Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАЙ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАЙ")

РАБОТА ПО ДОМУ

РАБОТА ПО ДОМУ - (housework) Рассматривается феминистками как "работа" в пределах домашнего пространства. Предполагает труд и производительность, как и любой иной вид занятости в общественной сфере. Работа по дому зачастую воспринимается как еще одно измерение "естественных" женских предназначений. Половые различия и неравенство в трудовой деятельности обострены из-за низкого статуса, придаваемого работе по дому в иерархии социально-общественных установлений.

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ

РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ - (labour movement) Расплывчатый термин. Обычно используется в двух значениях. 1. Рабочие, люди, занятые физическим трудом, имеют общие политические и экономические интересы; их защита может осуществляться организованно через профессиональные союзы или посредством политических действий. 2. Профсоюзы могут успешно выступать в "связке" с левыми партиями в парламенте с целью формирования правительства, в центре внимания которого находились бы интересы рабочих. Рабочие движения в Европе возникли в XIX в. как ответная реакция лишь недавно ставших горожанами рабочих на индустриализацию. В континентальной Европе большое влияние на становление рабочего движения оказал марксизм (marxism), приведший к образованию политических партий социалистической ориентации (Германия, 1896). В Англии рабочее движение носило скорее реформистский, нежели революционный, характер, а его деятельность осуществлялась в рамках системы политических партий (в 1900 г. был создан Комитет рабочего представительства, в 1906 г. образована Лейбористская партия). Характерной чертой рабочего движения была сильная интернационалистская направленность - на первый план выдвигались общие интересы рабочих разных стран в борьбе против капиталистических режимов. Однако, несмотря на это, в 1914 г. социалистические партии оказались захвачены волной националистического угара и - за исключением отдельных деятелей - выступили в поддержку усилий, направленных на разжигание войны. Победа большевиков в России оказала огромное влияние на развитие рабочего движения после 1917 г. Правда, существовавшие в то время социалистические и рабочие партии почти тут же отвернулись от III Интернационала, созданного по инициативе Москвы для координации революционной деятельности при помощи международного рабочего движения, но появились независимые от них коммунистические партии. Противоборство между социалистическими и коммунистическими партиями продолжалось на протяжении всего периода между мировыми войнами. В одних странах, таких как Англия, Германия и США, коммунисты выступали в рамках единого профсоюзного движения, в других, таких как Франция, они контролировали "собственные" профсоюзы, соперничавшие с профсоюзами социалистическими и христианскими. После 2-й мировой войны, когда для борьбы с фашизмом требовалось единство действий, рабочие движения снова оказались разобщенными, а международные организации, созданные профсоюзами и социалистическими партиями, оказались по разные стороны линии фронта "холодной войны" (Cold War), разделившись на про- и антикоммунистические группировки. Дальнейшее ослабление роли рабочего движения было вызвано сокращением числа занятых физическим трудом и уменьшением влияния тред-юнионизма на социалистические партии, особенно находившиеся у власти. В США идея рабочего движения была еще более серьезно подорвана разногласиями между Американской федерацией труда (АФТ) и Конгрессом производственных профсоюзов (КПП), конфликтами между рабочими на расовой почве, сокращением числа членов профсоюзов и продажностью руководства ряда профсоюзов. Возрождение идеи рабочего движения связано с ролью профсоюзов в странах "Третьего мира", которую они сыграли в 1950-60-е гг. в борьбе за освобождение от колониального господства. Однако после завоевания независимости идея самостоятельного тред-юнионизма, который отстаивает права рабочих перед лицом правительств, нередко провозглашающих себя социалистическими, часто оказывалась трудно осуществимой.

