Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЗ"-"ФУР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 2, "ФИЗ"-"ФУР")

ФИЗИОКРАТЫ

ФИЗИОКРАТЫ - (physiocrats) Группа французских экономистов восемнадцатого столетия, считавших, что земля - главный источник всякого богатства, и придававших большое значение свободной торговле зерном. Именно второе, а не первое воззрение оказало влияние на развитие Адамом Смитом (Smith) классической политэкономии. См. также: Enlightenment, French (Французское просвещение); political economy (политическая экономия).

ФИЛМЕР СЭР РОБЕРТ

ФИЛМЕР СЭР РОБЕРТ - (Filmer, Sir Robert) (1588-1653) Английский политик-мыслитель, отстаивавший патриархальную идею, направленную против доктрин, основанных на согласии. Работа Филмера "О патриархе" ("Patriarcha") при его жизни ходила по рукам знакомых в рукописи и была опубликована лишь после его смерти в 1680 г., так как потребовалась тори для идеологического обоснования поддержки Карла II во время "кризиса изгнания". Известность Филмер приобрел прежде всего благодаря Локку (Locke), который критиковал его идеи в своем "Первом трактате о государственном правлении" и предложил альтернативную концепцию во "Втором трактате о государственном правлении". Оба трактата были опубликованы одновременно в 1689 г. сразу после "Славной революции". Филмер утверждал, что любая законная государственная власть основана в конечном счете на предоставленных Богом Адаму правах на абсолютный суверенитет и частную собственность на весь мир с наследованием этих прав по принципу первородства. Отцовство и политическое правление, в принципе, одно и то же, однако эта связь лежит в плоскости аналогии, а не гомологии. Однако из-за утраты сведений об истинных наследниках после раздела мира между сыновьями Ноя, как вынужден был признать Филмер, любое правительство, которое остается у власти, должно признаваться законным, независимо от его происхождения. Патриархальная теория уступила место общему утверждению о праве, ниспосланном Богом. Несмотря на то что взгляд Филмера на природу суверенитета совпадает со взглядами Гоббса (Hobbes) и Бодена (Bodin), он полностью отрицал идею Гоббса о том, что суверенитет порождается изначальной свободой индивидов через посредство общественного договора (social contract). Наиболее веским аргументом Филмера было то, что признанием законности власти над последующими поколениями без соответствующего согласия этих поколений, а также допущением перехода частной собственности, принадлежавшей отцам, в руки сыновей такие теоретики фактически признают его патриархальную теорию.

ФИНАНСЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ

ФИНАНСЫ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ - (local government finance) Финансовые поступления, получаемые выборной местной властью (local government). В них входят местное налогообложение, государственные субсидии, плата за услуги, предоставляемые местной властью, кредитное финансирование. Различия обычно коренятся в истории развития той роли, которую местная власть играет в конкретной политической системе, а программы реформ, как правило, связаны с предписаниями, определяющими эту роль. Прямыми местными налогами облагаются либо собственность, либо физические лица. Налог на собственность зависит от оценки ее аренды либо продажи (наиболее яркими примерами служат, соответственно, коммунальные налоги в Соединенном Королевстве и муниципальный налог). Местный налог на физических лиц может устанавливаться по единой ставке - подушный налог (poll tax) - или быть прогрессивным, в соответствии с доходом, как это делается в государственных системах подоходного налога. Однако налог на имущество, существовавший на протяжении большей части истории как в США, так и в Соединенном Королевстве, скорее типичен для государств, где владение собственностью считается необходимым условием предоставления политических прав, таких как избирательное право, и где принцип ограниченного правления глубоко укоренился в политической культуре. Местное налогообложение, основным объектом которого являются физические лица, вводилось, как правило, тогда, когда гражданские права личности меньше зависели от владения собственностью. В некоторых странах местное налогообложение осуществляется косвенно - в виде налогов на продажи - и может служить дополнением к прямому налогообложению. Государственные субсидии делятся на три основных вида. Во-первых, специальным решением субсидия может быть предоставлена из госбюджета как часть государственных расходов; субсидирование может осуществляться путем целевого использования какого-либо налога, поступления от которого за тот или иной год направляются в распоряжение местной власти. Во-вторых, государство может предоставить целевую денежную субсидию (block grant) на покрытие расходов на целый ряд услуг либо выделить дотацию специально для финансирования какого-либо конкретного вида услуг. В-третьих, субсидия может быть предоставлена или позднее, в соответствии с уже произведенными затратами, или заранее, согласно потребностям, которые определяются путем стандартных расчетов. Выделение государственных налогов для использования на местах стало применяться значительно реже в связи с финансовыми кризисами, вследствие которых правительство все чаще стремится использовать налоги по своему усмотрению. Чаще всего субсидии в виде специальных процентных отчислений предоставляются для поддержки вновь создаваемых служб; в этом случае центральная власть стремится финансировать именно данную службу и поощрить те местные власти, которые, увеличивая расходы, проявляют большую готовность к сотрудничеству. Субсидии на определенные нужды часто предоставляются в тех случаях, когда услуги какое-то время уже находились в ведении местных властей; они выдаются преимущественно для выравнивания уровней затрат на требуемые услуги в богатых и бедных районах. Теоретически целевые денежные субсидии дают местным властям большую свободу в распоряжении деньгами и в то же время позволяют центральной власти в большей мере контролировать использование общей суммы. Платежи пользователей услуг могут субсидироваться или устанавливаться на уровне рыночных цен. Субсидируется, как правило, предоставление социальных услуг, как-то: жилья и медицинского обслуживания, а рыночные цены чаще устанавливаются при оплате коммунальных услуг, таких как газ и электричество с 1980-х гг. в Европе соблюдается общая тенденция к снижению государственных расходов и стимулированию развития рыночных форм представления услуг. Это привело к сокращению субсидирования платежей пользователей услуг и росту платежей на основе рыночных цен, правда, со скидкой; это распространяется даже на услуги, специально предоставляемые беднейшим слоям населения. Местное налогообложение, субсидии и платы пользователей составляют основные статьи доходов, используемые для оплаты расходов на услуги. Капитальные вложения могут поступать из различных источников, в т.ч. с рынков частного капитала и с правительственных счетов капитального кредитования, а затем выплачиваться в течение ряда лет. Политика местных властей в отношении капитального финансирования редко оказывается нерегулируемой. В Великобритании со времен 1-й мировой войны правительство строго контролирует как цели, так и размеры запрашиваемых займов. Исторически местное налогообложение служит главным источником доходов там, где существует максимальная независимость регионов от государственных структур, есть соответствующая местная база ресурсов, а предоставляемые услуги считаются имеющими главным образом местное значение. Примеры этой модели - США и Великобритания. В Соединенным Королевстве даже уровень местного налогообложения оставался прерогативой местных властей до введения в 1984 г. ограничения налоговых ставок. Там, где идея национального государства выражена сильнее (как во Франции), местное налогообложение куда менее значимо, чем государственные субсидии, а в третьем мире отсутствие местной базы ресурсов делает местное самоуправление в высшей степени зависимым от центрального финансирования. Распространение в XX в. по всей Северной Америке и Европе властных полномочий на местах как части усиливающего государственного регулирования вызвало необходимость увеличения финансирования из центра. Это требовалось как для пополнения находившейся в тяжелом положении местной финансовой базы, так и для придания государственной значимости услугам, предоставляемым местными властями. Исходя из принципа "Кто платит, тот и заказывает музыку" многие аналитики пришли к выводу о том, что регулирование капитального финансирования и увеличение централизованного финансирования доходов неизбежно означают наблюдаемое с 1970-х гг. усиление контроля центра как над местными доходами, так и над местной политикой. Однако тезис о необходимости увеличения централизации основывается на весьма нереалистичном предположении будто центр способен контролировать политику так же, как и доходы. Тем не менее в Англии, как и других странах, тенденция к центральному финансированию, по-видимому, останется.

