Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕВ"-"СОГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СЕВ"-"СОГ")

СЕВЕР

СЕВЕР - (North) Конфликт между Востоком (East) и Западом (West) в "холодной войне" (Cold War), в центре которого находились военные аспекты безопасности, во время разрядки 1970-х гг., похоже, уступил место разногласиям относительно материальных предпосылок безопасности и благосостояния. В этом противостоянии СССР, США, Япония, Австралия и другие относительно богатые и промышленные страны относились к метафорическому Северу, в то время как остальные страны, напротив, - к Югу. Переговоры, проводимые в 1970-е гг. по таким вопросам, как торговля, инвестиции, интеллектуальная собственность и права на добычу ресурсов морского дна, получили название "диалог Север-Юг". К 1990-м гг. противостояние заметно утратило прежнюю остроту благодаря росту благостояния таких южных стран, как Тайвань, быстрому экономическому упадку стран-наследниц "северной" советской империи и исчезновению разделительной линии Восток -Запад, против которой выступил Юг.

СЕКСИЗМ

СЕКСИЗМ - (sexism) Практика господства над женщинами. Поддерживается разными способами, имеющими важное значение для социализации ролей, присущих обоим полам, что делает такое господство приемлемым для общества. Этому способствуют словоупотребления, визуальные ассоциации, представления в средствах массовой информации и создание стереотипов, особенно о роли женщины как матери и хранительницы домашнего очага. Учитывать сексизм важно также потому, что его испытывают все женщины, хотя и по-разному (в зависимости от общественного и экономического положения в семье и на работе), и потому, что он ограничивает возможности проявления своего потенциала.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - (secularization) Обращение государством церковной собственности в светскую. Процесс, вызывающий споры как в христианских, так и исламских государствах. Среди стран с преобладающим христианским населением США занимают уникальное положение, будучи с самого начала светским государством, что закреплено Первой поправкой к Конституции (First Amendment) ("Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание"). Светские государственные учреждения США сосуществуют с более систематическим, чем в других западных демократиях, посещением гражданами страны церкви и более строгим соблюдением религиозных обрядов. Во Франции секуляризация представляет собой мощное движение, начавшееся еще во времена Французской революции (French Revolution), и с тех пор государство остается светским (а французское государственное образование - даже воинствующе светским). В Великобритании секуляризация не завершена. Англиканская церковь занимает более высокое положение, чем другие религиозные учреждения: некоторые из ее епископов заседают в Палате лордов; ее решения по внутренним вопросам подлежат рассмотрению в парламенте; финансированием церкви управляет Церковная комиссия (в 1980-х гг. оно было в бедственном состоянии), в число ее членов входит премьер-министр. Возглавляет англиканскую церковь королева, но она же является главой шотландской церкви, отличающейся по верованию и организационной структуре. Задают вопрос: приемлемо ли это в стране, где число прихожан-англиканцев равно или даже уступает числу католиков и мусульман? Тем не менее недавно принятый закон подтверждает, что государственное обучение должно носить религиозный характер "с христианским уклоном". Процесс секуляризации проходит намного более бурно в некоторых исламских странах. Свержение шаха Ирана в 1979 г., падение алжирского правительства в 1993-94 гг. и серьезные беспорядки в Египте - результат протестов исламских фундаменталистов (Islamic fundamentalism) против режимов, проводящих секуляризацию. См. также: religion и politics (религия и политика).

СЕНАТ

СЕНАТ - (senate) Буквально: "совет старых людей". Законодательный орган в Древнем Риме. В настоящее время - верхняя палата законодательных органов ряда стран, включая США. Минимальный возраст сенатора США - 30 лет, члена Палаты представителей - 25. Создатели Конституции США намеревались сделать Сенат более консервативным органом, чем Палата представителей, но не из-за возраста его членов, а потому, что вначале сенаторы избирались косвенным голосованием - законодательными собраниями штатов, а не всенародно. Прямые выборы сенаторов закреплены Семнадцатой поправкой к Конституции США (1913). См. также: Congress (US) (Конгресс США).

