Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИР"-"ТЯН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 2, "ТИР"-"ТЯН")

ТИРАНИЯ

ТИРАНИЯ - (tyranny) В классической философии - извращенная форма монархии, при которой монарх правит в собственных интересах. В более широком смысле - злоупотребление правом принуждения в условиях отсутствия верховенства законов, которое скорее всего связано с правлением диктатора (см.: диктатура) и бесправным положением граждан, а то и вообще с террором. Теоретики-демократы, подобно Дж.С. Миллю (Mill), обеспокоены возможностью возникновения тирании большинства (tyranny of the majority) и тем, что права меньшинств, охраняемые законом, в будущем могут игнорироваться большинством, способным злоупотребить своим численным превосходством в системе, которая как бы узаконивает право этого большинства на собственные волевые решения.

ТИРАНИЯ БОЛЬШИНСТВА

ТИРАНИЯ БОЛЬШИНСТВА - (tyranny of the majority) Опасение, которое выражали Платон (Plato), Аристотель (Aristotle), Медисон (Madison), Токвиль (Tocqueville), Дж.С. Милль (Mill), если правит большинство, то что помешает ему экспроприировать меньшинство или тиранить его другими способами, насаждая свою религию, язык и культуру? Наиболее известный ответ дал Медисон в "Федералисте" ("Federalist Papers"). Настаивая на Федеративном устройстве Соединенных Штатов, он уверял, что если одно большинство, ничем не ограниченное в одном штате или городе, и попытается притеснять местное меньшинство, а другое большинство будет делать то же самое в другом городе, то в такой большой и неоднородной стране, как Соединенные Штаты, все равно не образуется единого общенационального большинства, способного притеснять общенациональное меньшинство. Но даже если бы такое большинство имелось, то властные полномочия, которые сохранили за собой штаты при разработке федеральной конституции 1787 г. этому воспрепятствовали бы. Разделение полномочий между законодательными, исполнительными и судебными властями на уровне федерации - еще один способ защиты от тирании большинства. Критики Медисона указывали на то, что его формула не обеспечивает защиты тем меньшинствам, которые не составляют большинства ни в одном из штатов. Медисоновская конституция, в частности, не защищала права чернокожих американцев вплоть до 1960-х гг., главным образом потому, что права штатов ("states" rights), которые, по мнению Медисона, было так важно защитить, использовались белым большинством Юга для угнетения местного чернокожего меньшинства. Дж.С. Милль предлагал решить эту проблему путем пропорционального представительства (proportional representation) и дополнительных голосов для богатых и образованных людей. Но ни одно из этих решений не выдерживает критики при тщательном исследовании. Пропорциональное представительство связано совсем с другими проблемами. Коль скоро существует большинство, оно так большинством и останется, и никакое пропорциональное представительство его не уменьшит (хотя оно способно отчасти скорректировать "сверхпредставительство"). Большинство избирателей в Северной Ирландии - протестанты. Они почти полностью голосуют по религиозному признаку, отчего любой справедливо избранный представительный орган Северной Ирландии будет обязательно иметь протестантское большинство. Способ, которым Милль предлагает решить проблему "выборов на вкус и цвет", открыт для критики, как и способ Медисона. Главная опасность, которая беспокоила Аристотеля, Медисона и Милля, состоит в том, что бедные граждане предпочтут проголосовать за законы конфискационного характера в ущерб богатому большинству. Но этого по самым разным причинам никогда не случалось. По крайней мере мы можем быть уверены в том, что большинство не станет экспроприировать среднестатистического избирателя. См. также: Black (Блэк).

ТИТМУСС РИЧАРД

ТИТМУСС РИЧАРД - (Titmuss, Richard) (1907-73) Британский социолог, много писавший о проблемах "государства всеобщего благоденствия как в повествовательном, так и в нормативном плане. В основных работах, написанных во время 2-й мировой войны и в первое послевоенное десятилетие, он утверждал, что право на блага должно быть признаком гражданства (все услуги, предоставляемые обществу в целом, предназначены для удовлетворения определенных, признанных обществом "потребностей". Исходя из того, что они не связаны напрямую с уровнем доходов, Титмусс настойчиво пропагандировал идею универсальных благ, не связанных в проверкой нуждаемости. Больше всего изданий выдержала самая последняя книга Титмусса - "Взаимное дарение" ("The Giff Relationship", 1970). Она стала мощным стимулом к освобождению от рыночных отношений донорства и послужила дальнейшему закреплению в Соединенном Королевстве политики добровольной сдачи крови донорами, а в США способствовала изменениям в порядке сдачи крови: если раньше услуги доноров оплачивались, то теперь начался переход на добровольную систему.

