Дажь-божь
Даждь-божь, Дажь-божь, -а, -е - притяж. прилаг. от имени Дажьбог (2):
Тогда при Олзѣ Гориславличи сѣяшется и растяшеть усобицами; погыбашеть жизнь Даждь-Божа внука; въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась. 16-17. Уже бо, братіе, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида въ силахъ Дажь-Божа внука. Вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону. 19.
Ср. А. А. Потебня („Сл. о п. Иг.". 2-е изд. Харьков, 1914, стр. 60-61): „Мне кажется, что в’нукъ Даждь Божь есть только другое собирательное название ниже упоминаемых человѣковъ и ратаевъ, тех смердов, о которых Мономах говорит: «На весну начнеть смердъ ... орати ... и приѣхавъ Половчинъ ударить смерда стрѣлою и поиметь лошадь ... и жону его, и дѣти его, и гумно его зажжеть» (Ип.). Плоды горя, посеянного княжими усобицами, это - то, что «гибло достояние смерда (Даждь-божа внука), среди княжих крамол жизнь человеческая сокращалась». Таким образом вышло бы, что автор Слова, вместе с лучшими людьми своего времени и нашего, именно «смердов жалует, и их коней», и их гумен. Что до сомнительности того, чтобы смерд, хотя бы как и собирательное лицо, был назван внуком солнца, то мы видим, что в величальных песнях и единичные лица, как хозяин и его семья, не только представляются князьями, правителями, судьями, полководцами, но и возводятся в божество, что, конечно, теперь певцами не сознается".
Ср. Дажьбогъ - языческий бог солнца.
980: И нача княжити Володимеръ в Киевѣ единъ, и постави кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна ... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. Пов. врем. лет, 56 (1377 г. ← нач. XII в.). 1114: Сего ради прозваша ѝ Сварогом, и блажиша ѝ Егуптяне; и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ... Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бѣ бо мужь силенъ. Пов. врем. лет (Ип.), 198 (XV в. ← нач. XII в.).
Ср. Ф. Корш (Владимировы боги. - Сб. Харьковского историко-филол. общ., т. XVIII, 1909, стр. 53): „В Дажьбогъ легко предположить повелительное наклонение от глагола дати, но, так как Дажьбог олицетворяет собою солнце, с не меньшим правом можно заподозрить в первой части этого имени корень daгс - «жечь», вообще славянам несвойственный". Л. П. Якубинский (История древнерусского яз. М., 1953, стр. 339): „Исконно славянскими являются, несомненно, и названия Стрибога и Дажьбога. В слове Дажьбогъ в первой части дажь ( ◊ Дажь (Даждь)-Божа - род. пад. ед. ч. м. р.