Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГОБ"-"ГОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГОБ"-"ГОС")

ГОБСОН ДЖОН

ГОБСОН ДЖОН - (Hobson, John) (1858-1940) Английский экономист, связанный до 1-й мировой войны с радикальным либерализмом и в период между мировыми войнами - с Лейбористской партией. Сегодня больше всего известен благодаря книге "Империализм: исследование" ("Imperialism: A Study"), опубликованной в 1902 г. и написанной с позиции протеста против Бурской войны. Гобсон анализирует империализм, на основе идеи недопотребления в имперской державе или метрополии. В метрополии неравное распределение богатства и крайне низкая покупательная способность рабочего класса ведут к падению прибыли в промышленном производстве. Финансисты в результате стремятся за рубеж, выискивая там рынки для инвестиций. Их интересы определяют действия правительства, которое все больше втягивается в защиту этих интересов силой, вовлекая страну в конфликты как с режимами слаборазвитого мира, так и с европейскими правительствами, вовлеченными в тот же процесс. Гобсон думал, что радикальные экономические и политические реформы внутри страны способны направить энергию на обеспечение роста за счет внутренних ресурсов: он придерживался утопических взглядов на международное сотрудничество, которое должно основываться на радикальной реформе внутри страны. Концепция недопотребления как объяснение империализма широко критиковалась, хотя работа Гобсона послужила основой для ленинской теории империализма (imperialism) и продолжат играть видную роль в экономических корней империализма. Работа Гобсона предопределила важные аспекты теории недопотребления Кейнса.

ГОДВИН УИЛЬЯМ

ГОДВИН УИЛЬЯМ - (Godwin, William) (1756-1836) Британский философ радикального направления, автор явно утопической социальной теории анархизма (anarchism), согласно которой все формы правления злонамеренны, коррумпированны и несовместимы с понятием человеческого счастья. Годвин писал не только трактаты по общественно-политическим вопросам, но и романы, такие как "Калеб Уильямс" ("Caleb Williams", 1794), отражающие его философское миропонимание. Наиболее известна его книга "Исследования относительной политической справедливости" ("An Enquiry Concerning Political Justice", 1793), в которой он говорит о своей вере в способность человека к совершенствованию через развитие мышления, а также во взаимосвязь разума и справедливости, обусловленную принципом полезности (см. также утилитаризм).

ГОЛЛИЗМ

ГОЛЛИЗМ - (Gaullism) Французское политическое движение, ассоциировавшееся с личностью Шарля де Голля (1890-1970) и движением Сопротивления в период 2-й мировой войны. Позднее оно стало опорой де Голля в его оппозиции Четвертой республике (Fourth Republic). Выступая против Четвертой республики, де Голль утверждал, что только сильная исполнительная власть президента способна защитить суверенитет Франции и ее национальную независимость, гарантировать согласие и социальное единение, обеспечить быструю модернизацию. Существует несколько партий голлистского толка, отражающих долгую политическую карьеру де Голля - от противостояния Четвертой республике до поражения на референдуме 1969 г. и смерти, последовавшей на следующий год. Голлизм, будучи сугубо прагматическим, гибким и слабо идеологизированным движением, претерпел дальнейшее изменение в период нахождения у власти преемников генерала. Послевоенное "Объединение французского народа" (RPF) с его воинствующим национализмом и оппозицией режиму резко отличалось от примиренчески консервативного "Объединения в поддержку Республики" (UDR) Жоржа Помпиду, хотя некоторые черты RPF сохранились в сугубо популистском "Объединении за Республику" (RPR) Жака Ширака. Несмотря на то что в 1974-95 гг. голлистам не удавалось провести своего представителя в президенты, они остаются единственной организованной массовой организацией правого толка. Понеся поражение в 1981 г., правые вновь обрели большинство в законодательном органе в 1986 г., а голлисты заняли руководящие посты в правительстве. Программа правых была яркой иллюстрацией того, как далеко Жак Ширак, премьер-министр с 1986 по 1988 г., отошел от голлистской ортодоксальности, обратившись к экономическому либерализму, приватизации государственного сектора, отказавшись от государственного вмешательства и центрального планирования, а также выступая в поддержку европейской интеграции - Общего рынка. Как премьер-министр он поставил под вопрос прерогативы президента даже в таких областях, как оборона и внешние сношения. После краткосрочного эксперимента с "сожительством" (cohabitation) Ширак не смог обеспечить избрание президентом голлиста в 1988 г., но это удалось сделать в 1995 г.

