Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОР"-"КЭР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОР"-"КЭР")

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА - (Korean War) Началась 25 июня 1950 г., когда войска коммунистической Северной Кореи перешли 38-ю параллель и вторглись в Южную Корею. В то время на Западе - и в особенности в Соединенных Штатах - было широко распространено мнение, что этот акт агрессии осуществлен по плану и приказу Советского Союза для проверки готовности Запада к более широкому контексту "холодной войны" (Cold War). В настоящее время, однако, считается, что инициатива исходила прежде всего от Северной Кореи, не приемлющей искусственного разделения страны, которое последовало за крахом японского правления в 1945 г. Так что, возможно, чрезвычайно жесткая реакция президента Гарри Трумэна основывалась на неверном восприятии обстоятельств дела. В любом случае кончилось все тем, что Соединенные Штаты убедили Совет Безопасности ООН, деятельность которого временно бойкотировал вооруженный правом вето Советский Союз, дать санкцию на военную помощь жертве агрессии. Войска Соединенных Штатов под командованием генерала США Дугласа Маркатура предотвратили полный захват Южной Кореи, а затем перешли к вытеснению северных корейцев обратно за 38-ю параллель. В этот момент Трумэн (возможно, недальновидно) настоял на переносе войны на территорию Северной Кореи в целях наказания агрессора. Это в свою очередь послужило причиной вмешательства Китая (октябрь 1950 г.), что и спасло Северную Корею, и в конце концов все завершилось в 1953 г. перемирием на основе фактического возврата к status quo ante. В конце 1950 г. некоторые американцы требовали от Трумэна идти до победного конца, даже если для этого понадобится бомбить Китай, рискуя тем самым, что война могла бы перерасти в ядерную, если бы Советы тогда сочли для себя выгодным вмешаться. Но президент отверг эти настойчивые требования и, соответственно, почувствовал себя обязанным сместить Макартура, который и не пытался скрывать свое несогласие с ним. Таким образом, в итоге одни рассматривают Корейскую войну как первую войну, в которой американцы не смогли победить, а другие считают ее первым случаем, когда системе коллективной безопасности на основе ООН удалось прийти на помощь жертве агрессии.

КОРОЛЕВСКАЯ ПРЕРОГАТИВА

КОРОЛЕВСКАЯ ПРЕРОГАТИВА - (Royal Prerogative) см.: прерогатива (prerogative).

КОРОЛЕВСКИЕ КОМИССИИ

КОРОЛЕВСКИЕ КОМИССИИ - (royal commissions) В Соединенном Королевстве королевские комиссии представляют собой комитеты по расследованию, создаваемые королевским указом или предписанием по рекомендации кабинета министров для рассмотрения вопросов, имеющих важное государственное значение. Их состав и конкретная компетенция определяются членом кабинета, но при этом предполагается, что сбор свидетельских показаний, обсуждение и представление доклада кабинету осуществляются независимо. Королевские комиссии имеют по меньшей мере воспитательное значение и обладают правом вносить предложения по политическим вопросам, которые кабинет принимает к рассмотрению. В худшем случае кабинет может использовать их для размывания политических проблем, или же обстоятельства могут потребовать более срочного принятия решений. После 1979 г. их значение упало. Идею комиссий восприняли многие страны Британского Содружества.

КОРПОРАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРПОРАЦИЯ

КОРПОРАЦИЯ - (corporation) Группа людей, действующих в качестве единого юридического лица на законном основании. Как только такая группа, объединенная общей целью, зарегистрирована, - то ли королевской хартией (Гудзонз Бэй Компани, 1670 или Би-Би-Си - Британская радиовещательная корпорация, 1926), то ли на основе следовавших друг за другом с середины XIX в. законов о компаниях в англо-саксонских правовых системах, - она приобретает правосубъектность. Это значит, что группа может предъявлять иски и быть ответчиком в суде, так же, как индивид. По английскому законодательству должность, занимаемая одним лицом, также может носить корпоративный характер, например для правовых различий между короной и царствующим монархом. Кроме того, существуют организации, особенно тред-юнионы и "кванго" (quangos), периодически пользующиеся статусом юридического лица. Все вместе они составляют главные институты, выполняющие роль посредника между индивидом и государством в форме корпоратизма (corporatism). В настоящее время в Англии этот термин используется реже, чем раньше, применительно к органам местной администрации (что, возможно, свидетельствует о сужении их автономии) и поэтому фактически стал синонимом предпринимательской компании или фирмы, имеющей корпоративный статус. Институт предоставления статуса корпорации впервые был разработан на раннем этапе современного развития Европы, главным образом для того, чтобы сделать возможным предоставление коммунальных и иных общественных услуг (банки, страхование, защита торговых путей, консульская и дипломатическая службы). В настоящее время этот институт почти всегда оказывается связанным с принципом ограниченной ответственности владельцев акций и применяется для ряда предприятий, получающих прибыль, независимо от отношения к общественным интересам. К числу институтов с аналогичными функциями в других правовых системах относятся "анонимное общество" - "socité anonyme" во франкоязычных и "sociedad anonima" - в испаноязычных странах.

