Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИУД")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 2, "ИНД"-"ИУД")

ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ - (individualism) Политический индивидуализм (в его наиболее распространенном, хотя и не единственном смысле) - основополагающая убежденность в защите прав личности от посягательств со стороны государства и политической власти. Вместе с тем индивидуализм многомерен и вполне может проявляться в различных областях. В расхожем употреблении термин применяется по отношению к человеку с явно выраженным или необычным характером и манерой поведения, которые выделяют его из общей массы. В метафизике или онтологии индивидуализм - это мировоззрение, согласно которому Вселенная состоит из индивидуальных частиц, отдельных единиц (общностей). Противников такого индивидуализма называют холистами или монистами. Типичное холистическое воззрение состоит в том, что отношения (обычно в некотором роде систематические) между общностями обладают более основательным существованием, чем сами общности. По определению норвежского философа-эколога Арне Наесса, холизм предписывает понимание мира как "соотносительного, охватывающего целиком все пространство отображения", в котором индивидуальные организмы суть всего лишь "узлы в биосферной сети либо в пространстве внутренне обусловленных отношений". В рамках христианской религии индивидуализм тесно связан с протестантизмом и верой в непосредственное общение человека с Богом. "Экономическим индивидуализмом" обычно называется вера в способность индивидуального действия или устремления через рынок создать благосостояние и обеспечить прогресс. Политический индивидуализм, судя по данному выше определению, понятие более неопределенное. Главный вопрос индивидуализма per ce (как такового) касается связи между этими измерениями. Как тесно они связаны и какова форма такой связи? Часто приводят слова Маргарет Тэтчер: "Никакого общества нет, есть только личности", - нарочито онтологический постулат, заставляющий задуматься и о политике, и об этике. На самом деле М. Тэтчер добавила еще: "И семьи" - и эти два слова можно воспринять как острие более коллективистского философского клина. Связи между многими из этих измерений не имеют логического воплощения: нет противоречия в том, что вы, будучи монистом в философии, все же считаете, что личная инициатива является основным двигателем экономического прогресса или что личности обладают правами, которые следует защищать от власти государства. Однако стремление к идеологической последовательности создает связь между различными измерениями индивидуализма. В сердцевине индивидуализма кроется еще один важный парадокс. Джон Стюарт Милль (Mill) предлагает одну из самых привлекательных, с точки зрения морали, картин индивидуалистического общества, в котором люди не связаны подчинением и способны совершенствовать цивилизацию в высшей степени свободным развитием собственных идей и форм выражения. Только как достичь такого индивидуалистического общества? Обществом, которое недвусмысленно утверждает в своих нормах и институтах веру в экономический индивидуализм, а в своей Конституции - защиту индивидуальных прав, являются США. Однако эту страну часто критикуют за склонность нивелировать людей, продукцию, места обитания и за требования подчинения личностей. Многократно замечалось, что отказ от авторитарных требований подчинения в школах подменяется более действенным побуждением к социальному подчинению, исходящим от самих учеников. Многие считают, что "тоталитарный" СССР дал миру более великих личностей и в искусстве, и в политике, чем множество более свободных стран. In extremis (в крайнем выражении) данный парадокс означает, что для расцвета личности необходим элемент деспотизма, что авторитарные политические структуры могут защищать личность от социального и экономического принуждения.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - (industrial society) Общество с широким разделением труда и опорой на крупное машинное производство. Индустриальное общество рассматривается как общее обозначение для капиталистической и социалистической формаций недавнего прошлого. Сен-Симон (Saint-Simon), противопоставляя индустриальное общество милитаристскому, предугадал технократическое будущее. Другие авторы, осознавшие значение новой формы рыночных отношений, делали упор на перспективе широкого участия индустриального общества на рынке труда, наряду с крайне ограниченным участием прямых производителей на рынке продукции. Маркс (Marx), к примеру, рассматривал это как одну из особенностей капиталистической формы индустриального общества. Предполагается, что ныне образовалось постиндустриальное общество. Разделение труда в таком обществе более свободно, чем в индустриальном, поскольку люди обретают навыки и умения, с успехом применимые в различных областях; соответственно, не таким жестким оказывается и индустриальный фордизм (fordism). Вот почему некоторые ученые-марксисты называют современное постиндустриальное общество "постфордистским".