ТИТОИЗМ

ТИТОИЗМ - (Titoism) Разновидность коммунизма, которой придерживался Иосип Броз Тито (1892-1980), приведший югославскую партизанскую армию к победе над немецкими оккупантами. Эта победа дала его партии, в отличие от других правящих коммунистических партий Восточной Европы, после 1945 г. определенную степень независимости, что позволило после разрыва в 1948-49 гг. с Москвой построить социализм особого типа - титоизм. Социализм Тито исключал централизованное планирование. Им была создана своеобразная форма рыночной экономики, основанная на рабочем самоуправлении в промышленности и на частном предпринимательстве в сельском хозяйстве, а Югославия превратилась в подлинно федеративное государство. В стране также отказались от "руководящей роли" Коммунистической партии (которая была переименована в Союз коммунистов). Сам Тито сыграл важную роль в преодолении политических и экономических трудностей, порожденных его же собственной политикой, а также исторически сложившейся неприязни между различными национальностями, особенно между сербами и хорватами. Тем не менее сербы продолжали играть ведущую роль в армии и полиции. После смерти Тито центробежные силы начали нарастать, и после кризиса коммунистических режимов в Восточной Европе как коммунисты, мак и их идейные противники обратились к экстремальным формам национализма, что привело к гражданской войне в разных регионах страны.

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ

ТОВАРНЫЙ ФЕТИШИЗМ - (commodity-fetishism) Мысль, высказанная в 1-й главе 2-го издания "Капитала" Маркса (Marx), (в 1-м издании ее не были). Анализируя сущность товара с целью выявления "микроанатомии" буржуазного общества, Маркс показывает, что капиталистическое богатство неизбежно проявляется в форме товара. Однако мистические и фетишистские свойства товара заключаются, по Марксу, не в его потребительной стоимости, а в том, что он представляет собой продукт труда. Следуя Фейербаху (Feuerbach), своему учителю до 1845 г., Маркс находит аналогию товарному фетишизму в религии, особенно в язычестве, где создания человеческого разума представляются самостоятельными существами, наделенными собственной жизнью. Как боги неотделимы от создавших их творцов, так и фетишизм неотделим от произведений человеческих рук. В наши дни к проблеме фетишизма часто обращаются для того, чтобы подчеркнуть, какое внимание ранний Маркс уделял проблеме отчуждения (alienation) человека и труда.