КОСВЕННОЕ ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА

КОСВЕННОЕ ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА - (pocket veto) Задержка президентом подписания законопроекта до закрытия сессии конгресса, "карманное вето". В Соединенных Штатах законопроект, одобренный Палатой представителей и Конгрессом, должен быть подписан президентом прежде, чем он вступит в законную силу. Если президент отказывается подписать какой-либо законопроект, последний автоматически становится законом по прошествии десяти рабочих дней Конгресса. Однако, если конгресс прекращает работу до истечения требуемых десяти дней, считается, что законопроект не прошел. Президент как бы положил его в карман - отсюда "карманное вето".

КОСВЕННОЕ СДЕРЖИВАНИЕ

КОСВЕННОЕ СДЕРЖИВАНИЕ - (side-constraint) Моральные ограничения личности при следовании поставленным целям. В частности, Роберт Нозик в книге "Анархия, государство и утопия" ("Anarchy, State and Utopia") предлагает рассматривать права (rights) как систему косвенного сдерживания. Эта идея предлагается в качестве одной из моделей структуры наших моральных взглядов. Другая упомянутая Нозиком модель состоит в сведении нарушения прав до минимума. Поскольку последняя точка зрения все же позволяет человеку нарушить право (права), если это предотвращает еще большее нарушение, вопрос заключается в том, чтобы показать, как действуют права и какая роль им отводится.

КОУЛ ДЖОРДЖ

КОУЛ ДЖОРДЖ - (Cole, G.D.H.) (1889-1959) Автор трудов в области политики, философии, экономии, общественной истории и литературоведения. В ряде случаев работал вместе с женой Маргарет. Наиболее известны ранние труды Коула, посвященные гильдейскому социализму (guild socialism) - варианту синдикализма, (sindicalism), при котором рабочие устанавливает полный контроль над производством через демократические производственные отношения. При этом государству отводится значительно более скромная роль, чем во многих других социалистических доктринах. Ранние работы Коула представляют большой интерес в связи с развитием в них идей плюрализма и демократических отношений в промышленности.

КОЭФФИЦИЕНТ ВЛИЯНИЯ

КОЭФФИЦИЕНТ ВЛИЯНИЯ - (power index) Любая попытка измерить степень влияния избирательного блока с точки зрения вероятности того, что он займет независимую позицию на выборах и его влияние окажется решающим для победы или поражения того или иного предприятия. Первый официальный коэффициент влияния был предложен Лайонелом Пенроузом в 1946 г., хотя подобная идея высказывалась еще в 1787 г. антифедералистом (Federalism) Мартином Лютером. Наиболее известен коэффициент Шэпли-Шубика (Shapley-Shubik). К сожалению, разные коэффициенты дают различные оценки одной и той же ситуации. Некоторые критики считают, что коэффициенты вообще не имеют никакого смысла, тогда как сторонники такого подхода стараются выработать некий общий коэффициент, но сделать это пока не удается.

КПД

КПД - (США) (PAC (USA)) Комитеты политического действия (КПД) - организации в Соединенных Штатах, занимающиеся сбором частных пожертвований и распределением полученных средств между кандидатами на политические посты. По официальному сообщению КПД, в 1989-90 гг. они получили 372,4 млн. долл. США. Большая часть этих поступлений была использована на поддержку кандидатов в Конгресс. КПД имеют право выделять одному кандидату на одну избирательную кампанию не более 5 000 долл., однако они могут вкладывать большие суммы в т.н. партийное строительство. Вызывают озабоченность быстрый рост количества КПД, суммы привлекаемых средств и опасность вытеснения ими партий.

