Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕС"-"РЫН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 3, "РЕС"-"РЫН")

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ (США)

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ (США) - (Republican Party (USA)) Термин имеет весьма запутанную историю. Около 1800 г. в партийной системе США образовались два лагеря: федералистов и демократических республиканцев. Федералисты являлись в основном горожанами и выражали интересы крупных торговцев, в то время как демократические республиканцы были главным образом выходцами из сельской местности и представляли интересы мелких фермеров. В 1828 г. демократические республиканцы образовали Демократическую партию (Democratic Party). Их противники в 1820-х гг. сменили название и стали не "федералистами", а "вигами", но это не улучшило их положения. Они намеренно выбрали наименование "республиканцы" (возможно, потому, что оно вызывает какие-то положительные ассоциации и никого не оскорбляет) в тот момент, когда во время кампании с целью ликвидации рабства в 1854 г. произошло объединение антидемократических сил. Победа республиканцев на президентских выборах 1860 г. (см.: Lincoln - Линкольн) и последующая победа Союза в Гражданской войне привели к господству республиканцев, продолжавшемуся до 1876 г. Заключенный в этом году пакт, согласно которому республиканцы получили возможность победить на президентских выборах, имевших спорные результаты, при условии, что федеральные войска будут выведены из южных штатов (см.: civil rights - гражданские права), восстановил гегемонию демократов на Юге. В федеральном масштабе руководство вновь оказалось в руках республиканцев в 1896-1932 гг., когда Демократическая партия оказалась ослабленной фракционной междоусобицей. Этому положила конец коалиция "нового курса" (new deal), продержавшаяся до 1960-х гг. В конце 1960-х гг. некоторые комментаторы предсказывали "появление республиканского большинства" (название книги К. Филлипса, - "The Emerging Republican Majority", 1970), но явного большинства тогда они так и не получили, по крайней мере до 1994 г., когда они одержали победу в обеих палатах Конгресса. Идеологически Республиканская партия выступает в поддержку бизнеса и против социальных программ. Трудно дать ей какую-то иную идеологическую характеристику, поскольку партии в США слабы и носят открытый характер. Значительная, но не преобладающая фракция пытается привязать партию к ценностям христианского фундаментализма (Christian fundamentalism). Республиканскую партию иногда называют сокращенно GOP (Grand Old Party - великая старая партия). Ее символом является слон.

РЕФЕРЕНДУМ

РЕФЕРЕНДУМ - (referendum) Механизм, позволяющий избирателям сделать выбор между альтернативными курсами политики по конкретным вопросам. Результаты референдума могут быть затем воплощены в конституции страны. Он иногда выступает в качестве обязательного условия подписания международного договора; его результаты бывают равносильны законодательству; он может быть необходимым перед сбором общественных средств на какие-то конкретные цели или носить консультативный характер. В некоторых странах, таких как Великобритания, успешно осуществляется практика проведения референдумов только по важным конституционным вопросам. В государствах, где референдумы применяются более широко, вопросы выносятся на референдум обычно в тех случаях, если в течение установленного времени удается собрать определенное число или процент подписей избирателей, хотя в ряде стран референдум может проводиться по инициативе главы правительства (как во Франции) или законодательного органа. Политическая практика широкого применения референдумов, как, например, в Швейцарии или в штате Калифорния, сталкивается с определенными трудностями, ибо ослабляет возможности правительства и законодательных органов проводить последовательную политику. Падает роль политических партий как механизма выработки политических альтернатив. Для избирателей бывает трудно принять решение по сложным вопросам, и, делая выбор, они могут полагаться на политиков или средства массовой информации либо просто использовать референдум для выражения протеста против текущей политики правительства. Одновременно могут быть одобрены противоречащие друг другу предложения. Слишком частое проведение референдумов способно вызвать "усталость избирателей" и снижение их участия. Политики могут использовать референдумы в целях саморекламы, а в Калифорнии существуют политические консалтинговые фирмы, специализирующиеся на сборе средств для проведения референдума. Тем не менее в тех странах, где проводятся референдумы, избиратели, как правило, неохотно с ними расстаются. В пользу референдумов можно сказать, что они служат средством, позволяющим политикам постоянно быть в курсе желаний избирателей.

