Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАЙ"-"РЕС")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАЙ"-"РЕС")

РАЙОНИРОВАНИЕ

РАЙОНИРОВАНИЕ - (zoning) Процесс территориального распределения различных видов экономической деятельности органами государственной власти в пределах имеющиеся у них полномочий по управлению землепользованием. Как правило, с помощью районирования создают жилые, промышленные, торговые и сельскохозяйственные районы, а также районы розничной торговли. Государственные органы, распоряжающиеся землепользованием, почти неизменно практикуют районирование, полагая, что эта политика более эффективна, чем нерайонированная свободная торговля землей. Например, считается, что фабрики не должны находиться вблизи жилых кварталов (это мнение сложилось из-за вредного влияния промышленных предприятий в начальный период индустриализации). Во многих странах, например в Англии, районирование представляет собой просто всестороннюю гибкую политику землепользования. Зато в США оно имеет гораздо более определенный правовой статус. Районирование возникло в 1880-х гг. вследствие желания держать китайские прачечные за пределами "белых" жилых массивов Сан-Франциско. В 1926 г. Верховный суд подтвердил правовую обоснованность районирования при рассмотрении дела "Город Эвклид против Компании по недвижимости "Амбер", и с этих пор американские города, за редким исключением (например, Хьюстон), стали прибегать к постановлениям муниципальных властей о районировании. Районы обычно различаются по плотности населения и интенсивности хозяйственного освоения. Однако районирование приближается к пределам, допускаемым законом, особенно в вопросах защиты прав собственности, содержащихся в Пятой (Fifth Amendment) и Четырнадцатой (Fourteent Amendment) поправках к Конституции. Некоторые виды районирования, включая сельскохозяйственные и неосвоенные (незастроенные и необрабатываемые) районы, объявлены "конфискационными", а следовательно, неконституционными. История районирования в США - это история длительного противоборства, главным образом в судах, между государственными властями и защитниками окружающей среды, стремящимися расширить полномочия муниципальных властей, с одной стороны, и владельцами собственности и консерваторами, настаивающими на их ограничении - с другой.

