Политика. Толковый словарь.
КОММУНИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОММУНИЗМ

КОММУНИЗМ - (communism) В общепринятом понимании, это результат классовых конфликтов и революционной борьбы, оканчивающейся победой пролетариата (proletariat) и установлением бесклассового социалистического общества, в котором ликвидирована частная собственность, а средства производства принадлежат обществу. Идея коммунизма имеет длинную историю. Иногда коммунистами считают таких авторов, как Бабеф (Babeuf) и Оуэн (Owen) (см. также первобытный коммунизм), хотя в английском языке слово "коммунист" появилось лишь в 1841-м, а "коммунизм" - в 1843 г. В настоящее время под коммунизмом понимают либо конец истории, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. И хотя до сих пор все еще можно слышать, как приверженцы коммунизма, несмотря на опыт Восточной Европы, отстаивают его возможность, политическая практика свидетельствует о том, что коммунизм скорее всего так и останется утопией. Марксистская аргументация в пользу коммунизма содержит как нормативный, так и позитивный компоненты. Главной характеристикой человеческой жизни является отчуждение (alienation). К коммунизму следует стремиться, т. к. он ведет к полной свободе человека. Здесь Маркс следует за Гегелем (Hegel), понимая под свободой не просто отсутствие принуждения, но деятельность, имеющую нравственное содержание. Коммунизм дает людям возможность делать то, что они хотят, но он ставит их в такие условия и такие отношения друг с другом, что у них не должно быть ни желания, ни необходимости совершать правонарушения или грешить. Но если для Гегеля развитие нравственной жизни (sittlichkeit) имеет главным образом познавательную мотивацию (отсюда важное значение философов), то по мнению Маркса, коммунизм является результатом материального и особенно производственного развития. Поэтому он настаивает на том, что философы стремились лишь объяснить мир, тогда как вопрос состоит в том, чтобы изменить его. Сам Маркс мало говорит о неотчужденном мире коммунизма. Ясно, что коммунизм ведет к сверхизобилию, при котором нет ограничений человеческим возможностям; можно быть утром художником, днем - рыбаком, вечером - писателем, а ночью - любовником. Согласно лозунгу, взятому на вооружение коммунистическим движением, коммунизм - это мир, живущий по принципу "от каждого по способностям, каждому по потребностям". А т.к. вместе с нуждой исчезает и мораль, то при выборе жизненного пути главными становятся эстетический и научный критерии; предполагается, что коммунистическое общество не будет потребительским. Коммунизм объединяет не только борющихся с нуждой бедняков, но и интеллектуалов, видящих с своей работе трансцендентальную ценность. Однако достижением Маркса, имеющим непреходящее значение, было добавление к этой утопии позитивной научной теории, объясняющей закономерное движение общества к коммунизму, и - с некоторой натяжкой - политической теории, обосновавшей необходимость революционной деятельности для построения коммунизма. Эти теоретические посылы, особенно в том виде, в каком они были развиты Лениным (Lenin) стали основой как догматических, так и творческих характеристик коммунистических партий ХХ в. В "Капитале" и других научных работах Маркс претендует на открытие законов капиталистического развития. Любое общество решает проблему воспроизводства человеческой жизни, но на каждом историческом этапе модель общественной организации определяет уровень развития производительных сил. Последние в сочетании с общественными отношениями составляют "способы производства", каждый из которых имеет собственные, отличные от других законы, вытекающие из уровня развития производства и из отношений между его социальными элементами, - исторически таковыми в основном были классы. Капитализм характеризуется производством предметов потребления или товаров, имеющих меновую стоимость. Прибыль создается в результате использования владельцами средств производства рабочей силы как товара, имеющего большую стоимость, чем выплачиваемая заработная плата. Между капиталистами идет постоянная конкуренция за увеличение прибавочной стоимости. Из этих предпосылок выводится целый ряд законов: постоянное перепроизводство и недостаточное потребление периодически