Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАА"-"МАТ")

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР

МААСТРИХТСКИЙ ДОГОВОР - (Maastricht, Treaty of) Маастрихтское соглашение, (подписанное 7 февраля 1992 г.) стало важным дополнением Римского договора (Treaty of Rome) и связанных с ним договоров европейских сообществ. Основанное на Едином европейском акте 1986 г. (Single European Act), Маастрихтское соглашение ускорило процессы европейской интеграции и создание ее институтов. После вступления соглашения в силу (ноябрь 1993 г.) Европейское Сообщество было заменено Европейским Союзом. Непосредственные перемены не были столь значительны, как можно было бы предположить по смене названия, однако договор вобрал в себя ряд далеко идущих мер. Программе единого рынка предстояла увязка с новыми положениями об экономическом и валютном союзе (ЭВС), символически представленном в трехступенчатом принятии к концу этого века единой европейской валютно-денежной политики, которая будет строиться на существующей европейской монетарной системе (ЕМС). Для этих целей в договор включены положения о создании независимого европейского центрального банка. Дополнительно пятнадцати государствам-участникам предстояло совместно выработать общую внешнюю и оборонную политику, а в начавшийся процесс экономической интеграции были встроены соответствующие институциональные механизмы (см. functionalism). Дальнейшие перемены включали наделение большей властью (Европейскую) Комиссию, что позволяло ей справляться с новыми задачами; одновременно демократическая легитимация институтов Европейского Союза была в известной степени усилена предоставлением большей власти Европейскому Парламенту. Наконец, наднациональные элементы этих институтов были значительно укреплены увеличением необходимого большинства при голосовании в Совете Министров. Впрочем, начало серьезного экономического спада (1991 г.), бурное объединение Германии (1989 г.), нестабильность ЕМС, а также серьезные сомнения относительно договора у некоторых государств-участников (в особенности Дании и Соединенного Королевства) бросают тень на возможность беспрепятственного претворения договора в жизнь.

МАЖОРИТАРНЫЙ ПРИНЦИП

МАЖОРИТАРНЫЙ ПРИНЦИП - (majority rule) Широко используется как синоним понятия "всеобщее избирательное право" (к примеру, в лозунге "Нет независимости до претворения в жизнь принципа большинства" ("No independence before majority rule" - NIBMAR), выражавшем позицию британского правительства по Родезии, ныне Зимбабве, в период, когда в 1965 г. дело шло к одностороннему провозглашению режимом белого меньшинства независимости). Как показывает этот пример, несложно понять, что не является принципом большинства, - труднее сказать, что это такое. "Большинство" значит "больше половины", однако в политике выбирать чаще всего приходится более чем из двух людей или двух курсов, и, следовательно, может так случиться, что никому не удастся получить поддержку половины избирателей. Тогда что же означает принятие решений большинством голосов? Это сложный и пока еще не решенный вопрос.

