Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Х"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х"

ХАБЕАС КОРПУС

ХАБЕАС КОРПУС - (habeas corpus) (неприкосновенность личности), Буквально: "что ты имеешь тело" - начальные слова английского закона (1679) о неприкосновенности личности, который предписывал доставить арестованного в суд в течение установленного времени. Восходит к временам правления Эдуарда I, и - что поразительно с точки зрения современного применения, - предназначался отнюдь не для вызволения людей из заключения, а для подтверждения, что они содержатся в тюрьме на законном основании. Данный судебный приказ стал предметом большого числа статутных интервенций в процессы, а также вынесенных судами решений по связанным с ним делам. Его конституционное значение состоит в том, что приказ служит действенным средством защиты от служителей Короны или действующих от имени Короны. Как юридический принцип был заимствован другими государствами, разделяющими традиции английского права, в частности США. Хабеас корпус применяется для выявления законности задержания, в т. ч. в случаях депортации или подозрений в нарушении правил иммиграции. До окончательного решения по запросу на разрешение въезда законность задержания обычно проверяется судьей. Акты Хабеас Корпус 1679 и 1816 гг. укрепили роль судов и предоставили им право самостоятельно определять наличие фактов, а не полагаться на утверждения исполнительных органов власти. В границах Соединенного Королевства хабеас корпус ограничен юрисдикцией английских судов. В Re Keenan (1972) 1 QB 533 говорилось, что английские суды не правомочны отдавать приказы хабеас корпус в отношении лиц, находящихся под стражей в Северной Ирландии. Не вызывает сомнений юрисдикция английских судов применять хабеас корпус в отношении британских подданных по всему миру в том случае, если страна "является колонией или иностранным доминионом Короны" (Habeas Corpus Аcт 1862 г. - Закон и неприкосновенность личности). Репутация хабеас корпус (возможно, более высокая, чем могли бы подтвердить исторические свидетельства) зиждется на том, что он обеспечивает гражданам защиту от злоупотребления властью со стороны государства.

ХАГЕНБАХ-БИШОФ Э.

ХАГЕНБАХ-БИШОФ Э. - (Hagenbach-Bischoff, E.) Швейцарский математик XIX в., предложивший формулу, которая до сих пор используется в Швейцарии для подсчета квоты, требуемой для избрания одного представителя в пропорциональном представительстве (proportional representation) по системе Хондта (d'Hondt).

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН

ХАЙДЕГГЕР МАРТИН - (Heidegger, Martin) (1889-1976) Немецкий философ, чьи социально-политические воззрения сделались предметом множества споров из-за его поддержки Гитлера (Hitler) и национал-социализма (National Socialism) в начале 1930-х гг. Сильно выраженный экзистенциалистский (existentialism) и антирационалистический подход к постижению природы человеческого существования ("Бытия") заставил Хайдеггера поставить под сомнение целиком цель Просвещения (Enlightenment) - построение более передового общества, опирающегося на науку, промышленность и технику. Все представления о всеобщей, объективной рациональности, проявляющие себя в растущем господстве человечества над природой и управлении ею, в увлеченности технократическим планированием и социальной организацией, были отвергнуты Хайдеггером как неспособные применить сущностные человеческие качества подлинного, творческого и исполненного поэзии существования в целеустремленном полисе или политической общности. Хайдеггер, подобно Ницше (Nietzsche), стремился возвысить эстетическое и мифологическое значение философии и поэзии, отведя им главнейшую роль в формировании человеческих отношений. Оба мыслителя делали упор на необходимости вдохновенного политического руководства во имя возвышенных и благородных идеалов, выраженных посредством опоэтизированного использования мифологических символов и языка, что предполагает связь с правыми, националистическими и иррациональными направлениями европейского фашизма после 1-й мировой войны. Обращение Хайдеггера к делам политическим является по меньшей мере двусмысленным и может найти самые разные объяснения.

ХАЙЕК Ф. А. ФОН

ХАЙЕК Ф. А. ФОН - (Hayek, F.A. von) (1899-1992) Австрийский политэкономист, проведший значительную часть жизни в Великобритании. В "Дороге к рабству" ("The Road to Serfdom", 1944) изобразил картину того, как вмешательство государства и коллективизм - даже в умеренных формах - неизбежно приводят к уничтожению свободы. Как в Британии, так и в США книга стала руководством для сторонников теории невмешательства (laissez-faire), а также противников кейнсианской (см. Кейнс) экономики и государства благоденствия в те три десятка лет, когда их взгляды были слабо представлены в структурах государственной власти. Хайек отнюдь не был упрощенным сторонником теории невмешательства и в "Конституции свободы" ("The Constitution of Liberty", 1961) уделил место рассуждениям о структуре государственной власти и правлении закона, необходимых для процветания свободы и торговли.

