Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАК"-"ГОБ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 1, "ГАК"-"ГОБ")

ГАК

ГАК - (Великобритания) (PAC (UK)) см.: Public Accounts Committee (Комитет государственного контроля).

ГАМИЛЬТОН АЛЕКСАНДР

ГАМИЛЬТОН АЛЕКСАНДР - (Hamilton, Alexander) (1757-1804) Американский политик и теоретик политики. Гамильтон с юных лет принимал активное участие в американской Войне за независимость и в политической деятельности. В 1787 г. он в соавторстве с Джеймсом Мэдисоном (Madison) и Джоном Джей готовили выпуски "Федералиста" ("Federalist Papers"). Перу Гамильтона принадлежит, среди прочих, статья, в которой предлагается создать институт выборщиков (Electorat College) для непрямых выборов президента в качестве средства, не допускающего, чтобы выборами заправляли люди, недостойные и не заслуживающие доверия, а также статья, посвященная Верховному cуду - по мнению Гамильтона "наименее опасной" ветви власти. В 1790-х гг. у Гамильтона возникли серьезные разногласия с Мэдисоном и Томасом Джефферсоном (Jefferson). Эти двое так и остались аграриями, подозрительно относящимися к централизованному правительству и более расположенными к демократии (во всяком случае среди свободных людей), чем Гамильтон, который выступал за сильную центральную власть, проводящую политику про-промышленного развития страны. Гамильтон был министром финансов во время президентства Вашингтона (1789-95), но пытался действовать как премьер-министр. Убит на дуэли Аароном Бэрром - с 1800 г. вице-президентом при Джефферсоне. Гамильтон первым предложил то, что ныне носит название системы "наибольшего остатка" в пропорциональном представительстве: он предложил ее как средство закрепить полное количество мест за каждым штатом при пропорциональном распределении представителей штатов, в соответствии с Конституцией после каждой переписи населения. Его предложение не прошло из-за противодействия группы вирджинцев, в том числе и Джефферсона, настаивающих на системе Хондта, предоставлявшей Вирджинии больше мест, чем система наибольшего остатка.

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД

ГАНДИ МОХАНДАС КАРАМЧАНД - (Gandhi, Mohandas Karamchand) (1869-1948) По-видимому, самая влиятельная фигура в современной индийской политике. Ганди стал символом индийского национализма и в 1947 г., когда Индия получила независимость, был назван "отцом нации". Наиболее существенным вкладом Ганди в отечественную политику была, пожалуй, его вера в силу простых людей. Ганди удалось это прежде всего благодаря тому, что в требованиях, предъявляемых его политикой простому человеку, не было ничего экстраординарного. Решительный отказ от применения насилия, характерный для его кампании гражданского неповиновения, позволял людям участвовать в национальной политике самым различным образом, не внося резких перемен в обычный ход своей жизни. Ганди смог заставить людей поверить, что границы между кастами, классами, религиями и регионами не имеют никакого отношения к нравственной Истине, которую он сделал центральным пунктом своих размышлений. Это порой заставляло преграждать путь наиболее радикальным националистическим устремлениям как внутри Конгресса (Congress), так и вне его. Еще одной характерной чертой философии Ганди, менее повлиявшей на политику, было его неприятие западной модернизации как модели развития самой Индии. Он придавал гораздо большее значение индийской деревне и самообеспеченной сельской общине. Это позволило многим сравнивать его с Мао Цзэдуном (Mao Zedong), также разработавшим для Китая экономическую стратегию опоры на сельское хозяйство. Ганди был убит членом индусской шовинистической организации 30 января 1948 г.

ГАТ (ОБЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ В СФЕРЕ УСЛУГ)

ГАТ (ОБЩЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ В СФЕРЕ УСЛУГ) - (GAT) (General Agreement on Trade in Services)) Уругвайский раунд переговоров в рамках ГАТТ (GATT). Включал ряд переговоров, отличавшихся в правовом отношении от остальных. Они касались включения сектора услуг мировой экономики в ГАТТ в качестве одного из его разделов и выработки процедур урегулирования спорных вопросов, чему вначале упорно сопротивлялись менее развитые страны. Достигнутое соглашение ГАТ сейчас реализуется под эгидой Всемирной организации торговли (World Trade Organization, WTO), которая приходит на смену ГАТТ как центр тяжести режима многосторонней торговли (multilateral trade regime).

