Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОС"-"ГЭЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОС"-"ГЭЛ")

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ - (Secretary of State) В Великобритании - глава одного из наиболее важных министерств. В США - глава государственного департамента, ведающего вопросами внешней политики.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ - (state socialism) Форма социалистической организации производства и распределения, сочетающейся с государственным контролем над ресурсами. В XIX в. возникли два разных представления о будущем социалистическом обществе. Одно из них, связанное с именем Сен-Симона (Saint-Simon), полагало, что важнейшие экономические ресурсы будут сосредоточены в руках технократической элиты, обеспечивающей их рациональное распределение. В соответствии с другим представлением, идущим от Оуэна (Owen), предполагало создание небольших социалистических общин, связанных отношениями братства. В работах Маркса (Marx) и Энгельса (Engels) конфликт между этими противоречащими друг другу взглядами разрешен не был. Ленин, веривший, по его словам, в коллективную форму социализма ( "Государство и революция" служит красноречивым выражением этой точки зрения), способствовал созданию крайней формы государственного социализма. Отчасти это объяснялось необходимостью защиты революционного государства от внутренней контрреволюции и иностранной интервенции. Но главная причина заключалась в экономической наивности Ленина, возлагавшего слишком большие надежды на возможность создания промышленности и сельского хозяйства и верившего в то, что западный тип корпоративного управления может служить моделью для централизованной плановой экономики. Тем не менее возможность выбора сохранялась вплоть до расправы Сталина над Бухариным. Эта проблема была вновь драматически поставлена Мао Цзэдуном (Mao Zedong) в 1958 г., но в Китае, как и в России, сильный государственный аппарат не допустил осуществления эффективных перемен. Однако идеи Мао Цзэдуна повлияли на его преемников. Проведенная ими экономическая реформа включала широкомасштабное развитие местных коммун как одной из социалистических форм, которые с 1971 г. стали - и остаются до сих пор - самым быстрорастущим сектором китайской экономики, создающим наиболее вероятную основу для обновления гражданского общества.

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ - (welfare state) политическая система, при которой специальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий, бесплатную медицинскую помощь и т.п. В 1942 г. в Соединенном Королевстве в доклад Бевериджа (Beveridge Report) стал программой создания в государства всеобщего благоденствия. Коалиционное правительство, возглавлявшееся консерваторами, сначала никак не отреагировало на содержавшиеся в докладе предложения. Однако популярность доклада заставила правительство пересмотреть свою позицию, и еще до окончания войны началась разработка законодательной основы программы. К 1944 г. в Белой книге было записано, что первоочередной экономической целью правительства является обеспечение полной занятости, а в соответствии с законом Батлера вводилось всеобщее среднее образование. Однако на всеобщих выборах в 1945 г. победили лейбористы, в немалой степени благодаря тому, что они более горячо поддержали план Бевериджа. За этим последовала реализация главных положений плана: в 1946 г. были приняты Закон о государственном страховании и Закон о государственной службе здравоохранения, а в 1948 г. - Закон о государственной помощи. Приступили к осуществлению грандиозной программы строительства миллиона квартир. В 1948 г. газета "Таймс" писала, что принятые меры обеспечивают социальные гарантии каждому гражданину со дня рождения и до смерти. Вышеперечисленные меры легли в основу государства всеобщего благоденствия, которое стало считаться синонимом понятия "социальные гарантии". Конкретно это означало право на получение пенсий и пособий согласно вновь утвержденным системам государственного страхования и помощи. В более широком смысле термин использовался и по отношению к другим реформам того времени, особенно к гарантиям полной занятости и возможности бесплатно пользоваться услугами национальной медицинской службы по месту обращения. Все нововведения вытекали из новой концепции отношений между государством и личностью в обществе рыночной экономики, признававшей необходимость расширенного государственного вмешательства для смягчения наиболее пагубных последствий, причины которых крылись скорее в самой системе, нежели в деятельности отдельных людей. Тем не менее за признанием необходимости государства всеобщего благоденствия скрывалось политическое разногласия из-за смысла, который вкладывался в это понятие. Принадлежащие к либеральной традиции "сопротивляющиеся коллективисты" (в т.ч. и сам Беверидж) считали, что реформы 1940-х гг. являются вершиной возможного. Им противостояли социалисты-реформисты, которые видели в этих реформах лишь основу для более организованного движения к плановому и эгалитарному обществу. Незначительное меньшинство, такие как Хайек (Hayek), никогда не считали создание государства всеобщего благоденствия первоочередной задачей и оставались твердыми "антиколлективистами". Нарастающий с 1917-х гг. кризис государства всеобщего благоденствия может рассматриваться как следствие либо изменения социально-экономических условий, либо ослабления послевоенного консенсуса, либо и того и другого. Несомненно, что увеличивавшиеся экономические трудности усложняли и процесс совершенствования общественных служб, и удовлетворение возросших социальных нужд, связанных с изменением модели семьи, ростом числа пожилых людей и безработных. С другой стороны, государство всеобщего благоденствия все больше критиковали политики, придерживавшиеся полярных взглядов. Критики правого толка утверждали, что, снимая ответственность с индивида, государство всеобщего благоденствия подавляет его инициативу в решении собственных проблем. Критики слева, частично соглашаясь с тем, что реально существующее государство всеобщего благоденствия нередко прибегает к давлению, но связывали это с отсутствием борьбы с глубинными причинами классового, сословного или расового неравенства. Их анализ и предлагаемые рецепты были более радикальными, нежели те, что отстаивали социалисты в 1940-50-х гг., и охватывали более широкий круг проблем - возможно, под влиянием "новых социалистических движений", возникших в 1960-е годы. Даже лейбористские правительства 1974-79 гг. после кризиса расходов 1976 г. сокращали и "перекраивали" расходы на обеспечение благосостояния. Способы осуществления этих мер больше отвечали позиции критиков правого крыла. После победы консерваторов на выборах 1979 г. изменение в этом направлении осуществлялись уже более согласованно. Были значительно реформированы все службы, созданные на основании доклада Бевериджа. Однако существенное сокращение расходов произошло только в жилищной сфере. В других социальных сферах ограничились ужесточением требований соответствия персонала занимаемым должностям и разработкой мер, направленных на децентрализацию ответственности управленческого персонала при более жестком централизованном контроле за финансами. Возможно, наиболее противоречивой из всех была реформа Национальной службы здравоохранения (1990 г.), проведенная, несмотря на серьезное сопротивление, в целях создания "внутреннего" рынка в рамках национализированной системы. В более широком смысле изменения исходных положений Бевериджа оказались значительно серьезнее. Наиболее важным было смещение экономических приоритетов - от обеспечения полной занятости в сторону контроля над инфляцией. Умеренное перераспределение доходов и материальных благ, достигнутое до 1970-х гг., повернули вспять, снизив подоходный налог и частично вернувшись к прежним формам косвенных налогов типа налога на добавленную стоимость (НДС). Несмотря на все это, к концу 1980-х гг. государство всеобщего благоденствия было скорее реконструировано, нежели упразднено. Предполагалось, что сложился новый "плюралистический консенсус благосостояния", допускавший сосуществование частного, государственного и общественного секторов. Обострение экономического кризиса в 1990-е гг. вновь поставило серьезные вопросы о будущем государства всеобщего благоденствия. Правое крыло консерваторов открыто призывало к государству "сети страхования", подоплекой чего была растущая интернационализация мировой экономики, ограничившая автономию национальных правительств и побуждавшая их снижать расходы на заработную плату ради привлечения исключительно мобильных капиталовложений. Возможно, будет небесполезным определить британский вариант в аналитическом и сравнительном планах как "режим государства всеобщего благоденствия". Как утверждает Дж. Эспинг-Андерсон в книге "Три мира капитализма благоденствия", эти режимы относятся к трем основным типам государств с рыночной экономикой: консервативным, социал-демократическим и либеральным - в зависимости от того, насколько они способствуют или противодействуют влиянию рынка на социальное неравенство. Примером консервативного режима служит Германия с ее высоким уровнем благосостояния и иерархически-упорядоченным общественным устройством. В то же время Швеция наиболее близка к эгалитарному социал-демократическому режиму. Британское государство всеобщего благоденствия, относившееся в 1948 г. к числу наиболее развитых, к 1970-м гг. приблизилось к либеральной модели: Соединенное Королевство предпринимало лишь слабые попытки использовать благосостояние для уменьшения социального неравенства, в то время как страны с консервативным и социал-демократическим режимами наращивали усилия для обеспечения благосостояния своих граждан. В условиях экономических затруднений 1980-90-х гг. правительства всех государств всеобщего благоденствия оказались в тяжелом положении, но в Великобритании и США было объявлено о сдвиге в сторону либерализму.