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС ДЕ

ТОКВИЛЬ АЛЕКСИС ДЕ - (Tocqueville, Alexis de) (1805-59) Французский социолог и видный политический деятель, один из первых исследователей общественно-политической жизни в США. Его книги и по сей день остаются одними из самых богатых эмпирическим материалом и оригинальными теоретическими концепциями в области общественной науки. После непродолжительного пребывания в должности младшего мирового судьи Токвиль со своим Другом Бомоном совершает поездку в Америку, главным образом затем, чтобы изучить пенитенциарные системы. Случилось, однако, так, что большую часть путешествия Токвиль посвятил сбору данных об американском общества, которые и легли в основу его классического труда "О демократии в Америке". Первая часть книги вышла в 1853 г., вторая - в 1849 г. По возвращении Токвиля избирают членом Палаты депутатов и некоторое время, в период правления Луи Наполеона, пришедшего к власти после февральской революции 1848 г., он занимал должность министра иностранных дел. После роспуска Национального собрания в 1851 г. Токвиль сосредоточивается на работе над многотомной историей Франции (с XVIII в. до его времени). Первый том, посвященный дореволюционному, ancien régime ("старому режиму"), вышел из печати в 1856 г. Токвиль не отличался хорошим здоровьем, часто болел и в 1859 г. умер от туберкулеза. Сочинение Токвиля об Америке предпослано короткое замечание о том, что новый век стал свидетелем "эгалитарной революции", а распространение идеи равенства как нормы и постепенное выравнивание условий жизни разных социальных слоев подорвали прежний аристократический порядок по всей Европе. Токвиль почувствовал (а своим исследованием и подтвердил), что наиболее жизненной политической формой для такого принципиального нового социального "климата" является демократия, "образ" которой он увидел в американской республике. Тональность книги - это радостное возбуждение по поводу подлинного открытия в области социологии. Книгу Токвиля, таким образом, следует рассматривать как эссе для европейских читателей, не уверенных в своем будущем. Предметом исследования Токвиля в данном случае являются гражданские параметры демократии. Используя (может быть, не совсем репрезентативную) модель новоанглийского города, он детально изучает хорошо продуманную систему институтов, закладывающую основу "народного суверенитета". Власть здесь децентрализована, что позволяет гражданам ее контролировать; участие граждан в управлении осуществляется через суд присяжных и, что еще важнее, через выборы (которые, с одной стороны, прививают им чувство ответственности и "рационального патриотизма", а в другой - способствуют контролю за деятельностью государственных служащих). И все же одной из наиболее важных теоретических новаций Токвиля является его исследование демократических благ, которые дает полноценная жизнь в сообществе, основанном на гражданских традициях самоуправления; а в более широком плане - осознание того, что жизнеспособность демократического общества зиждется на некоторых общих привычках или республиканских нравах. Религия, например, имеет значение, но в той степени, в которой они способствует укоренению гражданских ценностей. Ради стабильности демократии церковь должна убеждать своих адептов в том, что они будут вознаграждены на небесах, и, следовательно, не поощрять тех, кто стремится к изменению жизни на земле. Токвиль не скрывает своего восхищения американским республиканским государственным устройством, но большая честь его исследования посвящена анализу социальных проблем, порождаемых демократическим образом жизни: демократия "обеспечивает благоденствие большого числе (граждан)", но одновременно привносит в жизнь терпимое отношение к заурядности, с которой Токвиль-аристократ смириться не может; система выборов не обязательно приводит к власти наиболее способных людей, а насущные блага редко приносятся в жертву ради благ грядущих. Наибольшую озабоченность Токвиля вызывает возможность установления "тирании большинства", причем его беспокоит не большинство в виде устойчивых политических образований (в медисоновском понимании этого феномена), а скорее презрительное отношение масс к просвещенному меньшинству. Токвиль также высказывает сожаление по поводу тенденции к изоляции (состоянию отчуждения), порождаемой разрушением традиционных аристократических институтов. Опасность "индивидуализма" состоит в том, что граждане, изолированные от общества, оказываются беззащитными перед деспотами, которые могут использовать их в своих интересах. Участие в общественно-политической жизни следует, таким образом, понимать как нечто большее, чем бескорыстная деятельность - это необходимое условие обеспечения индивидуальной свободы ("правильно осознанного собственного интереса"). Вторая важная работа Токвиля "Старый режим и Французская революция" (1856) - это и рассказ о собственных убеждениях, и комментарий текущих событий, и историческая справка о политической жизни XVIII в. Тема работы известна: автор стремится показать, каким образом революция уничтожила аристократический порядок и заменила его обществом морально опустошенных людей, вполне созревших для деспотизма бонапартистского толка. И все же Токвиль находит, что разрыв между "старым порядком" и революцией менее разителен, чем отсутствие этого порядка (чиновничий патернализм, многочисленное и независимое крестьянство и, главное, чрезмерная административная централизация). Разработке этой темы предшествуют его размышления об истории Второй республики в работе "Воспоминания" ("Souveniers"). Токвиль обвиняет тех, кто участвовал в падении старого режима, но делает это с либеральных позиций. Объектами его критики неизменно оказываются растленное дворянство, монархия, погрязшая в непродуманных правовых и фискальных маневрах, и, наконец, дикий утопизм порожденный идеей равенства, провозглашаемого и направляемого безответственными и не всегда честными интеллектуалами. Он утверждает, что источником революции является не нищета, а подавление зарождающихся политических ожиданий. Токвиля часто критикуют за недостаточную аккуратность в оперировании эмпирическими данными и путаницу в терминологии (в частности, он не видит разницы между "демократией" и "равенством", "свободой" и "самоуправлением"), но его концептуальные и методологические открытия безусловны, а блестящее понимание сути отношений между личностью и обществом остается столь же актуальным сегодня, как и 150 лет назад. Проще говоря, Токвиль исследовал политику, изучая индивидов и их объединения, а не основные законы. Таким образом, труды Токвиля представляют собой веху на пути к современной социологии и к "новой политической науке".

ТОМИЗМ

ТОМИЗМ - (Thimism) Учение Фомы Аквинского (Aquinas).

ТОРИЗМ

ТОРИЗМ - (toryism) На самом деле значение этого термина шире, чем расхожее понимание его как синоним консерватизма (conservatism). Слово "тори" восходит к ирландскому корню означающему "человек, посвятивший себя чему-либо". В Ирландии в середине XVII в. это слово употреблялось по отношению к католикам-изгоям, что, в частности, подтверждает прокламация 1647 г. о "грабежах... которым тори и бунтовщики подвергли протестантов". Позднее политические враги называли так сторонников воцарения католика Якова, позже Якова II (самых диких представителей "диких ирландцев"). С тех пор этим словом стали именовать партию, более пророялистскую, более стойкую сторонницу привилегированного положения государственной церкви и менее приверженную идее о руководящей роли парламента, чем соперничающая с ней партия вигов (whig). Во время Американской революции тори называли тех, кто оставался верен королю и колониальной администрации (многие из них потом бежали в Канаду), поскольку большинство из них принадлежали к партии тори. В середине XIX в. на смену "тори" в качестве официального названия партии пришло слово "консервативная". Торизм же продолжает существовать как расхожий "ярлык" для обозначения определенного вида консерватизма. Самую лучшую характеристику ему дал Самюэль Бир в книге "Современная британская Политика" ("Modern British Politics", 1965), которая начинается с воспоминания о том, как сэр Джон Андерсон предупреждал своих собратьев-консерваторов в 1947 г. словами шекспировского Улисса: "Убери всего одну ступень, расстрой эту струну. И прислушайся, какой последует диссонанс" (Майкл Портилло, считающийся одним из лидеров правого (интеллектуального) крыла Консервативной партии, процитировал эти же слова в начале 1994 г.) Из характеристики, которую Бир дал тори, следует, что они стремятся сохранить традиционные иерархические структуры и традиции, поскольку, как считается, защищают существующий общественный строй. Это проявляется в таких разнообразных политических сферах, как защита прерогатив англиканской церкви, содействие изучению в школах Шекспира и/или христианства, а также восстановление совета графства Ратлендшир.