ХАНСАРД

ХАНСАРД - (разг.) (официальный отчет о заседаниях парламента Соединенного Королевства) (Hansard): Выходит отдельными томами для Палаты общин и Палаты лордов. Содержит стенографическую запись всех выступлений, вопросов, ответов и заявлений. Название получил от Люка Хансарда, который сменил Уильяма Коббета вскоре после того, как в 1807 г. начал записывать происходящее в Палате общин.

ХАРИЗМА

ХАРИЗМА - (charisma) В христианской теологии термин означал "господня милость, божий дар"; позже Вебер (Weber) употребил его в таком значении "Свойство человека, благодаря которому он выделяется среди обычных людей и может рассматриваться как наделенный сверхъестественной - или - исключительной силой или качествами". Этим словом называли магические силы, способности, очевидно благодаря которым Гитлер сумел приобрести такую власть над германским народом. Вебер приводит интересные примеры того, как харизма постепенно "стирается", поскольку в силу своей природы не может передаваться. Критики Вебера сомневаются в возможности дать этому понятию определение, достаточно точное для того, чтобы им можно было пользоваться.

ХАРРИНГТОН ДЖЕЙМС

ХАРРИНГТОН ДЖЕЙМС - (Harrington, Sir James) (1611-77) Теоретик политики, активно действовавший во времена междуцарствия (периода между казнью Карла I и провозглашением королем Карла II). Был убежден в необходимости создания в Англии республиканской основы, отражающей распределение собственности, для установления политической стабильности. Свои доводы он пространно изложил в книге "Океана" ("Oceana", 1656), опираясь на классические источники, на знание современных республиканских форм и некоторые идеи Макиавелли (Machiavelli). Харрингтон выступал за сложное смешанное государственное устройство, в котором каждый "класс" граждан наделялся ролью, соответствующей его предназначению и собственности. Он одобрял идею армии вооруженных граждан и тщательно разработал условия ее формирования и обучения. Сложность, многомерность и чрезмерная детализация делали его предложения открытыми для осмеяния и непонимания, в ответ на которые Харрингтон пытался представить свои главные идеи в более простой форме.

ХАР ТОМАС

ХАР ТОМАС - (Hare, Thomas) (1806-91) Британский адвокат-самоучка и поборник пропорционального представительства (proportional representation). Программу Хара всемерно продвигал Дж. С. Милль (Mill), видя в ней способ обеспечить представительство всех, а не просто большинства в системе законодательной власти. Некоторые детали программы Хара были совершенно непрактичными, а ее отпрыск, единый переходящий голос (single transferablte vote), хотя и зовется часто "программой Хара", на самом деле своим появлением на свет больше обязан К. Дж. Андре (1812-93) и Г. Р. Друпу (H. R. Droop).

ХОБХАУЗ ЛЕОНАРД ТРЕЛОНИ

ХОБХАУЗ ЛЕОНАРД ТРЕЛОНИ - (Hobhouse, Leonard Trelawny) (1864-1929) Политический философ, журналист, социолог и политик (трудовые отношения и социальная политика). Внес решающий вклад в создание "социал-либерализма", оправдывавшего все большее вмешательство государства как необходимость для достижения общественного и личного блага. Хобхауз в серии физиологических, антропологических и исторических исследований утверждал, что человеческий разум является стержневой силой человеческого развития. Вершина этого развертывающегося телеологического процесса, полагал он, лежит в сознательном построении определенных социально-политических форм (таких как общая собственность), представляющих этические принципы сотрудничества и рациональной гуманистичности. Между индивидом и обществом сложились симбиотические отношения, и их устремления гармонизированы регулирующей деятельностью государства. Подобно либералам XIX в., Хобхауз доказывал моральное превосходство индивида, но утверждал, что убогий, с его точки зрения, либерализм не сумел оценить социальные основы формирования и расцвета человеческой личности. Соответственно - и вопреки Локку и другим либеральным предшественникам, - индивидуум и его притязания на права и собственность нельзя считать первичными по отношению к обществу. Утверждая, что правильно понятые индивидуальная свобода и общественное благо имеют вспомогательный характер, Хобхауз вместе с тем с подозрением относился к любой организации, отстаивающей групповые интересы в ущерб своим членам. Государство, таким образом, понимается как просвещенный и разумный управляющий общественным взаимодействием, поддерживающий условия для индивидуального развития и одновременно сохраняющий приоритет общего перед узкочастным благом (и призванный понуждать индивидуумов двигаться к этой цели).