ГАТТ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТОРГОВЛЕ И ТАРИФАХ)

ГАТТ (ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТОРГОВЛЕ И ТАРИФАХ) - (GATT) (General Agreement on Tariffs and Trade)) Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ) 1947 г. достигнуто в результате переговоров, которые велись во время войны и после нее (см.: Бреттон-Вудс), имевших целью установление стабильного многостороннего экономического порядка. Длительный переговорный процесс (1944-47) отражал противоречивую природу политики международной торговли на внутреннем и международном уровнях заключения сделок. Меняющиеся схемы международной торговли могли самым серьезным образом и достаточно быстро повлиять на занятость внутри стран и на уровень доходов как в рамках национальных экономик, так и в системе международных торговых отношений. Хотя широкого соглашения относительно масштабов либерализации в большинстве секторов международной торговли так и не удалось достичь, было признано, что односторонняя и дискриминационная практика периода между двумя мировыми войнами имела отрицательные последствия для всех сторон. ГАТТ являлось временным соглашением, необходимым для систематизации правил зарождающегося торгового режима, и - в дальнейшем - для разработки мер, сокращающих число препятствий на пути международной торговли. Американская делегация была полна решимости оказать на другие страны давление, сократить число дискриминационных мер в области международной торговли, особенно британские имперские преференции (Imperial Preference). В обмен США выразили готовность снизить свои традиционно высокие пошлины. СССР и его союзники в соглашении не участвовали. Вопрос об их участии встал только в 1989 г., после окончания "холодной войны" (Cold War). В ГАТТ провозглашены принципы взаимности и отказа от дискриминации, которые нашли отражение в концепциях "наиболее благоприятствуемой нации" (Most Favoured Nation) и "национального режима". Последняя подразумевала равно доброжелательное отношение правительств к иностранным экспортерам и национальным производителям. Взаимность означала, что любые переговоры между торгующими сторонами должны сопровождаться примерно одинаковыми взаимными уступками и/или общим полезным результатом с точки зрения обеих сторон. Недопущение дискриминации означало одновременное распространение любой торговой уступки, сделанной страной своему торговому партнеру по ГАТТ, на всех других участников. В результате переговоры между двумя торговыми партнерами фактически становились многосторонними и способствовали установлению либерального торгового порядка. Попытки либерализации торговли по линии ГАТТ продолжались в течение 1950-х гг. в ходе периодических раундов переговоров. Продвижение вперед было трудным из-за послевоенной экономической слабости большинства стран и чрезвычайно высокой конкурентоспособности американской промышленности. Большинство стран испытали бы очень серьезные трудности со своими платежными балансами и с проблемой занятости, если бы сняли ограничения на импорт товаров. По мере того как послевоенное восстановление экономики позволяло странам осуществлять все более либеральную торговую политику, американское правительство пыталось заменить частичные решения всеобъемлющей договоренностью о снижении тарифов всеми участниками соглашения по широкому ассортименту товаров. Эта инициатива привела к соглашениям, достигнутым на "раунде Кеннеди" в июне 1967 г., который стал своеобразным водоразделом в сфере послевоенной либерализации торговли. Таможенные тарифы на промышленные товары были снижены в среднем на 36 % и - еще ниже - на "Токийском раунде" (1974-79). США в 1955 г. в одностороннем порядке отказались включать в ГАТТ торговлю сельскохозяйственной продукцией, однако на "раунде Кеннеди" коренным образом изменили свой подход. Это привело к затяжному конфликту с Европейским Союзом (EU) (связанным единой сельскохозяйственной политикой, являвшейся настолько хрупким компромиссом между странами-участницами, что трогать его было просто нельзя) и с Японией. Как в ЕС, так и в Японии рынки сельскохозяйственной продукции были защищены. Сельское хозяйство остается главным предметом разногласий в части, касающейся торгового режима, что задержало достижение договоренностей на Уругвайском раунде, завершившемся в 1993 г. После снижения тарифов инструментами торговой политики стали т.н. "нетарифные барьеры", в частности соглашения о добровольном ограничении экспорта и об упорядоченном маркетинге, которые противоречили духу ГАТТ. Поскольку в этих соглашениях говорилось о "добровольном" подходе, правила ГАТТ теоретически их не касались. Более того, принципы либерализации поставили под вопрос многие меры экономической политики, ассоциировавшиеся со стратегиями успешного развития национальных экономик в послевоенный период, особенно в Японии, в ряде европейских и других развитых странах. И наконец, менее развитые страны требовали освободить их от обязанности выполнять многие правила ГАТТ, ссылаясь на то, что их слабая экономика мало что получала от договоренностей по свободной торговле. Все правительства злоупотребляли избавительными оговорками ГАТТ, и участники соглашения несколько раз пытались ужесточить правила. Ни один из этих споров не может разрешиться раз и навсегда, а для успешной реализации ГАТТ необходимы именно долгосрочные компромиссы. Тем не менее существует широкое согласие относительно содействия дальнейшему развитию процесса либерализации. На Уругвайском раунде переговоров были успешно расширены рамки ГАТТ. Теперь это соглашение включает многосторонние правила, касающиеся сектора услуг (см.: GAT), интеллектуальной собственности и некоторых аспектов торговли продукцией сельского хозяйства. На этом же раунде была учреждена Всемирная организация торговли с расширенной институциональной структурой и процедурой разрешения споров, положившая конец временному статусу ГАТТ. Возникновение Европейского Союза (EU), Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) и других региональных организаций, таких, как Форум азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (APEC), представляет собой потенциальную угрозу ГАТТ. Эти региональные договоренности еще не превратились в дискриминационные торговые блоки, а в ГАТТ специально оговорено право на региональную экономическую интеграцию, если она не противоречит положениям ГАТТ. Однако, несмотря на успешное завершение Уругвайского раунда, региональные соглашения, и в первую очередь односторонние и двусторонние (особенно со стороны США), могут войти в моду, если не будет достигнуто постоянного соглашения по самым насущным вопросам. Вместе с тем мировые компании скорее всего окажут жесткое сопротивление любой попытке существенного ограничения либерального и глобального характера торгового режима.

