Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОЛ"-"ПОС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОЛ"-"ПОС")

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - (political geography) География государств, федераций, внутригосударственных административных единиц. Этот термин впервые был выведен за пределы чисто описательного значения благодаря предположению Монтескье (Montesquieu) о том, что существует связь между типом климата и типом политического строя. Родоначальником современной политической географии был Андре Зигфрид (Siegfried), чьи демонстрации природных взаимосвязей (ecological association) между типами почвы и поведением избирателей во Франции вызывали скорее восхищение, чем желание последовать его примеру (см.: Key V.O. - Кей В.О.). Природные взаимосвязи одно время были поставлены под сомнение из-за опасения перед возможностью ошибочных выводов, но в последнее время вновь получили признание.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРРЕКТНОСТЬ - (political correctness) Термин, первоначально имевший иронический характер, но затем принятый для обозначения влиятельного движения в студенческих городках США конца 1980-х гг. Ссылаясь на принцип конструктивных акций (affirmative action) и различные трактовки теории множественности культур (multiculturalism), движение за политическую корректность добивалось изменений в программах для студентов последних курсов с целью подчеркнуть роль женщин, небелого населения и гомосексуалистов в истории и культуре, и критиковало господство в "западной" культуре уже давно умерших белых мужчин. Оно пропагандировало язык и кодексы поведения, направленные против дискриминации по расовому и половому признаку, которые его оппоненты называли нелиберальными. К началу 1990-х гг. движение за политическую корректность пошло на убыль под напором критики, прозвучавшей наиболее явно в пьесе Дэвида Мамета "Олеанна" ("Oleanna").