РАСА И ПОЛИТИКА

РАСА И ПОЛИТИКА - (race and politics) Слова, обозначающие "расу", есть во всех языках, происходящих от латыни; а например, в английском и французском языках эти слова вообще идентичны. Как правило, так называют группу людей, имеющих общее происхождение, поэтому это понятие не всегда можно четко дифференцировать от таких понятий, как этническая принадлежность или национальность. Англичанин VIII в. мог ссылаться на "королевский род", или "род Смитов", или, как мы говорили до сих пор, - на "человеческий род". В некоторых теориях ХVIII столетия, например в изложенной Бюффоном в его работе "Естественная история человека" ("Histoire naturelle de l'homme", 1778), заметно стремление дать более точное и специальное определение понятию "раса". Однако такое определение, получившее всеобщее признание, появилось лишь в 1850-х гг. В значительной степени это было связано с развитием биологических теорий, кульминацией которого стала публикация в 1859 г. работы Дарвина (Darwin) "Происхождение видов" ("Origin of Species"). Во Франции вышла книга "Эссе о неравенстве человеческих рас" ("Essai sur l'inegalit( des races humaines") графа де Гобино, в Англии - "Человеческие расы" ("Races of Men") Рональда Нокса. Оба утверждали, что человеческие расы существенно различаются между собой. Эти различия значимы с научной точки зрения, но вместе с тем имеют и этическое значение, поскольку сама идея предполагает необходимость разного отношения к людям разных рас. Гобино, например, утверждал, что только арийцы способны к духовности и свободолюбию, в то время как "чернокожие" расы не отличаются интеллектом, а "желтые" расы Азии лишены воображения и склонны к материализму. Расы в этом смысле встречаются во многих видах; к ним относится любая группа, которая имеет общие генетические характеристики и члены которой способны скрещиваться с представителями других рас, принадлежащих к тем же видам, но обычно не делают этого. Понимаемое подобным образом понятие расы создает почву для расизма и расовой дискриминации, которые можно четко разграничить, несмотря на то что граница между ними нередко становится незаметной из-за обилия аргументации и неправильного использования самих терминов. Расизм в целом - это теория, согласно которой расовые категории играют важную роль в определении человеческого поведения. Расовая дискриминация - это склонность отождествлять себя со своей расой и проявлять враждебность или неуважение к представителям других рас. Поэтому можно стоять на позициях расовой теории в области науки, не делая при этом практических выводов, имеющих расистский характер с точки зрения нравственности (Гобино был противником рабства и отвергал антисемитизм). При рассмотрении истории расизма и расовой дискриминации важно помнить о главном недостатке расовой концепции. Естественная история человека все больше постулирует общее происхождение видов. С этой точки зрения, неудивительно, что биологи не обнаружили никаких доказательств существенных генетических различий между расами, из которых исходили более ранние расовые теории. Существующие различия носят весьма поверхностный характер и не могут служить оправданием разного отношения к людям в зависимости от их расовой принадлежности. Генетики приводят данные о том, что, возможно, все мы произошли от "митохондической Евы", жившей в Африке около 200 000 лет назад. На самом деле, разные народы жили на Земле и размножались отнюдь не так изолированно друг от друга, как это предполагает расовая теория, существенным недостатком которой является большое количество противоречащих друг другу категорий, созданных ею. Например, категория арийцев Гобино, позднее использованная в расовой доктрине гитлеровского "третьего рейха", первоначально обозначала сравнительно светлокожие северные индийские и персидскую расы в отличие от более темнокожих дравидов, населявших Южную Индию. Позднее в понятие "арийцы" стали вкладывать разный смысл: от "германцев" до "белых неевреев". Этот последний термин эквивалентен категории "кавказской (белой) расы", используемой в США при определении расового происхождения с целью проведения политики позитивной дискриминации (positive discrimination). Многие учебники делят европейцев на "альпийскую", "нордическую", "славянскую" и "средиземноморскую" подрасы. На Британских островах традиционно проводилось расовое различие между "англосаксами" и "кельтами". После поражения "третьего рейха" в 1945 г. расизм полностью утратил научное и духовное влияние в среде международной интеллектуальной элиты. Так что мы можем говорить о "веке расизма", продолжавшемся с середины XIX до середины XX столетия. Между тем расовая дискриминация по-прежнему процветает, хотя из-за отсутствия сколько-нибудь последовательных теорий или категорий она стала практически неотличимой от этнического шовинизма и национализма. Расовая политика восходит к "веку расизма", когда он расизм являлся идеологией, оправдывавшей существование целого ряда политических институтов. В 1850-х гг. сложилась парадоксальная ситуация: в Европе нарастали требования демократизации, а в Америке кульминации достигло движение за отмену рабства, но при этом европейцы создавали обширные колониальные империи, а США следовали своему "предначертанию", стремясь установить господство над всем континентом. Все это требовало обоснования, которое позволило бы к европейцам относиться как к равным, а к неевропейцам - как к нижестоящим. В Британской Индии после подавления восстания сипаев 1857 г. официально была провозглашена империя и еще больше усилилось разграничение "белых людей" и "туземцев". Политика сегрегации стала проводиться и на "преобразованном" Юге США. Расовая теория и тут послужила оправданием такого обращения белых с "краснокожими индейцами", которое - в своих крайних проявлениях - было равносильно геноциду. Постулат о расовой неполноценности "туземцев" получал еще более широкое распространение в Африке по мере ее колонизации европейцами. И все же это вовсе не означает, что расовые соображения всегда служили оправданием империализма: были и либеральные сторонники империализма, которые объясняли различие между собой и туземным населением тем, что последнее находится на более низкой стадии развития. При этом даже та разновидность расизма, которая оправдывала подобную практику, не постулировала неизбежность вражды или конфликта интересов между расами. Считалось, что межрасовые отношения могут быть гармоничными и взаимовыгодными, если расы, не смешиваясь между собой, будут придерживаться предписанных им ролей. Вышесказанное не относится к расизму в форме антисемитизма, разработанному авторами типа Хьюстона Стюарта Чемберлена и ставшему официальной политикой германского "третьего рейха", в котором угроза чистоте германской нации усматривалась в самом факте существования другой расы. Высшим проявлением подобных взглядов стали лагеря смерти как способ "окончательного решения" "еврейского вопроса". Расовую политику после 1945 г. можно охарактеризовать как политику пострасистских институтов расовой дискриминации. В своих наиболее важных формах она представлена могущественными группами, заинтересованными в сохранении структур власти, существовавших во времена широкого распространения расизма. В глобальном масштабе наиболее ярким примером такого положения может служить Южная Африка, где победа националистической партии (буров) под руководством д-ра Хендрика Фервурда в 1948 г. привела к установлению апартеида (apartheid) - политики раздельного развития чернокожего, белого, азиатского и "цветного" (смешанного) населения. Апартеид часто пытались оправдать исключительно с позиций культуры, но он был основан на расовых критериях и запрещал межрасовые браки. Эта система сохранялась вопреки оппозиции со стороны большинства населения страны и подавляющего большинства государств мира. Южная Африка стала парией в международных отношениях и оставалась таковой до 1990-х гг. В некоторых отношениях положение в штатах "глубокого Юга" в пределах США аналогично положению Южной Африки в мире (см.: civil rights - гражданские права). Сегрегация на Юге была большей частью ликвидирована к 1970-м гг., но еще долгое время продолжала сохраняться в скрытых формах в отдаленных от центра районах. Позднее