ГЕВАРА ЭРНЕСТО ЧЕ

ГЕВАРА ЭРНЕСТО ЧЕ - (Guevara, Ernesto "Che") (1929-67) Аргентинский марксист и революционер. После участия в кубинской революции 1959 г. и пребывания в должности министра он в 1965 г. покидает Кубу для участия в революциях в странах третьего мира. В 1967 г. Че Гевара поднимает восстание в Боливии. Оно закончилось провалом, а сам он был захвачен и казнен. Его "Партизанская война" (1960) была практическим руководством к действию. Вот четыре ее тезиса. 1. Народ способен одержать победу над регулярной армией, если убедится в том, что законным путем ничего уже сделать нельзя. 2. Нет необходимости затягивать с началом партизанской войны, ожидая, пока возникнут все объективные условия. Революционный foco (в переводе с исп. означает "очаг") способен создать их. Режи Дебре в книге "Революция в революции?" ("Revolution in the Revolution?", 1967) неправильно интерпретировал теорию "очагов", сделав упор на военные действия в ущерб политическим, что имело катастрофические последствия в ряде стран (например, в Перу в 1965 г.). 3. Сельская местность должна стать ареной вооруженной борьбы, а городская - подпольной деятельности. 4. Революции следует быть интернациональной. В своем последнем послании из Боливии он призывал к созданию "двух, трех... многих Вьетнамов". Гевара критиковал ортодоксальную коммунистическую политику в Латинской Америке и выступал против рабского копирования советской модели. Революционная теория должна опираться на практический опыт борьбы в каждой стране. Гевара призывал к развитию социалистической политической культуры, основывающейся скорее на моральных, нежели на материальных побудительных мотивах, которая приведет к сотворению "Нового Человека".

