Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Шарокань

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Шарокань

Шарокань, -я, -е - притяж. прилаг. к слову Шароканъ - Шаруканъ (1):

Се бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ, поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю. 25-26.

Ср. Шарукань.

И пустилъ есмъ половечскых князь лѣпших изъ оковъ толико: Шаруканя 2 брата, Багубарсовы 3. Поуч. Вл. Моном., 162 (1377 г. ← нач. XII в.).

Ср. Шарукань - геогр. название.

1111: И поидоша к Донови въ вторникъ. И оболичишася во бронѣ, и полки изрядиша, и поидоша ко граду Шаруканю. Пов. врем. лет (Ипат. лет.), 266 (XV в. ← нач. XII в.).

Ср. Шаруканъ - половецкий хан, дед Кончака.

1068: И одолѣ Святославъ въ 3-хъ тысящах, а половець бѣ 12 тысяцѣ; и тако бьеми, а друзии истопоша въ Снови; а князь их яша Шаракана въ 1 день ноября. Новг. 1 лет. (Комис.), 190 (XV в.). 1107: Том же лѣтѣ приде Бонякъ, и Шаруканъ старый и ини князи мнози, и сташа около Лубьна. Пов. врем. лет, 186 (1377 г. ← нач. XII в.).

Ср. Д. С. Лихачев (Историч. и политич. кругозор автора «Сл. о п. Иг.». - В кн.: «Сл. о п. Иг.». Сб. исслед. и статей. М. - Л., 1950, с. 27-28. То же в кн.: Д. С. Лихачев. «Сл. о п. Иг.» и культура его времени. Л., 1978, с. 110-111): «Мысль о мести за хана Шарукана могла еще жить в надеждах половцев в 1185 г. Это доказывается следующим местом Ипатьевской летописи под 1185 г. После поражения Игоря Святославича хан Кончак говорит хану Гзе: „Пойдем на Киевьскую сторону, где суть избита братиа наша и великый князь нашь Боняк". Месть за Боняка, о которой говорит Кончак, это и есть месть за Шарукана, так как Боняк и Шарукан потерпели поражение в одной и той же битве 1106 г. ...Шарукан был дедом хана Кончака. Месть за деда, как и слава дедовская, была естественной в представлениях того времени. ...Добиваясь мести за своего отца и деда, Кончак стремился действовать не против черниговских князей, а против Киева. После разгрома войск Игоря Святославича на Каяле, когда Гза (Кза) уговаривал Кончака идти на северские княжества ...Кончак отказался, направляясь к Киеву и Переяславлю. Вот чем объясняется и выражение „Слова" о том, что готские девы „лелеют место Шаруканю". Поражение Игоря еще не было местью за Шарукана. Это поражение только открывало ворота на Русскую землю, открывало возможность движению Кончака на Переяславль и Киев». Н. А. Баскаков (К этимологии половецких собственных имен в «Сл. о п. Иг.» (Шарокань, Кончак, Гзак, Кобяк, Овлур). - В кн.: Проблемы истории и диалектологии славянских языков. Сб. статей к 70-летию чл.-корр. АН СССР В. И. Борковского. М., 1971, с. 38-42): «Любопытно, что в „Слове" как мифологические и эпические собственные имена, так и исторические имена системно и хронологически последовательно соотнесены между собой. ...Из русских летописей известно крупное объединение половецких родов бассейнов Дона и Донца, которые имели городские поселения: Шарукань, Сугров и Балин, первые два по имени двух братьев половецких князей Шаруканя и Сугра. Это объединение родов позже было разгромлено русскими князьями, в связи с чем сын Шаруканя Отрок (< Артык) бежал на Кавказ, а у половцев произошла перегруппировка родов, и наряду с ослабевшим родом Шаруканя усилился род Бурчевичей во главе с Беглюком > Белюком, а половцы разделились на две родоплеменные группы: Донецких, где господствовал род Бурчевичей, и Донских, где были сосредоточены остатки родов объединения Шаруканя и Сугра.

К моменту похода Игоря половцы двух родоплеменных групп: Донские во главе с Кончаком, внуком Шаруканя (сыном Отрока < Артыка), и Донецкие - Бурчевичи во главе с Гзаком Белюковичем (Бурновичем), сыном Беглюка (> Белюка), объединились в один родоплеменной союз, направленный против русских князей. ...Исторически обусловлена также и тесная связь между Кончаком и Гзаком - предводителями двух объединившихся родоплеменных групп половцев, а также их борьба с русскими князьями - как отмщение за поражение Шаруканя, деда Кончака.

...Имя этого хана в фонетических вариантах: Шарокань, Шароканъ, Шарукань, Шаруканъ встречается в русских летописях начиная с 1068 г. ...имя Шарагана, половецкого князя, отца Отрока (< Артыка) и деда царя Давида II (1089-1125), упоминают и грузинские хроники.

...Имя Шаруканя в другом фонетическом оформлении - Сарухан встречается в византийских источниках, которые под 1300-1345 гг. упоминают тюркских князей Saruxan oγullary, т. е. сыновей Сарухана (G. Moravcsik. Bizantinoturcica), II. Berlin, 1958, - примеч. Н. А. Баскакова). ...

Итак, половецкое имя Шарокань представляет собой традиционное мужское имя ...которое имело либо положительное значение ‘княжеский сын, первенец, будущий соратник в бою’, либо уничижительное значение ‘существо с гноящимися глазами, существо, мочащееся в постель’, - т. е. имени, которое давалось у тюркских племен ребенку, родившемуся в год свиньи по животному 12-летнему циклу, для отпугивания злых духов, которые в этот зловещий для детей год были особенно назойливы, и второго элемента - xan уменьшительно-ласкательного слова, присоединяющегося к основному имени».

См. также: К. Г. Менгес. Восточные элементы в «Сл. о п. Иг.». Пер. с англ. А. А. Алексеева. Л., 1979, с. 171.

◊ Шаруканю - вин. пад. ед. ч. ж. р.

В начало словаря