РИМСКИЙ ДОГОВОР

РИМСКИЙ ДОГОВОР - (Rome, Treaty of) Договор (подписан в 1957 г.), ознаменовавший создание Европейского Экономического Сообщества - ЕЭС, позднее ЕС, а затем Евросоюз (European Union), и образование общего рынка для некоторых видов продукции в торговле между государствами-членами Сообщества. Страны, подписавшие Договор (страны Бенилюкс (Benelux), Франция, Западная Германия и Италия), считали, что создание Сообщества венчает собой успехи Европейского объединения угля и стали, созданного теми же странами в 1952 г.

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОЕ ПРАВО - (Roman law) Юристы чаще называют его гражданским правом, что означает свод законов, разработанных в период, который предшествовал реформам императора Юстиниана (VI в.). Сегодня системы гражданского права существуют во всех странах-членах Европейского Союза (European Union), за исключением Ирландии и Соединенного Королевства. Право самого Европейского сообщества в большей мере испытало на себе влияние традиций гражданского права, чем английского обычного права. Особенности Римского права, наиболее заметные для английских юристов, заключаются в использовании кодексов, письменно формулирующих правовые принципы. Деление законов на четыре вида, согласно Кодексу императора Юстиниана 528 г., консолидировало право. Далее приводятся эти четыре вида законов. 1. Институты (установления), содержащие основные элементы юриспруденции, изложенные в дидактической форме. 2. Дигесты или пандекты - сборники, содержащие различные правила, выработанные на основе установлений и сопровождаемые разъяснениями закона. Правила излагаются в виде краткого руководства. Дигесты состоят из 50 книг, разделенных на семь частей. Пандекты также насчитывают 50 книг, в каждой из которых содержится несколько глав. Вместе взятые дигесты и пандекты представляют собой важный источник права и полномочий. 3. Кодекс Юстиниана (Codex Justinianis), переделанный и измененный с того времени, когда он был впервые составлен в 528 г. Состоит из 12 книг, каждая из которых делится на несколько частей. Первые 9 книг назывались Кодексом (Codex), остальные три содержали "Общественное право" (Jus Publicum). 4. Новеллы (Novellae Constitutiones - Новые Правила). Около 168 книг были сведены в один том, в котором давались разъяснения по Кодексу Юстиниана. Они были переведены на разные языки. Римское право пользовалось влиянием в Британии в течение более чем трехсот лет - в период правления императоров от Клавдия до Гонория. Однако оно так и не смогло укорениться, и английское право развивалось своим собственным путем, основываясь больше на обычном праве, чем на Кодексе Юстиниана.

РИСК

РИСК - (risk) Как правило, возможность или опасность неблагоприятного исхода. Это понятие следует четко отличать от понятия "неопределенность". Отличие состоит в том, что в рискованном предприятии можно (по крайней мере в принципе) просчитать случайности, в то время как неопределенное событие исключает такую возможность. Примером могут служить игра без доминирующей стратегии, типа дилеммы заключенных (prisoners' dilemma) или суперигры (supergame). Понимание природы риска важно в политике. Существует множество свидетельств того, что люди систематически ошибаются в своей оценке риска, особенно если считают редкие, но важные события более обычными, чем это есть на самом деле. Поскольку неправильные представления о риске оказывают определенное влияние на политическую позицию и, соответственно, на политические решения, политики уклоняются от некоторых относительно безопасных действий, таких как избавление от ядерных отходов, и поощряют некоторые чрезвычайно опасные, например вождение автомобилей.

РИТОРИКА

РИТОРИКА - (rhetoric) Использование убеждающей силы слова. До XVIII в. риторика была одним из главных предметов в европейских университетах наряду с теологией, естественными и духовными науками и правом. Впоследствии, с развитием эмпирических и позитивистских методов социальных исследований, она утратила свое значение, поскольку язык науки стал всего лишь точным средством передачи знаний о мире, полученных экспериментальным путем. Соответственно, риторика стала считаться ненужным или дезориентирующим украшательством, которое портит язык. Такого же взгляда придерживался Платон (Plato) в отношении софистов (sophists). Однако увлечение модернизмом постепенно проходило, и языку как средству воздействия вновь стали уделять серьезное внимание. Это особенно наглядно проявилось в сочинениях Ницше (Nietzsche), и в немалой степени сказалось в возрождении герменевтики (hermeneutics) и поздних работах Людвига Виттгенштейна, посвященных формам жизни и общественно необходимому характеру языка.