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - (political culture) Установки, верования и ценности, лежащие в основе функционирования конкретной политической системы. Раньше в это понятие включались знания и мастерство, связанные с ее функционированием; вызываемые ею положительные и отрицательные эмоции, а также оценочные суждения об этой системе. Конкретные региональные, этнические или иные группы в рамках данной политической системы (каждая со своим собственным комплексом ценностей, установок и верований) рассматривались как субкультуры. С течением времени в литературе росло понимание важности изучения политической культуры элит, при этом имелось в виду, что влияние индивидов в политическом процессе значительно варьируется. Одно из главных возражений против понятия "политическая культура" сводится к следующему: оно может быть использовано как "мусорная корзина для всякой ерунды", с помощью которой объясняется то, что нельзя объяснить иначе. Отсюда следует, что, претендуя на роль все разъясняющего понятия, оно на деле мало что объясняет. Тем не менее разъяснения, связанные с культурой, могут помочь пониманию того, что реакции на политические события и развитие в разных обществах могут быть различными. Анализ субкультур важен для понимания напряженности и расхождений внутри конкретных обществ.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА - (political science) Изучение государства, управления и политической жизни. Мысль о том, что изучение политической жизни должно быть "научным", вызывала споры на протяжении столетий. Предметом споров была природа политического познания, но содержание аргументации варьировалось чрезвычайно широко. Например, когда в 1741 г. Юм (Hume) опубликовал свое эссе о том, что "политика может быть сведена к науке", его воззрения резко отличались от взглядов, которых и сейчас придерживаются те, кто пытается свести политику к науке. Хотя Юм и стремился в какой-то мере воспроизвести парадигму ньютоновской физики, главная его цель состояла в том, чтобы показать, что некоторые конституции неизбежно функционируют лучше других и что в политике дело не только в отдельных личностях. Поэтому одной из главных его мишеней стало знаменитое двустишие из эссе Александра Попа "Опыт о человеке" ("Essay on Man"), "За формы правления пусть бьются дураки. То лучше, что лучше управляется". Споры ХХ в. о политической науке - часть более широких споров о методологии социальных исследований. Те, кто старался придать изучению политической жизни научный характер, хотели создать дисциплину, отвечающую двум условиям: она должна была быть объективной или свободной от ценностного подхода (wertfrei) и должна стремиться к понятному и систематическому объяснению событий. Основным кандидатом на роль главной методологии политической науки оказался бихевиоризм (behaviourism), позаимствовавший свою модель по схеме "стимул -реакция" из психологии поведения и поэтому старавшийся установить "корреляции" между исходными явлениями - безразлично, политическими или нет, - и их политическими результатами. Главным соперником бихевиоризма, усилившим свои позиции после того, как влияние последнего пошло на убыль (с 1970 г.), оказалась теория рационального выбора (rational choice theory), которая вслед за экономической теорией приняла универсальную человеческую склонность к рациональности и своекорыстию как аксиому. Критики самой идеи политической науки обычно основывали свою аргументацию на представлении об уникальности настоящей науки. В философской терминологии Канта (Kant) действительная наука является продуктом синтетического априорного предположения о том, что "каждое явление имеет причину". Идея о том, что Вселенная является точной системой, управляемой определенными законами, исходит не из логики и не из наблюдения. Это то, что сэр Питер Страусон позже назвал "предварительным условием для рассуждения". Чтобы можно было рационально изучать физику, надо исходить из того, что Вселенная управляется законами. Из такого кантовского понимания основ науки следует, что возможна лишь одна наука - физика. Эта наука применима как к людям, являющимся существами физическими, так и к астероидам; подобно теистическому Богу, кантовская физика уникальна, иначе она перестанет быть сама собой. Биология, химия, инженерная наука и др. - все это формы физики, которые относятся к основным элементам Вселенной и могут быть сведены к ним. Социальные исследования, по мнению критиков социальной науки, таковыми не являются, поэтому, если они пытаются копировать методы и исходные постулаты естественных наук, они просто становятся ограниченными и бесполезными. Понимание природы человека, к которому мы хотим прийти, должно учитывать уникальную индивидуальность людей и свободу их воли. Понимание людей основано на нашей способности смотреть на события с их точки зрения, на той проницательности, которую Вебер (Weber) назвал "постижением" (verstehen). Короче говоря, главное разграничение между наукой и ненаукой - это разграничение между естественными и гуманитарными науками. Они в корне отличаются друг от друга, а политика - это гуманитарная дисциплина. Однако существует ряд возражений против такой жесткой дихотомии между политикой и наукой. Основываясь на семантике, можно сказать, что такое представление произвольно трактует понятие "наука", которое этимологически всего лишь указывает на связь со знанием практически в любом смысле. Слова: Wissenschaft в немецком, scienza в итальянском, science во французском языках не вызывают столь глубоких философских вопросов, какие сопряжены с английским словом science (наука). Существует также немало современных философов, пытающихся оспаривать научный характер естественных наук. В частности, под влиянием работы Томаса Куна "Структура научных революций" ("The Structure of Scientific Revolutions", 1962) они утверждают, что сама наука не определяется непреложными требованиями предмета, а формируется обществами, в которых осуществляется ее деятельность. Таким образом, реальная физика ближе к политике, чем к кантовской идеальной физике, и у нее не больше оснований претендовать на научность, чем у политики.