Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПР"-"ОУЭ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 3, "ОПР"-"ОУЭ")

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ - (оpinion polls) Исследования, призванные выявить отношение или определить предполагаемое или реализованное поведение действующих лиц на политической сцене. Это могут быть политические деятели, законодатели, бюрократы или, что бывает чаще, избиратели. Такие опросы могут проводиться различными методами, включая опрос по телефону и непосредственное интервью, и делятся на два главных типа. Первый основывается на случайной выборке, при которой исходят из того, что каждый представитель целевой группы населения обладает очевидной возможностью быть выбранным для этой цели. Так как при этом методе получаются статистические показатели выборки из генеральной совокупности, примерно равные нормальной (normal distribution), размер ошибки может быть определен количественно. Другой метод строится на стратифицированной выборке (метод квот), когда при проведении опроса делается попытка воспроизвести социальное распределение населения по квотам, исходя из предположения, что социальная репрезентативность будет аналогична политической. Оба метода опроса, в основном метод квот, применяются фирмами, занимающимися маркетинговыми исследованиями, для оценки общественного мнения, прежде всего во время избирательных кампаний (используются для получения информации, необходимой для определения стратегии соревнующихся между собой партий и для прогнозирования исхода выборов). В целом с 1945 г. организации Великобритании, проводившие опросы, имели неплохие результаты в предсказании итогов выборов. Однако в 1990 г. качество прогнозов по стратифицированной выборке заметно ухудшилось. См.: survey research (опрос общественного мнения).

ОРГАНИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ

ОРГАНИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ - (оrganic analogy) Любая форма разъяснения политических событий путем аналогии с органами тела человека или животного, а также с экологическими системами. Например, в шекспировском "Кориолане" аристократ Мененеус Агриппа описывает восстание плебса, прибегнув к такой параболе: "Было время, когда все члены тела восстали против желудка". В философии науки аналогия традиционно рассматривалась как специфический элемент индуктивного мышления. Соответственно, проблема оправданности аргумента на основе аналогии обычно понимается в пределах убедительности его индуктивной поддержки. Новое и незнакомое часто с помощью аналогии объясняется в понятиях знакомых и наглядных. И это лишь подтверждает распространенность обиходного употребления аналогий, когда следующий из аналогии вывод отождествляется с выводом, делаемым на основе схожести. Здравый смысл подсказывает нам также, что аналогии сами по себе не имеют доказательной силы, они просто приспосабливаются к отдельным конкретным случаям, некоторые оказываются удачными, другие же нет. Аналогия с органами, однако, чрезвычайно популярна и привлекательна. Представление о том, что социальные сообщества в основном подобны органическим системам и могут быть объяснены на основе законов этих систем - одна из распространенных черт современного европейского мышления, которые, возможно, получили наиболее полное развитие у Герберта Спенсера (Spencer). Однако то, что Спенсер и другие мыслители викторианской эпохи были склонны отбрасывать или не замечать, заключалось в наличии у индивидуальных организмов центра сознания, в то время как у обществ такого центра нет. И хотя общество - это нечто большее, чем просто собрание отдельных частей, само по себе это не может служить доказательством того, что общества являются организмами.

ОРИЕНТАЛИЗМ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

ОРИЕНТАЛИЗМ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ - (оrientalism) Производное от слов "ориент" и "ориентальный", этимологически происходящее от названия стороны света, где восходит солнце. Введено в современный политический словарь трудом Эдварда Сейда "Ориентализм" ("Orientalism"), посвященным вопросам истории и искусства в Европе. Сэйд утверждал, что империалистическая Европа придумала "ориент" как другой мир с тем, чтобы определиться самой. Ориентализм, таким образом, стал идеологией, которая позволила Западу поставить себя в центр, организуя отношения с Востоком, и создать собственную мифологию, узаконивавшую оккупацию им стран, которые были обозначены как ориентальные. Согласно Сэйду, это было сделано путем выработки единого представления в отношении этих "других", ориентальных/восточных наций не только в западном мире, но и среди элиты самих восточных наций. Западное образование, литература и искусство стали господствующими благодаря экономическому и политическому господству империалистических государств. Власть или ее отсутствие лежат, таким образом, в основе рассуждений ориенталистов, способствуя созданию консенсуса, без которого трудно представить сохранение этого господства. Сэйд подчеркивает, что ориенталистские рассуждения относятся не только к прошлому - они заложены в политическом словаре, который мы используем сегодня для понимания наций Третьего мира (Third World).

ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ

ОРУЭЛЛ ДЖОРДЖ - (Orwell, George) (1903-50) Псевдоним английского писателя Эрика Блэйра. Большинство его повестей, мемуаров, статей имели политическую направленность и содержали резко выраженные выступления против империализма, капитализма, узости мышления среднего класса и отличались эвфемистичным и грубым английским языком. В "Burmese Days" ("Бирманские дни") (1934) описывались похождения Оруэлла в качестве имперского полисмена. "Дорога на Виганский пирс" ("Road to Wigan Pier", 1937) - это пространный очерк о социализме, навеянный поездкой в Ланкашир во время кризиса, а "Поклон Каталонии" ("Homage to Catalonia", 1938) - рассказ о пережитом Оруэллом в первый год гражданской войны в Испании. Однако для изучающих политику произведения Оруэлла были бы малоинтересны, если бы не страстные антитоталитарные идеи, которые он начал развивать в конце 1930-х гг. Оруэлл сопоставил свои впечатления от знакомства с двуличностью ортодоксальных коммунистов (описанные в "Поклоне Каталонии") с теорией власти, изложенной в работе Бертрана Рассела (Russell) "Власть: новый социальный анализ" ("Power: A New Social Analysis", 1938). Первым, менее значительным результатом сопоставления стала сатирическая повесть "Животноводческая ферма" ("Animal Farm", 1945), в которой коммунистическая революция изображалась как захват фермы содержащимися в ней животными. Главным же результатом был роман "1984" (1949), где получил развитие тезис Рассела о безграничной власти современного государства, которая в будущем превратится в кошмар. Оруэлл почти дословно использует многие аргументы Рассела и вкладывает их в уста О'Брайена, агента тайной полиции. Государству невозможно сопротивляться, оно в состоянии контролировать даже мысли. Оно может заставить своих граждан поверить, что 2 + 2 = 5, что "Свобода - это Рабство", а "Война - это Мир". Искоренены не только инакомыслие и автономия индивида, но и сама способность четко мыслить в Британии, которая сама утратила свое название. "1984" не был предсказанием в полном смысле слова. Взгляды Оруэлла, в т.ч. теория власти, которые вызвали его, относились к определенному периоду, были продуктом времени, когда многочисленный не так давно урбанизированный рабочий класс сочетался с технологическим потенциалом государственной монополии на средства коммуникации. Однако эта книга остается одной из самых сильных из когда-либо написанных антиутопий и в определенной мере оказалась самоотрицающим предсказанием.

ОСВ (ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ)

ОСВ (ПЕРЕГОВОРЫ ОБ ОГРАНИЧЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ) - (SALT (Strategic Arms Limitation Talks)) Предварительные обсуждения вопроса об ограничении количества ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия обеих сверхдержав начались в 1967 г. Были прерваны американцами после советской оккупации Чехословакии в 1968 г., возобновлены в ноябре 1969 г. под названием "Переговоры об ограничении стратегических вооружений" (ОСВ) и завершились подписанием договора в мае 1972 г. Договор заморозил на пять лет количество стратегических "носителей" (ракет и бомбардировщиков), но разрешил модернизацию и увеличение количества боеголовок, которые могли размещаться на этих носителях. Соглашение, известное больше как Договор ОСВ-1, разрешало бессрочное развертывание лишь весьма ограниченного количества систем противоракетной обороны. В 1979 г. был заключен Договор ОСВ-2, предусматривавший весьма незначительное сокращение пусковых установок СССР и позволявший значительно увеличить количество развертываемых боеголовок. После советского вторжения в Афганистан в декабре 1979 г. американцы отказались ратифицировать договор, и он потерял силу, хотя на практике обе стороны придерживались его общих положений вплоть до завершения очередного раунда переговоров по стратегическим вооружениям, известных под названием ПССВ (START).

