Словарь-справочник "Слова о полку Игореве"
Сѣрыи

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Х Ц Ч Ш Щ Я

Сѣрыи

Серый - сѣрыи, -ая, -ое - серый цветом (3)

Никто же убо от мнихъ въ льняну или въ каку либо да облѣчеться одежю, не тъчию еже от руна, и то же чьрно или то само чьрмьно, или сѣро наричаемое, да будеть же имъ вьсяко одѣние худо и чисто, и никако же свѣтьло. Уст. Студ., 223 (XII в.). Да ещо у тебя у брата своего прошу кречата бѣлого, которой лебеди ловитъ, да сѣрого кречата дикомыта. Крым. дела II, 25 (1508 г.). Проданъ меринъ сѣръ Ивану Васильевичу Неѣлову, взято 5 рублевъ. Кн. прих. Болд. м., 238 (1593-1607 гг.). И взяли де у нихъ грабежемъ ... да у него Федки шестнадцать алтынъ четыре денги, да волкъ сѣрой, на двѣ сковороды желѣзные. ДАИ, VII, 29 (1676 г.).

∆ По Дунай-реке бежат два волка, / Оба серые, хвосты белые. Рыбн. Песни, III, 342.

|| В качестве постоянного эпитета:

Боянъ бо вѣщіи, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. 2-3. Сами (Куряни) скачють, акы сѣрыи влъци въ полѣ, ищучи себе чти, а князю славѣ. 8. Гзакъ бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ, Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону Великому. 11.

И притекоша сѣрые волцы от усть Дону и Непра, ставъши воюют на рецы на Мечи, хотят наступати на Рускую землю. То ти было не сѣрые волцы, но приидоша погании татарове, приити хотят воюючи в Рускую землю погании татарове. Задон. Ист.-1, 542 (кон. XVI - нач. XVII в. ← XIV в.). И отскоча поганыи Мамаи от своея дружины серым волком взвыл, и притече к Хафѣсте граду. Задон. Унд., 540 (XVII в. ← XIV в.)

∆ Говорыл-то Олешенька таковы реци: / ... Я погрёп-то у Добрынюшки тело белоё, / Щобы черны-ти вороны не граели, / Щобы серы-ти волки косток не таскали. Григор. Арх. был., III, 173. Вся же сила у татар да спать порозлегла. / Обвернулся тут Микитушка серым волком, / А конюшок-то всех у них повыдавил. Онеж. былины Гильф., I, 144. А й как князь Роман Митрьевич, / ... А как ён мастер ведь по полям скакать, / А й по полям скакать да он серым волком. Там же, 562. „Ганусю, дѣвонько, чому то собаченьки брехали?.." / „Ой, моя пани матко, сѣріи вовчики ходили". Головацк. Галицк. нар. песни, I, 78. Па полю, па полю / Полю чистому / Там бягуць, бягуць / Ваўки серыя. Косич. Литвины, 72.

Ср. В. П. Адрианова-Перетц (Очерки поэтического стиля Древней Руси. М. - Л., 1947, с. 96-97): „...в древнерусской литературе, как и в фольклоре, волк не всегда отрицательное уподобление. Дружинники и князья в Слове о полку Игореве и добрый молодец в Повести о Горе-Злочастье сопоставлены с волком не по признаку их отрицательных свойств, а скорее в том же значении, в каком употребляются метафорические сравнения с пардусом, туром, львом и другими сильными животными: быстрота бега, сила героя вызывают иногда у авторов представление о волке как наиболее знакомом в быту звере, а эпитет «серый волк» указывает и на практику применения этого образа в фольклоре. Следует отметить, что в русской лирической песне молодец иногда также сопоставлен с волком, если речь идет о том, что он добивается девушки: Не того волка боялась, что по лесу ходит, / А того волка боялась, что по полю рыщет, / Красных девок ищет". А. П. Евгеньева (Очерки по языку русской устной поэзии в записях XVII-XX вв. М. - Л., 1963, с. 313, примеч. 326): „Постоянные эпитеты по времени возникновения чрезвычайно неоднородны. Среди них будет древнейший слой (например, эпитеты, известные уже в «Слове о полку Игореве»: серый волк, сизый орел, чистое поле, стрелы каленые, синее море, лютый зверь, зеленая трава и т. д.) и эпитеты более поздние (например, палаты белокаменные, грановитая палата, стекольчета околенка, косящето окошечко и т. д.). ...все «наиболее древние» постоянные эпитеты (красна девица, сине море, чисто поле, серый волк и т. п.) встречаются во всех жанрах устной поэзии, а во многих случаях и в письменной средневековой литературе".

◊ Сѣрымъ - твор. пад. ед. ч. м. р.; сѣрыи - им. пад. мн. ч. м. р.

В начало словаря