РИЧАРДСОН Л. Ф.

РИЧАРДСОН Л. Ф. - (Richardson, L. F.) (1881-1953) Английский ученый, квакер (Quaker), пионер в области научной метеорологии и исследовании проблем гонки вооружений (arms races). Изучая гонку вооружений в Англии и Германии в годы перед 1-й мировой войной, Ричардсон обратил внимание на то, что, подобно погоде и другим физическим явлениям, гонка вооружений в Англии в какой-то период может оказаться следствием гонки вооружений в Германии в предшествующий период, а последующая гонка вооружений в Германии - результатом гонки вооружений в Англии. Это может вести либо к катастрофе, либо к стабильному равновесию. Ричардсон имеет и другие заслуги в области научного изучения политики, но они не получили признания при его жизни.

РОБЕСПЬЕР МАКСИМИЛЬЕН

РОБЕСПЬЕР МАКСИМИЛЬЕН - (Robespierre, Maximilien) (1758-94) Французский политик-революционер, один из создателей "царства террора" (1793-94), которое стоило ему жизни. Обожествление им "народа" и использование лозунгов, отдаленно связанных с Руссо (Rousseau), дало повод авторам, придерживающимся левых взглядов, превозносить его как предшественника социализма и коммунизма, а авторам правого толка (в большинстве случаев, но не всегда) - считать его предтечей тоталитаризма.

РОДСТВО

РОДСТВО - (kinship) Политические институты, основанные на семейных отношениях. Являются основным предметом антропологии (anthropology). Антропологи установили, что структуры власти и прав могут быть наследственными по отцовской (патрилинейные) и по материнской (матрилинейные) линиям (в зафиксированных западных кодексах они почти исключительно патрилинейные. См.: feminism - феминизм). Одни антропологи придают большое значение линейности (линии наследования) в увековечивании политических структур, другие предпочитают особо выделять роль браков. Существует давняя этическая традиция убеждать людей относиться к не-родичам так же альтруистично, как они относятся (предполагается, что относятся) к родичам. Это можно встретить у столь различных авторов, как Платон (Plato), авторы христианских Евангелий и Руссо (Roussean). Традиция не так давно получила мощный импульс с неожиданной стороны, когда родовой отбор заявил о себе как о центральном предмете эволюционной биологии. Эволюционная выгода бескорыстной заботы о благе своих родичей состоит в передаче своего генетического кода. Объясняет ли это любовь человека к своим детям?

РОККАН СТЕЙН

РОККАН СТЕЙН - (Rokkan, Stein) (1921-79) Норвежский ученый-политолог, имевшей тесные связи с Америкой. Известен своими работами в таких областях, как образование государств, формирование наций, политика отношений между центром и периферией, партийные системы и историческая социология политики.

РОМАНТИЗМ

РОМАНТИЗМ - (Romanticism) Это понятие ассоциируется со свободным и идеалистическим характером выражения чувств и индивидуальности и отношения к ним. Романтизм тем не менее представляет собой весьма неопределенный термин, более подходящий для анализа искусства, чем политики. В литературе определение "романтичный" впервые появилось во французском языке в конце XVII столетия и относилось к художественной прозе, в которой чувства преобладали над разумом и которая со временем стала известна в Англии как роман. Романтизм как детально разработанная система взглядов возник в конце XVIII в. в Германии в виде критики неоклассической эстетики, характерной для эпохи Просвещения (Englightenment). Новое течение охватило историю, философию, музыку, изобразительное искусство, политику и литературу. В области политики романтизм, похоже, зачастую являлся отражением литературоведческих классификаций. Поэтому его нельзя отнести к какой-то конкретной политической системе или идеологии. Первым значительным событием, вызвавшим отклик со стороны романтизма, была Французская революция (French Revolution). Одни романтики поддержали ее, другие выступили против, а третьи изменили свой взгляд на нее. Романтизм часто расценивают как антитезу Просвещения, но это слишком упрощенное понимание. Для мыслителя эпохи Просвещения человеческая природа универсальна (или по крайней мере универсальны наиболее важные ее черты) и может быть проанализирована с точки зрения общих законов на основе модели физики. Для романтика это невозможно. Для него важны особенности и творческие способности каждого человека, которые нельзя свести к своду общих законов. Отсюда романтическое неприятие естественных наук или, по крайней мере, их применения к человеку. Подобное отрицание универсализма человеческого рода приводило романтиков к национализму. Правда, первоначально это относилось больше к области культуры, чем политики, и было далеко от идеи о том, что одна нация "лучше" другой. В политическом плане романтизм сочетался с любыми взглядами - от либерализма до крайнего авторитаризма. Одно из наиболее значительных его проявлений в XIX в. было связано с неприятием индивидуализма и индустриального общества и проникнуто сочувствием к фабрично-заводским рабочим, как, например в случае с Колриджем (Coleridge).

РОСПУСК

РОСПУСК - (dissolution) Акт о прекращении деятельности парламента, за которым следует распоряжение об избрании нового состава. Во многих странах установлены фиксированные сроки роспуска парламента. В других странах право устанавливать сроки деятельности парламента данного созыва и определять время его роспуска принадлежит правительствам. В отличие от этих стран, в Соединенном Королевстве правил, регламентирующих роспуска парламента, мало, что вызывает непрекращающиеся дискуссии. Согласно парламентскому акту 1911 г., ни один состав парламента не может работать более пяти лет. Формально роспуск происходит по королевскому рескрипту, на практике редкий состав парламента работает весь отведенный ему срок. Премьер-министры часто настаивают на роспуске тогда, когда новые выборы обещают сохранение или увеличение большинства правящей партии. Монарх это требование удовлетворяет, хотя основания для такого требования в контексте ситуации парламента, не достигшего согласия ("hung parliament"), не очевидны. Премьер-министр также может потребовать роспуска парламента в результате потери правительством вотума доверия в Палате общин. Критики считают, что право роспуска несправедливо по отношению к тем, кто не занимает правительственных постов, и что фиксированный срок деятельности парламента более справедлив. Их оппоненты утверждают, что фиксированные сроки работы парламентов могут привести к тому, что страной станут управлять коалиционные правительства или правительства, опирающиеся на слабое меньшинство либо потерявшие доверие Палаты общин, а, следовательно, неспособные принимать решения по спорным вопросам. Гибкий характер нынешней практики позволяет удовлетворить потребность в эффективном правительственном большинстве и осуществлении перестановок в правительстве.

