Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Мысль

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Мысль

Мысль (5)

1. Воображение, творческое воспроизведение, представление:

Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2-3. Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати. 20. Великыи княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? 28. Игорь спитъ, Игоръ бдитъ, Игорь мыслію поля мѣритъ отъ великаго Дону до малаго Донца. 40.

Яко да написаеть ся въ твоеи мысли вьсегда въторааго пришьствия судии гъргыи на прѣстолѣ сѣдяштя. Изб. Св. 1076 г., 90 об. 1170: Рюрикъ же и Давыдъ не ѣхаста к нему, рекуча тако ему: Оже к нама хрестъ цѣлуеши, ако ти на наю лиха не замыслити, а вѣ всяко поѣдевѣ к тобѣ. Мьстиславъ же ужасеся мыслью. Ипат. лет., 542 (XV в.). 1172: Такоже чтуть бѣси чтущая их, якоже и сего (еретика) доведоша бѣси и възнесъше мысль его до облакъ, устроиша в нем втораго Сотонаила, и сведоша и въ адъ. Там же, 553. И взложи на чересла еи пилу, и повлѣкъше единою и въторое натьроша нозѣ блаженыя. ... смѣющю же ся цесарю, никътоже не съмѣяше явѣ плакатися, и сльзяще горько своими мысльми. Муч. св. Ирины, 109 (XII в.). Бых мыслию паря, аки орелъ по воздуху. Сл. Дан. Зат., 22 (нач. XVII в. ← XII в.). Нѣсть бо како очима сима телесьныима видѣти, тацѣхъ духовьныихъ, нъ възиди мыслию на оно небо вышьнее и на свѣтъ пълныи страха. Златостр., 41 (XII в.). Нъ обьщии господь и великыи учитель Христосъ истиньныи научи, да подъемлюще сия труды, мыслию прѣходимъ на вѣчьную жизнь. Там же, 62. Если то образъ сиць его есть чюденъ, то колма паче иже свѣтовьную сию доброту видетъ, достоини суть дивити се и къ творьцу свѣтовноому мыслию възлетѣти и поклонитися ему и прославити и, им же сицу тварь естъ добру створилъ. Шест. Ио. екз., 19 об. (1263 г.). Да и луны убо не мозѣмъ очима мѣрити, нъ мыслию, яже велми паче очесу истиньнѣиши естъ наистинное изобрѣтение. Там же, 148. Еда акы убогыи человѣкъ мѣритъ мысльми божию силу, не мни, яко толико можетъ богъ, еликоже и ты можеши домыслити се, аще ли толико можетъ, еликоже и азъ разумѣю, то дръзающи, яко и зѣло хуждии богъ, измѣрила бо и е моя мысль, аще ли вышии е моее мысли, и не доидетъ мои умъ его, то не ислѣденъ есть. Там же, 155 об. Ибо яко вретище обетщало, ходя на нѣчье душу свою, иступаю от паки умомъ своим, ползая мыслию, яко змия по камению, не вѣдыи стяжания сп̃сеннаго, ни стяжав крилу покаяния. Посл. Дан. Заточ., 72 (XVII в. а- XIII в.). Въ церкви хощю пяти словесъ глаголати мыслию своею, нежели тьму словесъ изъглаголати языкомъ. Пчела, 398 (XIV в. ← XIII в.). Величавыи позна свое естьство, иже вещью бесьмьрьтьнъ высокомыслье мнить ся веченъ, мыслью паря акы орелъ. Прол. 1383 г., 108.

∆  Где гуляю, где хожу, / Все дружка на уме держу... / На своих крепких мыслях. Шейн. Великорусс в св. песнях, 1, 194. На красно солнышко ... лихие люди глазом не огледят ... думой не подумают и мыслям не помыслят. Заг. для удачи на охоте. Кадник. Прогр. № 25. Видно, думушки теперечко несчастныя, / Мои мысли у горюши не таланныя! / Кабы знала я горюша про то ведала, / Што не долгой-то уписан ему векушко, / Я бы малого ведь в люльке закачала бы. Барсов. Причит. Сев. кр., 1, 107.