ИНКАТА

ИНКАТА - (Inkatha) Партия Свободы Инката (ПСИ). Создана в 1975 г. в ЮАР вождем Мангосуту Бутелези - главным министром "хоумленда" Кува-Зулу - как политическая организация, поддерживающая зулусов. Бутелези стремился получить массовую поддержку, выступая против апартеида и представляя ПСИ как преемницу Африканского национального конгресса (ANC), бывшего в то время под запретом. С тех пор как в 1990 г. ограничения в отношении АНК были сняты, Инката все больше внимания уделяет сохранению своей региональной базы, требуя в рамках любого нового демократического политического устройства свободной федеральной системы с широкой местной автономией. Партия приняла участие в выборах 1994 г. в самый последний момент, заняв третье место по числу поданных голосов (после АНК и Национальной партии).

ИНКРЕМЕНТАЛИЗМ

ИНКРЕМЕНТАЛИЗМ - (incrementalism) Модель процесса принятия решения в правящей структуре, исходящая из того, что решения обычно плохо согласуются с реальной ситуацией. Разработанная Чарлзом Линдбломом и опубликованная в статье "Наука доводить дело до конца" ("The Science of Middling Through", 1959) и в более поздних книгах инкременталистская модель утверждает: политики принимают решения исходя не из идеальной умозрительной идеи, а из сиюминутной политической ситуации. Оценивается или принимается во внимание лишь малая часть вероятных вариантов. Ейцкель Дрор критиковал инкрементализм за то, что он может быть использован лишь тогда, когда реальная политика воспринимается большинством положительно; причины затруднений неизменны, а ресурсы не иссякают, т.е. в условиях редкой социальной стабильности. Линдблом тем не менее считал, что в наиболее устойчивых политических образованиях всегда есть место инкрементализму, чем, видимо, объясняется большая часть процедур принятия бюджетных решений в западных демократических странах. Данная модель менее пригодна, когда на процесс принятия решений влияют исключительные обстоятельства (например, война или серьезный экономический кризис).

ИНТЕРЕСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

ИНТЕРЕСЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ - (interests individual) Воплощенное в намерениях и действиях стремление к желаемому и возможному удовлетворению потребностей, причем в наиболее приемлемом для индивида виде. Следовательно, если я заявляю, что в моих интересах получить прибавку к жалованью, я предполагаю, что это позволит мне обрести то, что я хочу приобрести. Подобные суждения часто являются прогностическими и могут оказаться ошибочными. Учет интересов играет существенную роль в политическом анализе, поскольку позволяет судить о вероятном поведении: если нечто отвечает моим интересам, можно ожидать, что я попытаюсь обрести это (см.: Проблема коллективных действий). Точно так же, рассуждая о возможном поведении других, полезно оценить, каковы их интересы. Когда влияние политических действий на конкретного человека определить сложно, а также когда нет адекватной информации либо сам человек был вовлечен во властные отношения, то он, возможно, является не самым лучшим судьей своим собственных интересам. В целом либеральная теория политики ставит действующее лицо в привилегированное положение при оценке его собственных интересов по двум причинам: во-первых, человек знает собственные желания и нужды, что, возможно, недоступно посторонним, а во-вторых, суждение со стороны способно навязать иной взгляд на то, что есть благо. Радикальная теория политики предполагает, что подлинными интересами действующих лиц являются те, что основаны на потребностях, которые появились бы, если бы они были освобождены от гетерономии, навязанной обществом, а не те, что основаны на всей совокупности их насущных потребностей. Либералы признают, что участники политической жизни способны ошибаться в предполагаемых результатах воздействия политического курса или акции на исполнение их желаний, а значит - и в отношении своих интересов; радикалы предполагают, что людей, возможно, постоянно вводят в заблуждение по поводу их желаний и потребностей, поэтому если они даже и судят верно о своих интересах на основе усвоенных желаний, то все равно не преследуют при этом своих подлинных интересов. См. также: public interest (общественный интерес).

