Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Хорсъ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Хорсъ

Хорсъ - Хръсъ - языческий бог восточных славян. Бог солнца (?) (1):

Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. 37.

980: И постави (Владимир) кумиры на холму внѣ двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симарьгла, и Мокошь. Пов. врем. лет, 56 (1377 г. ← нач. XII в.). Они все богы прозваша солнце и мѣсяць, землю и воду, звѣри и гады то сетьнѣе и человѣчьска имена та утрия Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша. Сб. Тр. № 12, 30 (XII-XIII вв.). Такои се крьстьянинъ не мога терпѣти крьстьянъ двоевѣрно живущихъ, вѣрующе в Перуна и Хорса и в Мокошь и в Сима. Зл. цепь, 22-22 об. (XIV в.). И въ прѣлесть велику не внидут, мняще богы многы: Перуна и Хорса, Дыя, и Трояна. Сл. и поуч. против языч., 51 (XVI в.).

Ср. П. Прейс (Донесение г. министру народного просвещения из Праги от 26 дек. 1840 г. - ЖМНП, 1841, ч. 29, отд. IV, с. 35-37): «Слово Хорс ... заимствовано из арийской ветви языков. Сюда принадлежит и новоперсидское: хор или хур - солнце. Нельзя, однако ж, думать, чтобы слово Хорс взято было из сего диалекта. ...Форма, которую находим в еврейском подлиннике Ветхого Завета „Кореш"... Известно, что со времени владычества персов в язык еврейский вошли многие слова из языка повелителей. Таким было и слово: херес - солнце. Рассмотрение места Слова о полку Игореве и свидетельство летописи показывают, что Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое. ...Хорс занимает второе место после Перуна; в „Слове" он назван великим. Этот эпитет, вероятно, отвечает слову: khchaèta, которое постоянно прилагается солнцу в Зендских книгах... Поэт хотел сказать, что Всеслав превзошел в быстроте самого Хорса... Правописание Мниха Якова в „Похвале Владимира", по копии со списка 1414 г., всего более приближается к слову: „Кореш", если его „Хъроса" (вин. пад.) будем читать: „Хороса". Дело не невозможное, что второе о в косвенных падежах, по произволу, и усекалось и удерживалось, как в слове: Мокошь». А. С. Фаминцын (Божества древних славян. СПб., 1884, с. 199): «Наиболее часто упоминаемым названием бога солнца было иноземное имя Хорсъ, также: Харсъ, Хоурсъ, Хърсъ, Хръсъ, Хросъ, встречающееся в многочисленных памятниках, обыкновенно рядом с Перуном ...к этому времени, в смысле его пояснения, иногда прибавляется в памятниках название Дажьбога, именем которого несомненно назывался представитель солнца. ...Не только в окрестностях Киева, но и вообще в России, следов этого имени мы почти не встречаем». С. 202: «О солнечной природе Хорса несомненно свидетельствует следующее обстоятельство: в извлеченном Срезневским отрывке из одного древнего памятника речь идет об Аполлоне, между тем в соответствующих местах других памятников имя Аполлона, бога солнца, является замененным именем Хрьсъ. (Древности. Тр. М. Арх. Об. 1. сл.: «Аполинъ», - примеч. А. С. Фаминцына)». С. И. Котков (Хорс в «Сл. о п. Иг.» и отголоски этого имени в Северской гидронимии. - Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Крупской, 1963, т. 139, вып. 9. Тр. каф. рус. яз., с. 71-73): «В гидронимии Новгород-Северской области XVII-XVIII вв. находим и следы упомянутого в „Слове" имени бога Хорса... В копии выписки из отказных книг Рыльского уезда, которую в 1718 г. дал севский подьячий „порутчику Петру Семенову сн̃у Артакову", встречаем такие строки: ...и к речке Взнички поместья до Хорсова болота до речки до Шихаевой... (ГИМ, ф. 229, № 139, л. 23. - примеч. С. И. Коткова). Путивльская писцовая книга 1628-1629 гг. ...называет следующие приметы угодий: старушка Званое да ровен Хорсав ...ровен Хорсов и позад Хорсова малые лески. (ЦГАДА, Поместный приказ, кн. 368, лл. 324 об., 331 об., - примеч. С. И. Коткова). Ассоциации с Хорсом в местной гидронимии - хотя и отдаленные, но, тем не менее, достаточно ясные свидетельства культа этого языческого бога в ряду других языческих богов в древней Новгород-Северской земле. ...Болота и овраги в народных верованиях с давних пор считались местопребыванием нечистой силы. ...Есть основание полагать, что Хорсово болото название аналогичного происхождения. Хорс - олицетворение темной силы. ...при переходе от язычества к христианству „добрые" языческие божества, естественно, приобретали иную характеристику, с ними ассоциировалось все ложное, враждебное, темное и злое. В локальной гидронимии XVII в. отражен именно этот этап семантической эволюции слова Хорс».

Ср. также: А. Н. Робинсон. Солнечная символика в «Сл. о п. Иг.». - В кн.: «Сл. о п. Иг.». Пам-ки литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978, с. 32, 35, 37, 38; А. Л. Никитин, Г. Ю. Филипповский. Хтонические мотивы в легенде о Всеславе Полоцком. - Там же, с. 142-143.

◊ Хръсови - дат. пад. ед. ч.

В начало словаря