Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАС"-"ПЛЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПАС"-"ПЛЕ")

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ

ПАСКАЛЬ БЛЕЗ - (Pascal, Blaise) (1623-62) Французский математик, ученый, религиозный философ. Затрагивал политические вопросы в манере, напоминающей Августина (Augustine). Страдание человека является следствием развращения его природы при грехопадении. Человек без Бога оказывается во власти себялюбия, которое ослепляет его, не давая видеть подлинную справедливость, и служит источником общественных и политических беспорядков. Человеческое величие заключается главным образом в способности человека осознать свое ничтожество. Пусть человек - былинка, но он - "мыслящая былинка" (Penses). Но что он может с этим поделать? Оказать ему помощь может только бесконечное существо, только Бог может спасти человека от общественных и политических беспорядков, порождаемых человеческим эгоизмом, и помочь ему осуществить свои устремления. Паскаль косвенно выразил то, что до него было сказано Августином: истинная справедливость на Земле может быть достигнута только с помощью веры в Бога, а Бога можно найти в Иисусе Христе. Паскаль был также одним из создателей теории вероятностей и статистики. Началось это с проблем в азартных играх, но вскоре получило серьезное применение во всех общественных науках, включая политику (о некоторых современных разновидностях подобных теорий см.: анализ затрат и результатов; теория принятия решений). Его самый известный вклад в теорию вероятности - "ставка Паскаля" - называли построенным на теории игр аргументом в защиту веры в Бога (или по меньшей мере попытки верить или делать вид, что веришь). Бог либо существует, либо не существует; если Он существует, Он дает в награду верующим вечную жизнь и обрекает неверующих на вечную кару. Даже если вероятность существования Бога очень мала, страх перед вечным наказанием столь разрушителен, что ожидаемая ценность веры в Бога всегда будет превышать ценность отсутствия веры в Него. При посылках, приведенных Паскалем, этот аргумент вполне убедителен; однако все зависит от Бога, а Бог понимается как тот конкретный вид Бога, который положен в основу второй посылки. Тем не менее "ставка" является частью более широкого аргумента, согласно которому один только логический ход мысли не может привести к знанию первооснов. С точки зрения Паскаля, на это способна лишь религиозная вера.

ПАТЕРНАЛИЗМ

ПАТЕРНАЛИЗМ - (paternalism) Применение силы или власти в отношении другого человека с целью предотвратить вред, который он может себе причинить, или содействовать его благу, обычно насильственно лишая его при этом личной ответственности и свободы выбора. В целом считается, что патернализм родителя (строго говоря, отца), даже такого, который ограничивает свободу ребенка в интересах самого ребенка, не требует особого оправдания. При этом ссылаются на то, что дети - в силу незнания или неопытности - не способны судить здраво и нуждаются в защите как от самих себя, так и от других людей. Под правовым или государственным патернализмом понимается применение законов или иные действия государства, имеющие целью предохранить как взрослых граждан, так и детей от причинения вреда самим себе либо содействовать их благу. Государство имеет в своем распоряжении целый ряд инструментов патерналистского вмешательства - от предоставления информации и консультаций до политики налогообложения, делающей отдельные предметы более дорогими и менее доступными, и принудительного запрещения или предписываемого требования производить определенные действия. Некоторые виды вмешательства считают противоречащими свободе, поскольку они чреваты опасностью навязывать точку зрения законодателя на то, что благо, а что - нет. С другой стороны, граждане, вне сомнений, способны наносить себе вред (являющийся таковым даже в их собственном понимании) вследствие незнания, недальновидности и т.д. При изложении доводов в защиту государственного патернализма затрагиваются такие вопросы, как: надо ли добиваться равновесия между свободой и благополучием; каково воздействие всевозможных механизмов патерналистского вмешательства; какая связь существует между "предотвращением вреда" и "содействием благу"; в чем природа интересов (interests) и легитимные цели государства?