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО - (Machiavelli, Niccolo) (1469-1527) Флорентийский политический советник и историк; его часто называют первым теоретиком политики. После падения правления Савонаролы Макиавелли в возрасте двадцати девяти лет становится главой Второй канцелярии Флоренции. Будучи участником флорентийских дипломатических делегаций, познакомился с ведущими политическими деятелями своего времени, среди которых особо следует выделить Чезаре Борджиа, Максимилиана I (императора Священной Римской империи) и папу Юлия II. Вслед за вторжением во Флоренцию и возвратом к власти семейства Медичи Макиавелли был отстранен от должности и брошен в тюрьму за участие в заговоре. В 1513 г. выпущен на свободу и пытается устроиться политическим советником к новому папе, ставленнику Медичи (Джованни), которому посвятил свою книгу "Государь" ("The Prince"). Потерпев неудачу на политическом поприще, Макиавелли обращается к занятиям наукой вместе с группой "литераторов", составивших кружок "Сады Ручеллари". В этот период он написал среди прочего три "Трактата" ("Discourses") (завершены в 1519 г.). о первых десяти томах истории Рима Ливия. С 1521 г. и до конца жизни Макиавелли работал над заказанной ему историей Флоренции. Главное, что привнес Макиавелли в политическую науку, изложено им в труде "Государь" и в "Трактатах". Обе книги можно рассматривать как изложение условий, необходимых для поддержания политической стабильности при двух различных формах государственного устройства (княжества и королевства в "Государе" и республика в "Трактатах"); в них обсуждаются одни и те же темы, даются схожие советы политическим лидерам: они должны поддерживать власть, а также добиваться славы, чести и богатств для правителей и их народов. По сути книги посвящены рассмотрению одной темы: что требуется от тех, кто стоит у власти, для того чтобы обеспечить все эти блага. Ответ Макиавелли покоится на взаимодействии двух ключевых классических представлений - фортуны (fortune) и доблести (virtu). Представление о фортуне Макиавелли унаследовал скорее от римлян, чем от христиан. Судьба на языке Макиавелли - это не синоним "рока" или "провидения". Это скорее "сила", с которой государство должно "заключить союз", чтобы достичь величия. Макиавелли, считает, что государи (а в республиках все граждане в целом) должны сделать все необходимое, дабы сохранить свободу и стяжать славу для государства. Это уже свойство доблести. Доблесть, когда может, использует удачу и судьбу, но обладающие ею государи совершат великие дела, даже без помощи удачи и судьбы. В мире зла, предупреждает Макиавелли, мудрый государь должен понимать, что не всегда благоразумно поступать, исходя из общепринятых правил личной морали. В своих действиях государь должен руководствоваться только необходимостью. Большая часть книги "Государь" посвящена примерам (взятым в основном из дипломатической практики самого Макиавелли) искусства политического руководства: государь должен быть хитрым, как лис, и сильным, как лев; ему следует избегать людской ненависти и внушать благоговение; он должен неуклонно являть собой образец благородства и добродетели, независимо от его поступков; государь должен быть готов действовать жестоко. Если "Государь" посвящен тому, какими должны быть правители, то в "Трактатах" больше внимания уделяется требованиям к гражданам. Главный тезис Макиавелли в "Трактатах" состоит в том, что свобода есть необходимая предпосылка для накопления мощи и богатств. Поэтому основная политическая задача республики - это защита свободы, которая прежде всего требует от всех граждан высочайшей "добродетели". Какая роль выпадает на долю правителей в республике? Ответ Макиавелли таков: они должны так организовать государство, чтобы способствовать развитию добродетели своих граждан и предотвращать коррупцию (в виде подмены общих интересов частными или всякого безразличия). Для этого нужны люди, обладающие незаурядными достоинствами, а также теми качествами, которые детально описаны в "Государе". Государство, добавляет Макиавелли, способно отстоять свою свободу путем установления господства над другими государствами, для чего необходимы многочисленное население, вооруженные отряды граждан (милиция) и сильные союзники. С точки зрения внутреннего устройства, сильная республика характеризуется мудро составленной конституцией и основными институтами (ordini), главная задача которых - способствовать развитию гражданского патриотизма, необходимого для защиты свободы. Центральное место отводится государственной поддержке церковного богослужения, направленной на то, чтобы побуждать людей стремиться к совершенству и славе. Впрочем, Макиавелли самым решительным образом настаивает на том, что религия Рима справляется с этой задачей лучше, чем христианство с его расслабляюще действующими идеалами, такими как благочестие, смирение и общая отрешенность от мира сего. Макиавелли отрицает также традиционное для христианства утверждение социальной гармонии, подчеркивая практическую ценность сохранения различия между богатыми и бедными сословиями. Боясь господства одного социального слоя над другим, Макиавелли обращается к идее "смешанного устройства": не аристократического и не демократического, а включающего элементы того и другого. Аналогичным образом, законы должны создаваться не только для защиты богатых (например, запрещение клеветы) и народных масс (например, ограничение положений о чрезвычайных полномочиях), но и для того, чтобы во избежание междоусобиц держать народ в бедности. Макиавелли и сейчас остается фигурой непостижимой. Как замечает Сабин: "Его представляли полнейшим циником, страстным патриотом, ярым националистом, политическим иезуитом, убежденным демократом и беспринципным искателем милостей у деспотов". Столь же противоречивые оценки вызывают и его труды. Авторы из числа гражданских республиканцев (например, Скиннер, Пококк) видят в Макиавелли представителя возрождения ценностей классического гуманизма. Штраус и его сторонники (например, Мэнсфилд), напротив, видят в Макиавелли ключевую фигуру в истории философии политики, поскольку в качестве определяющего предмета политических исследований он поставил "свободу" выше "естества". С их точки зрения, Макиавелли является первым современным политическим философом.

МАККАРТИЗМ

МАККАРТИЗМ - (McCarthysm) В широком смысле - неразборчивое использование сомнительных методов расследования случаев предполагаемой угрозы безопасности и создание атмосферы страха и подозрительности. Название связано с именем Джозефа Маккарти, сенатора США от штата Висконсин с 1946 г. до его смерти в 1957 г. Его помнят по демагогическому "крестовому походу" 1950-54 гг. во имя искоренения мнимых коммунистов и шпионов из общественной жизни Америки. В качестве председателя проводившей расследования сенатской комиссии по вопросам деятельности правительственных учреждений он наводил ужас своей грубостью и жестокостью. Свидетелей беззастенчиво запугивали; в ход пускались самые дикие и бездоказательные обвинения; доказательства и улики фальсифицировались. В результате в стране воцарилась страшная атмосфера всеобщей истерии, была сломана карьера многих уважаемых людей, как мужчин, так и женщин; сильно пострадала репутация США в глазах зарубежных государств. Деятельность Маккарти пришлось на пик холодной войны (Cold War), когда имелись основания считать мировой коммунизм серьезной угрозой американскому образу жизни и многие разделяли страхи Маккарти. В конце концов, однако, сенатор превзошел самого себя, обрушив яростные нападки на армию. Позднее он осуждал своих коллег по Сенату и закончил жизнь сломленным человеком, пользующимся недоброй славой.

МАКРОЭКОНОМИКА

МАКРОЭКОНОМИКА - (macroeconomics) Раздел экономики, изучающий комплексные явления, такие как капитал и труд, а также их взаимодействие в экономике в целом. Изменения таких макроэкономических переменных, как инфляция, безработица и обменный курс, оказывают серьезное влияние на политику где бы то ни было. Некоторые авторы разработали модели "политического бизнес-цикла", цель которых - предсказать популярность правительства на основании текущих либо недавних ("запаздывающих") значений этих составляющих.

МАКСИМИН

МАКСИМИН - (maximin) В теории игр - стратегия, направленная на достижение максимальных результатов, исходя из минимальных (т.е. наиболее неблагоприятных) предположений относительно стратегии другого игрока (других игроков). Так, например, при игре вдвоем в "цыпленка" (детская игра на проверку смелости), моя стратегия максимин строится на "уклонении". Если я уклонюсь, то, как минимум, получу результат, равный "с", тогда как, "продолжая ходить", я могу получить в итоге "d". Эта идея используется и в философии политики. Джон Ролз в книге "Теория справедливости" ("A Theory of Justice") (1971) выдвинул тезис о том, что, если людей поместить за завесу неведения (veil of ignorance) и попросить их создать нормы правосудия для мира при условии, что их взгляды, благосостояние или положение в нем им неизвестны, они согласятся на максимин-концепцию правосудия. Максимин Роуза выражен в первой части его принципа различия (difference principle), "Надо упорядочить факторы социального и экономического неравенства таким образом, чтобы они оборачивались... наибольшей выгодой для наименее обеспеченных".

