Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Пирогощая

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Пирогощая

Пирогощая (1)

1. О церкви или монастыре богородицы в Киеве на Подоле:

Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣи Богородици Пирогощеи. 45.

1131: В то же лѣто заложи церковь Мстиславъ святыя богородица Пирогощюю. Лавр. лет., 301 (1377 г.). 1136: Томь лѣтѣ церкви Пирогоща свѣршена бысть. Ипат. лет., 300 (XV в.).

2. Об иконе богородицы.

1155: Том же лѣтѣ иде Андрѣи от отьца своего из Вышегорода в Суждаль безъ отнѣ волѣ, и взя из Вышегорода икону святоѣ богородици, юже принесоша с Пирогощею исъ Царяграда въ одиномъ корабли, и въскова на ню боле 30 гривенъ золота, проче серебра, проче камени дорогого и великого жемчюга, украсивъ, постави ю въ церкви своеи святоѣ богородица Володимири. Ипат. лет., 482 (XV в.).

Ср. Первые издатели (Ироическая песнь о походе на половцев ... Игоря Святославича ... М., 1800, стр. 45, прим.): „Образ Владимирской богородицы, который ныне в Успенском соборе в Москве возле царских врат на левой стороне в киоте. Его в древности Богородицею Пирогощею называли потому, что из Царя-града привезен был в Киев гостем, прозывавшимся Пирогощею. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский в 1160 г. взял сию святую икону от отца своего великого князя Юрья Владимировича и перенес оную в новопостроенный тогда на Клязме город Владимир: в Москву же оная принесена в 1395 г., и с тех пор уже именуется Владимирскою. Татищ. Том III, стр. 97 и 127 и в примечаниях стр. 487". Е. Болховитинов (см.: С. И. Маслов. Киевские экземпляры „Сл. о п. Иг." в издании А. И. Мусина-Пушкина. - ТОДРЛ, т. X, М. - Л., 1954, стр. 253): „Но в Кенигсбергском списке под 1154 г. в рукописном дополнении говорится совсем противное тому (примечанию первых издателей, - В. В.), а именно: «Том же лете иде Андрей от отца своего к Суждалю ...» (текст сходен с текстом Ипатьевской летописи; см. выше, - В. В.). ...Из сего видно, что сия икона была не Пирогощею, но только вместе привезенной с Пирогощею. Притом, каким образом мог ее поставить князь Андрей Боголюбский во Владимире 1154 г., когда она стояла в Киеве еще при Игоре Святославиче 1186 г.?". Н. М. Карамзин (История государства Российского, т. II. СПб., 1816, стр. 497): „Сия чудотворная икона находится ныне в Москве в Успенском соборе (сейчас - в Третьяковской галерее, - В. В.) и называется Владимирскою. Об ней сказано ... в Степенной: «принесен бысть к нему (Георгию) от Царяграда Пирогощею купцем богоматере образ, его же написа богогласный Лука евангелист». Сей мнимый гость есть, кажется, недоразумение, ибо Пирогощею назывался также образ Богоматери, привезенный в Россию вместе с иконою Владимирскою. Еще Мстислав в 1131 году заложил в Киеве церковь св. Богородицы Пирогощюю, как сказано в летописях". Н. Малышевский (О церкви и иконе св. богородицы под назв. „Пирогощи", упоминаем. в летоп. и в „Сл. о п. Іг.". - Чтен. Истор. общ. Нестора летописца, кн. V, отд. II. Киев, 1891, стр. 113-125) предполагает, что церковь Богородицы Пирогощей, заложенная Мстиславом, была завершена его братом Ярополком в 1136 г. Икона „Пирогоща" была, по мнению Н. Малышевского, копией с какой-то почитаемой патрональной иконы. „Может быть предположение, что икона ... была копией с греческой иконы, носившей название πυργιτης, πυργοτης, πυργοτισσα, происходящее от πυργος - башня. В различных местностях Царьграда существовали сооружения под названием пиргов или башен. Название некоторых пиргов соединяли с названием церквей, часовен, икон, находящихся поблизости или внутри пиргов". А. И. Соболевский (Матер. и исслед. в области славянской филологии и археологии. - Сб. ОРЯС, т. 88, № 3, СПб., 1910, стр. 256): „По нашему мнению, Пирогощая - такое же прилагательное, как и Всеволожая - жена Всеволода, Ростиславляя, Полюжаяя - жена Полюда... и происходит от личного имени Пирогость. Наши памятники этого имени в себе не заключают, но по своему составу оно не представляет ничего странного, ввиду летописных имен Воигость, Орогость и т. п. ...Первоначальное значение названия иконы: принадлежащая Пирогостю, принесенная Пирогостем. Всего скорее этот Пирогость был видным боярином в Киеве в XI-XII в.". Д. Н. Альшиц (Что означает „Пирогощая" русских летописей и „Сл. о п. Иг.". В кн.: Исследования по отеч. источниковедению. М. - Л., 1964, стр. 480): „О принесении из Царьграда Вышеградской (Владимирской) иконы Богородицы там (в повести о Владимирской иконе божьей матери - в Сборнике 1642 г., лл. 324-326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119), - В. В.) говорится: «... и сей целбоносный образ владычицы Богородицы некогда от Палестин принесен бысть в царствующий град и ту пребысть неколико время и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть...». ...Интересующее нас слово ... состоит из двух слов: греческого слова «пир» (πυρ) - «огонь» и русского слова «горящая», с соединительным звуком «о» посредине. «Пирогорящая», таким образом, означает «огнемгорящая». ...В более поздних источниках она (икона Богородицы, - В. В.) называется «неопалимая купина»... «Пирогорящая» - это начальное, еще не очищенное от греческой скорлупы название привезенной из Греции на Русь иконы. «... с Пирогорящею купцем» есть не что иное, как испорченное ... с Пирогорящею купиной".

◊ Пирогощеи - дат. пад. ед. ч.

В начало словаря