Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Рогъ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Рогъ

Рог - рогъ (1)

1. Нарост из костного вещества на черепе у некоторых животных.

И видѣхъ овна, рогома бодуща на море и на сѣверъ и на угъ, и звѣрье вси не станяху пред нимь. Хрон. Амарт., 281 (XIII-XIV вв. ← XI в.). Тура мя 2 метала на розѣх и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинъ ногами топталъ, а другыи рогома болъ. Поуч. Вл. Моном., 162 (1377 г. ← нач. XII в.). Нектонавъ же, одравъ овну младу, главу и лобъ съ рогы, и позлати влъну и рогы и възложи си на главу. Александр., 10 (XV в. ← XII в.). Не хвалимъ бо ни конь, иже рогомъ не бодут, но тѣхъ хвалимъ, аще не копаютъ, а волы хвалимъ, аще не бодуть кротости ради. Пчела, 27 (XIV в. ← XIII в.). Борза же и рысь, инърогъ страшенъ, в розѣ имыи всю крѣпость. Мер. правед., 31 об. (XIV в.).

|| Сосуд, сделанный из рога животного или подобный ему по форме:

За нимъ кликну Карна, и Жля поскочи по Рускои земли, смагу людемъ мычючи въ пламянѣ розѣ. 20.

Ту же есть Самоиловъ рогъ, изъ него же масло излиялъ на Давида царя. Хож. Ант. Новг., 19 (XVI в. ← 1200 г.). В дьнь же паски в нощь святого воскресения приимъ свѣтилникъ и устроив новъ рогъ, и вложивъ налиявъ его с вечера, вста на молитву. Юр. прол., 257 об. (XIV в.). А друзии вѣрують въ Стрибога, Дажбога и Переплута, иже вѣртяче ся ему пиють в розѣхъ. Сб. Соф. XIV-XV вв., 12 об. 1472: И посадники псковскии и бояре вышедше из насад, изналивавши кубцы и роги злащеныя с медомъ и с вином, и пришедши к неи челом удариша. Псков. 3 лет., 189 (XVI в.). И взем Самоилъ рогъ, в немже бяше масло, възлиа на главу его (Саула) и лобыза и. Библ. Генн. I Цар., X, 1 (1499 г.). А судовъ моихъ въ казнѣ ... да волъ, да чолнъ, да куръ, а вѣсу въ кубкехъ и въ волѣ и въ куре и въ чолну восмьдесятъ гривенокъ... да рогъ невѣшонъ, да чара болшая. Духов. грам. Дмитр. Иванов. СГГД, 1, 407 (1509 г.). Во Израили помазахуся цари и архиереи отъ рога, полагаемаго на главу, просто молвить - рогъ в церквѣ повѣшенъ, налитъ масла древянаго. Авв. Кн. толков., 459 (XVII в.).

∆ А тут-то Настасья Микулична / Наливала она чару зелена вина / ... Да турей тот рог меду сладкаго. Онеж. былины Гильф., III, 15.

Ср. Я. И. Ясинский (Из истории работы Пушкина над лексикой „Сл. о п. Иг.". - В кн.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, 6. М. - Л., 1941, с. 362): „Существенная деталь искупительной жертвы - очищение огнем - могла послужить Пушкину связующим звеном для сопоставления библейского обряда «возложение крови на роги алтаря всесожжений» (см. кн. Левит, IV, 7, 18, 25, 30, 34, - В. В.) с повествованием летописца («из рогъ его яко угліе горячое исходило») и с аллегорией древнего певца («смагу мычючи въ пламянѣ розѣ»)". В. Ф. Ржига (Очерки из истории быта домонгольской Руси. - Труды Гос. ист. музея. М., 1929, с. 49): „Говоря о серебряной и оправленной в серебро столовой посуде, следует назвать также турьи рога или рога вообще в серебряной, золотой и позолоченной оправе, служившие в качестве кубков для вина. В летописи для более позднего времени, именно для XV в., находится целый ряд упоминаний о таких рогах. Для древнего же времени можно толковать ... текст из Русской правды, где рога названы наряду с чашей. Обычай пользоваться рогами животных был очень распространен в древности. Его находим не только у славян, но и у германцев и на востоке. Д. В. Самоквасов при раскопках Черниговского кургана, известного под названием «Черной могилы», нашел там богатое погребение, в котором находилась между прочим пара больших турьих рогов в серебряной оправе, украшенной битым и рытым узором восточного стиля".

|| Духовой музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.