МАЛКОЛЬМ ИКС

МАЛКОЛЬМ ИКС - (Malcolm, X.) (1925-65) Выдающийся радикальный негритянский лидер США конца 1950-х - начала 1960-х гг. Малкольм Литтл (так его звали в детстве) родился в Омахе, штат Небраска. В 1940-х гг., находясь в тюрьме, принял ислам, вошел в секту "черных мусульман". Выйдя в 1952 г. на свободу, Малкольм вскоре стал главным помощником Элии Мухаммеда, лидера мусульман. Был временно исключен из секты в 1963 г. Был убит в 1965 г. Большую часть своей короткой политической карьеры был искренним, абсолютно преданным последователем Элии Мухаммеда, принимая неортодоксальное направление мусульманской веры, которой тот следовал, и связанную с ним политическую доктрину. Составными элементами этой доктрины были акцент на негритянскую гордость и негритянскую культуру, детально разработанные планы содействия реабилитации и самостоятельности негритянского населения, отказ от участия в политическом процессе и жесткая приверженность сепаратизму. Как резкий и пылкий выразитель взглядов "черных мусульман", Малкольм Икс яростно осуждал умеренную стратегию руководителей движения за гражданские права (civil rights), таких как Мартин Лютер Кинг (King). Неистовость его речей вызывала тревогу у многих белых американцев, однако, несмотря на подстрекательский характер многих его высказываний, имевших целью привлечь внимание и пробудить сознание чернокожих, Малкольм Икс не выступал в поддержку насильственных действий - кроме как в целях самообороны. К концу 1963 г. Малкольм Икс стал испытывать все большее разочарование фатализмом и сектантством мусульманской веры. Разрыв с Мухаммедом дал ему возможность создать свои собственные организации: "Объединенную мусульманскую мечеть" и Организацию афро-американского единства. Теперь он уже не отказывался от участия в политике и убеждал негров в необходимости организации кампаний за регистрацию избирателей и укрепление политического единства, с тем чтобы воспользоваться своим решающим положением на выборах. Похоже, что в этот последний период жизни приверженность Малкольма Икс к сепаратизму также была поколеблена. При жизни мастерство убеждения помогало Малкольму Икс оказывать воздействие, выходившее далеко за пределы относительно малочисленной группы афро-американцев (их можно отнести к числу его сторонников). Смерть Малкольма Икс еще больше усилила его влияние, особенно на негритянскую молодежь. "Автобиография Малкольма Икс" ("Autobiography of Malcolm X") - это классический труд, а его автор - символическая фигура большой значимости.

МАЛЬТУС, ПРЕПОДОБНЫЙ ТОМАС РОБЕРТ

МАЛЬТУС, ПРЕПОДОБНЫЙ ТОМАС РОБЕРТ - (Malthus, Revd Thomas Robert) (1766-1834) Родился в Суррее, второй из восьми детей в семье. Его отец, поместный дворянин, был человеком широких интересов: почитателем Годвина (Godwinian), другом и душеприказчиком Руссо (Rousseau). Сам Мальтус получил домашнее образование и поступил в Кембридж. Успешно окончив его, стал научным сотрудником иезуитского колледжа. В 1788 г. принял духовный сан. Его сочинения о населении, несомненно, бросают длинную и густую тень на викторианский оптимизм, а все вышедшие в 1798-1803 гг. издания работы "Опыт о законе народонаселения" ("Essay on the Principle of Population") стали объектом ожесточенной критики. Говоря коротко, "преподобный Мальтус" доказывал, что естественный прирост населения происходит в геометрической прогрессии, а увеличение производства продовольствия - в арифметической, следовательно, не избежать тенденции к тому, что население количественно будет превосходить запасы продовольствия. Это наблюдение, согласно которому лишения, голод и бедность естественны и неизбежны, сопровождалось особым беспокойством относительно недальновидности и безрассудства бедных, рождаемость у которых не сдерживается ни предохранением, ни ограничениями, налагаемыми моралью. Таким образом (во всяком случае, в глазах обывателей), мальтузианское учение гласило, что лишь беспредельная бедность положит предел увеличению числа бедняков. Учение Мальтуса сыграло решающую роль в создании теории естественного отбора, поскольку "вытесняющий" эффект перенаселения выражается в "выживании только самых приспособленных".

МАНДАТ

МАНДАТ - (mandate) Победа на выборах расценивается добившейся успеха партией либо коалицией как получение от народа мандата на правление в его интересах или особого мандата на проведение конкретной политики. Учитывая, какое множество обещаний дают партии в ходе выборов, вряд ли можно утверждать, что правительство получает особые мандаты на проведение политики по каждому из обещанных направлений, хотя есть основания считать, что оно получило общий мандат на правление. Если главным лозунгом успешной избирательной кампании партии был один какой-то вопрос, то есть основание говорить о получении мандата на решение данного вопроса. Впрочем, в последнее время трудно выделить отдельные вопросы, которые делали бы погоду на выборах, поскольку партии конкурируют друг с другом в плане общей способности управлять государством. Понятие "мандат" может быть истолковано в обратном смысле. Это означает, что правительства не должны проводить политику, на которую у них нет особого мандата. Такое его значение трудно совместить с идеей общего мандата на управление (см.: House of Lords - Палата лордов). Данное понятие особенно привлекало первых руководителей Лейбористской партии (Labour Party), которым нужен был особый мандат на проведение радикальных перемен, в то время как их соперники пытались получить лишь общий мандат, поскольку считали за лучшее не связывать себя особыми политическими обязательствами. Как бы то ни было, в последние годы само понятие утрачивает свою прежнюю значимость.