ФИРМ ТЕОРИЯ

ФИРМ ТЕОРИЯ - (firm, theory of the) Логическое обоснование необходимости существования фирмы. Экономисты не скоро поняли, что существование фирм требует своего объяснения. Теория, первоначально разработанная в 1937 г. Рональдом Коасом для объяснения причины появления этих "иерархических волдырей на здоровом теле рынка", базировалась на концепции издержек по сделкам. Любая рыночная сделка между независимыми индивидами требует времени и переговоров, чреватых издержками. Каждый раз, когда фирме удавалось организовать производство и обмен таким образом, что издержки были ниже рыночных, она, по законам конкуренции, оказывалась в выигрыше. По мере того как в сложных хитросплетениях современных экономических отношений возрастала роль такого общественного блага, как информация, возрастали и преимущества фирм среднего размера во многих секторах рынка, что приводило к их росту. Информация, раз появившись, с большой легкостью распространяется среди множества людей, не теряя своей ценности для каждого нового потребителя. Из-за ее доступности, если она, конечно, не защищена, ни у одного индивида нет побудительного мотива объявлять ее действительную ценность или расставаться с ней. Но если все откажутся платить, побудительный мотив создавать информацию исчезнет. Фирма преодолевает эту трудность, прибегая к помощи власти, чтобы обеспечить доход тем, кто приобретает право на информацию о местонахождении некоего товара, технике его переработки или о новаторской и эффективной системе доставки его на рынок.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - (fiscal policy) Деятельность правительства в области налогообложения и расходования бюджетных средств. Обеспечивает правительству повышение доходов для предоставления общественных благ (public goods), существующих в рыночной системе, таких как полиция, национальная оборона и т.д. Налогообложение может также влиять на распределение доходов и ресурсов на рынке. Еще более мощное влияние фискальная политика правительства может оказывать на экономическую деятельность, уровень безработицы и инфляционный процесс. Согласно кейнсианской политике (Keynes), меры фискального характера необходимы для сглаживания циклической, чередующейся (stop-go) природы экономического развития, стимулируя экономику во время спада производства и дефлируя ее в периоды подъема.

ФОМА АКВИНСКИЙ

ФОМА АКВИНСКИЙ - (Aquinas, St. Thomas) (ок. 1225-74) Теолог-католик и политический философ, один из крупнейших представителей научной мысли средневековья, основатель томизма. В основе его политической теории лежал аристотелизм. Она изложена в комментарии к "Политике" Аристотеля (Aristotle) (который содержится в трактате "De regimine principum" ("О правлении государей"), написанном при дворе Папы Римского в 1259-68 гг. и законченном другими), а также в большом сочинении "Summa Theologiae" II ("Сумма теологии" II). Часть первая. Рубрики 90-97. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский утверждал, что государство есть институт естественный, а не традиционный (как общественные организации, компании или клубы) и представляет собой идеальное общество ("communitas perfecta"). Государство естественно, потому что люди - это общественные животные. Им необходимо объединяться, чтобы выжить, обеспечить себе хорошее существование и создать условия для развития культуры. Стадные животные действуют инстинктивно, люди - опираясь на разум. Государство идеально, поскольку (в принципе) способно обеспечить человеку достижение его жизненных целей и не зависит ни от какого высшего общества в отличие от семьи (также естественного общества), выживание и материально-культурное развитие которой связаны с более крупным обществом. Любая власть, считает Фома Аквинский, от Бога (и в этом его отличие от Аристотеля), поскольку она связана с правом на жизнь и на смерть, которые, согласно церковной доктрине, являются прерогативой Бога. Однако он возвращается к аристотелизму, утверждая, что суверенитет верховной власти естественен (будь то монарх, парламентское правление или народное правительство) и что он дается Богом, но через посредство народа. Суверенитет естественен, потому что без органа управления, принимающего решения, обязательные к выполнению, возникнет анархия (anarchy), и люди могут уничтожить друг друга. Он дается через посредство народа, поскольку независимо от формы правления должен отражать его интересы. "Если народ (multitudo) не имеет возможности свободно устанавливать законы или отменять те, что ему навязывает высшая власть, то у него все равно есть обычаи, которые принимают форму закона, поскольку именно на основании этих обычаев те, кто вводит законы, имеют на это право" ("Сумма теологии" II. Часть первая. Рубрика 97, статья 3). Поэтому государство ни в коей мере не зависит от церкви. Цели и роли этих институтов совершенно различны. Вместе с тем Фома Аквинский верил в сверхъестественную цель человечества. Церковь в достижении этой цели является идеальной организацией, поскольку не зависит ни от какого другого института. По томистским взглядам, церковь как таковая ни в какой форме не подчинена государству, в то время как государство должно принимать во внимание интересы церкви, поскольку ее цель более возвышенна и к ней стремится каждый гражданин. Фома Аквинский сравнивает отношения между церквью и государством с отношениями между душой и телом. Как душа, так и тело играют особую, только им присущую роль, но в конечном счете роль души важнее. Это единство предназначения проявляется в гражданине, который имеет одну цель, но различные духовные и материальные потребности. Отношение гражданина к государству также имеет холистический характер. Гражданин подчинен государству, как часть подчинена целому, как части тела - телу. Но это не дает государству права неограниченной власти. С одной стороны, нельзя подчиняться закону, который противоречит закону Божию, с другой - гражданские законы, противоречащие естественному (т.е. духовному) закону, недействительны. В этом Фома Аквинский солидарен с большинством средневековых мыслителей, как и в признании правомерным тираноубийства. Поскольку политической властью наделяет Бог, правитель управляет как бы по доверенности. Если он злоупотребляет этим доверием и становится тираном, власть следует отобрать, даже если это сопряжено с насилием. Философские взгляды Фомы Аквинского до сих пор не потеряли актуальности. У него еще многому можно поучиться, особенно в том, что касается места и роли церкви, общих проблем суверенитета власти, прав граждан и силы закона. Его соединение аристотелизма с христианством внесло существенный вклад в развитие политической теории.

