Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Щитъ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Щитъ

Щит - щитъ (6)

1. Воинский доспех:

Орли клектомъ на кости звѣри зовутъ; лисици брешутъ на чръленыя щиты. 9-10. Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а князю славы. 10. Дѣти бѣсови кликомъ поля прегородиша, а храбрии Русици преградиша чрълеными щиты. 13. Тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднюю славу. 27. Инъгварь и Всеволодъ, и вси три Мстиславичи ...Кое ваши златыи шеломы и сулицы Ляцкыи и щиты. 32-33. А самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ Литовскыми мечи. 33-34.

Крьстъмь яко щитъмь облъкъше ся, блажении, врага ненавидимаго побѣдили есте. Мин. окт., 103 (1096 г.). Яко же въсия солнце на златыя щиты и на оружия, блистахуся горы от нихъ. Хрон. Амарт., 203 (XIII-XIV вв. ← XI в.). Идумѣи бо, стѣснившеся, стояху и покрышася щиты. Флав. Полон. Иерус., 336 (XVI в. ← нач. XII в.). 945: А некрещеная Русь полагають щиты своя и мечѣ своѣ нагы ...да кленутся. Пов. врем. лет, 38 (1377 г. ← нач. XII в.). 1151: Конь же нача соватися под ним, и шеломъ спаде с него, и щитъ на немъ оторгоша. Ипат. лет., 437-438 (XV в.). Ласканье подобно есть щиту нетверду, вапомъ украшену. Пчела, 121-122 (XIV в. ← XIII в.). Гремять удалци золочеными шеломы, черлеными щиты. Задон. К-Б, 549 (XV в. ← XIV в.). Грянуша копия харалужныя, мечи булатныя, топори легкие, щиты московьскыя, шеломы нѣмецкие. Там же. Посла послалъ есми, а поминка одинъ гнедъ аргамакъ, да одинъ булатенъ щитъ. Крым. дела II, 41 (1508 г.).

Взяти на щитъ кого-л., что-л. - победить, захватить что-л.

1147: Изяславъ же Мьстиславличь с братомъ своимъ Ростиславомъ ...взяшя Всеволожь градъ на щитъ. Ипат. лет., 358 (XV в.). Рече бо дѣи Игорь: ...азъ не пощадѣхъ хрьстьянъ, но взяхъ на щитъ городъ Глѣбовъ. Там же, 643. 1232: Въ то же лѣто взя Святослав Смолньскъ на щитъ съ полочаны на Боришь день, исѣцѣ смолняны, а самъ сѣде на столѣ. Новг. 1 лет., 72 (XIII в.).

Дати (вдати) на щитъ (щиты) - отдать захваченный город на разграбление.

Иродъ же, поемъ 5 спиръ своих, а римлян 5, а оружникъ 1000, а конникъ 100 и идѣ на Ерихоньскиа украины. 500 же их уби, а иныя свободи, а градъ вда римляномъ на щитъ, и разграбиша. Флав. Полон. Иерус., 193 (XVI в. ← нач. XII в.). 1067: Си же братья взяша Мѣнескъ, и исѣкоша мужѣ, а жены и дѣти вдаша на щиты. Пов. врем. лет, 112 (1377 г. ← нач. XII в.). 1128: И видивше Изяславчи (так!) князя своего и логожаны, оже бес пакости суть переяли, и дашася, рекше Вячьславу: Призови ны бога, яко насъ не даси на щитъ. Ипат. лет., 293 (XV в.).

Сѣсти на щитѣ - сдаться.

1149: Въ то же лѣто Гюрги приде на Кыевъ ...и бишася у Переяславля, и переяславьци сѣдоша на щитѣ, науцениемь Гюргя; и сѣде Гюрги Кыевѣ. Новг. 1 лет., 28 (XIII в.).