ТОТАЛИТАРИЗМ

ТОТАЛИТАРИЗМ - (totaliterianism) Диктаторская форма централизованного управления, регулирующая все аспекты деятельности как индивида, так и государства в целом. Этот термин изначально предназначался для характеристики фашистских и коммунистических режимов, но в основном его употребляли в отношении СССР (Soviet Union). Сторонники такого подхода никак не могут прийти к согласию относительно того, когда (если это вообще произошло) Советский Союз перестал быть тоталитарным государством, однако все они признают, что в определенный момент политическое руководство СССР было и всемогущим, и полностью нелегитимным. По мнению некоторых, СССР вошел в новую фазу развития, когда после смерти Сталина были прекращены массовые репрессии. Вместе с тем многие из тех, кто жил и работал в условиях тоталитарного режима, свидетельствуют о преемственности строя, выражавшуюся в преследованиях диссидентов со стороны КГБ и в сохранении до 1989 г. возможности возврата к государственному произволу. Неожиданный и полный развал СССР ставит под сомнение не только подобный подход, но и, пожалуй, саму концепцию тоталитаризма. В 1970-х гг. возникла новая школа советологии, которая обнаружила факты как поддержки народом этого режима, так и широкого разведения полномочий, по крайней мере между отраслевыми и региональными властями. С точки зрения некоторых "плюралистов", это свидетельствовало о способности режима приспосабливаться к новой обстановке и новым требованиям. Однако теоретики тоталитаризма продолжают настаивать на том, что факт развала системы означает не только ее неспособность адаптироваться к новым условиям, но и формальный характер гипотетического участия народа в управлении государством. См. также: Арендт.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (приверженность традициям) (traditionalism): Слово tradition в английском языке первоначально означало передачу чего-либо от поколения к поколению, позднее оно стало относиться исключительно к устной передаче знаний и легенд. Таким образом, словосочетание "устная традиция" является фактически тавтологией. В странах, ныне именуемых западными, в течение долгого времени существовали различия - и потенциальный"конфликт - между традиционными ценностями и "высокой" письменной культурой классиков и господствующей религии. В современных "незападных" странах аналогичные отношения складываются между местными духовными ценностями и завезенными с Запада как более передовыми и актуальными. Приверженцы традиционной религии (особенно католицизма середины XIX в.) считали, что религиозная истина состоит в едином богооткровении о жизненном пути Христа, в его традиционном изложении. Мирские приверженцы традиции это люди, склонные придавать особое значение социальному и культурному наследию. Традиция, в самом широком смысле этого слова, включает в себя все, что типично для прошлого или является частью культурного своеобразия. Отсюда следует, что традиция может включать в себя такие разнообразные сферы жизни, как религия, спортивные игры, языковая практика, особенности питания. Вместе с тем словосочетание "приверженность традициям" имеет два значения. Об англичанине, который живет на севере страны, содержит гончих собак и голубей, говорит не своеобразном диалекте, ест кровяную колбасу, пироги с картошкой и гороховую кашу, можно сказать: "Он большой приверженец традиций". Но такой вид традиционализма вполне аполитичен. Этот человек может иметь либеральные взгляды, не стремясь ни навязывать свои традиционные вкусы другим, ни защищать их. Поскольку ему просто нравятся эти вещи и он отнюдь не ценит их как традиционные, нам, возможно, вообще не следует называть его приверженцем традиций. Приверженность традициям - в более определенном смысле - предполагает склонность к возрождению или защите традиций от нетрадиционных верований или духовных ценностей. Не следует недооценивать традиционализм в политике, хотя такое часто случается. Как социализм в его марксистском понимании, так и либеральный капитализм являются по сути своей прогрессивными и рациональными доктринами, малотерпимыми к традиционным путям развития, но в то же время и малоспособными утверждать и защищать собственные ценности. Неспособность обеих доктрин на духовном и культурном уровнях дать людям смысл жизни или позволить им почувствовать себя участниками непрекращающегося движения вперед способствовала росту популярности обычаев и традиций. Национализм в любой стране и стремление к возрождению религиозных верований в развивающихся странах являются мощными проявлениями приверженности традициям. На Западе аналогичный процесс выражен в более слабых и менее политизированных формах - от борьбы за "настоящее" пиво до возрождения народной музыки, танцев и праздников.