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - (international socialism) Учение, согласно которому социализм должен появиться в результате международной революции. Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) в 1848 г. призывали рабочих всех стран: "Объединяйтесь!". Международное товарищество рабочих (I Интернационал) было основано Марксом в 1864 г. и им же решительно распущено в 1876 г., когда он перенес его штаб-квартиру в Нью-Йорк, чтобы не допустить его перехода в руки противников. В 1889 г. был образован II Интернационал, объединивший как марксистов, так и немарксистов; он распался в 1914 г., когда большинство социалистов поддержали участие своих стран в 1-й мировой войне. III (коммунистический) Интернационал был создан в 1919 г. и распущен в 1943 г. В официальной доктрине в СССР, в зависимости от сиюминутных интересов на передний план выдвигался то интернациональный социализм, то социализм (socialism) в одной стране. Троцкисты (Trotskyists) образовали соперничающий с III "Четвертый Интернационал". Подавляющее большинство групп, называющих себя интернациональными социалистами, таким образом, являются троцкистскими.

ИНТИФАДА

ИНТИФАДА - (intifada) В переводе с арабского означает "избавление". Палестинское восстание на Западном берегу реки Иордан и в сектора Газа (оккупированных Израилем), вспыхнувшее в 1987 г. Предполагают, что интифада возникла как реакция на осознание того, что палестинский вопрос и арабо-израильский конфликт перестают быть первоочередной заботой арабских правительств и палестинцам на оккупированных территориях ничего не остается, как взять дело в свои руки. Вопрос состоит в следующем: будет ли позволено палестинскому народу самоопределиться на Западном берегу и в секторе Газа и получить автономию либо государственность или эти территории навсегда останутся включенными в земли государства Израиль. Предыстория вопроса восходит к концу 1-й мировой войны и установлению под эгидой Великобритании Палестинского мандата, предусматривающего создание национального дома для евреев, но не за счет местного населения. Главная трудность состояла в поддержании необходимого равновесия, приемлемого для заинтересованных сторон. Еще за десятилетия до 1948 г. приток европейских евреев на подмандатную территорию наряду с политикой приобретения земли, осуществляемой Еврейским агентством (с позволения Великобритании), имели целью отторжение земель у арабов (подразумевалось, что они не будут перепродаваться арабам). Будучи не в силах разрешить конфликт между требованиями еврейской и арабской общин, Великобритания передала мандат Организации Объединенных Наций, которая в 1947 г. приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства - еврейского и арабского. Казалось, проблема разрешается. Однако в 1948 г. на мандатной территории за счет Палестинского государства образовалось государство Израиль, что привело к появлению 700 тыс. палестинских беженцев. Первая арабо-израильская война завершилась перемирием без мирного урегулирования. С арабской точки зрения, государство Израиль представляло последний оплот колониализма на арабском Ближнем Востоке. Для палестинского народа дело осложнялось еще одним обстоятельством: эмир Абдулла, Хашимитский правитель Трансиордании, заявил, что Палестина и Трансиордания должны объединиться под властью Хашимитов. Но, убедив британское правительство в правильности такого плана, Абдулла вступил в сделку с сионистами и заявил, что в случае конфликта его войска оккупируют и отторгнут центральную часть Палестины, т. е. Западный берег реки Иордан, предоставив остальную Палестину сионистам. В результате сделки Трансиордания стала государством Иордания, а эмир - королем. Впрочем, в 1948 г. ни одно арабское правительство не признало захват Иорданией Западного берега. Девятнадцать лет спустя король Иордании Хусейн, внук Абдуллы, в ходе Июньской войны 1967 г. уступил Западный берег израильским войскам. Еще через двадцать один год, после того, как развернулась интифада, король отказался от притязаний Иордании и своей династии на эту территорию, открыв путь для провозглашения в ноябре 1988 г. Организацией освобождения Палестины независимого Палестинского государства. Интифада началась как бунт палестинской молодежи, но быстро превратилась в широкое движение, вылившееся в акции гражданского неповиновения с периодическими массовыми демонстрациями, поддерживаемые забастовками торговцев. Считается, что интифада способствовала тому, что израильское правительство согласилось на прямые переговоры с палестинцами в Мадриде в рамках мирного процесса, начало которому в октябре 1991 г. положили президенты Джордж Буш и Михаил Горбачев, и в конце концов выразило готовность признать ООП. В 1994 г. на территории Западного берега и сектор Газа был введен режим Палестинской автономии.