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ - (Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770-1831) Немецкий философ, родился в Штутгарте, умер от холеры в Берлине. Окончил Штутгартскую гимназию, в Тюбингемском теологическом институте вместе с Гёльдерлином и Шеллингом изучал философию и теологию. Получив в 1801 г. место гувернера, фактически обеспечил себе работу в Йенском университете, где в течение четырех лет читал лекции по логике и метафизике, пока не был назначен профессором. В 1816 г. стал профессором философии Гейдельбергского университета, читал лекции по политической философии, истории философии, логике и метафизике, антропологии и психологии, а также по эстетике. Двумя годами позже стал профессором Берлинского университета, где и оставался до самой смерти. За свою жизнь Гегель опубликовал четыре значительных труда по философии: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812-16), "Энциклопедия философских наук" (1817, 1827, 1830) и "Философия права" (1821). Тексты его лекций по истории философии и философиям истории, эстетике и религии опубликованы посмертно. Гегель рассматривал "Феноменологию духа" как введение в свою целостную философскую систему, которую позже развил в "Энциклопедии". Свою задачу в "Феноменологии" он видел в том, чтобы дать научное представление о противоречивом развитии сознания от наиболее абстрактного состояния до уровня "абсолютного знания". Для Гегеля цель философии состояла в постижении "истинно сущего", но, чтобы сделать это, прежде необходимо уяснить, каким именно образом само сознание познает действительность. Гегель делает это, показывая, как сознание развивается посредством обучения, обретая диалектические свойства, т.е. сохраняя и преодолевая прежние способы мышления. По мере того как всякая форма сознания осознает, что не достигла "абсолютного знания", она побуждается к переходу на более высокий уровень познания. Вот почему, по Гегелю, "история мира есть не что иное, как прогресс сознания свободы". "Наука логики" свидетельствует о том, что Гегель, будучи все так же погружен в поиски истины, в то же время по-прежнему сосредоточен на проблеме отправной точки философского анализа. Впрочем, изначально Гегель стремился показать слабость традиционной логики, отделяющей форму от содержания. К примеру, формальная логика сочла бы "истинным" следующее положение: все люди бестолковы, Галилей был человек, следовательно, Галилей был бестолков. По форме все верно, каждое положение может быть выведено одно из другого, но в содержательном плане только на основе опыта можно решать, "истинны" ли основная посылка и вывод. В противоположность этому Гегель утверждает, что "действительная" логика возможна лишь в том случае, если мысль развивается независимо от формальных установлений традиционной логики. Соответственно, сам он намерен начать безо всяких таких предварительных установок. И делает это посредством абстрагирования мышления до непостигаемого состояния как "чистого бытия", где оно "небытие". Кроме того, это "небытие" самое по себе есть "нечто", т.е. оно есть ничто. Как "бытие", так и "небытие", таким образом, низводятся друг до друга. Кроме того, движение, происходящее между ними, есть движение "становления". "Бытие" становится "небытием" и "небытие" становится "бытием". От состояния неопределенности мы перешли к определенности "становления", не делая никаких допущений и ничего не предполагая. Остальное в "Логике" представляет попытку Гегеля далее развить категории от уровня чистой определенности. Благодаря именно этому анализа, мы и начинаем распознавать контуры диалектического метода Гегеля. Гегель пытается прояснить это как можно более ясно и понятно в "Малой логике", являющейся первой частью "Энциклопедии". В других частях "Энциклопедии" речь идет о философии природы и о философии разума. Гегель заявляет, что его логике присущи три момента: Понимание, Диалектика и Умозаключение. Мышление, которое остается на уровне Понимания, в связанном виде содержит ограничения и рассматривает их как отличающиеся одно от другого. Диалектика есть признание движения между этими "связанными" ограничениями через их противоположности, такими как, например, "бытие" и "небытие". Действительная же истина обретается на стадии Умозаключения. Это стадия "позитивного основания", каковым является знание того, что противоположности сами по себе должны восприниматься как составляющие единство противоречия. Цель умозрительной философии - в постижении истины, которая выявляется из противоречивого движения самой Диалектики. В "Философии права" это диалектическое движение находит выражение в развитии концепции воли, возрастающей по пути к свободе. Воля движется через момент "Абстрактного Права", где обнаруживает себя в материальной сущности, утверждаясь в качестве собственности. Затем воля преодолевает "Мораль", что позволяет ей осознать ценность моральных норм, прежде чем она попадает в сферу "Духовной Жизни". Именно здесь воля проходит такие ступени объективации, как семья, гражданское общество (civil society) и государство. Через эти опосредующие объективации конкретная воля и вступает в контакт с другими волями. Такое взаимодействие приводит к созданию институтов, стремящихся свести конкретную и всеобщую волю к противоречивому единству, поскольку только тогда люди способны быть истинно свободными. Задача философии, по Гегелю, состоит в том, чтобы распознать, что есть разумного в таком наращивании воли. Она в том, чтобы попытаться проникнуть в "формы, обличия и видимости", которые принимает рациональность в своей наружной сущности. Вот почему утверждение Гегеля: "Все разумное действительно, а все действительное разумно" - следует понимать как не-тождественность. "Разумное действительно" в том, что оно существует в обществе, но лишь в конкретной "форме". Задача умозрительной философии в том, чтобы постичь "содержание" данной "формы" и тем самым отыскать, что есть воистину разумно. Если наследие Гегеля имеет какой-то смысл, то он заключен в том, насколько важно донести это стремление до нашего времени, пытаясь всецело осознать человеческую свободу. также: sittlichkeit (мораль).

ГЕГЕМОНИЯ

ГЕГЕМОНИЯ - (hegemony) О гегемонистском феномене можно говорить, когда один общественный класс, находящийся у власти, подавляет другие классы в большей степени, чем то допустимо, путем насилия или на основании закона; название взято от греческого слова "гегемон", означающего "предводитель". Так, Грамши (Gramsci) считал буржуазию гегемонистским классом внутри капиталистического общества и полагал, что власть ее зависит от проникновения буржуазных ценностей во все структуры общества. Гегемонией наделяют и иные общественные институты. На самом деле, выражение это попало в словарь левых после революции 1905 г., когда Плеханов воспользовался им для обозначения отношения большевистской партии к пролетариату. Современные североамериканские теоретики международных отношений данный термин употребляют по-разному. Чарлз Киндерберг считал гегемонистским влияние Британии за пределами ее формальной империи в XIX в. и аналогичную мощь США с 1945 г. Он же в последнее время называл функционирование гегемонистского государства ключом к власти, что необходимо, как считается, для либерального международного экономического порядка и системы безопасности, где государство служит поставщиком многих общественных благ (public goods), включая относительно открытые рынки, стабильную международную торговую валюту и ядерные силы сдерживания. Такие аргументы уже были в ходу для объяснения глубины и длительности депрессии 1930-х гг. (как утверждалось, проистекавших из-за отсутствия деятельного гегемона); для предупреждения о возможных последствиях нынешнего экономического упадка США и для утверждения о том, что получающие от данного режима выгоду должны нести большие расходы и диспропорции покрываются доминирующим плательщиком, отчего гегемония делается системой, имеющей естественную направленность к саморазрушению.