РАБОЧИЙ КЛАСС

РАБОЧИЙ КЛАСС - (working class) прежде всего работники физического труда и получающие за свой труд заработную плату. Этот термин менее емкий, чем пролетариат (proletariat) у Маркса (Marx), т.е. кому нечего продать, кроме своей рабочей силы, т.к. в современном индустриальном обществе под это определение подпадают почти все. В термин скорее обозначает статусную группу Вебера (Weber), чем "класс" у Маркса. Принадлежность к рабочему классу означает наличие определенных признаков, как-то: специальная рабочая одежда, подчинение жесткой трудовой дисциплине, наличие профсоюза. Эти критерии достаточно неопределенны, и непонятно, как их применять к тем, кто фактически не находится на рабочем месте. Тем не менее почти все пользуются этим термином и понимают его по-своему.

РАБОЧИЙ КОНТРОЛЬ

РАБОЧИЙ КОНТРОЛЬ - (workers' control) разнообразные системы, с помощью которых рабочие получают возможность полного демократического контроля над предприятием или организацией, в которых работают. Рабочий контроль подразумевает нечто большее, чем право консультаций и участия, и указывает на наличие у рабочих (в конкретной отрасли промышленности или профессиональной сфере) реальной власти, позволяющей принимать ключевые решения. Идея рабочего контроля имела широкое распространение в социалистической философской традиции, включая некоторые течения революционного марксизма (Marxism), и послужила одним из теоретических основ синдикализма (syndicalism). Следует отличать рабочий контроль в капиталистическом обществе от полного самоуправления рабочих в промышленности в условиях скорее обобществленного, нежели частного владения капиталом (например, югославская система рабочих советов в 1950-1960-х гг.).

РАБСТВО

РАБСТВО - (slavery) Условия, при которых жизнь, свобода и судьба личности находятся в руках другого человека. Английский термин. Происходит от корня Slav - славянин (в средневековье славяне часто были рабами). Впервые вызов рабству был брошен еще в Древней Греции, и Аристотель (Aristotle) выступил в неприглядной роли защитника рабства, утверждая, что некоторые люди - рабы по природе. Известно, что движение за независимость в Северной Америке породило Декларацию независимости, провозгласившую, что "все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Однако Декларация была написана рабовладельцем из Виргинии Томасом Джефферсоном (Jefferson), который так и не удосужился освободить собственных рабов. Впервые работорговля, а затем и рабство были отменены в Британской империи и в Америке в XIX в. в результате сочетания принципиальной позиции, политических выгод и победы сторонников сохранения Союза в Гражданской войне в США (1861-65 гг.). Имеются данные, что в ряде стран, например Мьянме (Бирме), рабство до сих пор существует.

РАВЕНСТВО

РАВЕНСТВО - (equality) Фактическое и/или нормативное утверждение равной компетенции или равного положения лиц, порождающее право на справедливое распределение (distributive justice). Квазиэмпирическое равенство индивидов относится к сугубо физическим признакам, как в положении Томаса Гоббса (Hobbes) о равной естественной слабости человека, и к умственным способностям - разумность предрасположенности к нравственным поступкам. Претензии на разумность и нравственность могут выдвигаться в качестве трансцендентальных аргументов. Нормативное утверждение имеет четыре главные ипостаси, которые трудно четко разграничить. 1. Равное удовлетворение при принятии решений (нравственного характера). Право на равное отношение, распространяемое, как и в случае с принципом утилитарного интереса (utilitarian concern), на каждую из частей единой общности. Это фундаментальная, но слабая концепция равенства, т.к. в итоге может привести к неравному распределению (например, на конкурсных экзаменах равенство состоит в том, что каждому позволено принять в них участие). 2. Беспристрастное отношение. Право на то, чтобы к одинаковым ситуациям относились одинаково. Это лишь условно ведет к одинаковым результатам (См. также: беспристрастность). 3. Равенство при распределении. Право, при котором равное отношение означает выделение каждому человеку равного количества благ. Такие права представляются наиболее целесообразными при отсутствии информации о положении участников этого процесса. 4. Равенство результатов. Право на то, чтобы равное отношение обеспечивало в итоге получателям благ равное положение. Достигается учетом их состояния до распределения и регулированием количества распределяемых благ. Это можно сравнить с равной возможностью (equal opportunity), подразумевающей создание равных условий для соперничества за право получить блага. См. также: egalitarianism (эгалитаризм).

РАВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

РАВНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ - (equal opportunity) Равный доступ к процессу, в результате которого человек получает должность или извлекает пользу, которые недоступны другим (подразумевается, что указанные "блага", с точки зрения его целей, справедливы). Например, в результате реформ гражданской службы, которые проводились в Соединенном Королевстве в XIX в., было введено правило предоставления должностей на конкурсной основе. Оно пришло на смену покровительству и семейственности как определяющим факторам карьеры. В этом понимании равная возможность неизбежно ассоциируется с некими ограничениями. Вместе с тем бывает так, что равная возможность используется только в целях поддержки идеи предоставления какого-то блага в более широких масштабах. Это происходит, например, тогда, когда считается, что принцип равной возможности подразумевает предоставление высшего образования всем, кто захочет его получить. Такое положение было бы правильнее назвать требованием равенства при распределении (equality in distribution). Равная возможность - понятие растяжимое из-за проблем, которые возникают, когда требуется решить, на каком этапе процесса следует оценить ее. Например, конкурсный экзамен может обеспечить равную возможность для кандидатов пройти проверку, но это не означает, что они имели равную возможность получить знания и навыки, необходимые для успеха, и, следовательно, конкурсные экзамены не могут быть верным средством поиска талантов. В таком случае к условиям, в которых индивиды получают образование, может быть применен упомянутый выше принцип равного доступа, поскольку имеется мнение, что реализация принципа равной возможности на экзамене требует реализации этого же принципа при получении навыков, которые будут проверяться на экзамене. Это может вылиться в требование равных условий в период, предшествующий экзаменам, или в требование (если таких условий не было) учитывать при отборе относительную нехватку ресурсов или возможностей у некоторых претендентов, вводя дискриминационные меры в их интересах. См. также: позитивные действия, позитивная дискриминация.

РАВНАЯ ЗАЩИТА

РАВНАЯ ЗАЩИТА - (equal protection) Четырнадцатая поправка (The Fourteenth Amendment) гарантирует американцам "равную защиту законами". Законодателям всех уровней запрещено произвольно дискриминировать отдельные группы людей, например чернокожих, женщин или инвалидов. Это не означает, однако, что дискриминация вообще запрещена Конституцией. Налоговая система, зависящая от платежеспособности людей, считается разумной. А законы штатов, требующие или допускающие сегрегацию в государственных школах по расовому признаку, в 1954 г. были признаны противоречащими конституционному принципу равной защиты (Brown v. The Board of Education at Topeca, Kansas).

РАВНОВЕСИЕ

РАВНОВЕСИЕ - (equilibrium) Сбалансированность, в более частном случае - любое состояние дел, которое ни одна из сторон не желает нарушить. Исследование политических равновесий основано на двух традиционных принципах: на учете баланса сил (balance of power) в международных отношениях и теории игр (game theory). При балансе сил возникает некий фактор, сдерживающий агрессию, поскольку считается, что в конечном счете она принесет больше вреда, чем пользы. Аналогичным образом игра находится в состоянии равновесия, если ни один из участников не получает никакой пользы от смены своей стратегии. Некоторые виды равновесий несовершенны. Наибольшей известностью пользуется простой случай "дилеммы узника" (prisoner`s dilemma), каждый из двух игроков получит пользу, если оба нарушат равновесие, в котором ни один из них не видит пользы, но и не имеет побудительного мотива это сделать.