КРАСНЫЕ КХМЕРЫ

КРАСНЫЕ КХМЕРЫ - (Khmer Rouge) Воинственная коммунистическая группировка в Камбодже (переименована "красными кхмерами" в Демократическую Кампучию), которая в 1975 г. под руководством Пол Пота пришла к власти. Несет ответственность за массовые уничтожения людей из всех слоев населения, носящие характер геноцида (genocide). Лишенные власти в результате вьетнамского вторжения в 1979 г., сохранились в виде военизированных партизанских формирований.

КРЕСТЬЯНСТВО

КРЕСТЬЯНСТВО - (peasantry) Класс людей, имеющих низкий социальный статус и живущих главным образом за счет сельскохозяйственного труда. Крестьяне обрабатывают землю, но даже там, где они не владеют обрабатываемой землей, отличаются от крепостных тем, что обладают свободой передвижения и могут продавать на рынке по меньшей мере часть любого прибавочного продукта. В густонаселенных странах Азии, таких как Индия, крестьянство все еще сохраняет важное значение, в Европе же его численность сильно сократилась. Для большевиков (Bolsheviks) после их победы в России в 1917 г. роль крестьянства была неясна, т.к., по предвидению Маркса (Marx), социализм должен был возникнуть в результате столкновения между буржуазией и пролетариатом в индустриальных обществах, где значение крестьянства было невелико. После первоначальной попытки использовать союз рабочих и крестьян, чтобы придать видимость законности своему режиму, большевики фактически уничтожили российское крестьянство или кулаков путем коллективизации сельского хозяйства. Для китайских коммунистов, поколение спустя, сельское население имело столь огромное значение, что маоизму пришлось пойти на большее идеологическое признание крестьян, но крестьянство снова в результате коллективизации сельского хозяйства вплоть до 1978 г. было лишено фактического доступа на рынки. Последовавший за коллективизацией спад сельскохозяйственного производства в обеих странах - СССР и Китае - и последующий его подъем вызвали убедительную, обоснованную практикой критику реального социализма. В Западной Европе и Северной Америке, напротив, несмотря на проводившуюся в поддержку крестьян политику, крупные сельскохозяйственные корпорации далеко обогнали крестьянские и семейные фермерские хозяйства по продуктивности /производства/, например, в Четвертой республике (Fourth Republic).

КРИЗИС ЛЕГИТИМАЦИИ

КРИЗИС ЛЕГИТИМАЦИИ - (legitimation crisis) Теория, разработанная в середине 1970-х гг. немецким марксистом Юргеном Хабермасом, ведущим представителем Франкфуртской школы (Frankfurt school). Он предположил, что люди ожидают от правительства плодотворного вмешательства в экономику в целях обеспечения экономического благополучия. Неспособность справиться с этой задачей может поставить под вопрос законность капиталистической системы и тем самым подорвать ее легитимность.

КРИЗИС НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

КРИЗИС НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - (fiscal crisis) Фактическая или предполагаемая неспособность государства собрать достаточно налогов, чтобы финансировать собственную программу. Различные теории кризиса налогообложения получили широкое распространение в 1970-х гг. Они были разработаны как марксистами, такими, как Джеймс О`Коннор ("Кризиз налогообложения государства") ("The Fiscal Crisis of the State", 1973), так и немарксистами, подобными Сэмюэлю Бриттану ("Экономические последствия демократии", "The Economic Consequences of Democracy", 1977). Эти авторы утверждают, что ни одно государство не может увеличивать объем налоговых поступлений, так же как не может сократить и сферу услуг, не ставя под угрозу существование либеральной демократии. Теории кризиса налогообложения, по-видимому, были поставлены под сомнение в 1980-х гг. В Соединенном Королевстве правительства Тэтчер понизили предельные ставки подоходного налога. Поскольку налоговое бремя переместилось в сторону налогов косвенных, в частности был введен налог на добавленную стоимость, многие простаки поверили лживым утверждениям о том, что ради спасения демократии пришлось сократить налоги. В США важные реформы налоговой системы были проведены в 1981 и 1986 гг., что также привело к расширению базы налогообложения и к снижению предельных ставок подоходного налога. Аналогичная реформа проведена и в Новой Зеландии. Пока налоги собираются как бы исподтишка, например в виде взносов в фонд социального страхования (такая система существует в Англии), наступление кризиса налогообложения можно отсрочить. Однако он неизбежен. Старение населения в развитых капиталистических странах означает, что для поддержания прежнего уровня социальных услуг расходы на здравоохранение и социальное страхование в расчете на одного человека придется резко увеличить, а оплачивать это придется за счет налогообложения сокращающейся экономически активной части населения. В целом, политики не желают признавать эту суровую правду. Так что можно вполне предсказать, что разговоры о кризисе налогообложения возобновятся, как только развеются нынешние иллюзии.

