Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Дудутки

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Дудутки

Дудутки - какое-то географическое название (селения, монастыря, реки?) (1):

Скочи (Всеслав) влъкомъ до Немиги съ Дудутокъ. 35.

Е. В. Барсов („Сл. о п. Иг.", т. III. - ЧОИДР, 1889, кн. 2, стр. 222): „Все без исключения комментаторы и переводчики «Слова» повторяют в данном случае мнение... Карамзина, что Дудутки - местечко близ Новгорода, где и теперь монастырь, так называемый на Дудутках. Где это местечко и что за монастырь - до сих пор никто не проверил. Неволин в своих «Новгородских Пятинах» не сделал на то ни малейшего намека". Ф. Я. Прийма (Зориан Доленга-Ходаковский и его наблюдения над „Сл. о п. Иг.". - ТОДРЛ, т. VIII, 1951, стр. 88-89): „...никакого намека на «монастырь на-Дудутках» близ Новгорода не сделал также и митрополит Евгений, автор «Исторических разговоров о древностях Великого Новгорода», изучавший последние не только по книгам, но и практически, исполняя в течение ряда лет (1804-1808 гг.) должность викария новгородского. К тому же, описание монастырей было специальностью митрополита Евгения... Несмотря, однако, на всю шаткость гипотезы Карамзина в отношении Дудуток, на протяжении ста с лишним лет, насколько нам известно, только два исследователя «Сл. о п. Иг.» высказали о Дудутках точку зрения, отличную от Карамзина. Первый из них - В. Г. Анастасевич - полагал, что Дудутки - это Будутки, или Будутина весь - село княгини Ольги, упоминаемое в Никоновской летописи. Анастасевич полагал, что это село находилось под Псковом. Второй из названных исследователей - И. Д. Беляев отождествлял Дудутки «Слова» с нынешним селением Дудичи, расположенным к югу от Минска [И. Д. Беляев. О географических сведениях в древней России. - Зап. имп. Русск. географ. общ. СПб., 1852, кн. VI, стр. 165]. В первом томе «Словаря» Ходаковского в гнезде Дуда собрано около сорока названий типа Дудичи, Дуды, Дудки. Среди них - названия селений, монастырей, ручьев и даже мельниц. Однако все они удалены от Новгорода территориально... Ходаковский был знатоком новгородских древностей. ...Новгородские древности и топонимика самым исчерпывающим образом представлены также и в Историко-географическом словаре Ходаковского. Вот почему отсутствие в этом словаре расположенного близ Новгорода «монастыря на-Дудутках» свидетельствует о том, что принятый на веру комментаторами «Слова» «монастырь на-Дудутках является печальным недоразумением, порожденным случайной ошибкой знаменитого историографа".

Ср. Р. О. Якобсон (Altérations du texte et leurs corrections. В кн.: La Geste du Prince Igor’. New-York, 1948, стр. 92-93): „Рассматривая удвоение слога ду как диттографию (Ср. , напр., Син. (Синодальный список „Задонщины", - В. В.) удадариша), мы читаем съду токъ (Ср. в этой же фразе на тоцѣ). Потебня (125): Битва - молотьба, веяние: ток - поле битвы (так в сказках называется место поединка между богатырями: „дми точок", очищай место для поединка, приготовляйся). Цитируем несколько примеров этой эпической формулы: Змій и каже «Дуй точок!» (Колы збираються багатыри быться, то на сырій землы не вдержуться, а дують точок). Зверхдуба й каже: «...дуй ты перш!». Змій начав дуть; зробывся точок жализный. Дмухнув Зверхдуба, зробывся точок стальный (Б. Гринченко. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с ней губерниях. Чернигов, 1897, II, 351). «Ху, каже, я думав, шо салдацьки сыны-багатыри на печи ше кашу йидять, аж одын ось де! дуй тичок!» (А. Манжура. Сказки, записанные в Екатеринославской и Харьковской губернии. Харьков, 1890, 31)".

Дудутокъ - род. пад.

В начало словаря