ОСТРОГОРСКИЙ МОИСЕЙ

ОСТРОГОРСКИЙ МОИСЕЙ - (Ostrogorski, Moisei) (1854-1919) Русский ученый-политолог, известный работой "Демократия и организация политических партий", опубликованной в 1902 г. в 2 томах; в одном из них речь шла о Британии, в другом - о Соединенных Штатах. Опираясь на обширный документальный материал, Острогорский писал о том, что партии контролируются никого не представляющими энтузиастами. В критике представительной демократии является предшественником Шумпетера (Schumpeter). Нарисованная Острогорским картина пагубного воздействия либерального кокуса (caucus) на британскую политику была несколько преувеличенной, но оказала исключительно большое влияние на современников.

ОТВЕТНЫЙ УДАР

ОТВЕТНЫЙ УДАР - (backlash) Враждебная реакция на реформы и политические решения. Особенно характерна для выступлений белых против предоставления гражданских прав (civil rights) и для антифеминистских акций.

ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

ОТВЕТСТВЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО - (responsible government) По определению, данному А.Х. Берчем в работе "Представительное и ответственное правительство" ("Representative and Responsible Government"), правительство, которое прислушивается к общественному мнению и отчитывается перед представителями избирателей, проводит разумную и последовательную политику.

ОТДЕЛЕНИЕ

ОТДЕЛЕНИЕ - (secession) Выход той или иной общественной группы из-под власти государства. Недовольные члены политического сообщества имеют в своем распоряжении различные стратегические ходы. Они могут попытаться улучшить свое положение, действуя в рамках существующей политической системы; могут пытаться изменить государственную структуру, выступая за большую децентрализацию, даже требуя получения дополнительных полномочий от федеральных органов власти. Особо недовольные, утратив веру в умеренные методы, могут прибегнуть к крайностям: эмигрировать или же бороться за революционное ниспровержение государства. Отделение дает особо недовольным дополнительные стратегические козыри. В случае успеха группа выходит из-под власти государства и сама контролирует свою территорию и ресурсы. Таковы были цели одиннадцати штатов, стремившихся отделиться от Соединенных Штатов и развязавших тем самым гражданскую войну. В прошлом черные мусульмане Америки включали в свою программу пункты об отделении. Идею выхода из Канады вынашивают в настоящее время многие жители Квебека французского происхождения.

ОТЗЫВ

ОТЗЫВ - (recall) Такое развитие событий, когда выбранное должностное лицо может быть поставлено перед необходимостью новых выборов, способных лишить его права занимать свой пост еще до истечения срока полномочий, если установленное число или процент избирателей подпишут петицию в пользу проведения таких выборов. В США механизм отзыва может быть широко использован на общегосударственном и местном уровнях, но его применение редко бывает успешным.

ОТКРЫТОЕ ПРАВЛЕНИЕ

ОТКРЫТОЕ ПРАВЛЕНИЕ - (оpen rule) см.: Закрытые/открытые правила.

ОТКРЫТЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ

ОТКРЫТЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ ВЫБОРЫ - (оpen primary) Первичные выборы, на которых избиратели свободны в выборе той партии, кандидату которой они отдают предпочтение. На практике используются редко, так как сторонники одной из партий могут добиться выдвижения слабейшего из кандидатов от партии оппонентов, проголосовав за него во время первичных выборов.

ОТМИРАНИЕ ГОСУДАРСТВА

ОТМИРАНИЕ ГОСУДАРСТВА - (withering away of the state) утрата государством бюрократических функций и функций принуждения по мере перехода к коммунизму и их замена коллективным и децентрализованным общественным управлением. Термин введен в употребление Энгельсом (Engels), но впервые использован Марксом (Marx) ("Государство не упраздняется, оно отмирает").