ИНФЛЯЦИЯ

ИНФЛЯЦИЯ - (inflation) Общее и устойчивое повышение уровня цен. Считается, что инфляция ведет к неуверенности, замедлению роста сбережений и инвестиций, а также сказывается на международной торговле страны через обменный курс, платежный баланс и перераспределение доходов - от тех, у кого есть сбережения, к должникам. С ростом влияния монетаристского (Monetarism) мышления в 1970-е гг., что само по себе частично объясняется скачком международной инфляции после кризиса ОПЕК (OPEC) в 1973 г., уменьшение инфляции сделалось ключевой целью экономической политики. Методы контроля за уровнем цен вначале группировались вокруг политики доходов (incomes policies), а позже, когда они оказались безуспешными, вокруг монетаристской политики (monetary policy).

ИРРЕДЕНТИЗМ

ИРРЕДЕНТИЗМ - (irredentism) Происходит от итальянского irredenta - "невыкупленный, невозвращенный". После объединения Италии в 1870 г. с выделением Папской области в руках австрийцев по-прежнему остались пограничные с Италией земли, населенные этническими итальянцами, в т.ч. Триест (единственный порт Австрии), Истрия, Трентино и Южный Тироль, возврата которых требовали ирредентисты. Термин был распространен на всякое движение либо стремление, направленное на возвращение территории, которая - по причинам этническим или лингвистическим - считалась несправедливо отчужденной.