МАНДЕВИЛЛЬ БЕРНАРД

МАНДЕВИЛЛЬ БЕРНАРД - (Mandeville, Bernard) (1670-1733) Теоретик в области общественных наук. Занимался врачебной практикой в Лондоне, хотя родился и образование получил за границей. Провел важные исследования, подтвердившие связь деятельности индивида с социальными результатами. Например, Мандевилль обратил внимание на те преимущества, которые дает разделение труда. Интересовали его и выгоды, получаемые обществом в результате стремления личности к достижению своих целей и получению прибыли. Он же дал описание категории непреднамеренных последствий индивидуального действия в рамках социального процесса, которые позже станут связывать прежде всего с трудами Адама Смита (Smith). Среди современников дурную славу Мандевилль сыскал своими неприкрытыми нападками на те черты характера и моральные стимулы, которые побуждают сознательно стремиться к общественной пользе. В книге "Басня о пчелах, или частные пороки - общественные выгоды" ("The Fable of the Bees: or Private Vices, Public Benefits") он показал, что исчезновение того, что принято считать пороком, привело бы к обнищанию, поскольку "пороки", особенно связанные с приобретательством и завистью, сравнением своей доли с долей, выпавшей другим, являются двигателями человеческой деятельности. Утверждение, будто общепризнанные добродетели наносят ущерб благу, к какому они стремятся, также встретило не очень радушный прием.

МАНИПУЛЯЦИЯ

МАНИПУЛЯЦИЯ - (manipulation) Обращение положения в свою пользу. В особенности это относится к использованию таких процедурных приемов, как изменение порядка вопросов в повестке дня либо правил голосования или внесение новых предложений не ради их достоинств, а для раскола коалиции, которая в противном случае может одержать победу.

МАНИФЕСТ

МАНИФЕСТ - (manifesto) Документ, излагающий программу политической партии, которой она намерена следовать, если ей удастся прийти к власти. Этот документ скорее может быть отражением компромиссов между различными внутрипартийными группировками, чем согласованной программой действий.

МАНХЕЙМ КАРЛ

МАНХЕЙМ КАРЛ - (Mannheim, Karl) (1893-1947) Немецкий социолог, внесший существенный вклад в социологию познания, начиная со своей широко известной книги "Идеология и утопия" (1929). Подобно Марксу (Marx), Манхейм хотел соотнести системы убеждений и "умонастроений", проявляющихся в определенные исторические периоды в ответ на конкретные социально-экономические и политические условия, которые, по-видимому, стимулируют и подкрепляют их. Однако от Маркса его отличало то, что он считал утопизмом (utopianism), стремление заглянуть вперед, дать волю воображению, которое способно вырваться из пут существующего общественного порядка, и таким образом указать возможность действительных перемен и преобразований в историческом процессе. Тем самым Манхейм смог распознать позитивный утопический элемент в самом марксизме (marxism), в то время как Маркс считал, что "утопическое" означает ненаучное и неспособное произвести реальные перемены в обществе. Аналогичным образом Манхейм отрицал вывод Маркса о том, что пролетарское сознание в некоторых отношениях ближе к истине, чем буржуазное сознание: для Манхейма все общественные классы придерживаются определенных систем убеждений, которые основаны на их собственном ограниченном опыте, что непременно должно относиться и к убеждениям рабочего класса. Манхейм считал идеологией (ideology) любую систему идей, основанных на существующей действительности, выражающих принятие этой действительности и неспособных заглянуть за ее границы. Поэтому современная социалистическая традиция (в т.ч. и марксизм) представлялась ему скорее в высшей степени утопической, нежели узкоидеологической. Манхейм стремился проанализировать связь между системами убеждений и отдельными социальными группами, которые - в разное время - воспринимают эти убеждения и пропагандируют их. Он настойчиво доказывал, что задача ученых-обществоведов состоит в том, чтобы подняться над полем битвы идеологий и утопий и выработать более нейтральный и объективный комплекс социальных принципов, которые помогут создать свободное - и в то же время разумно организованное - общество, основанное на подлинной политической науке. Это предполагало, что работники умственного труда, интеллектуалы будут играть заметную роль в обществе, - точка зрения, которая, по мнению многих критиков Манхейма, может иметь угрожающе "нелиберальные" последствия.

МАНЧЕСТЕРСКАЯ ШКОЛА

МАНЧЕСТЕРСКАЯ ШКОЛА - (Manchester school) Термин впервые употреблен ее противниками по отношению к организованной в Манчестере Кампании за отмену "хлебных законов" Соединенного Королевства (1838-46). Эта кампания соединила интересы работодателей в экспортных отраслях промышленности (для которых протекционистские барьеры на пути свободной торговли продовольствием означали увеличение издержек, поскольку из-за них приходилось увеличивать заработную плату, чтобы семьи рабочих не голодали) и теоретическое обоснование принципа свободной торговли. Термин иногда употребляется - не очень точно - для обозначения любой (либо всех) теории классической экономики (classical economics), имевших хождение в то время.