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА

СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА - (Saint-Simon, Claude-Henri de Rouvroy) (1760-1825) Один из "отцов-основателей" современной общественной науки и теории социализма (socialism); видный представитель утопизма (utopianism) XIX в. В фокусе его научных интересов находились преимущественно причины и последствия социальных и политических потрясений эпохи Французской революции (French Revolution). Он пытался поднимать сложные вопросы развития европейского общества после крушения феодализма, монархических, аристократических и католических структур XVIII в. Оригинальность его идей заключалась в том, что он верил в преобразующие силы науки, промышленности и технологического прогресса и последние 25 лет своей жизни стремился убедить современников в необходимости строить общественные и политические системы с учетом этих новых факторов. В том, что после смерти Сен-Симона понятие "социализм" слишком часто использовали, чтобы подчеркнуть коллективистскую ориентацию его мышления, повинны в основном его последователи. В учении Сен-Симона черпали вдохновение большинство более поздних мыслителей социалистического направления XIX в., включая Маркса (Marx). Идеи Сен-Симона о необходимости научного изучения человека и общества были порождением рационалистической философии эпохи Просвещения (Enlightenment) и послужили базой для развития теории позитивизма (positivism), ярким представителем которого стал Огюст Конт (Comte), бывший секретарь Сен-Симона в начале 1820-х гг. Сен-Симон и Конт подчеркивали важность религии как источника социальной интеграции и, подобно многим французским социологам XIX в., стремились к примирению современной научно-рациональной мысли с религиозным укладом. Так, в последней и наиболее известной работе Сен-Симона "Новое христианство" (1825) этические и преимущественно христианские принципы социального реформирования рассматриваются как главное средство достижения равенства и социальной справедливости.

СЕНТ-ЛАГЮ А.

СЕНТ-ЛАГЮ А. - (Sainte-Lagüe, A.) Французский математик, разработавший в 1910 г. самую справедливую систему пропорционального распределения (apportionment) мест между партиями, когда голосование идет по спискам в условиях пропорционального представительства (proportional representation) при выборах в многоместные структуры. Ранее такую же систему предложил Дэниел Уэбстер (1832) для пропорционального распределения мест между штатами в Палате представителей Конгресса США. Система Сент-Лагю, видимо, дает небольшим партиям слишком большие преимущества, чтобы применяться в Европе, - вариант пропорционального распределения, используемый в Скандинавии, отдает предпочтение крупным партиям.

СИДГВИК ГЕНРИ

СИДГВИК ГЕНРИ - (Sidgwich, Henry) (1838-1900) Кэмбриджский философ, последователь утилитаризма (utilitarianism). Более всего известна его книга "Методы этики" ("Methods of Ethics", 1874). Экономисты, политологи и философы считают, что это наиболее последовательная и аргументированная пропаганда принципов утилитаризма.

СИНДИКАЛИЗМ

СИНДИКАЛИЗМ - (syndicalism) Доктрина социалистического преобразования, основанная на главенствующей роли профсоюзов (по-французски - syndicat) в революционной классовой борьбе. Cиндикалистское движение быстро распространилось в Европе, Северной и Южной Америках и Австралии примерно между 1895 (год создания во Франции Всеобщей конфедерации труда) и серединой 1920-х гг. Всеобщая стачка считалась более мощным революционным оружием, чем парламентский путь или тем более, политический переворот; в основе нового социального порядка должен быть рабочий контроль (workers' control). Антигосударственная и антиполитическая направленность сближает синдикализм с анархизмом (anarchism) (отсюда политическое течение "анархо-синдикализм" (anarcho- syndicalism). Среди большого числа ученых, внесших непосредственный вклад в развитие теории синдикализма, важное место принадлежит Жоржу Сорелю (Sorel) и Даниэлю де Леону (одному из основателей американской профсоюзной организации "Индустриальные рабочие мира", 1905).