Ср. Н. Полевой [Рецензия: „Песнь ополчению Игоря Святославича, князя Новгород-Северского. Переведено с древнего русского языка XII столетия Александром Вельтманом. М., 1833" - „Московский телеграф", 1833, № 7, стр. 438 (примеч.)]: „Думаю, что здесь разумеется отнюдь не мысль, а что-нибудь другое ... не зверок ли, не птичка ли какая, ибо тут видимая постепенность сравнений - облака, земля, дерево - орел, волк - мысль?". [Карелкин] (Рецензия: „Игорь, князь Северский. Поэма. Перевод Николая Гербеля...". - Отечественные записки, т. 93, № 3, 1854, отд. IV, стр. 9): „Покойный Полевой, а вслед за ним и незабвенный Пушкин думали, что слово мысль здесь описка, что по аналогии с серым волком и сизым орлом тут должен быть какой-нибудь зверок, мышь например. Мы случайно узнали, что есть такой зверок, который именно бегает по деревьям - не мышь, а мысь. В Псковской губернии Опочецком уезде (ныне Опочецкий район Великолукской области, - В. В.) мысью называют белку, или векшу" (Даль, ТСЖВЯ, II, 365: Мысь ж. пск. белка, векша, - В. В.)". И. А. Новиков („Сл. о п. Иг." в переводе И. Новикова. М., 1938, стр. 89): „Нами принято здесь чтение Е. В. Барсова, который, кроме слова «мысль», выделил еще рядом слово «мысь», означающее не просто белку или векшу, как думал Даль, а именно летущую векшу, или летягу, очень похожую по виду на белку, но ... относимую ... к особому семейству летяг (Petauristidae). У нас водится всего один вид летяги - Pteromys volans L.". Н. М. Егоров (Мышью или мыслью? - ТОДРЛ, т. XI. М. - Л., 1955, стр. 13): „Ему (автору „Сл. о п. Иг.", - В. В.) знакомо ... животное лесная мышь, жизнь которой настолько тесно связана с деревом, что она даже и гнезда свои плетет в ветвях кустарников. Лесная мышь - Duromus nitedula Schreb. - обитатель южнорусской и северокавказской лесостепи и встречается везде, где есть кустарниковые заросли, фруктовые и ягодные сады и пойменные леса. Это преимущественно ночное животное. Днем лесная мышь спит таким крепким сном, что ее без всякого труда можно взять из гнезда, последнее и послужило причиной того, что она теперь именуется у населения «соней» ... движенья ее необычайно легки и грациозны... Именно эту грациозность движения сони по дереву и имел в виду автор «Слова» в своей характеристике Баяна". Н. В. Шарлемань (Заметка к тексту „Растѣкашется мыслію по древу" в „Сл. о п. Иг.". - ТОДРЛ, т. XIV. М. - Л., 1958, стр. 41): „Прежде всего вносим поправку (к статье Н. М. Егорова, см. выше, - В. В.). Dyromus nitedula вовсе не мышь, а совершенно другой вид, малоизвестный ночной зверек - лесная соня, к которой глагол «растекаться» не применим: она не бегает, а довольно медленно лазит по коре и ветвям деревьев. Соня, как и ранее предложенные белка и летяга, - неудачные конъектуры". В. В. Мавродин (Одно замечание по поводу «мыси» или «мысли» в Сл. о п. Иг". - ТОДРЛ, т. XIV. М. - Л., 1958, стр. 61-63): „... видимо, во времена Киевской Руси слово «мысь» в значении белки имело более широкое распространение. Этот пушной зверек, в лесах Восточной Европы встречающийся повсеместно, был одним из наиболее распространенных объектов охотничьего промысла и тогда, когда создавалось «Сл. о п. Иг.», и гораздо позднее, да и теперь, в наши времена. Вполне естественно поэтому, что в разных местах он мог называться по-разному. ... Что касается попытки усмотреть в «мыси» соню, то вряд ли таковую можно посчитать состоятельной. Все сони (соня-полчок, лесная соня, садовая соня) ведут ночной образ жизни, спят 8-9 мес. в году, и вряд ли южной темной летней ночью можно было проследить даже зоркому глазу, как соня носится, «растекается по древу». Объектом охотничьего промысла на Руси сони никогда не были".

2. Замысел, намерение, умысел:

А ты, буи Романе, и Мстиславе! храбрая мысль носитъ ваю умъ на дѣло. 31.