МАО ЦЗЭДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРГИНАЛИЗМ

МАРГИНАЛИЗМ - (marginalism) Метод исследования экономических перемен путем изучения любой, даже незначительной степени изменения одной из переменных (например, стоимости, дохода, удовлетворенности потребителей) относительно другой. Этот аналитический метод весьма эффективен, поскольку позволяет применять правила дифференциального исчисления непосредственно к умозаключениям экономического характера. Маргинализм был привнесен в политическое мышление экономистами, обратившимися к политике. Преимущество маргиналистского мышления заключается в том, что оно способно рассеивать общепринятые заблуждения, например: "Мы уже истратили K ф. ст. (где К - весьма внушительная сумма) на "Конкорд" (Concоrde), но похвастаться ничем пока не можем, следовательно, следует потратить еще К1 ф. ст. (где К1 обозначает несколько меньшее число), которые нужны для завершения разработок, чтобы не пустить на ветер уже потраченные деньги" или "Если все станут уклоняться, то никакой общей пользы, скажем, уменьшения загрязненности окружающей среды, никогда не достичь; следовательно, я должен внести свою лепту". В каждом случае только маргинальная стоимость дополнительной затраты еще одного фунта стерлингов либо еще одного часа имеет отношение к оценке действия с точки зрения затрат и получаемой выгоды. Некоторые критики обвиняют маргинализм в превышении эгоистической ориентации в рассуждениях о политике (economic man - экономический человек).

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ - (Мarxism) Идеи, понятия и теории, ставшие основой учения, известного как марксизм, были сформулированы Карлом Марксом (Marx) и Фридрихом Энгельсом (Engels) (они сами называли это учение "научным социализмом"). Взаимосвязь марксизма и социализма (socialism) достаточно проблематична, однако нет сомнений в том, что Маркс и Энгельс считали многих современных им социалистов "утопистами" (utopians) в том смысле, что те были недостаточно объективны в понимании того, как в действительности развивается капиталистическое общество. Маркс и Энгельс посвятили жизнь анализу исторических сил, которые, с их точки зрения, неумолимо вели к окончательному крушению капиталистической системы и революционному кризису, а он должен привести к переходному социалистическому периоду и (в итоге) к полной победе коммунизма (communism). Особенно пристальное внимание они уделяли экономическим процессам и структурам, считая их решающими "материальными" факторами в формировании социальной структуры и классовых отношений, а также государства и распределения политической власти. И все же различные школы марксизма, появившиеся в прошлом веке, по-разному оценивают значение экономических факторов при объяснении и прогнозировании более широких моделей социально-политических перемен. Ряд последователей марксизма (и, конечно же, некоторые его критики) считали Маркса и Энгельса детерминистами в области экономики; были и другие теоретики, признававшие общее взаимодействие экономических и иных социально-политических факторов. Эта полемика заняла центральное место в марксизме-ленинизме XX в., который неизбежно стремился проанализировать и объяснить революционные процессы, потрясшие весь мир (начиная с русской революции (Russian Revolution, 1917 г.), активное содействие им марксистских движений и политических партий. Марксизм-ленинизм буквально погряз в попытках доказать значение политического руководства и революционной государственной власти для построения социалистического (и коммунистического) общества. Сами Маркс и Энгельс не дали детального анализа этих вопросов, и в этом одна из причин, почему таким марксистам XX в., как Ленин (Lenin), Сталин (Stalin), Мао Цзэдун (Mao Zedong) и Кастро (Castro), удалось привнести свое собственное, отличное от других, видение будущего в рамках марксистской революционной стратегии. То, что многие революции, именовавшие себя марксистскими, на деле вели к укреплению государственной власти и (зачастую) к правлению однопартийных диктаторских режимов, а не к созданию общества, основанного на свободе человека и "отмирании" государства, тоже значительно усилило разногласия в оценках достоинств тех или иных марксистских стратегий. Крайнюю позицию занимают марксисты, отвергающие претензии диктаторских режимов на то, чтобы их считали "подлинно" марксистскими. В западном мире это ведет к настойчивым поискам более демократических и плюралистических стратегий перемен, например в еврокоммунизме (eurocommunism), а также в русле некоторых традиций социал-демократии (social democracy). Марксизм можно рассматривать также как особый подход к анализу общества (особенно в отношении исторических перемен), который оказал существенное воздействие на многие области исследований в общественных и гуманитарных науках. Едва ли найдется такая сфера социально-экономических, политических либо культурологических исследований, которая не подверглась бы критическому изучению при помощи методов марксистского анализа. В особенности это относится к использованию исторического материализма (historical materialism) как скрупулезного методологического подхода, основанного на убеждении в том, что структура разных форм общества и человеческих отношений является продуктами материальных условий и обстоятельств в большей степени, чем идей, мыслей или сознания. Именно под влиянием этого постулата в марксизме возникла проблема "детерминизма": упор на материальные силы экономического производства и общественные производственные отношения (т.е. классовые отношения) неизбежно предполагает, что именно они являются ключевыми факторами, которые определили и продолжают определять процесс исторических перемен. В частности, присутствует позитивная попытка подчеркнуть, что системы идей, в т.ч. системы политических убеждений и "продукты" культуры (такие как искусство и литература) в основе своей являются выражением классовых интересов и социально-экономического мировоззрения отдельных общественных групп. Таким образом, марксизм, анализируя капиталистическое общество, уделяет большое внимание проблемам власти не только с точки зрения явного политического превосходства, но и в плане превосходства за счет господствующего положения в классовой структуре (которое, как полагают, связано с политической позицией) и господства в сфере идей, ценностей и культурных норм. Марксистский анализ капитализма и условий, при которых капитализм вступает в периоды экономического кризиса, что в конечном счете ведет к социальной и политической революции, исключительно сложен и имеет преимущественно экономическую направленность. Поскольку после смерти Маркса и Энгельса капитализм продолжал развиваться и менять свой характер, многие философы-марксисты, начиная с Ленина, добавили важные, относящиеся к марксизму теоретические аспекты таких явлений как, например, новые условия мирового хозяйственного производства, империализм (imperialism) и колониализм (colonialism), меняющееся положение рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat), в котором марксисты всегда видели наиболее жестоко эксплуатируемый класс капиталистического общества и главную силу в окончательном свержении капитализма. Однако за последнее столетие рабочий класс капиталистических стран так сильно изменился, что сейчас едва ли возможно применение "классического марксизма" Маркса и Энгельса без решительного изменения в акцентах. Кроме того, политический успех зачастую сопутствовал марксизму в менее развитых, основанных на крестьянском хозяйствовании обществах, а не в более развитых индустриальных странах Запада. Возможно (так предполагают некоторые марксисты), центр тяжести классовой эксплуатации попросту переместился в третий мир (third world), но если это так, то в конце XX в. необходимо критически переосмыслить некоторые положения марксизма. В третьем мире в центре внимания марксистской мысли находятся империализм, колониализм и постколониализм. Марксистская критика капитализма придает особое значение роли института частной собственности (на капитал и землю) как основы классовой эксплуатации и зависимости наемных рабочих от привилегированной кучки собственников. Следовательно, будущее коммунистическое общество видится как замена - в общих интересах - частной собственности коллективной собственностью, осуществляемой в форме непосредственного рабочего контроля (workers' control). У Маркса и Энгельса нет разработанной программы устройства будущего послереволюционного общества; более того, они подвергали критике все подобные программы как "утопические". Однако в реальной жизни марксистские государства проводили так много всевозможных практических экспериментов, а марксистские политические партии выдвинули такое множество различных стратегий, что просто невозможно выявить единый, согласованный подход. Под конец Маркс и Энгельс пришли к убеждению, что для реализации задач социалистического и коммунистического строительства необходимо дождаться необходимых для исторических перемен условий; в связи с этим в полном объеме встает вопрос о том, насколько быстро (или медленно) капитализм будет преобразован в социализм и коммунизм, а также о том, можно ли осуществить такое преобразование в отдельных странах или оно должно проводиться в мировом масштабе. "Социализм в одной стране" (socialism in one country) стал реальной стратегией, которой в XX в. следовали многие марксистские режимы (в т. ч. и СССР при Сталине), но если капитализм стал системой глобального экономического государства, то весьма сомнительно, что в отдельно взятой стране можно достичь целей, указанных Марксом, Энгельсом и Лениным. Крушение многих марксистских государств в конце 1980-х - начале 1990-х гг. (в т.ч. и распад СССР) породило новые сомнения в способности таких государств выжить в условиях взаимозависимого мира, где главное место занимают капиталистические страны. "Марксизм мертв" - таковы расхожие политические оценки последних лет. Однако альтернативный диагноз гласит: потерпела крушение лишь одна, частная, политическая форма марксизма, и поскольку в конце XX в. капитализм продолжает переживать серьезные экономические кризисы, а состояние окружающей среды представляет все большую угрозу самому существованию человечества, постольку будет существовать обширное политическое пространство, где по-прежнему будут выражаться, обсуждаться и развиваться идеи марксизма.