ПАТРИАРХАТ

ПАТРИАРХАТ - (patriarchy) "Власть отца". Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было обосновано божественное право королей (divine right of kings). Слово "патриархат" используется также феминистками для осуждения практики (как осознанной, так и неосознанной), при которой отцы, сыновья и/или мужчины (вообще) занимают главенствующее положение по отношению к матерям, дочерям и/или женщинам. Всевозможные виды патриархальных обычаев широко распространены даже в обществах, претендующих на осуществление равных возможностей (для мужчин и женщин).

ПАТРИОТИЗМ

ПАТРИОТИЗМ - (patriotism) Всегда определялся как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм как таковой не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. В XVIII в. о патриотизме нередко говорили с иронией; например, д-р Джонсон так охарактеризовал патриота: "Раскольник, мешающий правительству". Он же сказал, что "патриотизм является последним прибежищем негодяя", в частности имея в виду демагога Уилкса. Столь иронические замечания о достоинстве патриотизма часто встречаются и во многих современных комментариях, нередко вызывая горькие размышления у тех, которые сами себя считают патриотами: "Слово "патриотизм" стало неприличным".

ПАТРОНАЖ

ПАТРОНАЖ - (patronage) Английское слово patron восходит к латинскому patronus в значении "покровитель", "защитник". В средневековой церкви это слово приобрело еще одно значение - "имеющий право назначать священника в церковный приход". Оба эти смысла вполне уживаются в понятии политического патронажа. В Англии времен королевы Виктории и короля Эдуарда в обязанности канцелярии гражданской службы патронажного секретаря министерства финансов входила раздача пожалований сторонникам правительства в качестве вознаграждения за их голоса на выборах. в. Е. Гладстон в 1832 г. был представлен избирателям Ньюарка покровителем данной местности, герцогом Ньюкаслским; избиратели, как и ожидалось, проголосовали должным образом. Гладстон в свою очередь попросил патронажного секретаря о работе для избирателя, но ему было отказано на том основании, что "сначала надо рассматривать просьбы наших политических сторонников, а наш патронаж совершенно недостаточен для того, чтобы удовлетворять просьбы членов Палаты общин в интересах (sic) их избирателей". Гладстон стал одним из тех, кто сделал главный вклад в сокращение патронажа, проведя реформу гражданской службы (civil service) и армии. В британской Гражданской службе ведомство патронажа существует до сих пор, в его задачу входит слежение за тем, чтобы политические посты (звания) и награды не давались не подходящим для этого лицам, как это было в период с 1916 по 1922 г., когда Ллойд Джорж торговал ими. С 1979 г. эта сфера деятельности не предлагалась для (ре)приватизации. В США политический патронаж развивался аналогичными путями, что вызвало постановку Прогрессивной партией вопроса о реформе гражданской службы. Тем не менее некоторые федеральные посты, как высокие, так и невысокие (должности послов, начальников почтовых отделений), все еще открыто являются предметом патронажа. См. также: machine (аппарат).

ПАЦИФИЗМ

ПАЦИФИЗМ - (pacifism) Отказ от войны (War) как средства разрешения споров. Связан с различными философскими школами, такими как гандизм (Gandhi - Ганди), квакерство (Quakers - квакеры. Некоторые исследователи ввели новый термин "пацифицизм" (отказ от силового решения отдельного спорного вопроса) в отличие от пацифизма. Так, например, большинство противников вступления Британии в войну с Гитлером в 1930-х гг. были пацифицистами, и лишь немногие - пацифистами.