Ср. А. В. Арциховский (Русское оружие X-XIII вв. - Докл. и сообщ. ист. фак. МГУ, 1946, вып. 4, с. 7-8, 17): «Щиты не сохранились, впрочем, довольно вероятно, что на Руси и в Скандинавии они были одинаково миндалевидны. ...единственный гнездовский щит, очертания которого удалось проследить, был круглый. О важности щита в доспехе мы можем заключить из того, что он наряду с мечом был в X веке важнейшим военным символом. ...Летописные упоминания о щитах для веков XI, XII и начала XIII довольно скудны и не позволяют определить ни внешний вид, ни способ употребления. „Слово о полку Игореве" четыре раза напоминает нам о том, что цвет щитов был червленый, т. е. красный». М. Г. Рабинович (Из истории русского оружия IX-XV вв. - Тр. Ин-та этнографии. М. - Л., 1947, т. 1, нов. сер., с. 68): «Защитное вооружение воина составляли щит, броня и шелом. Щит был главной его защитой, основным отличительным признаком, символом войны и победы. Поэтому ряд военных терминов связывался со словом „щит". „Стояти за щитом" значило быть в строю, „держати щит" - сопротивляться врагу». С. 69: «Вероятно, в Новгородской земле употреблялись все три формы щитов, распространенные в эпоху средневековья, - миндалевидная, круглая и овальная. ...В Низовской Руси, особенно в XIII-XV вв. и позднее, отряды легкой конницы были, кажется, вооружены чаще круглыми щитами. ...Большинство печатей домонгольского периода имеет на себе изображение святого - воина с копьем в правой руке, левой придерживающего поставленный на землю щит. Эта поза, как указывает Н. П. Лихачев (Материалы для византийской и русской сфрагистики, вып. 1. Л., 1928, с. 114, - примеч. М. Г. Рабиновича), была обычной для византийских печатей... Форма щита на этих изображениях могла, конечно, быть заимствована с византийских печатей, но могла и соответствовать реальным русским щитам. Во всяком случае Н. П. Лихачев отмечает, что новгородские печати содержат гораздо больше местных элементов, чем киевские (Там же, вып. II, с. 30-31, - примеч. М. Г. Рабиновича)». С. 72: «Щит, очевидно, был по большей части деревянный, с железными скрепами; по краю он был окован железной полосой, в центре имел круглую бляху - умбон; поверх дерева был обтянут кожей. ...Поверхность щита ярко раскрашивалась, а часто и расписывалась узорами. ...А. В. Арциховский отмечает яркие цвета щитов на миниатюрах Кенигсбергской летописи: чаще всего - красный, реже - желтый, еще реже - остальные цвета (А. В. Арциховский. Древнерусские миниатюры. М., 1945, с. 20, - примеч. М. Г. Рабиновича)». Ф. Я. Прийма (Наблюдения А. Н. Оленина над «Сл. о п. Иг.». - ТОДРЛ, т. IX. М. - Л., 1953, с. 47): «„Русские щиты, - делает в нем (исследовании: Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения словян от времени Траяна и русских до нашествия татар. СПб., 1832, с. 48, - В. В.) замечание Оленин, - были покрыты кожею красного цвета"... Достоверность описания древнерусских русских щитов в „Слове о полку Игореве" для Оленина подтверждалась в названном месте ссылкой на труд французского историка Готье д’Арка „История завоеваний норманов", в котором Олениным было разыскано указание на то, что норманы в X-XI веках также носили красные щиты».

Ср. также: Б. А. Колчин. Черная металлургия и металлообработка в древней Руси (домонгольский период). - Материалы и исслед. по археологии СССР. М., 1953, № 32, с. 149.

|| Перен. и образно.

Якоже възъпи духъ въ пѣниихъ: стълъпъ Давидовъ крѣпъкъ, выя твоя дьрьжавьна тысущами украси ся щиты духовьными. Мин. окт., 188 (1096 г.). Воевода доблии, въружь ся щитъмь благочьстия, въ истину яви ся, прехвальне, и лукаваго побѣдилъ еси, мужьскы пострадавъ. Мин. нояб., 461 (1097 г.).

2. Перен. Защита.

Таку хвалу писаша о Антипатрѣ, яко ни изрѣщи лзѣ, глаголюще, яко тъ единъ есть заступитель твои, и стражь, и щитъ. Флав. Полон. Иерус., 233 (XVI в. ← нач. XII в.). Источьника божию словеси, недвижима стълпа Христови церкви, печать правьдѣ, щитъ вѣрѣ, шлѣмъ спасению. Усп. сб., 115 б (XII-XIII вв.).

◊ Щитовь - род. пад. мн. ч.; щиты - вин. пад. мн. ч.; щиты - твор. пад. мн. ч.

В начало словаря