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА - (Cold War) Термин обычно используется в отношении периода глубокого противостояния США и СССР после 2-й мировой войны. В 1945 г. США и СССР выступали в роли супер держав. При этом СССР без труда оккупировал страны Восточной Европы, а США как страна-освободитель (а в случае Великобритании - кредитор и гарант размещения займов) - страны Западной Европы. В Германии две "супердержавы" совместно с Францией и Великобританией создали оккупационные зоны для осуществления четырехстороннего контроля. В 1945 г. во время Ялтинской (февраль) и Потсдамской (июль-август) конференций две супердержавы и Великобритания попытались разработать структуру послевоенного порядка в Европе. Однако еще до начала Потсдамской конференции возникли серьезные трудности, особенно в вопросе о будущем Германии и Восточной Европы. На обеих конференциях обсуждались проблемы Дальнего Востока, и прежде всего вступление СССР в войну против Японии. К 1947 г. определилось общее разделение стран на Восток (East) - Запад (West). В этот период, как утверждал Запад, Советы стремились покончить с демократией и установить марионеточные коммунистические режимы а Восточной Европе и Германии, подорвав их экономику и установив в своей оккупационной зоне режим исключительного влияния. Свои истинные цели в Восточной Европе Советы скрывали, насаждая дружественными и основные на широкой коалиции антифашистские правительства. Это привело к возникновению новых конфликтов, обе державы стали обмениваться обвинениями, принимавшими все более идеологизированные формы. При этом СССР представлял США страной, пытающейся уничтожить коммунизм, а США рисовали СССР как страну, делающую все возможное для уничтожения свободного демократического общества в Западной Европе и в самих Соединенных Штатах. После 1947 г. "холодная война" ознаменовалась берлинским кризисом (1948-49), победой Красной армии Мао над поддерживаемым США националистическим правительством Китая (1949), Корейской войной (Korean War, 1950), советской военной оккупацией Венгрии (1956) и постоянным давлением СССР на западный Берлин. Кульминацией этого периода стали конфликт из-за строительства берлинской стены (1961) и Кубинский кризис (Cuban Missile Crisis, 1962). Тем временем американцы упрочили свою роль лидера западных стран. Они предложили им экономическую помощь через осуществление Плана Маршалла (Marshall Plan, 1947); формально присоединились к Западноевропейскому союзу, создаваемому в рамках Организации североатлантического договора (NATO), появившейся в 1949 г.; взяли на себя руководящую роль в создании в том же году Федеративной Республики Германии в трех оккупационных зонах и в начале 1950-х гг. сделали все для ее перевооружения. Они добились также приема ФРГ в НАТО в 1955 г. СССР в 1949 г. провозгласил свою оккупационную зону на территории Германии Германской Демократической Республикой и в 1955 г. вместе с восточноевропейскими "партнерами" создал Организацию Варшавского Договора (Warsaw Pact Treaty Organization). В Азии американцы заключили союз, затем в 1951 г. подписали мирный договор с Японией, а год спустя заключили договора с Австралией, Новой Зеландией, Таиландом и Филиппинами. СССР в 1950 г. подписал договор с Китаем. Война в Корее окончилась в 1953 г., однако американцы постепенно ввязались в еще более сложную войну - во Вьетнаме, поддержав Республику (Южный) Вьетнам, воюющую с Демократической Республикой (Северный) Вьетнам, которую поддерживали Советский Союз и Китай. В течение всего этого периода обе стороны проводили политику ядерного перевооружения и развивали производство межконтинентальных ракет, позволяющих нанести удар друг по другу. После Кубинского кризиса отношения между супердержавами улучшились. Были заключены соглашения, "нормализующие" ситуацию в Европе, особенно четырехстороннее соглашение