расовая политика в США сосредоточилась на "позитивных" шагах, направленных на обеспечение социального и экономического равенства для черного населения, например, "доставка автобусами" детей в смешанные школы и применение системы квот с целью гарантировать необходимый процент хороших рабочих мест для негров. Как правило, эти меры были менее успешными и менее популярными, чем политика, направленная на обеспечение равных политических и юридических прав. Многие европейские страны проводили постимперскую расовую политику, явившуюся результатом иммиграции большого числа людей из их бывших колоний: выходцы из Индонезии и Суринама - в Нидерландах, из Северной и Западной Африки - во Франции, из Азии и Вестиндии - в Англии, из Центральной Африки - в Бельгии. К 1970-м гг. такие группы меньшинств в среднем составляли около 5% населения этих стран. Их присутствие вызвало в большей или меньшей степени расистские настроения отдельных групп "белого" населения и антирасистские кампании самих этих меньшинств и их либеральных союзников. Такие антирасистские кампании варьировались - в зависимости от их главных задач - от уличных манифестаций в защиту людей от расистов до интеллектуальных усилий, направленных на искоренение расовой дискриминации и остатков расизма в культуре белого населения. В целом расовая дискриминация продемонстрировала свою способность сохраняться долгое время спустя после ухода расизма со сцены в качестве серьезной интеллектуальной основы.

РАСКОЛ

РАСКОЛ - (cleavage) Термин заимствован из геологии. Означает раскол политической системы по этническим или идеологическим признакам. Используется в довольно широком смысле, иногда чтобы указать на расхождения в величинах, например при социальном расслоении общества (по аналогии с геологическими слоистыми структурами), иногда - как синоним выражения "отклонения от величины".

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ - (revenue sharing) Как правило, это любая система, позволяющая сбалансировать налогообложение и расходы между разными уровнями управления, особенно в федеральных системах. Без такого распределения доходов богатые регионы страны могут собирать больше средств, чем бедные, но тратить меньше. Поэтому любая страна, где существует необходимость политики перераспределения, столкнется с необходимостью распределения доходов, даже если ее Конституция делит полномочия по сбору налогов между различными уровнями власти. В частности, этот термин используется в США для обозначения мер, посредством которых часть федеральных налогов распределяется на определенных условиях между правительствами штатов и местными органами управления.

РАССЕЛ БЕРТРАН

РАССЕЛ БЕРТРАН - (Russell, Bertrand) (1872-1970) Английский философ и политический деятель. Главные философские достижения Рассела относятся к области логики и математики. Тем не менее он стал самым известным философом своего времени благодаря объему его сочинений и ясности изложения своих мыслей, а также благодаря своей энергичности и выдающейся роли как политика. Если о ком-то и можно сказать, что он прирожденный либерал, так это о Расселе. Его дедом был лорд Джон Рассел, бывший премьер-министр от Либеральной партии, а светским "крестным отцом" (нехристианином, назначенным родителями Рассела, которые тоже не были христианами) - Джон Стюарт Милль (Mill). Многие из политических выступлений Рассела (такие как поддержка борьбы за избирательные права для женщин, выступления против 1-й мировой войны) могут считаться классически либеральными, равно как и - в некотором роде - его ведущая роль в движении за ядерное разоружение (CND) в начале 1960-х гг. и даже его яростная оппозиция американскому вмешательству в события во Вьетнаме в конце 1960-х. Однако Рассел не всю свою жизнь был пацифистом (pacifism). В течение короткого периода после 2-й мировой войны он полагал: чтобы не позволить СССР получить ядерное оружие, что могло бы привести к войне, в которой человеческая жизнь на Земле могла быть полностью или почти полностью уничтожена, США и их союзники должны быть готовы начать войну против СССР, если понадобится, даже атомную. Как писал Алан Райан в книге "Бертран Рассел: жизнь в политике" ("Bertrand Russell: A Political Lipe", 1988), "Рассел не был пацифистом потому, что был консеквенциалистом" (consequentialism). Тем не менее это не мешает видеть в нем последнего либерала викторианской эпохи.