ТРЕТИЙ МИР

ТРЕТИЙ МИР - (Third World) Исторические корни термина не определены, но бесспорно то, что во время "холодной войны" (Cold War) он употреблялся по отношению к менее развитым странам, которые не были членами ни промышленно развитого Запада (первый мир), ни соперничавшего с ним социалистического блока Восточной Европы и СССР (второй мир). Страны третьего мира, в основном бывшие колонии, относились к категории политически неприсоединившихся. Позднее так стали называть сравнительно бедные страны, главным образом африканские, азиатские и латиноамериканские, именуемые также Югом (South) отличающиеся от более богатых стран Севера прежде всего в экономическом, а не политическом отношении. Этот термин никогда не отличался точностью и, по-видимому, вообще изложил себя. Прежде всего потому, что само понятие зиждется на предположении, что существует некое единообразие стран, которые на самом деле чрезвычайно различны в экономическом, культурном, социальном и политическом отношениях. К этим странам относятся и те, которые недавно приступили к индустриализации, и те, которых Всемирный Банк (World Bank) относит к странам со средним доходом, и те, которые экспортируют нефть и имеют избыточный капитал, и те, которые хронически страдают от нищеты или крайне слабо развиты (т.н. "четвертый мир"). Все они едины в неприятии колонизации и прочих форм иностранного господства, с которыми, возможно, сталкивались в прошлом (см. также: imperialism - империализм), но они едва ли составляют сплоченную политическую силу (см. также: non-alignment - движение неприсоединения). Кроме того, теперь, когда второй мир перестал существовать в результате падения коммунистических режимов в Центральной и Восточной Европе и там появились такие характерные для третьего мира особенности, как абсолютная бедность, можно ли вообще говорить о третьем мире?

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ

ТРЕТЬЕ ЧТЕНИЕ - (third reading) Парламентские дебаты по окончательному варианту законопроекта. Третье чтение обычно является формальным актом, если обсуждаемый вопрос не относится к чрезвычайно спорным. См. также: bill (законопроект).

ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА, ФРАНЦУЗСКАЯ

ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА, ФРАНЦУЗСКАЯ - (Third Republic, French) Парламентский режим, который возник почти случайно в 1871 г. после поражения Франции в ходе франко-прусской войны. Характеризовался хронической нестабильностью, чему способствовали глубокие социальные и политические разногласия, партийная раздробленность, а также ограниченность интересов политических деятелей. Неспособный справиться с внутренними и международными кризисами 1930-х гг., не обладающий надлежащей легитимностью, нежим пал в 1940 г., когда войска фашистской Германии вторглись во Францию.

ТРОННАЯ РЕЧЬ КОРОЛЕВЫ/КОРОЛЯ

ТРОННАЯ РЕЧЬ КОРОЛЕВЫ/КОРОЛЯ - (queen's (or king's) speech) В британском парламенте речь, подготовленная правительством и зачитываемая монархом перед парламентом в начале каждой сессии. За ней следуют дебаты ("дебаты о речи королевы" или "дебаты о послании"). Если правительство не располагает большинством в парламенте, оно может получить вотум недоверия и по существующим правилам должно уйти в отставку.

ТРОЦКИЗМ

ТРОЦКИЗМ - (Trotskyism) Политическое течение, начало которому положил Лев Троцкий (1878-1940), прежде всего своей "Предсмертной агонией капитализма и задачами Четвертого Интернационала", более известной как "Переходная программа" (1938). Троцкий считал, что для компенсации политического банкротства 2-го и 3-го Интернационалов и для революционного руководства рабочим классом (working class) в период нарастающего кризиса капитализма и наступления фашизма необходимо создать новый Интернационал Центральное место в стратегии Троцкого занимает критика СССР как "дегенерировавшего государства рабочих" ("Преданная революция", 1936), в котором власть из рук пролетариата (proletariat) перешла в руки бюрократии (bureaucracy), взявшей под контроль государственные и партийные структуры. СССР, по Троцкому, был переходным обществом и мог пойти было вперед к социализму, либо назад к капитализму. Предотвратить последнее способна только политическая революция, для которой должны быть подготовлена обобществленная база. Четвертый Интернационал задумывался как организация, которая возглавит сопротивление сталинскому контролю (см.: сталинизм), создав новые партии рабочего класса и профсоюзы, и мировую революцию. Однако троцкизму не удалось подготовить реальную базу внутри рабочего класса, хотя он имел определенное влияние в некоторых странах (особенно в Латинской Америки) и пережил несколько "приступов печальной известности" (см.: "Сторонники активных действий"). Между троцкизмом, одолеваемым фракционностью и сектантством, и его основоположником, наверное, не следует ставить знак равенства, что в принципе можно сказать и о марксизме.