ПГСЗ (ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ)

ПГСЗ (ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ) - (PSBR (Public Sector Borrowing Requirement)) Количество денег, которое правительство должно взять в долг для финансирования своих годовых расходов. ПГСЗ определяется разницей между доходами правительства и его расходами и обычно покрывается за счет продажи ценных бумаг правительства. Кейнс (Keynes) утверждал, что высокий уровень ПГСЗ допустим в условиях спада экономической активности, поскольку он дает возможность осуществлять государственные расходы (притом что поступления от налогов невелики), направленные на стимулирование экономического роста. В последнее время в связи с усилением влияния монетаристской политики (monetarism) стали утверждать, что правительственные займы усиливают инфляцию и вытесняют частные инвестиции, а потому ПГСЗ следует жестко контролировать на всех стадиях экономического цикла.

ПЕНТАГОН

ПЕНТАГОН - (Pentagon) Получил свое название из-за своеобразной пятиугольной формы здания, где он расположен (от греч. pentagonon - пятиугольник). Пентагон - штаб-квартира министерства обороны США. Отвечает за руководство вооруженными силами и выработку военной стратегии.

ПЕРВАЯ ПОПРАВКА

ПЕРВАЯ ПОПРАВКА - (First Amendment) Одна из наиболее важных поправок к Конституции США, гарантирующая права, которые считаются неотъемлемыми атрибутами либеральной демократии: свободу вероисповедания, свободу слова и прессы, право мирно собираться и обращаться к правительству. Является частью Билля о правах (Bill of Rights). Поправка, ратифицированная в 1791 г., имела целью успокоить тех граждан, которые были встревожены возможной перспективой слишком сильного центрального правительства. В XX в. Верховный суд, обращаясь к формулировке правила соблюдения надлежащей правовой процедуры (due process), содержащейся в Четырнадцатой поправке, указал, что свободы, декларированные Первой поправкой, защищены равным образом и от ущемления со стороны властей штатов.

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОММУНИЗМ - (primitive communism) Термин, отразивший интерес Маркса (Marx) и Энгельса (Engels) к этнологии в целом и к исследованиям Льюса г. Моргана (1818-81) в частности. В древности существовали и ныне существуют общества, где нет классов и государства, а общественные и экономические отношения в целом носят уравнительный характер. В таких обществах царит коллективное право на основные ресурсы и нет места для авторитарного управления. Морган дал детальное этнографическое обоснование подобного представления о первобытном коммунизме в работе "Древнее общество" ("Ancient Society") (1877), а Энгельс, работая с заметками Маркса по трудам Моргана, проанализировал данный феномен и его связь с историческим материализмом в книге "Происхождении семьи, частной собственности и государства" (1884).

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ - (primitive accumulation) Описанный Марксом (Marx) процесс, начинающийся с накопления товаров, затем золота и серебра и, наконец, денег, посредством чего зарождающийся капитализм создает материальную базу (путем систематической эксплуатации труда, экспроприации ресурсов и колониального грабежа), облегчающую ему господство в экономической и политической сферах.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ - (original intent) см.: judicial activism (судебное ограничение).

ПЕРВЫЙ НА ФИНИШЕ

ПЕРВЫЙ НА ФИНИШЕ - (first-past-the post) Избирательные системы, подобные британской и канадской федеральной, при которых страна делится на избирательные округа и в законодательный орган избираются только победители в окружных выборах. При этом больше не предпринимается никаких попыток пересмотра сложившегося соотношения сил в парламенте с целью приведения его в соответствие с поддержкой избирателями партий по стране в целом. Такие системы позволяют получать абсолютное большинство в парламенте тем партиям, которые в целом получили менее 50% голосов избирателей. Теоретически некая партия может получить все места в парламенте, набрав (1/n)+c голосов, где n - число партий, а c - число избирательных округов. На практике такая система ведет к тому, что в стране "выживает" небольшое число партий, и, надо полагать, в конечном счете порождает тенденцию к возникновению двухпартийной системы (см. закон Дюверже). Точно известно, что такая система часто давала возможность формировать правительство большинства партией, победившей на выборах с немногим более 40% голосов (что зачастую означает всего лишь 30% зарегистрированных избирателей). Главное достоинство системы состоит в том, что она с большей вероятностью приведет к появлению в законодательном органе эффективного большинства. Такое большинство необязательно будет представительным по отношению ко всем избирателям. Правление меньшинства подобного рода приемлемо лишь в обществах, готовых распределять власть по системе, напоминающей бега.