РАСЧЛЕНЕННОЕ ПРИРАЩЕНИЕ

РАСЧЛЕНЕННОЕ ПРИРАЩЕНИЕ - (disjointed incrementalism) Ситуация, в которой анализ отдельных этапов процесса или события p1, p2... pn. Дает менее эффективный результат, чем анализ Р в целом. Наглядным примером "расчлененного приращения" в обрасти принятия государственных решений служит строительство дорог. Предположим, мы построили автотрассу от А до В; в В направился такой транспортный поток, что стала очевидной целесообразность продолжения дороги до С и далее до Е. Однако, если бы мы сразу исследовали все "за" и "против" дороги от А до Е в целом, мы могли бы увидеть недостатки такого проекта более отчетливо и либо изменили его, либо построили железную дорогу. "Расчлененное приращение" также называют "политикой салями". Единственной причиной для этого послужило то, что эту колбасу обычно едят, отрезая по ломтику.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР

РАЦИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР - (rational choice) Направление или подход к изучению политики, рассматривающие индивидуальное действующее лицо как основную единицу анализа и моделирующие политику, исходя из предположения, что индивиды ведут себя рационально, или исследующие возможные политические последствия рационального поведения. Авторы, стоящие на позициях рационального выбора, обычно ограничивают рациональность рамками переходности и постоянства выбора. Индивидуальный выбор является переходным в том случае, если кто-то, предпочитая А Б, а Б В, при выборе между А и В также отдает предпочтение А. Этот выбор считается постоянным, если, оказываясь в одинаковых условиях с одинаковым набором вариантов, человек всегда делает один и тот же выбор. Рациональный выбор подразделяется на общественный выбор (public choice) и социальный выбор (social choice).

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ - (realism) Реализмом называют традиционный подход (в числе других политических подходов) к пониманию международных отношений (international relations). Реалистическое мышление принято противопоставлять идеализму (idealism). Реализм доминировал в данной области в течение десятилетий после 2-й мировой войны, и, несмотря на многочисленные возражения, можно утверждать, что он остается преобладающим традиционным подходом к этому предмету. Реализм претендует на идейное наследие, восходящее к Фукидиду (Thucydides), Макиавелли (Machiavelli), Гоббсу (Hobbes) и Руссо (Rousseau). В послевоенное время наибольшим влиянием пользовались работы Э.Х. Карра, Ханса Моргентау и Джона Херца. В конце 1970-х гг., благодаря Кеннету Н. Уолтцу, началось возрожденное реалистическое направление - только под названием неореализм. Те, кто стремится расширить анализ Уолтца, чтобы соединить его с работой в русле либеральной традиции, сосредоточенной на изучении экономических отношений, режимов и международного сообщества (international society), отдают предпочтение термину "структурный реализм". Реализм во всех его формах подчеркивает преемственность условий человеческого существования, в частности на международном уровне. Классические реалисты склонны видеть источник единства этих условий в неизменности природы человека, отражающейся в политическом устройстве государств. Неореалисты считают такое единство условий следствием анархической структуры международной системы, являющейся, по их мнению, жизненно важной и исторически непреходящей силой, формирующей поведение и устройство государств. Исходя из преемственности условий человеческого существования, реалисты считают силу главной побудительной причиной или движущим фактором всей политической жизни. Их интересуют больше группы, чем индивид, а поскольку государство использует силу наиболее эффективно, то оно и является главной человеческой группой, будь то в форме племени, города-государства, империи или национального государства. Поскольку отношения между государствами движимы силой, а анархическая структура не дает возможности существенно ограничить ее применение, реализм подчеркивает состязательную и конфликтную сторону международных отношений. Идея баланса сил (balance of power) является одним из самых давнишних аналитических инструментов реализма, она обеспечивает связь между изучением силовой политики в целом и более специфическим анализом военных отношений в стратегических исследованиях. Неореалисты превратили баланс сил в составную часть структурного анализа, так что распределение возможностей в международной системе - с точки зрения числа великих держав (полярность) - рассматривается как часть ее структуры. Это привело к появлению большого количества работ, посвященных различию между биполярной и многополярной системами. Реалисты склонны моделировать государство как единую рациональную силу, действующую в условиях неопределенности и недостаточной информации. Как для реализма, так и для неореализма характерно сознательное заимствование из микроэкономической теории: государство рассматривается как аналог фирм, анархическая структура - как аналог рыночной структуры, а сила - как аналог полезности. Получилось нечто вроде философского эксперимента, когда несколько социологов истории, в частности Майкл Манн, Чарльз Тилли и Перри Андерсон, занимающиеся макроисторическими исследованиями, пришли к аналитическим выводам, поразительно похожим на взгляды классического реализма. Немногие из этих авторов были знакомы с традиционным реализмом в области международных отношений, однако все выделили войну (war) как решающий фактор эволюции современного государства. С конца 1960-х гг. зазвучали получившие признание утверждения о том, что методология и теория, связанные с классическим реализмом, стали анахронизмом. Теперь уже сети, а не бильярдные шары казались наиболее подходящей метафорой для международной политики, а бихевиористы (behaviouralism) утверждали, что работы классических реалистов уже не отвечают канонам научных исследований. С резкой критикой выступили представители академических кругов, занимающиеся проблемами взаимозависимости, политической экономии (political economy) и межнациональных отношений. Объектом критики стало главенство государства и военной силы в теории реализма, который обвиняли в неспособности объяснить ни отдельные проблемы, ни характер международных отношений во взаимозависимом мире; критиковали также логику и моральную сторону склонности реалистов ставить конфликты во главу угла всех проблем. Неореализм дал новое, более прочное обоснование логики политики с позиции силы, показав ограниченность подхода, основанного на взаимозависимости в международных отношениях, и вновь заявив о главенстве американской державы в международной системе. Этому значительно способствовало начало в 1979 г. второго этапа "холодной войны" (Cold War), поколебавшего позиции приверженцев взаимозависимости и межнациональных связей, которые продолжали уверенно выступать с объяснениями, основывавшимися на чрезмерном использовании силы в международных отношениях и дроблении мощи государства. Работы, написанные с этих позиций в 1980-е гг., во многих случаях несли на себе отпечаток теоретической и методологической переоценки, вызванной критикой, данной в работе Уолтца. С окончанием "холодной войны" можно ожидать нового кризиса реализма, но это еще впереди. А пока, по мере того как обнаруживается теневая сторона падения коммунизма, многие из положений реализма находят подтверждение.

РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - (realpolitic) Realpolitik - немецкий термин, означающий политику, основанную на реальности; он относится к стремлению реалистов (realism) воспринимать политику такой, какая она есть в действительности, а не такой, какой хотели бы ее видеть идеалисты. "Макиавеллизм" и machtpolitik (или "политика силы") являются аналогичными понятиями. Термин "реальная политика" чаще всего используется в связи с внешней политикой.

РЕВИЗИОНИЗМ

РЕВИЗИОНИЗМ - (revisionism) Любое критическое отступление от первоначальной интерпретации марксистской теории. Этот термин появился в период существования 2-го Интернационала и ассоциировался с критикой Бернштейном (Bernstein) теоретических посылок и политической стратегии марксизма (Marxism). Бернштейн утверждал, что вывод Маркса относительно неизбежного кризиса капитализма на деле не подтверждается. Монополистический капитал оказался жизнеспособным в отношении кризисов производства и использовал империалистическую экспансию в качестве предохранительного клапана для прибавочной стоимости. Не наблюдалось ни социальной поляризации, ни все большего обнищания рабочего класса, формировался новый средний класс, а крестьянство не исчезало. Бернштейн полагал, что движение к социализму в рамках существующей демократической системы станет возможным при условии, что массовые социалистические партии будут стремиться к предвыборному сотрудничеству с другими прогрессивными силами. Он находился под влиянием фабианских (Fabian) идей относительно проникающей роли государства. Бернштейн утверждал, что он всего лишь указал умозрительную перспективу той ситуации, которая уже существовала в Германии и Англии. Впоследствии "ревизионизм" использовался как бранное слово, которым клеймили любую серьезную попытку новой интерпретации классической марксистской теории, если в ней усматривалась реформистская направленность.