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ - (labour theory of value) Представление, согласно которому товары обладают стоимостью благодаря труду или рабочей силе, затраченным на их производство. Этот вопрос был ясно представлен Локком (Locke) в гл. 5 "Второго трактата о государственном правлении" ("Second Treatise of Government", ок. 1681). В ней Локк утверждает, что, хотя Бог и оставил людям землю для общего пользования, тем не менее каждый человек имеет право, во-первых, на собственное тело и личность и, во-вторых, как следствие, на все, что он извлекает из общих запасов своим собственным трудом: "Все, что кто-либо извлекает из состояния, сотворенного природой, и в нем остающееся, он соединяет со своим трудом, привнося в это что-то от самого себя и тем самым делая это своей Собственностью". Теорию Локка, как теорию справедливого права (право), возродил Роберт Нозик в книге "Анархия, государство и утопия" ("Anarchy, State and Utopia", 1974). Вместе с тем трудовая теория прав собственности сама по себе не является трудовой теорией стоимости, хотя и дает идеологическое обоснование марксистской интерпретации этой последней. В полном объеме трудовая теория стоимости была разработана экономистами-классиками (classical economists), особенно Давидом Рикардо и Марксом (Marx). Рикардо считал, что в идеальных условиях цена (строго говоря, меновая стоимость) товара определяется количеством труда, затраченного на его производство (включая производство средств производства, с помощью которых он был произведен). Маркс доказывал, что эта величина и есть то вознагражение, которое заслужил рабочий (таким образом устанавливалась незримая связь с тем, что говорил Локк до Маркса, и - как это ни парадоксально - с тем, что после него утверждал Нозик). Однако в действительности рабочий, как правило, получает зарплату, которой хватает лишь на то, чтобы он мог работать и производить потомство. Разница между этими двумя величинами и образует производимую рабочим прибавочную стоимость (surplus value). При капитализме прибавочная стоимость, вопреки справедливости, присваивается капиталистами, при социализме она должна принадлежать рабочим, согласно классически марксистской формулировке Параграфа IV: 4 Устава Лейбористской партии (1918-95), по определению которой цель партии - "обеспечить, чтобы рабочие? полностью получали вознаграждение за свой труд". В наши дни большинство авторов считает, что трудовая теория стоимости безнадежно дискредитирована обвинением в том, что она не учитывает роли спроса в установлении цен. Два работника могут затрачивать равное количество калорий, добывая одинаковое количество руды, которую они вместе начали разрабатывать. Но если один получает в результате железо, а другой - серебро, то выручка у них будет разной.

ТРУМЭНА ДОКТРИНА

ТРУМЭНА ДОКТРИНА - (Truman doctrine) Провозглашена в речи президента США Гарри С. Трумэна в американском Конгрессе 12 марта 1947 г. Трумэн осудил репрессивный характер коммунистической системы правления и предупредил о возможности установления - путем подрывных кампаний - подобных систем в других странах. Он получил от Конгресса полномочия на оказание помощи странам, находящимся под такой угрозой (сначала Греции и Турции). Таким образом доктрина Трумэна положила начало стратегии сдерживания коммунизма, развитую последующими президентами США в ходе "холодной войны" (Cold War).