ПЕРЕВЫБОРЫ

ПЕРЕВЫБОРЫ - (reselection) Процесс, посредством которого организации заменяют или вновь утверждают на посту своих должностных лиц. В политических партиях основное внимание сосредоточено на подборе кандидатов для парламентских выборов через местные партийные организации в избирательных округах. Существуют три типа перевыборов: 1) перевыборы через комитет, который избирается партийной организацией избирательного округа и принимает решения по своему усмотрению; 2) перевыборы через избирательную коллегию (состоит из делегатов от ассоциированных групп, которые входят в партийную организацию избирательного округа на мандатной основе), проводящиеся перед каждыми всеобщими выборами; 3) перевыборы с участием всех членов партийной организации избирательного округа по принципу "один член партии - один голос". Первый тип характерен для партий, элитарных по своим ценностям, предпочитающих видеть в своих кандидатах скорее представителей, нежели делегатов, и стремящихся обеспечить своим кандидатам длительное пребывание на посту. Такую позицию занимает английская Консервативная партия: ее кандидаты, как правило, занимают очень прочное положение. Второй тип характерен для партий, которые хотели бы видеть в своих кандидатах скорее делегатов, чем представителей, и, соответственно, готовы разбирать и оценивать парламентскую деятельность тех, кто стал членами парламента, и не пропустить их в качестве кандидатов на следующие выборы, если они не смогли выразить интересы местной партийной организации. Британская Лейбористская партия (Labour Party) применяла такой подход в 1981-90 гг. Это явилось результатом успешных действий ее левого крыла, имевшего сильные позиции в местных партийных организациях избирательных округов, стремившегося приобрести на членов парламента более сильное влияние, чем имело руководство парламентской фракции, которое считалось принадлежащим к правому крылу. Однако с 1983 г. в партии отмечается заметное падение влияния левых (см., например: Militant tendency - сторонники активных действий). Несмотря на имеющие место случаи отказа кандидатам в переизбрании, большинство местных организаций в избирательных округах предоставляют своим членам парламента значительную автономию. Переход Лейбористской партии к третьему типу перевыборов произошел на партийной конференции 1993 г. Этот шаг отразил стремление превратить партию в организацию с массовым членством, в которой достижение более широкого коллективного участия в перевыборах рассматривается как самоцель, и поэтому, как полагают, не должна ограничивать независимость выдвинутого представителя. Либеральные демократы всегда придерживались третьего принципа. Относительно положения в США. См. также: primary elections (первичные выборы).

ПЕРЕГРУППИРОВКА СИЛ

ПЕРЕГРУППИРОВКА СИЛ - (realignment) Изменения в основных избирательных группах из-за изменений в партийной принадлежности (party identification). Обычно говорят о "перегруппировочных выборах" или спаренных выборах в политической истории США. По всеобщему признанию, такая перегруппировка сил имела место в 1828, 1860, 1896 и 1932 гг. В связи с отсутствием точного определения данного понятия нет единого мнения относительно того, имела ли место перегруппировка сил после создания в 1932 г. коалиции "нового курса" (New Deal), хотя никто не сомневается в том, что она произошла после 1960 г.