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ - (revolution) Свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений. До 1789 г. это слово часто понималось - в соответствии с его буквальным значением - как возвращение к ранее существовавшему порядку вещей. После Французской революции (French Revolution) подобное значение было вытеснено современным. Революции представляют собой процессы, в которых сливаются воедино соперничество элит и подъем народных масс. Причины революций долго вызревают (поэтому может показаться, что революции происходят внезапно) и имеют как внутренние, так и международные корни. Конечные результаты революций отличаются от первоначальных целей их участников. Трудно точно определить, когда революции начинаются и заканчиваются. История знает много революционных ситуаций, так и не приведших к революциям. Немногие признанные "великими" революции ставят перед сравнительным анализом проблемы методологического характера. Различают политические и социальные революции. Политическая революция ведет к изменениям как в характере государственной власти, так и в составе ее аппарата. Она продолжается до тех пор, пока не будет разрушена монополия старого режима на власть и силу и пока новая правящая группа не восстановит суверенную власть государства. Она может вызвать контрреволюцию, а иногда и реставрацию старого режима. Социальные революции (которые случаются значительно реже) предполагают политические и социальные преобразования, классовую борьбу и давление снизу с требованием радикальных перемен. Этот массовый подъем может быть использован другими участниками революции, преследующими свои цели, зачастую противоположные интересам широких народных масс. Восприятие революции и связанные с ней переживания различны в зависимости от положения, в котором оказались те или иные действующие лица. Глубина социальных преобразований будет зависеть от интенсивности классовой борьбы, расстановки классовых сил, стратегии, организации и руководства революционных сил, а также от жизнеспособности существующих властей. Карл Маркс (Marx) называл революции "локомотивами истории". Наиболее сжатое изложение его взглядов на развитие исторического процесса можно найти в предисловии к работе "К критике политической экономии" (1859). Новые способы производства (феодализм, капитализм, социализм) возникали в рамках существующего способа. Революции происходили в результате развития в рамках данного способа производства противоречия между общественными силами и общественными производственными отношениями, когда последние становились оковами, сдерживающими развитие первых. Это выражалось в усилении классовой борьбы, предвещавшем то, что Маркс называл "эпохой социальной революции". Каждый предреволюционный класс развивал свое самосознание в процессе экономической и политической борьбы против господствующего класса. Результатом было становление новых производственных отношений и соответствующих им идеологических форм и в итоге установление гегемонии (hegemony) победившего революционного класса. Маркс подчеркивал, что ни один общественный строй не изживает себя до тех пор, пока не будут исчерпаны его возможности по развитию производительных сил и в его "утробе" не созреют новые производственные отношения. Допуская возможность мирного перехода к новому общественному строю в немногих зрелых демократических государствах (Великобритания, Соединенные Штаты), он тем не менее утверждал, что большая часть социалистических революций будет носить насильственный характер. Теория Маркса основывалась на предположении, что революции будут происходить в высокоразвитых промышленных странах, в то время как опыт нынешнего века показал, что революции совершаются в недостаточно развитых и неразвитых обществах. Многие не столько рассматривают революции с точки зрения их прогрессивности или неизбежности, сколько стремятся понять корни социальной нестабильности и политического насилия с целью предотвращения революций. Так, с точки зрения функционализма, общество постоянно пребывает в состоянии саморегулирующегося равновесия, поэтому революции являются глубоко антисоциальным или "дисфункциональным" явлением, которого следует избегать - так считает Чалмер Джонсон ("Революционные перемены") ("Revolutionary Change", 1966). Легитимация политической власти достигается благодаря социальному консенсусу относительно политических норм и ролей. Пока сохраняется такой консенсус, правительства могут осуществлять необходимые изменения, даже проводить достаточно радикальные реформы. Умелое правительство может нейтрализовать влияние новаторских идей, событий и процессов (называемых "катализаторами"), тогда как правительство, потерявшее политическую выдержку, может прибегнуть к силе и спровоцировать таким образом революцию. Чарльз Тилли также подчеркивал важность урегулирования конфликтов элитами (например, в работе "От подъема к революции") ("From Mobilization to Revolution", 1978). При другом подходе революции изображаются как социально-политические кризисы, вызываемые нарушением процесса модернизации. Согласно Токвилю (Tocqueville), писавшему о Французской революции (French Revolution), революции происходят тогда, когда не оправдываются поощрявшиеся до этого надежды на улучшение положения. В обществах, переживающих переходный период, революции могут подпитываться как возрастающими, так и умирающими надеждами. Современный вариант этого тезиса называется гипотезой "J-кривой" (представьте себе букву "J", развернутую на 1350 против часовой стрелки). Согласно Самюэлю Хантингтону ("Политический строй в изменяющихся обществах") ("Politichl Order in Changing Societies", 1968), причиной революции является активное участие в политике новых групп; это происходит настолько стремительно, что существующие институты оказывается не в состоянии ассимилировать их. Революция не происходит в устоявшихся демократических системах, которые способны расширять участие во власти контрэлит и включать их в свои структуры, не теряя при этом политического контроля. Согласно этой модели, революции характерны для развивающихся обществ, где процесс модернизации характеризуется неустойчивостью. Теда Скокпол ("Государства и социальные революции") ("States and Social Revolutions", 1979) критиковала ранние модели редукционизма (хотя сама сосредоточила внимание только на двух главных причинах французской, русской и китайской революций, а именно: на политическом кризисе и восстании крестьян). Центральное место в ее структурном анализе занимает та решающая и независимая роль, которую государство могло бы играть в посредничестве между группами. Революционный процесс не имеет основополагающей логики, скорее, он представляет собой проявление и развитие многочисленных конфликтов, порождаемых противоречиями, присущими старому режиму. Надо глубоко проанализировать конкретные революции, прежде чем выявить модели, являющиеся исключением из общего правила. По мнению Скокпол, человеческий фактор или революционная организация особого значения не имеют. В предложенной ею модели, носящей несколько внеисторический характер, недостаточно отражен тот факт, что "великие" революции оказывают влияние друг на друга или на другие движения.

