Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Копіе

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Копіе

Копье - копіе (5):

Хощу бо, рече, копіе приломити конець поля Половецкаго... 6. А мои ти Куряни свѣдоми къмети: подъ трубами повити, подъ шеломы възлелѣяны, конець копія въскръмлени. 8. Ту ся копіемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя. 12. Гримлютъ сабли о шеломы, трещатъ копіа харалужныя въ полѣ незнаемѣ среди земли Половецкыи. 17. Копіа поютъ. 37.

Нъ единъ отъ воинъ копиемь ему (Иисусу) ребра прободе, и изиде абие кръвь и вода. Остр. ев., 193 об. - 194 (1056-1057 гг.). Копиемь прободена въ ребра, преблажене, и кръвь источивъшаго Христа видѣлъ еси. Мин. окт., 120 (1096 г.). И без милости прободено бысть чьстьное и многомилостивое тѣло святого ... Бориса, насунуша копии оканьнии Путьша, Тальць, Еловичь, Ляшько. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 17 (XII в. ← XI в.). Изидуть живущии въ градѣх и пожьгуть и въжьгуть въ оружиихъ и щиты и тятивы и копья и лукы и стрѣлы и жезлы ручныя и сулици огнемь ижьгуть. Хрон. Амарт., 187 (XIII-XIV вв. ← XI в.). Толико бо стрѣлъ и копии на Тита пущаему, и на разглядание града, а не на сѣчю, без шолома, и без броньи, и без щита, не уязви его ничьсо же. Флав. Полон. Иерус., 362 (XVI в. ← нач. XII в.). 946: И сънемъшемася обѣма полкома на скупь, суну копьемъ Святославъ на деревляны, и копье летѣ сквозѣ уши коневи. Пов. врем. лет, 42 (1377 г. ← нач. XII в.). 1151: И тако видивше Половци сторожи Изяславли, оже мало их есть, и тако въбредоша на нѣ на конех за щиты и с копьии въ броняхъ, якоже битися; и покрыша Днѣпръ от множества вои, а Русь переѣхаша в лодьяхъ. Ипат. лет., 425 (XV в.). И с ѣхася они вмѣстѣ со Амиромъ царемъ, и начаша ся сѣщы саблями и ударишася межь собою копьями. Девг. Д., 152 (XVIII в. ← XII-XIII вв.). И на пути томь стояху мужи чьрни велици въоружени, копия дьржаще въ руку, и стрѣжаху путь тъ. Ж. Нифонта, 259 (1219 г.). Ти бо бяше сторожевыя полкы, на щитѣ рожены, под трубами поють, под шеломы възлелѣаны, конець копия вскормлены, с востраго меча поены в Литовской земли. Задон. К-Б, 549 (XV в. ← XIV в.). Грянуша копия харалужныя, мечи булатныя, топори легкие. Там же, 549.

∆ Как разгорелось его сердце богатырское, / Как почал он быть поганыих татаровей, / Конем-то топтать и копьем колоть. Рыбн. Песни, II, 82. Да оборачивал богатырь коня к Илью Муромцу, / Да съехались они ужо копьями, / - Только копья ты в кольцах попригнулисе. Онеж. былины Гильф., 1048. Ой там Ивась полем играе, копье выхае, / Да пидьизджае пид Выжгорода. Метлин. Народ. южнорус. песни, 334. Що-ж то в вас гетьман Хмельницький русин / Всю мою землю Волоську обрушив, / Все мое поле копьєм ізорав. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., II, 102.

|| Перен. О духовном оружии.

Копиемь пламеньномъ духовномь, святителю, Ария хульнаго божиемь причьтъмь посѣклъ еси. Мин. нояб., 450 (1097 г.). Молю тя, господи боже ...въсади въ молитву мою копие обоудуостро вѣчное и небесное, пълно ярости и гнѣва твоего на бѣсы и на вся духъ неприязьнины. Ж. Нифонта, 304-305 (1219 г.).

Ср. А. В. Арциховский (Русское оружие X-XIII вв. - Доклады и сообщения историч. фак. МГУ, вып. 4, 1946, стр. 3-4, 11): „Копье, широко распространенное еще в окских могильниках, было и в древней Руси оружием довольно массовым, оно встречается и в небольших курганах. Даже формы копья почти не менялись в Восточной Европе тысячу лет: с II века до XII. Преобладали листовидные и ромбовидные типы. Но, конечно, было бы неправильно считать копье оружием только демократическим. Без него в бою не мог обходиться ни один воин, будь он хотя бы князь. ...Ни один обладатель меча, хотя бы и самого хорошего, без копья в бою обойтись не мог, потому что это оружие достает дальше. Длина древнерусского меча 70-90 см., длина копья, судя по изредка встречаемым в курганах остаткам древков, 1.5-2 м. Даже князь, если ему приходилось лично вступить в бой, пользовался копьем. Древко в бою, сослужив свою службу, ломалось быстро. Копье могло треснуть и от собственного удара, но чаще об этом заботились неприятели". М. Г. Рабинович (Из истории рус. оружия IX-XV вв. - Труды Инст. этнограф. Нов. серия, т. 1, 1947, стр. 77-78): „Копьями были вооружены городские «вои» и «княжеский двор», «пешцы» и «коневницы». Копье являлось поэтому не только оружием, но и инсигнией, при помощи которой передавались важные ратные вести. Брошенное в направлении войска противника копье означало сигнал к началу боя. Ближайшие соседи новгородцев, эсты и ливы, имели обычай в знак перемирия пересылаться копьями. С копьем был также связан ряд военных терминов". М. М. Денисова. М. Э. Портнов, Е. Н. Денисов (Русское оружие XI-XIX вв. М., 1953, стр. 38): „Копье чрезвычайно просто по своему устройству: оно состоит из древка-ратовища, иногда называемого также и скепищем, и железного или булатного („трещат копья харалужные") наконечника, состоящего в свою очередь из пера, т. е. самого острия, трубки, или тулей, куда вставляется древко, шейки - самой тонкой части между тулеей и пером и у более поздних копий - яблока - расширения на шейке. Железная оковка на конце древка, служившая для упора в землю, также в виде копьеца, называлась подтоком. Для скрепления древка-ратовища с наконечником в тулее обычно делалось два круглых отверстия, в которые вбивались гвозди - загвозки".

Копія - род. пад. ед. ч.; копіе - вин. пад. ед. ч.; копіа - им. пад. мн. ч.; копіемъ - твор. пад. мн. ч.

В начало словаря