Политика. Толковый словарь.
КАПИТАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КАПИТАЛИЗМ

КАПИТАЛИЗМ - (capitalism) Организация общества, основанная на общественном характере производства и частной форме присвоения его результатов и/или контроле над средствами производства. Термин появился в общественной науке сравнительно недавно. Оксфордский словарь английского языка впервые приводит его в 1854 г. ("капиталист" - в 1792 г.). Введено в обращение марксистами. Маркс (Marx) предпочитал говорить о капиталистическом способе производства или буржуазном обществе. Как термин наиболее распространен в сфере политики, хотя это неизбежно приводит к его разночтениям. В настоящее время употребляется по меньшей мере в трех основных значениях. 1. Вернер Сомбарт (Sombart) описывает капитализм как синтез духа предпринимательства с "буржуазным духом" расчета и рационализма. Этот дух (geist), который, как полагают, является неотъемлемой частью человеческой натуры, наконец обрел для себя подходящую форму в виде экономической организации современного общества. На этом основании Макс Вебер (Weber) показывает, как этот дух капитализма трансформирует "традиционалистские" способы экономической деятельности ("Протестантская этика" - The Protestant Ethic, "Дух капитализма" - Spirit of Capitalism). Рабочий-традиционалист не считает максимизацию ежедневной оплаты труда своей первостепенной целью, предпочитая работать ради сохранения привычного уклада жизни. Основами деятельности капиталистического предприятия, напротив, являются рациональная реорганизация производства и исключительное стремление к увеличению его эффективности. Вебер полагает, что капиталистический дух обязан своим происхождением этике кальвинизма (см. Кальвин Жан), хотя он и не развивает это положение. Следовательно, капитализм в меньшей степени результат технологического прогресса, чем следствие распространения нового духа капиталистического предпринимательства. В "Общей экономической истории" (General Economic History) Вебер рассуждает о развитии капитализма в постфеодальной Европе, выделяя его характерные черты, в общем аналогичные описанным Марксом. Дух рационального расчета способствует развитию капиталистической экономической системы, при которой рабочие, получающие зарплату, свободно и законно продают свой труд; ограничения по экономическому обмену на рынке сняты; технологии разрабатываются и организуются на основе рациональных принципов; существует четкое разграничение понятий дома и рабочего места. Более того, капитализм позволяет укрепить юридическую форму делового партнерства, расширить систему общественного кредитования и торговли, а также создавать производственные, а не только торговые предприятия. Капитализм характеризуется рациональной организацией общественной жизни, и в современном мире дальнейшее развитие бюрократии (bureaucracy) становится неизбежным. По Веберу, капитализм, несомненно, самая передовая из когда-либо существовавших экономических систем. Однако его техническая рациональность грозит ущемлением и уничтожением наиболее очевидных ценностей западной цивилизации. Таким образом, человечество загоняет себя в им же созданную "железную клетку". 2. Организация производства, предназначенного для рынка. Первоначально слово использовалось в немецкой исторической школе, которая различала "натуральную экономику" средневековья и "монетарную экономику" современной эпохи. Это определение капитализма как коммерческой системы обычно подкрепляется мотивацией получения прибыли. Хотя это определение сходно со взглядами Сомбарта/Вебера, акцент на рыночной экономике придает ему существенно иной смысл. 3. Карл Маркс видел сущность капитализма не в рациональном расчете и не в рыночном производстве, ориентированном на получение прибыли (по Марксу, простое товарное производство). Для него капитализм - исторически особый способ производства, при котором капитал (в его многочисленных формах) является главным средством производства. Способ производства определяется не развитием техники, а теми, кому принадлежат средства производства и кто их контролирует, а также общественными отношениями, возникающими между отдельными членами общества в процессе производства. Каждый способ производства различается в зависимости от того, как правящий класс, контролирующий условия производства, обеспечивает извлечение прибыли, эксплуатируя угнетаемый класс. В своем знаменитом высказывании Маркс объясняет, что отличительной чертой всякого общества является не то, как осуществляется трудовой процесс, а то, как обеспечивается получение прибавочной стоимости: "Именно в каждом случае прямой связи между владельцами средств производства и непосредственным производителем - находим мы ту тайную, скрытую основу всего здания общества и, следовательно, политическую форму этих отношений суверенитета и зависимости, короче, специфическую форму государства" ("Капитал". Т. 3. Гл. 47). Капитализм, таким образом, рассматривается как переходная форма классового