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА

ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА - (civic culture) Политическая культура, характеризующаяся: а) принятием большинством граждан принципа главенства государства, б) общей верой в необходимость выполнения гражданских обязанностей. Это понятие часто употреблялось в известной книге Габриэла Элмонда и Сидни Верба "Гражданская культура" ("The Civic Culture"), (1963) и в ее продолжении "Новое знакомство с гражданской культурой ("The Civic Culture Revisited"), (1980). Родившаяся из озабоченности проблемами политической стабильности в западных демократических государствах, модель гражданской культуры предполагает, что государство, граждане которого политически грамотны и активны, не может само по себе поддерживать стабильное демократическое управление. Гражданская культура здесь понимается как лояльная политическая культура, при которой участие в политике совместимо со спокойствием, доверием и уважением к властям. Традиционализм, приверженность национальным и местным ценностям уравновешивают личные интересы и рациональный подход. Гражданская культура создана на базе проведенных в пяти странах исследований роли гражданских ценностей и гражданского поведения в поддержании демократической политической системы. Первое издание книги написано в русле бихевиористского анализа, но при переизданиях авторы несколько отошли от этого подхода, перенеся центр тяжести на политический анализ. Тревога авторов за судьбу демократии в западных странах представляется теперь несколько преувеличенной. Повышение общего уровня образования побуждает население к новым формам участия в политической деятельности, таким как общественные движения (social movements) или кампании, проводимые группами интересов (interests groups).