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (political socialization) Процесс, посредством которого люди приобщаются к политическим взглядам и ценностям. Существует большое количество исследований, посвященных социализации в детском возрасте. Большинство из них показывают, что сначала у детей возникают теплые чувства к появляющимся в сказках персонажам, наделенным властью (таким, как королевы и принцессы). Аналогичным образом позднее появляются теплые чувства по отношению к выборным должностным лицам (президентам, премьер-министрам). Партийная ориентация (party identification) возникает позже, а нечто похожее на осмысленную идеологическую позицию (ideology) складывается уже в юношеско-подростковые годы. Считается, что наиболее ранняя социализация является и наиболее глубокой. Поэтому осознание человеком своей половой или этнической принадлежности предшествует любой другой идентификации, непосредственно связанной с политикой. Каждый уровень социализации оказывает соответствующее влияние на последующие. Критики основных программ исследований социализации указывают на следующие моменты. 1) Слишком мало исследуются дети, семейные условия и ранний опыт которых могли бы настроить их против ценностей, исповедуемых большинством людей в том обществе, где они живут. 2) Исследования социализации по самой своей природе не могут обнаружить ложное сознание (false consciousness) или любые другие способы, посредством которых господствующие ценности могут быть внушены субъектам, минуя их сознание. 3) Партийная ориентация не обязательно является достоверным показателем поведения при голосовании или при выражении политических взглядов. Пол и национальность обусловлены генетически; к политическим взглядам это не относится.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (political sociology) Политическая социология в широком понимании - это изучение власти и господства в социальных отношениях. Поэтому она может включать анализ семьи, средств массовой информации, университетов, профсоюзов и т.д.. Политическая наука и социология как независимые дисциплины начали развиваться в XIX в. под влиянием маргиналистской экономической теории, пытавшейся разграничить изучение "политических", "социальных" и "экономических" явлений (см.: political economy - политическая экономия). В политической науке центральное место занял анализ правительственной структуры, механизма государственного управления и теорий власти. Предмет социологии был определен гораздо более широко. Вебер (Weber) дал теоретическое обоснование современной социологии, определяемой как понимание и истолкование социального действия, связанные с причинным объяснением его хода и последствий. Поместив в центре внимания взаимное влияние социальной структуры и социального действия, социология имеет возможность анализировать все формы социального взаимодействия (от языка и сексуальности до религии и промышленности). Три главных подхода к политической социологии значительно сузили рамки ее предмета. Первый основан непосредственно на понимании Максом Вебером "политически направленного действия". По Веберу, организация является "политической" в той мере, в какой ее существование и структура в пределах данной территории сохраняются в результате угрозы применения и непосредственного применения физического насилия со стороны административного персонала (см.: state - государство). Вебер считал, что изучение непосредственных факторов, законного применения силы, следует различать от изучения групп, пытающихся оказать влияние на деятельность политических организаций. Последний вид исследования Вебер определял как "политически направленное действие. Поэтому внимание политических социологов веберовского направления традиционно было сосредоточено на таких вопросах, как поведение избирателей на уровне общин, идеология политических движений и групп интересов, социопсихологическое соотношение политического поведения и организации, а также отношений между экономической властью и принятием политических решений. В конце 1960-х гг. под влиянием Сеймура Липсета и Стейна Роккэна разработан другой подход к политической социологии. Теперь эта субдисциплина стала охватывать сравнительное и историческое исследование политических систем и процесса формирования наций. Анализируя роль политических институтов в социальном развитии (и в революции), это направление политической социологии внесло вклад в сравнительный анализ систем социального обеспечения, в изучение взаимоотношений между демократией и индустриализацией, а также в схематичное определение роли государства в развитии национального самосознания. В центре внимания третьего направления современной политической социологии находятся теории государства, и в этом отношении данное направление опирается прежде всего на некоторые течения западного марксизма и современную политическую теорию. Основываясь на марксистской критике плюралистских (pluralism) подходов к государству, политические социологи обратились к проблеме отношений между государством и обществом и развернули подробные эмпирические исследования применения власти как внутри государств, так и между ними. Попытки провести четкое разграничение между политической наукой и социологией оканчиваются неудачей несмотря на то, что процесс управления по-прежнему испытывает на себе влияние классовых, половых и этнических различий. Стремясь разработать концепцию глобальной системы, политическая социология закладывает прочную основу будущего взаимодействия между этими дисциплинами.