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН - (Helvetius, Claude Adrien) (1715-71) Мыслитель - утилитарист Французского просвещения (Enlightment French). Не оригинален и не основателен, хотя и оказал существенное влияние на Бентама (Bentam). Выражал общепринятые идеи в крайней форме. Сторонник равенства, веривший, что различия между людьми объясняются образованием. Единственная человеческая мотивация - это своекорыстие, эгоизм, стало быть, каждую семью следует наделить куском земли, на котором все, работая в одиночку на себя, будут вносить вклад в совокупное благо.

ГЕНОЦИД

ГЕНОЦИД - (genocide) Преднамеренное физическое уничтожение государством населения, выделенного по культурным признакам (например, евреев в Европе в 1940-х гг.). Оправдывается утверждениями о расовом превосходстве.

ГЕОПОЛИТИКА

ГЕОПОЛИТИКА - (geopolitics) Одно из направлений в политике, зародившееся в Германии в конце ХIХ в. Основное внимание в нем обращается на проблему обусловленности внешней политики страны ее географическим положением и окружающей средой. Геополитика способствовала обострению внимания к идее преемственности в современном политическом реализме. Внушенная политикам Карлом Хаусхофером, членом английского парламента от Либеральной партии Холфордом Маккиндером и американскими авторами Н. Спикманом и С. Б. Коэном мысль о том, что контроль над евразийским массивом или его регионами является непременным условием мирового господства, не давала покоя сначала Германии, Англии и США, озабоченным прочными позициями России в Азии, потом промышленно развитым демократиям, встревоженным германским экспансионизмом, а еще позднее - США и их союзникам, обеспокоенным коммунистической экспансией во время "холодной войны" (Cold War) в т.н. "периферийные" районы Юго-Восточной Азии, Восточной и Юго-Восточной Европы, а также на Средний Восток.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА - (hermeneutics) По-гречески hermeneus означало "толкователь", и слово это, возможно, происходит от имени Гермеса, посланца богов и бога красноречия. В XIX в. во всех своих применениях и определениях слово всеми воспринималось как обозначение искусства и науки толкования, прежде всего (хотя и не исключительно) религиозных текстов. В более конкретном смысле герменевтику связывали с подлинными и скрытыми значениями, совершенно отличными от разъяснения и связанными с практическим применением, которое соотносится с толкованием (exegesis). В XX в. герменевтика стала одним из многих условий перехода от теорий преимущественно религиозного содержания к светской социальной теории. Ответственным за этот переход, был, вероятно, прежде всего Хайдеггер (Heidegger). В политической истории герменевтика главным образом ассоциируется прежде всего с "кембриджской школой", к которой относились такие писатели, как Квентин Скиннер и Джон Данн. Для ученых-герменевтиков наибольший интерес в творчестве, скажем, Джона Локка (Locke) представляет не последовательный набор предписаний, когда нам предлагается подчиняться правительству, а вопрос, какое значение имеет текст, когда он привносится в социальный контекст, и мы начинаем понимать, что имел в виду автор под собственностью и под "слугами". В какой-то мере к герменевтике можно относиться просто как к дисциплине, имеющей иную природу, иные акценты, чем толкования, отвечающие на вопрос: "Безотносительно к содержанию, что может данный текст поведать нам сейчас?" Однако некоторые практикующие герменевтики терпеливо сносят обвинения в отказе от любой возможности стойкой или разложимой аргументации и в том, что рассматривают такого рода значение, которое вытекает из конкретных контекстов и внутренних их интересов, как единственную форму значения.

ГИЛЬДЕЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ГИЛЬДЕЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - (guild socialism) Недолго существовавшее, но влиятельное социалистическое движение в Британии (первая четверть ХХ в.). Больше всего сведений о нем содержится в трудах Дж.Д.Х. Коуля. Позаимствовав идею модели средневековых гильдий, его приверженцы пропагандировали децентрализованный социализм, опирающийся на рабочий контроль (workers' control) и индустриальную демократию (industrial democracy).