Да оставите нечьстивыя пути своя, и мужь безаконнивъ мысли своея, и обратитеся къ господу. Изб. Св. 1073 г., 41. Володимиръ же, иже и Мономахъ нареченыи, сынъ Всеволожь ... пришьдъ нощию и обложивъ окова чюдодѣиныя и достохвальная святая гроба страстотрьпьцю христову мученику Бориса и Глѣба. И тако же нощь отъиде, и на утрия пришедъше съ радостию узьрѣвъше, поклоняхуся хвалу въздаша богу и святыима мученикома, яко таку мысль въложивъшю въ сердце благоверьному князю. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.) 38 (XII в. ← XI в.). Тъгда же повѣда (отрок) единому Антонию мысль свою, глаголя: Хотѣлъ быхъ, отьче, аще богу годьно, мнихъ быти и жити съ вами. Ж. Феод., 52 (XII в. ← ок. 1088 г.). Се аз недостойныи игуменъ Данилъ ... понужен мыслию своею и нетерпѣниемъ моимъ похотѣхъ видѣти святый градъ Иерусалимъ и землюобѣтованную. Хож. Дан. игум., 1 (1496 г. ← 1113 г.). Разидоша же ся братиа, имуще в сьрдьци злобу велику и мысль друг на друга. Флав. Полон. Иерус., 213 (XVI в. ← нач. XII в.). И повелѣ (Флор) имъ, да выдадять лаявших ему. Аще же не приведуть винных, то сами приимуть мѣсть их. Они жеотвѣщаша, яко народ весь мирну мысль имѣють. Там же, 270. 980: И посла Блудъ къ Володимеру, сице глаголя, яко „Сбысться мысль твоя, яко приведу к тобѣ Ярополка, и пристрой убити и". Пов. врем. лет, 55 (1377 г. ← нач. XII в.). 1169: И начаша приятьли Мьстиславли повѣдати Василкови и Володиславу, оже Володимиръ Мьстиславличь и Андрѣевичь и Ярославъ Мьстиславль братъ и Рюрикъ и Давыдъ цѣловали крестъ, якоже взяти имъ волость у Мьстислава по своеи воли... Василко же възма мысль ихъ, посла ко Мьстиславу Володимирю, являя ему вси рѣчи ихъ. Ипат. лет., 533 (XV в.). Онъ же (воевода Дария) рече: ... имаеши языки многы, да сбери воя от нихъ и, аще ти възможно есть, и богы приведи на помощь, и побѣдишиеллины, множествомъ оружия противныя своя ужаствиемъ. Си же слышавъ, Дарии рече: Добрѣ еси съвѣтовалъ, едина бо мысль еллинскаа побѣждаеть народы варварскыя, якоже единъ песъ заячныи стадо овець разгонить. Александр., 53-54 (XV в. ← XII в.). Си множайша рекъ: „Прочее да вставъ нощию, сотворю си молитву, да яко же хощетъ богъ, тако о мнѣ сотворитъ". Увѣдѣвъ же дияволъ мысль его и глаголаше: „Аще встанеши нощию творити молитвы, взбѣснѣти имаши". Ж. Нифонта, 246 (1219 г.). И въставше вси, продающии соль, приидоша къ Святополъку и навадиша на мниха, глаголюще, яко Прохоръ чернець... даеть соль всѣм к нему приходящим невъзбранно, мы же обнищахом. Князь же, хотя им угодити, двое же помысли в собѣ: да сущую млъву в них упразднить, собѣ же богатьство приобрящеть. Сию мысль имѣа въ умѣ своем, съвѣщавъ съ своимисъвѣтникы цѣну многу в соли. Патер. Печ. (Абр.), 152 (XV в. ← XIII в.).

|| Желание, просьба.

Аще когда речяше ему братъ, яко хощю ти рещи мысль свою, глаголаше ему съ кротъкомь гласомь: Приди въ Крувуклионъ. Патер. Син. (рук.), 92 (XI в.).

3. Сознание, разум.

Тѣло убо тонко [впреди] очима украсися, а назади слѣпо есть, мысль же и преже бывшее памятью видить. Пчела, 19 (XIV в. ← XIII в.). Того ради крила дана суть птицамъ, да прелѣтять [сѣть], а того ради мысль человѣкомъ, да убѣжатъ грѣха. Там же, 354.

4. Дума, размышление.