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - (critical theory) "Теория, способная дать аналитическое и этическое обоснование, необходимое для выявления структуры явлений, лежащих в основе общественной практики, и раскрыть воплощенную в них возможную деформацию социальной жизни" (Шон Розенберг). Как теоретическое построение, стремящееся объяснить все явления сознания и поставить под сомнение способы, которыми сознание увековечивает существующие общества, она сложна и многодисциплинарна. Наиболее тесно эта теория связана с Франкфуртской школой (Frankfurt School), созданной в 1923 г. Наиболее влиятельными теоретиками первого поколения были Адорно (Adorno) и Макс Хоркхаймер (Horkheimer) (1895-1973), хотя Маркузе (Marcuse), оставшийся в CША после того, как в 1950 г. Франкфуртская школа вернулась из эмиграции, имел более широкую аудиторию. В недавнее время лидирующая роль в развитии этой теории принадлежала Юргену Хабермасу (родился в 1929 г.). В определенном смысле критическая теория начинается с Маркса (Marx), но вскоре она "расстается" с философским материализмом, теорией исторического развития и решающей ролью пролетариата, являющимися ключевыми понятиями марксизма. Единственное, что было сохранено, - это своего рода объяснения явлений ложного сознания (false consciousness) и отчуждения (alienation), которые можно найти в ранних работах Маркса. Критическая теория предпринимает попытки понять формирование и структуру сознания (точнее, "современного" сознания), в т.ч. обращаясь к исследованиям Жана Пиаже о том, как дети изучают язык и учатся думать, к философии языка Людвига Виттгенштейна и герменевтике Хайдеггера (Heidegger). Но в каждом случае она выходит за рамки конкретных форм исследования в более широкую область описания (подобного данному Марксом), тех политических и экономических процессов, от которых, как считается, зависит работа сознания. В силу этого критическая теория способна дать тонкое и глубокое уничижительное описание нашего сознания, - описание, меняющее многое из того, во что мы верим, и демонстрирующее те идеи, под влиянием, которых формировались наши убеждения. Эти "влияния" противоречат рациональности и условиям рациональной аргументации, определяющим то, что Хабермас называет "идеальным речевым актом". Поэтому критическая теория имеет большое влияние, порой косвенное, на такие движения "контркультуры", как феминизм и "Гринпис", позволяя им указывать на структуру и иррациональное происхождение "патриархального" или "индустриального" мышления. Слабое место критической теории, вызывающее больше всего нападок, заключается в ее отстраненности от того, что многие авторы назвали бы подлинно этической или политической дискуссией: представители этой теории лишь изредка предлагают обоснованные альтернативы тому, что чаще другого служит мишенью их критики - капитализму, демократии или "позитивистской" науке. Не разъясняют они и того, каковы критерии разрешения таких споров.

КРОПОТКИН ПЕТР

КРОПОТКИН ПЕТР - (Kropotkin, Peter) (1842-1921) Русский, аристократ по происхождению, Кропоткин отказался от титула в 1872 г. и посвятил себя социальной революции, проведя большую часть жизни в Западной Европе, в т.ч. в Британии. Он придерживался принципов коммунистического анархизма (anarchism), дававшего свободу воли, и изложил свои взгляды в ряде влиятельных работ, в т.ч. таких, как The Conquest of Bread (1892), Field Factories and Workshops (1899) è Mutual Aid: A Factor of Evolution (1902). Исключение анархистов из I Интернационала в 1872 г. положило начало широкому разрыву в европейском революционном движении между анархистами и последователями "научного социализма" Маркса (Marx) и Энгельса (Engels). Кропоткин продолжал критиковать то, что сам определял как авторитарные и централистские тенденции в марксистской теории, и предлагал альтернативную картину нового общества, основанного на принципах волюнтаризма, взаимопомощи и федералистского коммунитаризма.