МАРКС КАРЛ

МАРКС КАРЛ - (Marx, Karl) (1818-83) Немецкий философ, социолог, социалист и экономист. Родился в Трире, в Рейнской земле, родители его были евреями, номинально принявшими протестантство в целях избежания ограничений в правах. Получил образование в Боннском и Берлинском университетах, защитил докторскую диссертацию по классической философии. Маркс стал ревностным младогегельянцем (Young Hegelian), особое влияние на него оказал материалистический анализ христианства, данный Фейербахом (Feuerbach), который рассматривал религию как одну из форм отчуждения (alienation). В 1842 г. Маркс начал заниматься журналистской и пропагандистской деятельностью. Ему приходилось часто менять место работы, поскольку газеты подвергались гонениям. В 1844 г. в Париже он познакомился с Энгельсом (Engels), который на всю жизнь стал его сподвижником. Главными вехами развития его взглядов в этот период стали "Экономико-философские рукописи 1844 г.", "Тезисы о Фейербахе" (1845) и "Немецкая идеология" (1846). Эти работы посвящены главным образом отчуждению, рассматриваемому с материалистических позиций, но в них еще мало ссылок на пролетариат (proletariat) и вовсе отсутствует более поздний марксов "научный" анализ капитализма. Переход Маркса к открытой политической деятельности связан с выходом "Коммунистического Манифеста" (1848) с его заключительным призывом: "Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!" 1848 г. был "годом революций" в Европе, но Маркс не мог оказать на них никакого практического влияния. В 1849 г. он был выслан из Пруссии и обосновался до конца жизни в Лондоне. Там он создал свои главные труды по экономике: "К критике политической экономии" (1859) и "Капитал" (т. I - 1867, т. II и III были изданы Энгельсом после смерти Маркса). Помимо этого он написал колкие и едкие заметки о текущих событиях, особенно во Франции, такие как "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852 ) и "Гражданская война во Франции" - о Парижской Коммуне (Paris Commune) (1871). В 1864 г. при участии Маркса и Энгельса было создано Международное Товарищество Рабочих (I Интернационал; см.: international socialism). Его деятельность была прекращена в 1872 г., когда произошел раскол между их последователями и сторонниками Бакунина (Bakunin). Появились, однако, социалистические партии марксистской направленности, особенно в Германии, хотя в работе "Критика Готской программы" (1875) Маркс подверг беспощадной критике программу Германской социалистической партии, в основе которой лежали постулаты Лассаля (Lassalle), которые Маркс счел упрощенческими. У Маркса было слабое здоровье, его семья жила в бедности, особенно в первые годы в Лондоне, когда он мог рассчитывать только на великодушную поддержку Энгельса. Из семи детей Маркса до взрослых лет дожили только трое. Маркс оказал огромное влияние на все общественные науки. Многие идеи и понятия, вошедшие в настоящий словарь, связаны с его именем. В данной статье мы не рассматриваем эти идеи и понятия, а просто рекомендуем обратиться к статьям: Alienation; asiatic mode of production; base/superstructure; capitalism; class; class consciousness; commodity-fefishism; communism; contradiction; dialectical manerialism; dictatorship of the proletariat; factors of production; false consciousness; feudalism; forces of production; hegemony; historical materialism; ideology; imperialism; iron law of wages; primitive accumulation; primitive communism; reification; relations of production; relative autonomy; revisionism; surplus value; syndicalism; а также: withering away of the state. О марксизме и школах марксизма см. также: Althusser; bolshevism; Bukharin; Fanon; Frankfurt School; Gramsci; Guevara; Kautsky; leninism, Lukacs; Luxemburg; Mao Zedong; Marcuse; Plekhanov; Poulantzas; Shining Path; spartacists; stalinism; trotskyism. Социологические предвидения Маркса (особенно о значении отчуждения в индустриальном обществе) сохраняют свою актуальность и поныне. А экономическое учение, которое сам он считал своим главным трудом, утратило свое значение, сохранив лишь немногих приверженцев. Большинство экономистов-аналитиков согласны в том, что Марксову трудовую теорию стоимости (labour theory of value), в т.ч. прибавочной стоимости, невозможно "очистить" от присущих ей внутренних противоречий. В то же время исторический материализм Маркса по-прежнему играет важную роль как в исторических, так и в философских исследованиях. Его работы, посвященные французской политике, настолько захватывающе соединяют предвидение с обличением, а разрушение мифов с их созданием, что будут восхищать читателей еще не одного поколения.