Дьни настоящю мълва бываеть въ человѣцѣхъ и мятежъ, и пришъдъши нощи вьси усънуть, тако и человѣкъ томимъ отъ мыслии, приимъшю постъ вься умьртвить. Изб. Св. 1076 г., 235 об. А самъ (Борис) вълѣзъ въ шатьръ свои, начатъ молитву творити вечернюю съ сльзами горькыми... По сихъ леже съпати, и бяше сънъ его въ мънозѣ мысли и въ печали крѣпъце и тяжьцѣ и страшьнѣ. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 16 (XII в. ← XI в.). 1074: „Бѣси бо, - рече (Феодосий), - насѣвають черноризцем помышленья, похотѣнья лукава, вжагающе имъ помыслы, и тѣми врежаеми бывають имъ молитвы; да приходящая таковыя мысли възбраняти знаменьем крестнымъ. Пов. врем. лет, 122 (1377 г. ← нач. XII в.). Како ти возглаголю то, имѣялубян ум, а полстянъ язык, мысли яко отрепи изгребены? Посл. Дан. Заточ., 72 (XVII в. ← XIII в.). Видѣша единого (старца) ею бледа и умилѣна зѣло, а другаго - весела и свѣтла. И дивишаше вси, яко брашно едино равно приимаста. И въпроси ся унывшаго, глаголюще: Како стязаста ся мыслью в келии своеи? Прол. 1383 г., 40. Въ смѣреномудрии же всякомь и въ святыни и въ уготовании благыхъ дѣяньихъ свою душю комуждо соблюдающю, къвнѣшнимъ стягнувъ мысль смотрящю, яко да не како присно сущему времени нѣкое от божиихъ хотѣнии съгрѣшить и устроение нашего жития съгладить. Панд. Ник. (Чуд.), 14 (XIV в.).

|| Настроение.

Велико оружие молитва, аще съ съмѣреною мыслью молимъ ся, аще въ пьрьси биемъ ся, акы мытарь. Изб. Св. 1076 г., 229. Яко же бо вода движеться от нужа ветрьная, тако же и гнѣвливыи смущаеться от мысли своея; человѣкъ гнѣвливъ - вьпръ дивии: друга и зубы поскрогта. Лобк. прол., 58 об. (XIII в.). И нынѣ, чада, не упиваитеся виномъ, пияньство бо развращаеть умъ от истины, и влагаеть гнѣвную мысль, и приводить на прелесть очи. Палея толк., 108 (1406 г. ← XIII в.).

|| Рассуждение; мнение.

Июдѣи же, иже въ градѣ бѣша, разноличными мысльми смятошася, ови строяхутся противу, а друзии заимаху и нижаху умершая, понеже такого зла не видѣша. Флав. Полон. Иерус., 197 (XVI в. ← нач. XII в.). Бѣси искушающе человѣкы, и вълагаху лукавьства въ слухы человѣкомъ, ... они же мняще, яко от своея мысли тако глаголють, и скоро творять, наважаеми. Ж. Нифонта, 283 (1219 г.). Лѣствица утвержена и устроена твердо на здание при трусѣ не распадеться, тако и сердце утвержено мысльми во время думы не устрашиться. Пчела, 16 (XVI в. ← XIII в.). Улучающих же правду хвали и чьсти, замышленьемъ бо ихъ славенъ ты еси, ни улучающихъ же не поноси, ни укори, мысли бо ихъ подобаеть смотрети, а не поносити, зане умъ не постиглъ лучьшаго. Там же, 18. Безсмертнаго бога силою и величествомъ, изъ дедъ, изъ прадѣдъ, отъ первыхъ цареи и отьцъ нашихъ, Атюлюкъ царь слово рекъ, Мамаевою мыслию, дядиною. Ярлык 1379 г. СГГД, 2, 13.

|| Расчет, соображение.

Титъ же повелѣ своим, да никако же оружиа возмуть, воздвигнуть на ня. И пристави глагольникы, и нача первѣе се глаголати к ним: Уже ли насытистеся зла отьчьство, не приемлюще мысли о нашеи силѣ ни о своей немощи? Флав. Полон. Иерус., 423 (XVI в. ← нач. XII в.). Начах копати и потруждься много, и въручих другому брату, и раскоповающе до полунощи, и не могохом обрѣсти мощи святаго... и другая мысль прииде ми, егда како на страну копаем. Патер. Печ. (Абр.), 80 (XV в. ← XIII в.). Веснѣ мысль, а въ осени иная, ино, панове, кто можетъ угадати и на что отплошитеся и какъ чаяти доброго дѣла, коли мысль нестоятелна? Польск. дела II, 129 (1563 г.).

Мысль - им. пад. ед. ч.; мыслію - твор. пад. ед. ч.

----- Дополнения -----

К знач. 1.

