Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Ратаи

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Ратаи

Ратай - ратаи - пахарь, земледелец, сеятель (1):

Тогда по Рускои земли рѣтко ратаевѣ кикахуть, нъ часто врани граяхуть, трупіа себѣ дѣляче. 17.

Яко кормьчия погыбѣлемъ суть и лодья истопления, пастыремъ убожье овчая пагуба, и ратаемъ небрежение странамъ погыбѣлье, тако и преподобнымъ оскудѣние всего мира разрушение. Хрон. Амарт., 218 (XIII-XIV вв. ← XI в.). И хожаху от града ратаи; не имяху откуду жита, оставъшеи въ градѣ, ни пшеници же имяху, ни муки, ни дровъ. Ж. и чуд. Николы, 59 (XIV в. ← XI в.). Сыну, был ми есть яко ратаи, оравыи ниву: и въсѣя на неи 12 кад[е]и. Пов. об Акире, 219 (XV в. ← XI-XII вв.). 986: Роди Адам Каина и Авеля; бѣ Каинъ ратай, а Авель пастухъ. Пов. врем. лет, 63 (1377 г. ← нач. XII в.). Тѣмь же прѣже варивъ показаеть, каку имуть прияти благыню, иже сътьрпять во вьсе, рекъше, надѣждю имуще велика добра доити, и ратая бо и вься земльныя дѣлателя. Златостр., 61-62 (XII в.). И трѣбѣние указати зѣло суще: весло гребьцемъ въ корабихъ, ратаемъ рало и лопату, а воиномъ копища дае. Шест. Ио. екз., 22 об. (1263 г.). Бѣ же много множество тоя веси съшлося с поль, такоже и Зифосъ и Антионъ, сына Антинопия, с ними и съ воскормившимъ я Онородиемъ ратаемъ. Хрон. Малалы II, 46 (XV в. ← XIII в.). И в то время по Резанскои земле около Дону ни ратаи, ни пастухи в полѣ не кличют, но едины вороны грают, трупи ради человеческия. Задон. Унд., 538 (XVII в. ← XIV в.). Имать же толъстоту кожа его (носорога) исхше 4 персты, и от того ратаи влагають желѣза мѣсъта въ плуги и орють землю. Козма Инд., 227 (XVI в. ← XIV-XV вв.). А в веснѣ дѣти ратаи взорютъ и целизну яровое полѣ, кормятъ ихъ в трапезѣ. Кн. келарск. Кир.-Белоз. мон., 12 (XVII в. ← XVI в.).

∆ Он (Вольга) услышал в чистом поле ратая: / Орет в поле ратай, понукивает, / Сошка у ратая поскрипывает. Рыбн. Песни, I, 10. Этот пахарь пашенку попахивает, / У ратая сошенка его поскрипливает. / А у ратая омешики прокырскивают. Онеж. былины Гильф., I, 221. Ой да поедзь саби да ў чистое поле, / Ў чистум поли да ратаи твои, / Да ратаи твои да ўсе молодые, / Волики твои да ўсе половые. Шейн. Белор. сб., I, 1, 61.

Ср. Картотека Псков. обл. слов.: Ратай - пахарь. Куликовский (Сл. обл. олон. нареч.): Ратай - землепашец. Гринченко (Сл. укр. мови): Ратай - пахарь.

Ср. С. П. Обнорский (Очерки по истории рус. лит. яз. старшего периода, М. - Л., 1946, с. 151): „В форме именительного мн. числа ратаевѣ ... в конечном ѣ-и след позднейшего отражения флексии и, общей флексии у существительных с основами на *-о, отражения, имевшего место в промежуточном списке «Слова»". В. Л. Виноградова (Лексическая вторичность „Задонщины" сравнительно со „Сл. о п. Иг.". - ТОДРЛ, т. XII. М. - Л., 1956, с. 23): „В две последние редакции «Задонщины» - списки Ундольского и Синодальный XVII века - писцы перенесли слово «ратай» из «Слова о полку Игореве»... В значении пахаря, земледельца «ратай» в XII в. было общеупотребительным. В начале XVII в., а может быть и раньше, оно обнаруживает тенденцию к утрате. Во второй половине XVII в. мы уже не встречаем этого слова в литературных памятниках, кроме фольклора (в котором архаическая традиция, как известно, дольше сохраняется), а также северных русских говоров: архангельского, новгородского, олонецкого. Таким образом, в середине XVII в., когда слово «ратай» было вписано в «Задонщину», оно уже представляло собой архаизм или диалектизм". Н. М. Дылевский („Ратаевѣ кикахуть" и „А злата и сребра ни мало того потрепати" в „Сл. о п. Иг.". - Годишник на Софийскии ун-т, ист.-филол. фак., т. XLII, 1945/46, с. 6-7): „В памятниках древней русской письменности, а позднее и в образцах народного творчества, со словом оратай связывалось представление об «орании», обработке земли оралом, сохой, но никак не о корчевании, что становится совершенно ясным и неоспоримым из целого ряда выражений и примеров в произведениях южнославянской и древнерусской письменности".

|| Перен. Насадитель, наставник.

Ныня ратаи слова, словесныя уньця к духовному ярму приводяще, и крестное рало в мысьленых браздах погружающе, и бразду покаяния прочертающе, сѣмя духовное всыпающе, надежами будущих благ веселяться. Сл. Кир. Тур., XIII, 417 (XIV в. ← XII в.).

◊ Ратаевѣ - им. пад. мн. ч.

В начало словаря