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ - (relative autonomy) Теория, согласно которой любая социальная целостность обладает четырьмя отдельными и различающимися между собой видами деятельности: экономической, политической, идеологической и теоретической. Они осуществляются во взаимодействии друг с другом, но при этом каждая из них обладает полной автономией в пределах границ, определяемых местом, занимаемым ею в данной целостности. Этот термин приобрел особую значимость в дискуссиях о государстве (state). В марксистской теории понятие относительной автономии возникло как реакция на осознание банкротства советского марксизма-ленинизма, рассматривавшего государство как эпифеномен, деятельность которого может быть сведена к управлению "экономическим базисом" (см.: базис/надстройка). Хотя можно утверждать, что Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) впервые использовали это понятие при обсуждении бонапартистского режима (Bonapartist regime) во Франции после государственного переворота, совершенного Наполеоном III в 1852 г. Понятие относительной автономии было введено в научный оборот Пулантцасом (Poulantzas) в книге "Политическая власть и социальные классы" (1968). Пулантцас утверждал, что современное капиталистическое государство эффективней всего служит интересам капиталистов только тогда, когда представители этого класса не принимают непосредственного участия в деятельности государственного аппарата, т.е. если правящий класс политически не является правящим классом. Эта степень относительной автономии от класса капиталистов и от интересов отдельных фракций капитала (финансовый, промышленный секторы и т.д.) дает государству возможность выступать в качестве "коллективного капиталиста" и сохранять законность в глазах избирателей. Относительную автономию часто критикуют за ее функциональную направленность и тенденцию к тавтологии. Специалисты в области политической теории, придерживающиеся традиционных взглядов (особенно сторонники участия государства в управлении экономикой и аналитики, в центре внимания которых находятся проблемы государства) также занимаются вопросом автономности государства, обычно определяемой как способность государства преследовать свои цели, не считаясь с требованиями или интересами других социальных групп или классов. Чтобы не прибегать к понятию относительной автономии, статисты разработали понятие "континуум" (непрерывная совокупность или связное множество), включающего все виды государств, - от "сильных" до "слабых". Наиболее сильное влияние это понятие оказало на дискуссии по вопросам эволюции государства.

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО ГОЛОСОВ

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ БОЛЬШИНСТВО ГОЛОСОВ - (plurality) Самое большое общее число голосов, поданных за какого-то кандидата на выборах с несколькими кандидатами, когда ни один из них не набрал половины голосов. Избирательной системой, построенной по принципу относительного большинства голосов, или первый на финише (first-past-the-post), считается система, выбирающая такого кандидата в качестве победителя.

ОТНОШЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬ - ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО

ОТНОШЕНИЯ ДОВЕРИТЕЛЬ - ДОВЕРЕННОЕ ЛИЦО - (principal-agent relationship) См.: делегат (delegat); представительство (representation).

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ПЕРИФЕРИЕЙ - (centre-periphery politics) Политические отношения между развитыми и отсталыми странами. Существует три варианта подхода к политическому анализу этого явления. 1. Анализ современной мировой системы (world system) и теория международной политической экономии, исходным положением которой является тезис о том, что начиная с XVI в. - времени появления рыночных отношений и национальных государств - национально-экономическое развитие или отставание определяли всемирные глобальные (а не национальные) рыночные силы. Структура этого процесса, который продолжается и сейчас, выглядит следующим образом: производящие государства, составляющие ядро системы, господствуют, эксплуатируют и превращают периферийные (иногда полупериферийные) страны, которые остаются прежде всего, поставщиками сырья для составляющих ядро стран (центр), в зависимые. Короче говоря, периферийные страны существуют и всегда существовали для обслуживания экономики стран центра. Мировая политика должна рассматриваться с позиции такого неравного разделения труда. Отсюда, капитализм скорее обеспечивает "развитие отсталости", нежели содействует развитию отсталых стран. Данная теория допускает наличие доминирующих центров внутри ядра ведущих стран. Примерами могут служить Великобритания XIX в. и США XX в. 2. Теория внутреннего колониализма (internal colonialism), во многом вытекающая из первой теории. В ней делается упор на неравном разделении труда, эксплуатации и зависимости внутри самих стран центра и на периферии. Внутренний колониализм подразумевает неравенство и несоответствие в пределах национальной территории, а также различные формы (не только экономические) эксплуатации периферийного (периферийных) района (районов) со стороны развитого центрального региона страны. 3. Схема отношений центр -периферия используется некоторыми исследователями для анализа взаимоотношений центра и территорий в пределах одной страны (central-local relations), хотя в литературе преобладает неприятие такого "межправительственного" подхода. В этом случае основное внимание уделяют разнообразию средств, с помощью которых политический центр стремится контролировать, управлять или игнорировать остальную часть национальной территории (периферию или периферии). Эта теория, безусловно, поднимает вопрос о необходимости изучения отношений центра и провинции и ставит давно назревшую проблему о роли центра. С другой стороны, слабость этой теории в том, что трудно с определенностью сказать, кто является главным действующим лицом на периферии.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ТЕРРИТОРИЯМИ