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ - (political theory) Приведенные в систему критические рассуждения о власти в ее публичной и частной формах, в особенности относительно притязаний руководства на законность и власть и - в более широком смысле - о месте политики в общественной жизни. Не существует общепризнанного разграничения между политической теорией и политической философией (political philosophy), однако можно указать на два различия в расстановке акцентов. Во-первых, политические философы разрабатывают и отстаивают те или иные концепции природы человека, прежде чем приступить к выяснению значения их взглядов для политической жизни, тогда как политическая теория может быть менее амбициозной при исследовании возможных последствий выдвижения предположений относительно этой природы. Во-вторых, поскольку политическая теория эклектична, она опирается не только на философские работы, но и на труды юристов и специалистов в области общественных наук, особенно социологов, экономистов, психологов и, конечно же, политологов. Она претендует на объяснение происходящего в политической сфере, на исследование рисков политической практики и выявление ценностей, служащих мотивировкой политических действий, или испытывающих на себе влияние таковых. Один из путей реализации этих притязаний - исследование понятий, направленное на прояснение смысла и ценностного содержания идеалов, которыми руководствуются участники политического процесса, таких как свобода, равенство, братство, либо терминов, используемых в политических дебатах и анализе, таких как власть (power) и полномочия (authority). Второй путь - создание моделей поведения, разработанных на основе ограниченного количества исходных положений и рассматриваемых в сопоставлении с практикой. В частности, имело место известное подражание процессу построения моделей в экономике, а нередко и прямое использование связанного с подражанием исходного положения о своекорыстии человеческого поведения. Так, например, демократия (democracy) моделировалась как рынок, на котором политические партии (производители) встречаются с избирателями (потребителями). Однако чаще для того, чтобы определить, как будут поступать "рациональные" деятели в том или ином политическом контексте, применялась теория игр (game theory). В-третьих, политическая теория, согласно своей эклектической природе, стремится синтезировать данные или открытия многих дисциплин, на которые она опирается. Например, политическая теория собственности (property) стремится включить в себя социально значимые философские, психологические, социологические, юридические и экономические элементы собственности. Четвертый путь заключается в критической оценке данных политической науки, в особенности применительно к методологии изысканий, основывающейся на философии социальных наук. Пятый путь - разработка рекомендаций, которые могут быть результатом анализа современных условий; например, доводы в пользу более широкого участия граждан в политической жизни ассоциируются с конкретным диагнозом заболевания демократии. Наконец, налицо интерес к исследованию политических идеологий (political ideology), в особенности социализма (socialism), консерватизма (conservatism) и либерализма (liberalism). А поскольку в подобном исследовании обязательно присутствует исторический аспект, политическая теория и политическая философия сближаются до такой степени, что многие практики могут отрицать возможность их эффективного разграничения.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - (political philosophy) Систематическое, детальное исследование политических последствий, предлагаемых решений философских дилемм (или неразрешимости этих дилемм). Самые великие работы по политической философии пытаются представить эти последствия в связи с фундаментальными космологическими, онтологическими и гносеологическими вопросами. Изложенный в них взгляд на природу человека связывает космологическое с политическим. В более мелком масштабе политическая философия исследует политическое значение конкретных спорных вопросов, например о природе человеческого "я" (см.: communitarianism - коммунитаризм; freedom - свобода; liberalism - либерализм; autonomy - автономия) или о понимании моральной ответственности (см. punishment - наказание). Безусловно, существует тесная связь между политической философией и философией морали, поскольку обе подразумевают исследование природы наших суждений о своих наших. Соответственно, когда на основе соображений гносеологического характера был сделан вывод о том, что философия не должна заниматься этими нормативными вопросами, была объявлена бесполезной и сама политическая философия. Современная политическая философия процветает, т.к. был отвергнут гносеологический довод, считавшийся одно время фатальным для нее. Политическая философия стремится одновременно осмыслить то, что мы делаем, и предписать то, что следует делать. В результате разные представления о природе философии ведут к различному пониманию ее статуса в отношении политической деятельности. Многие противопоставляют созерцательный характер философии и активный, практический характер политической деятельности, полагая, что первая представляет собой "высшую" форму активности, которой грозит разложение под воздействием последней. Другие стремятся к тому, чтобы их политическая практика имела последовательное философское обоснование. Когда Маркс (Marx) сетовал на то, что философы только объясняли мир, тогда как вопрос заключался в том, чтобы изменить его, он отнюдь не предлагал отказаться от философии, а считал, что необходимо составить более адекватное представление о ней. И философия, и политический анализ поднимают вопросы вневременного характера, но вместе с тем они имеют историю и в тот или иной момент могут быть затребованы современными обстоятельствами или интеллектуальными изысканиями. Наверное, извечный вопрос политической философии состоит в том, имеет ли человечество свою природу и если да, то что из этого следует для политической организации. Согласно некоторым ответам на него человеческая природа зависит от исторических условий. В то же время, пожалуй, столь же извечная политическая проблема - это вопрос о законности правительства. И хотя людям приходится вновь и вновь обращаться к этим проблемам, условия жизни и опыт тех, кто пытается дать на них ответ, неизбежно весьма различны. Например, как следует описывать, понимать или объяснять опыт тоталитаризма (totalitarianism). Таким образом к политической философии можно подходить с исторической точки зрения, обращая особое внимание на условия (context) написания той или иной работы, или аналитически, критически оценивая ее внутреннюю логику или подспудные исходные посылки. Современная политическая философия имеет свой контекст, в то время как философы былых времен стремились постичь вечные истины, так что оба эти подхода соответствующим образом дополняют друг друга в исследовании политических последствий условий человеческой жизни.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ - (political business cycle) См.: political economy (политическая экономия).