ФОРДИЗМ

ФОРДИЗМ - (fordism) Термин введен в политическую науку итальянским марксистом, уроженцем Сардинии Антонио Грамши (Gramsci) в начале 1930-х гг. Грамши занимался исследованием того, в какой мере новая американская технология производства (в особенности конвейер и стандартизация продукции), у истоков которой стоял Генри Форд, а также сопутствующие этой технологии общественные отношения позволяют говорить о наступлении новой эпохи развития капитализма. Эти способы "научной организации производства" иногда называют "тейлоризмом" по имени известного американского инженера начала XX в., первым разработавшего ее основы. В начале 1980-х гг. под влиянием марксистской теории регулирования термин "фордизм" стали использовать по отношению к "режиму накопления" (якобы существовавшему в разной степени в Западной Европе в 1945-73 гг.), при котором массовое производство было связано с массовым потреблением, профсоюзы вели трехсторонние переговоры с капиталистами и государством (см. корпоратизм), общественно-политическое согласие способствовало повышению уровня зарплаты и консолидации "государства всеобщего благоденствия", правительства, взявшие на себя обязательство обеспечить полную занятость, следовали кейнсианской политике управления спросом, а международные экономические отношения регулировались Бреттонвудскими соглашениями (Bretton Woods). Широкое внедрение гибкой специализации, мелкосерийное производство, дифференцированное потребление, свое- временная смена стратегий управления и популярность монетаристских идеологий среди правительств - все это считается признаком расцвета в 1980-х гг. периода "постфордизма".

ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН

ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН - (Franklin, Benjamin) (1706-90) Американский политик и ученый. Получил образование печатника. Завоевал популярность непритязательной философией, изложенной в 1732-67 гг. в "Альманахе простака Ричарда" ("Poor Richard's Almanack"). Непритязательной философии соответствовала непритязательная манера поведения, которой он весьма успешно пользовался в Лондоне и Париже, будучи первым послом независимых Соединенных Штатов, однако, как и в случае с Ганди (Gandhi), хорошо продуманная простота манер поведения прикрывала утонченный ум, который Франклин употреблял не только в науке (он изобрел громоотвод), но и в политике, в частности в качестве старейшего и наиболее уважаемого участника Конституционного конвента 1787 г.