КРОСЛЕНД А. Р.

КРОСЛЕНД А. Р. - (Crosland C.A.R.) (1918-77) Английский политик - лейборист и теоретик социалистического направления. Работа Кросленда "Будущее социализма" "The Future of Socialism") (1956), представлявшая собой критику социализма с позиций ревизионизма; оказала серьезное влияние на английскую Лейбористскую партию (Labour Party) и социалистические партии континентальной Европы. Кросленд определял цель современного социализма как стремление к политическому либерализму и политическому/социальному равенству. Социализм отличается от других политических теорий эгалитаризмом; он требует больших государственных расходов на услуги и перераспределение доходов и богатства, что, по мнению Кросленда, политически возможно тогда, когда экономика развивается. Кейнсианское управление спросом при смешанной экономике, когда отдельные государственные предприятия существуют в условиях преобладания частной собственности, обеспечивало экономический рост. Кросленд доказывал, что в Англии для достижения социализма не нужны дополнительная национализация и государственная собственность в промышленности; вместо этого следует осуществлять государственный контроль и регулирование промышленности. Другой важной чертой социализма Кросленда был эгалитаризм в области образования, предлагавший вместо начальной и средней школы ввести единую среднюю школу с одновременным расширением возможности получения высшего образования. Кросленд стал членом лейбористского кабинета в 1965 г. и был там заметной фигурой вплоть до своей безвременной кончины в 1977 г. (занимал пост министра иностранных дел). Его идеи и их аргументация, несомненно, явились вкладом в движение за единую среднюю школу; кроме того, они усилили скептицизм многих социалистов в отношении дальнейшей национализации, хотя, в отличие от социалистов, разделявших аналогичные взгляды, Кросленд не был горячим сторонником участия в Европейском сообществе.

КСЕНОФОБИЯ

КСЕНОФОБИЯ - (xenophobia) В буквальном переводе означает страх перед иностранцами и незнакомыми людьми. Нередко употребляется для обозначения скорее ненависти или презрения, чем страха. Ксенофобия отличается от понятий chauvinisme (шовинизм) во французском языке или джингоизм (jingoism) в английском, обозначающих гипертрофированное чувство патриотизма или завышенную национальную самооценку, т.к. является негативным чувством. Ксенофобия всегда присутствовала в мировоззрении отдельных групп и сообществ в целом. На протяжении двух последних столетий она противостояла идеологической универсальности большинства основных идейных течений, таких как либерализм и социализм, и движет более доктринерскими политическими явлениями - расизмом и национализмом. Создается впечатление, что элементы ксенофобии наиболее заметны там, где рушатся традиционные структуры, как это было в Германии после 1918 г. или в Восточной Европе в 1990-е гг. после крушения коммунистической системы. Чаще всего ксенофобия направлена против иммигрантов и евреев.

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ

КУЗАНСКИЙ НИКОЛАЙ - (Крифтс или Кребс) (Cusa, Nicholas of (Kryfts or Krebs)) (1401-64) Немецкий теолог, философ, создатель теории голосования. Родился в селении Кюс (Куза) в Мозеле. Получил докторскую степень по каноническому праву в Падуе, в 1426 г. был посвящен в духовный сан. В 1432 г., побывав на Церковном соборе в Базеле, стал поддерживать миротворческое религиозное движение. Примирение, единство, гармония и согласие были главными понятиями в его жизни и трудах. Церковный собор в Констанце (1414-18) положил конец Великой схизме (расколу), сместив двух соперничавших кардиналов и заставив третьего отказаться от занимаемого поста. Это привело Николая к мысли о том, что христианскому единству способствует скорее демократическое, чем авторитарное правление. Однако позднее он пришел к убеждению, что единоличное руководство папы создает более благоприятные возможности для единства (не считая притязаний на его верховную власть). Однако его приверженность папистским взглядам не была чрезмерной: он никогда не выступал ни за верховную власть папы над светскими властями, ни даже за умеренное томистское требование "косвенной власти". Представления Николая о согласии и гармонии (coincidentia oppositorum) лучше всего изложены в его труде "De Docta Ignorantia" ("Об ученом незнании"). Противоположности сходятся в Боге, в котором существуют только степени свойств, но нет разделяющих их границ. Как это происходит недоступно нашему пониманию, но, поскольку Бог безграничен, так должно быть. Николай написал также три трактата по математике. Увлечение ею привело его к предложению, сущность которого известна в наши дни под названием подсчет Борда (Borda count), но скорее должно называться счетом Кузанского. Речь идет о методе голосования с одновременной классификацией избираемых предметов по порядку в зависимости от числа полученных голосов. У нас нет свидетельств того, что глубина его суждений была понята хоть кем-нибудь из его современников.