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА - (civil service) Термин относится к служащим, получающим вознаграждение за осуществление политики национального правительства. Происходит от названия британских гражданских (в отличие от военных) чиновников, работавших в Индии в XIX в. Гражданская служба Великобритании - чиновничий корпус, содержащийся на общественные средства и работающий в государственных министерствах и относящихся к ним учреждениях, возглавляемых министрами и госсекретарями кабинета. Вышла из системы исполнительных служб, существовавших до XIX в., и из таких исторических структур, как казначейство (министерство финансов), министерство внутренних дел, министерство иностранных дел и Торговая палата. Начавшееся в конце прошлого века расширение сферы деятельности правительства привело к образованию новых министерств и ведомств, большинство из которых (например, министерства образования, занятости, охраны окружающей среды) имеет четко определенные функции. Некоторые учреждения, скажем, управление по делам Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса, обслуживают конкретные территориальные образования. Сотрудники центральных государственных учреждений могут иметь несколько иной статус, нежели служащие, работающие по найму в квази-автономных неправительственных организациях (quangos). В начале 1990-х гг. мнения относительно точного количества гражданских служащих в Великобритании расходились,( условно их число оценивалось в 500-700 тыс.) История гражданской службы и современной бюрократии восходит к реформам Норткота-Тревельяна 2-й половины XIX в. Реформы предусматривали, во-первых, что прием на гражданскую службу и руководящего (высшего), и исполнительного (среднего) персонала осуществлялется только на конкурсной основе, а продвижение по службе зависит от конкретных заслуг. Во-вторых, гражданская служба должна быть пожизненной и, следовательно, должна быть уделом образованных людей. В-третьих, работа гражданских служащих подразделялась на интеллектуальную и рутинную. Это означало, что учреждения и департаменты развивались по типу иерархических структур: руководящие чиновники занимали должности главных советников по соответствующим направлениям, чиновников исполнительного звена назначали на должности руководители учреждения, а технические и канцелярские работники (клерки), наименее образованная часть сотрудников, осуществляли рутинную работу. В-четвертых, гражданская служба как постоянная структура управления занимала позицию политического нейтралитета и служила выборному правительству с любой партийной программой. Все это весьма близко идеальному типу бюрократии по Веберу (Weber). В 1919-39 гг. была проведена унификация гражданской службы, разработаны централизованная схема приема на работу, стандартизированная система оплаты труда, условия прохождения службы (сотрудникам разрешалось менять место службы и занимать более высокую должность при переходе в другое ведомство). Указанные мероприятия были осуществлены главным образом благодаря сэру Уоррену Фишеру, который, будучи одновременно постоянным секретарем министерства финансов и главой гражданской службы, смог объединить работу всех ее звеньев с помощью казначейского надзора и контроля. За исключением незначительной модернизации, проведенной во время 2-й мировой войны, британская гражданская служба оставалась неизменной до 1970-х гг. С 1979 г., при консерваторах, она существенно преобразилась. Было приостановлено разрастание штатов правительственных органов. Приватизация и переход на рыночные отношения в ряде сфер управления привели к сокращению численности работников в некоторых правительственных структурах. Количественные изменения повлекли за собой изменения качественные. Во-первых, был облегчен доступ к гражданской службе, для тех, кто добился успеха в частном секторе. Во-вторых, стремление диверсифицировать прием на гражданскую службу изменить отношение к ней как к пожизненной карьере. Стало возможным свободно менять гражданскую службу на работу в частном секторе, и наоборот, а также поступать на службу, уже имея за плечами определенный "жизненный опыт". В-третьих, гражданских служащих начали ценить больше за организаторские и руководящие способности, чем за чисто интеллектуальные качества. Отчасти изменилась и система организации гражданской службы в рамках министерств и ведомств. За государственными министерствами и ведомствами сохранились только главные директивные функции по ключевым вопросам отраслевой политики. Проведение в жизнь политики министерств передали связанным с ними организациям, имеющим собственный бюджет, перечень решаемых вопросов и главного бухгалтера. В-четвертых, политический нейтралитет гражданской службы стал вызывать все больше подозрений. Правительства Тэтчер обвиняли в продвижении по службе государственных служащих по принципу "Это наш человек". Споры о правах и обязанностях служащих, несогласных со своим министром или предполагающих, что он неверно информирует парламент, привели к принятию в 1985 г. новых положений, регулирующих взаимоотношения государственных служащих и министров. Все эти нововведения сказались на единстве гражданской службы, что обрадовало одних и испугало других. То, что теперь прислушиваются к мнениям сотрудников государственных учреждений, невзирая на занимаемую ими должность, предвещает дальнейшее развитие эффективной, ориентированной на конечный результат системы управления, при которой дробление функций будет сопровождаться стремлением ограничить автономию бюрократии на основе анализа реальных итогов ее деятельности. Изменения, произошедшие в системе "классической" британской службы, были вызваны относительным падением уровня управления в Великобритании. Они соответствуют рекомендациям, содержащимся в докладе Фултона (1968) и отвечающим требованиям модернизации, для чего следовало перенять успешную практику других стран. Пока единственным конкретным результатом такого подхода явилось создание колледжа гражданской службы в Саннингдейле. Кроме того, эти изменения отвечают современным идеологическим подходам, основанным на приоритете рыночных или квазирыночных форм хозяйствования, которые ассоциируются с новым правыми. Отказ от иерархии организованных ведомств в пользу функционально раздельных позволяет перейти от фордовских (Fordist) методов массового производства к "постфордовским" мобильным частным предприятиям, подчиняющимся принципу "Малое значит прекрасное". Наконец, фрагментация и политизация полностью подтверждают подозрения любого вновь избранного руководства о том, что гражданская служба имеет свои собственные планы, которые подорвали авторитет предыдущего руководства, в связи с чем не следует давать ей возможность вновь поднять голову. Австралия, Канада и Франция являют собой пример стран с более или менее унифицированной и иерархически структурированной гражданской службой. США следуют другому образцу: там каждая новая администрация обычно меняет всех руководителей министерств и ведомств (См.: "Дележ добычи"). Поэтому модель Вебера применяется только к гражданским служащим низшего ранга.