по Берлину (1971), давшее возможность двум германским государствам вступить в 1971 г. в Организацию Объединенных Наций, и Хельсинкские соглашения, одобренные Конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе (Conference on Security and Co-operation in Europe, 1975). Они казалось, по сути означали мирный договор, знаменующий окончание как 2-й мировой, так и "холодной войны". Одновременно были подписаны соглашения, ограничивающие гонку ядерного вооружения. Тем не менее, несмотря на разрядку напряженности (detente), конфликты между супердержавами продолжались, особенно в новых "точках" противостояния, таких как Южная Африка, Африканский Рог (т.е. cеверо-восток Африки) и Средний Восток. Однако в 1970-х гг., после улучшения отношений между Соединенными Штатами и Китаем (чему способствовал президент США Никсон), госсекретарь США Киссинджер и премьер-министр Китая Чжоу Энлай, учитывая уменьшение напряженности между США и СССР и ухудшение отношений между СССР и Китаем, придали отношениям между двумя (или, возможно, тремя) супердержавами новую форму. Можно сказать, что к середине 70-х гг. "холодная война" в ее первоначальной форме закончилась. Гонка вооружений (arms race) между Востоком и Западом приняла форму международного конфликта по типу "действие -противодействие", в котором каждая сторона реагировала на малейшие шаги другой стороны. Объяснить истоки "холодной войны" весьма сложно, хотя имеются три пространных объяснения. Одно из них усматривает причину "холодной войны" в образовавшемся после уничтожения мощи Германии "вакууме власти" в Центральной Европе и в новом биполярном балансе сил между супердержавами. С этой точки зрения, "холодная война" являлась традиционным конфликтом между великими державами, в котором идеологическое противостояние существенно вторично, а внутренние (структурные) напряжения двухполюсной (биполярной) системы, достигнув критического значения, не позволили удержать систему в равновесии. В соответствии со вторым объяснением, которое иногда называют традиционной или свободной интерпретацией, после 2-й мировой войны США хотели вернуть себе более скромную роль в мировой политике, однако, когда начался процесс разоружения и восстановления европейской экономики, были вынуждены перед лицом советской экспансии в Восточной Европе взять на себя более активную и не планируемую заранее роль в Европе для сдерживания советской мощи. Третье объяснение сводится к тому, что у американского капитализма существовала долгосрочная цель намеренно подорвать позиции коммунизма и расширить свое влияние на страны Европы, Среднего и Дальнего Востока. Некоторые авторы ищут истоки "холодной войны" в американской оппозиции Русской революции (Russian Revolution) 1917 г. Конечно, многие выводы и оценки исходят из двух, а иногда и из всех трех вышеуказанных объяснений. 1980-е гг. - короткий, но интенсивный период возобновления противостояния, который иногда называют "новой холодной войной". Разрядка напряженности прекратилась в конце 1970-х гг., контроль над вооружением установить не удалось, в декабре 1979 г. СССР оккупировал Афганистан (Afghanistan), а с 1980 г. начал оказывать все большее давление на Польшу. В США и Великобритании правительства Рейгана и Тэтчер по отношению к СССР использовали идеологическую терминологию худших времен "холодной войны". Европа начала перевооружаться в соответствии с т. н. "двухколейной" политикой НАТО, произошли изменения и в американской доктрине сдерживания, склонявшейся теперь к идее политической выгоды ограниченной ядерной войны и поиску способов защиты от советских ракет (стратегическая оборонная инициатива). Как и после 1945 г., понять, что было действием, а что противодействием в отношениях между двумя сторонами, трудно. Во всяком случае к 1987 г. обе державы вновь решительно пошли к соглашению, но в 1989 г. обозначился закат мощи СССР.