РАДИКАЛЬНЫЕ ПАРТИИ

РАДИКАЛЬНЫЕ ПАРТИИ - (radical parties) В XIX в. радикальными назывались партии, которые выступали за расширение избирательного права, за участие народных масс в политике, за гражданские права и увеличение социального обеспечения, хотя в то время ни одно из этих требований еще не стало установившейся нормой. Когда они стали таковыми в XX в., радикальными стали называть партии, которые стремились расширить привычные рамки политических дебатов, например европейские партии "зеленых" (Green parties). В некоторых странах, где существуют тесные отношения между церковью и государством, пользующиеся массовой поддержкой, радикальными могут называться партии, выражающие антиклерикальные взгляды. Некоторые комментаторы готовы признать "радикальными правыми" партиями такие как пужадисты (poujadism) и национальные фронты (national Front) во Франции и Англии. Картина осложняется тем, что в Европе есть ряд партий, сохранивших название "радикальных" со времени своего создания (когда они, возможно, и заслуживали его), но постепенно ставших традиционными партиями, выступающими за незначительные, но систематические политические изменения. "Радикальный" означает "коренной", смысл этой метафоры заключается в том, что радикализм означает реформу, затрагивающую самые основы. Однако этимология также ведет к знаменитому сатирическому сравнению между французскими радикалами и редисками (по-французски - radis), "красными снаружи и белыми внутри".

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ - (intelligence services) Все государства собирают разведывательную информацию о "своих врагах" как внутри страны, так и за границей. Полиция и вооруженные силы занимаются разведкой и действуют на основе полученных сведений, однако термином "разведывательные службы" обозначаются службы, специально созданные для сбора секретной информации. Они же по указанию государства занимаются тайной (от которой можно отмежеваться) деятельностью. В Британии есть две такие организации: Служба тайной разведки (действует только за границей и контролируется министерством иностранных дел и министерством по делам Содружества) и Служба разведки (действует внутри страны и контролируется министерством внутренних дел). Обе службы заняты разведывательной и контрразведывательной деятельностью, т. е. ведут борьбу со службами, действующими против британских интересов. Есть свидетельства (большая часть из них не может быть проверена), что эти организации тратят немалые силы на взаимную слежку и что в них внедрено много агентов той организации, с которой им полагается бороться (а именно: советской разведывательной службы КГБ). Деятельность обеих служб порождает проблемы правительственного контроля и подотчетности демократическим либо парламентским процедурам. Есть и еще одна общая для всех сфера беспокойства: степень сотрудничества разведывательных служб за спинами их правительств. В США Федеральное бюро расследований (внутренние задачи) и Центральное разведывательное управление (внешние задачи) играют сходные с британскими службами роли, хотя они всегда были гораздо более открытыми и - во всяком случае в теории - более подвержены демократической отчетности. В СССР КГБ, наследник царских служб разведки, осуществлял и внутреннюю, и внешнюю разведку. В его же распоряжении находились система исправительных лагерей и тюрем (см.: ГУЛАГ) и пограничные войска. В число других разведывательных служб, к которым привлечено широкое внимание, входят Главное управление внешней разведки (Франция) и "Моссад" (внешние задачи) и "Шин Бет" (внутренние задачи) (Израиль).