ГИЛЬОТИНА, ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ ПРЕНИЙ

ГИЛЬОТИНА, ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ ПРЕНИЙ - (guillotine) Термин появился в Соединенном Королевстве и в Соединенных Штатах в конце ХIХ в. Означал принудительное прекращение парламентских дебатов (по аналогии с гильотиной времен Французской революции - French Revolution). Будучи формальным "предложением о распределении времени", "гильотина" в Соединенном Королевстве регулирует время, которое Палата общин может уделить обсуждению конкретного законопроекта как в самой Палате, так и в своем комитете. "Гильотина" впервые применена для управления дебатами в Палате общин в 1881 г., когда члены парламента от Ирландии попытались сорвать (filibuster) работу над законом о приостановке правовых гарантий.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - (head of state) Олицетворяет политическую общность и целостность государства, а также выполняет церемониальные обязанности представления государства как в своей стране, так и во внешней политике, например при наложении на государство договорных обязательств. В тех системах, где глава государства не является главой правительства (head of government), он стремится стоять над политикой отдельных партий и представлять интересы нации в целом. Таким главой государства может быть наследственный монарх (форма правления примерно в 30 странах) или президент, избранный опосредованно законодательным органом власти из числа "старейших государственных деятелей", внесших значительный вклад в служение государству. В конце 2-й мировой войны освобожденные от оккупации страны Западной Европы через парламент или референдум решали, сохранять ли им монархическое устройство или учредить республики во главе с президентом. В Восточной Европе власти ликвидировали монархии, и там, как и в СССР, главой государства обычно был председатель парламента - безвестный политик, стоящий во главе безвластного органа, в то время как политическая власть обычно осуществлялась за пределами формального механизма функционирования государства генеральным секретарем коммунистической партии. Ныне в Европе главы государств вполне способны осуществлять власть по собственному усмотрению, если политический процесс временно заходит в тупик. В Италии президенты пытались выражать общенациональные интересы в борьбе с коррупцией в правительстве и с мафией, а король Испании Хуан Карлос сыграл существенную роль в переходе страны от диктатуры к демократии и в сплачивании сил, поддерживающих послефранкистский демократический строй. Британский монарх в качестве главы государства исполняет две дополнительные и уникальные роли, которые проистекают из роли Короны в лице короля и императора (королевы и императрицы), развивающейся на протяжении XIX в. Во-первых, монарх является главой Содружества наций (Commonwealth) и признается таковым большинством его членов, создавших республики или сохранивших собственные монархии. Во-вторых, монарх остается главой государства в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В этих странах королеву представляет генерал-губернатор, исполняющий от ее имени церемониальные обязанности.

ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА

ГЛАВА ПРАВИТЕЛЬСТВА - (head of government) Несет ответственность за деятельность системы управления и за группу (команду) министров, управляющих центральными институтами власти и государства. В демократических президентских системах правления, таких как Соединенные Штаты, глава государства является также и главой правительства. В парламентских системах правительство обычно возглавляет лидер крупнейшей партии в законодательном органе власти. В президентской системе источником легитимности главы правительства становятся всеобщие выборы, в парламентской системе - сила поддержки в законодательном органе власти. Во Франции глава государства, избираемый на семилетний срок президент, не является главой правительства, но наделен правом управления вопросами обороны и внешней политики и может председательствовать на заседаниях кабинета. К тому же президент вправе назначать и смещать премьер-министров. В недемократических странах глава правительства, подчас одновременно и глава государства, может быть назначен в результате военного вмешательства или какого-либо иного способа обретения власти. Большинство глав правительств наделены правом назначать и смещать своих коллег по кабинету, возглавляющих основные правительственные учреждения. Главы правительства вполне уверенно чувствуют себя в этой должности до тех пор, пока сохраняют доверие непосредственных коллег по правительству, своих партий в законодательных органах власти и избирателей, однако утраты хотя бы одного из этих трех главных источников власти достаточно, чтобы вызвать отставку главы правительства и его замену по желанию той же самой партии или правящей коалиции партий или оппозиционной. Так, в Британии Маргарет Тэтчер, победив на всеобщих выборах 1979 г., была назначена премьер-министром и сохраняла этот пост до тех пор, пока в 1990 г. не потерпела поражение при голосовании в собственной партии, уступив место своему коллеге. В Германии Гельмут Шмидт в 1982 г. был смещен с поста канцлера социал-демократического правительства в результате выхода из него свободных демократов, что привело к долговременной власти правительства под эгидой христианских демократов, возглавляемого Гельмутом Колем. В многопартийных системах, характерных для большинства остальных стран Западной Европы, безопасное пребывание в должности обеспечено главам правительств в еще меньшей степени.

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТАРЬ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТАРЬ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ - (chief secretary to the Treasury) Пост учрежден в 1961 г. с целью облегчить возрастающие нагрузки на министра финансов. Контролирует сметы расходов каждого министерства и участвует в подготовке их годовых бюджетов.