ГОЛОСОВАНИЕ

ГОЛОСОВАНИЕ - (voting) (баллотировка, участие в голосовании), В политологии существует три главных направления в исследовании проблемы голосования: процедура голосования, особенности поведения избирателей при голосовании и особенности конкретного голосования, например, а законодательных органах. Голосование как процедура избрания впервые встречается в Древней Греции. Им, правда, не так часто пользовались при избрании на должности, которые распределялись по принципу случайного выбора жюри, однако при принятии решений демократическими собраниями, в т.ч. о судьбе отдельных личностей, голосование широко применялось. Время от времени собрания голосовали за то, чтобы подвергнуть кого-либо остракизму, т.е. временно изгнать его. Слово "остракизм" происходит от греческого слова "черепок", т.к. голосование производилось кусочками разбитой глиняной посуды. Обнаружено много таких "бюллетеней для голосования" с написанным на них одним очерком одним и тем же именем, что свидетельствует о появлении системы внесения кандидатов в бюллетень (правда, не для их избрания, а для их изгнания) уже в те далекие времена. Первые сведения о процедуре голосования в римском Сенате находим в письме Плиния Младшего (105 г. н.э.), однако заслуга дальнейшего его развития принадлежит европейским средневековым религиозным орденом, детально разработавшим процедуру избрания своих должностных лиц независимо от римских папских властей. Одновременно итальянские государства-города не менее детально разработали свои процедуры голосования; среди них наиболее известен порядок избрания венецианских дожей. Голосование вновь становится темой номер один в демократической теории XVIII в. развиваемой Руссо (Rousseau) и Кондорсе (Condorcet). В 1787 и 1793 гг. в Соединенных Штатах, Франции и Польше появились демократические конституции с указанием порядка голосования: см. также: О дальнейшем развитии правил голосования: социальный выбор (social choice), пропорциональное представительство (proportional representation), относительное большинство голосов (plurality). Изучение поведения избирателей, в отличие от изучения процедуры голосования, началось только в ХХ в. Первые исследования опирались на результаты выборов. Электоральным географам, опиравшимся на традиции. Зигфрида (Siegfried), удалось обнаружить взаимосвязи между, географическими условиями и электоральным поведением. Одним из первых факторов, влияющих на явку на избирательные участки, исследовал шведский ученый Херберт Тингстен, тоже на основе итоговых данных. Однако данные результатов выборов следует использовать с осторожностью (см. ecological association). Сбор же данных, касающихся поведения людей, потребовал разработки методики социологических опросов (survey research), появившихся в 1930 г. С тех пор накопилось множество свидетельств о взаимосвязи таких феноменов, как классовая принадлежность, уровень образования, религия и общественные взгляды ("независимые" переменные) - с одной стороны, и поведение при голосовании ("зависимая" переменная) - с другой. См. также: Мичиганская школа (Michigan school), постматериализм (post-materialism). Анализ этих взаимосвязей позволяет исследовать проблемы голосования на более высоком уровне, чем раньше. Например, на характер голосования влияют как классовая принадлежность, так и уровень образования. В то же время между этими двумя факторами существует связь, ибо представители более привилегированных классов имеют больше возможностей"получить образование. Как в таком случае обнаружить воздействие каждого фактора отдельно? Более тонкие статистические расчеты, основанные на множественной регрессии, можно производить с помощью современных мощных компьютеров. Эти расчеты позволяют ответить на поставленный вопрос. Первые исследования голосования в законодательных органах власти, таких как Палата общин и Конгресс США, часто называемого поименным (roll call), также относятся к началу ХХ в. И также сначала они основывались на итоговых данных. К наиболее известным работам такого рода относится исследование А.Л. Лоуэлла "Правительство Англии" ("The Government of England", исправленное издание - 1919 г.). В США, где партийная дисциплина низка, уже давно разработана и используется методика анализа разделения голосов среди демократов или среди республиканцев, основанная на таких независимых переменных, как идеология, срок пребывания в Конгрессе или интересы избирательных округов. В Соединенном Королевстве наличие власти парламентского партийного кнута означает, что по спискам разделения голосов, как правило, не о чем судить нельзя. Вместе с тем в нескольких случаях при анализе результатов поименного голосования использовалось больше косвенных переменных, например, голосование вопреки партийной линии, состав парламентских фракций и т.н. "предложения внеочередных вопросов".

