Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "К" (часть 3, "КОМ"-"КОО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 3, "КОМ"-"КОО")

КОМИТЕТ ПО ПРАВИЛАМ ПРОЦЕДУРЫ

КОМИТЕТ ПО ПРАВИЛАМ ПРОЦЕДУРЫ - (rules committee) Постоянный комитет в Палате представителей Конгресса США, устанавливливающий распорядок работы Палаты и условия проведения дебатов. Весьма влиятельный комитет, члены которого могут повлиять на скорость прохождения законодательных актов.

КОММУНА

КОММУНА - (commune) Изначально так называлась низшая единица местного (само)управления в ряде стран, особенно во Франции. Но исторически сложились два значения этого слова, несущие идеологическую нагрузку. 1) Парижская коммуна (возглавлявшие ее политики) 1870-71 гг., куда входили радикально настроенные социалисты, вплоть до своего военного поражения пытавшиеся осуществлять управление, опираясь на революционные принципы. Название "Парижская коммуна" они дали по аналогии с революционной коммуной, стоявшей у власти в Париже (и нередко оказывавшей давление на Национальный конвент) в 1792-94 гг. Маркс (Marx) идеализировал коммуну в своих трудах 1870-71 гг. 2) Группа людей, проживающих вместе и совместно владеющих собственностью; обычно подразумевается, что эти люди придерживаются радикальных или революционных взглядов.

КОММУНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - (Communist Party) Вопреки своему названию "Манифест Коммунистической партии" провозглашал, что "коммунисты не образуют отдельной партии, противостоящей другим партиям рабочего класса". По утверждению Маркса (Marx) и Энгельса (Engels), роль коммунистов скорее заключалась в том, чтобы показать, что рабочий класс сможет достичь своих целей только уничтожив все существующие социальные условия. Вплоть до краха 2-го Интернационала в 1914 г. марксисты вели работу внутри социал-демократических партий. Однако в 1903 г. произошел раскол РСДРП на радикальную фракцию большевиков (Bolshevirs) и более умеренную - меньшевиков (mensheviks). В работе "Что делать?", (1902), Ленин разработал теорию "партии нового типа". Только высокоцентрализованная и дисциплинированная партия профессиональных революционеров, выступающая как "авангард пролетариата", способна свергнуть самодержавие. После победы большевиков в Октябрьской революции 1917 г. в России ленинская партия "демократического централизма" стала образцом для коммунистических партий во всем мире. Что касается Коммунистических партий других стран, то в период между мировыми войнами самой сильной в Европе была германская компартия, но ее подавил нацизм (Nazism). В Азии, особенно в Китае в 1949 г. и в объединенном после ухода американцев Вьетнаме, коммунисты сумели прийти к власти собственными силами. В Восточной Европе, за исключением Югославии, коммунисты пришли к власти и удерживали ее после 1945 г., опираясь на поддержку СССР. В Западной Европе, в частности в Италии и Франции, как и в некоторых странах Латинской Америки, особенно Чили, коммунистические партии пользовались значительным влиянием, но никогда не стояли у власти. Крушение коммунизма в СССР и странах Восточной Европы нанесло непоправимый ущерб коммунистическим партиям. Тем не менее в Польше, Литве, Италии, а также в самой России партии, преемницы коммунистических, добились значительных успехов на выборах.

КОММУНИТАРИЗМ

КОММУНИТАРИЗМ - (communitarianism) Пропаганда социального порядка, в котором индивидов объединяют общие ценности, способствующие развитию общинных связей. Термин часто используют для обозначения идей ряда авторов, придающих важное значение общине (сommunity), а потому особенно критически относящихся к современной либеральной политической мысли. В связи с этим указывают на антагонизм между коммунитаризмом и либерализмом (liberalism), но, возможно, это преувеличение. Коммунитаристами часто называют Аласдейра Макинтайра, Михаэля Занделя, Михаэля Вальцера и Чарльза Тейлора. Коммунитаризм подчеркивает взаимодействие социальной среды и представлений индивидов о самих себе, тогда как либерализм, как утверждают, имеет дело с атомизированным индивидом, искусственно, если не бессмысленно, вырванным из его социального окружения. Идейные истоки коммунитаризма различны. Гегель (Hegel) с его понятием sittlichkeit, или разделяемых общиной ценностей, и английские идеалисты (English Idealists), в особенности Т.Х. Грин (Green), подчеркивавшие налагаемые гражданством обязанности, открыли перед ним большие возможности. Важное значение имеют также две традиции - социалистическая, особенно с ее интересом к идее братства, и анархистская, концентрирующая внимание на возможности существования общины без вмешательства государства. Исследования Фердинанда Тонни общины и общества привлекли внимание к роли общины и к угрозе для нее со стороны индустриального общества (industrial society). Коренные вопросы о желательных взаимоотношениях между общиной, нацией и государством по-прежнему вызывают идейные споры и горячие дебаты политиков.

КОММУНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА

КОММУНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА - (community politics) Термин введен кандидатами от Либеральной партии Англии в 1970-х гг. для обозначения тактики ведения избирательной борьбы на уровне небольших местных общин. Как процесс, коммунитарная политика апеллирует к самосознанию членов местной общины (community) и разделяемым ими интересам, особенно в области сохранения и развития окружающей среды, а также способствует развитию общины, помогая людям лучше осознать свои интересы и повышая в их глазах важность местных проблем. Поэтому и процесс, и тактика коммунитарной политики имеют гораздо более широкое значение - не только для Англии. Противники коммунитарной политики нередко пренебрежительно относятся к поднимаемым ею проблемам, считая их незначительными. Один из кандидатов Либеральной партии Билл Питт как-то сказал по этому поводу: "Вы не можете тянуться к звездам, если вам все время приходится смотреть под ноги, чтобы убедиться, что вы не наступили в лужу".