ПЕРЕДАЧА

ПЕРЕДАЧА - (devolution) Передача властных полномочий высшим органом управления низшему. В противоположность федерализму (federalism), при котором каждый властный уровень защищает сферу своих полномочий, орган власти, получивший полномочия сверку, остается конституционно подчиненным органу власти, который эти полномочия передал и, в принципе, может потребовать их обратно. В Соединенном Королевстве известны несколько случаев передачи полномочий нижестоящим органам государственного управления. Три гомруля (1886, 1893 и 1912) были фактически тремя попытками учреждения в Ирландии правительства с делегированными сверху полномочиями, но при сохранении суверенитета за Вестминстером. Все они провалились по нескольким причинам. Одна из наиболее наглядных - т.н. "западнолотианский вопрос" (постоянно ставился в 1790-х гг. Тэмом Дэлиэллом, тогдашним членом парламента от Западного Лотиана. Как и на "ирландский вопрос" Гладстона, на этот вопрос ему так никто и не дал удовлетворительного ответа), который сводился в целом к следующему: каковы должны быть численность, полномочия и обязанности членов парламента, представляющих территории, которым передана часть властных полномочий? Если их число останется таким же (согласно законам 1978 г. по Шотландии и Уэльсу), то территория, получившая полномочия, окажется в привилегированном положении по отношению к остальной части страны. Если эти места ликвидируют, то территория, получившая полномочия сверху, окажется в положении территории, которая платит налоги, но в парламенте не представлена. Если парламентариям позволят голосовать в Вестминстере по вопросам, не касающимся полномочий территории, и откажут в праве голоса по вопросам, связанным с переданными полномочиями (такой вариант учитывался законом от 1886 г.), то большинство голосов, касающихся переданных полномочий, может обернуться для другой партии большинством голосов по вопросам, не касающимся переданных полномочий. Наиболее логичным решением "западнолотианской проблемы" служит, вероятно, сохранение мест в парламенте для представителей территории, получившей дополнительные полномочия, но передача обсуждения вопросов в рамках переданных полномочий самой территории. Такое решение было принято в рамках "Ирландского акта" 1920 г., но в 1972 г. его отменили, потому что Вестминстер больше не мог воздерживаться от вмешательства в вопросы, касающиеся переданных Северной Ирландии полномочий. Трудность решения "западнолотианского вопроса" побудила некоторые партии (Либеральную в 1912 г. и Лейбористскую в 1991-92 г.) внести предложение о "всеобщем гомруле", согласно которому по всей стране создаются ассамблеи нижнего эшелона власти. В этой связи в Соединенном Королевстве возникают дополнительные проблемы. Либо вся Англия получает одну ассамблею (предложение 1912 г.), которая в этом случае становится намного сильнее ассамблей Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а Вестминстеру практически нечем будет заняться, либо каждый из районов Англии получает ассамблею (предложение 1991 г.). однако последнее решение ничем хорошим, кроме своей логики не отличается. Опыт Соединенного Королевства показывает, что передача некоторых властных полномочий одной части страны дело сложное. Однако, в некоторых странах, в т.ч. в Италии и Финляндии, нашли возможным делегировать полномочия части территорий, и никаких проблем, подобных английским, у них не возникло.

ПЕРЕДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПЕРЕДОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - (front organization) Организация, не имеющая прямого отношения к компартии, но фактически находящаяся под ее контролем. Термин появился в США в период истерии, которая привела к маккартизму (McCarthyism). "Передовые организации", конечно, существовали, хотя и не в таком количестве, как это казалось Маккарти и его единомышленникам в других странах.

ПЕРЕСТРОЙКА

ПЕРЕСТРОЙКА - (perestroika) Названная русским словом, означающим "реконструкция", "перестройка" была принята в качестве официальной политики Коммунистической партии Советского Союза после апрельского пленума ЦК 1987 г. Хотя термин и не был новым в советской политической лексике, в общественном мнении политика, названная так, неразрывно связана с именем Михаила Горбачева. Однако ее смысл до сих пор остается предметом горячих споров. С точки зрения многих комментаторов, перестройка была очередной попыткой укрепить советский строй, поощряя инициативу широких масс, но не ставя при этом под сомнение власть самой Коммунистической партии. По мнению других, перестройка была попыткой отдельных групп в руководстве, разыграв демократическую карту, улучшить свое положение по отношению к соперникам в кругах элиты и группам непокорной бюрократии. Третьи рассматривают перестройку как действительно демократическое движение противников авторитаризма и неэффективности старой системы, включавшее и некоторых членов руководства. В любом случае результатом перестройки стали демократизация и формулировка требований, выходивших далеко за пределы возможностей контроля со стороны Коммунистической партии. Перестройка позволила положить конец холодной войне (Cold War) и разделению Европы и привела к прекращению существования самого Советского Союза.