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 1917

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 1917 - (Russian Revolution) В 1917 г. в России произошли две революции: падение царизма в феврале и восстание большевиков в октябре. В условиях, когда экономика была подорвана в результате участия России в 1-й мировой войне, а политический авторитет царя в глазах всех социальных групп сильно пошатнулся, страну с 23 по 27 февраля потрясла серия стихийных демонстраций (выступление женщин против высоких цен, столкновения забастовщиков с войсками, дезертирство из полков гарнизона), кульминацией которых стало отречение Николая II от престола 3 марта. Дума провозгласила себя Временным правительством, решающие позиции в котором занял Милюков с его консервативной партией кадетов. Одновременно на политическую арену вышел Совет рабочих и солдатских депутатов, где большинство составляли меньшевики (Mensheviks) и эсеры. Начался период, получивший название "двоевластие", хотя уже к июню Троцкий (см.: Trotskyism - троцкизм) называл его "двойным безвластием"). В результате страна осталась без государственной власти: Временное правительство осуществляло руководство чисто номинально, Совет - потенциально, но взять власть в свои руки отказывался. Например, Приказ Совета No 1, учредивший солдатские советы, начал демонтаж иерархической армейской структуры. Когда в апреле в Россию вернулся Ленин, он охарактеризовал Совет как зарождающуюся государственную власть, но осудил меньшевиков и эсеров за компромисс с Временным правительством и боязнь действительной революции. В своих "Апрельских тезисах" он выдвинул лозунг: "Вся власть Советам!" и требования мира, хлеба и земли в качестве центральных политических задач. Восемнадцатого апреля Милюков заявил, что Россия обязуется соблюдать договоры с союзниками и вести войну до победного конца. Антивоенные демонстрации - "Апрельские дни" - стали первыми проявлениями народного недовольства Временным правительством. Первого мая было образовано коалиционное правительство, включавшее кадетов, меньшевиков и эсеров, под руководством Александра Керенского. Оно не сумело взяться за решение неотложных экономических и политических проблем (развал в промышленности, земельный вопрос, парализованная инфраструктура страны) и вместо этого в июне начало военное наступление в Галиции, имевшее катастрофические последствия. Десятого июня массовая демонстрация в Петрограде потребовала от Совета выступить против Временного правительства, хотя Ленин доказывал, что рабочие не готовы к этому. Большевики пользовались несомненной поддержкой в Петрограде, но в провинциях и на фронте их влияние росло намного медленнее. Среди рабочих и солдат увеличивалось разочарование уклончивой политикой Совета, но они еще не были настроены пробольшевистски (да и в самой большевистской партии не было единства по вопросам стратегии). Военное поражение, стремительный рост инфляции и нехватки товаров, а также намерение Временного правительства отправить на фронт Петроградский гарнизон (подальше от агитаторов) - все это спровоцировало июльские массовые выступления. И вновь Ленин решил, что пока преждевременно брать власть в свои руки (по его оценке, "июльские дни" были больше, чем демонстрация, но меньше, чем революция), но призвал большевиков поддержать массы, т.к. революционная партия не должна бросать своих сторонников. В результате последовавших репрессий (которые приветствовались самим руководством Совета) большевики вынуждены были уйти в подполье, и политический климат сместился вправо. Керенский, по настоянию союзников, начал переговоры с высшим командованием армии. Теперь в коалиционном правительстве доминировали эсеры (министры-кадеты ушли в отставку в июле), а в Совете - меньшевики. Последние, хотя и с опозданием, начали понимать, что контрреволюция может уничтожить их, равно как и большевиков, но не были готовы организовать рабочих на борьбу против нее. Страна была поляризирована: локауты и забастовки, военные заговоры, захваты земли, дезертирство солдат, установление особых районов Красной гвардией. По мере того как росло влияние большевиков, падал авторитет меньшевиков и эсеров (их партия к этому времени раскололась, и левые эсеры сотрудничали с большевиками). В сентябре казачий генерал Корнилов, поддерживаемый Керенским, предпринял неудачную попытку переворота. К этому времени в большинстве советов преобладали большевики, а Троцкий был избран председателем Петроградского Совета. Большевистский Военно-Революционный комитет начал подготовку к вооруженному восстанию, которое произошло 25 октября. В Петрограде после штурма Зимнего дворца и низложения Временного правительства оно прошло практически бескровно, но в Москве бои затянулись. Двадцать шестого октября Ленин объявил о создании Советского правительства, и издал декреты о земле и мире и провозгласил: "Мы начинаем строительство социалистического общества". Большевики в октябре были еще партией меньшинства (на выборах в Учредительное собрание в ноябре они получили 25 % голосов по сравнению с 38 % у эсеров), но в крупных промышленных центрах подавляющее большинство общества поддерживало их. Наиболее значительным политическим и промышленным центром был Петроград. Это облегчало мобилизацию, организацию и развитие революционного сознания. Основной проблемой, с которой большевики столкнулись после октября 1917 г., было неравномерное развитие именно этих элементов в других частях России. Октябрь явился как разрешением порожденного царизмом затянувшегося социального кризиса, так и выходом из политического тупика 1917 г. В некотором роде большевики уже до 25 октября были у власти. Государственная власть, которую Ленин считал центральным вопросом любой революции, просто нуждалась в том, чтобы ее взяли.