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРОМ И ТЕРРИТОРИЯМИ - (central-local relations) В западных странах с плюралистической формой правления все центральные органы, за исключением руководства микрополисов, сталкиваются с двоякой проблемой управления: 1) как организовать проведение единой государственной политики и контроля на местах, т.е. вне пределов столичных территорий; 2) в каких пределах можно позволить осуществлять местное управление в регионах. Короче говоря, центральные правительства сталкиваются с проблемами управления территориями и региональной политики. Именно это является или должно быть предметом отношений между центром страны и ее периферией. Такие проблемы стоят как перед федеральными (federal), так и перед нефедеральными системами власти. Мы рассмотрим последний вариант, называемый унитарной формой территориального устройства государства. Центральное правительство располагает несколькими вариантами территориального управления. Общественное обслуживание населения может быть поручено местным филиалам центральных учреждений или ad hoc - специальным агентствам, где работают назначенные центральным правительством местные жители, а также выборным местным органам или некоей комбинации перечисленных вариантов. Функции контроля могут быть распределены между соответствующими центральными органами в столице или переданы назначенным центром государственным чиновникам в различных регионах страны, а также особым центральным органам (в т.ч. и министерствам), отвечающим за конкретную часть национальной территории. На реальный процесс взаимоотношений центра и периферии часто оказывают определенное влияние политические факторы. Некоторые центральные правительства пытаются детально контролировать деятельность местной администрации, особенно если она выборная. Основным орудием контроля в таких случаях служат финансы: контроль зависит от того, в какой мере местное руководство располагает собственными источниками доходов и в какой степени оно рассчитывает на субсидии и дотации центра. Альтернативной стратегией является передача общественного обслуживания в руки частного сектора с тем, чтобы контрольные функции регулировались дисциплиной рыночных отношений. Это происходит или по идеологическим соображениям, или просто потому, что контроль центра - дело сложное, долгое и трудоемкое. Традиционно местную администрацию поддерживают две политические силы. К первой относятся политики, представляющие в национальных выборных органах интересы местных избирателей. Вторая - популярная идеология местной демократии. Она слагается из трех положений: а) местное самоуправление, т.е. администрация, состоящая из избранных на местах представителей, как лучшая форма местной власти; б) отсюда следует, что местная демократия для жителей является синонимом свободно избранного местного руководства; в) власть на местах делят сильные, влиятельные, авторитетные органы управления, являющиеся важным элементом надежного функционирования плюралистической политики. Эта идеология преобладает в научных исследованиях взаимоотношений центра и периферии, что имеет ряд негативных последствий. Большинство этих исследований исходят из того, что отношения между центром и периферией - это исключительно отношения между властными органами, особенно между выборными местными и центральным правительством, а также из того, что контроль центра (или централизация управления) - это всегда плохо. Наконец, они заранее уверены, что любая критика выборной местной администрации является атакой на местную демократию и национальный плюрализм. Имеющиеся эмпирические данные в пользу этих выводов либо неубедительны, либо недостаточны.