ГОЛОСОВАНИЕ БЛОКОМ

ГОЛОСОВАНИЕ БЛОКОМ - ("утяжеленное голосование") (block vote ("weighted vote")) Голосование, при котором делегация подает столько голосов, сколько членов в организации: например, на конференции Лейбористской партии Великобритании профсоюзы голосуют блоком согласно заявленной численности своих членов; в коллегии выборщиков президента США у каждого штата столько голосов, сколько депутатов он имеет в конгрессе; Европейский Парламент и Совет Министров Европейского союза. Голосование блоком подвергается критике в тех случаях, когда эта система сосуществует с индивидуальным голосованием, т.е. когда блок сначала решает, как голосовать, а затем все голоса отдаются превалирующему в блоке мнению. Такая процедура принята на конференции Лейбористской партии и в американской коллегии выборщиков (за исключением штата Мэн). Крупные блоки обычно добиваются непропорционально большого влияния. Иногда, чтобы избежать этого, предлагается голосовать по "принципу квадратного корня": количество голосов, принадлежащих каждому блоку, равно квадратному корню из его численного состава. Однако, если у блока есть возможность разделиться на более мелкие блоки для сохранения голосов, данная система голосования не проходит.

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА КАНДИДАТОВ СВОЕЙ ПАРТИИ

ГОЛОСОВАНИЕ ЗА КАНДИДАТОВ СВОЕЙ ПАРТИИ - (straight ticket voting) См.: дробление списков кандидатов на выборах (ticket-splitting).

ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ

ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ - (Holbach, Paul Henry Dietrich de) (1723-89) Писатель французского Просвещения (Enlightemuent French), всецело чуждый утилитаризму. Поначалу учился естественным наукам и писал для "Энциклопедии" статьи по химии. Отвергал христианство и постоянно подвергался проклятиям церкви и Parlement de Paris. Верил, что единственным путем к длительному счастью является суровая мораль. Несмотря на свои воззрения, был очень богат и особую известность получил благодаря званым обедам. Взгляды Гольбаха на политическую систему, которая могла бы достичь его идеала, менялись. Поначалу он поддерживал абсолютизм, соглашаясь с Вольтером (Voltaire). Потом, вслед за Монтескье (Montesquieu), одобрял судейскую аристократию. В том же, что касалось целей, он расходился с обоими, да и с философией Просвещения в целом.