СИОНИЗМ

СИОНИЗМ - (Zionism) Словом Zion в древнееврейском языке обозначали иерусалимскую крепость, а также Царство Небесное. Сионизм означает движение европейских евреев конца XIX в. за создание еврейского государства. Это движение в значительной степени стало следствием антисемитизма. В 1897 г. Теодор Герцль (1860-04) положил начало официальному сионистскому движению на Всемирной сионистской конференции в Базеле. С тех пор евреев настойчиво убеждали переселяться на "землю Израиля", называемую также Палестиной, хотя сначала мысль о том, что еврейское государство должно находиться в Палестине, была далеко не бесспорной. В выборе Палестины важную роль сыграл Хаим Вейцман (Weizmann) (1874-1952), впоследствии первый президент Израиля. Поддержал эту идею министр иностранных дел Великобритании Артур Бальфур: в "Декларация Бальфура" в ноябре 1917 г. было заявлено о том, что Англия одобряет идею еврейского государства в Палестине. Евреи начали эмигрировать в Палестину, но государство скорее всего возникло бы через много десятилетий, а то и столетий, если бы не преследование и уничтожение евреев Гитлером и его союзниками в 1933-45 гг., узаконившие - для евреев, равно как и для не-евреев - идею еврейского государства как единственного места, где евреи могли бы чувствовать себя в безопасности. Главная цель сионизма оказалась достигнутой в 1948 г., когда было образовано государство Израиль, признавшее ("Закон о возвращении") за всеми евреями право жить в пределах его границ. С этого момента сионизмом можно называть поддержку израильского государства. Подобно другим формам национализма, особой разновидностью которого он является, сионизм допускает значительное разнообразие идеологий: в Израиле можно быть религиозным сионистом или атеистом, "верить" в капитализм или социализм. В Палестине, когда евреи решили создать здесь свое государство; жили арабы-палестинцы; большинство из них было вынуждено отправиться в изгнание в результате, по существу, военного завоевания их территории (см. также: интифада, ООП). Подоплекой этого является проблема законности национальных территориальных притязаний, восходящих к временам Римской Империи, т.е. к 70 г. н.э., когда евреи были рассеяны. Некоторые историки утверждали, что европейские евреи, по крайней мере многие из них, ведут начало не от исконных обитателей Палестины, а от кавказских племен, принявших иудаизм в более поздний период существования Римской Империи.

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНСТВА (СДЧ)

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНСТВА (СДЧ) - (additional member system (AMS)) Система пропорционального представительства (proportional representation), согласно которой в дополнение к уже избранным членам избираются представители, выражающие иные взгляды, с тем чтобы в избираемом органе были пропорционально представлены голоса всех избирателей. Дополнительных членов иногда называют "увенчивающими" (top-up). Наиболее известна СДЧ в германском парламенте, при формировании которого избиратели имеют по два голоса. Один голос они отдают за члена парламента от избирательного округа по принципу большинства голосов ("первый у финиша" - first-past-the-post), другой - для формирования в парламенте партийных фракций. Количество дополнительных членов (т. е. тех, кто дополняет членов парламента, избранных по одномандатным округам) соответствует доле вторых голосов, отданных за ту или иную партию. СДЧ также используется в избирательных системах Бельгии, Дании и Швеции.