ОТСТАИВАЮЩИЙ ПРАВО ВЫБОРА

ОТСТАИВАЮЩИЙ ПРАВО ВЫБОРА - (pro-choice) Идеологическая позиция, отстаивающая право женщин на аборт на основе ее неотъемлемого права самостоятельно решать вопросы, касающиеся ее тела. В США, где эта проблема приобрела наиболее острый политический характер, Верховный суд в своем историческом решении в 1973 г. по делу "Роу против Уэйда" признал право женщин на аборт вытекающим из Конституции "правом на частную жизнь". См. также: pro-life (выступающий против абортов).

ОТЧУЖДЕНИЕ

ОТЧУЖДЕНИЕ - (alienation) До XVII в. термин "отчуждение" употреблялся применительно к отношениям собственности, например отчуждение собственности одного владельца в пользу другого. В XVII в. это значение стало переноситься на нематериальную собственность - гражданские права и независимость. Мыслители Гроций (Grotius) и Джон Локк (Locke) употребляли этот термин, говоря о необходимости отчуждения некоторых прав и полномочий как обязательного условия существования легитимного политического общества. Именно в этом смысле "отчуждение" легло в основу теории общественного договора. В более позднее время термин приобрел иной смысл и стал означать потерю разума или разрушение личности, приводящие к отчуждению человека от истинного или рационального "я" ("alienist" - устаревшее слово, означавшее "психиатр"). Один из мыслителей XVIII в. Томас Пэйн (Paine) утверждал, что некоторыми правами человек наделен не случайно - они являются важными факторами его характера. Такие права "неотчуждаемы", а их потеря, в результате добровольного отказа или принудительного лишения, равносильна потере существенной части человеческой природы. Первый систематический анализ проблемы отчуждения принадлежит Ж.-Ж. Руссо (Rousseau), хотя этим термином он не пользовался. В его работе "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" ("Discourse on the Origin of Inequality", 1755) отчуждение предстает как непременный спутник развитого общества, в котором правовые системы - нравственно-религиозные, политические и экономические - насильственно лишают человека возможности определять степень личной свободы. В таких условиях человек оказывается отчужденным от собственного потенциала, нравственного "я" до тех пор, пока не перестроит общество таким образом, чтобы оно позволило ему принимать самостоятельные решения. В "Общественном договоре" ("The Social Contract", 1762) Руссо описывает возможное устройство такого общества. Наиболее полный политический анализ проблемы отчуждения содержится в работах Гегеля (Hegel) и Маркса (Marx). Гегель считал, что цель исторического развития состоит в постепенном преодолении разрыва между частным и универсальным сознанием, пока не будет достигнуто их полное слияние (абсолютное самосознание). Этот разрыв является центральным и неотъемлемым элементом отчуждения, и, следовательно, история становится отражением постепенного движения человечества от отчуждения к освобождению. Иными словами, отчуждение для Гегеля есть понятие сугубо историческое. Маркс признает справедливость этого последнего утверждения, но под влиянием Фейербаха (Feuerbach) отвергает гегельянский упор на сознание по двум основным причинам. Первая заключается в том, что такой подход подразумевает зарождение отчуждения в самом индивиде, тогда как для Маркса оно определяется материальными условиями ("совокупностью общественных отношений"), в которые индивид попадает, как в сети. Вторая причина связана с тем, что ответственность за освобождение от отчуждения Гегель всецело возлагает на индивида, поскольку все, что от него требуется, - это усилие воли. Для Маркса преодоление отчуждения возможно лишь при изменении материальных условий жизни общества. Отчуждение, таким образом, должно быть преодолено в результате борьбы особого, исторически сложившегося класса. Маркс считает, что человечество способно преодолеть тиранию повседневных жизненных потребностей, характерных для животного мира. Тогда человек сможет трудиться свободно и творчески, а его личность будет выражаться в предметах, которые он производит. Это привнесение своего "я" в собственный продукт тоже есть форма отчуждения, но в этом случае она позитивна и должна существовать повсюду и всегда, включая коммунистическое общество. Но там, где нет условий для свободного творческого труда, отчуждение принимает негативные формы. При капитализме, например, фабрики превращают работу из вида общественной деятельности в индивидуализированный процесс, отчуждающий работников друг от друга (в результате разделения труда). Однотипная работа, не требующая свободного и созидательного приложения сил, ожесточает людей, отчуждает от врожденных способностей. Продукт перестает быть выражением личности. Поэтому для Маркса уничтожение капитализма является необходимым условием очищения отчуждения от его извращенных элементов. Со времени Маркса к проблеме отчуждения не раз обращались многие писатели и ученые. Разные толкования этого термина мы находим в философии экзистенциализма Сартра (Sartre), в социальной психологии Эриха Фромма, в многочисленных эклектических учениях марксистского толка, например в психоаналитических исследованиях Маркузе (Marcuse). В результате термин потерял однозначность, но многие писатели, вслед за Руссо, сходятся во мнении, что он хорошо отражает некоторые негативные последствия жизни в развитом обществе.

