Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШЕПЛИ-ШУБИКА ИНДЕКС

ШЕПЛИ-ШУБИКА ИНДЕКС - (Shapley-Shubik index) Мера силы партии (power of a party) в переговорах о создании коалиции с учетом того, что партия в перспективе может превратить победившую коалицию в проигравшую. Формализует понятие о "балансе сил" в процессе создания коалиции.

ШИИЗМ

ШИИЗМ - (Shiism) Шиитами называют мусульман, принадлежащих к меньшей из двух ветвей ислама. Преобладают в Иране, Северном Йемене, Ираке, образуют крупнейшую общину в Ливане; в небольшом числе проживают в других мусульманских странах. Шииты признают Али, ставшего в 656-61 гг. четвертым халифом (наследником), считая его и его потомков единственно законными наследниками умершего в 632 г. Пророка. Али был двоюродным братом Пророка и мужем его дочери Фатимы. Али рано уверовал в Пророка, и его сторонников называли "шиат Али" ("партия Али"). В исламской общине между Али, выступавшим в роли халифа, и главой Омейядов Муавией разгорелась первая гражданская война. Омейяды одержали победу и создали халифат, в котором правила их династия. Хусейн, второй сын Али, по шиитской хронологии считавшийся третьим халифом, или имамом, был убит в Кербале (Ирак) сторонниками Язида, сына Муавии и наследника халифата Омейядов. Это событие шииты отмечают ежегодно как дань мученику Хусейну, а место его гибели, Кербала, стало объектом паломничества. Эти политические реалии позднее были облечены в религиозную доктрину. Согласно шиизму, первым после Мухаммеда имамом (получившим божественную благодать как законный глава "уммы") считается Али, четвертый халиф; законная преемственность верховной власти должна идти от Мухаммеда к Али, а затем к его потомкам в соответствии с свидетельствующими о старшинстве и высокой репутации харизмой, опытом и другими качествами, необходимыми для выполнения обязанностей главы правоверных - духовного (Амир аль-Муминин) и светского. Вопрос о преемственности власти становится яблоком раздора среди шиитов. По мнению имамитов, крупнейшего течения шиизма, существует 12 признанных имамов - потомков Али. Два других крупных течения, выделившихся в связи с этим спором, - исмаилиты и зейдиты. Шииты признают, что Мухаммед назначил Али своим преемником и таким образом через его потомков передается наследственная непогрешимость. Лишь имам, в силу Божественного права на власть, может быть конечным толкователем земных законов. В отсутствие имама (согласно "учению исчезновения", 12-й, или "скрытый", имам исчез в 260 г. по арабскому календарю, т. е. в 878 г., после чего имамат приостановил свое существование) толковать закон может муджтахид - исламский богослов. У шиитов имеются своя сунна (предание) о Пророке и свои хадисы (изречения и поступки Пророка). Каждое течение шиитов создало собственные школы права, или толкования. В рамках Джафарийской правовой школы имамитов в XVII в. возникли две религиозно-правовые школы: акбари ("традиции") с ограничительным подходом к иджтихаду (независимому толкованию вопросов религиозной и общественной жизни) и усули ("корни"), которая делала акцент на роли муджтахида, имеющего право выносить независимые суждения о священных источниках в качестве "посланника" "скрытого" имама и тем самым служащего ориентиром для мусульманского сообщества. Это означало, что толкования были гибкими, в соответствии с изменяющимися условиями и временами. Усули в XVIII в. широко распространилась в Иране, и именно к этой школе принадлежал аятолла Хомейни (Ayatollah Khomeini). См. также: sunnism (суннизм).

ШМИТТ КАРЛ

ШМИТТ КАРЛ - (Schmitt, Carl) (1888-1985) Один из ведущих политологов и правоведов Германии в период между двумя мировыми войнами и ярый критик либеральной демократии Веймарской республики (Weimar Republic). В трудах "Политический романтизм" (1919) и "Концепция политики" (1932) Шмитт сформулировал теорию политического действия, основанную на практической необходимости и потребности в динамичном руководстве и "решимости", а не на системе абстрактных философских аргументов. Такие взгляды привели автора не только к защите авторитарной диктатуры, но и к личной поддержке гитлеровского национал-социализма (National Socialism) и "третьего рейха".

ШТАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТИРНЕР МАКС

ШТИРНЕР МАКС - (Stirner, Max) (1806-56) Немецкий философ (настоящие имя и фамилия - Иоганн Каспар Шмидт). Его самая известная работа "Единственный и его достояние" (1845) оказала значительное влияние на анархизм (anarchism) XIX в., поскольку главенствующее значение в ней придавалось индивиду (или Эго) и его воле, при этом любые социальные и политические институты отвергались как препятствующие свободе. На Штирнера же, в свою очередь, большое влияние оказали младогегельянцы (Young Hegelians), стремившиеся применить философские принципы Гегеля (Hegel) к политическому радикализму. Получила известность критика Штирнера, данная в "Немецкой идеологии" (1846) Марксом (Marx) и Энгельсом (Engels), считавшими крайний индивидуализм (individualism) Штирнера противоречащим их социалистическим и коммунистическим идеям. В 1890-е гг. в европейском анархистском движении интерес к Штирнеру возродился, одновременно с этим нигилистический настрой штирнеровского эгоцентризма получил новое развитие в философии Ницше (Nietzsche).

ШУМПЕТЕР ЙОЗЕФ А.

ШУМПЕТЕР ЙОЗЕФ А. - (Schumpeter, Joseph A.) (1883-1950) Австрийский экономист, политик, банкир и коннозаводчик. Известен политологам в основном благодаря своей книге "Капитализм, социализм и демократия" (1943). Книга отражает становление автора как экономиста-теоретика и его опыт общения с марксистским и фашистским тоталитаризмом. Как экономист Шумпетер был оппонентом марксизма, относящимся к нему с уважением. Он считал большинство положений марксистской экономической науки ошибочными, однако полагал, что предсказание марксистов о крахе капитализма под грузом собственных противоречий может оправдаться. Он иллюстрирует это на примере "кабаньего цикла", когда рациональное поведение индивидуального фермера неизбежно приводит к нежелательному результату. Однако наибольшее впечатление производят главы книги, посвященные демократии. Шумпетер убедительно доказывает, что полученные демократическим путем результаты не всегда хороши, и ссылается на пример демократических (или близких к ним) структур, преследовавших евреев и сжигавших ведьм. Демократию, считает автор, следует рассматривать прежде всего как метод, с помощью которого лидеры добиваются власти в конкурентной борьбе за голоса избирателей, чтобы затем командовать ими. Свое ограниченное оценочное суждение он противопоставлял тому, что ошибочно считал "классическим методом". На самом деле он имел в виду идеи Руссо (Rousseau) и его последователей, называющих демократические результаты (достигнутые подобающим образом) "волеизъявлением народа". Создавая свои труды до того, как была изобретена теория игр (game theory), Шумпетер не сумел облечь глубокие мысли в форму, позволявшую защитить их от нападок руссоистов в 1960-70 гг., но стал важным провозвестником школы рационального выбора (rational choice) нормативной политологии. См. также: Riker (Райкер).

Предыдущая страница Следующая страница