ГЛАСНОСТЬ

ГЛАСНОСТЬ - (glasnost) Возможно, этот термин вошел в обиход в результате затянувшейся на долгие годы реакции на призыв писателя Александра Солженицына, с которым тот выступил в 1969 г. Политика генерального секретаря Коммунистической партии СССР с 1985 по 1991 г. Михаила Горбачева, позволила более широкое, чем раньше, обсуждение общественностью текущих проблем. Существует мнение, что политическая либерализация, символами которой были гласность и перестройка (perestroika), без существенной (до 1991 г.) либерализации экономики, была неустойчивой и способствовала падению Горбачева и развалу СССР.

ГОББС ТОМАС

ГОББС ТОМАС - (Hobbes, Thomas) (1588-1679) Один из величайших политических философов мира и, конечно же, самый яркий и основательный из всех когда-либо писавших на английском языке. Родился в Малмсбери, графство Уилтшир (он шутил, что "родился близнецом Страха", поскольку схватки у его матери начались от испуга после сообщения об Испанской Армаде), и был "вызволен" из бесперспективной среды прозорливым школьным учителем. Получил образование в Оксфорде, где научился презрению к Платону (Plato) и особенно к Аристотелю (Aristotle), которое он сохранил на всю жизнь. Затем был гувернером в семействе графов (позже герцогов) Девонширских. Связи с этим семейством Гоббс сохранил до самой смерти: похоронен в Олт-Хакналл, домашнем приходе Девонширов в Хардуике. Гоббс хотел, чтобы на его могильной плите было начертано: "Вот воистину философский камень", - однако ограничились более скромной латинской надписью. Как теоретик политики Гоббс сложился поздно. Первой его публикацией стал простой и основательный перевод "Истории Пелопонесской войны" Фукидида (Thucydides). Фукидида Гоббс избрал оттого, что тот был "самым политическим из всех когда-либо бравшихся за перо историографов". Фукидид подробно описывает упадок афинской демократии (athenian democracy) начиная с высоких идеалов Перикла и кончая некомпетентностью и политикой, основанной на защите национальных интересов (realpolitik). Гоббс относился к наследию Фукидида как к предупреждению тем парламентариям, в 1628 г. набиравшим силы для вызова королевской власти, кульминацией которого суждено было стать Английской гражданской войне. В тот период жизни Гоббс был прежде всего антидемократом, а потом уже абсолютистом. Вскоре произошел случай, который изменил жизнь Гоббса. Вот что пишет об этом его друг и биограф Джон Обри: "Попав как-то в библиотеку одного благородного господина, он наткнулся на том Евклидовых "Элементов", лежавший раскрытым как раз на 47-м элементе книги первой (каковым является теорема Пифагора об отношении сторон равностороннего треугольника). "Ей-Богу, - воскликнул Гоббс,- этого не может быть!" Тогда он прочел доказательство, которое отсылало его к такому-то обоснованию, он прочел это обоснование. Оное отсылало его к следующему, которое он тоже прочел. Et sic deinceps (и так далее), пока, наконец, Гоббс не убедился в данной истине. После этого случая он полюбил геометрию". Позже сам Гоббс расценит ее "как единственную науку, которая по сей день доставляет радость Богу тем, что он даровал ее человечеству". Ему казалось, что геометрия придает определенность науке. Он изучал и пришел в восхищение от научных методов Галилея (1564-1642), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Рене Декарта (1596-1650) (о котором Гоббс сказал: "Займись он геометрией, так стал бы лучшим в мире геометром, но - ради философии голова его не стала лгать"), а также Пьера Гассенди (1592-1655). В молодости Гоббс недолгое время работал у Бэкона, побывал у Гассенди, Декарта и Галилея, когда вместе с патроном путешествовал по Европе. Аналитико-композиционный метод Гоббса сложился под воздействием Бэкона и Декарта, но был ближе к методу Галилея. Метод основан на следующем абстрактном эксперименте. Возьмите нечто, например изолированное гражданское общество; исследуйте его основополагающие элементы; создайте умозрительную реконструкцию необходимых принципов, на которых оно действует. Гоббс дал несколько изложений своей политической теории в "Элементах закона" ("The Elements of Law") (книга написана в 1640 г., опубликована в 1650 г.), в работе "О гражданине" ("De Cive (The Citizen"), 1642) и - более всего - в "Левиафане" ("Leviathan", 1651). Здесь Гоббс впервые изложил, аналогично геометрическим аксиомам Евклида: аксиомы человеческого поведения. Гоббсовы аксиомы заключаются в том, что люди рациональны и более всего желают самосохранения. Следовательно, ими движет "бесконечное и неуемное желание Власти под властью" до такой степени, что "ополчает всякого человека против всякого человека" в естественном состоянии (state of nature). Осознав же, что жизнь в естественном состоянии "одинокая, бедная, мерзкая, грубая и короткая", рациональные люди согласятся на общественный договор, по которому каждый условно передает свое оружие третьей стороне при условии, что другой сделает то же самое. Третья сторона тем