ПЕРЕХОДЯЩЕЕ МАРГИНАЛЬНОЕ МЕСТО

ПЕРЕХОДЯЩЕЕ МАРГИНАЛЬНОЕ МЕСТО - (marginal seat) (которое в парламенте незначительным перевесом голосов переходит от одной партии к другой): Избирательный округ, где поддержка партий распределяется достаточно равномерно с незначительным перевесом в пользу партии, представители которой занимают официальные посты; так небольшое изменение симпатии избирателей ведет к смене представительства. Во многих избирательных округах социально-экономический состав избирателей таков, что преимущественную поддержку избирателей все время получает одна политическая партия, а выбранные ее представители получают значительное большинство, как правило, недостижимое для других претендентов. Такие "обеспеченные" одной партии места преобладают во многих политических системах; и в этом случае исход определяется распределением "переходящих" мест - чаще всего это небольшое число мест, где существует реальная возможность смены партии. Поэтому партии стремятся сосредоточить предвыборные усилия на том, чтобы привлечь на свою сторону избирателей в маргинальных избирательных округах; эти же округа становятся объектом особого внимания при проведении опросов общественного мнения. Следует отметить, что категория мест может, естественно, меняться: "маргинальные" места могут переходить в разряд "обеспеченных", и наоборот, отражая перемены в составе населения, изменения границ и перераспределение политических сил.

ПЕРИКЛ

ПЕРИКЛ - (Pericles) см.: Афинская демократия (Athenian democracy).

ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (permanent revolution) Теория Троцкого (см. Trotskyism - Троцкизм), согласно которой несоциалистическая революция может не прерываясь перерасти в пролетарскую социалистическую революцию. Он изложил ее главным образом в работе "Результаты и перспективы" (1906). Троцкий приводил Россию в качестве примера страны, в которой самые современные социальные и экономические силы сочетаются с самыми отсталыми. Индустриализация была навязана абсолютистским государством и финансировалась иностранным капиталом. В результате национальная буржуазия (bourgoisie) не смогла установить своего господства и возглавить демократическую революцию. Напротив, пролетариат (proletariat) приобрел значение, превосходящее его численность, благодаря крупным масштабам и концентрации промышленности, а также уровню его собственной организованности и сознательности. Вследствие беспомощности буржуазии доведение демократической революции до конца выпало на долю пролетариата. Однако рабочее правительство не сможет ограничиться решением только этих задач, т.к. иначе оно будет существовать в условиях классовой борьбы. Начавшись, революция станет непрерывным процессом, а ее демократическая фаза перейдет в социалистическую. Троцкий признавал, что в России не было материальной базы для социализма, но утверждал, что эта проблема могла быть решена в соответствии со второй частью теории, а именно международным характером революции. Россия была всего лишь звеном в цепи; она бы не смогла выстоять без поддержки европейского пролетариата.