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, СРОК ОФИЦИАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ КОТОРОГО ПОДХОДИТ К КОНЦУ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, СРОК ОФИЦИАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ КОТОРОГО ПОДХОДИТ К КОНЦУ - (lame duck) Американский термин (в буквальном переводе означает "подбитая утка"). Применяется в отношении отдельных лиц, органов законодательной власти либо администрации, которые после поражения на выборах некоторое время продолжают исполнять свои служебные обязанности. Поскольку в США президентские выборы проводятся в ноябре, а новый президент вступает в должность только в январе (первоначально - в марте), там нередки случаи, когда президент еще находится у власти, но уже известно, что срок его полномочий заканчивается. Отсутствие мандата (mandate) ослабляет возможность принимать решения, и противникам тех или иных мер становится легче использовать тактику проволочек, зная, что президент вскоре покинет свой пост.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - (policy studies) Анализ процесса формирования политики. Провести различие между изучением политики (как установки, линии поведения - policy) и изучением политического процесса (politics) трудно, поскольку политического процесса без политики быть не может. Французское слово "politique" фактически включает оба значения. La vie politique - политическая жизнь - означает примерно то, что англоговорящие называют политическим процессом (politics), а la politique publique подразумевает политику (policy). Только в 1960-х гг. стали проводить различие между изучением политической жизни и изучением политики, полагая, что понимание результатов политики требует более детального анализа процесса формирования политики, чем это обычно делалось учеными, занимавшимися изучением политических процессов. Полезно различать два направления изучения политики: нормативное и аналитическое. Нормативное представляет собой широкий спектр, выходящий далеко за пределы изучения политических процессов: экономисты, специалисты, проводящие исследования в практических целях, теоретики по вопросам организации и государственные руководители - все они дают критическую оценку того, как осуществляется политика и каким образом этот процесс мог бы быть улучшен. Нормативное изучение политики частично совпадает с изучением ее оценки и проведения в жизнь, которое обычно хорошо финансируется правительствами. Аналитическое исследование политики в основном сводится к изучению политических процессов как таковых. Исследователи стремятся к созданию моделей и объяснению политического процесса, при этом они используют многочисленные методы, близкие к тем, которые применяются при изучении сферы политики в целом. Теория общественного выбора (public choice) и некоторые разновидности сравнительного подхода предлагают соперничающие между собой представления о сущности выработки политики; в то же время некоторые необихевиористские (behaviorism) подходы, стремящиеся объяснить результаты политики с точки зрения общих черт политической системы, делают изучение политики трудно отличимым от изучения политических систем.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - (political behaviour) Изучение поведения людей, принимающих участие в политической жизни, таких как избиратели, лоббисты и политики. Это понятие было своего рода знаменем, под которым в 1950-х гг. объединились социологи, исследователи опросов общественного мнения и другие исследователи-эмпирики, чтобы обособиться от тех, кто занимался изучением государственного устройства, философии или истории. Многие из лучших работ, посвященных политическим процессам, изучают поведение, наряду с одним или несколькими из вышеупомянутых подходов, но отнюдь не вместо них.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - (political development) В широком смысле - развитие институтов, установок и ценностей, формирующих систему политической власти в обществе. Существуют различные способы определения политического развития, в которых отражается смена проблем, занимающих внимание общества и аналитиков. Один способ придает особое значение возникновению национального суверенитета и целостности государства как действующего лица, способного вызывать уважение и соблюдать обязательства на международной арене. Другие способы определения обращают внимание на национальные черты: конституционный порядок и политическую стабильность, приобретенные в процессе формирования установившейся структуры правления, надежные механизмы обеспечения преемственности руководства, а также распространение по всей территории правительственных институтов. Данный подход отчасти порождается живым интересом, вызванным национальным и государственным строительством в молодых государствах Азии и Африки в 1960-е гг. Однако этот подход также имеет определенное отношение к проводившимся ранее исследованиям рациональной власти, основанной на законе, наделенной полномочиями принуждения и способной обеспечить подчинение. С этим процессом связано становление бюрократии (bureaucracy), которая обнаруживает такие внутренние характеристики, как разделение труда и специализация обязанностей, иерархия и субординация, комплектование штата служащих, исходя из личных заслуг. Таким образом, политическое развитие усиливает способность государства мобилизовывать и распределять ресурсы, а также направлять политические усилия для достижения определенного результата. Такое развитие служит целям решения проблем приспособления к изменениям среды, в которой осуществляется управление политической системой, а также проведения национальной политики. Понятие "хорошее управление", популярное в диалогах между Севером и Югом, также сосредоточивает внимание на действенной, эффективной и некоррумпированной государственной администрации. Марксисты (marxism), возможно, предпочтут определять политическое развитие в развитых промышленных обществах с точки зрения роста классового сознания и политической организации пролетариата, ведущего в итоге к свержению капитализма и приближению коммунизма. Более широко распространенный на Западе (хотя и этноцентричный) взгляд на политическое развитие рассматривает его как продвижение к либеральной демократии. Это подразумевает подотчетность правительства и возможности массового участия (некоторые считают его скорее аспектом модернизации, чем результатом развития) благодаря свободе создания ассоциаций и выражения мнений. По поводу связи между экономическим прогрессом и политическим развитием часто ведутся дискуссии. В прошлом существовала тенденция видеть в первом источник или стимулятор второго из-за действия таких сопутствующих переменных, как распространение грамотности и современных средств коммуникации и появление множества групп интересов. Концентрация политических ресурсов, основанная на традиционной власти выдающихся личностях и военной мощи, в обществе уравновешивается более широким рассредоточением финансовых средств и экономической силы. Появление поперечного расслоения (cleavage), отчасти порождаемого большей экономической специализацией и дифференциацией, смягчает социальные конфликты. После крушения однопартийных государств и социализма в Центральной и Восточной Европе установление "хорошего правления" стали расценивать как условие устойчивого экономического развития развивающихся стран. "Хорошее правление" означает отчетность перед обществом, управление на основе закона и уважение к правам человека (human right). "Хорошее правление" необязательно является необходимым (и, конечно же, не является достаточным) условием экономического прогресса. Тем не менее утверждается, что в отличие от других при данной форме правления существует меньшая вероятность тратить доходы от экономического развития страны на цели, не отвечающие интересам общества. Далее, "хорошее правление" гарантирует людям свободу, в т.ч. экономической и предпринимательской деятельности. Свобода обеспечивает пространство для нововведений и оставляет в неприкосновенности личные стимулы для создания богатства. Сохраняющаяся проблема политического развития некоторых разделенных обществ, особенно в Третьем мире (Third world), заключается в том, как сочетать политическую стабильность с политическим плюрализмом, который включает в себя "хорошее правление". Для некоторых других государств существует проблема переходного характера: как гарантировать введение демократии в условиях радикальной экономической перестройки (см.: структурная адаптация). Такая перестройка может вызвать массовое недовольство и породить политический экстремизм. Иными словами, политическое развитие - это не только вопрос институциональных изменений, оно включает и общественные настроения, и политическую культуру (political culture). Ни в одном из определений политическое развитие не рассматривается как необратимый процесс. Такое развитие имеет место далеко не во всех странах, некоторые из них переживают периоды политического упадка и развала, а отдельные даже приходят к окончательному политическому краху, подобно бывшему СССР.

ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО - (police state) См.: полиция (police).

ПОЛИЦИЯ

ПОЛИЦИЯ - (police) Возникают дополнительные вопросы относительно того, сколько должно быть видов полицейских сил и каковы должны быть отношения между ними. Подотчетность местным властям предполагает, что полиция должна считаться с настроениями местного населения и поддерживать с ним хорошие отношения. Но это может означать и то, что полиция может злоупотреблять властью и быть легко подверженной коррупции. В Англии, Шотландии и Уэльсе (но не в Ирландии) эта проблема была решена путем установления строгого контроля над местными полицейскими силами и частичного финансирования их центральным правительством. В других странах созданы не один, а несколько видов полицейских сил, специализирующихся на определенных категориях преступлений, каждый на своем уровне. Как правило, более серьезные преступления относятся к компетенции более крупных территориальных формирований. В Соединенных Штатах одно преступления может попадать под юрисдикцию шести различных видов полицейских сил, включая единую для США в целом полицейскую организацию - Федеральное бюро расследований (ФБР), в компетенции которого находятся преступления, выходящие за пределы одного штата или за пределы возможностей местных полицейских сил. Из этого неизбежно следует, что задача ФБР заключается и в поддержании порядка в самой полиции. Неограниченные полномочия полиции свидетельствуют о существовании "полицейского государства" (дословный перевод немецкого слова Рolizeistaat), т.е. такого положения, когда власть и полномочия полиции оказываются настолько велики, что она становится наиболее устрашающей структурой в государстве, не имеющей над собой действенного контроля. Чаще всего это происходит тогда, когда полиция приобретает характер полувоенной организации, имеющей дело с беспорядками, или "тайной полиции", осуществляющей принуждение и слежку за теми, кого считают врагами государства. В частности, Россия имеет длительную историю полицейских сил с такого рода полномочиями - от царской охранки до ленинского ЧК и КГБ (KGB), в штатах которого в период максимального расцвета насчитывалось около 1 млн. человек. Во многих странах отдельным видам полицейских сил были приданы полувоенные функции; это отряды республиканской безопасности во Франции, Гражданская гвардия в Испании, находящиеся в подчинении штатов силы национальной гвардии в США. При этом первые два вида считаются полицейскими силами, а последний - нет. Главной и единственной причиной этого является принятая в США концепция "полномочий полиции", т.е. четко установленных границ того, что может делать полиция. Конституция ограничивает эти границы вопросами поддержания "здоровья, безопасности, морали и общего благополучия" населения. Хотя в принципе эти критерии могут показаться весьма расплывчатыми, суды на практике пользовались ими для ограничения уголовного права. В других англоговорящих странах идея ограничения полномочий полиции применяется в судах менее широко, но иногда используется неформально.

ПОЛНОМОЧИЯ

ПОЛНОМОЧИЯ - (authority) Право и/или возможность высказывать предложения, предписывать и давать указания, обязательные к выполнению без уговоров, торгов и применения силы. Должностные лица имеют право принимать решения или давать указания в силу данных им полномочий и сложившейся практики. Например, спортивные судьи и рефери имеют полномочия, определяемые правилами и практикой соревнований; сотрудники правоохранительных органов наделены правом осуществлять действия, недопустимые в случае отсутствия полномочий (в частности, производить обыск частных лиц или помещений). Полномочия в этих случаях означают наличие определенной должности и связь этой должности с определенным набором правил. Само по себе это еще не гарантирует выполнение указаний без принуждения, уговоров или силы. Рефери, например, имеет полномочия согласно правилам игры, но на деле игроки могут вступать с ним в пререкания или вообще игнорировать его замечания. Таким образом, есть различие между полномочиями de jure (при которых право совершать какие-то действия может быть обжаловано) и de facto (дающее практический положительный результат). Иное различие проводится между должностным лицом, наделенным полномочиями в силу своего служебного положения, и человеком, обладающим таким правом в силу того, что является авторитетом в данной области. Иногда эти два варианта сосуществуют в одном лице. Например, спикер Палаты общин обладает полномочиями (управлять делами палаты согласно процедурным правилам), но он также является и авторитетом (по процедурным вопросам). Предпринимались попытки обнаружить общие черты между двумя значениями слова (в английском языке слова "авторитет"и "полномочия" звучат и пишутся одинаково - "authority" - Прим. пер.). Эти попытки касались главным образом "внутренней" связи между значениями слов "обладатель полномочий"и "субъект полномочий" на процессе признания соответствующего статуса и на готовности "субъекта полномочий" принять суждение "обладателя полномочий" (вместо своего собственного или при отсутствии возможности сформулировать его).