СИСТЕМА КОНКУРИРУЮЩИХ ПАРТИЙ

СИСТЕМА КОНКУРИРУЮЩИХ ПАРТИЙ - (competitive party system) Политическая система, в которой две и более партии имеют все основания надеяться на победу на выборах или вхождение в победившую коалицию. Избирательные системы, действующие по принципу "первый у финиша" (first-past-the-post), связаны с партиями, которые на первый взгляд не кажутся конкурирующими. Например, в истории президентских выборов в США были длительные периоды господства одной партии: Демократической - с 1828 по 1856 г. и с 1932 по 1968 г.; Республиканской - с 1896 по 1928 г. Аналогичным образом консерваторы занимали лидирующее положение в британской партийной системе, начиная с 1979 г. (по другому мнению, с 1922), и точно так же между 1846 и 1874 гг. доминировали либералы и виги. Однако даже в этих странах правящие партии знают, что значительное большинство, благодаря которому они находятся у власти, в один прекрасный день может отстранить их от нее; стоит только вспомнить о выборах 1993 г. в Канаде, когда число мест в парламенте Прогрессивной Консервативной партии сократилось со 170 до 2. С этой точки зрения, любая партийная система в демократической стране имеет конкурентный характер. Придерживающиеся другого мнения могут настаивать на том, что существует различие между конкурирующими системами и системами, в которых меняющиеся коалиции означают постоянную смену правительства. Наконец, следует заметить, что некоторые центристские партии (centre party), такие как немецкая Свободная демократическая партия и (вплоть до 1992 г.) Итальянская республиканская партия, - участвовали почти во всех правительствах, несмотря на то, что партийные системы этих стран можно отнести к конкурирующим.

СИСТЕМА ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ

СИСТЕМА ТЫ МНЕ - Я ТЕБЕ - (logrolling) Договоренность об обмене голосами в Законодательном собрании выгодная для "своего" круга; основывается на договоренности по принципу "ты мне - я тебе".

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ - (systems analysis) Теория, принимающая в качестве основной единицы анализа политическую или социальную систему. Заслуга применения системного анализа в социологии и политике принадлежит главным образом Толкотту Парсонсу. Парсонс говорил о социальной системе как содержащей четыре подсистемы, посвященные проблемам адаптации, целедостижения, интеграции и латентности, связанные соответственно с экономикой, политикой, обществом и семьей. На Парсонса, как и на Истона, большое влияние оказали модели экологических систем в биологии. В настоящее время к системному анализу, за исключением родственного ему анализа мировых систем (world system analysis), мало кто относится серьезно, т.к. его терминология слишком неопределенна, а связь с эмпирическими данными слишком случайна; никогда нельзя точно определить, что можно считать проверкой, а еще меньше - фальсификацией (falsification) теории. Тем не менее она высветила, хотя и не до конца, некоторые истины, которые со времен Аристотеля (Aristotle) периодически открывались заново. Среди них особенно важна следующая: при анализе индивида как единицы исследования необходимо выяснение его взаимосвязей, которые могут быть объяснены только в соотнесении с "обществом". Лишь немногие последователи индивидуализма придерживаются настолько крайних взглядов, чтобы считать, что "не существует такой вещи, как общество", так, говорят, утверждала Маргарет Тэтчер.