КОНВЕНЦИЯ

КОНВЕНЦИЯ - (nature, convention) В целом под "природой" понимают врожденные качества, а под "конвенцией" - то, что предлагается обычаями или практикой. Противоречащие друг другу представления об этих понятиях были важной чертой древнегреческой политической мысли. Пока к этим понятиям не обратились софисты, политические мыслители были склонны считать, что идеи морали естественны в том смысле, что морально развитый индивид приобретает их естественным путем. Софисты же полагали, что идеи морали изобретены человеком для собственного удобства. Об этом ясно заявили Глаукон и Адеимант во Второй книге "Республики" Платона (Plato). Люди, которые были наказаны, и наказаны несправедливо, "начали сами устанавливать свои законы и правила и определять то, что закон делает законным и справедливым... Справедливость... это середина между тем, что лучше (совершить несправедливость и остаться ненаказанным) или что хуже (пострадать справедливо и не иметь возможности отомстить)". Платоновский Сократ посвящает другую половину "Республики" опровержению этих аргументов и доказательству того, что идея справедливости на самом деле естественна. Греческое слово, которое мы переводим как "натура" (природа), на самом деле рhysis и происходит от глагола рhyein. Английское слово "nature" происходит от латинского natus - "рожденный". Таким образом, если говорится, что что-то приходит к нам естественно, то имеется в виду врожденное качество. Но греческое слово рhyein имеет еще одно значение - "растить". Аристотель (Aristotle) согласен с Платоном в том, что моральные качества естественны, а не воспитаны. Но он имел в виду скорее биологический аспект, чем метафизический, заявляя: "Человек по своей природе существо политическое". Смысл этого высказывания заключается в том, что человек достигает полной зрелости, только являясь гражданином греческого полиса (города-государства). Различие, проводившееся греками между естественным (природным) и условным (конвенционным), продолжает сохраняться. Например, последователи органической аналогии (organic analogy) согласны с Платоном и Аристотелем, полагая, что политические институты или идеи являются "естественными". Те, кто отрицают органическую аналогию и считают институты и идеи творениями человека, придерживаются точки зрения софистов.

КОНГРЕСС

КОНГРЕСС - (Индия) (Congress (India)) Индийский национальный конгресс (ИНК) создан в 1885 г. В качестве основной политической партии Индии возглавлял национальное движение и принял власть от англичан в 1947 г. Сначала это была организация, представлявшая интересы возрастающего числа образованных индусов, т. н. среднего класса которые стремились участвовать в управлении страной. Позднее ИНК стал массовой организацией, во главе которой стояли Ганди (Gandhi) и Неру (Nehru). Всегда занимавший центристские позиции, Конгресс, под исключительно сильным влиянием Неру, остался идеологическим сплавом национализма, фабианского социализма (Fabian Socialism) и приверженности идее модернизации национальной экономики. Другая основополагающая идея Неру заключалась в опоре на собственные силы, в результате чего Индия следовала курсу неприсоединения во взаимоотношениях с другими странами и проводила экономическую политику, основанную на принципе замены импортных товаров отечественными. Важная роль ИНК в индийском национальном движении, сильное руководство с определенной и четко сформулированной политической программой, а также слабость партий левого и правого крыла - все это (вплоть до недавнего времени) обеспечивало Конгрессу бесспорно господствующее положение. Раджни Котари назвал Индию системой правления одной партии, а индийскую политическую систему - системой Конгресса. Первый значительный перерыв в деятельности ИНК наступил в 1977 г., когда Индира Ганди проиграла национальные выборы партии Джаната после отмены действовавшего в течение двух лет чрезвычайного положения, временно отменившего действие основных прав индийских граждан. Ущерб, нанесенный за это время моральной и политической легитимности Конгресса, позволил другим партиям попытаться добиться успеха.

(США) (Congress (USA)) Двухпалатный орган федеральной законодательной власти США. Как записано в разделе 1 параграфа I Конституции: "Настоящим все законодательные полномочия передаются Конгрессу Соединенных Штатов, состоящему из Сената и Палаты представителей". Сенат состоит из ста сенаторов (по два от каждого штата), избираемых на шестилетний срок путем ступенчатых выборов с двухлетним интервалом, построенных по принципу "первый у финиша" (first-past-the-post). Этот же принцип применяется и при выборе 435 членов Палаты представителей, избираемых единовременно на 2 года; количество мест от каждого штата зависит от численности его населения, но каждый штат имеет право минимум на одно место. Новое распределение количества мест в палате представителей происходит после каждой переписи населения, проводящейся раз в 10 лет (см. пропорциональное распределение). Определение избирательных округов по выборам членов Конгресса штатов относится к компетенции законодательного собрания штата. Палата представителей и Сенат, хотя и обладают равным статусом, являются разными институтами. Все законопроекты должны быть одобрены обеими палатами. Члены обеих палат - после принятия 17-й поправки в 1913 г. - выбираются всем населением (до этого сенаторы избирались законодательными собраниями штатов). Двухлетний срок полномочий членов Палаты представителей имеет цель - теснее связать депутатов с избирателями, тогда как сенаторы не только более независимы, но и больше находятся на виду у общественности. Палата представителей более многочисленна, поэтому ей нужна четкая формальная организация, в Сенате же традиционно царит атмосфера, напоминающая скорее клуб. Палата представителей претендует на преимущественное право в финансовых вопросах на основании раздела 7 параграфа I Конституции, где говорится: "Все законопроекты, связанные с получением доходов, вносятся в Палате представителей". В то же время Конституция предоставляет Сенату прерогативы в заключении договоров, подкрепляющих презумпции первенства во внешнеполитических вопросах. То, что сенат утверждает президентские назначения (особенно на должности судей), также служит источником его силы. Конгресс США часто характеризуют как самую сильную законодательную власть в мире. В ХХ в. его позиции в сфере исполнительной власти несомненно ослабли, но, как подтвердили бы многие из недавних президентов США, он далеко не бессилен, в отличие от конгрессов многих других стран. Этому способствовали главным образом три взаимосвязанных фактора: Конституция, американские политические партии и комитеты Конгресса. При составлении Конституции "отцы-основатели" были полны решимости гарантировать, что слишком большая власть не окажется в руках слишком немногих. Они разработали комплексную систему "сдерживающих механизмов и противовесов", т.е. взаимозависимости и взаимоограничения законодательной, исполнительной и судебной властей, - систему которая до сих пор предусматривает существование различных институтов, делящих власть. Предполагается, что ныне президенты должны играть ведущую роль в определении внешней и внутренней политики, но Конгресс представляет собой внушающее почтение препятствие на пути выполнения этих обязанностей. Назначение должностных лиц исполнительной власти производится "при условии консультации с сенатом и с его согласия"; любой законопроект, любой запрос о доходах или заявка на расходы должны быть одобрены органом, характеризующимся центробежным распределением власти и общеизвестным своим нежеланием выполнять функции простого "штампа". В парламентских системах сильные партии, возглавляемые влиятельными лидерами и имеющие в своем распоряжении действенные дисциплинарные средства, обладают возможностью устанавливать правила процедуры в органах законодательной власти, повышая тем самым роль исполнительной власти. В Конгрессе США таких партий нет. Те, что существуют, могут влиять на своих членов, но степень этого влияния весьма ограниченна. В Конгрессе лояльность по отношению к партии - вещь в высшей степени ненадежная. Система старшинства, в течение долгого времени заменявшая партийный организационный механизм, была серьезно ослаблена изменениями процедуры после Уотергейта (Watergate). Слабость партий позволяет объяснить действенность комитетов Конгресса - сильных центров влияния федеральной законодательной власти США. Вудро Вильсон более 100 лет назад заметил, что "заседания Конгресса - это демонстрация его деятельности перед публикой, тогда как настоящая работа Конгресса проходит в залах заседания его комитетов". Это верно и сегодня. Дебаты в залах заседания обеих палат малозначимы; судьба законопроектов решается в специальных комитетах. Именно здесь тщательно прорабатываются важные вопросы, сюда вызываются для отчета представители исполнительной власти, здесь делается политика. В других системах комитеты возглавляют сторонники партий, и голосование проходит в соответствии с партийными установками, но комитеты Конгресса являются совершенно иными институтами.