ПОМИЛОВАНИЕ (ПРЕЗИДЕНТСКОЕ)

ПОМИЛОВАНИЕ (ПРЕЗИДЕНТСКОЕ) - (pardon (Presidential)) Право президента США выносить помилование. Президент может издать прокламацию, имеющую силу закона и освобождающую конкретных лиц от юридических последствий любого преступления, кроме случаев импичмента. В 1974 г. президент Джеральд Форд помиловал Ричарда Никсона, не допустив никакого судебного преследования за преступления, которые Никсон мог совершить во время пребывания на посту президента.

ПОМОЩЬ ПО ПЛАНУ МАРШАЛЛА

ПОМОЩЬ ПО ПЛАНУ МАРШАЛЛА - (Marshall Aid) План Маршалла (официально известный как Программа европейского восстановления) был провозглашен государственным секретарем США Джорджем К. Маршаллом 5 июня 1947 г. Шестнадцать европейских государств: Австрия, Бельгия, Дания, Ирландия, Франция, Греция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция, Турция и Великобритания - стали получателями американских субсидий. Хотя эти страны (а также ФРГ, представленная оккупационными властями) первоначально запрашивали 29 млрд. долл. на покрытие бюджетного дефицита каждой страны за 1948-52 гг., в действительности было предоставлено всего 12,5 млрд. долл. Оказание помощи по плану Маршалла постепенно прекратилось к середине 1951 г., и на смену ему пришла система взаимопомощи и безопасности, в соответствии с которой Западной Европе была предоставлена значительная военная помощь. Хотя план Маршалла и называют "самым бескорыстным актом в истории", он позволил США обеспечить стратегические военно-политические интересы в Западной Европе и поддерживать колоссальный экспорт в условиях ожидавшегося внутреннего спада.

ПОПЕРЕЧНАЯ СКАМЬЯ

ПОПЕРЕЧНАЯ СКАМЬЯ - (cross-bench) Скамья в Палате лордов, расположенная перпендикулярно к скамьям правящей партии и оппозиции. На ней сидят депутаты, не принадлежащие ни к какой парламентской фракции.

ПОППЕР КАРЛ, СЭР

ПОППЕР КАРЛ, СЭР - (Popper (Sir) Karl) Cм.: фальсифицируемость (falsifiability).

ПОПУЛИЗМ

ПОПУЛИЗМ - (народничество)(populism) 1. Движение в США, в котором нашло выражение недовольство и разочарование фермеров (главным образом в западных штатах), чувствовавших себя задавленными долгами и преданными, т.к. обещания дешевой земли и низких железнодорожных тарифов на деле оказались обманом. Движение началось в 1870-е гг. и достигло апогея в 1892 г., когда популистская партия выдвинула своего кандидата в президенты и добилась избрания 4 своих представителей в Сенат. Движение играло ведущую роль в Демократической партии (Democratic party) в 1896 г. и постепенно слилось с более широким прогрессистским движением (рrogressive movement). 2. Демократическое и коллективистское движение конца XIX в. в России. Английское populist - это буквальный перевод русского слова "народник" (narodnik), впервые упомянутого в Оксфордском словаре английского языка в 1895 г. в статье об одном из видных народников П. Милюкове. 3. В более широком смысле - поддержка интересов простых людей. Это понятие всегда имело несколько пренебрежительный оттенок (первая отсылка к популизму в Оксфордском словаре английского языка относится к 1893 г.). Характерный набор популистских идей (насколько он поддается определению) включает защиту (предполагаемых) традиций маленького человека от перемен, навязываемых ему могущественными противниками, каковыми могут оказаться правительства, предприниматели или профсоюзы. Такие взгляды чрезвычайно широко распространены среди мелкой буржуазии (petite bourgeoisie). Хотя русские народники были интеллигентами, жившими среди крестьян, популизм носит по большей части антиинтеллектуальный характер. К движениям, которые обычно считаются популистскими, относятся перонизм (Рeronism), пужадизм (Рoujadism) и президентская кампания Росса Перо в 1992 г. в США. Политики любых партий могут взывать к популистским настроениям и отказываться от этих призывов, исходя из своих собственных интересов.