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 1991

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, 1991 - (Russian revolution) Так называемая вторая русская революция произошла в августе 1991 г., когда попытка переворота сторонников жесткой линии, стремившихся предотвратить падение коммунистической власти и Советского Союза, провалилась. Попытка переворота произошла накануне подписания нового союзного договора, предусматривавшего передачу власти из центра в республики. Михаил Горбачев, президент СССР, находился в это время на отдыхе в Крыму. Девятнадцатого августа Государственный Комитет по чрезвычайному положению заявил о своих намерениях. Он возглавлялся вице-президентом Геннадием Янаевым и включал премьер-министра, руководителей КГБ и Советской Армии. Было объявлено, что ГКЧП берет контроль над ситуацией в стране в свои руки. Против него выступили президент России Борис Ельцин и российский парламент. Внимание всего мира было приковано к зданию парламента - Белому дому, около которого тысячи продемократически настроенных людей собрались для защиты российского руководства, находившегося внутри. Несмотря на неоднократные предупреждения о неизбежных военных акциях, этого не последовало, через три дня Комитет сдался, и Михаил Горбачев вернулся в Москву. Однако реальная победа оказалась в руках Ельцина. Неудавшийся переворот ускорил уже существовавшие центробежные тенденции и привел к распаду самого СССР.

РУССО ЖАН ЖАК

РУССО ЖАН ЖАК - (Rousseau, Jean-Jacques) (1712-78) Философ, занимавшийся исследованиями в области морали, политики и образования; писатель, композитор, музыковед и ботаник. Он не был французом по происхождению, родился в Женеве, франкоговорящем кантоне Швейцарской Конфедерации. Семья его была сравнительно бедной, но Руссо в силу рождения принадлежал к высшему в Женеве классу граждан - к одному из тех двух классов из пяти, которые обладали политическими правами и составляли весьма небольшой процент населения. В поисках счастья без копейки за душой Руссо в возрасте 18 лет покинул Женеву. Он отверг кальвинизм (Calvinism), прежде всего потому, что центральное место в нем занимал тезис о первородном грехе, и стал римским католиком. Несмотря на полученное в 1754 г. разрешение вернуться в протестантскую веру, Руссо постепенно пришел к отказу от всех официальных религий. Он занимался самообразованием, познакомился - в числе прочих - с идеями Платона (Plato), современной ему школой естественного права (natural low), идеями Просвещения (Enlightenment). В 1749 г., вдохновленный тем, что Дижонская академия учредила премии за участие в конкурсе эссе, Руссо написал "Рассуждения о науках и искусствах" и получил первую премию. Опубликованная в 1750 г., эта работа принесла ему славу. В 1755 г. он написал "Рассуждения о неравенстве" ("Discourse on Inequality"), опять для Дижонской академии, но премии на этот раз не получил. В этих двух "Рассуждениях" Руссо противопоставлял простодушие и невинность человека, живущего в уединении в естественном состоянии (state of nature) и находящегося в согласии со своей сущностью, и развращенность человека из общества, который видит себя и, следовательно, живет, ориентируясь исключительно на чужие мнения. Проявлением этой развращенности являются науки и искусства, с одной стороны, и неравенство - с другой. В "нишу" между естественным состоянием и развращенным обществом Руссо помещает (правда, об этом говорится только в одном параграфе) первобытную семью, которая настолько мала, что развращенности просто нет места в отношениях между ее членами, и которая поэтому обеспечивает почву для нравственности. В 1762 г. выходят в свет "Эмиль", трактат по вопросам образования, и "Об общественном договоре" - главный труд Руссо в области политической философии. Общество действительно основано на договоре, но в отличие от других мыслителей - сторонников общественного договора (social contract), Руссо выступает против того, чтобы позволить первоначально независимым индивидам передать все свои полномочия (свободу воли) правителю. Свобода воли в его понимании является неотчуждаемой. Руссо поэтому отделяет суверенитет - законодательную функцию - от правительства, выполняющего исполнительную функцию, и ставит второе на службу первому. Единственно законной формой суверенитета является прямая демократия, при которой все граждане имеют право участвовать в выработке законов. Такой подход разрешает, к удовольствию Руссо, парадокс, связанный с тем, что, вступив в общество, каждый остается таким же свободным, каким был до вступления в него. Это объясняется приверженностью Руссо античному пониманию свободы как участия, в отличие от современного понимания ее как сферы жизни, свободной от вмешательства со стороны общества. Свободы в античном понимании можно достичь посредством общей воли (general will). Воля каждого индивида, направленная на благо всего общества, выше его собственного частного интереса. Этот подход основан на идее разделения действительных и кажущихся интересов, при котором реализация последних приведет к уничтожению первых, причем человек потеряет возможность достичь свободы в античном смысле. В этом процессе он может утратить свободу в современном смысле, и это противоречие скрывается за парадоксальным утверждением Руссо о том, что, если кто-то отказывается принять общую волю, его нужно заставить быть свободным. Чтобы гражданское собрание минимально приблизилось к идеалу - единогласному принятию законов, Руссо полагает необходимым установление духовной гармонии между гражданами. Это должно стать результатом целенаправленной политики, но может быть достигнуто только в условиях небольшого и изолированного общества. Можно заметить определенное несоответствие между взглядами Руссо на необходимость искусственно созданной и тесно спаянной ортодоксии в обществе, и изложенными в "Эмиле" воззрениями на образование, в основе которого, по его мнению, лежат естественные контакты конкретного ученика с миром вещей. В действительности Руссо признавал, что даже самое маленькое общество, способное обрести независимость, не могло бы предоставить политические права каждому. Для него образцами законного общества были некоторые из городов-государств древней Греции, республиканский Рим, а также Женева, которые разными путями воплотили в жизнь равенство своих граждан, но сохранили неравенство между последними и остальным населением. Руссо отвергал возможность применения своего идеала к большому современному обществу, хотя в 1772 г. написал по заказу проект конституции Польши, которая находилась под угрозой первого раздела между Пруссией, Австрией и Россией, что и произошло в том же году. Руссо учитывал польские традиции и пытался сделать их неотъемлемой частью подлинно национального сознания путем воспитания класса граждан города-государства. В то же время, стремясь максимально приблизиться к условиям осуществления общей воли в малом государстве, Руссо предложил предоставить большую долю самоуправления каждой из 33 провинций, которые должны были быть созданы и объединены посредством федерального устройства. В целом, значение взглядов Руссо состояло в том, что он выдвинул альтернативу оптимизму эпохи Просвещения, в связи с чем его иногда причисляли к приверженцам романтизма (romanticism) на основании того, что в мотивации поведения людей он отводил более важную роль чувствам, а не разуму.