КОНДОРСЕ МАРИЯ ЖАН АНТУАН НИКОЛА ДЕ КАРИТА, МАРКИЗ

КОНДОРСЕ МАРИЯ ЖАН АНТУАН НИКОЛА ДЕ КАРИТА, МАРКИЗ - (Condorcet, MJAN de Caritat, marquis de) (1743-94) Французский ученый, революционер, политолог. Родился в аристократической семье, собирался стать священником или военным, но не пошел ни по той, ни по другой стезе, а стал математиком и в скором времени получил протекцию могущественных покровителей, связанных с парижской Академией наук и "Энциклопедией" ("Encyclopedie"). Профессиональную карьеру сделал в Академии: был ее постоянным секретарем. В 1760-х гг. Кондорсе утвердился как ведущий математик, написав работу по интегральному исчислению. Вместе с Вольтером (Voltaire) и другими деятелями французского Просвещения (French Enlightement) выступал против правовой системы, позволявшей преследовать и "убивать по суду" религиозных диссидентов. Это привело Кондорсе к грандиозной идее - применить теорию вероятности к социальной науке, что он и сделал, разработав теорему присяжных (jury theorem). По мнению Кондорсе, социальную науку надо изучать при помощи того же инструментария, что и инженерное искусство или биологию. Теория вероятности давала ключ ко всем наукам. Например, военный кораблестроитель не сможет сконструировать непотопляемый корабль, но он в состоянии спроектировать такое судно, которое затонет (и то необязательно) только при невероятно сильном шторме, случающемся, скажем, раз в 400 лет. Аналогично этому создатель системы суда присяжных не может разработать такую систему, при которой не будет осужден ни один невинный. Но если известно, что каждый присяжный заседатель достоин доверия, т.е. известна вероятность того, что он примет правильное решение, вероятность осуждения невинного человека будет значительно снижена при условии, что для признания человека виновным потребуется определенное большинство голосов присяжных. Кондорсе первым применил к социальной науке достижения в теории вероятности Томаса Байи (См. также: Прайс, Ричард) и семьи Бернулли. Между теорией вероятности Кондорсе и его теорией голосования существовала сложная связь. Его главный труд "Очерки изменения математики к возможности решений большинства" (1785) настолько сложен, что неспециалистам трудно понять даже смысл названия. Первое ясное толкование теории дал Блэк (Black) в 1958 г., хотя этот труд так и оставался не вполне понятым до 1980-х гг. Кондорсе пытается выбрать процедуру голосования, при которой с наибольшей вероятностью будет выбран "правильный" результат. Можно возразить, что ничего подобного быть не может. В суде присяжных решается, совершил обвиняемый преступление, которое ему инкриминируется, или нет. На этот вопрос имеется правильный ответ, и присяжные стараются его найти. Но не может быть правильного ответа на вопрос: "Какая партия должна править Англией в течение следующих 5 лет?": здесь есть только интересы и мнения. Тем не менее метод Кондорсе привел его к открытию, которое - несмотря на то, что оно едва не сделало неосуществимым его подход, - почти 200 лет спустя после смерти автора вызвало появление совершенно нового явления - социального выбора (social choice). Речь идет об открытии циклов (cycle) мажоритарного правила: когда имеются минимум три избирателя и минимум три варианта выбора, всегда может случиться, что в одно и то же время вариант А большинством голосов одерживает победу над вариантом В, В - над С, а С - над А. Кондорсе предложил способы определения того, что он считал "действительным" победителем, получившим большинство голосов, независимо от того, образовывался цикл победивших вариантов или нет (см. также Condorcet winner). Хорошо известен и другой труд Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума" ("Esquisse d'un tableau historique des progrs de l'esprit humain") (1795). Философ-просветитель, скрываясь от "кровожадных политиков революционного Террора", которые в скором времени потребуют его жизнь, рисует безоблачную картину прогресса человечества, движущегося от суеверий, религии и варварства к математике, теории вероятности и просвещению. "Эскиз...", обычно считавшийся самым трагикомическим произведением французского Просвещения, в наши дни привлекает к себе все большее внимание по мере того, как приходит понимание его связи с другими научными трудами Кондорсе. "Эскиз" явился непризнанным предшественником аналогичной работы Конта (Comte). Кондорсе был также одним из первых политических авторов феминистской направленности. Впервые Кондорсе принял участие в политической деятельности в качестве доверенного помощника Тюрго (Turgot) во время его недолгого пребывания на посту министра. Кондорсе вернулся в политику во время Французской революции (French Revolution). В 1792-93 гг. он поднялся до поста Председателя Законодательного собрания, был депутатом Национального Конвента. Им был составлен проект доклада о народном образовании, который тут же стал объектом борьбы и яростных нападок, но в итоге послужил стимулом для создания во Франции централизованной и единообразной школьной системы, существующей и в наши дни. Он же написал проект Конституции, в которой нашла воплощение его идеальная методика голосования. Обсуждение проекта конституции состоялось в начале 1793 г.; предложенные Кондорсе процедуры голосования были реализованы, но в Женеве (результаты оказались хаотичными). Однако в июне 1793 г. депутаты-жирондисты (Girondin) были изгнаны из Конвента участниками Парижской коммуны (Commune of Paris). Кондорсе не был жирондистом, но разделил с ними поражение, ujhmrj pfvtnbd, что победившие якобинцы (Jacobins) выбросили, словно ненужный хлам, его конституцию, предпочтя конституцию Робеспьера (Robespierre) - в которой отсутствовало понимание теории голосования. Это решило судьбу Кондорсе. Он был изгнан из Конвента, скрывался в доме одной отважной парижской домовладелицы, бежал, чтобы спасти ее от гильотины, грозившей за укрывательство человека, объявленного вне закона, был арестован, когда, умирая от голода, зашел в деревенский трактир, хозяин которого оказался осведомителем Комитета общественного спасения, и на следующий день был найден в тюрьме мертвым. Идеи Кондорсе имели гораздо большее влияние, чем признавали его современники. Пользуясь дружбой с Джефферсоном (Jefferson), Кондорсе пытался повлиять на процесс создания американской конституции. В этом, как и в других областях, его заслуги оцениваются только сейчас.