ПОПУСТИТЕЛЬСТВО

ПОПУСТИТЕЛЬСТВО - (в экономике - принцип неограниченной свободы предпринимательства; невмешательство государства в экономику) (laissez-faire) "Невмешательство" значит "не мешать делать что-либо", "предоставить события их естественному ходу", или - в разговорной форме - "пусть себе делают". С конца XVIII в. мы встречаем такие выражения, как "политика невмешательства" и "невмешательство в экономику"; они предполагают понимание преимуществ политики, позволяющей индивидам проводить в своих интересах рыночные операции при минимальном вмешательстве правительства. Между тем, невмешательство в широком смысле слова (в отличие от использования этого выражения в определенном контексте в отношении конкретных областей производства) имеет расплывчатый смысл, и определить время его возникновения не так-то просто. Политика невмешательства в экономику, как правило, основывается на принципе свободы воли, а скорее - на практическом расчете: отсутствие вмешательства более эффективно, чем вмешательство. Но почти все рыночные теории являются в то же время теориями несрабатывания рынка, и трудно назвать кого-нибудь из выдающихся экономистов, кто считал бы невмешательство лучшим способом решения всех проблем. Адам Смит (Smith), к примеру, не верил, что нерегулируемые рынки способны создать такую систему образования, которая нужна коммерческому обществу. Альфред Маршалл, давший классическое описание механизма идеальной конкуренции, не верил в нерегулируемый земельный рынок и советовал создать "зеленый пояс" для Лондона лет за шестьдесят до того, как лейбористское правительство одобрило политику создания "зеленого пояса". Викторианскую Англию нередко считают родным домом политики невмешательства, однако встречающееся в ряде исторических исследований представление, будто в ту пору идея невмешательства была преобладающей, является сильным преувеличением. Утилитаристы резко разделились в вопросе о вмешательстве правительства в экономику. Одни, такие как Эдвин Чедвик, активно участвовали в кампаниях за решительные действия правительства; другие, такие как авторы редакционных статей "Экономиста", горячо выступали против подобных действий. Подвергаясь критике со стороны экономистов - сторонников невмешательства и вместе с тем понимая настоятельную необходимость что-то предпринять для изменения жизни в городах, викторианские политики обеих главных партий, как правило, отдавали предпочтение вмешательству.

ПОРНОГРАФИЯ

ПОРНОГРАФИЯ - (pornography) Буквально - "описание проституток", непристойные издания. Женская порнография рассматривается сторонниками феминизма (feminism) как способ угнетения и давления со стороны более сильного пола. Женское тело оценивается с точки зрения его сексуальности, а его различные анатомические части используются для услаждения мужского взгляда. Порнография влечет за собой сексуальную эксплуатацию и насилие со стороны мужчин. Однако похожие виды эксплуатации можно найти в семейной жизни и в определенных мерах государственной политики. Порнография ассоциируется с оскорбительным и унижающим достоинство изображением женской чувственности в словесной и материальной форме откровенно сексуального характера. Другой характерной чертой порнографии является дегуманизациия и опредмечивание женского тела.

ПОРЯДОК, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

ПОРЯДОК, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ - (preference ordering) Порядок, в котором располагаются предпочтения (избирателя или потребителя) среди некоторого числа кандидатов или возможных вариантов выбора. Используется для изучения методики проведения выборов. Большая часть таких методик предлагает каждому избирателю сообщить лишь часть своих предпочтений (предпочтение, занимающее первое место на выборах, построенных по принципу "кто первым придет к финишу" (first-past-the-post) или по партийным спискам в системах пропорционального представительства (proportional representation). Там, где имеются или могут быть воссозданы полные сведения о всем порядке предпочтений, методика проведения выборов может быть оценена с точки зрения того, насколько достоверно она отражает существующие предпочтения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - (successive voting) Процедура голосования (например, в норвежском парламенте), при которой все имеющиеся предложения располагаются в каком-либо естественном порядке (например, по размеру предлагаемой суммы расходов). Затем каждое из них, начиная с одного или другого конца, сравнивается с существующим состоянием дел. Голосование продолжается до тех пор, пока один из вариантов не получит большинства голосов. Уточняющие методы в мажоритарной или пропорциональной процедурах голосования при избрании кандидатов в какой-либо коллективный орган с одновременным распределением их на высокие должности таким образом, чтобы кандидат, пользующийся наибольшей популярностью, занял самое высокое положение, кандидат, стоящий на втором месте по степени популярности, - второе и т.д.

ПОСТАТЕЙНОЕ ВЕТО

ПОСТАТЕЙНОЕ ВЕТО - (item veto) Право, предоставленное губернатору в большинстве штатов США вычеркнуть отдельные статьи или разделы бюджетного законопроекта (appropriations bill) и подписать все остальные положения, придав документу силу закона. Позволяет исполнительной власти держать финансовое законодательство под пристальным контролем, убирая из него поправки(riders) и сокращая количество законов, позволяющих злоупотреблять "казенной кормушкой" (pork barrel legislation). У президента США нет права постатейного вето, хотя предложение предоставить его выдвигалось неоднократно.

Предыдущая страница Следующая страница