Политика. Толковый словарь.
КОНСЕРВАТИЗМ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОНСЕРВАТИЗМ

КОНСЕРВАТИЗМ - (conservatism) Так обычно называют политическую философию, стремящуюся к сохранению того, что считается лучшим в обществе с устоявшимися традициями, и выступающая против радикальных перемен. На самом же деле гораздо проще определить исторические условия развития консерватизма, чем установить, в чем заключается "символ веры" консерваторов. Современный европейский консерватизм развился между 1750 и 1850 гг. как реакция на стремительные перемены и витавшее в воздухе ощущение грядущих изменений, потрясших европейские страны; к ним относятся идеи Просвещения (Enlightenment), Французская революция (French Revolution), индустриализация (особенно в Англии), требование расширенного или всеобщего избирательного права (главным образом, для мужчин). Название "консервативная" укрепилось за английской политической партией тори во время дебатов по избирательной реформе, закончившихся принятием в 1832 г. Закона о реформе. Реакция консерваторов на перемены бывает весьма различной. Иногда это открытая оппозиция, опирающаяся на представление о современной модели общества как справедливой для всех времен. Она может принимать "реакционный" характер, обращаясь к прошлому и пытаясь восстановить общественное устройство, существовавшее в более ранний период. Консерватизм подчас не признает одной, раз и навсегда избранной формы общественного устройства, обращая внимание главным образом на природу его изменений и настаивая на том, что, они должны быть только постепенными, эволюционными. Скорей всего, наиболее общей чертой консерватизма является его оппозиция определенным видам оправдания перемен, в особенности идеалистическим, исходящим из "абстрактных" идей, а не из хода развития действительности. Ясно, что в идеологическом плане консерватизм может принимать разнообразные формы. Приверженцы либерального индивидуализма, клерикалы-монархисты, "ностальгирующие" по прошлому реакционеры и беспринципные реалисты - все назывались "консерваторами", считали себя таковыми и демонстрировали типичные для них реакции на предполагаемые изменения. Некоторые с равным успехом основывали свой консерватизм на индивидуализме и на коллективизме, на атеизме - и на религиозной вере, на идеалистической философии Гегеля (Hegel) - и на глубоком скептицизме вульгарного материализма. Более того, консерватизм был в первую очередь политической реакцией и лишь потом сложился как идейное течение, поскольку люди, защищающие свои интересы от возможных перемен, чаще всего мало интересуются философскими идеями или относятся к ним всего лишь как хоть "какому-то убежищу от бури". Поэтому термины "консервативный" и "консерватизм" способны породить путаницу, как минимум такую же, а возможно, даже большую, чем ту, которую вызывал любой другой термин в истории идей. В 1980-х гг. стало общепринятым называть "консерваторами" коммунистов - сторонников "жесткого курса", выступавших против перемен в СССР; многие западные консерваторы восприняли это как оскорбление. Такое название точно определяло противников перемен на бытовом, интуитивном уровне использования этого термина. Однако он был использован для характеристики группы приверженцев учения, против которого почти единодушно и решительно выступали консерваторы ХХ в. Этим учением был марксизм-ленинизм, настаивающий на революции и исторической необходимости продвижения к совершенной иной форме общественного устройства - к коммунизму (Communism). Следующая трудность состоит в том, что многих людей вполне обоснованно можно отнести к консерваторам, хотя они себя таковыми не считают. Причина заключается в том, что в большей части континентальной Европы в первой половине ХХ в. репутация консерватизма была подорвана - сначала тем, что он ассоциировался с отживавшими свой век клерикально-монархическими взглядами, потом - его союзом с фашистским и национал-социалистским движениями. Поэтому, хотя слово "консерватизм" есть во французском, немецком и итальянском языках, лишь очень немногие из выдающихся политиков и представителей интеллигенции после 1945 г. причисляют себя к "консерваторам". Когда в Европейском Парламенте в 1989-1992 гг. существовала "консервативная" группа, в нее входили только англичане и датчане. Другие политические движения, особенно Христианские демократы (Christian Democracy) стали в некоторых отношениях особыми консерваторами, "не осмеливающимися назвать себя так, но даже они по своим истокам и принципам весьма сильно отличаются от консерваторов в устоявшемся понимании этого слова". Считается, что работа Берка (Burke) "Размышления о революции во Франции" ("Reflections on the Revolution in France") - с основанной на абстрактных принципах оппозицией радикальным реформам и обращением к достоинствам, зачастую скрытым, уже устоявшихся, развитых институтов - имела определяющее значение для современного консерватизма. Однако сам Берк не был консерватором. Его литературная и политическая карьера состоялась до появления этой философии. Мало того, Берк был вигом (Whig), придерживался реформаторских и протолиберальных взглядов на основные проблемы своего времени, в т.ч. и связанные с Индией, Ирландией, Америкой и парламентом. До 1920-х гг. его часто считали своим и на него ссылались как либералы, так и консерваторы. Есть все основания полагать, что он был бы против консерватизма, возникшего в 1832 г. Про Джорджа Оруэлла (Orwell) можно сказать то же самое, но это было уже в ХХ в. В его книгах мы находим отражение аргументов и настроений консерваторов того времени; они проходят через все его произведения и достигают кульминации в яркой антиутопии "1984". Но это вовсе не делает Оруэлла консерватором - он был сторонником демократического социализма, и политический консерватизм вызывал у него антипатию и недоверие. Если, чтобы причислить Оруэлла к консерваторам, мы расширим границы консерватизма, последний потеряет всякое определенное политическое значение. Смысл ясен, хотя от этого не легче: нередко консервативные настроения и идеи выражаются не-консерваторами; более того, часто именно не-консерваторы выражают их наилучшим образом. Многие посвященные консерватизму работы, исходящие из неверных посылок, способствовали усилению уже существующей путаницы. Авторы нередко относятся к консерватизму не просто недоброжелательно, но и презрительно, в духе замечания Дж. С. Милля (J.S. Mill) о том, что консервативная партия "по закону своего существования - самая тупая". При этом исходят из того, что консервативные идеи ошибочны по сути и выбираются скорее за их политическую полезность, чем за теоретическую последовательность. Иногда консерватизму приписывают несуществующее теоретическое единство, полагая, что все консерваторы исповедуют психологический пессимизм органической природы (organic nature) общества либо верят в исключительное значение национальных традиций. Нельзя сказать, что многочисленные попытки систематизации (сравнивая, к примеру, пары определений: "высокий" и "низкий", "мокрый" и "сухой", "истинный" и "нео-", "старый" и "новый", тори и консерваторы) много дали для понимания консерватизма, поскольку различия определялись слишком разными и противоречащими друг другу способами и ни один вариант так и не утвердился. Еще одна причина путаницы - общепринятое обращение к неопределенному понятию политического спектра или континуума (пространства), что предполагает, будто глубокие консервативные убеждения означают принадлежность к крайне правому флангу вместе с (загадочным образом) боговдохновенными правыми монархистами, анархистами и национал-социалистами. Маннгейм (Mannheim), столкнувшись со значительными различиями между английской и континентальными традициями консерватизма, пришел к выводу, что его внутренним импульсом является "всеобщая психическая склонность" к традиционализму (traditionalism), а выражающая эту наклонность теоретическая форма может меняться в зависимости от конкретных условий. Он же открыл негативное свойство, присущее консерватизму в целом, - критическую реакцию на "мышление в духе естественного права". Таким образом, идеи консерватизма искреннее и глубже, чем считают многие его оппоненты, но объединяет эти идеи чисто негативный аспект; т. е. противостояние абстрактным, универсальным и идеальным принципам и вытекающим

