Политологический словарь-справочник
СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (греч. systema - целое, состоящее из частей, роlitike - политика) - совокупность взаимосвязанных государственных и негосударственных социально-политических институтов, ценностей и норм, а также принципов организации и осуществления политической власти. В структуре политической системы выделяют институциональную (государство, политические партии, общественные организации), нормативную (нормы и ценности, регулирующие деятельность субъектов политики), функциональную (совокупность ролей и функций субъектов политических отношений) и коммуникативную (совокупность различных форм взаимодействия субъектов политики) подсистемы. Термин «политическая система», отражающий состояние политической жизни общества, совокупность политических явлений и процессов в определенной целостности, был введен в политологию в 50-60-х годах XX в. Авторами классической модели политической системы являются американские ученые Д. Истон, Г. Алмонд и К. Дойч. При построении теоретической модели политической системы используются четыре базовые категории: «политическая система», «окружающая среда», «реакция системы» и «обратная связь». В соответствии с этой моделью, процесс функционирования политической системы состоит из следующих фаз: 1) «входа» («ввода») - влияния на политическую систему окружающей среды в форме требований и поддержки; 2) «конверсии» («преобразования») - реакции системы на требования окружающей среды, их преобразования в определенные решения; 3) «выхода» («вывода») - осуществления принятых решений в виде конкретных действий системы; 4) «обратной связи» - влияния действий системы на окружающую среду с целью формирования на «входе» определенных требований и обеспечения поддержки. Согласно данной модели, в систему извне поступают требования (мнения индивидов по поводу распределения ценностей в обществе - обеспечения безопасности, социальной защите, образованию, медицинским услугам и пр.), которые ослабляют политическую систему, и поддержка (материальные и нематериальные ресурсы - налоги, выполнение обязанностей, законопослушное поведение, участие в выборах и референдумах и др.), усиливающая систему. Ввод информации представляет собой выявление и анализ существующих интересов (функция артикуляции интересов ), их обобщение и интеграцию (функция агрегирования интересов), которые выполняют группыь интересов, общественные организации и политические партии, формулирующие и обобщающие требования населения. Большое значение имеет и функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение политической информации между элементами политической системы, системой и окружающей средой. Политическая система перерабатывает поступившие в нее требования и поддержку в решения по распределению ценностей (законы, распоряжения, другие нормы) и соответствующие действия по регулированию общественных процессов. Функция конверсии (преобразования информации), таким образом, заключается в установлении норм, правил (законодательная деятельность), а выьвода - из применения этих норм, выполнения конкретных действий (исполнительная деятельность), а также осуществления контроля за соблюдением установленных норм и применения санкций в случае их нарушения (правоохранительная, контрольно-надзорная деятельность). Для поддержания стабильности в обществе решения и действия системы на «выходе» должны соответствовать требованиям и поддержке, существующим на «входе». На поддержание равновесия системы направлены механизмы обратной связи (ценности и установки политической культуры, идеология, политическая социализация, рекрутирование элиты и др.). К основным функциям политической системы относят функцию политической социализации (приобретение политических знаний, приобщение к политическим ценностям); функцию политического реагирования (реакция на импульсы, идущие извне или изнутри системы); мобилизационную (экстракционную) функцию (мобилизация ресурсов для выполнения задач системы); дистрибутивную (распределительную) функцию (распределение политической системой благ, услуг и статусов); регулятивную (управленческую) функцию (управление, координация поведения индивидов и групп); функцию политического рекрутирования (подготовка и отбор политических лидеров, элит). По типу легитимного господства (М. Вебер) выделяют традиционные, харизматические и рационально-легальные политические системы; по типу общественно-экономической формации (К. Маркс) - рабовладельческие, феодальным, капиталистические и коммунистические; по характеру связей с окружающей средой (К. Поппер) - закрыьтыье и открытые; по характеру политических ценностей, лежащих в основе правления (Ж. Блондель), - либеральныье, традиционные, радикально-авторитарные (коммунистические), авторитарно-консервативные и популистские; по типу политической культуры (Г. Алмонд) - англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и тоталитарная. Одной из наиболее распространенных в современной политической науке является классификация политических систем по политическому режиму, т. е. на основе характера и способов осуществления власти - на демократические и недемократические (автократические) системы. Последние, в свою очередь, подразделяются на тоталитарныье и авторитарныье.

В начало словаря