ГОЛЬДМАН ЭММА

ГОЛЬДМАН ЭММА - (Goldman, Emma) (1869-1940) Анархистка (anarchism) и феминистка (feminism). Родилась в Литве. Организатор кампаний в Америке и Европе за политическую и сексуальную свободу, против условностей капиталистического общества. В США Гольдман как энергичного пропагандиста и агитатора прозвали "Красной Эммой". В 1917 г., после отбытия срока заключения за подстрекательство к мятежу, соучастие (подозреваемое) в убийстве президента Маккинли, распространение информации о контроле над деторождаемостью и за выступления против призыва в армию ее выслали из страны. Возвратясь в 1919 г. в Россию, Гольдман испытала разочарование, познакомившись с угнетением и преследованиями, сопровождавшими Русскую революцию (Russian revolution), и в 1921 г. покинула страну, но продолжала вести пропаганду анархистских идей в прессе, организуя соответствующие кампании. Умерла в Канаде во время агитационной поездки по стране с целью распространения сведений о бедственном положении испанских анархистов после гражданской войны в Испании.

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ

ГОНКА ВООРУЖЕНИЙ - (arms races) Во время 1-й мировой войны физик-квакер Л.Ф. Ричардсон (Richardson) заметил, что англо-германская гонка вооружений состоит в том, что количество дополнительных кораблей, построенных Британией в период В, примерно соответствует количеству кораблей, построенных Германией в период А, а количество кораблей, построенных Германией в период С, частично соответствует количеству кораблей, построенных Британией в период в. Ричардсон смоделировал это в виде разностного уравнения, которое может иметь стационарное или (как в 1914 г.) нестационарное решение. После многих десятилетий забвения ричардсоновский анализ гонки вооружений вновь изучается как специалистами в области международных отношений, так и биологами-эволюционистами.

ГОСПОДИН И РАБ

ГОСПОДИН И РАБ - (master and slave) Ключевой раздел в "Феноменологии духа" Гегеля (Hegel), показывающий движение диалектики в плане поиска "взаимно признанного" истинного самосознания. Господин распоряжается рабом, но раб через свой труд обретает некоторую возможность самореализации. Вместе с тем тот факт, что ни один из них не "признает" в другом существо свободное, означает, что не достигнуто истинное самосознание. Следовательно, разделение между ними оказывается сосредоточенным в одной индивидуальности - "несчастном сознании".

ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ПАРТИЯ

ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ПАРТИЯ - (dominant party) Политическая партия, которая занимает господствующее положение в управлении страной в течение нескольких десятилетий, являясь либо правящей партией, либо ведущим партнером в коалиционном правительстве. классические примеры - Христианские демократы в Италии и Либеральные демократы (Liberal Democrats) в Японии, хотя обе партии в 1990-х гг. пережили кризис. Одна из особенностей господствующей партии - именно внутренние, а не внешние оппозиционные выступления. Например, в Италии и Японии в господствующих партиях возникло так много фракций, что выборы партийных лидеров превратились в ожесточенную борьбу. Когда в начале1990-х гг. британская Консервативная партия приобрела некоторые черты господствующей, в ней стало расти число фракций.

ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ

ГОСПОДСТВУЮЩАЯ ЦЕРКОВЬ - (established Church) Церковь считается господствующей, если государство признает за ней исключительное или высшее право на приверженность населения в религиозных делах. Вместе с тем не существует резкой границы между господствующей церковью и церквами, имеющими иной статус. Например, в Англии главой господствующей церкви, англиканской, является королева. Но она также возглавляет и шотландскую церковь, существенно отличающуюся от англиканской в богословском плане. Поэтому, подобно своим предшественникам, королева участвует в богослужениях и той и другой, в зависимости от своего местонахождения. Ни в Уэльсе, ни в Северной Ирландии господствующей церкви сейчас нет, так же как и в Ирландской Республике, но ее Конституция признает "особое место" католической церкви в сердцах и сознании граждан. Нет никаких сомнений в том, что это "особое место" оказалось более влиятельным, чем статус господствующей церкви в Англии, влияние которой на политику всегда было очень слабым. Большинство западных конституций, следуя примеру американской модели, старательно избегают появления господствующей церкви. Правда, некоторые разновидности лютеранской церкви все еще остаются господствующими в Дании, Норвегии и Швеции, хотя религиозные обряды соблюдаются там менее строго, чем в остальной Европе.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ - (public administration) (Государственное управление), В английском языке термин "государственная администрация имеет два значения (в одном значении его пишут строчными буквами, в другом - начиная с прописных), которые следует отличать одно от другого. При написании строчными буквами термин обозначает публичные бюрократические институты в рамках государства: организационные структуры, составляющие основу принятия выполнения решений в государстве, а также учреждения, предоставляющие общественные услуги. Центральным элементом государственной администрации в Англии является гражданская служба (civil service); кроме того, в нее входят и все государственные органы регионального и местного уровня. Проблемы, связанные с определением понятия "public" (государственный, общественный, публичный), возникли в результате появления кванго (quangos) и приватизации (privatization) или коммерциализации бывших государственных органов. При написании с заглавных букв этот термин обозначает один из разделов политологии, изучающий государственное управление посредством описания институтов, анализа и оценки политики, а также анализа межправительственных отношений. В области теории государственного управления разрабатывается совместный проект развития теории организации государственного сектора, которая, возможно, положит конец интеллектуальной гегемонии теории организации частного сектора и рыночных принципов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ - (raison d'état) Термин "государственные интересы" (английский его эквивалент употребляется значительно реже) происходит от аргументов из области международного права, относящихся ко времени образования современной системы государств в XVII в. Он означает, что могут существовать такие мотивы действий (обычно в сфере внешней, реже - внутренней политики), которые отодвигают на задний план все остальные соображения правового или морального порядка. Таким образом, термин "государственные интересы" легко вписывается в понятия политического реализма и реальной политики (realpolitik), а поскольку популярность этих доктрин снижается, постепенно уменьшается и значение этого термина.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ CОВЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ CОВЕТ - (Conseil d'état) Высший административный суд Франции, являющийся судом последней инстанции для дел, связанных со злоупотреблением административной властью. Его контролю подлежат действия исполнительной власти и государственных чиновников. Совет может давать рекомендации касающиеся административных реформ. Определенные законопроекты, вносимые правительством на рассмотрение парламента, должны быть предварительно обсуждены в Совете, причем правительство может попросить дать консультативное заключение. Обращаться в Государственный Совет имеют возможность и отдельные граждане, что в определенной мере обеспечивает личную ответственность за административные постановления, а также контроль за надлежащим использованием дискреционных полномочий. Постановления могут быть отменены, если администрация превышает свои полномочия или не выполняет официальные процедуры. В годы Пятой республики деятельность Государственного Совета была направлена на расширение его судебно-контрольных функций, чтобы не противостоять усиливающейся исполнительной власти. Подобная задача коренным образом отличалась от задач Совета в предыдущих республиках, когда он больше заботился об укреплении слабой исполнительной власти. Государственный Совет состоит из ведущих grands corps (высшие чиновники), его члены находятся на государственной службе всех уровней и занимают высшие государственные посты.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ - (State Department) Правительственное учреждение США, в ведении которого находятся внешняя политика и дипломатическая служба (министерство иностранных дел).