ТЭТЧЕРИЗМ

ТЭТЧЕРИЗМ - (Thatcherism) Экономическая и социальная политика Маргарет Тэтчер, британского премьер-министра с 1979 по 1990 г. Включает много положений, однако к основным следует отнести сокращение вмешательства государства в экономику и приватизацию в сочетании с авторитарной политикой в социальной сфере. Считается, что слово "тэтчеризм" придумал профессор Стюарт Холл в конце 1970-х гг., когда консерваторы еще находились в оппозиции. После их победы на выборах 1979 г. это слово пополнило словарь комментаторов британской политики в средствах массовой информации. Наиболее лаконичное определение термина сводится к трем пунктам: он был (и остается) наиболее кратким описанием того, что консервативные правительства сделали с 1979 по 1990 г.; он подразумевает: то, что они сделали, имело под собой прочную идейную или теоретическую базу, и, наконец, он означает, что все консервативные правительства этого периода находились под влиянием их лидера-Маргарет Тэтчер. Многое в практике тэтчеризма было и остается сомнительным или спорным, что делает практически невозможным краткий, сугубо описательный и непредвзятый комментарий. В этих условиях лучше всего оставаться в рамках основных интерпретаций этого феномена. Классические толкования тэтчеризма относятся в 1979-87 гг., т.е. к периоду пребывания у власти первых двух правительств г-жи Тэтчер. Тогда появились три толкования, так или иначе ассоциировавшиеся с идеологией трех главных политических течений того периода - с тэтчеристами, приверженцами т.н. "промежуточного взгляда" и неомарксистами. Их можно оценивать по отношению к истокам тэтчеризма; по тому, на чем сосредоточено внимание их главных представителей, и по тому, как они относятся к основным целям и практическим результатам тэтченизма. Для самих тэтчеристов истоком их политики является запоздалое осознание Консервативной партией того, что понижению экономического и международного статуса Британии способствовал послевоенный консенсус (consensus). Тэтчеристы утверждали, что к концу 1970-х гг. Британия оказалась на уровне "салуна последнего шанса" и без курса на радикальные перемены, взятого в 1979 г., она опустилась бы до уровня неуправляемой "банановой республики". Самым важным тогда было побороть инфляцию. Следующий этап заключался в создании конкурентоспособной экономики, подъеме международного статуса Британии, перестройке "сердец и умов" англичан в том, что касается предела полномочий правительства, а также в нанесении поражения британскому социализму, т.е. Лейбористской партии (Labour Party). Все эти цели, как утверждают тэтчеристы, к 1987 г. были достигнуты. Основной причиной успехов, главной движущей силой возрождения и, следовательно, главным действующим лицом, на котором сосредоточено внимание комментаторов, была сама г-жа Тэтчер. Именно ее убеждения, ее энергия и авторитет обеспечили превращение тэтчеризма в логически обоснованную доктрину, последовательно и широко применявшуюся на практике и никогда существенно не пересматриваемую. Сторонники т.н. "промежуточного взгляда", диапазон мнений которых достаточно широк: от левого крыла Консервативной партии (т.н. "wets" - "ничтожных людишек") через альянс либералов и социал-демократов до правого крыла и центра Лейбористской партии, никаких перечисленных выше достижений не признавали. Они не отрицали краткосрочных успехов тэтчеризма но подчеркивали, что стране, и особенно некоторым группам населения, пришлось заплатить за них слишком большую цену. Умеренному социал-демократическому консенсусу послевоенного периода, как они полагали, пришла на смену политика, исповедующая идеологию суровых и устаревших принципов XIX в., которая и проявилась в форме тэтчеризма, получившей название монетаризм (monetarism). Инфляция, по мнению представителей "промежуточного взгляда", была побеждена, но лишь за счет массовой безработицы и "деиндустриализации". Государственные расходы и размеры государственного сектора были урезаны, но лишь за счет ослабления "государства всеобщего благоденствия" и создания условий для невиданного ранее обогащения спекулянтов-приватизаторов. Более того, традиционные и важные для английской демократии институты "промежуточного" типа, такие как профсоюзы, ассоциации работников умственного труда и свободных профессий, гражданская служба и местное самоуправление, подвергались постоянным нападкам и были серьезно ослаблены. Внешняя политика тэтчеризма отвергалась, поскольку, во-первых, проводилась в стиле "мегафонной дипломатии" и, во-вторых, была слишком тесно связана с рейгановской Америкой и слишком враждебно настроена по отношению к Европейскому сообществу. С точки зрения приверженцев "промежуточного взгляда", главной движущей силой этой страшной революции и, следовательно, главным действующим лицом была Маргарет Тэтчер, которая "штурмом овладела" Консервативной партией, отклонила ее доктрину "единой нации" и жестко правила своим кабинетом. Неомарксисты первыми обратили внимание на этот страшный потенциал тэтчеризма. Поэтому получилось так, что их оценки тэтчеризма во многом повторяли мнение сторонников "промежуточного взгляда". Они также признавали, что тэтчеризма, в свете послевоенного политического развития Британии, есть явление исключительное, что достигнутые успехи краткосрочны и дорого обошлись стране, и в первую очередь рабочему классу. Они также выступали против особых отношений с администрацией Рейгана. Но пошли дальше простой враждебности, характерной для приверженцев "промежуточного взгляда". Неомарксистов буквально гипнотизировали, вызывая зависть, крайности тэтчеризма. Налицо была партийная элита, которая откровенно защищала интересы своего класса и знала, чтó нужно сделать для совершения революции в постфординской Британии (См.: фордизм). В связи с тревогой, которую вызывал тэтчеризма, неомарксисты решили не хвалить и не ругать, а серьезно его проанализировать. Почти не обращая внимания на пикантные истории о г-же Тэтчер и мрачные повествования о ее конкретных политических шагах, они интересовались международной и внутренней обстановкой, в которых реализовались положения тэтчеризма, а также основными приемами, использовавшимися для защиты и реализации его проектов. С научной точки зрения, наиболее верную оценку тэтчеризму дали именно неомарксисты. После 1987 г. толкования тэтчеризма, чем-то напоминающие теорию "большого взрыва", стали менее популярны. Тем не менее тэтчеризм продолжал вызывать интерес, и отношение к нему в дальнейшем можно обобщить следующим образом. Во-первых, все согласны с тем, что третье правительство Маргарет Тэтчер допустило целый ряд серьезных ошибок, которые в итоге и привели к ее отставке. В качестве наиболее ярких примеров таких ошибок обычно упоминаются: подушный налог с избирателей (poll tax), реформы "государства всеобщего благоденствия", новый виток инфляции и политика в отношении Европейского Союза (European Union). Во-вторых, даже в период, ставших классическими, толкований тэтчеризма находились скептики, отрицающие его исключительное значение в качестве широкомасштабного эксперимента, наличие логического обоснования его идеологии и последовательности в практической реализации. К началу 1990-х гг. подобный подход приобрел еще большее значение. Иными словами, комментаторы начали все чаще делать упор на провале политики правительств, руководимых Тэтчер. И наконец, в свете трудностей, с которыми столкнулись правительства Джона Мейджора, можно считать удивительным, что в 1979-90 гг. вообще можно было сделать хоть что-то. Успешные приватизация, реформы в области отношений между администрацией и промышленными рабочими и Закон об образовании 1988 г. были осуществлены в крайне тяжелых условиях. Этим подчеркивается то, что, помимо побед на выборах, других общих критериев оценки деятельности британских правительств нет. До тех пор пока не будет решен этот вопрос, тэтчеризм останется открытым для дискуссий и споров.