приводят к экономическим кризисам, в результате чего производительные потенциалы капитала и рабочей силы остаются неиспользованными; развитие техники и сокращение доли труда в производственном процессе; долговременная тенденция к снижению нормы прибыли; относительное обнищание рабочего класса в сравнении с производимой им прибавочной стоимостью; появление доведенного до крайней нищеты люмпен-пролетариата. Здесь происходит стыковка нормативных и позитивных моментов. Огромный, небывалый в человеческой истории производительный потенциал капитализма, способный избавить людей от нужды, все больше вступает в конфликт с реальностью растущего отчуждения. В то же время особенности производственных отношений к укреплению социального взаимодействия и ко все большему сближению интересов эксплуатируемых во всемирном масштабе. Поэтому капитализм сам порождает своего "могильщика" в лице рабочего класса, который "не имеет родины" и которому "нечего терять, кроме своих цепей". Свержение капитализма возможно потому, что процесс производства уже обобществлен. Однако, экспроприировав капиталистов, солидарный в своих устремлениях международный рабочий класс не будет иметь оснований и не будет заинтересован в установлении нового эксплуататорского строя. Таким образом, производительный потенциал передовой техники может быть объединен с неэксплуататорскими общественными отношениями - одним словом, с коммунизмом. Маркс и Энгельс, несомненно, полагали, что, давая научное объяснение возможности, более того, необходимости коммунизма, они выделились из числа социалистов-утопистов. Однако, несмотря на периодические экономические кризисы с колоссальными потерями человеческого и иного капитала, во всех секторах промышленности так и не произошло ни снижения нормы прибыли, ни неуклонного сокращения доли труда на фоне технического прогресса. В действительности капитализм оказался в высшей степени революционным и способным к обновлению (сам Маркс очень высоко оценивал его возможности). Более того, не состоялось и обнищание рабочего класса, по крайней мере в развитых капиталистических странах, где Маркс предсказывал революцию; факты говорят о том, что численность деклассированных элементов скорее является производной политических и институциональных факторов, чем неизбежным следствием самого капитализма. Пожалуй, самые крупные спорные вопросы в марксовой теории были выявлены Лениным. Он доказывал, что рабочие не идут дальше своих узкоэкономических требований (повышение заработной платы и улучшение жизненных условий) и потому не в состоянии выдвинуть политические требования свержения капитализма. Только интеллигенция способна в должной мере оценить возможности, которые дает коммунизм, поэтому для обретения предоставляемой им свободы нужна стойкая, решительная и хорошо организованная партия интеллигентов, выступающая в качестве авангарда рабочих и вооруженная знанием марксистской теории. Ленин писал также, что рабочие, конечно, требуют улучшения экономического положения, но и капиталисты, по крайней мере при определенных обстоятельствах, идут на уступки. Поэтому обнищание и - что было еще более важно для Ленина - единство интересов рабочего класса совсем не являются стихийными следствиями капиталистического производства. Империализм предоставил капиталистам особенно благоприятные возможности для повышения оплаты труда рабочих в метрополиях за счет средств, получаемых путем сверхэксплуатации в колониях. Более того, объединение "рабочей аристократии" и отдельных частей империалистического капитала(imperialist capital) привело к развитию национализма среди рабочих, что, с точки зрения Ленина, и стало причиной развала международного социалистического движения в начале 1-й мировой войны. Вследствие этого к коммунизму следует идти другим путем; сначала от капитализма должны отколоться "слабые звенья цепи империализма"; первым из них и стала Россия 1917 г., потерпевшая поражение в войне. Попытка построения коммунизма в России подняла новые важные теоретические и практические проблемы. Согласно теории, революция должна совершиться в стране, где уже обобществлено производство, рабочий класс многочисленен и существует возможность изобилия. Россия была самой бедной страной Европы, в которой огромную массу населения составляли