общества, где производство капитала доминирует над всеми другими формами производства (общественное производство товаров). Капитал - не вещь, не просто деньги или орудия производства, но деньги и орудия производства в совокупности определенных социальных взаимоотношений, цель которых - увеличение стоимости (накопление капитала). Следовательно, капитализм развивается в условиях социальной борьбы между буржуазией и рабочим классом. Его исторической предпосылкой была концентрация собственности у правящего класса и, как следствие, "это проклятое" появление класса неимущих, для которых продажа своего труда - единственный источник существования. Различие между продажей труда и рабочей силой (способности производить), утверждает Маркс, является главным для понимания того, что вся прибыль получается за счет неоплаченного, а потому эксплуатируемого труда рабочего. Капитализм объединяет формальное и юридическое равенство в обмен на подчинение и эксплуатацию в процессе производства. Торговля, рациональный расчет, рыночное производство, использование денег и наличие финансистов - недостаточные условия для существования капиталистического общества. По Марксу, капитализм опирается на специфическую форму частной собственности, позволяющую капиталу закабалить трудящихся, создающих в процессе производства прибавочную стоимость. И Вебер, и Маркс изображали капитализм как исторически самую развитую организацию производства. Но Маркс, в отличие от Вебера, предвидел усиление классовой борьбы, рост влияния союза рабочих, которые, осознав себя независимым движением большинства, восстанут и свергнут капитализм. Все предлагаемые периодизации развития капитализма недостаточно убедительны. Если Маркс утверждает, что в Западной Европе буржуазное общество, возникнув в XVI в. и пройдя длительный путь, уже к XVIII в. обрело зрелость, то Карл Поланий приходит к выводу, что капитализм появился только после Акта о реформе закона для бедных (1834). Капитал существовал в разных формах - торговой, денежной - еще задолго до индустриальной эпохи. Поэтому период между XVI и XVIII в. часто называют фазой торгового капитализма. Промышленный капитализм, появление которого Маркс датирует последней третью XVIII в., окончательно устанавливает доминирующую роль капиталистического производства. Большинство аналитиков середины - конца XIX в. рассматривали Великобританию как апофеоз той фазы капитализма, которая предполагает минимальное вмешательство государства в экономику (laissez-faire). Этот период закончился в 1840 г. с отменой хлебных законов, навигационных актов и принятием закона о банках. В соответствии с учениями классиков политической экономии Адама Смита (Smith) и Давида Рикардо, государство избрало либеральную форму поощрения конкуренции, чтобы стимулировать развитие "саморегулируемого" рыночного общества. Либеральные и консервативные мыслители были склонны отождествлять эту фазу капитализма с его сущностью, что побудило некоторых теоретиков вообще не употреблять этот термин по отношению к обществам периода после 1945 г. Во время послевоенного экономического подъема (1950-70) возник целый ряд новых терминов: индустриальное общество, постиндустриальное общество, общество всеобщего благоденствия, посткапиталистическое общество, но они таят в себе опасность изменить главное в концепции капитализма. Волны экономических и политических кризисов заставили, однако, вернуться к изначальному значению термина, особенно под влиянием "новых правых" (New Right, см. также: Hayek, Friedman). В противовес либералам, марксисты рассматривают развитие капитализма в XX в. как переход от стадии минимального вмешательства государства в экономику (laissez-faire) к монополистической стадии. Так, в знаменитой работе "Империализм, как высшая стадия капитализма" Ленин (Lenin) указывает: монополистическая стадия наступает тогда, когда особо важное значение приобретает вывоз капитала, происходит слияние банковского капитала с промышленным, на базе чего создается финансовый капитал; производство и распределение концентрируются в огромных трестах и картелях; международные капиталистические монополии делят мир на сферы влияния; национальные государства стремятся защитить интересы своего капитала, создавая тем самым постоянную угрозу войны (См. также: империализм). С того времени, как в XIX в. в Великобритании избирательное право стало массовым, ведутся горячие споры о связи демократии и капитализма. Опыт XX в. показывает, однако, что капиталистической экономике могут сопутствовать различные политические формы - либерально-демократическая, социал-демократическая, фашистская, республиканская, монархическая, крайней централизации государственного управления. Это составляет основу изучения государства (state) при капитализме. Хотя капитализм всегда развивался на фоне мирового рынка, последние перемены, связанные с "глобализацией капитала" и распадом СССР, укрепили убежденность в том, что теперь его следует рассматривать как мировую систему.

В начало словаря