И духъ же божии есть укрѣпи Гедеона и въструби рогом, и възпи и въезеръ въслед его. Библ. Генн., Суд., VI, 34 (1499 г.).

2. Единица счета рогатых животных.

1311: И стояша (новгородцы) 3 дни и 3 ночи, волость труче, села великая пожгоша, обилие все потравиша, а скота не оставиша ни рога. Новг. 1 лет., 93 (XIV в.).

3. Остро торчащая часть, конец чего-л.

1104: В се же лѣто бысть знаменье: стояше солнце в крузѣ, а посредѣ круга кресть, а посредѣ креста солнце, а вне круга обаполы два солнца, а надъ солнцемь кромѣ круга дуга, рогома на сѣверъ. Пов. врем. лет, 185 (1377 г. ← нач. XII в.). 1185: И въ солнцѣ учинилося, акы мѣсяць, изъ рогъ его, яко огнь жарящь исхожааше. Соф. 1 лет., 180 (XV в.). Одолѣнъ есмь, и молча пакы; побѣженъ есмь, яко повержеши волчьцѣ желѣзныѣ, то одинъ рогъ горѣ остро стоитъ. Пчела, 279 (XIV в. ← XIII в.). Ти яко не увѣща, наипаче мучивъ и на дрѣвѣ повѣшивъ нага, и по ребромь тръгавъ, по семь съ дрѣва снемъ и на трьхъ розѣхъ острыхъ положивъ я, и наконець усѣкнувъ я. Прол. 1383 г., 22.

4. Перен. Сила, мощь, могущество.

Рожи[и]ся от дѣвы низъложи и съвѣты зловѣрьныхъ ... съньмище утвьрьди недвижимо, яко бога рогъ възнесъ и вѣрою укрѣпивъ, да вьси тя величаемъ. Мин. сент., 022 (1095 г.). И рогъ вышьняго [съ]възвышаеть ся кънязя нашего, на томь вражиемь съкрушенъмь рогъмь, вели[и] еси, господи. Там же, 0121. Языци бо мнози приступятъ къ стѣнамъ его и рогы своя сокрушать, отходяще со срамомъ. Жит. Андр. Юрод. ВМЧ, окт. 1-3, 210 (XV в. ← XII в.).

5. Перен. Слава, хвала.

Възносите рогъ вьси дьньсь вѣрьни: крьстъ бо въздвизаеть [ся] и яко солнце земли луча прострълъ есть, и мракъ отворилъ есть на свѣтъ невечерьнии. Мин. сент., 0129 (1095 г.). И ссѣку от лица его врагы его [и] ненавидящая его побѣжю; истина моя и милость моя с нимь, и въ имя мое възнесеться рогъ его. Хрон. Амарт., 129 (XIII-XIV вв. ← XI в.).

|| Тщеславие, кичливость, надменность.

Священыи въста рогъ богомудрыимъ, главѣ всѣмъ крьстъ, на немьже грѣшьныихъ мысльныихъ сътирають ся рози вьси. Мин. сент., 0125 (1095 г.). И сгрѣшающимъ: не възносите рога (κερας) и не глаголите на бога неправды, яко богъ судии есть. Хрон. Амарт., 120 (XIII-XIV вв. ← XI в.).

◊ Розѣ - предл. (мест.) пад. ед. ч.

В начало словаря