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА - (civil rights) Гарантированные законом политические, социальные и экономические права, которыми обладает каждый гражданин как член общества. Смысл этого понятия несколько размыт, поскольку чаще всего оно применяется по отношению к этническим меньшинствам в США. В этом и других подобных случаях делается по меньшей мере одинаковый упор как на права групп (национальных меньшинств), так и на права индивидуума. Тем не менее понятие "гражданские права" более старое и более общее, чем Гражданская война в Соединенных Штатах. Любое государство, предоставляющее конституционные или другие законные гарантии своим гражданам, наделяет их гражданскими правами. Однако иногда конституции провозглашают права, но не дают гражданам средств для их осуществления. Так, принятая во время Французской революции (French Revolution) Декларация прав человека и гражданина (1789) взяла за основу некоторые положения об индивидуальных свободах граждан, содержащиеся в Конституции США (1787) и в 10 поправках к ней, известных как Билль о правах (Bill of Rights). Декларация прав человека и гражданина вписана в преамбулу к конституциям Четвертой (Fourth Republic) и Пятой (Fifth Republic) республик и до сих пор остается в силе. Тем не менее французское законодательство, в отличие от американского, не предоставляет гражданам законных возможностей востребовать некоторые из прав, гарантированные еще в 1789 г. Как французская так и американская декларации обещают гражданам свободу слова, собраний, религии, справедливый суд и справедливое налогообложение. Американский Билль о правах является частью федеральной Конституции. В период с 1787 по 1865 г. он ограничивал действия только федеральных властей и никак не защищал граждан от властей штатов или иного уровня. Дело в том, что 10-я поправка утверждает следующее: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею для штатов, сохраняются соответственно за каждым штатом или за народом". Взаимоотношения между правами граждан и полномочиями штатов был урегулированы только после окончания Гражданской войны. Затем 13-я поправка (1864) объявила рабство вне закона, 14-я поправка (Fourteenth Amendment) (1868) расширила права штатов, гарантированные Конституцией и Биллем о правах, 15-я (1870) запретила государству или штату лишать или ограничивать право голоса граждан по признаку "расы, цвета кожи или статуса прежнего нахождения в рабстве". Положения именно этих трех, как их называют, "поправок периода реконструкции" понимаются в США как "гражданские права". Несмотря на не допускающий иных толкований язык этих поправок, гражданские права оставались незащищенными в течение почти 100 лет. Сразу же после окончания Гражданской войны лица, поддержавшие "мятеж" в южных штатах, были лишены гражданских и избирательных прав, а административные органы этих штатов возглавили политики из северных штатов, прозванные "саквояжниками": их враги утверждали, что они, отправляясь на юг, так набивают свои саквояжи, словно желают захватить и северные порядки. В 1876 г. была достигнута договоренность, в соответствии с которой демократам позволили заявить о победе на состоявшихся в этом году президентских выборах при условии вывода войск северян из южных штатов. Это означало конец эпохи "саквояжников" и имело печальные последствия для негритянского населения Юга: судами южных штатов была подтверждена правомочность ряда дискриминационных законов и положений, несмотря на их очевидное и вопиющее несоответствие конституционным поправкам периода реконструкции. Так, в ключевом деле "Плесси против Фергюсона" (1896) Верховный суд отказался отменить закон штата Луизиана о сегрегации на том основании, что сегрегация не ставит "на цветной расе клеймо неполноценности", если "сама цветная раса не пожелает поставить на себе это клеймо". Заключение по этому делу оставалось в силе до тех пор, пока не было принято решение по делу "Браун против Совета по образованию Топеки" (1954), в котором констатировалось, что условия сегрегации "неустранимо неравноценные". Судебное дело "Браун и Бейкер против Карра" (1962; по вопросу о принудительном создании одинаковых избирательных округов) было наиболее значительным из серии дел, по которым Верховный суд вынес решения, восстановившие гражданские права, и принял меры напвленные на то, чтобы в будущем лица без юридического образования могли понять смысл конституционных поправок периода реконструкции. Эти случаи помогли также укрепить позиции 14-й поправки, гарантировав ее выполнение на государственном и местном уровнях. Но Верховный суд не командует войсками. Гражданские права не будут эффективно применяться до тех пор, пока исполнительная и законодательная ветви власти не укрепят их силой своего авторитета. Исполнительная власть осуществляла это, направляя федеральные войска в южные штаты для проведения принудительной десегрегации, а законодательная - принимая законы, в первую очередь о гражданских (1964) и избирательных правах (1965). Теперь, когда черные граждане получили право голоса, политики должны были учитывать их мнение наравне с мнениями сторонников превосходства белой расы. Избирательные права сейчас надежно защищены, чего нельзя сказать о гражданских правах. В 1994 г. федеральные власти безуспешно пытались вселить негритянские семьи в муниципальные дома в Вайдоре, штат Техас. Трудноразрешимой остается и такая проблема: все ли меньшинства могут или должны получать равную защиту. В 1978 г. абитуриент Алан Бэкк подал жалобу на нарушение его прав, гарантированных 14-й поправкой к Конституции: ему отказали в приеме в университет, тогда как представители этнических меньшинств с худшими, чем у него, отметками, были приняты в счет установленной для них квоты. В деле "Члены правления Калифорнийского университета против Бэкка" Верховный суд, мнения членов которого разделились, постановил: отказ Бэкку в приеме незаконен, но вместе с тем конструктивные (affirmative) акции по ликвидации последствий расовой дискриминации не являются незаконными. Подробные конструктивные акции пердпринимаются и ныне, особенно в сфере высшего образования. Так, в Калифорнии абитуриенты из числа негритянского, латиноамериканского и "коренного" (индейского) населения, в отличие от американских азиатов, имеют преимущества при поступлении в вузы, хотя и те и другие в равной степени относятся к этническим меньшинствам. Они занимают (по отношению к их общей численности) больше учебных мест в вузах без всяких конструктивных действий властей в отношении их. Но это порождает страх, что подобные конструктивные акции могут изжить сами себя, поскольку ни одно этническое меньшинство не имеет побудительных мотивов к тому, чтобы утратить свой статус ущемленных в правах. В Великобритании выражение "гражданские права" распространено главным образом благодаря деятельности Ассоциации по гражданским правам Северной Ирландии, которая в 1960-х гг., по примеру американцев протестовала против религиозной дискриминации. В отличие от американских коллег, протестующие ирландцы не имеют конституционно гарантированных прав, поскольку их нет ни у кого в Соединенном Королевстве. Однако современное законодательство запрещает дискриминацию по расовому, половому или (только в Северной Ирландии) религиозному признаку. Таким образом, граждане могут отстаивать некоторые права в споре с государством. Примером этому служит проблема выплаты военными ведомствами значительных сумм компенсации женщинам, находившимся на действительной службе и незаконно уволенным в связи с беременностью (Великобритания, 1990-е гг.). Альтернативным решением вопроса гражданских прав было (их) намерение обратиться в Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights).

ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ

ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ - (civil liberties) Свободы, которые гарантированы, или должны быть гарантированы человеку для защиты его неотъемлемых прав от незаконного вмешательства других лиц, прежде всего представителей власти и судебных органов. Гражданские свободы призваны ограничить принудительные действия государства, которые формально могут быть оправданы. К таким свободам, в частности, относятся: запрещение самовольного ареста или задержания, выяснение в судебном порядке правомерности содержания под стражей (habeas corpus); свобода слова (freedom of speech); свобода законных собраний; свобода ассоциации; свобода передвижения; право не давать показания против самого себя. Некоторые гражданские свободы рассматриваются как проявление уважения к главенству закона, например право на справедливый суд. Значение гражданских свобод находит свое выражение в попытках обеспечить для них конституционные гарантии.

ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ

ГРАЖДАНСКИЙ ГУМАНИЗМ - (civic humanism) Совокупность общественно-политических идей, подчеркивающих преимущество здорового и самостоятельного образа жизни (часто ассоциируемого с образом жизни мелкого крестьянина). Достоинства этого образа жизни определяются заботой об интересах общества и стремлением участвовать в общественных делах. Характерно резко отрицательное отношение к профессиональной или регулярной армии и политической классовой структуре. Подчеркивается неприятие роскоши, корыстных коммерческих интересов и коррупции.

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ

ГРАЖДАНСКОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - (civil disobedience) Политическая акция неповиновения властям на основе моральных принципов. Термин впервые использован Генри Торо в памфлете "О долге гражданского неповиновения" ("On the Duty of Civil Disobеdience", 1849). Наиболее известным деятелем, практически осуществившим эту акцию, был Мохандас (Махатма) Ганди (Gandhi), считавший, что колониальным властям в Индии можно сопротивляться с наибольшей эффективностью, если противопоставлять им моральную и духовную стойкость. Заявив, что отказ Великобритании предоставить свободу индусам - проблема нравственная, Ганди стремился направить общественное мнение против колониализма. По Ганди, решение не подчиняться законам колониальных властей должно быть личным, равно как и готовность отвечать за последствия такого решения. Гражданское неповиновение также было средством объединения акции протеста с концепцией satyagrah (сатьяграхи, отстаивание истины), или ненасильственных действий. Индивидуальный ненасильственный протест стал отличительным признаком индийского национального движения под руководством Ганди. Он организовал две крупные демонстративные акции гражданского неповиновения. Первая (1930-31 гг.), против монополии государства на производство и продажу соли началась маршем на лодках в Данди и извлечением соли из морской воды. Вторая (1942 г.), - движение за уход англичан из Индии - более известна под названием "Вон из Индии".

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - (civil society) Промежуточные объединения, не являющиеся ни государством, ни семьей (в широком смысле слова), т.е. гражданское общество включает добровольные ассоциации, фирмы и другие корпоративные единицы. Понятие использовалось в различных значениях многими авторами, начиная с XVIII в., но приведенное выше - употребляемое ныне - определение принадлежит Гегелю (Hegel). Необходимость построения (перестройки) гражданского общества после падения коммунизма в странах Восточной Европы с 1991 г. стала общей темой реформаторов и комментаторов в этих странах. Коммунистический режим не одобрял существования институтов гражданского общества. Поэтому, кроме такого исключения, как католическая церковь в Польше, других примеров практически не существовало.

ГРАЖДАНСТВО

ГРАЖДАНСТВО - (citizenship) Статус гражданина, обычно определяемый законом. В соответствии с республиканскими традициями, требования, предъявляемые для получения гражданства, связаны с конкретными правами и обязанностями граждан. При этом обязательство предоставить гражданам равные права сопровождается предъявлением к ним определенных требований. Так, античные классические республики не предоставляли гражданства рабам, женщинам и некоторым категориям трудящихся. Обычно условия для предоставления гражданства отражают цели данного политического сообщества, а также представления о том, кто конкретно может способствовать достижению этих целей или кому выгодно их достижение. Статус гражданства может определяться законом, но есть основания утверждать, что люди уже обладают правами как члены общины или государства, т.е. поскольку индивидуумы участвуют в жизни общины или государства, постольку они обладают правами и обязанностями и, следовательно, могут заявить: у нас есть моральные обязательства друг перед другом в силу совместного существования, к которому относятся и экономическая деятельность, и культура, и политические обязательства. В таком случае возникает некоторая неясность в соотношении между понятиями "членство в общине" и "гражданства в государстве". Как первое, так и второе могут пониматься как предоставленный статус или как эмпирически определенное положение в обществе; членство в общине может рассматриваться как условие для получения гражданства, а общее благо - как нечто придающее вес и авторитет сообществу или политической организации. Как членство, так и гражданство представляют ценность сами по себе, поскольку их наличие не носит всеобщего характера.