СМИТ АДАМ

СМИТ АДАМ - (Smith, Adam) (1723-90) Шотландский философ, создатель классической политэкономии. Родился в Керколди (графство Файф) и большую часть жизни провел в Шотландии, являясь связующим звеном между Шотландским и Французским Просвещением (Enlightenment, Scottish and French). Пройдя курс обучения в Глазго, видимо, у ведущих представителей шотландского Просвещения, Смит отправился в Оксфорд. Об этом этапе жизни он оставил следующую запись: "В Оксфордском университете большая часть профессуры в течение многих лет совершенно не занимается преподаванием". Впоследствии Смит отдалился от Англии и ее институтов. Будучи шотландцем, более тесно связанным с Францией, нежели с Англией, Смит многим напоминал своего близкого друга Дэвида Юма (Hume). С 1752 по 1764 г. Смит был профессором философии морали в университете Глазго, и его книга "Теория нравственных чувств" ("The Theory of Moral Sentiments", 1759) (далее - ТНЧ) написана на основе прочитанного там курса лекций. В 1764 г. он получил предложение стать репетитором одного молодого аристократа во Франции, благодаря чему познакомился с физиократами (physiocrats). Вернувшись в Шотландию, в течение 10 лет работал над книгой "Исследование о природе и причинах богатства народов" ("The Wealth of Nations", 1776) (далее - БН). Невинные откровения о стоическом атеизме умирающего Юма в 1776 г. "навлекли на меня, - пишет Смит, - неизмеримо более тяжелые оскорбления, чем те, которых я удостаивался за самые резкие нападки на всю коммерческую систему Великобритании". В 1778 г. Смит стал таможенным уполномоченным Шотландии. Такой странный выбор позволил ему непосредственно познакомиться со злоупотреблениями в торговле и явлением, неизменно сопровождающим политику в области тарифов и ныне называемым "поиск ренты" (rent-seeking). Нет никаких указаний на то, что Смит тяготился этой деятельностью; напротив, он занимался ею весьма старательно согласно своим экономическим и политическим взглядам, заклеймил как более чем бессмысленную. Его последняя публичная должность - ректор университета в Глазго (1787). Единство идей Смита сейчас более очевидно, чем ранее. Моральным качеством, в которое он верил более, чем в другие, как следует из ТНЧ, было сочувствие - понимание того, что ты разделяешь чувства других. Смит полагал, что оно должно служить и практической, и нормативной основой для сотрудничества. "Видеть нас самих, как другие видят нас" (Роберт Бернс "Обращение к воши" - "To a Louse"). Бернс, очевидно, читал ТНЧ, т.к. эта фраза принадлежит Смиту. Однако Смит не заходит столь далеко, чтобы утверждать, что в мире достаточно благожелательности, чтобы оставить все, как есть; в отрывке из книги, где рассказывается о том, как перераспределение излишков богачей поневоле приносит пользу беднякам, проводится мысль о "невидимой руке". Возвращаясь к ней в БН, Смит переставляет акцент с сочувствия на заботу о собственных интересах. Хотя "мы ожидаем получить обед не из-за благожелательности мясника, пивовара или пекаря, а благодаря тому, что они заботятся о собственных интересах", все же стремление каждого человека к собственной выгоде заставляет его "невидимой рукой доводить дело до конца, который не входил в его намерения". Слово "сочувствие" имеет для Смита более широкий смысл, чем это принято в современном английском языке, и означает сочувствие в действии. Подобно ТНЧ, БН носит частично описательный, частично нормативный характер. Она открывается темой разделения труда (division of labour), которое Смит считал основой богатства наций. В приведенном им знаменитом примере рабочий "пустяшной" мануфактуры, выпускающей булавки, может в лучшем случае изготовить в день двадцать булавок, если будет делать все операции сам, в то время как даже маленькая фабрика, на которой работают десять человек и каждый занимается определенной операцией, может производить в день 48 тыс. булавок. Поэтому процесс, в ходе которого рабочие предлагают свою рабочую силу капиталистам, организующим производство на основе разделения труда, делает каждого в капиталистическом обществе богаче даже самых богатых членов некапиталистического, традиционного общества. Исходя из этого, Смит предлагает общие рецепты для разных форм экономической организации государства - капитализма, laissez-faire (невмешательство государства в экономическую жизнь) и свободной торговли. Каждая школа политической мысли находит в Адаме Смите то, что ей подходит. По мнению Маркса (Marx), Смит выдвинул теорию трудовой стоимости (labour theory of value), допустив ошибки, которые ему, Марксу, надлежит исправить. Маркс соглашался с идеями Смита о разделении труда, но не понимал, что это приводит к отчуждению (alienation). Защитники теории laissez-faire считают Смита своим духовным отцом, но их противники также черпают у него вдохновение. Смит был уверен в том, что оборона государства, общественные работы и образование нельзя отдавать на откуп рынку, и сторонники протекционизма и вмешательства правительства в экономику могут подкрепить свои взгляды цитатами из Смита. Обе книги Смита полны иронических замечаний ("Загородный дом, этот большой предмет, разделяющий жен олдерменов, создан трудом, на который уходит половина человеческой жизни" - ТНЧ; "Дисциплина в колледжах и университетах в общем направлена не на благо студентов, а на удовлетворение интересов преподавателей, точнее ради облегчения им жизни" - БН). Реплики Смита делают его провозвестником скорее школы общественного выбора (public choice), чем какого-либо иного направления политической и экономической теории.