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ

МАРКУЗЕ ГЕРБЕРТ - (Marcuse, Herbert) (1898-1979) Немецкий философ. Представитель Франкфуртской школы (Frankfurtschool), критической теории (critical theory). Убежав от нацистского преследования, в 1934 г. поселился в США. Был горячим сторонником студенческих и негритянских движений 1960-х гг., получил известность как "отец" новых левых (new left). Утверждая, что "задачей теории" является "освобождение практики" (1928), призывал к перестройке марксистской общественно-исторической теории. Основа его взглядов - попытка синтеза идей Гегеля (Hegel), Маркса (Marx) и Фрейда (наиболее значительная работа, посвященная Фрейду, - "Эрос и цивилизация" (1955). Маркузе отказался от экономического детерминизма, противопоставив ему возможности человеческого потенциала. Бытие и сознание - диалектические "партнеры", ни один из них не обладает первичностью в отношении другого. Переделывая мир, люди преобразуют себя: его учитель Хайдеггер (Heidegger) назвал это "подлинным бытием". В этом плане Маркузе явился предшественником таких представителей феноменологии, как Сартр и Мерло-Понти. В книге "Одномерный человек" (1964) Маркузе показал, что технически развитое общество способно сдерживать революционные силы путем ассимиляции рабочего класса. Оно достигает этого, стимулируя потребительство, создавая "ложные потребности", усугубляя отчуждение и создавая систему, где люди, будучи порабощены, верят в то, что свободны ("воображаемая свобода"). В работе "Репрессивная терпимость" (1965) Маркузе доказывал, что либеральная демократия, устанавливая параметры политической полемики, тем самым блокирует всякую подлинную критику (хотя это можно отнести к разряду нефальсифицируемых утверждений (unfalsifiable statement). Маркузе приветствовал движение "новых левых" за его конфронтационную политику и провозглашение "новой чувственности". Это движение должно было играть роль катализатора как для рабочего класса, так и для революционных сражений третьего мира. События 1968 г. Маркузе считал инстинктивным актом освобождения.

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ - (Marsiglio (Marsilius) of Padua) (ок. 1275-ок. 1342) Философ, занимавшийся политикой. Изучал медицину и натурфилософию в Италии, был ректором Парижского университета (1312-13). Вместе с последователем Аристотеля (Aristotel) Джоном Лодунским написал направленный против папы трактат "Защитник мира" ("Defensor Pacis", 1324). В 1327 г. этот трактат подвергся осуждению. Марсилий с Джоном успели укрыться под защиту противника папы Людовика Баварского. Когда на волне народного признания Людвиг был избран императором (равно как и Николай V), оба они получили епископские епархии. Марсилий считал, что все гражданские раздоры возникают из-за религиозных конфликтов. Их в свою очередь порождает Церковь, претендующая на светскую власть, которой у нее нет и не должно быть, поскольку она играет роль духовного наставника. Единственной властью является власть насильственная, и только государство обладает таковой. Церковь - вовсе не совершенное общество, как считал Фома Аквинский (Aquinas), духовенство составляет лишь часть государства. Сам Христос и апостолы подчинялись государству. Папство не божественный институт, и потому не имеет никакого права вмешиваться в мирские дела. Папу и священников следует избирать. Евангельский закон основан на древних обычаях: каноны и примирительное право не имеют силы, поскольку в этой жизни они не обладают силой принуждения. Только право, подкрепленное властью, имеет силу закона. Естественное право - это позитивное право, принимаемое всеми народами (ius gentium). Законодательной властью (legislator) является либо весь народ, либо его представители (pars valentior). Исполнительная власть (pars principans) назначается и смещается законодательной. Правительство избранное лучше правительства одобренного. Отношения между исполнительной и законодательной властями носят прагматический, а не договорный характер. Судоустройство является частью исполнительной власти. Это не просто антипапистская, но и радикальная светская теория.