неграмотные крестьянства и объем промышленного производства был не большим. В этих условиях партии приходилось не только воспитывать рабочих в духе, выходящем за рамки узкого экономизма, но и создавать рабочий класс. Это послужило причиной того, что социалисты-меньшевики (Mensheviks) - выступили против коммунистов-большевиков (Bolsheviks), требовавших социалистической революции до "построения" капитализма. Захватив власть, большевики оказались без программы, если не считать их прагматического и политически успешного лозунга "мира, хлеба и земли", сыгравшего на стремлении широких масс покончить с войной и лишениями, а также на требованиях крестьянами передела земли. Как любил говорить Ленин, на пути к коммунизму не было плана социализма. Естественно, его и не могло быть, т.к., по образному выражению Маркса, коммунизму следовало созреть в утробе капиталистического общества и быть готовым к появлению на свет если и не полностью сформировавшимся, то способным после короткого переходного периода встать на ноги и двинутся вперед. Подобно первым христианам, большевики действовали так, словно приближалось второе пришествие. В годы военного коммунизма (1918-20) и в разгар Гражданской войны вся собственность была национализирована, а деньги временно отменены. Когда в результате последовали мятежи и крестьянские волнения, Ленин объявил (1921) короткую передышку (нэп) (NEP) перед новым штурмом коммунистического "рая". Однако в последние три года жизни Ленин все более осознавал все трудности построения коммунизма в России, требовавшего длительного переходного периода, в течение которого сохранялись - под бдительным и направляющим присмотром партии - как антагонистические общественные классы, так и товарные отношения. Для сокращения этого переходного периода использовались политические и институциональные методы. Если в годы военного коммунизма ответственность за положение дел в стране несли коммунистическая партия и Высший Совет Народного Хозяйства, то нэп проводили в основном специалисты, многие буржуазного происхождения, меньшевики или правые. Когда нэп столкнулся с трудностями, партии и другим органам было нелегко противостоять утверждению, что отмена рыночных отношений и ликвидация таких "эксплуататорских" классов, как кулачество (kulaks) или мелкие торговцы (нэпманы), были бы лучшей стратегией. Поскольку политическая власть по-прежнему находилась в руках партии, которой едва ли нравилось быть не у дел, пока капиталистическим отношениям позволено развиваться, было маловероятно, что нэп продолжит свое существование. Политические и институциональные преграды нэпу усугублялись личным соперничеством в руководстве, ставшем свидетелем того, как Сталин использовал свою власть над кадрами, чтобы в 1929 г. повернуть влево. Сталинский вариант социализма, с некоторыми существенными изменениями, господствовал в СССР в течение 56 лет. Он начинался в духе невиданного оптимизма и веры в возможность построения коммунизма путем всеобщей индустриализации и коллективизации. Быстрое развитие промышленности и, главное, победа СССР во 2-й мировой войне способствовали тому, что этот оптимизм сохранялся еще и в хрущевский (Khrushchev) период (1953-64), когда партия приняла программу, обещавшую построить коммунизм за 30 лет. Однако становились очевидными все новые факты, которые в конце концов окончательно подорвали веру в возможность и желательность коммунизма. Во-первых, сам Хрущев сделал достоянием гласности масштабы репрессий. Во-вторых, экономическим развитием руководили консервативные государственные учреждения. По мере сокращения промышленного роста росли взяточничество (rent-seeking) и коррупция государственных чиновников, подтачивавшие легитимность системы. В-третьих, союзники СССР в Восточной Европе после 2-й мировой войны и в Азии и Африке после крушения империализма стали для него финансовой и военной обузой. Наконец, в то время, как развитие СССР замедлялось, западный капиталистический мир "набирал обороты", создавал новые технологии, состязаться с которыми советская экономика уже не могла. В основных капиталистических странах Запада не происходило никаких коммунистических революций. Поэтому к 1980-м гг. вера в способность СССР осуществить переход к коммунизму растаяла без следа.

В начало словаря