СНБ (СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

СНБ (СОВЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) - (National Security Council (NSC)) Орган в структуре Исполнительного управления при президенте США, вырабатывающий рекомендации в области национальной безопасности (как внутренней, так и внешней). Создан в 1947 г.; состоит из президента страны, вице-президента, государственного секретаря, министра обороны и директора Центральной разведки (он же директор Центрального разведывательного управления). Является в основном рекомендательным органом, но благодаря немногочисленному составу может оперативно реагировать на кризисные ситуации, а авторитет членов гарантирует исполняемость его рекомендаций. Некоторые критики обвиняют СНБ в том, что он действует как соперник Государственного департамента, зачастую имея более легкий выход на президента, чем Государственный департамент.

СНГ (СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ)

СНГ (СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ) - (Commonwealth of Independent States (CIS)) Создано в Минске 8 декабря 1991 г. лидерами России, Украины и Беларусии. За исключением Грузии и государств Балтии, все бывшие советские республики присоединились к СНГ 21 декабря на встрече глав государств в Алма-Ате. Позднее Грузия также вошла в состав СНГ. Создание СНГ ускорило окончательный распад СССР.

СОБСТВЕННОСТЬ

СОБСТВЕННОСТЬ - (property) 1. Правовое отношение между тем или иным лицом и "вещью". 2. Объект правового отношения с неким лицом, физическим или юридическим. Собственность может быть частной, коллективной или государственной (общественной). "Вещь" может быть вполне конкретной, например компьютер, или абстрактной, например авторское право на компьютерную программу. Она может быть живой, если допускается собственность на животных или других лиц. Правовые отношения, создаваемые частной собственностью, часто противопоставляют правовым отношениям, возникающим на основе договора, поскольку лицо, обладающее частной собственностью, имеет требования или права (right) в отношении всех остальных лиц, в то время как лицо, заключающее договор, приобретает права только в отношении других участников данного договора. Например, если используемый мною компьютер является моей собственностью, я имею право лишить всех остальных возможности пользоваться им, но, если я его купил, у меня есть особые права в отношении поставщика компьютера, вытекающие из договора, заключенного в момент его покупки. Важным элементом политической теории собственности является обоснование любой пользующейся преимуществом системы собственности, будь то частная, коллективная или государственная (общественная). Это требует изучения всех видов законных прав на "вещь", рассмотрения способов, посредством которых эти права могут быть приобретены, переданы или аннулированы. В частности, объяснение законной передачи частной собственности (например, путем продажи или дарения) ничего не разъясняет относительно того, каким путем было изначально получено право на собственность. В некоторых теориях, например Локка (Locke) и Нозика, эта проблема исследуется с учетом того, что индивид рассматривается в естественном состоянии (state of nature), т.е. когда собственность отсутствует, кроме собственности, заключающейся, как полагают, в них самих (см.: самообладание). Другие теории изучают этот вопрос, пытались определить, как повлияет на систему собственности широкое внедрение таких специфических ценностных категорий, как полезность или свобода. Институт собственности имеет важное значение, будучи, с одной стороны, следствием экономической, правовой и политической систем общества, а с другой, - оказывая на них обратное влияние. Это относится как к видам собственности, признаваемым обществом, так и к ее распределению. Поэтому собственность является центральным вопросом дискуссий по проблемам власти (power) и справедливости (justice). В первом случае имеют место вопросы связи между властью и ресурсами. Во втором - возникают проблемы справедливости не только в пределах одного поколения, но и в отношениях между разными поколениями и между народами. Как только задается вопрос: "Почему тот или иной человек должен иметь право на какую-то собственность?", определение конкретного положения индивидов во времени и в рамках данной правовой юрисдикции может показаться произвольным. Это особенно важно для теорий естественного права (natural right), поскольку права, которыми, согласно им, может пользоваться каждый индивид, должны иметь универсальный характер. Динамика развития систем собственности, создание таких институтов собственности, которые бы действительно реализовывали естественные права. Это относится как к теориям частной собственности, так и к радикальным теориям коллективной собственности. Теории естественного права склонны рассматривать все права как права собственности, в то время как альтернативные направления мысли стремятся определить специфические свойства собственности. Многие авторы рассматривают собственность как результат позитивных правовых систем, утверждая, что при отсутствии принуждения со стороны закона "собственность" не могла бы существовать. А поскольку позитивное право - это изобретение человека, такой подход признает, что данный институт является следствием решения, которое само нуждается в обосновании.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ - (Security Council) Один из основных органов Организации Объединенных Наций. Первоначально состоял из одиннадцати членов, но в 1965 г. их число увеличилось до пятнадцати: 5 постоянных (Великобритания, Китай, Франция, Россия, США) и 10 избираемых Генеральной Ассамблеей на два года. В 1991 г. Россия унаследовала место СССР. Совет Безопасности несет в ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он может действовать лишь при согласии пяти постоянных членов, имеющих право вето; отсутствие согласия по большинству вопросов в период "холодной войны" (Cold War) сильно ослабляло роль Совета Безопасности, но начиная с конца 1980-х гг. резко активизировал свою деятельность. Война за освобождение Кувейта в 1990-91 гг. была проведена США на основании мандатов Совета Безопасности.