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ - (development) Многомерный процесс, обычно подразумевающий изменение состояния от менее удовлетворительного к более удовлетворительному. Развитие - это нормативная концепция, оно не имеет единого общепринятого определения. Некоторые считают, что развитие не может сводится к какой-то универсальной формуле и должно рассматриваться в сравнительном плане в зависимости от времени, места и обстоятельств. Под развитием часто понимается выполнение необходимых условий реализации потенциала личности, что может проявляться в форме повышения благосостояния, ликвидации неравенства и безработицы. Еще более простой характеристикой развития служит все большее удовлетворение основных потребностей, в частности в продуктах питания. Существует разногласие по поводу того, как далеко могут простираться эти основные потребности включают ли они в себя, например, образование. Развитие также определялось и определяется по таким параметрам, как улучшение некоторых социальных показателей, например обеспеченность жильем, повышение (физического) качества жизни, в частности ее средней продолжительности. Многие из этих трактовок породили серьезные споры относительно теоретической и эмпирической природы взаимоотношений между экономическим ростом, моделью роста и распределением благ, которые дает рост, или того, что иногда называют "справедливость" (equity). Необходимые условия для превращения развития в долгосрочный феномен следует: рост экономической эффективности производственных возможностей национальной экономики, прогресс в области технологии, диверсификация экономики в целом и промышленности в частности, способность приспосабливаться к внешним нарушениям экономического равновесия. Обычно признаются необходимыми условиями превращения развития в долгосрочный феномен. Специалисты в области различных общественных дисциплин выделяют еще несколько дополнительных условий. Они обращают внимание на перемены в социальной структуре, подходах и мотивациях, равно как и на цели совершенствования экономики. Рост валового национального продукта ВНП и средние реальные доходы на душу населения для них всего лишь средства достижения целей, а не цели сами по себе. По мнению некоторых специалистов, рост общего благосостояния подразумевает не только экономические аспекты, но и удовлетворение духовных и культурных потребностей, достоинство индивида и самоуважение группы. Еще одно условие, определяющее степень развития - это растущая уверенность страны в своих силах, сопровождаемая пониманием того, что развитие раздвигает границы зависимости (dependency). Существует еще и тема охраны окружающей среды, относящаяся к идее непрерывного развития, т.е. развития, удовлетворяющего потребности сегодняшнего общества без ущерба для последующих поколений. В качестве дополнительных оттенков значения термина "развитие" в последнее время стали активнее обсуждаться такие сугубо политические проблемы, как участие в политической жизни, подотчетность правительства, уважение прав человека, внимание к его запросам. Следовательно, концепция развития придает большое значение расширению свободы. В конце концов, самой главной потребностью каждого человека может оказаться право самому определять свои потребности и участвовать в принятии жизненно важных решений. Экономическое развитие неотделимо от других аспектов развития, но его наиважнейшая ценность, возможно, состоит в том, что оно объемлет весь диапазон интересов человека. Многие современные исследователи процесса развития в странах " Третьего мира" (Third World) утверждают, что, какие бы определения развитию ни давали, оно должно, по своей природе, предполагать участие всех, т.е. быть процессом, идущим снизу вверх и понятным широким массам людей, инициирующих и контролирующих его.

РАЗГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

РАЗГРАНИЧИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ - (Boundary Commission (Parliamentary Boundary Commission)) (Парламентская разграничительная комиссия), Одна из четырех комиссий (по одной для каждой части Соединенного Королевства), каждые 12-15 лет устанавливающая границы избирательных округов для парламентских выборов. Отдельная комиссия определяет границы территорий, подлежащих юрисдикции местных органов власти. Комиссии создаются по непартийному принципу, в отличие от США, где разграничением округов занимаются либо однопартийные комиссии (контролируемые правящей на местах партией), либо двухпартийные (контролируемые органом, в который входят представители обеих партий). См. также пропорциональное распределение.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ - (separation of powers) Основополагающий принцип, согласно которому политическая власть должна быть поделена между несколькими структурами для предотвращения тирании. Разделение властей, противостоявшее абсолютизму королевской власти, парламенту и другим органам, представляло собой ведущую идею средневековой Европы, известную как "два меча" (см. также: средневековая теория политики). Большинство мыслителей соглашалось с разделением власти между государством и Церковью. Однако убедительных аргументов в пользу превосходства одной из ветвей власти над другой не выдвигалось. Сторонники превосходства государства были вынуждены считаться с тем, что королям даровалась божественная власть, а Церковь претендовала на право отлучать королей от Церкви (что и произошло с английским королем Иоанном). Тем же, кто ставил Церковь выше государства, приходилось разъяснять заповедь Иисуса: "Воздай Кесарю Кесарево, а Божье Богу". Таким образом, в средневековой Европе произошло разделение властей de facto. Идея разделения властей возродилась в XVII в. как реакция на возобновившиеся притязания монархов на Божественное право и абсолютный суверенитет (см.: Filmer - Филмер, Hobbes - Гоббс). Локк (Lock) различал исполнительную, законодательную и федеративную (ведавшую внешней политикой) власти, хотя и не считал, что каждая существует в отдельности. Он ориентировался на английскую систему, при которой исполнительная власть (executive) пополнялась (по крайней мере частично) за счет перехода в нее членов законодательной власти (legislature) и была (во всяком случае, в финансовом отношении) подотчетна ей. Монтескье (Montesqueu) развил эти представления в полновесную теорию разделения законодательной, исполнительной и судебной власти (основанную, как об этом часто говорят, на непонимании английской политической жизни). От него принцип разделения властей попал в Конституцию США, его обоснования содержались в "Федералисте" ("Federalist Papers"). Система сдержек и противовесов американской управленческой машины включает в себя разделение как по вертикали - между исполнительной (президент), законодательной (Конгресс из двух палат, каждая из которых играет роль сдерживающих механизмов и противовесов по отношению к другой) и судебной (федеральные суды) властями, так и по горизонтали - между правительствами страны и штатов. Сторонники разделения властей утверждают, что это необходимо для борьбы с тиранией, в т.ч. и тиранией большинства (tyranny of the majority). Противники доказывают, что суверенитет кому-то должен принадлежать и что лучше, и видимо демократичнее, гарантировать его постоянную принадлежность одной структуре (например, парламенту).