из них планам. По-видимому, этот вывод, дающий простор позитивным теориям, позволяет составить наиболее верное представление о консерватизме как общеполитическом явлении. Он приводит к возникновению способа мышления, который можно назвать скептическим редукционизмом и который ставит перед всеми грандиозными предложениями и принципами вопрос: "Действительно ли хороша эта идея при данных конкретных условиях?" Такой вопрос задают и Эдмунд Берк, и Бенджамин Дизраэли, и лорд Солсбери, и Майкл Оукшотт (Oakeshott) и Маргарет Тэтчер. Вполне возможно, что лишь это объединяет их как консерваторов. Таким образом, консервативный реформизм скорее относится к ядру консервативной традиции, нежели к ее периферии, или является отклонением от нее. Труднее принять идею радикального консерватизма. В той мере, в какой радикализм понимается согласно его первоначальному значению, предполагающему, что радикалы всегда выступают за систематическую смену институтов и практической деятельности, выражение "радикальный консерватизм" представляет собой терминологическое противоречие. Оно приемлемо в менее буквальном понимании, т.е. как вера в то, что при определенных обстоятельствах для сохранения присущих системе положительных элементов требуются безотлагательные радикальные перемены. Например, к этой категории можно отнести веру в то, что для сохранения жизнеспособности капиталистической системы необходимо жесткое сокращение расходов на общественные нужды с одновременной приватизацией сферы услуг и высоким уровнем безработицы. Однако абсолютную веру в "свободные" рынки и минимальную роль государства, чего никогда не было или было в очень отдаленном прошлом, вообще нельзя всерьез называть консерватизмом. В XIX в. главное содержание консерватизма состояло в том, что с полным основанием можно назвать либеральной программой расширения прав. В разных условиях он то выигрывал, то проигрывал сражения, иногда опираясь на прежние взгляды своих противников. Консерватизм того времени представляется более плодотворным, если рассматривать его как методический подход к изучению природы изменения, а не как самостоятельную доктрину о значимости конкретных форм общественного устройства. В ХХ в. консерватизм почти полностью посвятил себя борьбе против разных форм социализма, в результате многие стали отождествлять его с антисоциализмом, что является ошибочным. Если бы это было верно, то конец социализма означал бы и конец консерватизма. Но в действительности нет - и не может быть - недостатка в разного рода убеждениях, которым консерватизм противостоит по самой своей природе. Можно быть уверенным в том, что разновидности феминизма, движения в защиту окружающей среды, радикальные демократические теории и учения о правах человеках будут inter alia и впредь выдвигать такие политические проекты, которые послужат консерватизму одновременно и стимулом, и объектом противодействия.

В начало словаря