ФРАНКО

ФРАНКО - (франкизм) (Francoism)) Франсиско Франко Баамонде (1892-1975) родился в Эль-Ферроле, на северо-востоке Испании, в зажиточной семье потомственных моряков. В школе особыми успехами не отличался. В 1907 г. поступил в Толедское военное училище. Его решимость добиться успехов на военной службе часто приписывают наличию у него комплекса физической неполноценности. В 33 года Франко становится самым молодым генералом Европы после Бонапарта. Левые прозвали его "палачом Астурии" за зверское подавление выступления астурийских шахтеров в 1934 г. Хотя Франко был слишком осторожен, чтобы самому инициировать мятеж против Испанской Республики в 1936 г., он быстро возглавил мятежников и в сентябре 1936 г. был провозглашен генералиссимусом националистических армий и главой государства (хотя государством он не управлял до падения республики в 1939 г.). Франкизм не был ярко выраженной идеологией. Франко стоял за традиционные католические и военные ценности и был непримиримым врагом либеральных, левых и сепаратистских сил. Франкизм как термин в основном употребляется по отношению к режиму Франко. Хотя этот режим и имел некоторые черты фашизма (fascism), а его становлению способствовала помощь Гитлера и Муссолини, это был скорее авторитарный, чем тоталитарный режим. Социолог Хуан Линс обращал внимание на "ограниченный плюрализм" этого режима. Франко избежал оппозиции элиты, умело натравливая различные силовые группировки друг на друга и терпимо относясь к широко распространившейся коррупции.

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА

ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА - (Frankfurt School) Создана при университете во Франкфурте-на-Майне в 1923 г., с 1935 по 1953 г. находилась в изгнании в США. Возобновила свою деятельность во Франкфурте под руководством Юргена Хабермаса, который преподавал в университете в 1960-х гг. и позднее - с 1982 г. В выдвинутой Франкфуртской школой критической теории общества (critical theory) можно выделить несколько общих тем. Одна из них касается сочетания элементов марксизма и психоанализа в области критического анализа (см. также Adorno - Адорно; authoritarian personality - авторитарная личность). В работах Хабермаса психоанализ, стремящийся освободиться от стороннего контроля обуздывающих его сил, предстает как модель эмансипации. Особое внимание Хабермаса к языку породило интерес к "систематически искажаемой коммуникации", противопоставляемой "идеальным речевым ситуациям", с помощью которых все могут принимать участие в диалоге. Это и есть главное содержание идеи освободительной роли критической теории, обусловившей возникновение теории "коммуникативного действия", направленного на достижение взаимопонимания между участниками диалога усилиями самих участников. Важной частью анализа современного капитализма является концепция "кризиса легитимации". Здесь Хабермас высказывает мнение о том, что правители, возможно, не способны инициировать согласие и повиновение тех, кем они управляют.

ФУКИДИД

ФУКИДИД - (Thucydides) (460-ок. 404 г. до н.э.) Автор труда, посвященного Пелопонесской войне между Афинами и Спартой (Sparta) и считающегося одним из классических сочинений по военной истории. Фукидид, который сам был афинским флотоводцем-неудачником, дает детальное описание войны, в котором, в отличие от своих современников, трактует события как результат взаимосвязи и взаимодействия персоналий и власти, а не связывает их с вмешательством богов. Но самое главное состоит в том, что его "История" написана с реалистических позиций (См.: реализм - realism). Позволяющих понять и объяснить феномен войны, а не рассуждать на темы морали, хотя автор безоговорочно и без обиняков морализирует по поводу внутригосударственных мотивов, побуждающих людей к войне. Его анализ причин сугубо реалистичен: он говорит о взаимных (Афины и Спарта) претензиях,"отмечая, что они служит лишь прикрытием истинных мотивов, отражающих "рост могущества Афин и страх, который это могущество внушало Спарте". В "Митилеанском споре" и "Мелианском диалоге" Фукидид описывает сплошные проблемы выбора, с которыми государственные деятели сталкивались во время войны. В "Мелианском диалоге" афиняне, захватившие небольшой остров Мелос, требуют безоговорочной капитуляции своих врагов, поскольку обладают превосходящими силами, которым жители Мелоса не в состоянии противостоять. В итоге все жители острова либо погибли, либо были проданы в рабство. Последующее поражение Афин Фукидид объясняет потерей мудрости афинскими правителями после смерти Перикла и роковым походом на Сицилию, который привел к тому, что ныне назвали бы "перенапряжением" сил.