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - (division of labour) Систематическое (но не обязательно заранее спланированное или навязанное) разделение функций, задач или деятельности. "Республике" Платона (Plato) упоминается о функциональном разделение труда: "философы" определяют законы, "помощники" действуют в качестве военной силы и исполнительной власти, а "производители" занимаются экономической деятельностью, обеспечивая всех средствами к существованию. Такое разделение труда, считает Платон, отражает естественные требования (поскольку индивиды от природы наделены различными способностями) и приводит к гармоничному целому. Другие важные формы разделения труда проходят по половому, географическому и социальному признакам. Мужчины и женщины издавна имели разные сферы деятельности, хотя современные представления о том, что является обычным, а что результатом превосходства, отрицают прежние взгляды на проявление естественного в этой сфере. Разделение труда по географическому признаку касается людей, проживающих в различных климатических условиях. Одна из форм, которой придается важное значение, - разделение труда между городом и деревней. Общественное разделение труда относится к дифференциации деятельности индивидов внутри общества и часто связывается с существованием классов (classes). Считается, что разделение труда обеспечило повышение производительности труда в индустриальном обществе (industrial society), хотя его также связывают с проблемами отчуждения и навязывания трудовой дисциплины. Негативные стороны разделения труда обычно наиболее отчетливо проявляются при отстранении прямых производителей от товарного рынка или при таком разделении труда, когда одному человеку приходится монотонно повторять одну и ту же операцию не решены такие фундаментальные вопросы, как совместимо ли широкое разделение труда с "гармоничным целым", и если да, то таким образом можно достичь этой гармонии.