ТЮРГО А. Р. Ж.

ТЮРГО А. Р. Ж. - (Turgot, A. R. J.) (1727-81) Французский политический деятель и экономист. Как последователь физиократов (physiocrats), Тюрго во время кроткого пребывания в должности министра финансов при Людовике XVI (1774-76) пытался освободить торговлю зерном во Франции от внутренних пошлин. Был уволен по настоянию тех, чьи интересы он задел (см.: погоня за прибылью - rent-seeking). Этот эпизод заставил Кондорсе (Condorcet), ученика Тюрго, отказаться от "прекрасной мечты" о просвещенном правительстве, способном на практике использовать результаты его теоретических исследований процесса голосования и института присяжных заседателей.

ТЯНЬАНЬМЫНЬ, ПЛОЩАДЬ

ТЯНЬАНЬМЫНЬ, ПЛОЩАДЬ - (Tiananmen Square) В переводе с кит. означает "Ворота небесного мира". Главная площадь Пекина, не которой после революции 1949 г. проводятся все массовые мероприятия. 4 июня 1989 г. стала ареной жестокого подавления политической демонстрации, организованной студентами. Это событие транслировали по телевидению на весь мир. Демонстрация началась как дань памяти Ху Яобана, наиболее радикального и демократичного члена реформистского крыла коммунистического руководства, взгляды которого не разделяло консервативное крыло. Этой акцией студенты хотели поддержать прогрессивное крыло правящей партии, возглавленное после смерти Ху Яобана Чжао Цзыяном. (Ранее, в 1978-79 гг., акции протеста проводились в поддержку Дэн Сяопина, который тогда считался сторонником политических реформ.) Однако Дэн, недовольный радикальными требованиями студентов, отражавших взгляды диссидентского меньшинства, дал согласие на подавление демонстрации протеста, которая отражала разочарование в противоречивой политике Дэн Сяопина по отношению к идеям демократизации. Требования демонстрантов были недвусмысленные и в целом умеренными. Они добивались более действенной реакции правительства на недовольство людей проводимыми экономическими реформами и предоставления прессе более возможностей для освещения коррупции и других злоупотреблений. Однако несколько факторов заставили стареющих лидеров Китая отреагировать слишком быстро. Во-первых, большинство этих лидеров были жертвами хунвейбинов во время "культурной революции" (Cultural Revolution) и поэтому боялись эскалации студенческих выступлений, как это случилось в 1966 г. Во-вторых, студенты приурочили свою акцию протеста к приезду в страну Горбачева, и режим посчитал себя униженным, т.к. не мог встретить гостя с подобающими почестями. В-третьих, к студентам присоединились представители недавно созданных независимых профсоюзов, признанной моделью для которых послужила польская "Солидарность" (Solidarity). В-четвертых, когда в столицы для восстановления порядка ввели войска, миллион пекинцев поднялся на защиту студентов, так что войска еще до прибытия на площадь успели натерпеться оскорблений. В-пятых, акция протеста в столице была поддержана во всех крупнейших городах Китая. В-шестых, студенты прямо перед камерами иностранных телекомпаний воздвигли статую "Богини демократии", которая очень напоминала американскую статую Свободы. И наконец, как это ни парадоксально, шоры, к которых Коммунистическая партия Китая держала свой народ, были настолько прочными, что у китайской полиции не было никакого опыта в разгоне демонстрантов, поэтому и пришлось ввести армейские подразделения, которые начали действовать так, как подобает действовать военным. В результате была совершена фатальная ошибка, приведшая к преступлению, за которое на один из пекинских руководителей на захотел взять ответственность и которое поставило китайское руководство в еще более унизительное положение, чем то, в котором оно могло очутиться в результате развертывания студенческого движения. Политическим последствием случившегося стало отрешение консервативной фракцией от должности Чжао Цзыяна, не скрывавшего своих симпатий к демонстрантам. Позже консерваторы попытались остановить процесс либерализации экономики, однако цена, которую пришлось бы заплатить за такой поворот в политике, была настолько очевидной, что они были вынуждены отступить и принять на вооружение экономическую политику Дэна. Однако жестокие политические репрессии с тех пор не прекращались.

Предыдущая страница Следующая страница