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ - (coup d'état) Внезапное, насильственное и незаконное смещение правительства, производимое обычно военными; нередко ему предшествуют длительные массовые волнения, а непосредственным поводом служит прямой выпад против военных. В большинстве случаев переворот приводит к замене одной правящей группы другой. Он может стать первым шагом к одной из форм правления военных - с большим или меньшим участием гражданских лиц (возможно, требующей сотрудничества государственных чиновников, специалистов и представителей среднего класса, сочувствующих политиков, партий и профессиональных групп, скажем, крестьянских объединений и профсоюзов). При государственном перевороте в центре внимания находится устранение нанесенного военным ущерба, поэтому он обычно не приводит к широкомасштабным изменениям в общественном устройстве. Чаще государственный переворот представляется как эффективное средство предупреждения революционных изменений "снизу" посредством проведения некоторых преобразований "сверху". Тем не менее вмешательство военных редко способствует решению накопившихся социально-экономических проблем. Было бы неправильным утверждать, что в развитых индустриальных странах не бывает государственных переворотов, тем не менее они исключительно редко случаются там, где правительство, независимо от его популярности, существует на легитимной основе и где широко практикуется регулярная и организованная смена администрации. В Европе случаи военного вмешательства были спровоцированы либо неудачами политики деколонизации (Франция в 1958 г. и Португалия в 1974 г.), либо стремительными экономическими переменами и политической поляризацией (Греция в 1967 г.), либо кризисом коммунизма в Восточной Европе (Польша, 1981 г.). Усиление Европейского Союза, непременным условием членства в котором является демократия, также рассматривается как стабилизирующий фактор. Более того, здесь в распоряжении военных имеются конституционные средства отстаивания своих корпоративных и профессиональных интересов. Однако в развивающихся и слаборазвитых странах вмешательство военных в политику было обычным явлением вплоть до 1980-х гг. Характер и частота государственных переворотов зависят от страны и конкретных условий. Латинская Америка имеет наиболее "богатый", начиная с зарождения республик; опыт вмешательства военных в политику; случались они и в таких сравнительно развитых странах, как Бразилия, Чили и Аргентина. В африканских странах, получивших независимость, при отсутствии системы свободных и регулярных выборов, и в условиях, когда правительства в значительной степени персонифицированы, обладают ограниченной властью и практически не имеют законной базы, государственные перевороты быстро стали распространенным средством их смены. Существует несколько различных, но связанных между собой теоретических школ, занимающихся исследованием характера и причин государственных переворотов. Одни пытаются объяснить их общественными потрясениями, экономическим упадком, политическими и институциональными неудачами. Согласно этой точке зрения, вмешательство военных в политику связано с их реакцией на сильные социальные и политические волнения в обществе с низким или минимальным уровнем политической культуры. Военные действуют почти что "заочно", заполняя вакуум центральной власти. Другие исследователи ищут объяснения вмешательства военных в политику в организационных преимуществах армии (дисциплина, централизованная командная структура, сплоченность) по сравнению с гражданскими институтами слаборазвитых стран. С их точки зрения, вмешательство в политику скорее всего порождено глубоким разочарованием в гражданском руководстве, вызванным его некомпетентностью и коррупцией. Некоторые обращают внимание прежде всего на внутреннюю политику вооруженных сил, настаивая на том, что перевороты, инспирированные личными амбициями, корпоративными интересами, соперничеством избирателей и нередко бурными проявлениями этнической и групповой преданности, в большей или меньшей степени случайны. В то же время возникновение в Латинской Америке в 1960-80-х гг. авторитарных военных режимов приписывается неудачной модели экономического развития, основанной на идее замены импортных товаров отечественными и необходимости привлечения крупных иностранных капиталовложений в восстановление основанной на экспорте экономики. Военные же были полны решимости оставаться у власти для перестройки общества и создания благоприятных условий для иностранных инвесторов. Сомнительно, чтобы рассматриваемый сложный и изменчивый феномен можно объяснить одной или несколькими переменными факторами. Между тем сами военные режимы все больше обеспокоены тем, как уйти со сцены; каким образом отстраниться от управления, не вызвав новый переворот. С 1980-х гг. ситуация еще более обострилась из-за долгового кризиса и ужесточения требований государств-кредиторов наладить эффективное управление. Международные валютные организации также начали настоятельно требовать создания многопартийной демократии в качестве условия дальнейшего предоставления помощи. Как следствие этого, в странах Третьего мира (Third World) резко уменьшилось число попыток военных государственных переворотов. Особенно заметна эта тенденция в Латинской Америке, но в других регионах военное руководство продолжает сопротивляться требованиям отдать власть. А вот например, в Гане, военные согласились на проведение выборов и вновь оказались у власти.

Предыдущая страница Следующая страница