Мыслию же раздѣливъ, познаеть естьствѣ его же (Христа) есть дѣиство. Изб. Св. 1073 г., 15. Небеса проходить (человек) мыслью, звѣздьная пошьствия и растояния и мѣры размышляеть. Там же, 134 об.

∆ Не смел то я думушкой подумати, / Не смел то я мыслями помыслить. Е. В. Барсов. Памятники народного творчества в Олонецкой губернии. СПб., 1873, с. 30.

Ср. Словарь русских говоров Среднего Урала, т. II. Свердловск, 1971, с. 150: «Мысь. Белка (Асбестовский район Свердловской обл.). Мысь - белка, чаще старые люди говорят (указано О. Н. Трубачевым, - В. В.)».

Ср. Ф. Я. Прийма (Голоса, вторящие Плачу Ярославны. - В кн.: Соврем. проблемы литературоведения и языкознания. К 70-летию акад. М. Б. Храпченко. М., 1974, с. 201-202): «Оборот мысли мыслити, по-видимому, обречен на полное исчезновение, в настоящее время он встречается лишь изредка в старинных народных песнях (см. Чердынская свадьба. Составил А. Зырянов. Пермь, 1969, с. 13 («скоро мысли перемыслили»), - примеч. Ф. Я. Приймы). Любопытно, что в сербскохорватском языке сочетание существительного мысль (мисао) в винительном падеже с однокоренным глаголом (мислити) занимает более прочные позиции, чем в языке русском, и встречается там в самых различных вариантах.

Стаде соко мысли размишљати

Све мыслио, не једно смислио.

(Вук Ст. Караџић. Српске народне піесме, кн. 1. Београд, 1958, с. 339, - примеч. Ф. Я. Приймы).

Несмотря, однако, на довольно широкое распространение тавтологизма мысли мислити в сербскохорватском языке, частотность его употребления и там постепенно идет на убыль, ограничиваясь в настоящее время главным образом сферой народно-поэтического творчества». О. Н. Трубачев (Еще раз мыслию по древу. - В кн.: Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. К 80-летию чл.-корр. АН СССР С. Г. Бархударова. М., 1974, с. 24-26): «Старая форма *mysь сохраниться не могла, она закономерно перешла бы в *myšь (это наглядно демонстрируют отношения и.-е. *mūs - слав. *myšь). Форма *myslь равным образом не должна была бы сохраниться (В омонимичном *myslь ‘идея, воображение’ -s- сохранилось, потому что не следовало непосредственно за -y-, Ср. этимологии из *mūd-sl или из *mṇt-sl, - примеч. О. Н. Трубачева), но дала бы *mylь, потому что s после i, ŭ, r, k перед сонантом результировало в славянском в нуль звука, о чем говорят очень надежные примеры: праслав. *žila, русск. жила < *gislā Ср. лит. gýsla ‘жила, сухожилие’; праслав. *luna, русск. луна < *louksnā; праслав. *čьrnъ, русск. чёрный < *kirsno-. Примирить между собой формы русск. диал. мысь и др.-русск. мыслию (тождество которых не вызывает у нас сомнения) можно при том условии, что между -s- и -l- находился зубной -t-. Реконструируемое *mys-tl- затем упростилось в *muslь подобно тому, как это произошло в лѣторасль < *лѣторастль; наступила омонимизация с *myslь ‘мысль, воображение’, затемнившая первоначальное положение вещей и содействовавшая вытеснению слова *myslь ‘мелкий зверек, белка’, которое с дальнейшим упрощением в мысь просуществовало в псковских говорах до XIX в.

Раннепраславянское *mys-tl-, или, вернее, *mūs-tl, фонетически обязательная праформа для др.-русск. мыслию и русск. диал. мысь, содержит в первом компоненте *mūs- ‘мышь’, что представляется убедительным со стороны формы и значения ...мы полагаем, что раннепраславянское название мелкого зверька *mūstlĭ родственно лат. mūstēla ‘ласка’, ‘каменная куница’ ...И.-е. *mus-t(e)l обозначало бы носящегося, летающего зверька. В других индоевропейских языках название закрепилось за лаской (лат., осет.), в славянском диалекте оно, видимо, означало белку-летягу, Ср. , между прочим, научное название последней - Pteromys, буквально что-то вроде ‘летучая мышь’ (греч.). Мы приходим тем самым к довольно старому толкованию реликта мыслию в Слове о полку Игореве, но на основе новой аргументации».

В начало словаря