РУШД, ИБН

РУШД, ИБН - (Rushd, Ibn) См.: Ибн Рушд (Averros).

РЫНОК

РЫНОК - (market) На протяжении веков многие мыслители обращали внимание на аналогию между политическим обменом и обменом рыночным, но официально она была признана лишь в XIX в. (см. также: economic man - экономический человек; exchange theory - теория обмена). Политика осуществлялась на рыночных площадях городов, по крайней мере со времен древних греков. По аналогии с рынком избиратели уподобляются потребителям, организованные интересы - производителям товаров, а политики - предпринимателям и лавочникам. Каждый политический деятель рассматривается как та или иная услуга, имеющая тенденцию к максимальному увеличению, а потому подлежащая ограничению со стороны бюджета (имеется в виду наличие в распоряжении лишь ограниченной суммы денег или ограниченного числа голосов). Как и всякая аналогия, уподобление рынка политике может оказаться опасным, если его понимать слишком буквально.

РЫНОЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

РЫНОЧНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - (market socialism) Учение, согласно которому социализм может и должен быть построен без громоздкого государственного аппарата. Теоретики рыночного социализма считают, что если капитал может и должен находиться в собственности кооперативов, в некоторых случаях - государства, то решения, касающиеся производства и обмена, следует предоставить рыночным силам, а не планировать централизованно. Рыночный социализм тесно переплетается с промышленной демократией (industrial democracy), потому что зачастую самые трудные практические вопросы сводятся к следующему: если капитал является кооперативной собственностью, кто решает, как его размещать? И еще: пайщики обладают одним голосом каждый или голоса распределяются пропорционально вложенному капиталу? Роберт Нозик в книге "Анархия, государство и утопия" ("Anarchy, State and Utopia") отмечает, что сравнительная немногочисленность производственных кооперативов свидетельствует о том, что люди свободно выбрали вместо этого жизнь при капитализме. Сторонники рыночного социализма, такие как Д. Л. Миллер, отрицают это, доказывая, что в структуру капиталистической экономики никак не вписываются предприятия рыночного социализма.

Предыдущая страница Следующая страница