ГРАМШИ АНТОНИО

ГРАМШИ АНТОНИО - (Gramsci, Antonio) (1891-1937) Итальянский марксист и журналист. Активно участвовал в деятельности Итальянской социалистической партии с 1913 г. Один из основателей (1919) и редактор влиятельной газеты "L`ordino nuovo" ("Новый порядок"); активный участник движения "Туринский фабричный совет" (в котором видел "модель пролетарского государства") в течение "двух красных лет" (1919-20). В 1921 г. становится членом центрального комитета новой Итальянской коммунистической партии (ИКП), а в 1922 г. приезжает в Москву в качестве итальянского представителя в Исполкоме коммунистического Интернационала. Через два года возвратился в Италию. Был избран депутатом от округа Венето, генеральным секретарем ИКП. В 1926 г. арестован фашистами и приговорен к тюремному заключению (Муссолини по этому поводу якобы сказал: "Мы должны сделать так, чтобы этот ум на долгое время перестал работать"). Несмотря на хроническую болезнь, Грамши прожил до 1937 г. и умер в тюрьме. Его наиболее важная теоретическая работа - "Тюремные тетради" (1928-37). Грамши стремился понять, почему после 1917 г. революция не распространилась на другие страны, как удалось выжить капитализму (capitalism), и почему пролетариат (proletariat) не обрел классового сознания (class consciousness). Размышляя над этими проблемами, он задался вопросом: какую стратегию должны взять на вооружение революционные партии, работающие в либерально-демократических государствах. Это привело его к анализу взаимосвязи между экономической базой и политической надстройкой и к выдвижению концепции гегемонии (hegemony). Он считал, что гегемония класса в либеральных демократиях зиждется значительно больше на согласии, чем на принуждении. Государство (state) прибегает к мерам подавления как к последнему средству лишь в критических ситуациях, а в обычных условиях управляет страной и подтверждает свое право на управление через интеллектуальное и моральное лидерство, характерное для гражданского общества (civil society). Идеологическая надстройка - политика, образование, культура, религия - определяет контуры восприятия, понимания и знания. Результатом этого процесса социализации стало охотное согласие "управляемых" на собственное подавление. Классовое господство сохраняется под видимостью социальной гармонии - буржуазные отношения влияют на сознание людей, а возможность революционной деятельности, соответственно, сокращается. Как же должна в таких условиях поступить революционная партия в отношении капиталистической гегемонии? Грамши называет две дополняющие друг друга стратегии: маневренную войну и войну позиционную. Первая, которой он отводит второстепенную роль как неподходящей в период реакции, наступившей после Октябрьской революции, означает стремительный фронтальный удар по государству. Вторая, затяжная, позиционная война ведется многими способами, с опорой на разнообразные организационные формы. Политические цели такой войны также разнообразны (парламент, профсоюзы, культура, союзы с другими прогрессивными силами), но руководить военными действиями должна непременно коммунистическая партия. Ни о каком реформировании здесь речи не идет. Грамши никогда не сомневался в том, что вопрос о взятии государственной власти в итоге обязательно встанет перед революционными силами. Только одна революционная партия владеет полным пониманием мира и обязана нести в массы то, что он называл "критическим самосознанием", которое приведет к свержению существующего режима и обеспечит становление новой лидирующей социалистической культуры. Грамши не верил в спонтанность рабочего движения. Считал, что оно нуждается в руководстве со стороны коммунистической партии, способной объяснить то, что является безусловной необходимостью. Вместе с тем он требовал более широкого вовлечения масс в процесс определения партийной политики. В своей работе "Современный князь" Грамши проводит аналогию между "князем" Макиавелли (Machiavelli) - мифической силой, способной стимулировать мобилизацию масс, и построением общества и партии, отражающих "коллективную волю" и действующих как катализатор революции. "Традиционная" интеллигенция тесно связана с господствующим классом и решает задачи социализации в его интересах, а "органическая" интеллигенция способна отколоться от господствующего класса, сделать свой опыт универсальным и присоединиться к классу будущего, пролетариату, и к его революционной партии. В основу рассуждений Грамши о гегемонии легла его убежденность в том, что "человек по сути своей существо политическое". Он критически относился к тому, что называл догматизмом, характерным для марксизма после смерти Маркса (Marx). Испытав влияние Бенедетто Кроче, который придавал большое значение субъективному и культурному осознанию исторических перемен, Грамши отрицательно относился к грубому позитивизму ревизионистских теорий марксистского толка. Он разграничивал органические силы общества долгосрочными объективными тенденциями и конъюнктурные - субъективными сиюминутными факторами. Когда обе категории сил соединяются, они порождают "исторический блок" - совокупность революционной ситуации и сознательного движения класса. Человек, класс, партия должны разобраться в исторической ситуации, после чего выбрать тот или иной способ действий. Это будет слиянием теории и практики, интеллектуальной безжалостности и приверженности революции (или, как в самом знаменитом афоризме Грамши, "пессимизма интеллекта с оптимизмом воли"). Вера Грамши в то, что люди могут быть сознательно действующими лицами истории, преднамеренно выбравшими себе эту роль, оказала колоссальное влияние на новых левых (new left), Че Гевару (Guevara) и "кастроизм" (Castroism), а его теории гегемонии и революционной стратегии - на еврокоммунизм (Eurocommunism) и, особенно, на развитие ИКП.

ГРЕЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

ГРЕЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ - (Greek political thought) Политические проблемы обсуждаются во многих произведениях поэтов и мыслителей доклассической Греции - от размышлений Гомера о царском сане (ок. середины или конца VII в. до н.э.) до трудов афинского поэта и законодателя Солона (ок. 600 г. до н.э.). Тем не менее лишь в середине V в. до н.э. такие софисты (sophists), как Протагор и Антифон, ввели в оборот систематическую политическую теорию, основанную на разумном доказательстве. При этом их главными заботами были исследование связи между "природой" (nature) и "обычаем" и вопрос: идет ли на пользу индивиду подчинение законам государства и обычаям? Живой интерес к этим и другим политическим проблемам можно обнаружить в работах афинских драматургов и историков Геродота и Фукидида (Thucydides). Большой вклад в разработку методов политического анализа внес Сократ (Socrates), а греческое политическое мышление в целом достигло кульминации в IV в. до н.э. в работах радикального идеалиста Платона (Plato) и более консервативного и прагматичного Аристотеля (Aristotle). Несколько конкретных исторических предпосылок помогают понять причину сравнительно короткого периода процветания систематической и практической политической мысли в Греции. К середине V в. независимый город-государство, иначе называемый "полис" (откуда происходит наше слово "политика"), упрочил свое положение как базовой единицы политической организации Греции, а те многочисленные формы, которые он принял - от олигархического военного режима Спарты до радикальной представительной демократии Афин, - позволяли сравнивать, какая из них лучше. Ставшие более частыми путешествия и зарождающиеся история и антропология давали дополнительные данные для сопоставлений, а продолжавшаяся колонизация земель Средиземноморья делала поистине насущными поиски оптимальной организации полиса, предоставляя при этом полную возможность для политического эксперимента и теоретизирования. И не случайно, что тенденция к теоретизированию исходила в основном из Афин. Их представительная демократия (хотя и распространявшаяся только на рожденных свободными взрослых мужчин) не только стимулировала политические дискуссии, но и обеспечивала эти дискуссии экспериментальной базой. Более того, хотя демократия в Афинах была в целом на подъеме, олигархические фракции оставались мощными, а трения между двумя группировками требовали от каждой из них теоретических аргументов в свою пользу. Молодые люди, желавшие обрести политический вес, должны были учиться политической риторике и аргументации, так что софисты появились отчасти именно для удовлетворения этой потребности. Греческая политическая мысль была тесно связана с полисом как самоуправляющейся единицей, и после того, как Филипп Македонский и его сын Александр Великий ликвидировали автономию городов-государств (а это случилось в последние сорок лет IV в. до н.э.), развития греческой политической мысли, основанного на практическом опыте, больше уже почти не было. Философия стала склоняться в сторону отдельного индивида (как, например, в философии Эпикура), чем к взаимоотношениям индивида и государства. Крайне интересная идея стоиков о "космополисе" (возникшая, возможно, под влиянием амбициозных замыслов Александра создать мировое государство) не осуществлялась как практический манифест реформы. Она скорее была утопическим представлением об едином конгломерате государств, политических и экономических институтов, тогда как индивиды соединялись только узами дружбы. Также историческими условиями объясняются многие проблемы греческой политической теории. Разнообразие доступных данных порождает стремление к оценке конституций и теоретическому осмыслению создания идеальных государств (в противовес мировому сообществу стоиков). "Республика" и "Законы" Платона и две последние книги аристотелевой "Политики" являются хорошим тому примером. Весьма различные критерии гражданства в различных государствах также привели к постановке вопроса о сути гражданства вообще и о том, кто может быть гражданином. Постоянные трения между олигархической и демократической фракциями заставили Платона и Аристотеля серьезно задуматься над вопросом стабильности. И наоборот, упор, который в афинской демократии делался на участие в управлении индивидов, привел к постановке вопроса о роли индивида и особому вниманию к проблеме отношений личности с государством. Главное значение в формировании греческой политической теории имела природа самого города-государства. В самом деле, утверждение Аристотеля о том, что "человек - это политическое животное", означающее, что естественным местом обитания человека является полис, наводит нас на мысль о том, что политическая теория может оказывать влияние только в этом контексте; возможно, он и вообще хотел сказать, что политическая теория является сугубо греческим феноменом. Наиболее ярко выраженная особенность полиса состоит в том, что он воспринимался как ассоциация людей, связанных между собой общим образом жизни и общей моралью. Целое всегда было более важным, чем любая из его частей, и оно оставалось целым благодаря связующей роли системы образования, стремившегося воспитать молодых людей хорошими гражданами, разделяющими положения морального кодекса государства. Позитивная роль государства давала много пищи для размышлений таким софистам, как Антифон, считавшим, что государство сковывает истинную природу и свободу индивида. Что касается мыслителей, подобных Платону и Аристотелю, воспринимавших полис как естественную и лучшую среду обитания человека (хотя ни тот, ни другой не были вполне довольны ни одной из существовавших тогда моделей, особенно, демократическими Афинами), то для них это означало, что у политической теории имеется важный этический аспект и что роль образования является первостепенной, в то время как на такие архиважные, с точки зрения нашего времени, понятия как "представительность" и "защита прав", они почти не обращали внимания. То особое значение, которое мыслители уделяли подготовке индивида к правильному поведению, выводит напрямую к авторитарным тенденциям с их столь различными представлениями о том, каким это целое должно быть.

ГРИНПИС

ГРИНПИС - (Greenpeace) ("Зеленый мир"): Создано в 1971 г. небольшой группой североамериканских активистов, которые на своем небольшом судне вошли в зону испытания американских атомных бомб у берегов Аляски. Сейчас "Гринпис" - крупнейший в мире организатор международных кампаний в защиту окружающей среды. Движение насчитывает 4,5 млн. сторонников в 158 странах мира и имеет международные центры в 31 стране. Наибольшую известность движению принесли целенаправленные, получившие широкую огласку прямые действия небольших групп, хотя оно занимается также исследовательской деятельностью и лоббированием. Темы проводимых кампаний включают протесты против испытаний ядерного оружия, проблемы токсичных отходов, биологической дивергенции и охоты на китов. "Гринпис" часто вступает в конфликт с правительствами. Наиболее известный случай такого противостояния - гибель первого судна "Рейнбоу", подорванного агентами французских спецслужб у берегов Новой Зеландии.

ГРИНЭМ-КОММОН

ГРИНЭМ-КОММОН - (Greenham Common) Авиационная база США в Беркшире, оказавшаяся в центре внимания феминистского движения за мир 1980-х гг. Женский лагерь мира "Гринэм-Коммон" возник в 1981 г. и стал символом протеста против присутствия в Британии американских крылатых ракет.

ГРОЦИЙ ГУГО ДЕ ГРООТ

ГРОЦИЙ ГУГО ДЕ ГРООТ - (Grotius, Hugo (Huig de Groot)) (1583-1645) Родился в Делфте, на юге Голландии. В 16 лет получил степень доктора права, а в 24 - становится генеральным адвокатом Голландии и Зеландии и до конца своей жизни подвизается на дипломатическом поприще. Строго говоря, Гроций был скорее теоретиком права, нежели политики, хотя его работы, как пионера в области международного права, имеют важное политическое значение. Первая книга "О праве военной добычи" (1604) посвящена возврату португальского судна, захваченного голландской Ост-Индской компанией, однако принципиальное решение этой проблемы, предложенное Гроцием (океан свободен для всех наций), выходило за рамки конкретного случая и имело более широкое применение. Варианты применения исследуются в его солидном труде "О праве войны и мира" (1625), написанном в аристотелевой традиции. В основу международного права (ius gentium) автор кладет естественный закон, который, по его мнению, включает в себя гражданское и даже божественное право. "Гражданское" - потому что, по Гроцию, каждое общество естественным путем избирает себе собственную форму правления, но всеми нациями управляет фундаментальный естественный закон (ius naturale). "Божественное" - потому, что естественный закон основан на Божественной мудрости. Вступать между собой в конфликт они не могут (см. также: Suarez). Все это, с точки зрения Гроция, является следствием рационализации. Конфликт между протестантами и католиками, по его мнению, можно разрешить путем рациональной дискуссии. Гроций также увлекался богословием и поэзией. Смерть Христа он рассматривал не как искупление греха, а как справедливую назидательную кару, свидетельствующую о гневе Бога по поводу морального (а не физического) грехопадения. Эта тема, нашедшая отражение в его поэме "Адам-изгнанник", как считается, вдохновила Мильтона на сочинение поэмы "Потерянный рай".