самым наделяется властью и называется Сувереном, ему позволено делать все что угодно, только не приказывать подданным убить себя. Таким образом Гоббс приходит к абсолютистским выводам, исходя из индивидуалистических посылок. В трудах написанных сразу после Английской гражданской войны, Гоббс настаивает на том, что нельзя противиться власти, - отвергая как обращение пуритан к совести против государства, так и обращение католиков к церкви против государства. Однако рассуждения Гоббса бесчувственны до жестокости. Как только Оливер Кромвель сверг Карла I, довод о послушании Карлу становится доводом о послушании Оливеру. (Философия Гоббса не подсказывает рациональному человеку, когда нужно делать такой скачок.) Его суждения прежде всего отличаются симпатиями к абсолютизму, а уж потом антидемократичны. Сувереном не обязательно является один человек. Им может стать собрание, включающее нечетное число членов, дабы, принимая решение, не оказаться в тупике (типично Гоббсов штрих). Таким образом, подход Гоббса полностью совпадает с теорией парламентского суверенитета (parliamentary sovereingnity). Свои доводы в защиту неразделенного суверенитета Гоббс повторяет в трудах "Диалог философа и студента об общем праве Англии" ("A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England") (написан в 1666 г., опубликован в 1681 г.) и "Чудище" ("Behemoth") (история Английской гражданской войны, написана в 1668 г., опубликована в 1679 г.). С Реставрацией монархии в 1660 г. Гоббс снова становится монархистом (он на самом деле пользовался протекцией Карла II), что, впрочем, логично вытекало из его взглядов на суверенитет. Оказался ли основной довод Гоббса действенным? Зачастую возражают: окажись люди в естественном состоянии такими, какими описал их Гоббс, они, возможно, и подписали бы общественный договор, но не сумели бы сдержать данные обещания, в то время как не будь люди такими, какими он их считал, не было бы необходимости в Суверене, наделенном абсолютной властью. До сих пор не ясно, можно ли защитить Гоббса от такого выпада, хотя внимательное прочтение довода Гоббса против "Дурака" в 15-й главе "Левиафана" дает основания полагать, что можно. Обратите внимание, что естественное состояние у Гоббса - это не попытка, как, возможно, у Локка (Locke) и Руссо (Rousseau), описать действительное состояние дел. Это рациональная реконструкция того, что случилось бы, окажись люди теми рационально мыслящими максималистами, какими они были аксиоматически по существу Гоббса. Гоббс пытается возводить как естественные науки, так и социальные науки на этих общих дедуктивных принципах. По обе стороны линии фронта труд его обычно считается блистательным поражением. Гоббс является основным предвестником современного рационального выбора (rational choice) в политике, и многие авторы пытались претворить основополагающие положения "Левиафана" в понятия теории игр (game theory). Многие положения "Левиафана" послужили темами для последующих споров. К примеру, Гоббс, рассуждая о суверенитете и авторитарности ("Левиафан", глава 16), настаивает на целостности суверенитета (с его точки зрения, представление о том, что суверенитет можно делить, способно привести к гражданской войне) и на том, что подданные суть авторы всего, что совершает суверен как их доверенное лицо. Первое из этих утверждений общепринято, второе же - нет. Зато появившуюся в последние годы "теорию патрона - доверенного лица" можно считать пространным примечанием к Гоббсу. Как могут патроны (граждане) контролировать своих доверенных лиц (власти)? Гоббс задает вопрос, однако удовлетворительного ответа не дает. Как саркастически заметил Локк, утверждать, что люди передадут свое право самосохранения в руки одного человека, "значит думать, будто Люди настолько глупы, что заботятся о том, как бы избежать любых бед, причиняемых им Хорьками с Лисицами, зато довольны, более того, считают себя в безопасности, когда их пожирают Львы". Об отношении Гоббса к религии много спорят. Он не был откровенным атеистом или агностиком, хотя люди суеверные возлагают на него вину за лондонский пожар 1666 г. Был он, вероятно, деистом, верившим, что Бог необходим - в качестве "первопричины" - для объяснения образования материи. Гоббс пламенно презирал религию ("Ибо с таинствами религии все обстоит так же, как с ходовыми пилюлями для больных: когда их целиком заглатываешь, они обладают хорошим качеством - излечивать; когда же их жуешь, то по большей части снова выбрасываешь безо всякой пользы"), зато половину "Левиафана" посвящает теологии, по существу для того, чтобы заранее снять все религиозные возражения, связанные с его теорией абсолютного суверенитета. Не в последнюю очередь Гоббс ценен великолепной ясностью и стилем языка. Он утверждал, что "Истинное и Ложное суть признаки Речи, а не Вещей. И там, где Речи нет, нет ни Истины, ни Лжи". В этом его можно считать одним из отцов аналитической философии.

Предыдущая страница Следующая страница