ОУКШОТТ МАЙКЛ

ОУКШОТТ МАЙКЛ - (Oakeshott, Michael) (1901-90) Британский консервативный политический философ. В своей наиболее известной работе "Рационализм в политике" ("Rationalism in Politics", 1947) он подвергает критике рационалиста, скептика и одновременно оптимиста: "У него нет чувства накопления опыта... прошлое имеет для него значение только в смысле того, что оно представляет обузу... Для рационалиста ничто не является ценностью само по себе". Список критических работ Оукшотта по рационализму включает "Доклад Бевериджа" (Beveridge Report); "Votes for Women" ("Голоса для женщин"), "The Catering Wages Act" ("О законе потребительского наполнения зарплаты")... а также статью о возрождении гэльского языка в качестве официального языка Эйре (Ирландии). В представлении Оукшотта, рационализм игнорирует "практическое знание, (которое) существует только в употреблении и... не может быть сформулировано в виде правил". Оукшотт, таким образом, энергично утверждал консерватизм по Берку (Burke). Хотя его представление о невозможности написания правил для практического знания, казалось бы, делают его работу, с этой точки зрения, бессмысленной, на протяжении нескольких десятилетий его взгляды были очень влиятельными.

ОУЭН РОБЕРТ

ОУЭН РОБЕРТ - (Owen, Robert) (1771-1858) Британский социальный реформатор, чьи идеи способствовали развитию традиций социализма (Socialism) XIX в. Оуэн придерживался в основном коммунитарных взглядов и выступал за создание экспериментальных кооперативов с охватом от 2000 до 3000 человек. Он воплотил эти идеи на практике в общине Нью-Ленарк в Шотландии (основана в 1800 г.) и позднее в Америке, в местечке Нью-Хармони, штат Индиана (в период с 1824 по 1829 г.). Наиболее ясное изложение его отношения к социальным реформам можно найти в работе""Новый взгляд на общество" ("A New View of Society", 1812-13). В частности, им выдвигалась теория о том, что характер человека и его поведение формируются социальным окружением, а следовательно, улучшение социальных условий и разумная организация труда являются необходимыми условиями равенства, справедливости и счастья. Подобно Фурье (Fourier) и Марксу (Marx) Оуэн видел в механизации процесса труда в условиях индустриализации потенциально порабощающую силу и в противовес этому предлагал общинную собственность и контроль над средствами производства. Такое видение коммунизма (Communism) в малых масштабах также связано с его идеями относительно возможности замены денег как средства обращения на свободное распределение жизненно важных товаров и услуг по потребности. На протяжении всей своей жизни Оуэн подчеркивал важность процесса постепенных мирных реформ как единственно возможного пути для улучшения общества. В более поздние годы он перешел на позиции религиозного фундаментализма в качестве источника вдохновения для создания "нового, нравственного мира" и начал писать о будущем социалистическом порядке как о новом тысячелетии, знаменующим второе пришествие Христа (millenarianism). Эта вдохновенная проповедь послужила основой для превращения идей Р. Оуэна во влиятельное социальное движение в Британии в 1930-е гг. Его идеи также сыграли существенную роль в возникновении и развитии раннего тред-юнионизма.

Предыдущая страница Следующая страница