ФУКО МИШЕЛЬ

ФУКО МИШЕЛЬ - (Foucault, Michel) (1926-84) Французский философ. Родился в Пуатье, окончил Высшую Педагогическую школу (Scole Nomale) и Сорбонну. В 1970 г. назначен профессором кафедры истории философских систем в Коллеж де Франс. Автор многочисленных работ, тематика которых колеблется в широком диапазоне дисциплин и касается многих вопросов как современной жизни, так и истории. Фуко не признавал существования единой унифицированной истории, чем явно отличался от таких историков, как Гегель (Hegel) и Маркс (Marx), хотя отношение к Марксу было сложное и не совсем ясное. Фуко тщательно избегал таких поясняющих терминов редукционистов, как "классовая борьба" и "разум". История для него характеризуется отсутствием закономерности, разрывами и произвольностью. Он признает способность людей объяснять некоторые события, более того, предлагает собственное объяснение фундаментальным сдвигам в том, что он называет "дискурсивными формациями" (другие назвали бы "эпохами"). Однако, давая свое объяснение, он пытается как можно дальше уйти от обобщенных пояснительных систем других историков-мыслителей. Он считает, что историки не могут делать универсальных выводов, основываясь на толковании истории. Собственные исторические исследования, по мнению Фуко, дали науке дискуры, или дискурсивные формации. Это не структуры в том смысле, в каком их понимают писатели-структуралисты, подобные Леви-Строссу или Альтюссеру (Althusser). Отвергая сугубо детерминистские структуры, Фуко создает пространство, в котором могут ставить свои спектакли политические актеры. Дискурсы, по Фуко, - это пространства, внутри которых разнообразные причины как создают, так и ограничивают самосознание человека и его поступки. Это приводит нас к концепции власти (power). Фуко полагает, что власть - это не нечто такое, что индивиды, группы или классы применяют на практике, хотя, конечно же, она может таковой быть; дискурсивные формации суть сети власти, которые всех нас опутывают. Он неоднократно повторял, что власть есть повсюду и есть все и, следовательно, "опасна". Вместе с тем власть может быть как положительной, так и отрицательной, как продуктивной, так и подавляющей. Более того, настаивает Фуко, любое проявление власти влечет за собой противодействие. Концепцию власти Фуко критиковали за расплывчатый и общий характер. Впрочем, его понимание власти и связи власти с дискурсивными формациями хорошо проиллюстрированы его собственными историческими трудами. К наиболее важным работам Фуко относятся "Madness and Civilization" ("Безумие и цивилизация", 1961), "Discipline and Punich" ("Дисциплина и наказание", 1975), а также "History of Sexuality" ("История сексуальности") - опубликовано только три тома: "An Introductions" ("Введение", 1976), "The lese of Pleasure" ("Использование удовольствия", 1984) и "The Care of the Self" ("Забота о себе", 1984).