ИСЛАМСКАЯ ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ - (islamic fundamentalism) Спорный термин, широко распространенный в США и Британии для обозначения всякого движения в поддержку строгого следования учению Корана и законам шариата (исламского права). На европейском континенте многие исследователи ислама и Ближнего Востока для обозначения нынешней тенденции политической активизации ислама предпочтение отдают таким понятиям, как "исламизм", "исламисты". В частности, можно говорить о нежелании увязывать выступление за реформу ислама в XIX в., продолжающиеся и в наши дни, с религиозным (христианским) фундаментализмом, свойственным США. По существу, под этим понятием в исламском мире понимается увеличивающееся число группировок, ассоциаций либо движений, критически настроенных в отношении бывших (начиная с XIX в.) и существующих исламских реформистских движений. Считается, что они приспособились к образу жизни и менталитету Запада. Эти группировки критикуют также светских лидеров и правительства мусульманских стран за неспособность защитить благосостояние Уммы (сообщества правоверных), за невыполнение религиозных обязательств перед исламским сообществом или за продажность и порочность. Это направление исламского реформирования создано в XIX в. Джемалем ад-Дином аль-Афгани (1837-97) и Мухаммедом Абдо (1849-1905). С тех пор защита и возрождение ислама и исламского общества стали определяющими задачами движения, поскольку судьба исламского мира все больше и больше представлялась отданной на откуп европейцам. Реакция на то, что воспринималось как европейская, а позже западная угроза, была двойственной: одни были готовы реформировать ислам, включив в него многие черты западного рационализма (rationalism), в то время как другие стремились обратиться к корням ислама во имя его очищения, избавления от всего наносного и обновления путем возврата к принципам первых мусульман. Последнее направление привело к распространению нового типа добровольных филантропических ассоциаций, число которых (только зарегистрированных!) в одном Египте в начале 1990-х гг. превышало 12 800, и все они связаны с оказанием общественных услуг. С помощью таких средств и в различной степени укреплялся и утверждался исламизм в противовес европеизму. Дальнейшее нарастание исламской деятельности, будь то в среде традиционалистов, религиозных ученых (улемов) или светских сторонников решительных мер, можно проследить с конца арабо-израильской войны 1967 г., в которой арабские войска потерпели сокрушительное и унизительное поражение, которое ослабило веру в арабский национализм как жизнеспособную стратегию и идеологию. Это усугубилось успешной иранской революцией 1970-х гг., противоречивыми последствиями длительной ирако-иранской войны (1980-88), а также войной в Персидском заливе (1990-91), которая привела к тому, что западные войска были приглашены в Саудовскую Аравию и провозглашены защитниками священных городов Мекки и Медины. Обстоятельства, накапливавшиеся исподволь, определили союз почти всех арабских правительств с Западом, некоторые даже послали войска, которым предстояло вместе с солдатами Запада напасть на арабское государство. Это показывает ту ценность, какую имеют в настоящее время идеи арабского национализма. Ислам заполнил зияющую пустоту и, сосредоточившись на вопросах внутренней политики, продолжает поиск все новых отличительных особенностей национального самоопределения и порой получает поддержку на государственном уровне. Например, президент Египта Анвар Садат, придя в 1970 г. к власти, предложил высланным исламским активистам вернуться, чтобы противостоять организованным левым, а также вновь ввел в судебную систему элементы шариатского права. Тем самым во многих арабских и мусульманских неарабских странах появились исламские проповедники (и духовные, и светские), имеющие политические программы прихода к власти.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - (руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее форм характерно ограничение полномочий только самими представителями этой власти и силами, которыми они располагают для навязывания своей воли. Администрация президентской власти США, возникшая вопреки положениям Конституции страны, состоит из министров и высших государственных чиновников, которых назначает и которыми руководит сам президент. Президенту принадлежит последнее слово и в выборе курса, который будет проводить администрация. Однако, согласно принципу разделения властей, полномочия президента ограничены избираемым Конгрессом и независимой системой судебных органов, в задачу которых входит надзор за тем, чтобы действия исполнительного органа не противоречили положениям Конституции. Власть парламентского типа характерна для Соединенного Королевства. Ее основу составляет кабинет министров (cabinet), подотчетный парламенту. Премьер-министр назначает министров и руководит их работой, но все решения, связанные с прерогативами исполнительной власти, принимаются коллегиально, а члены кабинета коллективно подотчетны законодательному органу, из состава которого они назначаются и в чьей постоянной поддержке нуждаются, чтобы не лишиться должности. На практике порядок принятия решений как в президентской, так и в парламентской системах более разнообразен, чем это может показаться на основании вышесказанного. Для президентской формы правления характерны децентрализация принятия решений внутри исполнительной ветви власти и зависимость от поддержки конгресса. Специалисты-аналитики отмечают важность "железных" треугольников, состоящих из исполнительных органов власти, комитетов Конгресса и основных групп интересов, согласие между которыми является решающим фактором выработки и реализации политики. Это делает координацию политики делом сложным, а порой и вообще невозможным. Самой большой властью президент пользуется на начальном этапе своего пребывания в должности, когда общественное мнение можно мобилизовать, используя эйфорию победы на выборах и надежды избирателей на выполнение предвыборных обещаний. Позже инициативы президента сосредотачиваются на формировании годового бюджета и на внешней политике, успех которой, в случае потенциальной оппозиции Конгресса, опять же зависит от мобилизации общественного мнения и благоприятных отношений с лидерами Конгресса. Деятельности президента серьезно мешает все чаще повторяющаяся ситуация, когда в Конгрессе господствует оппозиционная партия или внутри обеих партий существуют большие разногласия по поводу целей проводимой политики. Так, даже для президента-демократа, работающего с Конгрессом, который контролирует Демократическая партия, успех не всегда гарантирован. Конечно, политические инициативы Конгресса могут также блокироваться президентом, что случается отнюдь не редко. Непоследовательность исполнительной власти фактически дает основания считать, что эффективное управление страной, особенно в вопросах внутренней политики, приносится в жертву строгому соблюдению основного принципа Конституции - разделения властей. Принятие решений центральными органами исполнительной власти в парламентских системах правления также происходит по-разному, даже в Соединенном Королевстве. В самом деле, многие решения принимаются кабинетом министров или его комитетами от имени кабинета. Вместе с тем по мере разрастания правительства все большей властью начинают пользоваться отдельные министры на уровне своих министерств или высшие государственные чиновники, действующие от их имени; министры, деятельность которых затрагивает интересы более чем одного министерства; два министра, один из которых обычно руководит министерством, расходующим финансовые средства, а другой - министерством финансов; более двух министров, решающих общий вопрос, с которым не нужно обращаться к кабинету в целом; управляющие делами партии, обладающие значительным влиянием на премьер-министра. Там, где политические решения на министерском уровне принимают сами министры или высшие чиновники, обычным явлением стало как формальное, так и неформальное участие в принятии решений различных групп интересов. С 1960-х гг. возросла роль политических советников. Положение министров, которые часто меняются (мало кто из них пребывает в должности более двух лет), резко отличается от положения государственных служащих, занимающих свои должности практически постоянно. Это дает основание предположить, что, хотя исполнительная ветвь власти достаточно монолитна, она рискует сильно "обюрократиться". Аналитики, считающие высших государственных чиновников хорошо сплоченными в вопросах стратегических целей, могут пойти дальше и сказать, что на практике реальная исполнительная власть находится в их руках. Проблемы исполнительной власти в либеральных демократиях решить непросто. Это можно сделать лишь путем совершенствования государственных институтов сверху и предоставления более широких возможностей для участия граждан в управлении государством снизу. В условиях разросшегося управленческого аппарата исполнительная власть будет неизбежно сталкиваться с напряженностью, связанной с попытками небольшой группы законно избранных лиц взять ее в свои руки и осуществлять в подотчетной гражданам манере, при ограниченных возможностях граждан эффективно использовать результаты государственного управления.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - (executive agreement) Форма международного соглашения, заключенного президентом США и не требующего утверждения Сенатом. Таким образом, называя договоры исполнительными соглашениями, президенты могут обходить Конституцию страны.