МАССИРОВАННЫЙ ОТВЕТНЫЙ УДАР, МАССИРОВАННЫЙ КОНТРУДАР

МАССИРОВАННЫЙ ОТВЕТНЫЙ УДАР, МАССИРОВАННЫЙ КОНТРУДАР - (massive retaliation) Выдвинутая администрацией Эйзенхауэра доктрина сдерживания (deterrence doctrine), в соответствии с которой Соединенные Штаты вольны применить ядерное оружие в то время и в том месте, когда и где сочтут это необходимым для предотвращения любой дальнейшей экспансии коммунистического господства, установленного в результате военной агрессии.

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО

МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО - (mass society) Понятие, в соответствии с которыми в некоторых современных обществах люди не защищены от притягательной силы тоталитаризма вследствие отсутствия ограничительных социальных структур. Это понятие получило известность благодаря книге У. Корнхаузера "Политика массового общества" ("The Politics of Mass Society", 1959). Корнхаузер пришел к выводу: массовое общество является "источником поддержки коммунизма, фашизма и других массовых движений, действующих за рамками институционного порядка и вопреки ему". Подобно некоторым своим современникам, он стремился прежде всего объяснить, каким образом германский нацизм и - до некоторой степени - итальянский фашизм смогли прорваться через законные структуры власти и гражданского общества: диктаторы могли напрямую обращаться к народным массам, игнорируя любые ограничения. Корнхаузер не стремился дать определение массовому обществу, но, похоже, понимал под ним общество, в котором участие в политике носит массовый характер, зато мало развит плюрализм (pluralism) или разветвленное гражданское общество. Таким образом, при анализе массового общества вновь обращаются к рассмотрению проблем отчуждения и аномии (особенно) у Маркса (Marx) и Дюркгейма (Durkheim). Среди других авторов пользовавшихся этим термином, - Эрих Фромм "Боязнь свободы" ("The Fear of Freedom", 1942) и Дэвид Рисмен ("Одинокая толпа") ("The Lonely Crowd", 1950). Впрочем, определение данного понятия настолько несовершенно, что оно не используется больше в социологии политики.

МАССЫ

МАССЫ - (masses) Обыкновенные люди в обществе, вместе взятые. Страх перед "массами" существует с давних пор, как и страх демократии (см. также: Plato - Платон; Aristotle - Аристотель). Более определенное описание этому было дано в работах XVIII - начала XIX в. о тирании большинства (см. также: Madison - Мадисон, Tocqueville - Токвиль). Токвиль в книге "О демократии в Америке" ("Democracy in America", 1835-40) выразил следующее опасение (в связи с отсутствием корней и системы социальных связей у американцев, которые были - и остаются - гораздо более мобильными, чем европейцы), "Каждый из них, живя обособленно, равнодушен к судьбе всех остальных". Но такая точка зрения плохо сочетается с восхищением Токвиля политической активностью американцев и их пристрастием к всевозможным добровольным обществам. С аналогичными сложностями столкнулись и все другие, пытавшиеся дать определение понятию "массы" и характеру угрозы, которую они представляют для элит или демократической стабильности (см. также: Массовое общество). Некоторые работы, в свое время сыгравшие важную роль, такие как "Восстание масс" ("Revolt of the Masses", 1932) Хосе Ортега-и-Гасета, в наши дни уже не вызывают интереса у читателей.

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ - (materialism) В расхожем понимании слова - это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в особенности Гегеля (Hegel), Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) разработали теорию, названную ими "историческим материализмом" (historical materialism) и "диалектическим материализмом" (dialectical materialism). С XVII в. философы делились на две группы: одни настаивали на том, что все вокруг есть физическая материя; другие отводили независимую роль духу. Ярким представителем первого направления является Гоббс (Hobbes), чья механистическая концепция природы (названная так в капитальном исследовании Ф. Брандта, 1928) привела его к утверждению о том, например, что наши ощущения цвета целиком вызываются наблюдаемым нами цветным объектом, а не чем-либо в нашем мозгу. Характерным представителем второго направления является епископ Беркли (1685-1753), известный своим скептицизмом в отношении способности доказать существование чего бы то ни было, кроме представлений об этом в нашем уме. Гегель принял сторону Беркли, Маркс и Энгельс - Гоббса. Маркс свел свои расхождения с Гегелем к следующему: "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, точно так же, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив, корни их в материальных условиях человеческой жизни? Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" (предисловие к "К критике политической экономии", 1859). Таков исторический материализм Маркса. Он утверждает, что идеология, эстетика, представления об этике и религии и т.п. суть составляющие надстройки, базисом которой служат экономические отношения (см. также: базис/надстройка). Эта точка зрения, по мнению многочисленных критиков, опровергает сама себя: если идеи суть надстройка, то как могли интеллигент, выходец из среднего класса Маркс и капиталист Энгельс разработать теорию марксизма? Однако в защиту такого взгляда убедительно выступил Дж. Коэн в книге "В защиту исторической теории Карла Маркса" (1979). Диалектический материализм больше связан с Энгельсом. Говоря коротко, это исторический материализм, взятый в динамике. Он содержит мысль о том, что каждая стадия развития общества, кроме последней, несет в себе семена своего собственного разрушения: таким образом, капитализм возник из феодализма, а из капитализма возникнет социализм.

Предыдущая страница Следующая страница