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - (functionalism) Доктрина, утверждающая, что общества или общественные системы имеют "потребности", что мы можем представить институты и практическую деятельность через "функции", которые они осуществляют в интересах продолжения существования целого. Функциональный метод анализа превалирует во всех традиционных разновидностях общественной науки, и единой школы современного функционализма не существует. Вместе с тем характерной чертой анализов функционирования является поиск аналогий в биологических организмах и социальных системах, взгляд на общество как на нечто целое, созданное из составных частей, взаимосвязь которых обеспечивает поддержание его жизни, а также сосредоточение внимания на проблеме порядка с вычленением сил, обеспечивающих обществу сплоченность, целостность и устойчивое равновесие. Истоки современного функционализма восходят к Конту (Comte), полагавшему, что все институты, верования и моральные устои общества связаны в нечто целое, в результате чего метод изучения любого из них состоит в выявлении закона, объясняющего сосуществование всех феноменов. Основываясь на работах Дюркгейма (Durkheim), этот подход развил и применил на практике социальный антрополог Бронислав Малиновский, первым употребивший этот термин после проведения этнографических исследований среди австралийских аборигенов, а позднее - среди обитателей островов Тробриан. Малиновский пытался объяснить существование институтов и практики через потребности или функциональную необходимость, которые следует удовлетворить ради самоподдержания общества (религиозные ритуалы являются функциональными в том, что касается социальной адаптации). Антрополог Рэдклифф-Браун развил этот подход, назвав его структурным функционализмом (structural functionalism). Нормативные функционалисты, находящиеся под сильным влиянием американского социолога Талкотта Парсонса, считая, что в каждом обществе существует некая центральная система ценностей, делают особый упор на важность политической социализации (political socialization), приучающей людей к нормативным ожиданиям и регулирующей потенциальные конфликты из-за нехватки ресурсов. Этому взгляду придается особо важное значение в американской политологии, что позволяет теоретикам постулировать целый ряд системных функций (социализация, формирование политических группировок, политическая коммуникация), благодаря которым политические системы самоподдерживаются и приспосабливаются к переменам. Общий функционализм (проводящий различие между "латентными" и "очевидными" функциями) и общая теория систем (с ее кибернетическим анализом положительных и отрицательных петель обратной связи) являются новейшими попытками развития познавательной глубины функционализма, отвергая одновременно как "сверхсоциализированную концепцию человека", характерную для нормативного функционализма, так и телеологию - этот непременный атрибут ранних функционалистских интерпретаций. Целый ряд возражений по поводу функционалистских подходов возникает в социальной науке. Наиболее решительными представляются утверждения о том, что все выводы функционалистов построены на телеологических представлениях. Объяснять явление телеологически - значит объяснять его возникновение тем, что оно способствует достижению конечной цели или конечного состояния и что этой цели стремится достичь (или сохранить достигнутое) система, в которой данное явление возникает. Объяснять одно событие благоприятными последствиями для другого -значит относиться к следствию как к причине. Утверждать, что государство существует для того, чтобы обслуживать определенные функции, обеспечивающие существование капитализма, - значит использовать следствие для объяснения причины. Такой подход не только противоречит общепринятой логике, он антиисторичен. И еще одно: объяснения функционалистов критикуют за то, что им не хватает надлежащих оценок действий человека (см. структурация), за то, что они не способны объяснить социальные перемены, и за привнесение консервативных предубеждений в методологию, ибо каждый элемент статус-кво становится функциональным постольку, поскольку он имеется в наличии. Хотя политологи и могут воспользоваться некоторыми подходами функционалистов, исследуя взаимосвязи социальных институтов и социальной практики, методологию функционалистов все больше критикуют за то, что ее фундаментальная посылка о "потребностях общества" не может быть проиллюстрирована.

ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ - (social welfare function) Заимствованная у других экономистов и примененная К. Дж. Эрроу идея функции социального блага. Названа его именем. Представляет собой любой порядок, по которому из целого ряда индивидуальных представлений выводится общее представление о существующем положении дел. К этому относят голосование, а также решения диктаторов, предсказания оракулов и традиционные представления. Таково принятое сейчас значение этого понятия.

ФУРЬЕ ШАРЛЬ

ФУРЬЕ ШАРЛЬ - (Fourier, Charles) (1772-1837) Французский мыслитель в области общественных отношений, принадлежащий к традиционным течениям XIX в. - утопизму (utopianism) и социализму (socialism). Яростный критик буржуазной "цивилизации" и ее ценностей. Представление Фурье о гармоничном будущем было в основе своей коллективистским, как и у его современника Роберта Оуэна (Owen). Фурье был сторонником социальных экспериментов с вовлечением в них от 1500 до 1800 человек, которые должны были бы жить в "phalanx" ("фалангах"), организованных с таким расчетом, чтобы сделать труд одновременно и продуктивным и притягательным для рабочих (например, часто меняя занятия или установленный распорядок). Основные же физические, умственные и даже эмоциональные потребности рабочих удовлетворялись бы в процессе взаимопомощи в условиях демократического самоуправления. Женщины получили бы подлинное равенство с мужчинами, а сексуальная революция освободила бы тех и других от гнетущей атмосферы традиционного семейного устройства. Движение Фурье имело некоторый успех как в самой Франции, так и в Соединенных Штатах в 1830-40-х гг. Даже Маркс (Marx) и Энгельс (Engels), отвергая Фурье как утописта (т.е. ненаучного социалиста), с восторгом отзывались об его оригинальности и воспользовались многими его идеями, в частности теорией привлекательности труда.

Предыдущая страница Следующая страница