КОНДОРСЕ, УРОЖДЕННАЯ ГРУШИ, СОФИЯ, МАРКИЗА

КОНДОРСЕ, УРОЖДЕННАЯ ГРУШИ, СОФИЯ, МАРКИЗА - (Condorcet née Grouchy) Sophie, marquise de) (1764-1822), Французская писательница-феминистка. Как утверждали недруги супругов Кондорсе, именно ее пагубным влиянием объяснялась поддержка которую, ее муж, Кондорсе (Condorcet) оказывал республиканским и феминистским идеям во время Французской революции (French Revolution). Наиболее известная работа, вышедшая под ее именем, - французский перевод "Теории нравственного чувства" ("Theory of Moral Sentiments") Смита (Smith). Она принимала большое участие или была соавтором работ феминистской направленности, опубликованных под фамилией мужа. В них утверждалось, что биологические различия между мужчинами и женщинами не дают оснований для разного отношения к ним в области образования, гражданских прав или на рынке труда.

КОНСЕКВЕНЦИАЛИЗМ

КОНСЕКВЕНЦИАЛИЗМ - (consequentialism) Консеквенциальные этические доктрины основаны на оценке действия по его последствиям (или, иногда, по предполагаемым последствиям), а не по соответствию правилам, правам или обязательствам. Консеквенциальная этика обычно противопоставляется нравственным аргументам деонтологии (от греч. deontos - долг), которые на протяжении большей части человеческой истории почти безраздельно господствовали в области моральных суждений. Наиболее важная традиция консеквенциальной этики - утилитаризм (utilitarianism), однако не все консеквенциалисты принадлежат к утилитаристам. Первым философом, применившим последовательный консеквенциализм к политике, был Давид Юм (Hume). В то время как философы-виги, включая Локка (Locke), старались оправдать "Славную революцию" 1688-89 гг. правом на восстание, вытекавшим из нарушения договора между монархом и народом, а отличавшиеся большим догматизмом тори взывали к долгу абсолютного повиновения законному монарху, Юм оправдывал революцию исключительно потому, что она разрешила вопрос о конституции и возвестила эру стабильности, процветания и свободы. Он одобрял действия тех, кто изменил Вильгельму Оранскому, даже не пытаясь оправдать их с точки зрения долга и обязательств, а лишь потому, что они помогли становлению стабильного, процветающего, толерантного общества. Большая часть современных политических аргументов консеквенциальнапо форме. Одна из главных трудностей консеквенциализма вызвана парадоксом, заключающимся в том, что вера в консеквенциализм может не давать таких хороших результатов, как другие теории: например, в религиозных обществах может быть больше порядка и довольства, чем в светских, а общества, относящиеся к природе с благоговением, могут получать от нее больше, чем те, которые относятся к ней консеквенциально.

КОНСЕНСУС

КОНСЕНСУС - (всеобщее согласие) (consensus) По Максу Веберу (Weber), консенсус имеет место, когда ожидания относительно поведения других людей реалистичны, потому что эти другие принимают такие ожидания как значимые для них самих, даже без ясно выраженного соглашения. С точки зрения марксистов понятие "консенсус" имеет прежде всего идеологический смысл и используется, чтобы увековечить классовое господство при помощи попытки скрыть действительную степень конфликта в обществе. Идея консенсуса стала ассоциироваться с дебатами вокруг "конца идеологии" и предполагаемой замены борьбы мнений об основных ценностях и целях согласием. В работах, анализирующих послевоенную политику Британии и других западных стран, термин часто относится к межпартийным соглашениям по процедурным и конституционным вопросам, а также к широкому кругу политических задач, таких как поддержка национального здравоохранения и государства всеобщего благоденствия (Welfare state), применение неокейнсианских методов управления для обеспечения полной занятости. Каванаг и Моррис определяют консенсус в том же смысле, что и британские послевоенные политики, - как "совокупность параметров, определяющих рамки политических решений, являющихся, по мнению политиков и должностных лиц высокого ранга, осуществимыми, экономически возможными и политически приемлемыми". В этом случае конфликт между партиями сводится к нескольким символическим, но взрывоопасным вопросам типа национализации (nationalization). Такого рода широкое соглашение относительно целей приводит к тому, что немалая часть процесса выработки политики сводится к техническому спору о все большей приспосабливаемости к существующей политике путем расширения возможностей групп интересов (interest groups) влиять на проблемы, по которым достигнута общая договоренность. Например, в основу послевоенной сельскохозяйственной политики была положена исходная установка двух партий, воплощенная в Законе о сельском хозяйстве 1947 г., в соответствии с которым фермерам оказывали помощь для увеличения выпуска продукции. Способы достижения этого обсуждались правительством и Национальным союзом фермеров во время ежегодных переговоров о пересмотре цен. В государствах Запада (West) послевоенная политика консенсуса наиболее ярко проявилась в коалиции двух основных партий Австрии в 1945-66 гг. и недолгой, но политически значимой "великой коалиции" в Западной Германии (1966-69). "Великая коалиция" способствовала появлению как левой, так и правой внепарламентских оппозиций, в которые вошли те, кто чувствовал себя "отлученным" от правящего центристского блока. В Англии рост экономических трудностей в 1970-х гг. поставил на повестку дня вопрос о политике консенсуса, основанной на финансировании увеличившихся государственных расходов за счет капиталовложений в развитие экономики. Под руководством Маргарет Тэтчер Консервативная партия перешла от политики консенсуса к политике убеждения, основывавшейся на решительной приверженности взглядам, считавшимся отличными от взглядов Либеральной партии. А в Либеральной партии в начале 1980-х гг. произошел резкий поворот влево. В 1990-х гг. наблюдается частичный возврат к большему согласию; в основном даже в период правления Тэтчер консенсус в основном сохранялся, в вопросах политических процедур, - ведь для того, чтобы государственное устройство оставалось целостным действующим механизмом, необходима определенная степень согласия по процедурам принятия решений.

КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ

КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ - (Conservative Party) Говорят, что корни английской Консервативной партии "теряются в туманном прошлом". Так, Сэмюэль Бир прослеживает корни их до сторонников династии Тюдоров XVI в. При менее тенденциозном подходе ее родословная ведется от парламентских "тори" конца XVII в., для которых основой их взглядов была приверженность династии Стюартов. При Ганноверской монархии XVIII в. их raison d'etre (в переводе с франц. означает "смысл существования") стала оппозиция идеям власти олигархии вигов. Только в XIX в. тори стали (также) "консерваторами". Это слово использовалось в дебатах по поводу изменения избирательной системы, завершившихся принятием Закона о реформе 1832 г. "Консерваторами" назвал свою партию один из наиболее выдающихся представителей тори сэр Роберт Пиль в 1834 г. в речи, известной под названием "Тамвортский манифест". Дебаты эти привели также к созданию в 1831 г. первой действительно внепарламентской организации консерваторов - Клуба Карлтона. Второй Закон о реформе 1867 г., удвоивший численность электората, явился стимулом для создания национальной внепарламентской Консервативной партии. В ответ парламентская Консервативная партия образовала Национальный союз консервативных ассоциаций - "служанку" партии, как охарактеризовал его один из основателей (член парламента г. С. Рейкс). В задачу союза входило создание партийных организаций в каждом избирательном округе. В 1870 г. возникло Центральное бюро Консервативной партии - организация профессиональных партийных работников, координирующая деятельность многочисленных сторонников партии, поддерживающих ее на добровольных началах в избирательных округах. Так, в результате расширения парламентской фракции и в ответ на требования избирателей стремительно развивалась современная партия. Толчком к дальнейшей реформе послужило катастрофическое поражение либералов на выборах 1905-06 гг. В 1911 г. был назначен председатель партии. Консервативная партия - одна из старейших политических партий мира и вместе с тем одна из наиболее успешно действующих: она находится у власти (обычно в качестве единственной правящей партии) более половины всего времени своего существования. Секрет ее успеха заключается главным образом в той преданности, с которой партийные ассоциации в избирательных округах (поставляющие значительную часть партийных средств и пользующиеся очень широкой автономией) готовы поддерживать как кандидатов, так и лидера партии, иногда намеренно игнорируя различия между ними. Такая поддержка объясняется значительно меньшей политизированностью партии по сравнению с другими и способностью переступить через разногласия своих фракций во имя главной цели - не допустить к власти партии противников. Поэтому, хотя в партии всегда были фракции, включая "wets" конца ХХ в. (выступающих за выборочное вмешательство государства в экономику) и "dries" (сторонников проекта Маргарет Тэтчер "повернуть государство вспять"), а также про- и антиевропейски настроенные группировки, она не переживала серьезного раскола со времен разногласий по хлебным законам в 1840-х гг. В мире много партий, которые можно назвать консервативными, но лишь немногие из них - в скандинавских и англоязычных странах - действительно причисляют себя к таковыми. Но даже среди них английская Консервативная партия - единственная в своем роде организация, история и структура которой делают ее непохожей ни на одну другую политическую партию.

КОНСЕРВАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНСЕРВАЦИЯ

КОНСЕРВАЦИЯ - (conservation) Политическое действие или убеждение, направленное на сохранение уже существующего. Во всех языках, где есть глаголы типа "conserve" (сохранять, хранить) и "preserve" (сохранять, оберегать), их значение этимологически сходно. То, что в викторианской Англии обозначали словом "preservation" (например, сохранение старинных зданий, видов растений или животных), сейчас бы назвали "conservation", а в названии Совета по охране сельских районов Англии (Council for the Protection of Rural England) в момент ее образования (1926), вместо "protection", было слово "preservation". Однако значения этих слов отличаются важным нюансом. "Conservation" содержит констатацию того, что нельзя сохранить вещи точно такими, какие они есть, - можно только управлять изменением так, чтобы сохранить все ценное. Поэтому охрана ("conserving") леса означает не просто запрещение рубить деревья, - она подразумевает посадку новых деревьев, даже новых видов деревьев, если это нужно для поддержания лесного массива в порядке. Слова "консервация" и "консервационизм" имеют широкое применение. Речь может идти о сохранении ресурсов, особенно почв и ископаемых видов топлива, о сохранении живой природы, - как ее отдельных видов, так и всего существующего на планете многообразия. Меры, направленные на сохранение конкретных зданий, были первым шагом политики охраны городов, но они часто вызывали возражение, суть которого состояла в том, что отдельно взятое здание в не соответствующем ему окружении не имеет особой ценности (если вообще ее имеет). Андре Мальро, находясь на посту министра культуры Франции, в 1962 г. предложил закон о выделении в качестве заповедных зон целых городских районов (secteurs sauvegards). Эта идея была заимствована Англией и в модифицированном виде нашла воплощение в "заповедных зонах", созданных в 1967 г. согласно Закону о гражданских благах среды обитания в городах. Мощным стимулом для развития мер по охране городов стала общественная реакция на проекты архитекторов-модернистов, стремившихся заменить традиционную и национальную архитектуру новыми "пуристскими", "интернационалистскими" конструкциями из стекла и бетона. Сторонники охраны городов добились в 1970-х гг. больших успехов, значительно потеснив модернистов. Идея охраны городов получила дальнейшее развитие в концепции "комплексной охраны", направленной на сохранение городской среды обитания, в т.ч. и ее природных компонентов. Комплексная охрана городов была принята в качестве генеральной линии ЮНЕСКО и Европейского сообщества, однако нередко оказывалась недостижимым идеалом. Удачное сохранение естественных условий обычно вызывает рост стоимости земельных участков. Это приводит к появлению кварталов, населенных в основном богатыми людьми, и наводит на мысль, обратную афоризму Альфонса Карра: "Чем больше вы стараетесь что-то сохранить, тем больше вы провоцируете его изменение".