ГРУППА ДАВЛЕНИЯ

ГРУППА ДАВЛЕНИЯ - (pressure group) Альтернативный термин для понятия "группа интересов" (interest group); часто используется с целью выразить неодобрительное отношение к той или иной группе или ее методам. В то же время многие аналитики употребляют это название как синоним термина "группа интересов".

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ - (interest groups) Объединения, стремящиеся повысить заинтересованность в решении или продвижении дела определенной, более или менее узкой общественной группировки (при этом цель сформировать или войти в правительство не ставится). Термины "Группы интересов" как и "группа давления" (pressure group) часто употребляют как взаимозаменяемые, хотя важно различать особенности их понимания разными авторами. Группы интересов участие в выборах расценивают как тактику воздействия на политические партии, однако чаще они прибегают к различным кампаниям и методам лоббирования. Так, аграрные партии (agrarian parties) ведут борьбу на выборах с целью формирования правительства либо, что более реально, вхождения в коалицию с другими правительственными партиями, в то время как крестьянские (фермерские) организации, не входя при этом в правительство, стремясь осуществить свои политические цели, используют другие методы - от бурных массовых демонстраций до частных консультаций с министрами. Значительная часть литературы о группах интересов посвящена причинам присоединения к ним отдельных лиц и институтов, имеющих возможность "использовать для себя" (free rider) государственные решения без лишних усилий, связанных с членством. Предлагались самые разные объяснения: участие в группе открывает возможности пользоваться новыми услугами (М. Олсон, Дж. К. Уилсон); выгодность роли предпринимателя-антрепренера, создающего группу (Р. Солсбери); привлекательность перспективы контакта с внешними покровителями, в т. ч. правительством (Дж. Уолкер). В любом случае численность групп интересов растет, в то время как численность политических партий идет на убыль. Предпринимались различные попытки классифицировать группы интересов, с тем чтобы выявить методы их действий. Различают группы, создаваемые для того, чтобы представлять вполне определенные интересы (например, профсоюз или ассоциации работодателей), и группы, которые способствуют решению конкретных проблем (например, охрана животных) и членство в которых открыто для всех желающих. Есть группы, участвующие в формировании политики министрами и государственными чиновниками на регулярной основе (внутренние группы), и внешние группы, старающиеся действовать в том же направлении, но путем давления извне, через кампании по отправлению письменных обращений и демонстраций. В разных политических системах сочетание методов воздействия групп интересов различно. Уже сами институты, на которых сосредоточено внимание групп интересов, являются показателем того, где - в конкретной политической системе - сосредоточена власть. Так, в США группы интересов особое внимание уделяют Конгрессу, создавая т.н. железные треугольники, состоящие из групп интересов, подкомиссий Конгресса и бюрократических ведомств. В США группы интересов прибегнут к помощи судов для достижения своих целей скорее, чем в других политических системах, и это отражает как важное значение судебной власти в политической системе страны, так и ставшую традицией привычку разрешать спорные вопросы юридическими средствами. Особое внимание следует уделить региональным группам интересов, действующим на уровне штатов, особенно таких, как Калифорния, имеющих репутацию инициаторов новых решений в политике. Тем не менее четко обозначенные и хорошо обеспеченные группы интереса следует искать прежде всего на государственном уровне - феномен, заявляющий о себе, даже в большей степени, в таких сильно децентрализованных федеральных системах, как Австралии и Канаде. В Великобритании, где исполнительная ветвь располагает большей властью, группы интересов тратят, как правило, куда больше сил, стараясь повлиять на министров и государственных служащих. В западных обществах группы интересов все большую заинтересованность проявляют в средствах массовой информации, влияние которых, особенно в разработке политических программ, постоянно возрастает. Такая стратегия особенно важна для групп, занятых охраной окружающей среды. Развитие международных политических структур, прежде всего Европейского Союза (European Union), привело к созданию все более действенных международных федераций национальных групп интересов. Появление более либеральных политических систем в Восточной и Центральной Европе и в России также способствовало образованию групп интересов, хотя (особенно в деловых интересах) различие между ними и политическими партиями здесь более размыто, чем в странах Запада. Часто выражают беспокойство по поводу привилегированного статуса, приобретаемого в демократических обществах особыми или связанными с крупными корпорациями группами интересов, который, судя по всему, обретает некий ограниченный спектр экономических проблем в связанных с развитием корпоратизма (corporatism); а также по поводу изощренности приемов, к помощи которых прибегают некоторые лоббисты (lobbyists). Свобода ассоциации (Freedom of association) является тем не менее одним из основных принципов демократических обществ, а группы интересов образуют "канал", через который творцы политики узнают о конкретных проблемах и знакомятся с их - своего рода - экспертными оценками.

ГУЛАГ

ГУЛАГ - (Gulag) Аббревиатура названия "Главное управление исправительно-трудовых лагерей". Официальной целью этих лагерей, размещенных в наименее населенных районах СССР, было содержание под стражей и перевоспитание граждан, повинных в различных "преступлениях против народа". Заключенные использовались на принудительных работах с целью интенсивного развития промышленности и инфраструктуры. Ужасающие условия, царившие в лагерях, описаны их очевидцем Александром Солженицыным. По разным оценкам, ГУЛАГ повинен в гибели от 9,5 до 15 млн. человек.

ГЭЛЛАП ДЖОРДЖ

ГЭЛЛАП ДЖОРДЖ - (Gallup, George) (1901-84) Основатель американского, а впоследствии международного Института общественного мнения (носит его имя). Один из первых понял, что достоверный прогноз общественного мнения можно сделать по небольшой, но тщательной выборке.

Предыдущая страница Следующая страница