РЕГИОНАЛИЗМ

РЕГИОНАЛИЗМ - (regionalism) Это понятие обозначает практику регионального управления или веру в его необходимость. Регионализм следует отличать от федерализма (federalism), при котором у нижнего уровня управления есть защищенная сфера деятельности, куда не может вмешиваться верхний уровень власти, а также от передачи полномочий (devolution), при которой верхний уровень власти передает нижнему уровню часть своих полномочий; их затем трудно вернуть обратно (как, например, полномочия на внутреннее самоуправление, переданные Северной Ирландии правительством Соединенного Королевства между 1920 и 1972 гг.). Поэтому термин "регионализм" лучше применять в отношении таких систем, где есть или могут быть регионы, но это должны быть регионы, которые созданы центральным правительством и могут быть ликвидированы также легко, как были созданы. В качестве примера можно привести Францию, где существует региональный уровень управления, и Соединенное Королевство, где региональные правительства (с незначительной передачей полномочий) существуют в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии, но не в самой Англии или в ее районах. Англия разделена на стандартные районы, широко используемые в статистических и административных целях, но не имеющие политического представительства. В 1993 г. Европейский Союз (European Union) учредил Комитет по регионам, в котором работают местные выборные должностные лица. В Соединенном Королевстве правительство предложило назначить в Комитет своих собственных представителей, но из-за протеста всех партий сделать это не удалось.

РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - (regressive taxation) Налоговая система, которая устанавливает более высокий в пропорциональном отношении уровень налогообложения для налогоплательщиков с более низким уровнем доходов. Налоги, взимаемые в форме фиксированного процента на расходы, такие как НДС, или прямые фиксированные налоги, например подушный налог (poll tax) или лицензионный сбор за телевизоры в Великобритании, являются регрессивными по своему конечному результату.

РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ - (regulation) В узком - политическом - смысле это понятие означает контроль над частными монополиями посредством правил, устанавливаемых правительством. Появилось в Англии в 1844 г. с принятием Закона о регулировании железных дорог. Поскольку железные дороги были естественной монополией (существующей сети всегда дешевле обслужить нового клиента, чем конкуренту создать новую сеть), парламент пытался (безуспешно) регулировать цены на билеты и (более успешно) вопросы техники безопасности. Регулирование было экспортировано в США во время "прогрессистской эпохи" (рrogressive movement) 1880-1920 гг. и вновь вернулось в Соединенное Королевство после начала приватизации (privatization) национализированных отраслей промышленности в 1979 г. Теория регулирования отставала от практики, поэтому цели регулирования не всегда были ясны. Некоторые обвиняют промышленность в том, что она "захватывает в плен тех, кто пытается ее регулировать", т.е. выторговывает у них такие условия регулирования, которые приемлемы как для промышленности, так и для тех, кто ее "регулирует", но не обеспечивает защиту общественных интересов в той мере, какая предусмотрена законодательством. Термин "регулирование" используется также в более широком смысле, означая любые установленные государством правила, регламентирующие деятельность фирмы или отрасли промышленности, особенно в области техники безопасности и защиты окружающей среды.

РЕЖИМ, СТРОЙ

РЕЖИМ, СТРОЙ - (regime) Система правления или администрации. Чаще всего этот весьма неопределенный термин встречается в выражении "военный режим". Поэтому, хотя любая форма правления - монархическая, аристократическая, республиканская или тирания - может быть названа режимом, этот термин неумолимо вызывает еще свежие воспоминания о танках на улицах во многих недавно демократизованных государствах Латинской Америки и Восточной Европы. Об этом приходится сожалеть, поскольку этот термин имеет еще два значения, которые трудно передать другими терминами. Первое: правительства приходят и уходят с обескураживающей частотой, как это было в Испании XIX в. или в Италии после 1945 г., но при этом отсутствуют какие-либо существенные или революционные изменения. При таких обстоятельствах можно говорить о преемственности режима. В других, более редкмх случаях, смена режима (переход от конституционной монархии к тирании или от децентрализванного к централизованному правительству) может быть произведена без смены правительства, как, например, переход от парламентского к личному правлению при короле Англии Карле I или в период правления Маргарет Тэтчер. Второе: в сфере международных отношений трудность включения вновь образующихся сил в реалистические модели, центром которых служит государство, привела к использованию термина "режим" применительно к регулируемому нормами взаимодействию в таких областях, как глобальная экология или права человека, в которых принимают участие как государства, международные организации, транснациональные корпорации, отдельные лица, так и всемирные группы давления типа "Гринпис" или "Международная амнистия".