ПЕРОНИЗМ

ПЕРОНИЗМ - (Perónism) Хуан Доминго Перон (1895-1974) - основатель одного из самых сильных политических движений в Латинской Америке президент Аргентины в 1946-55 и 1973-74 гг. Сын сардинского эмигранта. Избрал военную карьеру, исповедовал идеи европейского фашизма в 1930-е гг.; в 1943 г. участвовал в подготовке военного переворота. В условиях нового режима Перон воспользовался своим положением министра труда для завоевания поддержки профсоюзов. Эта тактика была вознаграждена в 1945 г., когда, благодаря протестам рабочих, он был освобожден из тюремного заключения, куда попал стараниями соперников. После избрания в 1946 г. на пост президента Перон принял ряд законов, улучшивших положение аргентинских рабочих. Женщинам были предоставлены избирательные права, отчасти благодаря его второй жене - Марии Еве Дуарте (Эвите), сыгравшей видную роль в движении перонизма. Перон проводил политику протекционизма и государственного вмешательства в экономику в целях развития национальной промышленности. В 1952 г. был переизбран на пост президента, в 1955 г. - свергнут военными. Восемнадцать лет провел в эмиграции, после чего в 1973 г. вернулся к власти. Перонизм представлял собой популистское движение, социальный и политический состав которого с годами менялся, хотя в целом оно пользовалось мощной поддержкой рабочих. Перон был авторитарным руководителем, но признавал важную роль мобилизации масс и в эмиграции предоставил местным группировкам некоторую автономию. Официальная доктрина перонизма - хустисиализм - придавала особое значение принципам социальной справедливости, неприсоединения в международных отношениях и экономическому национализму. В 1980-х гг. руководство движением перешло к Карлосу Менему (избранному президентом Аргентины в 1989 г.), при котором влияние рабочих сократилось, а правительственная политика характеризовалась либерализмом в экономике и поддержкой курса Вашингтона.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ - (perfectionism) Доктрина (морального) усовершенствования, представление, согласно которому государство должно не только обеспечивать нейтральные или справедливые условия, при которых каждый человек может следовать своему представлению о хорошей жизни, но и способствовать распространению нравственно приемлемых концепций такой жизни. В той мере, в какой либерализм отождествлялся с этим первым (инструменталистским) подходом, не совсем ясна связь перфекционизма с либеральной традицией, о которой можно судить по защите Дж. С. Миллем (Mill) т.н. высших удовольствий в очевидно утилитарной (utilitarianism) структуре. Оправдание Джозефом Рэзом идеи поддержки автономии (autonomy) как легитимной формы государственной власти служит примером либерального перфекционизма в наше время. Такой либеральный перфекционизм можно с успехом сравнить с характеристиками человеческой добродетели, которые мы находим в традиции естественного права (natural law) (что совершенно необязательно искать в каких-либо либеральных теориях). Перфекционизм следует отличать от бытовавших в XVIII и ХIХ вв. представлений о человеческой способности к совершенствованию. Либеральный перфекционизм подразумевает, что на государстве лежит моральное обязательство способствовать развитию наилучшего образа жизни. Доминировавшее до этого учение исходило из способности отдельных людей продвигаться к совершенству.

ПИЛЛАРИЗАЦИЯ

ПИЛЛАРИЗАЦИЯ - (pillarization) Слово произошло от англ. pillar - "столп, опора". Признание глубокого социального раскола (например, между католиками и протестантами) и его легитимация путем предоставления институциональной автономии организованным общественным группам в таких областях, как, например, образование и радиовещание. Голландия являет собой пример наиболее развитой пилларизации (именно в Голландии родилось это слово), здесь официально признаются религиозные, светские и территориальные "столпы" ("пиллары") (Zuilen).

ПЛАНИРОВАНИЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ - (planning) Применительно к политике так называется любая попытка центрального руководства достичь определенной цели (например, экономического процветания или особой модели землепользования). Самый важный вопрос: можно ли провести различие между планированием и другими формами формирования политики? Глубокая убежденность в существовании четкого различия (между ними) большей частью ассоциируется с убеждением и в том, что планирование как средство формирования политики превосходит все другие способы. Середина двадцатого столетия была отмечена широко распространенным увлечением различными видами планирования, включая экономическое и городское. Успехи советских пятилеток и эффективность всестороннего планирования производства и распределения ресурсов, проводившегося в Англии в годы войны, казалось, обеспечили будущее для составителей планов. Премьер-министр Великобритании, лидер Консервативной партии Гарольд Макмиллан заметил: "Планирование стало довольно волнующим словом; лично мне оно всегда импонировало". Однако в начале 1970-х гг. очень многие пришли к заключению, что наиболее известные виды планирования, а именно экономическое и городское, не решили стоявших перед ними задач. Это заключение обрело новое теоретическое обоснование, когда возродились аргументы в пользу политики "laissez-faire" и получили развитие теории социального выбора (social choice), из которых следует, что практики-составители планов не могут обладать той объективностью или дальновидностью, которые необходимы для эффективного планирования. Особенно горячие дебаты и попытку дать новое определение планированию вызвал очерк, опубликованный в журнале "Полис сайенсис" ("Policy Sciences") в 1973 г. Аарона Вильдавского "Полиси сайенсис". Новый подход к определению понятия "планирование" и обоснование планирования, естественно, близки друг другу, поскольку предварительная отработка условий предстоящего действия заставляет думать о планировании как о высшей форме принятия решений, т.к. оно носит рациональный характер; исчерпывающе рассматривает учитываемые факторы; согласует множество разных действий; принимает в расчет перспективу на длительный период времени. (С другой стороны, все эти свойства наводят на мысль, что планирование явно несовместимо ни с личной свободой, ни с демократией.) Составление плана это примерно то же самое, что делает архитектор, выполняя сначала чертеж здания, а затем воплощая этот чертеж в жизнь. При благоприятных условиях архитектор будет иметь возможность располагать и распоряжаться нужными рабочими, материалами и всем необходимым для строительства. При планировании экономики или города никогда не добиться приближения к такому уровню контроля, но там должен по меньшей мере предусматриваться какой-то механизм контроля, чтобы действовать по плану, а не наобум. Так, занимавшиеся экономическим планированием кейнсианцы стремились создавать механизм контроля над денежными ресурсами, как это делали монетаристы, но с более ограниченным диапазоном задач. Первое поколение специалистов по городскому планированию верило в детерминизм окружающей среды, в решающее влияние дизайна на социальное поведение и считало, что, используя этот механизм, они смогут планировать общество. Условия военного времени, особенно в Англии, поддерживали всеобщую веру в планирование, т.к. оно позволяло достичь максимально возможного уровня контроля над обществом со стороны правительства, включая эффективные системы нормирования (продовольствия) и распределения рабочей силы. При отсутствии эффективных механизмов контроля возможна некая деятельность, которая будет называться "планированием", но играть она будет совершенно другую политическую роль. Составители плана могут превратиться в арбитров, как это случилось, когда проектировщики национального парка в Англии решили, что их задача - примирить противоположные требования фермеров, туристов, местных жителей и борцов за охрану природы. Планирование может стать ареной конкурентной борьбы за влияние на политику или одним из элементов в борьбе за влияние в более широких масштабах. Если те, кто составляет планы, не могут играть роль, которую сэр Патрик Эберкромби назвал "ролью сюзерена" в политике, они, строго говоря, вообще никаким планированием не занимаются, хотя мы, как правило, продолжаем называть их составителями и реализаторами планов и обвинять их в том, за что они не могут нести ответственности. Отличается ли планирование от других видов политической деятельности, сказать трудно. Даже те, кто уверен в существовании четкого различия, должны были бы признать, что лишь очень немногое из того, что происходит в мире, действительно является результатом планирования.

ПЛАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛЕБИСЦИТ

ПЛЕБИСЦИТ - (plebiscite) Латинское слово plebiscitum (от plebs - "простой народ" и scitum - "решение, постановление") означает "решение народа". Вновь было введено в обращение Вольтером для описания референдума (referendum) в Швейцарии. В ХIХ в. слово "плебисцит" использовалось в английском языке как пренебрежительное название референдумов, созывавшихся Наполеоном I и Наполеоном III для поддержки их личной власти; к настоящему времени утратило уничижительный оттенок.

Предыдущая страница Следующая страница