КУЗАНУС

КУЗАНУС - (Cusanus) Латинизированный вариант имени Николая Кузанского (Cusa).

КУЛАК

КУЛАК - (kulak) На официальном языке кулаком называли богатого крестьянина, эксплуатировавшего частный труд. Был предназначен Сталиным к "ликвидации как класс" во время коллективизации 1930-х гг. В действительности же кулак зачастую был самым умелым сельским работником (фермером), уничтожение которого нанесло невосполнимый ущерб сельскому хозяйству.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (Cultural Revolution) В 1965 г. в шанхайской газете появилась статья с критикой исторической пьесы, написанной в 1961 г. о жившем при династии Мин сановнике Хай Руе, известном тем, что он принципиально выступал против выбора императором недостойных советников. Это была критика, тщательно подготовленная и весьма спорная, что заостряло ее политический смысл. Пьеса принадлежала к литературе периода, последовавшего за провалом "большого скачка" (Great Leap Forward), - к литературе, часто обращавшейся к историческим фигурам для проведения политических параллелей. В пьесе прослеживалась явная аналогия между Хай Руем и маршалом Пэн Дэхуаем, снятым с занимаемого поста за последовательную оппозицию политике "большого скачка". Статья, критикующая пьесу, появилась в шанхайской газете потому, что Мао Цзэдун (Mao Zedong) уже не имел влияния в столице достаточного для того, чтобы опубликовать статью там. Критика вызвала тревогу среди правых, которые справедливо расценили ее как начало политического наступления на их позиции. Оправданием наступления служило то, что Коммунистическая партия Китая по существу превратилась в высший класс, принадлежность к которому все чаще передавалась по наследству, а привилегии стали нормой жизни. Мао сказал: "Государственные служащие Китая представляют собой класс, интересы которого противостоят интересам рабочих и крестьян". Видя, что критика пьесы встречена с неодобрением, Мао Цзэдун призвал китайскую молодежь начать кампанию против привилегий и политики, их порождающей. Она не должна была затрагивать конкретные лица; с точки зрения руководителей "культурной революции", критике подлежала сама система, поскольку, несмотря на то, что средства производства были обобществлены, отношения между "ведущими" и "ведомыми" оставались преимущественно "капиталистическими", и реформы, начатые по образцу восточноевропейских, могли только ее ухудшить. Секретарь Мао Цзэдуна Чен Бода, задумав новую революционную пьесу, так описывал ее главного героя: человек безупречной честности и безграничной сознательности, но тиран; однако он тиран не в силу своих личных свойств - дело в системе, которая не оставляет ему иного выбора. Лю Шаоци пытался удержать студенческое движение в определенных рамках, разослав рабочие команды по высшим учебным заведениям. Студенты сопротивлялись. Мао встал на их сторону и поместил среди их "дацзыбао" свой собственный с надписью: "Бомбить ставку", указав тем самым, что главным объектом атак должно стать партийное руководство, а не групка отдельных интеллигентов. Это привело к нарастанию протеста, вылившегося в серьезное политическое движение. Семена конфликта были посеяны тогда, когда "красные охранники" (студенческие организации) раскололись на два лагеря: т. н. умеренных, возглавлявшихся главным образом отпрысками партийных лидеров; умеренных в своих попытках защитить родителей, но далеко не умеренных в нападках на писателей и артистов; "радикалов", во главе которых стояли выходцы из буржуазных семей, члены которых подверглись преследованиям и дискриминации, а также представители рабочих и крестьян. Борьба приобрела все большие масштабы, когда несколько миллионов обездоленных временных рабочих и представителей других ущемленных в своих интересах слоев общества присоединились к радикально настроенным студентам. Новое руководство "Культурной революцией" состоявшее из ближайших сподвижников Мао, призвало Народную освободительную армию соблюдать нейтралитет и предотвратить применение силы. Маршалу Линь Бяо