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - (Великобритания) (constitutional law (UK)) Свод правовых норм, регулирующих принципы организации и функционирования государственной власти, а также изучение этих норм. Ф. в. Мейтленд писал, что выражение "конституционное право", используемое в обыденной речи, не является термином английского права. Мы не найдем его определения в существующем законодательстве, ему не дано точного определения ни в одном судебном процессе. Конституционное право не пользуется никаким специальным преимуществом, главным образом в связи с тем, что в Соединенном Королевстве отсутствует писаная конституция (constitution). Джон Остин, авторитет в области английского права верховной власти, назвал конституционное право исключительно простым, т.к. оно "всего лишь определяет лицо, которое будет носителем верховной власти". Однако для современной практики такое определение слишком узкое. Сегодня под определение конституционного права попадает законодательство, относящееся к парламенту, к исполнительной власти, включая правительственный кабинет, и к судебным властям. Поскольку в Соединенном Королевстве нет писаной конституции, конституционное право не относится к сфере судебной юрисдикции. Парламент и его привилегии, область и границы особых прав (prerogative powers) - все подходит под общее определение конституционного права. По замечанию Мейтленда, конституционное право "небезупречности". Поэтому крайне трудно провести демаркационную линию между тем, что является, и тем, что не является конституционным правом. Определение оказывается вопросом удобства. Понятие конституционного права достаточно широко и гибко, чтобы относиться к структуре и общим нормам (независимо от того, обеспечены они правовой санкцией судов или нет) функционирования правительства. Жесткая классификация английского права не способствует его пониманию в отличие от других европейских стран, где право кодифицировано. А. в. Дайси говорил, что искать определение конституционного права - это все равно что искать путеводную нить "в лабиринте запутанной темы". Налицо три руководящих принципа: во-первых, законодательный суверенитет парламента; во-вторых, "универсальная власть или примат обычного права во всей конституции"; и в-третьих, обращение, в крайних случаях, к неписаным обычаям. Последнее может рассматриваться как "более сомнительная и спекулятивная основа" определения. Обычаи относятся к области неписаной, но от этого их роль в "морали конституции" не становится менее важной. Например, доктрина ответственности министров за принимаемые правительством решения подразумевает, что министрам могут предложить отчитаться перед парламентом. Однако в наши дни отставка правительства представляется скорее вопросом политической целесообразности, чем правильности с точки зрения конституции. Конституционное право могло быть кодифицировано, если бы в XIX в. приняли конституционный кодекс Бентама (Bentham). В более позднее время высказывалась поддержка писаной конституции Соединенного Королевства и даже публиковался ее проект.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ - (Conseil Constitutionnel) Он учрежден во Франции согласно Конституции Пятой республики (Fifth republic) для обеспечения регулярного проведения выборов и референдумов, а также, в определенных случаях, для рассмотрения вопросов о конституционности законов. Решения Совета не могут быть обжалованы, поскольку он создан, чтобы ограничить законодательную власть, бывшую некогда хранительницей национального суверенитета. Действия исполнительной власти подлежат рассмотрению Государственным Советом (Conseil d'état). Члены Конституционного Совета назначаются в равных пропорциях президентом Республики и председателями обеих палат парламента. Первоначально деятельность Совета была направлена на поддержание верховенства исполнительной власти. После 1974 г. президент Жискар д'Эстен предоставил депутатам и сенаторам более широкий доступ в Совет. На протяжении 1980-х гг. этим правом все более активно пользовалась парламентская оппозиция, а правительство социалистов и сменившие его консерваторы тем временем жаловались на "правление судей". В 1985 г. Конституционный Совет принял решение о примате конституции над парламентским законодательством. Теперь правительство само подвергается судебным ограничениям с неожиданной стороны, тогда как парламент и оппозиция, права которых были строго регламентированы Конституцией, быстро воспользовались своими новыми преимуществами.

КОНСТИТУЦИЯ, ОСНОВНОЙ ЗАКОН

КОНСТИТУЦИЯ, ОСНОВНОЙ ЗАКОН - (constitution) Свод основных правовых норм, регулирующих политику государства или подчиненных государству органов. Впервые термин использован в таком смысле после "Славной революции" 1688 г. в Англии, когда низложенного короля Якова II обвинили в нарушении "основной конституции королевства". Хотя термин в таком значении и был впервые использован в Англии, определить, что в действительности представляет собой английская Конституция, гораздо труднее, чем в любой другой стране. Конституция, как правило, бывает писаной, краткой, носит общий характер и является "забронированной", т.е. для ее изменения предусмотрено квалифицированное большинство или особая процедура. Это относится к Конституции США - старейшей и наиболее успешно действующей (за исключением периода 1861-65 гг.) конституции в мире. Она была составлена как Конституционная конвенция в 1787 г. и ратифицирована всеми существовавшими в то время штатами, за исключением Род-Айленда. Конституция США вместе со всеми последующими поправками насчитывает всего около 8 тыс. слов. В ней нет правил относительно того, что должно быть, за исключением процессуальных норм, регулирующих избрание президента и Конгресса, а также назначение членов Верховного суда и других высших должностных лиц. Но она содержит положения, определяющие, то что не имеют права делать Конгресс, органы исполнительной власти и (после Гражданской войны) штаты. Кроме того, Конституция содержит правила принятия поправок к ней: предложение должно исходить либо от двух третей членов каждой палаты, либо от съезда, созываемого по просьбе двух третей законодательных собраний штатов; чтобы предложение было принято, оно должно быть ратифицировано тремя четвертями штатов. Большинство других писаных конституций длиннее Конституции США и часто содержат частные положения (хрестоматийным примером такого рода служит пункт - "Государственным гимном является "Марсельеза" - Конституции Французской Пятой республики, раздел 1, статья 2). Но все они "забронированы", и изменить их труднее, чем обычный закон. Многие конституции помимо процессуальных прав, гарантируемых Конституцией США, обеспечивают также материальные права, например, "Каждый человек обязан работать и имеет право на рабочее место" (Франция), "Граждане СССР имеют право на отдых и досуг" (Конституция СССР 1977 г.). В вопросе о том, как гражданину, лишенному этих прав, искать восстановления справедливости, они обычно не так предусмотрительны. Что касается английской Конституции, то как - при имеющейся традиции парламентского суверенитета (parliamentary sovereignty) - можно говорить о ее существовании? Поскольку основная идея парламентского суверенитета состоит в том, что парламент может делать все что угодно, только не должен связывать своего преемника, то отсюда следует, что любая конституционная гарантия, занесенная в британский парламентский акт, легко может быть исправлена следующим составом парламента. Например, Парламентский акт 1911 г. установил максимальный срок парламентских полномочий, равный 5 годам. Однако если парламент, срок полномочий которого истекает, решит, что для него предпочтительнее не проводить всеобщие выборы, он не встретит никаких законных препятствий, способных помешать ему отменить Акт 1911 г. Заявления о том, что хотя английская Конституция является неписаной, но при этом существует неписаное понимание пределов "свободы действия" парламента, легко могут ввести в заблуждение относительно характера "забронирования" в Англии. "Неписаное понимание" на практике не всегда понимается, и это происходит до тех пор, пока оно не будет записано (да и тогда необязательно). Те, кто доказывают, что Англии следует иметь писаную конституцию, утверждают, что по части положений, предполагающих "неписаное понимание", такого понимания уже нет; в частности, они указывают на упадок коллективной ответственности (collective responsibility) и заявляют, что английские исполнительные власти высокомерно и безответственно относятся к законодательной власти. Противники писаной конституции уверены, что решения по вопросам конституции не следует передавать от выбираемых политиков невыбираемым юристам.