РАЗОРУЖЕНИЕ

РАЗОРУЖЕНИЕ - (disarmament) Сокращение количества вооружений. Распространенный смысл этого термина представляется неопределенным и требует уточнений. Например, разоружение может быт многосторонним, двусторонним или односторонним. Существуют различные пределы разоружения. Участники переговоров часто с пиететом рассуждают о всеобщем и полном разоружении как о конечной цели. Однако на практике государства обычно стремятся к менее утопичной цели - к достижению соглашения частичных мерах, относящихся к конкретным видам вооружений или к определенным географическим районам (например, безъядерной зоны). И в этом строго ограниченном контексте в качестве конечной цели называют уничтожение, сокращение, замораживание, или увеличение вооружений с обоюдного согласия. Замораживание и увеличение - по согласию, - строго говоря, вообще не относятся к разоружению ибо их целью может оказаться лишь стремление установить равновесие в структурах вооруженных сил. Поэтому в 1960-х гг. Для таких мер вошел в обиход новый термин, а именно контроль над вооружениями. Первые практические шаги на пути ограничения вооружений были закреплены в генеральных международных соглашениях на конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг., но положительных результатов они не дали. Более серьезные попытки были сделаны под эгидой Лиги Наций (League of Nations) после 1-й мировой войны. Переговоры, в которых участвовало большинство стран и которые, казалось, касались всех видом вооружений, достигли своего апогея в 1932 г. на Женевской конференции по разоружению. К 1935 г., к сожалению, стало ясно, что она не достигла целей из-за нарастания напряженности между великими державами - и не в последнюю очередь между Германией и Францией, что ускорило приход к власти Гитлера. Впрочем, возможно, провал конференции был неизбежен, т.к. достичь приемлемого для всех баланса структур вооруженных сил разных государств с различными взглядами на проблемы безопасности. Более успешно в те годы проходили переговоры по ограничению морских вооружений. 1922 г. на Вашингтонской конференции США, Великобритания, Япония, Франция и Италия пришли к согласию относительно ограничения количества линейных кораблей, а в 1930 г. на Лондонской конференции первые три страны распространили это соглашение на все виды своих боевых кораблей. Механизм контроля был прост, тем не менее японцы в 19365 г. решили отказаться т достигнутых соглашений, и началась новая гонка морских вооружений. Доминирующее положение на переговорах по разоружению и контролю над вооружениями после 2-й мировой войны заняли союзы, возникшие в связи с "холодной войной" (Cold War). Обе стороны проявили немало лицемерия, пока в конце 1960-х гг. Советы не достигли ядерного паритета с американцами. После этого переговоры, особенно по ядерному оружию. Стали более глубокими и привели к важным соглашениям: от договора по ОСВ 1970-х гг. и до договора о сокращении стратегических вооружений. Однако специалисты по-разному оценивают значение ограничений, обусловленных этими договорами. Они способствовали значительной экономии денежных средств, особенно после окончания "холодной войны", дестабилизирующая отношения между Вашингтоном и Москвой гонка ядерных вооружений, похоже, прекратилась. Вместе с тем как Россия, так и Соединенные Штаты имеют огромные возможности гарантированного уничтожения объектов в любой части земного шара. А улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном, по-видимому, перестало сдерживать распространение ядерного оружия во все большем числе государств. В эпоху технологических революций нет гарантий. Что разоружение и контроль над вооружениями окажутся более успешными, чем паритет в области вооружения.

РАЗРЯДКА

РАЗРЯДКА - (détente) Буквально "ослабление". Термин использовался для характеристики периодов ослабления напряженности в отношениях между США и СССР во время "холодной войны" (Cold War) и напрямую ассоциировался с процессом (и прогрессом) контроля над вооружениями. Основной период разрядки продолжался с 1963 г., когда был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах, и до конца 1970-х гг., когда советская интервенция в Афганистан сорвала ратификацию соглашения по ОСВ-2 и привела к очередному обострению отношений между сверхдержавами. Возрождение разрядки произошло с приходом к власти в СССР Михаила Горбачева в середине 1980-х гг., однако с окончанием "холодной войны" термин перестал употребляться. Несмотря на ассоциацию с "холодной войной", термин имеет собственное широкое значение и используется для описания ослабления напряженности в отношениях между государствами, которые в противном случае могли бы называться враждебными.

РАЙКЕР У. Х.

РАЙКЕР У. Х. - (Riker, W. H.) (1921-93) Американский ученый-политолог, пионер в области изучения рационального выбора (rational choice), федерализма (Federalism), теории коалиции (coalition theory) и структурно-обусловленного равновесия (structure-induced equilibrium). Наиболее значительная его работа "Либерализм против популизма" ("Liberalism against Populism", 1982) охватывает широкий спектр вопросов нормативной политической теории и американской политической истории. Он утверждает, что существующая в большом обществе возможность цикличности (cycle) (нет такой политической платформы, которая была бы не способна проиграть на выборах) лишает смысла ассоциирующуюся с Руссо (Rousseau) и его последователями идею о том, что "народ должен править". Райкер объясняет стабильность американской политической истории после 1865 г. наличием институтов, скрывающих цикличность от внешнего взора. Гражданскую войну и непосредственно предшествовавшие ей президентские выборы 1860 г. он рассматривает как нарушение равновесия, использованное теми, кто, потерпев ранее неудачу, сформировал впоследствии Республиканскую партию (Republican Party) на основе новой коалиции сил, победивших в 1860 г.

Предыдущая страница Следующая страница