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА - (Council of Ministers of the European Union) Не следует путать этот Совет с кабинетом министров в таких странах, как Франция или бывший СССР, или с Европейским Советом. Совет министров ЕС отвечает за принятие законодательных актов Европейского Союза (ЕС) (бывшее Европейское Сообщество) и состоит из министров национальных государств под председательством одного из них, поочередно меняющихся каждые полгода. Совет служит олицетворением европейской интеграции как добровольного объединения всех стран-участниц. В этом смысле Совет парадоксальным образом, с одной стороны, существенно ограничивает интеграционные амбиции Комиссии и Европейского парламента, с другой - служит главной движущей силой всего, что было достигнуто. Поэтому мысль о том, что "интеграция навязывается из Брюсселя", в действительности не имеет под собой достаточных оснований. Однако, имея важное значение в принятии решений, Совет не обладает достаточной властью, чтобы формировать повестку дня: может действовать только по предложению Комиссии. Совет принимает законы о голосовании; голоса участников оцениваются приблизительно равными корню квадратному из масштабов экономики населения государства-участника. За проведение законов в жизнь отвечают Комиссия и страны-участницы. Состав Совета зависит от обсуждаемого вопроса: министры финансов обсуждают бюджет; министры по защите окружающей среды - экологические проблемы и т.д. Министры иностранных дел, образующие высший совет, встречаются не реже одного раза в месяц. Неудивительно, что вопросы голосования служили предметом разногласий. Различные договоры ЕС предписывали необходимость единогласного принятия Советом одних решений и достаточность большинства голосов - для других решений. В 1966 г. Люксембургское соглашение взяло за практику единогласное утверждение постановлений при условии, что кто-либо из членов заявлял, что под угрозой находятся национальные интересы; однако этим нередко злоупотребляли. Единый Европейский Акт (Single European Act), а позднее Маастрихтский договор (Maastricht Treaty) заново установили возможность принятия решений большинством голосов, особенно вопросов, касающихся Единого рынка (Single Market), усилив тем самым наднациональную роль ЕС.

