащитных движений, а также отдельных граждан. Марш несогласных - общее название уличных акций российской оппозиции, организуемых коалицией «Другая Россия» и проходящих в крупных городах с конца 2006 года. Основные лозунги акций - «Нам нужна другая Россия!», «Россия без Путина!», «Это наш город!». Главные лица - Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Михаил Касьянов.

ДРУЖИНА

ДРУЖИНА -

1) отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя (короля) и составлявший привилегированный слой общества. Дружинная военная организация характерна для периода разложения родового строя и зарождения государства. У древних германцев дружина засвидетельствована историческими источниками 1 века до н.э. как временная, а с 1 века н.э. как постоянная. Вождь и дружина были связаны взаимными обязательствами: дружина должна была защищать вождя, вождь - содержать дружину;

2) в общеязыковом смысле дружиной называют группу лиц с военизированной формой организации, но не обязательно для военных целей (например, пионерская дружина, пожарная дружина). В царской армии дружина народного ополчения соответствовала полку. В дореволюционные годы дружинами называли военизированные формирования различных политических организаций (боевые дружины).

ДУГИН, АЛЕКСАНДР

ДУГИН, АЛЕКСАНДР - Гельевич

(род. 7 января 1962)

русский философ (кандидат философских наук; основатель идейного течения «неоевразийство»), политолог (доктор политических наук), публицист, ректор "Нового Университета", Лидер «Международного Евразийского Движения» (МЕД); владеет 9 языками, православный (единоверец - старообрядческое согласие, приемлющее священство Московского Патриархата). Стоял у истоков Национал-большевистской партии - НБП (вместе с Эдуардом Лимоновым и Егором Летовым).

ДУДАЕВ, ДЖОХАР

ДУДАЕВ, ДЖОХАР - Мусаевич

(1944-96)

один из лидеров сепаратистского движения в Чечне, президент Чеченской Республики (1991-96), независимость которой не была признана Россией и мировым сообществом. В 1960-80-е гг. служил в Вооруженных силах СССР, генерал-майор авиации. В 1990-91 председатель исполкома Объединенного конгресса чеченского народа, на котором был избран президентом. Провозгласил государственную независимость Чечни и ее выход из состава Российской Федерации. В 1994 после ввода российских федеральных войск в Чечню возглавил вооруженное сопротивление. В апреле 1996 был убит.

ДУМНЫЕ ЧИНЫ

ДУМНЫЕ ЧИНЫ - в Русском государстве в конце 15-17 веке должностные лица - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий.

ДУХОВЕНСТВО

ДУХОВЕНСТВО - служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ - законодательный акт Петра I (1721) о реформе церковного управления. Согласно Духовному регламенту церковь подчинялась государству, вместо патриаршества учреждался Синод.

ДУШЕВОЙ НАДЕЛ

ДУШЕВОЙ НАДЕЛ - в России до 1917 количество земли в условиях надельного землевладения, приходившееся на одну ревизскую душу; после 1861 - на одну наличную душу - крестьян-мужчин, независимо от возраста.

ДУЭЛЬ

ДУЭЛЬ (франц. duel, от лат. duellum - война) - поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле - борьба, состязание двух сторон.

ДЫМ

ДЫМ - древнейшая окладная единица на Руси в 9-18 веках, отождествлялся с одним хозяйством (двор, очаг). Размеры налога варьировали в зависимости от количества тяглецов. На Руси дым был основной единицей обложения примерно до 14-15 веков. С введением других податных единиц (выть, соха) значение дыма снизилось, а сам налог (подымщина) стал взиматься в пользу местной администрации. Помимо Руси аналогичная окладная единица была известна в Закавказье, Польше, некоторых районах Балканского полуострова (в 13-14 веках под названием дымнина). В Польше дым сохранялся до начала 20 века. В Закавказье в 19 веке оклады подымной подати были различными: от 50 копеек до 14 рублей; в Царстве Польском существовало несколько подымных податей (дворовая, с крестьянских усадеб, со всех построек на посадах, с домов в городах); в Македонии феодальный иммунитет предусматривал освобождение от дыма. Упоминаемой в южнославянских документах дымнине, по-видимому, соответствовал византийский налог «капникон».

ДЮВЕРЖЕ, МОРИС

ДЮВЕРЖЕ, МОРИС (Duverger) (р. 5 июня 1917, Ангулем) - французский государствовед, профессор политической социологии. Мировая известность пришла к Дюверже после выхода книги «Политические партии» (1951). В ней рассматривались структурно-организационные основы партий, особенности их становления и развития как институционализированных общностей, впервые в политологии был поставлен вопрос о взаимосвязи партийной, парламентской и избирательной систем. Дюверже были сформулированы «три социологических законам взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям: пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой; абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы. Дюверже неоднократно консультировал правительства некоторых стран по проблемам конституционного права и избирательной борьбы. Награжден орденами Франции, Мексики и Греции. Основные работы Дюверже: «Политические партии» (1951), «Идея политики. Применение власти в обществе» (1966), «Янус. Два лика Запада» (1972), «Социология политики: элементы политической науки» (1973).

ДЮГИ, ЛЕОН

ДЮГИ, ЛЕОН (Duguit) (1859-1928) - французский юрист. Сторонник социологической юриспруденции, выдвинул идею социальной солидарности, социализации собственности, социальной функции права. Труды по теории государства и права, конституционному праву, гражданскому праву.

ДЮНАН, АНРИ ЖАН

ДЮНАН, АНРИ ЖАН (Dunant) (1828-1910) - швейцарский общественный деятель. Инициатор создания международного общества «Красный Крест » (1863). Нобелевская премия мира (1901 совместно с французским экономистом и общественным деятелем Ф. Пасси).

ДЮРИНГ, ЕВГЕНИЙ

ДЮРИНГ, ЕВГЕНИЙ (Duhring) (1833-1921) - немецкий философ; занимался политэкономией и правом. Считал насилие важнейшим фактором истории. Выступал против марксизма. Идеи Дюринга получили распространение в среде немецкой социал-демократии; они были подвергнуты резкой критике Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге».

ДЮРКГЕЙМ, ЭМИЛЬ

ДЮРКГЕЙМ, ЭМИЛЬ (Durkheim) (1858-1917) - французский социолог, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основатель французской социологической школы. Родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897). В 1898-1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, как преподаватель он пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Является создателем нового социологического менталитета - социологизма мышления. Кардинально обогатил методологический фундамент социологической науки; системно исследовал социальные патологии и дисфункции, наметил пути их преодоления; первым из социологов применил методы математико-статистического анализа социальных данных (в частности, корреляционный анализ); одним из первых проанализировал социальные функции религии. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию». Центральным понятием в социологии Дюркгейма была категория солидарности, которую он делил на механическую (характерна для ранних стадий развития общества) и органическую. Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление, или аномию (ввел это понятие). Одно из крайних проявлений аномии - самоубийство. Изучая религию как социальный институт, пришел к выводу о том, что единственным общим элементом различных между собой религий является ритуал. Классифицировал социальные функции религии; считал, что самой уникальной и неповторимой из них является эйдетическая (эйфорическая). Основные сочинения: «О разделении общественного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Предыдущая страница Следующая страница