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА - (Executive Office of the President) Состоит из высших правительственных органов США. В него, в частности, входят Административно-бюджетное управление, Совет национальной безопасности, управление Белого дома. Цель Исполнительного управления - координация деятельности исполнительных органов власти с упором на разработку программ и политического курса. Некоторые аналитики видят в этом управлении кабинет (cabinet), подменяющий собой официальный.

ИСТОРИЗМ

ИСТОРИЗМ - (historicism) Учение, согласно которому историческими событиями управляют естественные законы, определяющие, в свою очередь, общественное и культурное развитие, религию и ценности, присущие каждому периоду истории. В переводе с немецкого Historismus, в социальной философии изначально означал настойчивое требование "забраться внутрь" исторического периода для того, чтобы понять его путем изучения языков и понятий. Однако после выхода в свет в 1957 г. книги Карла Поппера "Нищета историзма" ("The Poverty of Historicism") наиболее распространенным значением слова стало совершенно иное: вера в то, что историческое развитие с неизбежной необходимостью идет по определенному пути. В этом смысле, Маркс (Marx) и марксизм (Marxism) - самые наглядные образцы приверженцев историзма, однако и многие другие, в том числе Освальд Шпенглер, Гегель (Hegel) и Конт (Comte) в разной мере могут быть причислены к ним. Поппер критиковал историзм как учение не просто ложное, но и предрасположенное к идеологическому - потенциально тоталитарному - взгляду на мир, вдохновляющему тех, кто считает себя стоящими "на стороне истории", дабы выказать презрение к иным воззрениям. Содержание историзма как учения, вероятно, шире, чем предполагает Поппер. Либеральный взгляд на историю, определенный Гербертом Баттерфилдом как вера в окончательное торжество прогресса над реакцией, несомненно, историчен. Так же, как и многие "либеральные" воззрения, в том числе и Адама Смита (Smith) об историческом развитии как кульминации промышленного общества. Более современный вариант такого подхода находим у Фрэнсиса Фукуямы в книге "Конец истории и последний человек" ("The End of History and the Last Man", 1992).

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - (historical materialism) Концепция, согласно которой социальный строй является производным экономических отношений и эта совокупность меняется путем классовой борьбы: всякий правящий класс порождает другой класс, который в конечном счете его сменяет. Марксистское учение (marxism), считает, что человеческая история развивается в результате противоречий в основном между общественными классами. Материалистический элемент данной теории состоит в утверждении, во-первых, что история человечества есть форма более общего естественного развития, и, во-вторых, что главной определяющей социальной организации является способ, которым люди воспроизводят свои жизни. Так, на стадии "первобытного коммунизма" человеческие существа были вынуждены трудиться сообща, чтобы выжить, и разделение на классы отсутствовало. Вместе с тем с накоплением излишков продуктов и вооружений, которым владело сословие воинов, появляется рабовладельческое общество. Феодальные отношения характеризуются военной защитой крепостных или зависимых в обмен на часть их прибавочного сельскохозяйственного продукта. Капитализм, в свою очередь, отличается появлением буржуазного класса, использующего свободную рабочую силу (пролетариат), чтобы пустить в ход машинную технику для производства еще большего прибавочного продукта. В рамках каждого из этих "способов производства" в определенный период времени существующие классовые отношения начинают тормозить дальнейшее развитие материальных сил производства, что приводит к революции. На этой основе социализм, как ожидалось, должен был сменить капитализм, при котором частное владение материальными силами все больше противоречило их подлинным потенциальным возможностям.

ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ - (Judaism) Религия евреев, которую отличают: 1) монотеизм; 2) вера в особый договор Бога со своим "избранным народом"; 3) этническая и территориальная идентичность ("земля обетованная"); 4) особые законы и обряды и 5) мессианство. Зарождение иудаизма относится либо ко времени договора Авраама с Богом, либо ко времени провозглашения Моисеем единобожия и приписываемых ему законов, которые составляют Пятикнижие. Однако политический иудаизм теснее всего ассоциируется с царем Давидом, утвердившим столицу в Иудее и задумавшим храм в Иерусалиме, который был построен его сыном Соломоном. По иронии судьбы, утверждение иудаизма и произошло во время Вавилонского плена (586-538 гг. до н.э.). Так же, как и в любой теократии, различие между божественным и гражданским законом в иудаизме размыто. Бог есть высшая власть, и повеление его есть закон, будь он религиозным или гражданским, - взгляды, которые разделяют исламские фундаменталисты. Моисеев закон (тора) сложился к V в. до н.э. Толкование его содержится в Талмуде и Мидраше. Талмуд включает в себя религиозные и гражданские законы, каких нет в собственно Торе, и дает пояснения к ним. Талмуд составляют Мишна - устный закон, созданный между V в. до н.э. и II в. н.э., и Гемара - дополнение и объяснение Мишны. В отличие от Талмуда Мидраш строго следует Священному Писанию и экзегетичен. Он охватывает период по меньшей мере со II по XII в. н. э. и состоит из Халахи - собрания традиционных правовых норм и поучений, которых нет в иных письменных законах, и Аггады - свободного пересказа Священного Писания, включающего притчи и другие непредписывающие материалы, используемые исключительно за трапезой - ритуалом, которым открывается Пасха. Во главе государства обычно стоял первосвященник, он же ведал исполнением как религиозных, так и гражданских законов, хотя, как в случае с династией Маккавеев (Асмодеев), правили и цари. Раввины были как толкователями закона, так и гражданскими судьями. Писцы записывали тексты законов, заносили в книги их толкования. Фарисеи были сектой тех, кто посвятил себя буквальному соблюдению устного и письменного закона. В то время как Вавилонское пленение способствовало сплочению евреев, римская оккупация Палестины, династия Ирода и в конечном счете разрушение храма в 70 г. н.э. привели к рассеиванию евреев. Оно сопровождалось разделением: от крайностей фундаментализма (караимы, которые отвергли раввинскую традицию и обращались только к Священному Писанию) и ортодоксии до рационализма, либо чисто философского, либо представлявшего собой смесь философии с талмудизмом и раввинскими традициями. К VII в. Палестина оказалась под властью мусульман. В средние века евреи разбрелись по всей Европе, на запад и на восток. Жили они по большей части в анклавах (гетто) и время от времени подвергались преследованиям. В лучшем случае их терпели и защищали. Антисемитизм (Anti-Semitism) приобрел политическую значимость в 1894 г., когда Альфред Дрейфус, еврей, офицер французской армии, был несправедливо осужден за шпионаж в пользу немцев и выслан на Чертов остров. В 1896 г. Теодор Герцль написал книгу "Европейское гасударство", проповедующую идею "еврейского дома" в Палестине. В 1897 г. для поддержания этой идеи он организовал первый Сионистский конгресс. В 1917 г. британский премьер-министр Артур Балфур пообещал Британской сионистской федерации, что после освобождения Палестины от турок на ее территории сможет поселиться определенное число евреев. С 1920 по 1948 г. Палестина находилась под британским мандатом. В этот период все больше евреев старались воспользоваться Декларацией Балфура. Приток их еще более усилился во время и после второй мировой войны, что было результатом преследования евреев нацистами в оккупированной Европе. В 1948 г. с благословения ООН было создано государство Израиль. Евреи вернулись на земли, представлявшие часть их исконной родины, однако государство стало светским, а не теократическим, а Иерусалим оказался разделен.

Предыдущая страница Следующая страница