ХОНДТ ВИКТОР

ХОНДТ ВИКТОР - (d`Hondt, Victor) (1841-1901) Бельгийский адвокат и ярый сторонний пропорционального представительства (proportional representation). Его формула распределения мест между партиями в многомандатных округах была, хоть он этого и не знал, предложена за 100 лет до этого Джефферсоном (Jefferson) и касалась перераспределения мест в американском конгрессе после каждой (раз в десять лет) переписи населения (см.: ПП). Система Хондта (Джефферсона) больше подходит для крупных партий. И не приходится удивляться тому, что наибольшую популярность она снискала среди партий, которые отводят друг другу места в ассамблеях с пропорциональным представительством.

ХО ШИ МИН

ХО ШИ МИН - (Ho Chi Minh) (1890-1969) Вьетнамский революционер и политический деятель. Руководитель Коммунистической партии Индокитая и Союза за независимость Вьетнама. Места в данном словаре удостоен больше из-за идеализированного представления о нем, которого в 1960-е гг. придерживались многие "Новые левые" (new Left) на Западе. Поскольку государственный строй Вьетнама успешно противостоял США и США считались источником всяческого зла, Хо сделался символом всего самого доброго.

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ХРИСТИАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ - (Christian democracy) Послевоенное политическое движение, достигшее успехов в Западной Европе и, в меньшей степени, в Латинской Америке. Ее социологические и идеологические истоки восходят к XIX в. - периоду мобилизации католиков в ответ на возникновение либерального капитализма. Прямой вызов церкви, брошенный Французской революцией (French revolution), заставил католиков воспринять демократические политические формы и встать на защиту своих интересов, поощряя создание католических ассоциаций (в частности, католических союзов и школ). Главные традиционные институты христианства, такие как семья и гармоничный общественный порядок, подвергались двойной атаке: во-первых, со стороны разлагающихся последствий индустриализации и либерализма политики laissez-faire (политики невмешательства в экономику) и, во-вторых, со стороны все усиливающегося регулирования государством общественной жизни. Начиная с 1850-х гг. Ватикан поощрял создание т. н. "католических групп действия", которые проводили кампании по ограничению власти возрождающегося итальянского государства и крупных политических католических групп в немецкоязычных районах Европы. Энциклика "Rerum Novarum" ("О новых вещах") папы римского Льва XIII (1891) освободила католицизм от моральной оппозиции демократии и стимулировала дальнейшую политическую мобилизацию католиков. Успех на выборах пришел сначала к итальянской Народной партии (1919) с Луиджи Стурцо во главе, а Германская партия "Центр" стала оплотом коалиции в период Веймарской республики (Weimar Republic). К этому моменту отношение католицизма к государственной власти было неоднозначным: в то время как враждебность к социалистическим и коммунистическим формам собственности оставалась для него главной темой, первоначальная оппозиция к капитализму смягчилась (1914) и превратилась в рекомендации по улучшению социального климата путем создания сильной законодательной базы. Двойственное отношение к роли правительства отражено в трудах ведущего теоретика христианской демократии Жака Маритена, чье презрение к сильному государству совмещается c представлениями о возможности специфических норм государственного регулирования, учитывающего неудачные попытки промышленного капитализма послужить "общественному благу". Фашизм подавил и дискредитировал почти все эти политические группы, большинство из которых оказали слабое сопротивление правому экстремизму, а некоторые, например Австрийская христианско-социалистическая партия, даже выразили ему поддержку. Однако к концу войны в 1945 г. широко распространилась позиция умеренного консерватизма и скептицизма по отношению к властям. Всячески поощряемые победоносными союзниками, которые рассматривали их как бастион против коммунизма, христианско-демократические партии Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии и Нидерландов победили на выборах и сформировали однопартийные или коалиционные правительства. Послевоенная популярность этих партий объясняется в большей мере их безобидным центризмом, чем какой бы то ни было четкой идеологической платформой. Следовательно, и это звучит иронически, учитывая идеологическую родословную христианских демократов, оказанная им поддержка на выборах спровоцирована предположением среднего класса и представителей различных религиозных течений о существовании угрозы режиму либерального капитализма (особенно со стороны "левых"). В 1960-70 гг. влияние христианских демократов уменьшалоьсь по мере того, как отступала угроза коммунизма и смягчались позиции их социалистических оппонентов. Однако в Латинской Америке они добились кратковременного успеха на выборах, борясь за демократическую стабильность путем ограничения традиционной суперактивности правительств (в Чили и Венесуэле, а также в 1980-х гг. в Эквадоре, Гватемале и Сальвадоре). В течение 1980-х гг. вследствие общего сдвига вправо европейского электората, влияние христианских демократов вновь возросло (исключение составило сокрушительное поражение христианских демократов в Италии в 1993 г.).

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - (Christian socialism) Доктрина, исповедуемая уже адептами христианства (поэтому термин имеет более специфическое значение: обозначает не просто социалистов, которым довелось родиться христианами) и стремящаяся соотнести учение Христа (изложенное, например, в Нагорной проповеди) с политической практикой социализма. В Великобритании христианский социализм был популярен в основном в прошлом веке и ассоциировался как с возрождением Высокой Церкви и ее попытками распространить христианство среди трудящихся, так и с ростом нонконформизма и особенно методизма, который поставил во главу его общественные функции. Многие лейбористские политики в Великобритании утверждают, что обязаны больше методизму, нежели Марксу (Marx). Философия христианского социализма была благоприятной альтернативой капиталистическим отношениям в таких вопросах, как кооперативное движение, и подчеркивала важность примирения и справедливых отношений между промышленными рабочими и владельцами предприятий, моральную ответственность обеспеченных людей по отношению к бедным и необходимость народного образования. Судя по всему, христианско-социалистическая прослойка в руководстве Лейбористской партии (Labour Party) в последние годы начала увеличиваться. Послевоенные христианско-демократические партии не связаны с христианским социализмом, но, несомненно, пытаются разработать и развить умеренную версию консерватизма, которая соответствовала бы социальной доктрине, главным образом католицизму. Христианско-социальный союз в Баварии - это христианские демократы, а не христианские социалисты.

ХРИСТИАНСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ХРИСТИАНСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ - (Christian fundamentalism) Отношение протестантов в Великобритании и США, начиная с 1870-х гг., к модернистскому толкованию Библии, бросающему, по их мнению, вызов истинной и первозданной правде о сверхъестественных и чудесных эпизодах библейской истории и статусу Священного Писания как источника прямого и безусловного откровения слова Божьего. В частности, фундаменталисты протестовали против преподавания в американских государственных школах эволюционной теории Дарвина (См.: дарвинизм) (кульминацией этого стал знаменитый "обезьяний процесс" в штате Теннесси (1925), на котором школьному учителю был вынесен приговор в соответствии с законом штата, запрещающим преподавать дарвинизм). В наиболее очевидной форме христианский фундаментализм выражен в союзе политического и религиозного консерватизма на Юге США. С 1970-х гг. такие группы, как "Моральное большинство", стали мощными популистскими лобби в государственной и национальной политике по широкому кругу проблем - от семейных отношений и повышения народного благосостояния до вопросов обороны и внешней политики. В частности, это проявилось в период президентства Рональда Рейгана. Иранская революция 1979 г. ознаменовала подъем исламского фундаментализма (islamic fundamentalism). Это привело к тому, что для многих на Западе (West) фундаментализм стал ассоциироваться с призывом к агрессии, фанатизму и нетерпимости.

ХРУЩЕВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ

ХРУЩЕВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ - (Khrushchev, Nikita Sergeyevich) (1894-1971) Секретарь Коммунистической партии Советского Союза с 1953 по 1964 г. (председатель Совета министров с 1958 г.). Хрущевское осуждение Сталина ("секретный доклад" 1956 г.) знаменовало решающий перелом в послевоенной советской политике. Во внешней политике Хрущев исходил из возможности "мирного сосуществования" с Западом, несмотря на скатывание в 1962 г. к открытой демонстрации силы между сверхдержавами (размещение ракет на Кубе (Cuba). Попытки реорганизовать управленческий аппарат партии и неудача с реформированием сельскохозяйственной политики привели к его насильственной отставке в 1964 г.

ХУКЕР РИЧАРД

ХУКЕР РИЧАРД - (Hooker, Richard) (ок. 1554-1600) Английский теолог и философ. Рос в критический для англиканской церкви период: отмеченный борьбой кальвинистов за господство. Первоначально Хукер был расположен к кальвинизму (Calvinism), но позже от него отошел. Теорию свою он изложил в восьми томах, выходивших с 1592 г. (том VI является подделкой: последний посмертный) и озаглавленных "О законах духовной политики" ("Of the Law of Ecclesiastical Policy"). Многое в его теории навеяно Фомой Аквинским (Aquinas). Хукер различает четыре типа закона: 1) вечный - тот, по которому действует Бог; 2) естественный - отражение закона вечного, который соблюдается всем сущим в природе и которому должны следовать люди; 3) достоверно Божественный - явленный Богом и 4) достоверно духовный и гражданский, меняющийся в разных обществах и во времени. Подобно Фоме Аквинскому, Хукер придерживался мнения, что государство образуется по естественной склонности. Однако он ввел элемент договора: "порядок, установленный путем открытой или тайной договоренности" (I, 10), - который оказал некоторое влияние на Локка (Locke). Более того, гражданское правительство зависит от согласия тех, кем оно правит: "Следовательно, то не становится законами, чего общественное одобрение не делает таковыми".

ХУНТА

ХУНТА - (junta) Испанское слово, означающее "совет", в XVI в. употреблялось по отношению к правительственным совещательным комитетам. Ныне означает военный совет, правящий страной после военного переворота (coup d'etat) до восстановления конституционного правления. В Латинской Америке хунты обычно создаются командующими сухопутными, военно-воздушными и военно-морскими силами.

Предыдущая страница Следующая страница