СОВЕТ, РОССИЯ

СОВЕТ, РОССИЯ - (soviet, Russia) Избранные органы с законодательными и (или) исполнительными функциями.

СОВПАДАЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО

СОВПАДАЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО - (concurrent majorities) Большинство, получаемое одновременно в нескольких органах, например в двух палатах законодательной власти. Выражение было использовано Джоном К. Калхуном (Calhoun) для формулирования требования запретить проведение в жизнь политики (например, в отношении рабства) до тех пор, пока она не будет одобрена большинством в обеих палатах Конгресса. Это наверняка привело бы к тому, что вообще никаких решений о рабстве принято не было. Во многих конституциях для принятия некоторых важных решений требуется наличие совпадающего большинства.

СОГЛАСИЕ

СОГЛАСИЕ - (consent) Договоренность или отсутствие возражений. Более точно - такое приложение воли действующего лица к какому-либо действию, предложению или результату, при котором это лицо принимает на себя (или разделяет) ответственность за последствия и/или легитимирует это действие (предложение или результат), при отсутствии согласия бывшее незаконным или неправомерным. Например, разница между изнасилованием и обычными половыми отношениями заключается в наличии или отсутствии согласия. Правовые системы не всегда допускают, чтобы наличие согласия отменяло противоправность действия в том смысле, что согласие "потерпевшего" не всегда считается обстоятельством, освобождающим от ответственности. Это может быть результатом проявления патернализма (paternalism) закона или его цели обеспечить соблюдение морального кодекса, рассматривающего определенные действия как неправомерные, независимо от наличия согласия на них. Во многих теориях наличие согласия служит серьезной проверкой политической законности. Это аргументируется тем, что государство или правительство не должны иметь права управлять поведением человека без его на то согласия. Согласие, как понятие, охватывает широкий диапазон отношений - от пассивного непротивления до восторженного согласия. Доводы в пользу легитимирующей силы согласия должны учитывать этот факт. Когда согласие выражено явно и в словесной форме, оно, по меньшей мере, может иметь легитимирующую силу. Трудности возникают тогда, когда отношение не выражено явно и надо определить его наличие или отсутствие, исходя из действий (или бездействия) человека. Можно ли отсутствие активного проявления несогласия истолковывать как молчаливое согласие? Локк (Locke) увидел эту проблему, но ответ, который он дал, нельзя признать удовлетворительным. Он различал согласие положительно выраженное и молчаливое. Человек дает молчаливое согласие, ведя себя определенным образом (или воздерживаясь от этого). Поскольку считается, что согласие влечет за собой важные последствия с точки зрения ответственности и законности, совершенно естественно, что особое внимание уделяется обстоятельствам, в которых это согласие давалось: например, не было ли принуждения или злоупотребления влиянием? Имел ли человек действительную возможность выбора? Хорошо ли человек, давая согласие, знаел, что это повлечет за собой? Последний вопрос привел к появлению понятия согласия, основанного на имеющейся информации, т.е. согласия, даваемого человеком, располагающим информацией, необходимой для сознательного приложения его воли к данному предложению, действию или результату. Ясно, что человек, недостаточно хорошо знающий суть дела, может с готовностью согласиться на предложение, от которого он отказался бы, если бы лучше представлял последствия. Поскольку согласие связано с признанием законности, следует учитывать как психическое состояние, так и возраст (совершеннолетие) действующего лица. Например, контракты, заключенные под давлением, можно считать оспариваемыми. Дети лишены права давать согласие на многие предложения, т.к. они не обладают необходимой дееспособностью. Многочисленные попытки сделать представления о согласии более совершенными привели к дальнейшему выявлению различия между согласием действительным и предполагаемым, согласием на будущее и по отношению к прошлому, согласием решительным и нерешительным.

Предыдущая страница Следующая страница