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА

РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА - (religion and politics) Точного и общепринятого определения религии нет. Не может помочь и происхождение данного слова, поскольку оно является производным от латинского глагола religiare (связывать), что предполагает максимальный простор для религиозных верований и заставляет согласиться с часто высказываемым в XX в. утверждением о том, что многие убеждения и идеи, не вписывающиеся в рамки признанных религий, включая разные формы марксизма и национализма, обладают основными свойствами религии. Поэтому действительно трудно дать определение религии, скажем, для преподавания детям сравнительного анализа религий или формулирования законов, направленных против оскорбления религиозных чувств людей. Являются ли магия, колдовство и язычество религией или переплетением религий? И является ли религией теософия? Вместе с тем, если очертить границы религиозных верований довольно трудно, то определить "законную" территорию религии особого труда не составляет. Религия связана с поклонением трансцендентальным или сверхъестественным существам, пребывающим за пределами сферы обыденного, временного и смертного - или над ней. В исторически наиболее важной и нравственно самой строгой форме религиозных верований - монотеизме (примерами которого служат иудаизм, христианство и ислам) центром религиозного культа является единый Бог - всемогущий, вездесущий и всеведающий создатель Вселенной. В связи с этим религия, как правило, имеет огромное нравственное значение. Нормы поведения людей определяются бытием, природой и Божьей волей. Едва ли можно быть действительно религиозным (в любом смысле) человеком без того, чтобы религия не определяла какие-то политические взгляды. Действительно, наиболее естественным отношением между религией и политикой является такое, при котором на самые важные политические вопросы даются ответы религиозного характера: например, основываясь на религиозном откровении (см., например: средневековая теория политики), можно судить о законности или незаконности того или иного режима, о пределах конкретной власти, о справедливости или несправедливости законодательства. Системы правления, оправдываемые религией, можно подразделить на теократии, базирующиеся на непосредственном господстве божественного откровения и трактующих его священнослужителей, и не-теократии, в которых тем не менее определенная форма светского правления санкционирована Божественной волей (доктрина Божественного права (Divine Right) на власть является типичной формой религиозной, хотя и нетеократической, легитимизации). Однако начиная с XVII в. в Западной Европе и Америке господствующей становится светская идеология, стремившаяся - и небезуспешно - отделить религию от политики с тем, чтобы существование государства не нуждалось в теологическом оправдании. Секуляризации явилась результатом расхождений между наукой и религией и раскола между отдельными направлениями христианства. Было необходимо изъять из компетенции религии решение вопроса о том, что является истинным, а что - нет, и обосновать законную власть государства, не прибегая к теологическим положениям. Таким образом, христианский мир признал, что политические разногласия должны разрешаться на светской основе (на исламский мир это не распространялось). Как ни парадоксально, этот процесс быстрее всего развивался в Англии, где сохранялась (и продолжает сохраняться) традиционная церковь. В светском обществе принят принцип разделения религии и политики на две не зависимые друг от друга сферы, но религия продолжает разными способами оказывать влияние на политику. Хотя можно считать, что религиозные доктрины дают слишком произвольный или неопределенный ответ на многие политические вопросы, тем не менее есть проблемы, по которым церковь должна высказываться четко и решительно. Позиция Римской католической церкви по вопросу об абортах - один из наиболее ярких примеров такого рода. Та или иная форма религиозной веры может быть тесно связана с национальной принадлежностью, как, например, католицизм у поляков и ирландцев и православие у армян и грузин. Там, где есть свобода создания партий, нередко существуют партии, основанные большей частью на христианской общественной морали, как, например, многочисленные христианско-демократические партии (Christian Democratic party) в современной Европе, или на базе какой-то одной христианской церкви. Примером могут служить Католическая народная партия в Нидерландах и Республиканское народное движение во Франции, приверженные исключительно римскому католицизму, хотя ныне обе эти партии слились с другими, и в целом в конце XX в. наблюдается тенденция к спаду в партиях, основанных на какой-то одной христианской церкви. В то же время там, где отсутствует официальная связь между религиозной организацией и политической партией, можно наблюдать принадлежность индивида одновременно к обеим организациям и их взаимное влияние. В Англии англиканскую церковь часто называли "партией тори за молитвой", хотя к ней принадлежали и многие не-тори. В 1990-е гг. ее правильнее было бы назвать "либеральными демократами за молитвой".

РЕСПУБЛИКА

РЕСПУБЛИКА - (republic) Первоначально просто синоним "государства", что можно видеть в английском (и латинском) названии "Республики" Платона (Plato). С XVII в. этот термин стал означать государство без короля. В некоторых определениях утверждается, что, строго говоря, республиками могут называться государства, где предусмотрены (прямые или косвенные) выборы главы государства. Медисон (Madison) проводил различие между республикой ("правление, при котором действует система представительства") и демократией ("общество, состоящее из небольшого числа граждан, которые собираются и лично участвуют в управлении"). Однако почти все государства мира, не являющиеся монархиями, называют себя республиками, и такое употребление данного термина стирает тонкости в различии.

РЕСПУБЛИКАНИЗМ

РЕСПУБЛИКАНИЗМ - (republicanism) 1) Вера в то, что своя страна должна быть республикой (republic), а не монархией. 2) В Ирландии - поддержка воинствующего (вооруженного) крыла Ирландского националистического движения.

Предыдущая страница Следующая страница