подчинялись войска, дислоцированные в центре, но он не контролировал в полной мере вооруженные силы в провинциях. В результате в борьбу включились многие военные подразделения. Последовали кровопролитие и жестокие гонения инакомыслящих; правительство оказалось на грани краха. Власть радикалов достигла апогея, когда они провозгласили, что шанхайское правительство "Парижской коммуны" должно заменить структуры КПК. Идея распространилась и в других городах. В этот критический момент в события вмешался Мао Цзэдун, осудивший "Парижскую коммуну" и заявивший, что "пока еще" нельзя заменять Коммунистическую партию. Он создал новую руководящую структуру, "революционный комитет", который объединил представителей радикалов, кадровых работников, не осужденных за злоупотребление властью и привилегиями, и местные армейские части. С их помощью надо было восстанавливать Коммунистическую партию на основе народных выборов ее руководящих кадров. Это дало возможность партии подтвердить незыблемость своей власти, а открытые выборы практически так и не состоялись. Указания Мао последователям курса "культурной революции", отличались намеренной неопределенностью. На их вопрос, какие новые институты должны заменить существующую авторитарную систему, он отвечал, что "проблема разрешится сама по себе", если им удастся пробудить сознание масс; массы создадут свои новые институты. Этого не произошло, и вскоре вакуум власти заполнил старый партийный аппарат (см. также Китайская политическая мысль). "Культурная революция" приобрела характер затяжных арьергардных боев левых, продолжавшихся до тех пор, пока смерть Мао Цзэдуна и арест его соратников не положили этому движению конец. На Западе "культурная революция" часто представляется как борьба между прагматиками и радикалами. Но чтобы сделать такой вывод, надо отождествить прагматизм с маргинальной формой сталинизма, а идеологию - с решимостью Мао лишить влияния партийную бюрократию, передав право принятия решений из центра на места. Иногда "культурная революция" представляется как ничем не прикрытая беспринципная борьба за власть; но чтобы согласиться с этим, надо пренебречь миллионами утверждений радикалов об автократии, процветающей на почве централизованной командной экономики. Ее также объясняют, как борьбу между упорствующим в своих заблуждениях сталинизмом (представленным Мао Цзэдуном и радикалами) и реформированным коммунизмом; при этом, однако, игнорируется тот факт, что политика, которую отстаивали радикалы, основывалась на открытом отказе Мао от сталинизма, что впервые было предано гласности и "красными охранниками". Подобные толкования упускают из виду также тот факт, что существует очевидная преемственность между "красными охранниками" и демократически настроенными студентами, протестовавшими на площади Тяньаньмынь (Tiananmen square) в 1989 г. против все тех же автократических злоупотреблений партийными лидерами властью и привилегиями. "Культурная революция" постепенно сходила на нет, но идеи ее участников получили дальнейшее развитие: от дацзыбао Ли Ичжэ, появившегося в 1974 г. ("Социализм на распутьи"), и "Пятой модернизации Вей Джинской" Чэнь Эрчжин в 1978 г. до установки монумента богини Демократии на площади Тяньаньмынь.

КУХОННЫЙ КАБИНЕТ

КУХОННЫЙ КАБИНЕТ - (kitchen cabinet) Небольшая неформальная группа близких советников премьер-министра либо президента, собирающаяся для принятия решений, связанных с политикой правительства. Впервые термином воспользовались для обозначения встреч на кухне Белого дома, где президент Эндрю Джексон обсуждал с друзьями государственные дела. Зачастую возникают трения между членами кухонного кабинета, которые имеют возможность влиять на политику неформальным способом, и теми министрами, которые несут прямую и официальную ответственность за правительственные учреждения, но считают себя исключенными из процесса принятия решений.

КЭРРОЛЛ ЛЬЮИС

КЭРРОЛЛ ЛЬЮИС - (Carroll, Lewis) См.: Доджсон Чарльз Л. (Dodgson, C.L.).

Предыдущая страница Следующая страница