КОНТЕКСТ

КОНТЕКСТ - (context) (ситуация; среда; условия), Обстоятельства, сопровождающие какое-либо событие, обычно - написание или публикацию книги. Среди таких обстоятельств особо важное значение придается современным политическим и интеллектуальным дебатам. Знание условий, в которых создавалось произведение, может помочь пониманию целей автора, а также объяснить значение произведения. Однако в истории идей этот вопрос относится к числу спорных. В Великобритании "контекстуализм" ассоциируется с двумя конкурирующими школами политической философии - Кембриджа и Оксфорда; последняя ограничивается анализом свидетельств самого текста. Для всестороненнего обсуждения политической теории требуются оба подхода.

КОНТ ИСИДОР-ОГЮСТ-МАРИЯ- ФРАНСУА-КСАВЬЕ

КОНТ ИСИДОР-ОГЮСТ-МАРИЯ- ФРАНСУА-КСАВЬЕ - (Comte, Isidore-Auguste- Marie-Francois-Xavier) (1798-1857) Французский социолог (в 1838 г. предложил новый термин "социология", хотя правомерность соединения латинских и греческих корней всегда вызывала у него сомнение) и специалист в области философии политики. Огюст Конт развивал свои взгляды на основе позитивизма (positivism), - тогда только еще зарождающейся области знания, на становление которой он оказал огромное влияние. На взгляды Конта большое влияние оказали годы учебы в Политехнической школе (одной из высших школ - Grandes (еcoles), где он познакомился с современными ему философскими идеями, а также Сен-Симон (Saint-Simon), у которого он работал секретарем с 1817 по 1824 г. Вначале, когда Контом был создан "Курс позитивной философии" в шести томах ("Cours de philosophie positive", 1830-1842) его интересы были сосредоточены на философии, которую он считал необходимой основой всех остальных наук. В дальнейшем Конт был занят созданием новой политической системы и написал второй главный свой труд в четырех томах, 1851-54 гг. "Система позитивной политики" ("Systme de politique positive"). Оcнову почти всех других работ, написанных им в течение жизни, можно найти в четырех очерках, написанных в 1820-х гг. Конт был не просто создателем системы - он оставался верен одной и той же системе с того момента, когда в возрасте 24 лет впервые ее сформулировал. В течение первого периода своей деятельности он пропагандировал позитивизм как теорию познания, считая, что не может быть иного знания, кроме обнаруживающего связи между явлениями коррелятивных законов, полученных путем приложения разума к эмпирическим наблюдениям. В прошлом человеческое знание прошло две стадии - теологическую (которая в свою очередь развивалась от фетишизма через политеизм к монотеизму) и метафизическую. Эта модель развития образует философию истории Конта - историзм (historiсism). На теологической стадии человечество создало вымышленных существ, чтобы объяснить, почему вещи таковы, как они есть; эта стадия продолжалась более 3 тыс. лет - от появления человека до XIII в. Метафизическая стадия была намного короче - с XIV по XVIII столетие - и состояла, по существу, в критике теологической стадии. В течение этого периода вопросы еще задавались в форме "почему?", но вымышленные существа уже были заменены абстракциями, такими как природа. Метафизическая стадия, не став плодотворной альтернативой теологической стадии, явилась по существу переходной. Во времена Конта люди вступали в следующую стадию - позитивную, и вопрос о явлениях теперь уже ставился в форме "как?". Этот закон трех стадий интеллектуальной эволюции имел исключительно большое влияние; в общей форме он был принят, например, Дж. С. Миллем (Mill), отвергавшим другие идеи Конта. Конт предложил классификацию наук - от математики, которую он считал наиболее простой и абстрактной, до социологии, наиболее сложной и конкретной (между ними - астрономия, физика, химия и биология). Эта логическая последовательность была одновременно и той исторической последовательностью, следуя которой науки должны были прийти к позитивной стадии. Каждая из наук обеспечивала необходимый фундамент для последующей, однако не определяла ее всецело, так что более сложная наука могла стать позитивной только после того, как был подготовлен соответствующий фундамент. Во втором томе "Системы позитивной политики" (1852) Конт добавил этику в качестве седьмой основной науки, поставив ее на верхнюю ступень иерархической лестницы. Тем не менее социология сохранила свою исключительность как единственная подлинно социальная наука. Биология и этика, располагавшиеся по обе стороны от социологии, занимались изучением отдельного человека. Аргументация Конта в пользу этого положения сводилась к тому, что человечество - "Великое существо" - может действовать только через индивидов. Поэтому основная наука (в смысле сложности и важности) это наука об отдельном человеке. Тем не менее Конт классифицировал биологию, социологию и этику, вместе взятые, как антропологию - совершенную философию человеческой жизни, так что можно рассматривать другую формулировку всего лишь как пример свойственной Конту тенденции скорее подогнать все под свою абстрактную схему, нежели видоизменить ее. Конт разделял социологию на две части - социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой анализ человеческой природы, вторая состоит из философии истории. Он классифицировал их, соответственно, как науки порядка и прогресса и рассматривал как необходимые элементы общества. По мнению Конта, любое изменение, произведенное людьми в общественном порядке, зависит от действовавшей системы разума. Поскольку Французская революция (French Revolution) происходила на метафизической стадии, она была неспособна создать жизнеспособную замену ancien regime (старому режиму), который и сокрушила. Первенство теории по отношению к практике породило в социологических взглядах Конта деление на церковную и светскую власти, причем вторая была подчинена первой. Светская власть принадлежала промышленникам и банкирам, которые благодаря своей компетентности должны были добиться наивысшего экономического развития. Конт отказался от демократии, т.к. она позволила бы невежеству господствовать над знанием. Однако даже в индустриальном обществе помимо производительности и благосостояния необходима нравственная основа, и ее должна обеспечивать церковная власть, в лице интеллектуалов. Несмотря на насмешки, которые обычно вызывала его религия человечества (хотя ей предстоял немалый успех, например, в Бразилии), влияние Конта было необычайно велико. Он оказал большое влияние на Спенсера (Spencer), Ренана, Тэна, Дюркгейма (Durkheim) и Леви-Брюля, а также на Джона Стюарта Милля. Отголоски его идей можно обнаружить в логическом позитивизме, аналитической философии и - особенно - в одном из самых распространенных направлений американской политической науки ХХ века - бихевиоризме (bihaviouralism).

КОНФЕДЕРАЦИЯ

КОНФЕДЕРАЦИЯ - (confederation) Союз государств, связанных менее тесно, чем в федерации. В принципе, государства в конфедерации сохраняют свою самостоятельность и имеют право выхода из нее. Однако на практике осуществить это право трудно, и члены просуществовавшей долгое время конфедерации могут оказаться несколько отличными от других государств, которые входят в иной союз. Например, кантоны в Швейцарской Конфедерации называются "суверенными" и пользуются значительной автономией в принятии решений, но полномочия федерального правительства со временем так расширились, что выход из конфедерации, по всей видимости, практически уже нереален. Последовавшая после Гражданской войны в Америке замена в Конституции страны термина "конфедеративные штаты" на "федеральное государство" свидетельствовала как о негативных ассоциациях, связанных с тем, что отделившиеся южные штаты в ходе войны присвоили себе название "конфедерация", так и о возрастающей силе федерального правительства.

КОНЦЕПЦИИ, ОСПАРИВАЕМЫЕ ПО СУЩЕСТВУ

КОНЦЕПЦИИ, ОСПАРИВАЕМЫЕ ПО СУЩЕСТВУ - (essentially contested concepts) "Концепции, правильное использование которых неизменно вызывает бесконечные споры об их правильном использовании теми, кто их использует" (У. Б. Галли) (W. B. Gallie). Такие концепции составляют гипотетический спектр от "по существу простых" до "совершенно запутанных". Их можно обнаружить во всех философских дисциплинах. Сам Галли приводил три примера подобных концепций: "искусство", "демократия" и "христианская жизнь". В каждом из этих примеров концепция носит безусловно положительный оценочный характер, и существует общее согласие по поводу "исходного образца для подражания", но есть еще и проблема интерпретации того, чтó этот "исходный образец" дает, а также требование, чтобы аргументация подкрепляла или развивала успех "исходного образца". Историческое значение договоров Галли состоит в отрицании позитивизма и в утверждении важного значения непрерывного поиска смысла в таких сферах, как эстетика, теология и политическая теория. По этой причине в споры о природе политического языка он ввел важного участника, приобретавшего все большую популярность среди оппонентов позитивизма. Одно из наиболее распространенных возражений против теории Галли заключается в том, что она требует пары противоречивых убеждений; до начала теоретического спора нам предлагается считать, что в споре можно достичь согласия, хотя мы знаем, что оно недостижимо.

КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ - (co-operative movement) Замена экономической конкуренции совместной деятельностью производителей и/или потребителей была центральной идеей социалистической мысли XIX в., в частности Роберта Оуэна (Owen) и его последователей. В принципе, всю экономическую деятельность, связанную с промышленным производством, распределением и обменом, можно включить в схему "кооперативного содружества", предполагающую полную ликвидацию капиталистической собственности и управления и создание сети добровольных объединений, которыми владеют и управляют группы рабочих или (если речь идет о потребительских кооперативах) потребителей. Один из ключевых принципов кооперативной экономики заключается в том, что чистая прибыль не принадлежит отдельным владельцам или инвесторам, а перераспределяется (как правило, раз в год) непосредственно между "членами" объединения или предприятия. На практике во всем мире процветают самые разнообразные кооперативы: фермерские, промышленные, в сфере услуг, потребления и жилищном секторе. В капиталистических странах (в т.ч. в США) кооперативы более широко распространены и во многих отношениях действуют более успешно, чем в странах с социалистической системой экономического планирования. И тем не менее для многих социалистов-демократов и анархистов принцип кооперации, связанный с идеалом рабочего контроля (worker's control) остается важным исходным моментом при формировании представления об обществе альтернативном и капитализму, и государственному социализму.

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (ГКК)

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (ГКК) - (Gulf Co-operation Council (GCC)) Создан в 1981 г. шестью странами, расположенными на западном побережье Персидского залива - (Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Саудовская Аравия, Оман, Катар и Кувейт), для координации деятельности в области обороны и обеспечения собственной коллективной безопасности в условиях, когда вслед за свержением шаха Ирана последовало основание Исламской Республики Иран, СССР вторгся в Афганистан, и началась ирано-иракская война. Эта война продемонстрировала уязвимость объектов нефтяной промышленности государств Персидского залива перед ударами с воздуха и моря. Основные цели ГКК: экономическая интеграция, сопровождающаяся координацией планирования; согласованная внешняя политика по отношению к неарабским государствам; создание структурной основы для обсуждения вопросов, общих для арабов; координация коллективной региональной безопасности; координация образования и достижение социально-культурного взаимопонимания между членами организации. Успех был достигнут по всем четырем пунктам, однако наибольшая его доля выпала на экономическое сотрудничество. В 1984 г. была создана оперативная группа стран Персидского залива, в состав которой вошли воинские формирования от каждого государства-члена. Однако нападение Ирака на Кувейт в 1990 г. показало, что эта оперативная группа не способна ни остановить, ни замедлить ни одного широкомасштабного нападения без посторонней помощи в организации эффективной обороны.

Предыдущая страница Следующая страница